154 Т. е. имя Иисуса. Сын Навин назывался прежде Авсий, но потом от Моисея был назван Иисусом. Снес. Числ. 13:17 . Подобным образом Иустин видит в наименовании Иисуса Навина прообраз Христа, указывая при этом на то обстоятельство, что он ввел израильтян в обетованную землю (Dial. с Tryph. n. 113). 157 Исаии 45:1. В переводе 70 толк. стоит Κρ (Киру, царю персидскому), вместо чего у Варнавы находится Кυρ (Господу). 158 Нужно бы присовокупить: и Исаия, так-как и его слова были выше приведены. Поэтому древний латин. переводчик сказал вообще – пророки. 165 Духовно, ν πνεματι. Гефеле относит это слово к выражению: написанные перстом руки Господней, полагая, что Варнава хотел через это прибавление предотвратить человекообразное представление о руке Господней. Но Гильгенфельд (стр. 27) думает, что здесь, как и в гл. X, XII, XIII, оно должно относиться к тому, что Моисей принял завет в духе, в пророческом вдохновении. 180 Смысл слов Варнавы такой: шесть тысяч лет старого мира окончатся в седьмой день последней недели его, а новое седьмое тысячелетие покоя Божия наступит в следующий, т. е. в восьмой день (в отношении к последней недели старого мира). 191 Варнава здесь изображает состояние людей до пришествия Христа и уверования в Него. Слова его приводятся у Климента Алекс. (Strom. 2, 20). 193 Т. е. о которых идет спор в настоящее время, именно – должно ли и в христианстве удерживать иудейские обряды и постановления. 194 О двух путях. Снес. Constitut. Apostol. VII, I и след., где многое заимствовано из второй части послания Варнавы. 195 Т. е. есть учение правое и превратное, а также есть власть добрая и злая, ангелы и демоны, начальствующие на двух путях жизни. Это место приводится Оригеном (De princip.III, с. 2.Нот. 35. in Luc). Снес. Ермы Pastor. Mandat. VI, 1. 2. 197 Разумеются здесь обетования Божии касательно будущего, т. е. пришествия Христа, суда и воздаяния добрым и злым. 199 По настоящему греческому тексту следовало перевести: напоминай себе день суда днем и ночью. Но в этом месте он, по замечанию Гефеле и Дресселя, поврежден; и мы переводим согласно чтению, приводимому Дресселем из одного Барберлинского кодекса, и находящемуся в постановл. апост. (7:9): μνησθσ δε ατο μρας κα νυκτς.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

1179 В первые времена христианства в избрании как епископов, так пресвитеров и диаконов участвовал народ с клиром местной церкви. Епископы, избравши на своем Соборе одно или несколько лиц на епископскую кафедру, предлагали свой выбор на глас парода, в том смысле, чтобы он свидетельствовал о достоинстве избранных лиц и объявлял, что знает о них, в пользу их или против них (св. Киприан: письм. 70; Сократ: 4, 22. 6, 2. 7. 26; Феодорит: 1, 7. 2, 31. 32; Созомен : 8: 2; Пост. Апост., кн. 8, гл. 4, сн. Зонара на 6 прав. Ник. Соб.; Правосл. Собес., 1859 г., июль, стр. 244). Затем окончательное решение выбора принадлежало духовной власти (Прав. апн. 36, Ант. Соб., прав. 18). Впоследствии, когда, при участии народа, от его легкомыслия, увлечения страстями, происходили беспорядки, влияние народа на избрание пастырей (епископов) было ограничено (Соб. Лаод., прав. 12, 13). Но с IV века назначение на важнейшие кафедры подчинилось влиянию власти царской, а в провинциальных городах – влиянию знатнейших сановников города (Joannis Antioh. Tit. 7 . cf. 165. nov. const.; Collect, eccl. Constit. Balsamonis, lid. 3, cf. nov. Tit. 1 , § 17; ejusdem schol. ad. can. 4. Chalced. ef. nov. 6. nov. 123. cap. 1. Прав. Соб., 1859 г., июль, стр. 247). Но церковные правила не предоставляли избрание епископов непосредственно светской власти, мимо власти духовной (Апост., прав. 30, VII Всел. Соб., прав. 3). В избрании пресвитеров и диаконов в древности народ, хотя имел участие, но менее, нежели в избрании епископов. Соборами же вообще запрещено было самому народу избирать во священство (Лаод. Соб., прав. 13). У нас же в Регламенте сказано, что ищущий священнослужительского места должен иметь свидетельство от прихожан, что они знают его с хорошей стороны в нравственности и поведении (Прав. Собес., 1859 г., июнь, стр. 247 и след.). 1180 «Приемлют его два – протодиакон и диакон... и обходят святую трапезу, поюще водящий» (Чиновн. Чин хирот. диакона). 1181 Ектения для диакона печатается в Чиновнике архиерейском, но буквами наоборот, по отношению к буквам молитвы, читаемой архиереем, именно так: Таким образом диакон, держа книгу Чиновник, или стоя за держащим ее, при чтении архиереем молитвы, по книге же Чиновник, может в то же время произносить ектению.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Прозябли — проросли, принялись, пустили росток. 152 Крупье (франц. croupier) — банкомет. 153 Бомонд (франц. beau monde) — высшее общество. 154 Антик (франц. antique — старинный) — здесь: необычный, редкий человек, оригинал. 155 Булава — стержень с шишкой сверху: древнее военное оружие, знак главнокомандующего и гетмана. Позднее — обычная принадлежность швейцара. 156 …переделанной Юноною из Аргуса. — Аргус в античной мифологии — стоглазое существо, всевидящий и сильный сторож, у которого одна половина глаз отдыхала, а другая бодрствовала. Когда он был убит Меркурием, то Юнона глазами Аргуса украсила хвост павлина. 157 Антре (франц. entrée) — вход. 158 Молокане — русская религиозная секта, возникшая во второй половине XVIII века. Свое название молокане объясняют тем, что содержимое ими учение есть то «словесное млеко», о котором говорится в священном писании. 159 Ликторы — в древнем Риме воины-телохранители, сопровождавшие сановников и несшие символ их власти: пук прутьев с секирой посредине. 160 …как планета в ряду расчисленных светил — неточная цитата из стихотворения А. С. Пушкина «Портрет» (1828). 161 Пчелка — «Северная пчела» — реакционная газета, выходившая в Петербурге в 1825–1864 годах. Основана Ф. В. Булгариным; с 1831 до 1859 года он редактировал ее совместно с Н. И. Гречем; в 1860 году газета перешла к П. С. Усову. В это время в ней сотрудничал Н. С. Лесков. Газета была самым распространенным периодическим изданием николаевского царствования, имела монопольное право печатать политические известия. 162 Пеня — упрек, изъявление неудовольствия. 163 …распинателей Иисуса Христа на картине Штейбена…— Шарль Штейбен (1788–1856) — французский художник, в детстве живший с отцом в России, а с 1843 по 1854 год работавший в Петербурге над рядом заказанных ему картин для Исаакиевского собора. Лесков имеет в виду его картину «Христос, приведенный на Голгофу» (1841). 164 Даниилово чудо над зверем. — Согласно библейской легенде, знаменитый вавилонский мудрец Даниил (VII–VI b. до н. э.) за неисполнение царского указа был сброшен в ров, где содержались львы, и лишь чудом избежал смерти (см. Кн. пророка Даниила, гл. XIV, 30–42). 165

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

2318 О знамен. мужах, гл. XXXVI: «по ошибочному – говорим – свидетельству“, если только он не имеет в виду ограничиться указанием на соправление Каракаллы Северу. Ср. Bonwetsch. у Hauck’a, IV. s. 150. 2320 Гарнак (Die Chronologie. II, s. 4, anm.) не видит ясного указания на то, чтобы Ориген был учеником Пантена – ни у Евсев. Цер. Ист. VI, 14, 8 – ни у него же – VI, 19, 13, и он считает такое предположение хронологически не приемлемым. 2322 Он называет его «всеблаженным духом“.– Stromata, I: «τ πνεμα κενο τ κεχαριτωμνον“.– Stählin. В. II, p. 10. 2332 Strom. VII, 16: «μ γρ μαθντες τ τς γνσεως τς κκλησιαστικς μυστρια“, ... " κατ τν κκλησιαστικν λγω γνσιν“... Die griechischen Christl. Schriftsteller. Clemens Alex. Drit. Band. Von O. Stählin. Leipzig. 1989, p. 69, 73. 2336 Мы имеем в виду подробные разсуждения по этому вопросу у Heinrici. Die Valentinianische Gnosis. s. 162... Разсуждения его сводятся к тому, что «вера есть центральное понятие, рядом с которым гносис занимает только периферическое положение“ (s. 163). Это положение повторяет и проф. Попов, следующий вообще Гейнрици ( Тертуллиан , его теория христиан. знания, стр. 25). При неправильной точке зрения, Гейнрици находит противоречия в употреблении πστις и γνσις у И. Христа с одной стороны и ап. Павла с другой; в послании к Евр. опять констатирует он несогласие с другими посланиями ап. Павла (s. 165, 166–167). Лучше разсуждает по данному вопросу Lipsius. Allgemeine Encyklopädie. Erst Section. s. 227.. Но и он, по нашему мнению, несправедливо приписывает Варнаве иное понимание гносиса, чем у ап. Павла (стр. 236). Относительно слова употребления γνσις. См. Mansel. Gnostic Heresies, р. 5–6; King. The Gnosties, p. 3... Cremer. Biblisches-theologisches Wörterbuch. s. 216, cp. πστις. s. 682. 2338 Учение о вере «спасающей“ содержится в Евангелии и на нее очень часто ссылается ап. Павел, в особенности в посл. к Рим. и к Галат. 2341 В первом отношении, т.е психологическом – вера способна сообщать облик, придавать образ вещам невидимым, а гносис, познание, разум – требует логических доказательств.– Во втором отношении – о спасающем разуме или гносисе с христианской ортодоксальной точки зрения речь не мыслима. Приводимое место из Лк. 1:77 такого значения не имеет.– В 4-м отношении гносис, как и вера может быть харисмой (См. 1Кор. 12:7–9 ). Однако апостол не говорит о связи этих харисм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

122 Ephraem Syr. Evangelii concordantis expositio, гл. 15, с. 165, Preuschen, XIII, 39, с. 31 (в немецком переводе), Resch Agr. 175, с. 201, Лопухин, с. 24. 126 Veni, Sancte Spiritus, Reple cordis intima Lava quod est sordidum. Ср. также молитву «Veni, Creator Spiritus». 128 См. Harnack Über einige Worte Jesu, Anhang Die ursprüngliche Gestalt des Vater-Unsers. С. 26–29, особ. 27 и 32 – Resch Agr. 61, с. 84. 129 Estote fortea in bello et pugnate cum antique serpente et accipietis regnum aeternum, dicit Dominus. См. Проф. Holthausen Ein neues Herrenwort, в Theol St. u Kr. 1894, I, стр. 149 сл. и Zeitschrift für Kath Theologie Bd. 18 (1894), стр. 589. 132 Bardenhewer Les Pères de l’Eglise, I, с VII, так характеризует «les nombreuses et importantes découvertes de vieux texts chrétiens au cours du demi-siècle qui s’achève» (1905) «Qu’il suffise de rappeler ici la découverte de la Didaché, d’une partie de l’Epître de saint Clément aux Corinthiens, de l’Apologie d’Aristide, des Logia d’Oxyrinque, des Philosophumena, des Actes de l’apologie de saint Apollonius, du monument de saint Abercius, de la Peregrinatio Silvae, des Traites de Priscillien, etc. Dans le champ de la littérature arménienne et surtout de la littérature syriaque, notre âge a accompli les plus heureux défrichements». 134 См. Лопухин Цит. соч. с. 14–17, там же (с. 18) фотографический снимок (к сожалению, неудачный) с этого памятника в натуральную величину. 135 Egypt Exploration Fund – Grenfell В. P. and Hunt A. S. The Oxyrhynchus Papyri Part I λγια ησο – Sayings of our Lord from an early Greek papyrus (London, 1897) – To же издание продолжалось до части 5-й, Лондон, 1908 Из многочисленных рецензий на это издание ниже приводятся ссылки на интересные критические статьи James M. R. и Harris Rendel в Contemporary Review, 1901. 140 Λγια ησο 1, 2 – Grenfell I, p 8, lin 4–8. Cp. Resch Agr 48, с. 68, Лопухин, с. 19 и 21 сл. 141 См., например, замечательный комментарий Rendel Harris в указанной выше его статье, с 342–346, против статьи James в том же журнале.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/agrafa-...

См. 3 Пар. 19:11—12. 161 Тертуллиан пересказывает общеизвестные мнения античных философов (см. также прим. 4—5 к трактату «О свидетельстве души»). Фраза Сенеки из его трагедии «Троянки» (395). 162 Речь идет о пифагорейско–платонической теории переселения душ. Пифагор считал, что его душа когда–то обитала в герое «Илиады» Эв–форбе (см. Диоген Лаэртский VIII 4—5; 45). Видимо, расхожим примером переселения душ было посмертное превращение Гомера в павлина (который считался птицей Геры—см. Овидий. Метаморфозы I 722 ел.). В Риме эта версия приобрела национальный колорит: считалось, что в Гомере и павлине обитала душа римского поэта Энния (+ ок. 169 д. X.) —см. Гораций. Послания II 1:50—52; Персии. Сатиры VI 10— 11. Ср.  Душ. 31. 163 Имеются в виду первые книги трактата «Против Маркиона» и трактат «О плоти Христа». 164 Лукан — маркионит (см. Псевдо–Тертуллиан. Против ересей 18). Не слишком изящный каламбур Тертуллиана имеет следующий смысл: Лу–кания (горная область на юге Италии) изобиловала медведями, и Варрон (О латинском языке V 100) даже утверждал, что слово «медведь» (ursus) луканского происхождения. 165 Имеется в виду трактат «О душе». 166 Федр 245 с. 167 Ср. Св. душ. 2. 168 Менандр—гностик, выходец из Самарии, предположительно — ученик Симона Мага (см. Ириней. Против ересей I 23:5). Марк— гностик, ученик Валентина (Ириней. I 13). 169 Clariores—чmehue Кг. Чтение ряда рукописей — duriores («довольно грубые» или «довольно дерзкие»). 170 Имеется в виду статуя Зевса Олимпийского работы Фидия. Этот шедевр знаменитого скульптора (выполнен в сер. V в. д. X.) не сохранился. Из подробного рассказа Павсания (VII) известно, что Фидий обильно использовал слоновую кость для передачи открытых частей тела. 171 См. Матф. 22:37–40. 172 См. ниже, гл. 16. 173 См. Приложения, II. 174 Скорее всего, Тертуллиан имеет в виду взгляды Эпикура или стоиков. 175 Ошибка или намеренная замена смысла: в псалме (91:13) говорится не о фениксе, а о пальме; то и другое обозначается одним греческим словом φονιξ. Пассаж представляет собою любопытный образец приспособления старых античных мифов (см., напр., Овидий. Метаморфозы XV 393 ел.) для целей христианского поучения. 176

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

140 М. Карьер, Искусство в связи с общим развитием культуры и идеалы человечества, т. III, стр. 660; ср. цит. соч. Веселовского, стр. 86. 141 Позднее 10 и даже 14. Stockbauer, Kunstgeschichte des Kreuzes S., 329–332. Schaffhausen, 1870. 147 В розыске по делу Висковатого упоминаются «Страсти Господни в евангельских притчах», но содержание их неизвестно. Чтен. в Общ. истор. и древн., 1847, 3, материалы, стр. 20. 149 Опис. Ундольским в «Сборн. общ. древне-русск. иск.», 1866, стр. 139 и след., ср. замеч. Ф.И. Буслаева в том же сборнике, стр. 60–62; ст. Η. Π. Кондакова в «Труд. моск, археол. общ.», VII, стр. 163 и след. Арх. Амфилохий, Археологич. заметки о греч. псалтири Лобкова, Москва, 1866. 151 Еп. Порфирий, Афон, ч. II, стр. 152; ср. нашу ст. в Христ. чт., 1889, 9–10. О некоторых пам. древн. в Турции и Греции, стр. 448 и след. 161 Из киноварной приписки в конце рукописи видно, что она написана в 1063 г. при Константине Дуке и Евдокии рукой монаха Симеона. 163 Выражение «получило в этих кодексах» при дальнейшем обследовании предмета оказалось неточным. Корректив см. в гл. 9 «Сошествие Св. Духа на апостолов». 164 Издание рис. и текста: Albani Menologium graecorum jussu Basilii imp. graece olim editum, nunc primum gr. et lat. ed. 1727. Прохоров. Христ. древн., 1862 г., (некоторые рисунки); там же ст. И.И. Срезневского . О тексте минология см. соч. еп. Сергия «Агиология·, т. I, стр. 217 и след. 165 В лицевой минее синодальной 175 нет изображений, относящихся к Евангелию; а в минее нац. библ. 1528, XII в., только одно на л. 197. 166 Запись на первом листе: Ββλ γραφσας τ δε τς καθ’ μραν Μνμας ορτς το χρνου παντς βλπων Τυ ζωγρφου θυμαζε τν ετεχναν. …………………………………………... Κα ποτνει ται κα νεουργε κα γρφη Ζαχαρου καλονρου το βρου. θεος ρος. 167 Арх. Амфилохий на основании помещенных в рукописи стихотворных сочинений Патр. константиноп. Филофея, равно как и на основании признаков палеографических, относит рукопись к концу XIV в. О лицев. греч, акаф., стр. 1–2. Ср. мнения архиеп. Саввы (X в., Указ. синод. ризн. и библ., изд. 3, стр. 41) и проф. Кондакова (XI в. Ист. виз. иск., стр. 229).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

152 О безмолвии о молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 10. Добротолюбие, ч.2. 153 Синедрионом называлось верховное духовное судилище Иудеев. 154 Беседа XXXVIII, гл. I. 155 Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве, гл. 14. Добротолюбие, ч. 1. 156 Преподобного Симеона, Нового Богослова, гл. 32, Добротолюбие, ч. 1. 157 Преподобного Симеона, Нового Богослова, гл. 33. 158 Преп. Симеона, Нового Богослова, гл. 70, 71, 72. Добротолюбие, ч. 1. 159 Лествица. Слово 21, гл. 7. Слово 15, гл. 55. — Слово о трезвении святого Исихия, гл. 28, 39, 62 и проч. — Преподобный Нил Сорский. Слово 5. О блудном помысле. 160 Преподобные Каллист и Игнатий, гл. X. Добротолюбие, ч. 2. 161 Псалтирь с последованием. 162 Оптина пустынь оказала величайшую услугу отечественному монашеству переводом с греческого на русский, частью же изданием на славянском языке, многих Отеческих сочинений о духовном монашеском подвиге. Да упомянется здесь, среди благословения, имя почившего блаженного старца упомянутой пустыни иеросхимонаха Макария, стоявшего во главе этого дела. 163 Там же. 164 Слово VII, глава 9. 165 Четьи-Минеи. Житие преподобного Пахомия Великого, май в 15-й день. 166 Глава 131. Добротолюбие, ч. 1. 167 Преподобный Макарий Великий. Беседа 7, гл. 4. 168 Преподобный Макарий Великий. Слово 3, гл. 2. 169 Главы о молитве, гл. 8. Добротолюбие, ч. 2. 170 Лествица. Слово 4, гл. 93 и Слово 27, гл. 6, 46, 60, 61, 62. 171 Святейшего Каллиста “0 молитве вкратце”. Добротолюбие, ч. 4. 172 Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 15. Добротолюбие, ч. 2. 173 Таковы были: Алексий Человек Божий (марта 17), святой Иоанн Кущник (января 15), преподобный Виталий монах и другие. — Лествица. Слово 4, гл. 36. 174 Слово о трех образах внимания и молитвы, в статье о третьем образе, в конце статьи. — Лествица. Слово 27, гл. 33. 175 Это явствует из писаний преподобного Кассиана Римлянина, преподобного Орсисия, преподобного Исаии Отшельника и других святых иноков, получивших иноческое образование в Египетских монастырях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3187...

78–80 (Лейпциг, 1867). 769 Григора. Ук. соч. Кн. V, гл. 2, с. 121–122. Этих странников и бродяг, стоявших за патриарха Арсения (зилота), очень картинными чертами описывает проф Троицкий. «Арсений и арсениты». Христ Чтен., 1867, т. И, с. 929–930 773 Cupiebant llli nihil minus quam totius, ut verbo dixerim, transformationem lesiae (της εκκλησας ς επεΓν μεταποησις). Pachymens. De Andronxco… Lib. I, p. 42. 782 Григора. Ук. соч. Кн. VI, гл. 2, с. 163–165. Главарем рассматриваемого собрания зилотов был епископ Сардский Андроник (в монашестве Афанасий). А так как известно, что он был вожаком арсенитов, то ясно, что виновниками безобразной сцены были именно эти ревнители чести патриарха, от имени которого они получили свое наименование. Pachymens. De Andronico… Lib. 1, cap. 17, p. 52. 789 Григора Византийская история. Кн. VI, гл. 8, с. 186; кн. VII, гл. 11, с. 263 (Речь об Иоанне Глике). 798 Например, с Георгием Акрополитом ( Пахимер. О Михаиле… Кн. IV, гл 11·с. 2 60), с Феодором Метохитом ( Григора. Ук. соч. Кн. VI, гл. 8, с. 186), с Никифором Григорой (Ibid. Кн. VII, гл. 11, с. 264), вообще с образованнейшими людьми (Ibid Кн V, гл. 2, с. 122 и др.) 806 Похвальное слово св. Евфимию, епископу и чудотворцу Мадитскому, написанное Григорием Кипрским (патриархом). – Оно отпечатано в оригинале с переводом о. архимандритом (теперь епископ) Арсением в Чтен. Общ. Люб. Дух. Проев, 1889. (Приложение, с. 1 – 70). 818 Никита Хониат. Царствование Алексея, сына Мануйлова, гл. 15, с. 336 (О патр. Василии Каматире). 823 Григора. Ук. соч. Кн. III, гл. 2, с. 55; Пахимер. Ук. соч. Кн. II, гл. 1–2 с. 85–87: «Все они (архиереи) при вышеуказанном случае делились на партии и каждая из них была сильна». Взяла же верх та партия, которая была не заодно с патриархом; в крайнем случае та, которая имела на своей стороне лишь молчаливое согласие Константинопольского архипастыря. 832 В отличие от политиков, архиереи зилотского направления, случалось, не только сами глубоко проникались аскетическими началами, но и делали попытки на саждать семена строгого аскетизма как среди клира, так и среди пасомых вверенной им Церкви Так, митрополит Филадельфийский Феолипт (в конце XIII в) так именно поступал в среде вверенной его управлению Церкви. Boissonade. AnecdoM Iraeca Т V (Никифор Хумн Надгробное слово Феолипту), рр. 223–224. Ср. antacuseni Histonae Т I, р. 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

151 Проф. Малышевского, Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские, Киев, 1886, приложение, стр. 421. На Олимпе жили св. Кирилл и Мефодий. 152 Михаил Студит, в Жизни св. Феодора Студита , гл. 20. Другие свидетельства у Дю-Какжа, ibid. 104, 6. Студийский монастырь был разрушен латинянами, но Константин, брат Андроника Палеолога старшего (1282–1327), возобновил его и обнес каменной стеной. Григора, VI, 6, стр. (…) (слово неразборчиво – примечание электронной редакции), стр. 14. 155 proem. § 3: priore tempore post quadrienniuim... ut tune constitutiones imperatorias legerent. Const. Omnem. § 5: in quinti anni, quo κρολται nuncupantur, metas, constitutionum codicem tam legere, quam subtiliter intelligere studeant. 157 Напр. Апост. (Heimb. I, 99; Fabrot. 676, 868), Карф. (Heimb. I, 785; II, 399), Анкирск. (Fabr. VII, 691, 695), Неокесар. (Fabr. VII, 675), Лаодикийск. (Fabr. VII, 699), Халкидонск. (Fabr. VII, 917, 915 (925), Трулльск. (Heimb. II, 446, 531, 673; Fabr. VII, 650, 683, 917), – Григор. Нисск. (Fabr. VII, 700). Васил. Вел. (Heimb. II, 531, 566; Fabr. VII. 638, 648, 675, 677, 601, 695, 699). Mortreuil,165. Есть и другие схолии, в которых приводятся замечания на основании правил, напр. Heimb. I, 93. 163 По поводу 6-й новеллы Патра совершенно справедливо замечает: Hauil clericis enim tantum, sed ipsis antecessoribus, hac nouella edita, necesse priorsus erat et leges Ecclesiae noscere. II, 369. 170 Скабаланович, стр. 751: «По всей вероятности в связи с изучением законов государственных (νμων πολιτικν), велось изучение и законов церковных (ϑεσμν ερατικν, ερν καννων): по крайней мере одно с другим тесно связано в истории Никифора ефесского (митрополита)». 172 Постановления Юстиниана относительно юридической литературы содержатся в трех конституциях: Deo auctore, Tanta и Dedit (Δδωκεν), из коих две первые помещены в кодексе кн. 1 тит. 17, a последняя помещается пред Дигестачи. Deo auctore § 12 nuilis juris peritis in posterum audentibus commentarios illi adpheare et verbositate sua supra dicit codicis compendium confundere quemadmodum et in antiquioribus temporibus facium est, cum per contrarias interpetantium sententias totum jus paene conturbatum est; sed sufficiat per indices tantummodo et titulorum subtilitatem quae parotitla nuncupantur quaedam admonitoris ejus facere.. Tanta § 21 nemo neque eorum, qin in praesenti luris peritiam habent, nec qui postea fuerint audeat commentarios isdem legibus ad- nectere nisi tantum si velit eas in Graecam rocem transformare sub eodem ordine raque consequentia, sub qua voces Romanae positae sunt (hoc quod Graeci κατπδα dicunt), et si qui forsitan per titulorum subtilitatem adnotare maluerint et ea quae παρτιτλα nuncupantur componere. Alias autem legum interpretationes, immo magis perversiones eos jactare non concedimus, ne verbositas eoruni aliquid legibus nostris adferat ex confusione dedecus.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010