Беззаконие: нераскаянность и бесчувственность Ст. 13. Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваоу не прибегает. При обращении грешников Бог обыкновенно прежде увещевает их посредством совести, или посредством людей, потом посылает легкие наказания. Если же они не вразумляются, не приходят в раскаяние, то изливает на них Свой гнев, – поражает тяжкими бедствиями. Так и к Израильтянам Бог посылал Пророков, наказывал их чрез Феглафелассара и другими бедствиями; но они остались бесчувственными, презирали все вразумления Божии (АмОс.4, 6. 7 и сл.) и, пребывая в идолопоклонстве и других пороках, все замышляли разрушить царство Иудейское и тем доводили себя до конечной погибели. Наказание Ст. 14. И отсечет Господ у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день. Ст. 15. Старец и знатный– это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост. Смысл этой приточной речи такой: за бесчувственность и нераскаянность Ефремлян Господь подвергнет их тяжкому бедствию, царство их предаст конечному разрушению. Голова означает царей и вельмож; хвост – ложных Пророков, которые уподобляются этой части животных по их лести и по презрению, которого они достойны за злоупотребление священною должностью. Древесные ветви суть символы сильных и богатых; тростник, растущий в болоте и имеющий слабое основание, означает бессильных и бедных (как видно из ст. 16). Здесь предсказывается конечное разрушение Израильского царства, которое совершено Салманассаром, царем Ассирийским, в шестой год царствования Езекии ( 4Цар.17:1 сл.). Оправдание суда Божия Всеобщее развращение народа Ст 16. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые им погибнут. Ст. 17. Поэтому о юной/ах его не порадуется Господ, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта для поражения. Пред разрушением Израильского царства много было в нем лжепророков, которые вместо того, чтобы наставлять народ на путь благочестия и спасения и возбуждать к покаянию, чтобы тем предотвратить гнев Божий, из-за корысти льстили, обманывали, вопреки угрозам истинных Пророков предсказывали благоденствие, счастье в последующее время. А народ хотя и мог различить ложных Пророков от истинных; но по своему развращению охотно слушался учения, поблажающего страстям его, и тем приготовлял себя к погибели. Хотя юноши по незлобию и вдовицы по беззащитности своей, невидимому, заслуживали сожаление, и Бог по Своей благости рад бы был оказывать им Свою милость и благодеяния, если бы нашлись достойные того; но поскольку юноши и вдовицы исполнены были лукавства, лицемерия, нечестия: то Бог по требованию правосудия всех их подверг наказанию, предал царям Ассирийским. Третья часть

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Будучи прямым следствием наших собственных грехов и грехов других людей, а также следствием грехопадения, страдания окружают нас со всех сторон в этом падшем мире, где христиане призваны отображать взаимоотношения Отца и Сына; этот мир весьма отличается о того, каким его изначально замыслил Бог. Христиане написали множество книг и произнесли множество проповедей о проблеме страданий, подчеркивая, прежде всего, то, что согласно христианской вести верующие не пострадают от Божьего гнева. Взяв на себя предназначенный для человечества гнев Божий, Бог Сын стал нашим ходатаем и заместителем. Поэтому Павел мог с дерзновением сказать: «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» ( Рим.5:9 ). В другом месте он пишет: «Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» ( 1Сол.5:9–10 ). Дисциплина – это Божье средство воспитания верующих для возрастания в вере, 141 но гнев его на нас не падет. К сожалению, в евангельских кругах эта библейская истина зачастую сводится к ошибочному представлению: Христос пострадал, чтобы мы больше не страдали, следовательно, верующие не должны страдать вообще. Однако, согласно Библии, христиане будут страдать. Кроме того, сказано, как верующие должны переносить страдания, а не пытаться избежать их. В связи с этим особенно уместно упомянуть два отрывка. В начале своего послания Иаков пишет: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» ( Иак.1:2–4 ). Павел говорит, что христиане радуются не только тому, что оправданы, но и когда страдают: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

В последнем стихе об идущих со свирелию на гору Господню просим сравнить в 3 т. Св. Летописи наши замечания на Втор. 26:1–4 об обязанностях посещать храм Господень в известные дни года и об обычаях этого паломничества. С более возвышенной и духовной точки зрения выражение: „входить на гору Господню к твердыне Израилевой“ переносит нас в эпоху спасения человечества воплощенным Сыном Божиим. В Ис. 2:2–3 мы видели пророчество о том, что „в последние дни гора дома Господня будет поставлена во главу гор.... и пойдут многие народы и скажут: „приидите и взойдем на гору Господню“. „Твердыня Израилева“ есть Сам Господь 1083 . И Моисей, стоявший в безопасном месте на скале ( Исх. 33:21–23 ), и Илия, стоявший в пещере ( 3Цар. 19:13 ), когда Господу угодно было открыться им в священном таинственном произнесении Имени и в таинственных образах бури и огня и тихого ветра 1084 , суть прообразы тех народов и лиц, которые укрываются в тихом убежище Господа, когда мимо их проходит гнев Божий. Это суть верные Господа, которым пророк говорил: „пойди: народ мой....,– укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев.... Ибо вот Господь выходит.... наказать обитателей земли, за их беззаконие“. ( Ис. 26:20–21 ). Не глаголал ли Господь своим ученикам, предсказывая им разрушение Иерусалима: „тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы“. ( Мф. 24:16 ). Господь закрывает рукою Своею, как Моисея на горе, своих избранных, да не коснется их губительная буря и пожирающий пламень, посланный в наказание нечестивых. Гнев Господень проходит, но милость Его вечна. 30 . И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и наводнении и в каменном граде. Град и огонь были одной из казней Египетских ( Исх. 9:23–24 ). Мы очень склонны думать, что подобная же казнь постигла Сеннахерима и его войско, стоявшее где-то на границе Египта. Прямых указаний на это нет, но пророчество 30-го стиха заставляет думать, что может быть пророку Исаии было открыто, как будет поражен Сеннахерим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

ГНЕВ Познайте корень гнева и ярости: он есть гордость; противоположным оному смирением исторгайте его, при помощи Бога, призирающего на смиренные. (преп. Макарий) Смущаетесь, и в душе кипит на всех зло. Это от самолюбия и тщеславия. Старайтесь всегда считать себя пред Господом хуже и грешнее всех на свете и молитесь в это время: Господи, помилуй нас грешных, разумея и себя, и тех, на кого гневаетесь, не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнию,- это происходит от гордости. А гнев мужа,- по слову святого апостола Иакова, — правды Божия не соделовает (Иак.1:20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться. (преп. Амвросий) Раздражительное состояние духа происходит, во-первых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи, а во-вторых, и от неверия, что будто бы исполнение заповедей Божиих в настоящем месте не принесет никакой пользы. (преп. Амвросий) Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце. (преп. Иларион) ГОНЕНИЯ В настоящее время люди века сего смотрят на нас, верующих, как на юродивых, как на глупых. Им не нравится наша Православная вера, наши церковные постановления, правила и обряды. Они смеются презрительно над всем, для нас священным. Часто приходится слышать от верующих, вынужденных жить среди мира враждебного, как тяжело переносить им постоянные насмешки, глумления. Надо честью для себя считать такое отношение. Аще укоряема бываете о Христовом имени, блажени, яко слава и Дух Божий на вас почивает, — сказал апостол Петр (1Пет.4:14). Если над нами смеются, если нас не любят, значит, мы — не от мира сего. Огорчаться и смущаться таким отношением к нам не следует. (преп. Никон) Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое (Мф.24:9). Слово это относится ко всем христианам, которые жили в первые века христианства и будут жить в последнее время Церкви Христовой на земле. (преп. Варсонофий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Далее мы читаем: Мф.18:31 . «Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее». Истолковывая данный стих, святой Кирилл Александрийский пишет: «Поскольку Бог всяческих отпускает нам тягчайшие согрешения, это обозначается многими талантами. Если же мы не оставляем товарищам ста динариев, то есть незначительные мирские прегрешения… тогда приставленные к нам Ангелы, которые находятся под одним с нами ярмом владычества, обличают нас пред Богом (причем сообщают Ему не как незнающему, ибо Он все знает как Бог), по справедливости требуя, чтобы замеченные в презрении и непочитании законов взаимной любви были наказаны» 92 . То есть Ангелы не потерпят такой несправедливости когда увидят человека, которому прощены все его преступления и грехи, но сам он не хочет ничего прощать. Они вмешаются в эту ситуацию, и правда восторжествует. Когда Ангелы видят согрешающих они всегда плачут о них, подавая и нам пример сострадания, и только бесы радуются падению того или иного человека. «“Что ты стоишь здесь и плачешь?” – спросил однажды преподобный Нифонт юношу, который стоял в дверях одного дома и плакал. “Я, – отвечал юноша, – Ангел, посланный Господом на сохранение человека, который пребывает уже несколько дней в этом непотребном доме. Стою здесь потому, что не могу приблизиться к грешнику, плачу оттого, что теряю надежду привести его на путь покаяния”» 93 . И далее мы читаем: Мф.18:32–34 . «Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга». То есть Господь вправе не только сменить гнев на милость, но и милость сменить на гнев, и этого мы должны опасаться. Ведь любое проявление Божественной милости имеет целью и нас самих сделать милосердными, и если этого не происходит, то гнев Божий вновь обрушивается на нас там, где мы считали всё уже улаженным. Ведь милость – это дар, который именно предполагает наше исправление, и, если оно не наступает, милость Божия и прощение отходит от нас, и мы вновь оказываемся во власти греха, смерти и дьявола.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Доселе они не объяви­лись, но в конце концов обнаружатся. Теперь они будут прельщать, но потом их узнают все. Он присоединяет: введут его в заблуждение , потому что, хотя они прельщают теперь, но объя­вятся (как прельстители) потом.   17. Поэтому о юношах его не порадуется Господь. Что пользы быть рослым и сильным, если кто худо пользуется воз­растом и силой? Например, если у кого рабы будут людьми рослыми, хорошо сложенными, крепкими и здоровыми, но пре­данными порокам, пьянству и разврату, шатающимися туда и сюда, то их сила никого не порадует, потому что, хотя они и крепки телом, но не имеют ума, вследствие чего происходит всякое зло. Добро само по себе не есть добро, и зло само по себе не есть зло, но по душевному настроению делающего то и другое. Конь будет смирен и надежен, если он имеет хорошее направление с начала, но он причинить много вреда, если имеет наклонность ко злу. И сирот его и вдов его не помилует; они не испра­вятся от наказаний и не станут добрыми. Чтобы ты не прези­рал такую суровость и не считал ее жестокостью, для этого, уразумей причину ее: ибо все они , говорит, лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво . Смотри, не быть милосердым здесь — признак милосердия, потому что ничто более не способ­ствует их исправлению, как — оставление, небрежение, забвение. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта , для принесения наказаний самым делом, или для повто­рения угроз, как подобало Богу. Все это я (пророк) испол­нил и предсказал, но не отвратится гнев Его , т.е., сказанные мною слова не могли отстранить гнева Его.   18. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма . Видишь ли, какую пищу огню дал гнев Божий? Это — подобно тому, как искра, когда упадет туда, где находится много сухой травы, становится большим пожаром, а если ничего не найдет такого, что возбуждало бы его, тотчас ослабляется и погасает.   19. Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И Богу не угождают. Ибо, как могли угодить Тому, Чьего Сына они убили, а прежде еще убили и пророков? И всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись. Ибо, если должно проповедовать спасение всей вселенной, -а они противятся этому, то они общие враги вселенной. Только чрезвычайной зависти свойственно препятствовать общему спасению. И через это всегда наполняют меру грехов своих. Это, говорит, древним пророкам, потом Христу, а наконец и нам делали они и делают, чтобы показать, что спешат достигнуть полной меры грехов, крайнего их предела. Но приближается на них гнев до конца. То есть для них уже не будет более того, что было прежде, не будет возвращения из плена и не овладеют они своею землею, но до конца, так и останется на них гнев Божий. Слово гнев ( " ) с артиклем показывает, что они заслужили его, что он предназначен и предсказан. Утешив фессалоникийцев указанием на то, что они имеют многих соучастников в искушениях, теперь утешает также указанием на то, что притеснители их будут наказаны. Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время. Здесь апостол говорит о любви. Выше он сказал: как отец детей (ст. 11) и: как кормилица (ст. 7), а здесь быв разлучены (в славянском тексте - осиротевше), что свойственно детям, ищущим родителей. Это для того, чтобы мы поняли из этого, как он сильно любил их. Но в то же время намекает и на печаль, в которой он находился по причине разлуки. И нельзя сказать, говорит, чтобы мы оставались в разлуке долгое время, напротив, сравнительно короткое и малое, так что можно считать почти за один час. Лицем, а не сердцем. И притом не сердцем, говорит, мы разлучены были, а лицем. Но и нося вас. постоянно в сердце, мы испытываем скорбь, что лишены возможности видеть вас телесно. Заметь и то, что у сильно любящих есть потребность лично видеть любимых, от чего их любовь еще более усиливается. Тем с большим желанием старались увидеть лице ваше. Больше всего заботился видеть оставленных на короткое время. Обрати внимание на любовь: не для чего-нибудь другого, говорит, желаю прибыть, как для того, чтобы видеть ваше лице.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1049...

и нас изгнали, Апостолов, учителей ваших. Поэтому вам, ученикам, должно все переносить, имея пред глазами эти примеры. и Богу не угождают, Ибо, как могли угодить Тому, Чьего Сына они убили, а прежде еще убили и пророков? и всем человекам противятся, 1Фес.2:16 . которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, Ибо, если должно проповедовать спасение всей вселенной, -а они противятся этому, то они общие враги вселенной. Только чрезвычайной зависти свойственно препятствовать общему спасению. и через это всегда наполняют меру грехов своих; Это, говорит, древним пророкам, потом Христу, а наконец и нам делали они и делают, чтобы показать, что спешат достигнуть полной меры грехов, крайнего их предела. но приближается на них гнев до конца. То есть для них уже не будет более того, что было прежде, не будет возвращения из плена и не овладеют они своею землею, но до конца, так и останется на них гнев Божий. Слово " гнев» ( ργ «) с артиклем показывает, что они заслужили его, что он предназначен и предсказан. Утешив фессалоникийцев указанием на то, что они имеют многих соучастников в искушениях, теперь утешает также указанием на то, что притеснители их будут наказаны. 1Фес.2:17 . Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время Здесь апостол говорит о любви. Выше он сказал: «как отец детей» (ст. 11) и: «как кормилица» (ст. 7), а здесь «быв разлучены» (в славянском тексте – «осиротевше»), что свойственно детям, ищущим родителей. Это для того, чтобы мы поняли из этого, как он сильно любил их. Но в то же время намекает и на печаль, в которой он находился по причине разлуки. И нельзя сказать, говорит, чтобы мы оставались в разлуке долгое время, напротив, сравнительно короткое и малое, так что можно считать почти за один час. лицем, а не сердцем, И притом не сердцем, говорит, мы разлучены были, а лицем. Но и нося вас постоянно в сердце, мы испытываем скорбь, что лишены возможности видеть вас телесно. Заметь и то, что у сильно любящих есть потребность лично видеть любимых, от чего их любовь еще более усиливается.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

И постоянно боялся ты ярости стужающаго тебе, т.е. гнева твоего врага-завоевателя, а именно Сеннахирима, когда он хотел взять тебя в плен, и... не взял. Где же та ярость притеснителя твоего? – он погиб от руки детей своих (гл.37:37–38), а с ним погиб и его гордый яростный гнев. 14–16. Скоро освобожден будет пленный, и не умрет в яме и не будет нуждаться в хлебе. Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф – имя Его. И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ». (Внегда бо спастися тебе, не станет, ниже умедлит: яко Аз Бог твой, возмущаяй море и творяй шум волнам его: Господь Саваоф имя Мне, Положу словеса Моя во уста твоя и под сению руки Моея покрыю тя, еюже поставих небо и основах землю; и речет Сиону: людие Мои есте вы). Когда Сион спасется, то ярость притеснителей его уже не станет, не останется или перестанет и, не умедлит, прекратится немедленно. И что такое гнев царя-человека перед гневом Господа, который бурей своего гнева волнует море, воздымает громады вод и они с шумом – ревом низвергаются на сушу и потопляют вселенную? – Он есть Господь Саваоф, в Его власти все силы мира! – А чтобы народ мог спастись – защитить право своей свободы, Господь даст в уста его Свои словеса – Свой закон; а чтобы он, живя по закону Божию, не страдал от врагов-притеснителей, Господь осенит его Своей десницей, той всемогущей десницей, которой Он утвердил небо и землю. И так, Господь скажет населению Сиона: «ты – Мой народ», – Мой, потому что Мной спасен, избавлен, воспринят под кров руки Моей. 17–18. Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил. Некому было вести его из всех сыновей, рожденных им, и некому было поддержать его за руку из всех сыновей, которых он возрастил. (Востани, востани, воскресни, Иерусалиме, испивый чашу ярости от руки Господни: чашу бо падения, фиал ярости испил и истощил ecu, и не бысть утешаяй тебе от всех чад твоих, яже родил ecu, и не бысть подъемлющаго руки твоея, ниже от всех сынов твоих, ихже вознесл ecu).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Иов.36:15 .  Он спасает бедного от беды его и в угнетении открывает ухо его. Иов.36:16 .  И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком; Применение сказанного к Иову. Спасая страждущего праведника, Господь подобным же образом поступил бы и с раскаявшимся Иовом: избавил бы от бедствий («вывел бы из стеснения на простор», ср. Пс 4.2, 17.20, 117.5, 118.45 ) и возвратил бы прежнее счастье, богатство: «поставляемое на стол твой было бы наполнено туком» (ср. Пс 21.27, 22.5 ; Притч 9.2 ). Иов.36:17 .  но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение – близки. Иов.36:18 .  Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя. Сомнение в исполнимости только что сказанного. Ввиду греховного настроения Иова ( «преисполнен суждениями нечестивых», ср. Иов 34.7 ), проявляющегося в нечестивых речах, которые навлекают божественный гнев ( «суждение и осуждение – близки»), Елиуй сомневается в исполнимости своих обещаний и потому предостерегает Иова от излишней раздражительности, могущей привести к оскорблению Бога, «Пусть гнев не вовлечет тебя в оскорбление» (буквальный перевод первой половины 18 ст.; ср. ст. 13; Иов 34.37 ), и советует терпеливо переносить страдания, которыми он может искупить себя («пусть величие выкупа не отвращает тебя от раскаяния», – вторая половина 18 ст.). Иов.36:19 .  Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, – ни золоту и никакому сокровищу. Неудовлетворительность синодального чтения доказывается упоминанием о богатствах, которые Иов готов предложить в качестве выкупа. Все его имущество погибло, следовательно, не может быть и речи о нем, как существующем. Правильным чтением данного стиха признается следующее: «твои вопли выведут ли тебя из несчастия, а равно и все усилия твоего могущества?» Побуждением последовать совету Елиуя (ст. 18) является бесполезность в деле избавления от несчастия воплей Иова (ср. Иов 19.7 ), а равно и обращения к силе (ср. Иов 9:19 ). Спасти Иова может лишь тот путь раскаяния, смирения пред Богом, который указывается его другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010