В древних Евхологиях не раз встречаются заамвонные молитвы с разным содержанием, в зависимости от праздников или времени года. Правда, это явление не было повсеместным, но всё же достаточно распространенным. Так, из 162 рукописей, описанных А. Дмитриевским , только в 8 есть такие молитвы. В одних из них находится одна молитва, отличная от обычной, в других по 4, по 5, по 13, по 17. Самая поздняя рукопись, содержащая такие молитвы, датируется XVI-XVII вв. Таким образом, этот обычай соблюдался достаточно поздно 407 . В этом отношении очень интересен древнейший Евхологий еп. Порфирия Успенского , этот «сапфир синайский», как его назвал сам преосвященный исследователь Востока. В диссертации проф. прот. Орлова о литургии св. Василия Великого приведены все эти молитвы Порфириевского служебника 408 . Интересно, каково разнообразие этих молитв. Всего их 27: На Сретение, На Богоявление, На мясопуст, На первую неделю поста, На вторую, На третью, На четвертую, На пятую, На шестую, На Великий Четверг, На Пасху, На Антипасху, На праздники, На Рождество Христово, Молитва без указания дня, На Успение, 17–20. Четыре молитвы без указания дней, Молитва Св. Василия, Еще одна на Успение, Еще одна на Рождество Христово, На Благовещение, На Вознесение, На Пятидесятницу, На день преподобного Лазаря. В этих молитвах раскрывается значение каждого праздника, его богословские особенности, и по глубине мыслей они служили весьма назидательным средством для просвещения молящихся, в духе православной церковности. Еп. Порфирий спрашивает: «Значит, заамвонные молитвы весьма древни? Да! Потому что и Евхологий-то мой очень древен. А можно ли возобновить чтение оных молитв в наши дни? Не только можно, но и надобно бы, потому что в них назидательно объясняются сущности праздников» 409 . В большинстве молитв, содержащихся в кодексе еп. Порфирия, можно найти те же мысли, что вошли и в нашу современную заамвонную молитву, а именно: о спасении царя, о мире, о сохранении священников и народа в благоговении и т.д. Не все они в одинаковой мере содержательны и назидательны, но в некоторых из них находятся мысли очень ценные, касающиеся празднуемого события или времени года. Во многих из них перефразируется дневное Евангелие или же развивается какая-либо мысль из него. Хороши молитвы на недели Великого поста. Так, например, на первую неделю: «... Сними с нас всякое фарисейское лицемерие во время поста, удали иудейскую угрюмость (σκυθρωπτητα), воздержническую спесь отгони, всякое деяние самозапрещения и болтливость и помышление...« 410 На вторую неделю: »... Сними с нас оружие тьмы и укрась оружием света Твоего: даруй нам воздержность нелицемерную, молитву незаметную, но более приятную Тебе, милостыню нетщеславную и угодную для Тебя...» 411 На Великий Четверг молитва представляет почти парафраз известного тропаря «Егда славнии ученицы...«

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Для борьбы с таким нападением диавола Св. Григорий Палама советует нам осознать необходимость духовных подвигов, без наличия которых душа не произведет ничего богоугодного и служащего к ее спасению. Затем предлагает иметь твердую веру в то, что вступившим в подвиг Бог помогает и, конечно, при Его всесильной поддержке, дело не может не увенчаться успехом. Кроме того, маловерие здесь совершенно неуместно, потому что Верен – Обещавший, и многократные свидетельства из Св. Писания обильно говорят о том благе, которое по причине поста проистекает для постящихся, и, в то же время, приводит столько устрашающих примеров, показывающих к чему приводят невоздержание и чревоугодие. Вторая опасность, которая грозит на пути поста, как и на пути всякого подвига в добродетели, это – тщеславие и связанные с ним страсти: гордость, лицемерие и превозношение над ближним, а тем самым и осуждение его. «Началозлобный змий, – говорит Св. Григорий, – всеми способами внушает нам гордость, как конечную и злейшую трясину, и убеждает нас надмеваться, как будто бы собственной силой и знанием мы совершили добродетель. Но мы будем памятовать Саму Истину, говорящую, что «без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин.15:5 ); и таким образом мы избегнем многовидные ухищрения лукавого, действуя правильным образом и совершая добро с подобающим смирением; зная, что как если кто, храня в сосуде драгоценное миро, выльет его в сор или сор подбросит в сосуд с миром, одинаково приведет миро в негодность и уничтожит его; так и добродетель: если кто безделием презрит ее или к совершению ее примешает элемент негодности, подобным образом так или иначе приведет ее в негодность и умертвит. И это я говорю ныне вашей любви по причине времени поста: чтобы нам сохранить его несмешанным ни с каким злом; потому что оный евангельский фарисей, хотя и постился дважды в неделю в течение всего года (т.е. более ста дней в году, по толкованию Св. Григория Паламы ), однако не получил никакой пользы от поста, потому что он имел его смешанным с гордостью и осуждением ближнего».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

На утрене «Н.» предписывается петь в субботу в течение всего года (Типикон. Ч. 1. Л. 31, 32 об., 33). Однако в приходской практике это указание соблюдается лишь в родительские субботы, во 2-ю, в 3-ю и 4-ю субботы Великого поста, когда совершается заупокойное богослужение , а также в Великую субботу. На утрене в составе воскресного всенощного бдения «Н.» предписывается петь в период от Недели Фоминой (в саму эту неделю они не поются) до отдания Крестовоздвижения (20 сент. ст. ст.), а также в 1-ю, во 2-ю, в 3, 4, 5-ю недели Великого поста, однако, если воскресенье совпадает с праздником, имеющим полиелей, «Н.» отменяются (см.: Типикон. Ч. 1. С. 30 об.- 33 об.). «Н.» следует петь без разделения на «Славы» на 5-й глас (на этот же глас поются, напр., тропарь Пасхи и пасхальные стихиры); завершаются «Н.» пением на тот же 5-й глас цикла воскресных тропарей       каждый из первых 4 тропарей к-рого предваряется припевом              (Пс 118. 12). Пение «Н.» в неделю сохраняется лишь в немногих монастырях, в то время как в приходских храмах вместо «Н.» в течение всего года поется полиелей, причем в существенно сокращенном виде (см. в ст. Полиелей ). «Н.» при заупокойном богослужении Поскольку в совр. приходской богослужебной практике «Н.» почти не употребляются за воскресным и субботним уставным богослужением, а звучат лишь за заупокойным богослужением в родительские субботы, этот псалом считается по преимуществу заупокойным, что является заблуждением. Напротив, именно воскресным характером «Н.» обусловлено их использование в заупокойных чинах: в «Н.» говорится не о смерти, а о жизни, об избавлении от смерти через следование Божественному закону - Свящ. Писанию. «Н.» являются центральным элементом богослужения родительских суббот: вселенских мясопустной и Троицкой, Димитриевской родительской субботы , 2, 3 и 4-й суббот Великого поста (т. н. малые родительские), а также рядового субботнего богослужения в случае, когда совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» (на практике бывает крайне редко).

http://pravenc.ru/text/2565050.html

К неподвижным дням богослужения принадлежат царские, дни, т. е. дни рождений и тезоименитств их императорских величеств и их императорских Высочеств, день празднования восшествия государя Императора на Всероссийский престол и день коронования и свящ. миропомазания их императорских величеств. Одни из царских дней празднуются в те самые дни седмицы, в которые они случатся. Так совершается празднование в дни рождений и тезоименитств 916 Их императорских величеств государя Императора и государыни императрицы и его императорского высочества наследника цесаревича, – в день празднования восшествия государя императора на престол 917 и в день коронования и свящ. миропомазания их императорских величеств 918 . На эти дни совершается всенощное бдение празднику или святым тех дней, точно так же, как бывает на храмовые праздники. Служба Месячной Минеи, если бывает нужно, добавляется службой из Общей Минеи (см. о том в Табели, изд. Св. Синодом). Если высокоторжественные дни случатся в среду или пяток сырной седмицы, то служба совершается по Сретенской главе (Тип., послед. 2-го февр., храм., глава 28). Если случатся в седмичные дни (понедельник, вторник, среду, четверток и пяток) Великого поста, кроме первой и страстной седмицы, то служба правится по Благовещенской главе (Тип., послед. 25-го марта). Если случится на первой седмице Великого поста, то служба правится по храмовой 33-й главе. Если случится в Страстную седмицу, то переносится на понедельник Пасхи и правится по Георгиевской главе (Тип. послед. 23-го апреля. Сн. храм, главы 45, 46). Другие царские дни, если они случатся в седмичные дни, совершаются в ближайшие воскресные дни (Указ 5-го февр. 1862 года). К этим царским дням принадлежат дни рождений и тезоименитств их императорских высочеств. При указании на ближайшие воскресные дни разумеется то, что если царский день случится в понедельник, вторник, среду, то он отправляется в предыдущее сим дням воскресение; если же царский день случится в четверток, пяток и субботу, то он празднуется в следующее за сим воскресение. Это подобно тому, как празднуется память Св. отец в июле (Тип., послед., 16-го июля) и октябре (Мес. Мин., 11-го октябр.). Но если царский день случится на 1-й седмице Великого поста, то он тогда лишь отправляется в предыдущую (сырную) Неделю, когда случится в понедельник; если же случится во вторник, среду, и т. д., то отправляется в субботу первой седмицы поста (См. Табель, изд. Св. Син., и Тип., храм. гл. 30, 31 и 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В служебном Евангелии в конце (см. «Сказание, еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета») указано, которые утренние воскресные Евангелия следует читать как в Недели от Пасхи до Недели Всех Святых, так и потом в следующие засим 32 Недели. Но для тех Недель, которые будут после 32-й Недели до Недели мытаря и фарисея, равно для Недель: мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустной, сырной, 1-й, 2-й, З-й, 4-й и 5-й Великого поста в Евангелии не указаны самые рядовые зачала, которые в них следует читать. Потому что от Недели 32-й до Недели мытаря и фарисея бывает разное число Недель в те и другие года. Отсюда приходится в эти Недели читать не одни и те же рядовые Евангелия в разные года. И чтобы отыскать, расчислить их для известного года, для этого следует узнать, в какие числа в этом году начинаются столпы утренних Евангелий. Узнать же это легко из Зрячей Пасхалии, находящейся в Типиконе и в Следованной Псалтири. В этих книгах – в Индиктионе следует найти ключевую букву искомого года, или, иначе сказать, отыскать в Индиктионе, желаемый год по при нем стоящей ключевой букве. Узнав ключевую букву года, должно потом отыскать ее в Зрячей Пасхалии. Там при ключевой букве и показано, в какое число месяца в том году начинается каждый столп гласов Октоиха и какие тогда следуют рядовые утренние Евангелия. При этом должно помнить, что столпы гласов Октоиха и утренних воскресных Евангелий ведут свой счет с Недели Всех Святых (1-е утреннее Евангелие читается в Неделю Всех Святых, а 1-й глас – в Неделю первую после Недели Всех Святых), а поэтому до Недели Всех Святых должно искать столпы гласов и Евангелий под той буквой, которая относится к предыдущему году. При этом должно знать, что правило об отступке касается только Евангелий, читаемых на литургии, но не относится нисколько к рядовым Евангелиям утренним воскресным, которых ряд всегда бывает непрерывен до 5-й недели Великого поста, как можно видеть из столпа 6-го утренних Евангелий, в котором Евангелия начинаются (с 9-го) и следуют в непрерывном порядке за Евангелиями 5-го столпа, имеющего последним Евангелием 8-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Разделы портала «Азбука веры» ( 39  голосов:  4.3 из  5) Фрагмент От автора Дорогой читатель! В твоих руках дневник Великого поста 2016 года и другие мои записи разных лет. В свое время, когда я писал эти тексты, совсем не думал, что все это сложится в нечто цельное и когда-то будет востребовано. Но шло время, и отдельные, часто разрозненные по смыслу, небольшие тексты начали превращаться в книжку, которая своим названием придает им общий единый смысл. Все началось со звонка редактора одного уважаемого мной православного издания: «Батюшка, через месяц начнется Великий пост. У нас в редакции родилась такая идея. Что, если самый обычный сельский священник возьмется специально для электронного сайта нашего издания описать каждый свой постовой день. Пусть это будет хотя бы несколько слов, две-три строчки, а прочитает их человек и получит пищу для мыслей на целый день». Честно сказать, выслушав такое предложение, я засомневался: а будет ли мне что сказать большому количеству читателей сайта такого уважаемого журнала, да еще каждый день в течение всего Великого поста? Правда, через несколько дней мне перезвонили, и все тот же человек, извинившись, сообщил, что в редакции решили отказаться от этой идеи. Они отказались, а у меня уже появилось желание вспомнить и посмотреть свои прежние записи. Порой всего за несколькими неразборчивыми фразами, сделанными впопыхах карандашом, скрывается история целой человеческой жизни, чьей-то радости или чьих-то страданий. Запишешь и надеешься, что через неделю вернешься к этой истории и обязательно напишешь связный рассказ, чтобы в процессе работы над ним подумать об этой встретившейся тебе судьбе. Порадоваться за человека или пожалеть его, может, даже поплакать о нем и всегда помолиться. Хорошо, что в редакции отказались. Не получается у меня писать по заказу. Я уже пробовал. Душа не отзовется, и ничего из такой затеи не выйдет. Начался Великий пост 2016 года, и как-то само собой стали вспоминаться какие-то события и складываться в последовательные сюжеты. Не связанный никакими обязательствами, я думал только об одном: ничего не забыть из того, о чем хотелось бы рассказать.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-velikog...

Православная стенгазета 13 (275) В номере: Неделя 4 Великого поста. Преподобная Мария Египетская, Проповедь на Евангельское чтение, Подвизаться как древние? «Камертон» постного подвига. 27 марта, 2015 В номере: Неделя 4 Великого поста. Преподобная Мария Египетская, Проповедь на Евангельское чтение, Подвизаться как древние? «Камертон» постного подвига. В номере: — Неделя 4 Великого поста. Преподобная Мария Египетская — Проповедь на Евангельское чтение — Подвизаться как древние? — «Камертон» постного подвига Выпуск от 27 марта 2015 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит, и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 16 февраля, 2024 9 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

б) Новозаветные книги Св. Писания. Заключенные в двух церковных книгах – Апостоле и Евангелии, они все прочитываются в течение года, начиная с Пасхи, кроме Апокалипсиса 11 . Чтения из Апостола и Евангелия разделены по зачалам или отделениям. Евангельские чтения полагаются на утреннем Богослужении в воскресные дни (в числе 11-ти рядовых), и в праздничные дни по числам месяца; а из Апостола, кроме литургии, зачала читаются только на вечерни в качестве паримий на дни св. Апостолов. Порядок, в каком следует чтение кафизм в течение всего года От недели Фоминой до 22-го сент, от 20-го дек, до 14-го января и в недели – мясопустную и сыропустную На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На вечери 1) Воскресенье 2)Понедельник 3)Вторник 4)Среда 5)Четверг 6)Пятница 7)Суббота От 22-го сент до 10 дек. и от 15 янв. до субботы пред неделею о блудном сыне (на утрени по три кафизмы) На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На вечери 1) Воскресенье 2)Понедельник 3)Вторник 4)Среда 10,11,12 5)Четверг 13,14,15 6)Пятница 7)Суббота В недели Великого поста: 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю, и 6-ю (на утрени по 3 кафизмы). На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На 1-м часе На 3-м часе На 6-м часе На 9-м часе На вечери 1) Воскресенье 2,3,17– не порочны 2)Понедельник 3)Вторник 10,11,12 4)Среда 19,20,1 5)Четверг 6,7,8, 6)Пятница 18,14,15 7)Суббота В неделю 5-ю Великого поста (на утрени по 3 кафизмы) На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На 1-м часе На 3-м часе На 6-м часе На 9-м часе На вечери 1) Воскресенье 1)2,3,17 2)Понедельник 3)Вторник 11,12,18 4)Среда 20,1,2 5)Четверг 6)Пятница 13,14,15 7)Суббота В Страстную неделю На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я Утреня На 3-м часе На 6-м часе Вечери 1) Воскресенье 2)Понедельник 3)Вторник 9,10,11 4)Среда 14,15,16 5)Четверг 6)Пятница 7)Суббота 17 не порочны Примечание

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Православная стенгазета 12 (222) В номере: Неделя 3 Великого поста. Крестопоклонная, Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова на Евангельское чтение, Нужно очень захотеть простить обидчика, Весь мир ждет от нас благословения. 21 марта, 2014 В номере: Неделя 3 Великого поста. Крестопоклонная, Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова на Евангельское чтение, Нужно очень захотеть простить обидчика, Весь мир ждет от нас благословения. В номере: — Неделя 3 Великого поста. Крестопоклонная, — Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова на Евангельское чтение, — Нужно очень захотеть простить обидчика, — Весь мир ждет от нас благословения. Выпуск от 21 марта 2014 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Православная стенгазета 12 (326) В номере: Неделя 1 Великого поста. Торжество Православия, Проповедь на Евангельское чтение, Вопросы священнику: бывают ли православные заговоры? Великий пост и проблемы со здоровьем. 18 марта, 2016 В номере: Неделя 1 Великого поста. Торжество Православия, Проповедь на Евангельское чтение, Вопросы священнику: бывают ли православные заговоры? Великий пост и проблемы со здоровьем. В номере: — Неделя 1 Великого поста. Торжество Православия, — Проповедь на Евангельское чтение, — Вопросы священнику: бывают ли православные заговоры? — Великий пост и проблемы со здоровьем. Выпуск от 18 марта 2016 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит, и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010