Главный церкный порядок, в чтении «н. завета», двоякий: праздничный, или особенный для всех праздников (кроме Воскресеньев), как «великих», так и «малых с средними», и ежедневный, или седмичный – для каждого дня седмичного и во всеседмицы года. Этот последний порядок есть наиболее важный, так как поэтому то собственно порядку, в продолжение церковного года, прочитывается почти весь «н. завет», и, по большой части, в непрерывной последовательности священного текста. Подробный порядок седмичного чтения Евангелий § 30. Евангелия, по церковному седмичному порядку, в продолжение церковного года, на обеднях, читаются так: С начала церковного года, т. е. с светлого Воскресения Христова до Тройцына дня, в продолжение т. е. недель: 1-й, или недели пасхи, 2-й о Фоме, З-ей о Мироносицах, 4-й о разслабленном, 5-й о самаряныне, 6-й о слепом, 7-й св. отец соборов вселенских, 8-й, или недели пятдесятницы, читается Евангелие от Иоанна 42 . С Тройцына дня и недели 1-й, или всех святых, до недели 11 й читается Евангелие от Матфея 43 . С 11-й до 17-й недели, по Воскресеньям, читается тот же евангелист Матфей, а по прочим дням седмиц благовествуется Евангелие от Марка. В 17-ю неделю все еще читается евангелист Матфей; а с понедельника седмицы, за этой неделей следующей, до недели 28-й включительно, бывает чтение Евангелия от Луки. Воскресенье пред праздником Р. Христова называется неделею святых отец (ветхого завета); а предшествующее этому Воскресенью – неделею св. праотец; после праздника Р. Христова Воскресенья называются след. образом: неделя no Р. Христовом, неделя по просвещении (или Богоявлении), неделя о мытаре и фарисее 44 , неделя о заблудшем сыне: во все эти недели, стоящие под числами 29 – 34-м, продолжается чтение Евангелия от Луки; а по прочим седмичным дням читается евангелист Марк. В остальное время церковного года, именно: в недели мясопустную и сыропустную, в 4-ре первые поминальные субботы и в 5-ть недель великого поста, т. е. в неделю православия, в неделю о Григории Паламе , в неделю Крестопоклонную, в неделю о Иоанне Лествичнике ,в неделю о Марии Египетской,и в субботы: похвальную и Лазареву( пред вербным Воскресеньем), евангельские чтения берутся из всех четырех евангелистов, больше же всего – из Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По схеме, предложенной И. Мансветовым, за вычетом субботы и воскресенья или только субботы сложились следующие практики: 1. При 6 неделях по 6 дней в неделю (без сб.) получался 36-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 37 дней. 2. При 7 неделях по 5 дней в неделю (без сб. и вс.) получается 35-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 36 дней. 3. При 8 неделях по 5 дней в неделю (без сб. и вс.) получается 40-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 41 день. Первоначально фактическое несоответствие строго 40-дневному сроку компенсировалось представлениями о Великом посте как о десятине времени, приносимой Богу в течение года (36 из 365 дней), о чем замечательно написано в 15-м «Душеполезном поучении» аввы Дорофея . «Семь седмиц без воскресений и суббот становятся тридцатью пятью днями. Итак если добавить пост в великую субботу и половину яркой и светлой ночи, то становятся тридцатью шестью с половиной днями, что является десятой частью триста шестидесяти пяти дней в году с большой точностью» . Впоследствии в Византии появилось осознание целостности поста (ср. у свт. Кирилла Александрийского: «Для доказательства достаточен постоянный сорокадневный пост») и необходимости включения или неисключения в этот срок выходных дней. Такая позиция в более строгом виде привела к консолидации восточной практики, для реализации которой стало достаточно 6 недель (6 на 7=42 дня), и в менее строгом виде – западной, для реализации которой достаточно 7 недель (7 на 6=42 дня) , в то время как восьминедельный срок (8 на 6=48 или 8 на 7=56) оказался излишним. 2. Малые предварительные посты еретиков и их «антиподы» в Византии Однако в мире древних восточных Церквей, придерживавшихся, в частности, монофизитской доктрины, именно самый длинный срок из 8-ми недель получил наибольший авторитет. Этот авторитет усиливался и другими традициями малых постов, предшествовавших великому посту. Яковитская монофизитская церковь отмечала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская – пятидневный Арцивур или Арачаворк. Особый срок для поста стал очень удобен как один из атрибутов или символов защиты своей веры.

http://bogoslov.ru/article/4446196

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати лица Твоего...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 4 марта). На малом повечерии в Неделю вечером поется служба прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (с 18 апреля). Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2013 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прп. Симеону Псково-Печерскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/3103686.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/265 ). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прав. Софии, кн. Слуцкой. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/3481130.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/440 ). 3 При выпадении на соответствующие понедельники Великого поста праздников Благовещения, Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, а также храмового или полиелейного праздника, совершение пассий, по обычаю, начинается не с 2-й Недели поста, а с 1-й Недели – Торжества Православия, чтобы иметь возможность в течение поста совершить четыре пассии.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-01/

дидактических Слов на время с Недели о мытаре и фарисее до 5-й недели поста включительно. Шесть редакций З., к-рые выделял Орлов, отражают, по мнению ученого, процесс постепенного складывания сборника в XIV-XVII вв. Т. В. Черторицкая высказала мысль, что З. формировался в кон. XV - нач. XVI в. на основе триодного четьего сборника (примером такого сборника может служить ркп. РГБ. Троиц. 9) за счет увеличения числа дидактических сочинений, приуроченных к будним дням триодного круга, постепенного вытеснения ими торжественных гомилий, расширения календаря сборника до конца литургического года ( Черторицкая Т. В. Торжественник - памятник рус. лит-ры XIV-XVI вв.: Лит. история сб.: АКД. М., 1979. С. 22-23). В основе общего прототипа З. и триодных Торжественников, как доказала Черторицкая, лежит группа переводных визант. эпидейктических гомилий, дополненная оригинальными слав. сочинениями - Словами свт. Климента Охридского, свт. Серапиона Владимирского, др. слав. авторов. Текстология Книга, глаголемая Златоуст. Почаев; Клинцы, после 1796. Л. 1 (РГБ) Книга, глаголемая Златоуст. Почаев; Клинцы, после 1796. Л. 1 (РГБ) Основной состав статей каждой из разновидностей З. достаточно устойчив, большинство Слов на великопостные и приготовительные к Великому посту дни одинаково в З. всех разновидностей. Однако почти в каждом списке памятника можно встретить отклонения от общего типа, выражающиеся чаще в добавлении новых текстов, реже - в пропуске статей. Самыми малочисленными являются списки З. постного. Обычно сборники этого вида содержат ок. 65 Слов: на Неделю о мытаре и фарисее, на Неделю о блудном сыне, на субботу и воскресенье мясопустной седмицы, на среду, пятницу, субботу и воскресенье сыропустной седмицы, на все дни Великого поста, причем в некоторые дни (в четверг 1-й седмицы, во вторник 2-й седмицы, в понедельник и вторник 3-й седмицы, в четверг и субботу 4-й седмицы, во вторник 5-й седмицы, в четверг 6-й седмицы) читается по 2 Слова (см., напр.: БАН. 16.18.5; ГИМ. Увар. 43/317 и 595/313; РНБ.

http://pravenc.ru/text/199907.html

Так же если в Великий или какой другой многодневный пост вы поставите себе задачу питаться самыми простыми и дешевыми продуктами (определяя одним лишь этим фактором их постность), а затем сэкономленные на этом деньги отдадите многодетной соседке или даже своей маме, живущей на маленькую пенсию, то ваш пост окажется более душеполезным, чем тот, который вы проведете в соответствии с Типиконом. Хотя я сомневаюсь, что вам удастся попоститься соответственно Типикону, если учесть, что в перечне упомянутых им постных продуктов нет ни макаронов, ни картофеля, ни риса, потому что их не было на тот момент в меню того региона, где составлялся Типикон. И если мы хотим Типикон сделать образцом в плане поста, тогда следует, во-первых, добавить в его перечень те постные продукты, которых в нем нет, а во-вторых, некоторые предписания заменить на более соответствующие нашей жизни. Скажем, в нашем климате все предписания в отношении вина следует заменить намолоко, кефир или сливки. Во всяком случае, насколько мне помнится, свят. Афанасий (Сахаров) предлагал внести в Устав указанного рода поправки. Что же касается субботних и воскресных дней, то в эти дни в течение всего года следует запретить все возможные виды поста и воздержания, как это и выражает богослужение этих дней даже в период Великого Поста. Следовательно, надо отменить обычай воздерживаться в эти дни не только от сыра и яиц, но и от мяса, включая и периоды многодневных постов… Может, наконец, стоит прислушайтся к голосу святых, говоривших, что субботы и воскресенья должны быть днями отдыха для соблюдающих многодневные посты! В богослужебном строе Церкви все подчиняется седмичному циклу, в котором постными могут быть максимум 5 и минимум 2 будничных дня в неделю. Даже в Четыредесятницу субботние и воскрес­ные дни не могут быть постными. Кстати, от несоблюдения этого принципа многие уверены, что к Великому Посту имеют отношения недельные дни памяти «Торжества Православия», свят. Григория Паламы , преп. Иоанна Лествичника и Марии Египетской! И все проповеди современных священников направлены на то, чтобы эти памяти увязать по смыслу с Великим Постом, хотя на самом деле между ними нет никакой связи. А все потому, что воскресные дни стали считать постными, хотя Церковь так не считала и не считает, выражая иное отношение к этим дням через свое богослужение.

http://azbyka.ru/video/85-rekomendacii-k...

По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Триоди (свт. Григория). «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (свт. Григория); кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (свт. Григория); кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». Прокимен – Недели 2-й Великого поста (глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны...»; стих: «Спаси мя, Господи...»), и свт. Григория (глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость...»). Аллилуиарий – воскресный рядового гласа (на основании общего устава, может быть еще второй аллилуиарий – святителя общий, глас 2-й: «Уста праведнаго поучатся премудрости...») . Апостол и Евангелие – Недели 2-й Великого поста и свт. Григория. Вместо «Достойно есть» – «О Тебе радуется...». Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...», и свт. Григория: «В память вечную...». Примечание. «На трапезе же ядим, имиже и в 1-ю Неделю удоволихомся, во славу Божию» (Типикон, гл. 49, «Неделя 2-я святых постов»). 1 См.: Минея-Февраль. М., 2002. С. 755–766. 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 30 мая 2019 года были утверждены тексты тропаря и кондака преподобномученицам Сходненским Наталии Баклановой (память 18 марта), Екатерине Константиновой (память 7 марта) и Елене Коробковой (память 25 мая). Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5445882.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/460 ). 3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропарей, кондака и величания преподобномученице Наталии Баклановой. Тексты тропарей, кондака и величания размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5731610.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/521 ).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-31/

  Подробней о церемонии освящения можно узнать из фотоальбома ОСВЯЩЕНИЕ КРЕСТА   Клир Троицкого Измайловского собора 31 декабря 2008 года.   Мы вступаем в Новый, 2009-й, год.   Морозное утро перед Рождеством.   Накануне Рождества Христова была открыта отреставрированная сень над главным алтарем собора.   Великолепная сень украшена искусным позолоченным орнаментом.   Снизу кажется, что все это небольшой величины, на самом деле все – подстать собору, титаническое и роскошное.   Несмотря на размеры, все сделано с ювелирным изяществом и качеством.   Позолотчики работают с раннего утра до позднего вечера, потому что объем работ очень большой.   Великий пост 2009 года прошел в молитвах и трудах. Каждую неделю совершалось Таинство Соборования.   Еженедельно соборовалось больше ста человек.   Проверить свои знания о Таинстве Соборования можно в тесте Тест – Таинство Елеосвящения   А это будничная служба Великого поста. Священник читает Евангелие, но большинство прихожан стоит в очереди на исповедь.   Тайная молитва в алтаре…   Суббота Акафиста, Похвала Пресвятой Богородице. Так называется суббота 5-й седмицы Великого поста.   В пятницу вечером перед этим торжественным днем совершается торжественное пение Первоакафиста перед иконой Божией Матери.   «Радуйся, Невесто Неневестная!» – поют священнослужители и все верующие.   Икона, которая перед вами, является одной из святынь Троицкого Измайловского собора г. Санкт-Петербурга. Казалось бы, икона ничем не примечательная с точки зрения художественного искусства. Просто иллюстрация, наклеенная на дощечку. Но именно через эту икону Господь подал великие милости и знаки Своей любви нам грешным. Но расскажу по порядку… В конце 1990-х годов, когда возвращенный Церкви собор постепенно приходил в себя после разрухи и запустения, сотрудницы собора решили приобрести икону Божией Матери «Скоропослушница». Они купили ее в магазинчике Софрино, вставили в пустой старинный киот и повесили на стену. А чтобы украсить эту икону, женщины купили золотой крестик и подвесили его к лику Богоматери.

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-v-200...

Будите же, братие, души свои, если они уснули. Будите, говоря: «Восстани, спящая и обуморенная в грехах душа, восстани, и освятит тя Христос! Была уже ты освящаема и знаешь, как велико блаженство освященных! Поревнуй снова о том же и – восстани! «Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения!» ( 2Кор.6, 2 ). Пали мы вкушением, понудим себя восстать постом; пали самомнением, восстанем самоуничижением; пали нераскаянностью, восстанем слезами сокрушения; пали беспечностью и богозабвением, восстанем заботою о спасении и страхом Божиим; пали преданием себя утехам, восстанем жестокостью жития и добровольными лишениями; пали отчуждением от Церкви, восстанем приметанием к дому Божию; пали, слушая срамные песни и позволяя себе пляски, восстанем слушанием церковных песней и частыми поклонами; пали многословием, восстанем молчанием; пали рассеянностью, восстанем уединением и хранением внимания; пали слушанием пустых речей и чтением пустых книг, восстанем слушанием слова Божия и чтением книг душеспасительных. Вот еще несколько часов, и настанет спасительное время поста, приглашающее к восстанию. Воспользуемся им по указанию мудрой и попечительной матери нашей, Святой Церкви. Воспользуемся, ибо не знаем, дано ли будет нам еще такое время, а в падении пребыть и падшими преставиться в другую жизнь кто захочет? Может быть, это уже последний наш год, что мы оставлены в живых для опыта, не принесем ли плода покаяния, не исправимся ли. И, стало быть, если уж и теперь не исправимся, посечены будем и ввержены в огнь. Имея сие в мысли, отселе положим намерение, вступая в пост, вступить вместе в подвиги восстания от падений. Сего требует от нас Господь, сего чает Святая Церковь , сего желают все святые Божии, попечительно помышляющие о нас и сочувственно призирающие на уклонения путей наших! Аминь! 5 марта 1861 года В неделю сыропустную (в пост в последний раз дано нам время на покаяние) Святая Церковь приводит нам ныне на память падение прародителей. Цель у нее при сем и та, чтоб, помня, что состоим на месте изгнания, мы меньше ширились и высились, а более смирялись и сокрушались, но особенно та, чтоб, от падения прародителей переходя мыслию к своему личному падению, разгорались мы духом ревности к восстанию и возвращению того, что потеряно падением.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Не читается псалтирь. 1)На страстной неделе – в четверг и пятницу; На литургии полагаются чтения как из Апостола, так и Евангелия – рядовые на каждый день по ряду недель, начинамых с Пасхи – по месяцеслову во дни праздников. Рядовые чтения указываются в особом расписании, прилагаемом в конце Апостола и Евангелия, – а праздничный – в числах месяца. При сем наблюдаются следующие правила: а) Если в будничный день случится праздник Господень, или Богородичный, или святый со бдением, то рядовые – Апостол и Евангелие оставляются, читаются одни праздничные; рядовые же читаются за день до праздника под зачало с дневным. б) Если случится праздник Богородичный или святому в воскресенье, то сперва читаются (на литургии) воскресные – Апостол и Евангелие рядовые, а потом праздничные. в) Если на какой праздник святому в месяцеслове не указано Апостола и Евангелия, то читаются общие, указанные каждому лику святых. г) Когда в воскресенье случится двунадесятый праздник Господень или Богородичен, то на утрени читается праздничное Евангелие; если случится святый со бдением, то читается воскресное Евангелие; а если случится в воскресенье храмовой праздник, – то читается иногда воскресное, иногда храму. Храму читается в следующие недели: св. праотец и отец пред Р. Христовым, – в недели Великого поста: 2-ю, 4-ю и 5-ю, в неделю св. отец после Пасхи и в неделю всех святых после 50-цы, если храм в честь всех святых. В прочие же недели читается воскресное Евангелие. д) Более двух апостолов и евангелий не читается. Если по стечению праздников в известный день положены три зачала, то третье зачало читается за одно с другим зачалом. § 8. Богослужебные книги Богослужебными книгами называются те, по коим совершается Богослужение православной церкви. Они разделяются на два разряда: одни из них содержат неизменяемую часть Богослужения церковных служб, т.-е. когда молитвы и песнопения, входящие в состав служб, употребляются неизменно в какой бы день ни совершалась служба, таковы, напр., молитвословия вечерни (псалом – Благослови душе моя, Свете тихий), молитвы повечерия, полунощницы, утрени, псалмы часов, молитвы и песнопения литургии и ектении. Другие книги содержат изменяемую часть Богослужения. потому что молитвословия, и песнопения, содержащиеся в них, сообразно с днями седьмицы, числами года и от стечения праздников изменяются в порядке и числе и заменяются одни другими, а некоторые и вовсе оставляются; таковы, напр., стихиры, тропари, седальни, каноны, кондаки, икосы, антифоны, прокимны, задостойники и причастии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и праздника. Примечание. 9-я Маркова глава Типикона под 2 февраля умалчивает о прокимне, аллилуиарии и причастне праздника, но в соответствии с общим уставом они должны петься. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 425, 427. Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне. Задостойник праздника. Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню . Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). 1 Ср.: Типикон, 1 февраля, 2-я Маркова глава. 2 О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 3 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын...», поется на литии на «Славу». Славник хвалитных стихир Триоди, глас 6-й: «Отче Благий…», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395, 397, 417). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395, 397. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…». 6 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49-я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»). 7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 405. 8 В Триоди Постной в Неделю о блудном сыне на утрене назначена катавасия «Моисейскую песнь…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 10, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи: ведь Неделя о блудном сыне может случиться в период с 18 января по 22 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о блудном сыне случится с 18 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Сушу глубородительную землю…». Если Неделя о блудном сыне случится с 10 по 22 февраля (включительно), то катавасия – «Моисейскую песнь…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другую ничего не говорится.

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-20/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010