Александр Преображенский принял монашеский постриг с именем Агафангел и вскоре был рукоположен во священный сан. В 1886 году иеромонах Агафангел был назначен инспектором Томской семинарии с возведением в сан игумена, а через два года определен на должность ректора Иркутской семинарии и возведен в сан архимандрита. Его церковно-административная деятельность с самого начала была энергичной и созидательной; во всех сложных ситуациях отец Агафангел проявлял исключительный такт, доброжелательность и ту мудрость, которая разрешает самые трудные коллизии. За короткое время совместных трудов он приобрел искренние симпатии членов учебных корпораций, уважение и любовь воспитанников учебных заведений. Архипастырское служение епископа Агафангела началось в 1889 году. И на этом поприще раскрылись его благодатные дарования, мудрость, доброе сердце, милосердие, непреклонная энергия и высокопросвещенная ревность, поставившие его на совершенно особое место среди российского епископата. 9 сентября состоялась хиротония архимандрита Агафангела во епископа Киренского, второго викария Иркутского. Одновременно он был назначен начальником Иркутской духовной миссии. Служение было сложным и трудным, так как духовному просвещению инородцев, за которое так активно принялся епископ Агафангел, усиленно сопротивлялись монгольские ламы, распространяя чудовищно невежественные слухи, которым население, однако, верило. Они отговаривали всех, желавших креститься, уверяли, что русское правительство назначило для бурят ламскую веру, сфабриковали жалобу на насильственное крещение бурятских ламаитов иркутским миссионером и эту клевету послали в Санкт-Петербург. Потребовалось время для выяснения действительного положения дел и успокоения общественности. Несмотря на чинимые препятствия, молодой епископ продолжал окормление своего викариатства, объезжал его, крестил сотни инородцев, оказывал необходимую денежную помощь новокрещеным и способствовал устроению молитвенных домов. 17 июля 1893 года по высочайшему повелению государя императора епископ Агафангел получил назначение быть епископом Тобольским и Сибирским и возглавлял эту кафедру четыре года.

http://pravoslavie.ru/6155.html

Мое общение с Владыкой прервалось более чем на десять лет после того, как в начале 1987 года, по приглашению архиепископа Виленского и Литовского Викторина, я уехал в Литву, где вскоре принял монашеский постриг и священный сан. Возобновилось наше общение лишь после моего назначения на должность секретаря ОВЦС по межхристианским связям осенью 1997 года. Несколько раз мне довелось сопровождать Владыку Питирима в зарубежные поездки. К этому времени Владыка постарел, хотя совершенно не утратил прежней ясности ума и бодрости духа. И – что меня особенно порадовало – стал более простым и доступным. В советские годы, когда Владыка находился на ответственной должности, в нем всегда чувствовалась некоторая напряженность – он, видимо, следил за каждым своим словом, чтобы не дай Бог не сказать чего-нибудь лишнего. Теперь же этого напряжения не было, и я радовался общению с умудренным опытом архипастырем, который простыми словами рассказывал о своей долгой, яркой и многотрудной жизни. Владыка Питирим был одним из святителей, участвовавших в моей архиерейской хиротонии 14 января 2002 года. А несколько дней спустя мы вместе, по благословению Святейшего Патриарха, оказались на межрелигиозной встрече в Ассизи, после чего имели личную аудиенцию с Папой Римским Иоанном Павлом II в Ватикане. На следующий день после этой аудиенции там же, в Риме, была совершена на православном антиминсе Божественная Литургия. По желанию Владыки Питирима я служил иерейским чином, а он причащался. За Литургией молились клирики римского прихода Московского Патриархата, а также студенты из Русской Церкви, обучающиеся в итальянской столице. Совместная поездка в Италию оказалась моей последней встречей с митрополитом Питиримом. В следующий раз я увидел его уже в гробу, окруженного сонмом архипастырей и пастырей, которые, во главе со Святейшим Патриархом, при огромном стечении молящихся совершали его отпевание. Было что-то исключительно торжественное и значительное в этом последнем напутствии, которое почивший архипастырь получал от своих собратьев и своей многочисленной паствы. С особой силой звучали в этот день слова из чина погребения: «Блажен путь, в оньже идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место упокоения».

http://pravoslavie.ru/43979.html

Фото: saint-petersburg.ru Его фильмы «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин», «Хрусталев, машину!» — классика отечественного и мирового кинематографа. Фильм «Проверка на дорогах», снятый в 1971 году, пролежал на полке 14 лет и вышел на экраны только в 1985. Последний фильм — «Трудно быть богом» — режиссер снял, но озвучить не успел. Митрополит Адриан (Аурел Хрицку) (22.02.1926 — 23.02.2013), иерарх Румынской Православной Церкви, архиепископ Центрально и Западно-Европейский (1982–1992) Фото: drevo-info.ru Монашеский постриг принял в 1950 году, в 1951 рукоположен в сан иеродиакона. Архиерейская хиротония состоялась в 1974 году. С 1982 года правящий архиепископ Центрально и Западно-Европейской епархии с кафедрой в Париже. С 1992 года на покое. Ван Клиберн (12.07.1934 — 27.02.2013), американский пианист, первый победитель Международного конкурса имени Чайковского (1958) Фото: mm.kanald.ro Мировую известность имя Клиберна получило после сенсационной победы на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в1958 году. Молодой пианист завоевал симпатии как членов жюри, так и публики. Это было тем более удивительно, что действие происходило в разгар холодной войны. В 2004 году музыкант выступал с гастролями в Москве, приурочив эти гастроли к своему 70-летию. В сентябре 2009 года в Москве в рамках I Международного фестиваля мастер-классов «Слава маэстро!», посвящённого музыканту и педагогу Мстиславу Ростроповичу, маэстро дал серию мастер-классов. В июне 2011 года Клиберн был председателем жюри конкурса пианистов на Международном конкурсе имени Чайковского в Москве. Уго Рафаэль Чавес Фриас (28.07.1954 — 05.03.2013), президент Венесуэлы Фото: rbc.ua 4 февраля 1992 года возглавил путч, но уже в полдень сдался властям и призвал своих сторонников сложить оружие. При этом в момент ареста он заявил, что борьба будет продолжена. Отсидел в тюрьме два года, был помилован, сразу после освобождения вновь занялся политикой, в 1998 году победил на президентских выборах. Попытка свергнуть его в 2002 году провалилась. Высшие и средние слои общества не раз остро критиковали его, обвиняли в пренебрежении к правам человека, репрессиях, называли его диктаторов нового типа. Но Чавес был популярен и оставался президентом до конца жизни. Андрей Владимирович Панин (28.05.1962 — 06.03.2013), актер, заслуженный артист РФ, лауреат Государственной премии и премии «Ника»

http://pravmir.ru/2013-poteri-goda/

Голубинского называет " добрым гением, который оберегал пылкого юношу от увлечения клобуком " . Что это такое, как не слепая какая-то ненависть к монашеству, именно слепая, потому что всякая ненависть к монашеству покоится, как я Тебе уже говорил, на принципиальном недомыслии, на непонимании (странном для профессора) сущности и христианства, и монашества. Но знаешь ли Ты, мой любезный Друг, как мирское отношение к монашескому пострижению противоречит действительному положению вещей. " Ах, это такой тяжелый обряд, что лучше его не смотреть; можно нервы испортить! " Неправда, неправда и еще раз неправда! Я сам принял пострижение и думаю, что не придется еще в жизни пережить такой радости, какую я пережил 28 марта 1913 года. Эта радость у меня не прошла с окончанием обряда. Я был полон радости целых два месяца. Так все ликовало в душе, так радостно было, что порою я даже смущался от мысли, уже не прелесть ли это какая от лукавого. Только то, что произошло в моей судьбе 30 мая и о чем я узнал 31, отогнало от меня мою радость надолго, но и это печальное обстоятельство не изгнало радости из сердца моего совсем. По опыту могу сказать, что не напрасно при постриге монашеском постригающий, взем рясу, глаголет: " Брат наш (имярек) облачится во одежду веселия и радости духовныя, во отложение и попрание всех печалей и смущений от бесов, от плоти и от мира находящих; во всегдашнее же его о Христе веселие и радование, во имя Отца и Сына, и Святаго Духа " . Я знаю примеры, когда люди сумрачные после пострижения становились веселыми. Даже о египетских древних монахах есть рассказ, что в некоторых монастырях все ходили радостные и не было никогда никого печального. Так это и быть должно. Чем дальше от страстей, тем больше радости в сердце. Чистота сердца неразрывно связана с весельем. Блаженство в истине христианской не есть внешняя награда, но внутреннее следствие самой добродетели. Скорби у монаха бывают, но самое его решение усугубить бодрствование над собою всегда сопровождается радостью духовной. И как жалки кажутся миряне, когда говорят они о " тяжелом впечатлении " от пострига монашеского, когда самый постриг называют " живым погребением " ! Нас обвиняют иногда за то, что мы стремимся к пропаганде монашества. А хотя бы и так, что же в том дурного-то? Ведь не на грех соблазняем, а к " воистину доброму и блаженному делу " приглашаем. Мы знаем по опыту, что монашество приносит душевный мир и радость. Любовь не завидует (1Кор.13:4). Вот почему для нас, для монахов, всякое пострижение нового инока есть радость и торжество. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12; см. также: Лк.16:16). В каждом постриге мы и видим именно это усилие того, кто хочет восхитить Царство Небесное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/228/...

Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II Блаженнейший Феодор II, Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки (в миру Николас Хорефтакис) родился в Канли провинции Кастели Ханья в 1954 году. В детском возрасте жил вместе с семьей в Тилисе, в Агиес Параскиес, в Гераклионе на острове Крит. После гимназии учился в Церковной школе Ризариев в Афинах и получил степень магистра после окончания богословского факультета Университета Аристотеля в Фессалониках. Также он изучал историю искусств, литературу и философию в Одессе. Блаженнейший Феодор II, Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки (в миру Николас Хорефтакис) родился в Канли провинции Кастели Ханья в 1954 году. В детском возрасте жил вместе с семьей в Тилисе, в Агиес Параскиес, в Гераклионе на острове Крит. После гимназии учился в Церковной школе Ризариев в Афинах и получил степень магистра после окончания богословского факультета Университета Аристотеля в Фессалониках. Также он изучал историю искусств, литературу и философию в Одессе. В 1973 году принял монашеский постриг в монастыре Анкарат. Продолжил учиться в салоникийском Университете имени Аристотеля на богословском факультете. В 1975 году рукоположен во диакона в монастыре Спили, и занимал должность протосингела (секретаря) Ламбийской и Сфакийской митрополии на Крите. Активно участвовал в проповеднической и филантропической деятельности. С 1985 до 1990 года находился в Одессе в качестве Экзарха Патриарха Александрийского в России, где его паствой были греки бывшего Советского Союза. Он основал школу Греческой Культуры и музей Филики Этереа для 600 детей, где ведется обучение греческому языку. В 1990 г. был рукоположен в епископа с титулом Киринского и был назначен патриаршим представителем Александрийского Патриархата в Афинах. Владыка всегда сопровождал Патриарха Парфения в поездках по Африке и на многих интернациональных и богословских конференциях.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Особое значение непрестанной Иисусовой молитвы обусловливает и особо внимательное и осторожное отношение к ней. С. И. Фудель предупреждает от поспешности в искании сокровенной молитвы без достаточного на то смирения и любви, поскольку полагает, что подход к этой молитве осуществляется христианином в течение всей его жизни по исполнению евангельских заповедей. Смирение и молитва оказываются непременными спутниками Иисусовой молитвы: «Всю силу своего учения о сокровенной молитве Отцы направляют на то, чтобы воспитать в учениках своих, то есть у всех христиан, ясное понимание духовного существа и смысла молитвы – смирения и любви. Смирение в молитве плачет, а любовь обретает свет Божественный» 344 . Завершение христианского пути, которое понимается как полнота стяжания Святого Духа, обожение, обретение Царства Божия на земле святыми, при всей своей запредельности вполне достижимо. Более того, по убеждению отечественного христианского мыслителя С. И. Фуделя , знание этого завершения необходимо и доказуемо «тоской о благодатной вере. Озарения святых – это конечная веха, крайний указатель пути благодатной веры, и нам нужно знать его, чтобы мы, видя свет впереди себя, не заблудились, – не потеряли веру. Благодатная вера есть вера единства подвига и благодати, вера, – осуществляющая духовную жизнь...» 345 . Глава 17. Богословие как состояние: схиархимандрит Софроний (Сахаров) и его наставник старец Силуан Афонский Сегодня схиархимандрит Софроний (Сахаров; 1896–1993) – один из наиболее читаемых писателей-аскетов прошлого века. Его богословские труды, изданные на многих языках, пользуются неизменным успехом и признанием. Выдающийся русский подвижник родился в Москве. В молодости он был офицером инженерных войск, с детских лет увлекался живописью, знал несколько языков. После революции его дважды арестовывали. В 1922 году, когда ему удалось выехать на Запад для продолжения занятий живописью, он поступил в Парижский богословский институт, в 1925-м ушел на Афон, где в разных обителях провел 22 года. Монашеский постриг принял в 1927 году.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Выделим некоторые факты из предлежащих книг: старец Ефрем пришел на Святую Гору в 1933 году в каливу преподобного Ефрема на Катунаках, где жили трое монахов, его земляки (все они были из Фив). Возглавлял братство старец Ефрем, который и был прежде других устроителем этой небольшой обители. Но вскоре после того, как молодой послушник принял постриг в рясофор, старец Ефрем скончался, и старшинство над братством перешло к иеромонаху Никифору, который по стечению обстоятельств и стал теперь старцем отца Ефрема. Это случилось в 1934 году, под послушанием же у отца Никифора будущий старец находился до 1973 года. Старец Никифор, как свидетельствует житие, имел «действительно тяжелый характер, иногда просто несносный» 316 . Сам отец Ефрем рассказывал, что на первых шагах монашеской жизни ему помогало чтение святоотеческих книг, поскольку его старцы (Ефрем и Никифор) были «чрезвычайно резкими и гневливыми и по своей неграмотности не могли дать ему надлежащего руководства». Как свидетельствует Иосиф Ватопедский , «в первые дни подвига старца [Ефрема], духовного подвига, который он начал, он был лишен святоотеческого примера и необходимых для новоначального наставлений. Однако благодаря чтению житий святых отцов старец получил довольно хорошую подготовку и преодолел первые волны помыслов и волнение брани...». Сам отец Ефрем впоследствии рассказывал о своих старцах: «Они были простецами. Рукоделие, служба и ничего более. »...» Но это не давало мне полноты, не удовлетворяло меня. Я искал большего, высшего. Старец Никифор был хорошим, но он не мог научить меня тому пути, которого не знал, потому что сам не прошел его». Как говорится далее в житии, «вопросов, остававшихся без ответов, становилось все больше, особенно после тех духовных состояний, которые он начал переживать» 317 . Выше Катунак в скиту святого Василия в то время подвизался старец Иосиф. Впервые отец Ефрем посетил отца Иосифа вместе со своим старцем. Почувствовав, что «в этом старце обитает жизнь и благодать», отец Ефрем стал обращаться к отцу Иосифу за разрешением своих духовных проблем. Старец Никифор не препятствовал ему в этом. «Теперь все вопросы отца Ефрема, порожденные в том числе и его неопытностью, находили ответ и объяснение. Это осуществилось благодаря знакомству и общению со старцем Иосифом. Очень скоро он постиг смысл духовного закона и то, как правильно вести невидимую брань. Это знание стало его пожизненным достоянием и наградой за ревность и благочестие», – говорится в житии. Отец Ефрем рассказывал позже, что в тот момент у него были помыслы уйти от старца Никифора, поскольку он не находил у него духовного руководства, но старец Иосиф посоветовал ему не уходить, но пребывать со смиренным помыслом, а сам обещал помогать духовно 318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

105 . Маэлруайн очень неохотно принимал дары от мирян. Другие делали это, чтобы разделять эти приношения среди бедняков, зная, что сами миряне на такое не способны. Многие думают, что достичь неба можно, одаривая своего духовника, словно подарок решает проблемы. Для тех, кто хочет быть совершенным (как Маэлруайн), лучше «не принимать дары». (Последняя фраза «не принимать дары», по мнению комментатора, поздняя вставка. А. Ш.). 106 . Если кто-то, вдруг, озлоблялся на собратьев-монахов, и это проявлялось, они налагали на него проклятие. (Переписчик замечает: «Не представляю себе, о каком проклятии идет речь». А. Ш.). Если собрат оскорблял в гневе брата, на него накладывался пост. Маэлруайн считал, что обидчик должен просить прощения у оскорбленного им, даже если это не член общины. В нашем церковном этикете принято задавать вежливый, но уже вполне формальный, то есть не требующий ответа вопрос: Как спасаетесь? Вашими молитвами, можно услышать от собеседника. Благочестиво, скромно, но, увы, бессодержательно. Во времена кельтов и бенедиктинцев христианам было о чем поговорить более предметно. Устав Святого Мочуту (святого Кортага) Велика была слава Рохана, но слава Лисмора затмила его… «Indarba Mo Chuta a r-Raithin» «Изгнание Мочуту из Рохана». Святой Мочуту (Mo Chutu mac Fínaill ирл.), известный также под именем святой Кортаг Младший (Carthach the Younger латиниз. Carthagus, англ. St. Carthage) родился в богатой семье из графства Керри (Kerry), в Ирландии, около 555 года. Его духовным отцом был святой Кортаг Старший, монах, основавший один из десятков небольших монастырей в графстве, впоследствии принявший священство, общая для раннеирландской Церкви практика: временное духовничество без сана. В 580 году святой Мочуту принял монашеский постриг, ушел в лесную пустынь, где построил келью, известную под названием Cell in Kilcallagh. Слава о его чудесах и подвижничестве стала быстро привлекать паломников и различных просителей. Кроме того, она стала причиной ревности и ропота со стороны неких двух безымянных епископов. Святой благоразумно удалился из своего затвора и оказался в Бангоре (Bangor), где, судя по всему, встретился с одним из величайших послепатриковых святых Ирландии святым Комгаллом (st. Comgall). Их общение стало причиной возвращения святого Мочугу в родное Керри, где он какое-то время занимался строительством новых храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     В 1999 году Виктор Афанасьев принял монашеский постриг. Он был наречен Лазарем в честь преподобного Лазаря-иконописца. «Постригал его схиархимандрит Илий (Ноздрин) на московском подворье Оптиной пустыни в Ясеневе, – вспоминает Владимир Воропаев. – С этого времени оптинская тема стала едва ли не главной в творчестве монаха Лазаря. Им написаны жития Оптинских старцев (помимо Исаакия и Варсонофия) – преподобных Моисея, Антония, Нектария, – книги " Житница жизни " (2005), " Оптинские были " (2011), " Древо чудоточное " (2011)». Вспоминает Дмитрий Шеваров: «…так родился монах Лазарь. Но это событие не зачеркивало жизнь Виктора Васильевича, которому было тогда уже 67 лет, а венчало его долгий путь поэта, переводчика, литературоведа. Познакомился я с батюшкой благодаря Тамаре Михайловне Казаковой, лингвисту, публикатору святоотеческих текстов, вдове писателя Юрия Казакова. Она сказала, что есть такой исследователь, монах Лазарь, который всю жизнь посвятил золотому веку русской поэзии. Я сразу же позвонил ему, и он живо откликнулся. В нем было огромное стремление помочь, подсказать, одарить. Каждого, кто вслед за ним устремлялся в девятнадцатый век, он принимал как собрата». Монах Лазарь продолжает жить в Москве, а с 2006 года – в Сергиевом Посаде. «Став монахом уже на пороге старости, отец Лазарь по множеству своих недугов не мог нести обычные монашеские послушания, – рассказывает Дмитрий Шеваров, – и поэтому в самой Оптиной пустыни он не жил. Он сердцем пребывал там, а жил в Москве или Сергиевом Посаде. Из Оптиной, как он сам вспоминал, мешками привозили ему старинные документы из библиотеки, из сохранившегося архива, документы, которые никогда не публиковались. И он приступил, пожалуй, к своему главному труду – написанию истории Оптиной пустыни. Эту историю он решил написать в портретах Оптинских старцев. И оказалось, что многие его прежние герои – писатели и поэты – связаны были с Оптиной: русскую литературу XIX века трудно представить без влияния этого духовного центра. Получилась книга не только об истории обители, но и об истории духовного влияния Оптиной на всю русскую жизнь, не только на литературу. И вот, уже после смерти отца Лазаря, эта его главная работа увидела свет в издательстве Московского подворья Троице-Сергиевой лавры. Книга называется " Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители " ».

http://pravoslavie.ru/129085.html

Сознавая, что ему придется много играть дома, он со свойственной ему деликатностью обошел все квартиры соседей на своем этаже, этажом выше и ниже и спросил их жильцов, в какое время их будет меньше беспокоить его игра. Вскоре в своем исполнительском мастерстве Н.В. достиг значительных успехов. Он регулярно занимался с известным музыкантом-композитором Пантелеймоном Ивановичем Васильевым, учеником композитора и пианиста С.И.Танеева, консультировался у бывшего профессора Московской консерватории Григория Михайловича Когана, который с большим вниманием относился к Н.В. и несказанно удивлялся его успехам. Время от времени Н.В. устраивал домашние концерты, на которых услаждал своей игрой друзей и знакомых. Если говорить об основном, что было присуще Никите Вячеславовичу, так это то, что он был истинным христианином и никогда не скрывал этого, что вызывало у окружающих еще большее к нему уважение. В своей жизни он всегда стремился следовать евангельским заповедям, был очень добрым, скромным, отзывчивым и внимательным к окружающим, относился к людям с уважением и делал им много добра, поддерживал их духовно, постоянно оказывал нуждающимся существенную безвозмездную материальную помощь. Люди часто приходили к нему, чтобы поделиться с ним возникшими у них трудностями (духовными, житейскими, научными), он глубоко вникал в их положение, чутко воспринимал движения души и психологию человека, спокойно анализировал сложившуюся ситуацию, давал полезные советы. Это привлекало к нему много людей. В его доме можно было встретить самых разнообразных посетителей — от дворника до академика. Он обращался с ними на равных. Все тянулись к нему и уходили от него умиротворенные и успокоенные. Сам он был всегда сдержан, хорошо владел собой, никогда не унывал, считая уныние большим грехом. За восемь лет до своей кончины он тайно принял монашеский постриг. С 1944 года рядом с Н.В. неизменно находилась его жена Татьяна Дмитриевна, которая всегда была для него верным другом, надежной опорой в жизни и постоянным спутником в его путешествиях на мотоцикле по дорогам нашей страны.

http://pravmir.ru/ya-vrag-naroda-ili-uch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010