Вместе с родным братом Герасимом Димитрий ушел из Переславля и, надеясь стать учеником прп. Пафнутия Боровского, направился в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь , но не застал основателя обители в живых (прп. Пафнутий скончался 1 мая 1477). Димитрий принял постриг в Боровском мон-ре с именем Даниил и был в послушании у прп. Левкия Волоколамского . 10 лет Д. прожил в Боровском мон-ре, затем вместе с прп. Левкием удалился в основанную последним Успенскую пуст. на р. Рузе (см. Левкиев в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ), где прожил еще 2 года (об этом сообщает «Сказание вкратце...», в первоначальном Житии говорится, что Д. остался в Боровском мон-ре и прожил там еще 2 года после удаления прп. Левкия в Успенскую пуст.). Братия любила Д. и удивлялась, что в столь юном возрасте он превзошел мн. сверстников в стремлении к добродетели. Впосл. Д. воспринимали как ученика прп. Пафнутия, о чем свидетельствуют 2-я редакция Жития прп. Герасима Болдинского, грамота Рязанского и Муромского еп. Леонида царю Феодору Иоанновичу 1584-1585 гг. (АИ. Т. 1. С. 410). Ок. 1489 г. Д. «Божиею волею» оставил мон-рь. Как и прп. Иосиф Волоцкий , Д. «обхожаше многия монастыря, внимая благым обычаем и ползуяся добродетельных отец житием» ( Смирнов. Житие. С. 11), затем вернулся в Переславль (по преданию, с собой из Боровской обители он принес список Тихвинской иконы Божией Матери, к-рый впосл. хранился в Троицком соборе Данилова мон-ря). К тому времени отец святого умер, а мать приняла монашеский постриг. В Переславле Д. сначала нес послушание пономаря в Никитском мон-ре, потом перешел в переславль-залесский Горицкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь , игумен к-рого Антоний был родственником святого. Это произошло незадолго до 1495 г. (святой подвизался в Горицкой обители 30 лет, в 1525 он был уже игуменом Данилова мон-ря). Брат преподобного Герасим служил диаконом в Горицком мон-ре и вскоре скончался, др. брат, Флор, принял здесь постриг с именем Феодор.

http://pravenc.ru/text/171193.html

В Лавре Сергий Извеков стал иподиаконом Преосвященного епископа Белгородского Никанора (Кудрявцева), архипастыря аскетического настроения, больших духовных дарований и высоких человеческих качеств, видного литургиста и в целом человека редкой учености. Вечная память Преосвященному Никанору, иподиаконом и церковным воспитанником которого стал будущий Патриарх. Каждый архиерей, прошедший в свое время школу иподиаконства, засвидетельствует огромную значимость личного святительского примера, который на всю жизнь оставляет след в душе каждого иподиакона его архипастырь. Думаю, что я не погрешу, если несколько перефразирую известные евангельские слова: по следам их узнаете их. Переступив порог своего совершеннолетия, 4 октября 1928 года Сергий Извеков принял монашеский постриг с именем Пимен в честь преподобного Пимена Великого. Постриг в одном из уединенных лаврских скитов в честь Святого Духа Параклита совершил наместник Свято-Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кронид (Любимов). Не лишним будет напомнить, что закрытие Лавры новой властью было осуществлено 7 мая 1920 года. Обитель некоторое время еще жила церковной жизнью. В ней при охране музея были оставлены сорок три монаха, которые образовали «малую Лавру». Они просили для богослужений одну из лаврских церквей, но в этом им было отказано. Богослужения в «малой Лавре» проходили в Пятницкой церкви. К 1926 году оставленные при музее монахи были уволены, и в мае 1928 года лаврские храмы на Подоле были закрыты. После окончательного закрытия Лавры часть монахов осталась жить в Гефсиманском скиту, а другие, в числе которых был и архимандрит Кронид, поселились в Сергиевом Посаде на частных квартирах. В 1926-1929 годах архимандрит Кронид жил в скиту в честь Святого Духа Параклита, поэтому именно здесь и совершился постриг Пимена (Извекова). Позднее в своем слове при наречении во епископа архимандрит Пимен вспомнил своего наставника и тяжкое для Лавры время: «Здесь же я насыщался от сладостной трапезы бесед и наставлений, исполненных глубокой мудрости, огромного опыта и духовной настроенности всегда любвеобильного и благостного […] архимандрита Кронида, много добрых семян посеявшего в мою душу».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1227643...

Вот что писал о бывшем Власьевском монастыре и Петропавловском храме Н.А. Рожественский в «Сборнике материалов для изучения Москвы и Московской губернии» 1864 года: «Петропавловская, каменная... Прежде был женский монастырь под именем Власиевского и получал содержание от Волоколамского Иосифова монастыря, потому что мать Преподобного Иосифа, Марина была монахинею в Власиевском монастыре и по смерти своей, в самом начале XVIbeka, погребена в нем. Над гробом ее ежегодно совершается 17 июля панихида нарочно для сего приезжающими из Иосифова монастыря Архимандритом и братиею, совместно с Священноцерковнослужителями этой церкви». В житии преподобного Иосифа Волоцкого, записанном епископом Крутицким Саввой Черным, рассказано, что святой заботился о родителях до самой их кончины. Приняв постриг в обители преподобного Пафнутия, Иосиф рассказал духовному наставнику о том, что ему жаль своих престарелых родителей, оставшихся в миру. Преподобный Пафнутий, видя, что родительская любовь не поколеблет твердое решение ученика быть иноком, велел ему об отце и матери «попечение иметь старости ради и немощи». Повинуясь воле духовника, инок Иосиф взял к себе в монастырь больного отца, а матери послал письмо с советом принять монашеский постриг в женской волоколамской обители священномученика Власия. Отец Иосифа был полностью парализован, поэтому сын, разделив с ним одну келью, своими руками кормил его, поднимал и переносил, утешал чтением Священного Писания. По слову жития, Иосиф стал своему больному отцу «и старцем, и учителем, и слугой, и опорой». Отец, видя усердие сына, со слезами говорил ему: «Чем тебе воздам, чадо? Бог тебе воздаст за труды твои: не я тебе отец, а ты мне как отец и в телесных, и в духовных нуждах». Отец Иосифа скончался после пятнадцати лет их совместной жизни в монастыре. Преподобный Пафнутий, видя покорное служение Иосифа своему больному родителю, предрек ему славу на иноческом пути и основание собственного монастыря. В отличие от отца, мать не видела Иосифа с тех самых пор, как он принял постриг в Пафнутьев-Боровском монастыре. Чтобы, наконец, повидаться с сыном, она сама пришла пешком в Волоцкую обитель. Однако Иосиф, узнав о приходе матери, рассердился из-за нарушения иноческого устава и сказал родительнице, что, хотя она не увидит его больше в этой жизни, но Господь сподобит их увидеться в лучшем мире, где пребывают святые.

http://sobory.ru/article/?object=09100

Троице­Сергиева Лавра оставила в моем сердце такой след, что захотелось еще туда приехать. Основная моя молитва в 11м классе была такая: «Боже, дай мне сил хорошо окончить школу, поступить в духовную семинарию и стать священником». Вот такие три прошения, которые были Господом исполнены. - А как Вы приняли монашеский постриг, как это случилось? - Постриг я принял в 21 год. Хотя еще раньше, в семинарии, порывался стать монахом. Но когда понес прошение ректору и вошел в приемную, что-то меня остановило, я испугался и решил с этим повременить. После выпуска по распределению меня отправили в распоряжение митрополита Рязанского и Касимовского Симона. Назначили преподавателем литургики и гомилетики в Рязанском духовном училище и одновременно секретарем-референтом владыки. Он-то и сподвиг меня принять окончательное решение о постриге. Произошло это неожиданно. Я помогал митрополиту Симону надевать обувь, и он вдруг спросил: «Александр Евгеньевич, когда Вы будете монашество принимать?». И я как-то не раздумывая ответил: «Как благословите». Владыка сказал: «Завтра». Но у меня не было ни клобука, ни рясы, только подрясник. Владыка Симон позвонил наместнику Троицкого рязанского монастыря и спросил, сколько нужно времени, чтобы все это пошить. Тот ответил: неделя. И вот, ровно через неделю, 27 ноября 2001 года, владыка Симон постриг меня в мантию в Иоанно­Богословском храме при Рязанском духовном училище с именем Савва в честь преподобного Саввы Освященного. - Неужели вот так просто все произошло? Но ведь на самом деле совсем не случайно? - Да, бывает, что случай определяет всю твою жизнь. Но то, что произошло со мной, случайностью, конечно, не было. Я думал о монашестве, только у меня было некое раздвоение, сомнение. А тут вдруг проявилась воля архиерея. Воля архиерея - воля Божия. Митрополит Симон спросил меня о монашестве - это Сам Господь спросил. Это в такт сердцу моему произошло... Сегодня у молодых людей нет решимости принимать монашество. К тому же часто у меня возникает мысль, что в монашестве ищут некие благоприятные условия для «карьеры», выгоду какую-то. А это же в корне неверно!..

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

К концу войны относится начало церковного служения будущего владыки. Глубоко верующий юноша, Николай Гаманович познакомился с духовно окормлявшим советских остарбайтеров иеромонахом Киприаном (Пыжовым). Замечательный пастырь, «иконописец всего Русского Зарубежья», отец Киприан создал уникальную иконописную школу, в основе которой было возрождение традиций древнерусской и старомосковской иконописи, в значительной степени утраченных в XVIII – XIX столетиях. Именно отец Киприан вывез будущего владыку в США, где тот вскоре принял монашеский постриг, а затем и рукоположение в священный сан. Монашеский постриг будущий архиепископ Алипий принял вместе со своим другом и сомолитвенником на долгие годы – будущим Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром (Шкурлой). На долгие десятилетия их духовный путь, подробное описание которого – дело церковных историков недалёкого будущего, был связан и увенчался великим событием. Воссоединением Русской Православной Церкви Заграницей с Московским Патриархатом, произошедшим 17 апреля 2007 года в стенах московского Храма Христа Спасителя. Увы, архиепископ Алипий не смог лично присутствовать на этих торжествах: 18 апреля 2002 года владыка, готовясь к празднованию Пасхи, подрезая ветви дерева возле своего кафедрального собора в Чикаго, упал со стремянки и получил серьёзную травму позвоночника. Следующие 17 лет архипастырь провёл в инвалидной коляске и, превозмогая немощь, не только совершал богослужения, но и руководил епархией (только в 2016 году владыка ушёл на покой). А в 2006-м, когда воссоединение Русской Церкви ещё только готовилось, он обратился к своим собратьям со словами, которые стали важным вкладом в исцеление церковного раскола: Уже пришло время для объединения наших усилий на поле церковной деятельности для спасения русских людей... Время примирения Русской Православной Церкви настало. Призываю вас, дорогие отцы и братия, поддержать нашего Первоиерарха и всё наше Священноначалие в святом деле уврачевания ран разделения на теле нашей родной Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/121673.html

К И. стали приходить мусульмане, к-рых он избавлял от недугов, а нек-рых крестил. Святого обвинили перед эмиром в том, что он учит о Св. Троице и не почитает Мухаммада, и заключили в темницу, но он чудесным образом спасся. Прибыв в Иерусалим, в храме Гроба Господня И. принял монашеский постриг от патриарха Илии III (IV) (ок. 880 - ок. 907). После этого он отправился в паломничество по св. местам: был на Иордане, на Тивериадском (Геннисаретском) оз., на горе Фавор. Проведя 3 года на Синае, И. отправился в Александрию, близ к-рой исцелил бесноватого. Тут святой молился «в мартириях ап. Марка и мч. еп. Петра, мучеников Мины, Кира и Иоанна» и через него Господь помогал мн. людям. Затем И. отправился в Персию, потом в Антиохию, где божественный голос повелел ему вернуться на родину и основать на одной из сицилийских гор мон-рь (греч. τν σκητικν παλαστραν). Добравшись до Палермо, по пути к к-рому святой обратил 20 мусульман ко Христу, И. встретил престарелую мать и остался с ней. Здесь святой предсказал победу визант. флота во главе с Василием Насаром над арабами, пытавшимися захватить Реджо (ныне Реджо-ди-Калабрия) (авг. 880, при имп. Василии I Македонянине , в Житии ошибочно сказано, что при имп. Льве VI Мудром ; см.: ODB. Vol. 2. P. 1439; Caruso. 2004. P. 64. N 53). После этого И. отправился в Таормину, где некий юноша принял от него постриг с именем Даниил и с тех пор неотлучно сопровождал святого. Предсказав поражение стратига Варсакия (осень 881; Schreiner. 1975. S. 334), И. вместе с Даниилом направился в Спарту, затем в Бутринти, где местный полководец принял их за араб. лазутчиков и заключил в тюрьму. На следующий день конь военачальника ударил своего хозяина в грудь и он скончался. И. и Даниил отправились на о-в Керкира и остановились у местного епископа, потом прибыли в Калабрию, где в месте, называемом Салины, основали мон-рь (по-видимому, между совр. городами Пальми и Семинара; Musolino. 2002. P. 9. N 4). Живя в мон-ре, И., совершивший множество исцелений, удостоился чудесного посещения: однажды (ок.

http://pravenc.ru/text/389307.html

В 30-40-е годы прошлого столетия, когда повсеместно один за другим закрывались церкви и насаждалась атеистическая пропаганда, Господь сохранил храм Пресвятой Богородицы Первые богослужений в храме совершал  игумен Паисий (Павлов), назначенный настоятелем, но вскоре его переводят на другое место службы. Окормлять приход назначается о. Григорий (Келеберда) служивший в г. Миллерово. С 1 октября 1992 года по 1 октября 1995 года настоятелем прихода был иеромонах Алипий (Филин) диаконом  служил иеродиакон Антоний (Денисов), который был рукоположен в сан пресвитера в октябре 1995 года и был назначен настоятелем Свято-Покровского прихода а иеромонах Алипий настоятелем Свято-Никольского прихода села Кашары. Монашеская жизнь на приходе зарождалась постепенно. Сначала, в 1995г. Указом Митрополита Владимира (Котлярова), в то время правящего архиерея Ростовской епархии, был образован Свято-Покровский скит. Первым постриг в монашество принял Неживое А. Б. с наречением имени Алим, вторым постриг принял Боков A. M. с наречением имени Викентий и третьим был пострижен в монашество Криничный С.  с наречением имени Серафим. В 2003г. по благословению архиепископа Пантелеимона началось строительство монашеского корпуса на 20 мест. Ведется строительство ограды монастыря, хозяйственных построек. Планируется построить домовую церковь, часовню на Свято-Покровском источнике, расширить трапезную, медицинский пункт и канцелярию. 17 августа 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, по представлению архиепископа Ростовского и Ново­черкасского Пантелеимона Свято-Покровский приход с. Верхне-Макеевка Кашарского района Вешенского благочиния был преобразован в Свято-Покровский мужской монастырь. Наместником был назначен игумен Алипий. В пятистах метрах от Свято-Покровского монастыря находится Покровский источник. По преданию источник появился, когда был построен Свято-Покровский храм. Неоднократно у источника были отмечены явления Божией Матери. Многие верующие получают исцеления от чудотворной воды. 17 мая 2004 года Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон совершил освящение источника. С этого времени здесь постоянно совершаются крест­ные хода и водосвятные молебны.

http://sobory.ru/article/?object=23005

Иеромонах Роман создал свои произведения первой половины 1990-х годов по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Книги его стихов «Русский куколь» и «Внимая Божьему веленью» изданы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Песни на его стихи исполнялись Жанной Бичевской, Олегом Погудиным, Сергеем Безруковым, Максимом Трошиным, Еленой Ваенгой, Ириной Скорик, Александром Михайловым, Геннадием и Анастасией Заволокиными, Кубанским казачьим хором. Биографическая справка: Иеромонах Роман (в миру Александр Иванович Матюшин) родился 16 ноября 1954 года в селе Рябчёвск Трубчевского района Брянской области в семье потомственного крестьянина, мать — сельская учительница. С 1972 года учился на филологическом факультете Калмыцкого государственного университета, но от сдачи выпускных экзаменов отказался. В дальнейшем работал плотником, рабочим силикатного завода, художественным руководителем во Дворце культуры, учителем музыки в школе. Стихи Александр начал писать в юности, уже ранние его стихи отличаются поэтической грамотностью, первая публикация появилась в районной газете. До 1980 года был по преимуществу поэтом есенинской лирики. Призвание к монашеству он ощутил уже в ранней юности (и об этом свидетельствует поэтическая строка: «Я хочу быть схимником»). 1980 год, когда он поступил в Вильнюсский Свято-Духов монастырь, стал судьбоносной вехой в духовном становлении молодого человека. В 1981 году перешёл в Псково-Печерский монастырь, в котором в 1983 году принял монашеский постриг. Служил на приходах Псковщины (пос. Кярово, г. Каменец), в Киево-Печерской лавре после её открытия. В 1985 рукоположен в иеромонахи (мать его, Зоя Николаевна, также приняла монашеский постриг под именем Зосимы). В 1993 году митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычёв) подарил иеромонаху Роману свою книгу «Битва за Россию» с напутствием: «Всечестному о. Роману, церковному певцу — на добрую память». С 1994 года отец Роман по благословению правящего архиепископа Псковского Евсевия (Саввина) живёт и служит в скиту Ветрово (Псковская епархия) в Псковском районе близ деревни Боровик Серёдкинской волости.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/08/ie...

В 1988 году будущая шамординская игумения поступила в Свято-Троице-Сергиев женский монастырь города Риги, где несла послушание на клиросе и в сестринской трапезной. Спустя четыре года митрополит Рижский и Латвийский Леонид постриг ее в мантию, дав имя Никоны в честь преподобного Никона Радонежского. В рядовых буднях той поры никто не видел в духовных чадах приснопамятной матушки Магдалины (Жегаловой) будущих игумений, между тем как им, подобно птицам, предстояло в очень скором времени разлететься по всей России поднимать из руин и запустения многочисленные женские монастыри, ждущие своего часа. В возрасте пятидесяти двух лет мать Никона возглавила Шамординскую Казанскую пустынь в 18-ти км от Оптиной Пустыни, основанную некогда преподобным Амвросием. Все начиналось с маленькой общины, разросшейся за прошедшие годы почти до ста пятидесяти насельниц. С первых дней сестры, которые принимали в обители иноческий или монашеский постриг, становились духовными дочерьми матушки Никоны. Кто оценит природу этого таинства, равно как и те искушения, что с ним связаны? Кто поймет, каково это – вводить в церковный и монашеский мир тех, кто нередко и крещение принял незадолго до поступления в монастырь? Грехи, проблемы, страсти современной мятущейся души – молодой или зрелой, болезни – физические и душевные, личные скорби каждой сестры – все разделять, нести и отмаливать изо дня в день, при этом выполняя сложные административные обязанности настоятельницы строящегося монастыря в бедной и отдаленной сельской местности! 27 мая 1990 года был совершено торжественное освящение первого небольшого храма в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " и посвящение матушки Никоны в сан игумении. За прошедшие с тех пор 22 года были отстроены и освящены еще два храма, включая величественный Казанский собор, отремонтированы сестринские корпуса и монастырская трапезная, буквально на пустом месте созданы хозяйственные службы, больница, богадельня, всевозможные рукодельные мастерские – иконописная, золотошвейная, гончарная, чеканная, пошивочная, витражная. Строгий богослужебный устав монастыря, включающий ночные полуношницу и утреню, введенный еще наместником Оптиной пустыни – ныне архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием, был сохранен с той поры без изменений, в этом также несомненная заслуга Матушки Игумении, равно как и бессменного духовника обители – архимандрита Поликарпа (Ничипорука).

http://e-vestnik.ru/persons/id3823/

Очень рано при помощи опытных наставников овладев регентским и певческим искусствами, Сергей Извеков пел на клиросе в Богоявленском кафедральном соборе Богородска и руководил хором, исполнял также иподиаконские обязанности при Богородских епископах Никаноре (Кудрявцеве) и Платоне (Рудневе). Уже в школьные годы он находил время для чтения Священного Писания и духовно-назидательных книг, особенно ему полюбились сочинения архиепископа Иннокентия (Борисова). «Я с детства увлекался творениями “русского златоуста” — архиепископа Херсонского Иннокентия», — вспоминал в 1970-е годы Святейший Патриарх Пимен. Ко времени окончания школы в 1925 году Сергей Извеков имел твердое желание стать монахом. В этом стремлении его не останавливало то, что Церковь переживала период гонения, что религиозные верования были объявлены пережитками. В августе 1925 года Сергей приехал в Саровскую пустынь, желая принять монашеский постриг. Один из старцев пустыни благословил будущему Патриарху ехать в Москву, сказав: «Тебя ждут там». Первые годы иноческого пути В Москву Сергей Извеков приехал к празднику Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Его друг М.Е. Губонин познакомил его с настоятелем Сретенского монастыря епископом Можайским Борисом (Рукиным), который принял юношу в число братии. 4 декабря 1925 года Сергий Извеков принял от руки епископа Бориса постриг в рясофор с именем Платон. В это время ему было всего лишь пятнадцать лет. В Сретенском монастыре инок Платон пробыл очень недолго. Сразу после ареста Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) 9 декабря 1925 года образовался григорианский раскол, одним из лидеров которого был епископ Борис, так что сам раскол в народе получил название Борисовщины. Видимо поэтому инок Платон (Извеков) ушел из Сретенского монастыря. Живший в то время в Москве брат святителя Илариона (Троицкого) епископ Даниил (Троицкий) пригласил Платона стать регентом храма Спаса Преображения в Пушкарях. Затем инок Платон руководил хором в храме в честь Флора и Лавра у Мясницких ворот, в храме преподобного Максима Исповедника на Варварке, храме преподобного Пимена в Новых Воротниках (в Сущеве).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1339332...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010