Грех не смертный, называемый некоторыми простительным, есть тот, которого ни один человек избежать не может, выключая Христа и Деву Марию. Но сей грех не лишает нас благодати Божией и не подвергает вечной смерти. О сем грехе Писание говорит: если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ). Таковым грехам нет числа; впрочем, сюда собственно относятся те, кои не включаются в смертные. Никто не должен пренебрегать и сими грехами и оставлять оные без исправления; но всякий каждодневно, по отшествии ко сну, должен во время ночи размышлять о них и вместе с другими грехами оплакать их пред Богом, по словам Псалмопевца: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших и умилитесь ( Пс.4:4 ) и еще: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою ( Пс.6:7 ) и просить прощения молитвами Богородицы и всех святых. Ибо и сии грехи мерзки пред величеством Божиим, по сказанию Писания: мерзость перед Господом помышления злых ( Притч.15:26 ). И если они не заглаживаются покаянием, то отверзают вход грехам смертным и производят в человеке холодность, нерадение и призрение к исполнению заповедей Божиих. Испов., III, отв. на вопр.43. О различии между грехами вольными и невольными см. ниже, Втор. полов., III, Б., о преступности человекоубийства. О различии между грехами мысли и дела см. IX, Апост. постанов. кн. II, гл.48. Некоторые виды порочных состояний: состояние нравственного нерадения и беспечности, состояние ожесточения. Что есть беспечность или леность? Беспечность есть холодность к вечному спасению и нерадение о нем. По причине такого нерадения, человек печалится и негодует, когда предлежит ему исполнение доброго дела; ибо он убегает такого труда, который относится к деланию добра. Против сего порока Апостол пишет: дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою, долготерпением наследуют обетования ( Евр.6:12 20 ). И Спаситель наш, объясняя сие, говорит к ленивому оному рабу: лукавый раб и ленивый, ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. И ниже: а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов ( Мф.25:26, 30 ). Испов., III, вопр., и отв. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

III. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Г40;. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай в них всякие дела твои, а день седьмый, суббота, Господу Богу твоему. V. Почитай отца своего и мать свою, чтобы было тебе хорошо и чтобы продлить дни твои на земле Вторая скрижаль VI. Не убивай. VII. Не прелюбодействуй VIII.He кради. IX.He произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Х.Не желай жены ближнего твоего, ни дома его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Указание на две каменные скрижали, на которых божественною рукою начертаны были десять заповедей, находим в XXXI гл. Исхода ст. 18; после разбития их ( Ucx. XXXII, 19 ), вытесаны Моисеем две новые скрижали (XXXIV, 1, 4; Второзак. IX, 10, 17 и X, 1). У нас нет ясного указания разделения заповедей по скрижалям, но мы в этом случае можем руководствоваться разделением, сделанным законником (Луки, X, 25–28) и одобренным Господом вашим Иисусом Христом, по которому все заповеди разделялись на две заповеди, заключающия в себе все остальные: любовь к Богу, и любовь к ближнему. Но, как мы видели выше, любовь к родителям связует любовь к Богу с любовию к ближним, а потому большая часть комментаторов и раввинов распределяют заповеди по пяти на каждой скрижали. Наконец мы должны сказать, что в западной церкви, не ранее однако св. Августина (в его вопросах об Исходе 71, ссылка Кука), первая и вторая заповедь были слиты во едино, а десятая заповедь делилась на двое, при чем пожелание жены ближнего отделялось от пожеланий его имущества. (Сравни также Dom Calmet, Dict. de la Biblë Loix; Table). Но все новейшие комментаторы и тексты согласны с нашим текстом и разделением заповедей, при чем, как мы говорили в своем месте, слитие первой заповеди со второю уничтожает глубокий смсыл разделения между чистым идолопоклонством и поклонением другим богам «перед лицом Иеговы», т. е. политеизмом, хотя бы признающим Иегову Высшим Существом. В этот разряд могут быть отнесены Зороастризм, Брамаизм, древнейшая религия жрецов Египта, религия Митры, и Маздеизм, в чистейшем и древнейшем его проявлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

4–7]. И немного после, [XVIII:] Проклят всякий человек, делающий дело Господа с обманом (?) Также спустя несколько [Плачь III:] Благ Господь надеющимся на Него, душе, ищущей Его. Благо есть в молчании ожидать спасения Господня. Благо мужу, когда он от юности своей понес бремя. Он будет сидеть уединенно и молчать, ибо он возвысился над собою. Положит в прахе уста свои, если только еще есть надежда. Свою ланиту он подставит другому и будет доволен поношениями, ибо Господь не навсегда оставляет [человека, ст. 25–31]. Из книги пророка ИЕЗЕКИИЛЯ [Гл. III:] А когда прошло семь дней было слово Господа мне, говорящее: Сын человеческий! Я поставил тебя наблюдателем над домом Израиля, и ты будешь слушать слово из уст Моих и возвещать им от Меня. Если, – когда Я говорю нечестивому: «Ты смертию умрешь» ты не возвестишь и не скажешь, чтобы он обратился от пути своего нечестивого и был жив, то нечестивый умрет в своем нечестии, а кровь его Я взыщу от руки твоей. Если же ты объявишь нечестивому, но он не обратится от нечестивого пути своего и от беззакония своего; то он, правда, умрет в беззаконии своем, а ты освободил душу свою. Но даже если и праведный, отвратившись от правды своей, сделает беззаконие, и Я положу пред ним препятствие, а он погибнет, потому что ты не объявил ему; он умрет в грехе своем, и не вспомянется правда его, которую он делал; но кровь его Я взыщу от руки твоей. А если ты возвестишь праведному, чтобы праведный не согрешил, и он не согрешит, то он будет жить, потому что ты возвестил ему; и ты освободил душу свою [ст. 17–21]. [Гл. IX:] И сказал ему Господь: Пройти посреди города, среди Иерусалима, и начертай букву тав [] на челе мужей, стонущих и скорбящих о всех мерзостях, который совершаются среди его; и сказал им, когда я слушал: Проходите по средине города, следуя за ним и поражайте. Пусть глаз ваш не щадит: поражайте на смерть и старика, и юношу, и деву, и дитя, и женщину. Но всякого, на котором увидите тав, не убивайте; а начинайте от святилища Моего [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

VI. Лунь-юй – философские разговоры Конфуцзы с его учениками. Книга эта делится на XX глав, в коих собраны разные изречения и примеры из действий, учениками сего философа. Образчик действий: не имей друзей на тебя непохожих. Образование без размышления или возведение знания в сознание без самодеятельности ничтожно и плача достойно. Знание доставляет истинное и чистое удовольствие; совершенная добродетель ведет человека на высоту и подобна скале. Знанием постигаются все вещи; добродетель спокойна и полна надежды, счастья. Знанием дается блаженство, добродетелью достигается долгоденствие. Подробные объяснения и перевод на русский язык сделаны г. профессором В. П. Васильевым для гг. студентов С.-Петербургского университета. Содержание Лунь-юй и расположение глав с их означением, по переводу В. П. Васильева, есть следующее: Гл. I. Сё-эрр – о главных началах учения (§§ 16). Гл. II. Вэй-чжен (§§ 24). Гл. III. Па-и – о церемониях и музыке (§§ 26). Гл. IV. Ли-жень – правила о человеколюбии (§§ 26). Гл. V. Гун-е-чан (собств. имя ученика Конфуцзы) (§§ 27). Гл. VI. Юн-е (собств. имя ученика Конф.) (§§ 28). Гл. VII. Шу-эрр – двойное изъяснение (§§ 37). Гл. VIII. Тай-бо (собств. имя) (§§ 21). Гл. IX. Цзы-хань (§§ 30). Гл. X. Сан-дан (§§ #7). Гл. XI. Сян-цзань (§§ 25). Гл. XII. Янь-юань (собств. имя) (§§ 24). Гл. XIII. Цзы-лу (собств. имя), говорится более всего об управлении и усовершенствовании себя (§§ 30). Гл. XIV. Сянь-Сэнь – вопросы Сяня (изображены характеры 3 царей, 2 старшин, обязанности государей и вельмож, значение добродетели, стыда, образования и спокойствия народа) (§§ 47). Гл. XV. Вэй-лин-гун – Вейский князь Лин-Гун (§§ 41). Гл. XVI. Цзи-ши – беседы с Цзи. (§§ 14). Гл. XVII. Ян-хо (собств. имя) (§§ 26). Гл. XVIII. Вэй-цзы (собств. имя). (§§ 11) Гл. XIX. Цзы-чжан (собств. имя) (§§ 25). Гл. XX. Яо-юэ – разговор с Яо (§§ 3). Книга Лунь-юй, будучи составлена разными лицами – учениками Конфуцзы, записывавшими его беседы и изречения, по замечанию Г. Георгиевского , имеет много разнообразия в истолковании и суждениях об одних и тех же нередко предметах, занимавших Конфуцзы и его последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

В 1-й день, μεσδιον, гл. 7: Се удалихся, бегая. Услыши, Боже, молитву мою. Апостол из II Соборного послания Петрова, гл. I ст. 1–19. Стих на Аллилуйя: Блажен и, ихже оставишася беззакония. Евангелие от Матвея, гл. XI, ст. 25–30. Во 2-й день μεσδιον, гл. 8: Помолитеся и воздадите Господеви. Стих: Ведом во Иудеи Бог. Апостол к Ефесеям IV,1–4. Стих Аллилуйя: Приступите к Нему и просветитися. Евангелие от Матвея, XXII, 1–14. В 3-й день μεσδιον гл. 4: Воскликните Господеви вся земля. Апостол к Ефесеям, IV,23–V,8. Стих на Аллилуйя: Сердце чисто созижди во мне, Боже. Евангелие от Марка, VII,34–IX,1. В 4-й день μ-εσδιον, гл. 8: Господь с небесе на землю призре. Стих: Господи, у слыши молитву мою. Апостол из 2 посл. Коринфянам, VI,16–VII,1. Стих на Аллилуйя: Омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Евангелие от Луки, XIII,22–XIV,35. В 5-й день μεσδιον, гл. 2: Стопы моя направи по словеси Твоему и да не обладает мною всякое беззаконие. Стих: Избави мя от клеветы человеческие. Апостол к Римлянам, XII, 1–3. Стих на Аллилуйя: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей. Евангелие от Луки, XI, 1–13. В 6-й день μεσδιον, гл. 6: Крепость моя и пение мое Господь и бысть мне во спасение. Стих: Наказуя наказа мя Господ, и бысть мне во спасение. Апостол 2 посл. Коринфянам, IV, 6–11. Стих на Аллилуйя: Призри на мя и помилуй мя. Евангелие от Матвея, IX, 10–13. В 7-й день μεσδιον, гл. 2, пс. 24: Виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя. Стих: К Тебе, Господи, воздвигох душу мою. Апостол к Ефесеям, V,8–21. Стих Аллилуйя: Стопы моя направи по словеси Твоему. Евангелие от Луки, XII, 32–44. В 8-й день μεσδιον, гл. 7: Се удалихся бегая и водворихся в пустыни. Стих: Услыши, Боже, молитву мою. Апостол к Колоссянам, III, 1–17. Стих Аллилуйя: Надеющиися на Господа, яко гора Сион. Евангелие от Лyku XIV,2 5–XV,7. LV В восьмой день после пострижения совершался в храме обряд снятия кукуля с главы великосхимника. Имея значения окончательного напутствия Церковью великосхимника на предлежащие ему подвиги высшего духовного усовершенствования, обряд снятия кукуля с главы великосхимника сопровождался нарочитым богослужебным последованием, первый памятник которого мы и видим в Барбериновском Евхологии св. Марка 503 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Вот те места трактата De Deo uno, которые составлены по образцу западных богословских систем. За исключением означенных выше мест, в рассматриваемом трактате остальные принадлежат самому Фефану и могут быть отнесены к самостоятельным 542 . Сюда относятся а) главы, которые во всем составе принадлежат Феофану, b) главы, которые в большей своейчасти принадлежат ему и с) главы, в которых только по нескольку параграфов принадлежит ему. К первым относятся главы: V (опровержение языческого многобожия), VII (опровержение антропоморфизма), XVII (о благости Божией) и XIX (об отрицательных атрибутах Божиих). Ко вторым относятся следующие главы с самостоятельными частями: I (§§ 6–25), III (подробное раскрытие доказательств бытия Божия и §§ 61, 67 и 69), IV и VI (§§ 92–96, 99 и 100). Наконец, к параграфам последнего рода принадлежат: §§ 27, 28, 30–37, 28 и 44 (гл. II), §§ 107–110 (лишь в подробностях, гл. VIII), § 113 (гл. IX), § 121 (гл. Х), §§ 124, 126 и 127 (гл. XI), § 137 (гл. XII), §§ 140, 145–147 (гл. XIII), § 149 (гл. XIV), § 156 (гл. XV) и § 173 (гл. XVII). К оригинальным частям следует отнести также параграфы, заключающие в себе нравственное приложение теоретического учения (usus contemplationis), которым обыкновенно заканчивается каждая 543 глава трактата. Таким образом, самостоятельный элемент в данном трактате весьма значителен. Отношение Феофана к богословским образцам во втором трактате можно представить в следующих чертах. Главным источников для трактата de Deo trino, представляющего защиту истины троичности по преимуществу от нападений социниан, служило знаменитое сочинение Беллярмина: “Disputationes de controversiis christianae fidei adversus hujus temporis haereticos” и именно – второй отдел первого тома его: “secunda contoversia generalis de Christo capite totius ecclesiae”. Хотя богословская литература, направленная против социнианства – очень велика 544 и одно из лучших сочинений в этой области, именно “Photinianismus, hoc est succinct refugatio errorum photinianorum” Иосифа Штегманна (вышедшее в свет Rinthelii 1623), Феофан имел под руками 545 , тем не менее в качестве главного руководства при изложении данного трактата он взял только сочинение Беллярмина.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

   У Евсевия. Церк. история, кн. V, гл. 18.    Заповеди, XI.    К числу таковых Гарнак относит следующих лиц пророческого призвания: Агава, дочерей Филиппа, Кодрата, Иуду, Силу, Аммию. Lehre u. s. w. S. 46 (первой пагинации).    Заповеди, XI (ad fin).     Origenis. Contra Celsum. VII, 9. 10. Migne. Patrol, cursus. Gr. ser. Tom. XI, col. 1433, 1436.     Евсевий. Церк. история, V, 24.     Gebhardt und Harnack. Texte und Untersuchun. B. III, Heft. 3—4. S. 448, 460.    Книга Деяний св. Апостолов, 21, 9; Евсевий, ibid.    Заповеди, XI.    Такой персонал состоял из епископа, диакона, вдовицы, девственницы, учителя и исповедника. De praescript., cap. 3.    Contra Celsum. Lib. VII, cap. 11; Migne. Tom. XI, col. 1437.    XIII, 2; XV, 1.    XI, 1.    Ibid, 2.     Ерм. Пастырь; Подобия. IX, гл. 25.    XIII, 1.    XV, 2: «Не пренебрегайте (Μ περιδητε) ими, т. е. епископами и диаконами, ибо они должны почитаться вами вместе с (μετα) пророками и дидаскалами»    Подобия. IX, гл. 25.    Послание Варнавы, гл. I, 8: «Я не как учитель (διδασκαλος), но как равный с вами, изъясняю вам». Свидетельства Игнатия и Дионисия были указаны выше.    Заповеди, IV, гл. 3.    Свидетельства из разных сочинений Оригена собраны Гарнаком. Lehre der zwolf Apostel. S. 135—136.     Евсевий. Церк. история. Кн. VII, гл. 24.    Сравн. Διδαχη, XI, 10: «пророк, если не делает того, чему учит, есть лжепророк ».    Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhund. S. 260. Leipz. 1902.    Некоторые из дидаскалов стали адептами ложных учений, например, в Египте во времена Дионисия стали поддерживать сторону так называемых хилиастов, «отказываясь следовать Евангелиям и презирая Апостольские послания» (Евсевий. Церк. Ист. VII, 24). Такого рода дидаскалы начали появляться еще и во времена Ерма. Он упоминает об «учителях неправды, у которых нет никакого плода истины; из желания прибытка они обольщали людей, и каждый учил по похотям грешных; за это они понесут наказание», замечает Ерм (Подобия, IX, гл. 19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

1648 Грипон, возратившись от императора Маврикия.. .— Грипон. видимо, возглавлял посольство короля Хильдеберта II к императору Маврикию. О нем см. кн. X, гл. 3, 4. 1649 ...они попали в великий Карфаген. - Имеется в виду Карфаген в Африке в отличие от Нового Карфагена в Испании. 1650 В то время там были послами, как мы сказали...- См. кн. IX, гл. 25. Но Григорий не назвал имена послов. 1651 ...мы прибыли, чтобы заключить мир и оказать помощь государству. - Т. е. Византии. Хильдеберт II обещал императору Маврикию изгнать лангобардов из Италии. В 582 или 583 г. между императором Маврикием и королем Хильдебертом Австразийским было заключено соглашение на таких условиях: Маврикий платит 50.000 золотых монет королю Австразии за зкспедицию против лангобардов. В 584 г. Хильдеберт решил выполнить свое обещание и перейти через Альпы. При этом известии, как пишет Григории (кн. VI, гл. 42), лангобарды, боясь поражения, подчинились его власти, обещая быть ему верными. Это не устраивало императора Маврикия, и он потребовал возвращения денег (кн. VIII, гл. 18). Тогда Хильдеберт послал в Византию посольство, чтобы засвидетельствовать искренность своих намерений. В 585 г. Хильдеберт отправил в Италию армию, но ее военачальники не поладили между собой, и экспедиция успеха не имела (кн. VIII, гл. 18). В 588 г., в то время как новое посольство от Хильдеберта и Брунгильды отправилось в Константинополь, франкская армия пересекла Альпы. Экспедиция кончилась поражением (кн. IX гл. 25). В 589 г. австразийская армия опять начала готовиться к походу. Лангобарды, не желая войны, предложили Хильдеберту мир и обещали платить ему дань (кн. IX, гл. 29). Хильдеберт возобновил с лангобардами переговоры, однако это не имело последствий, так как в 590 г. он опять послал в Италию войско во главе с двадцатью герцогами. Об этом походе Григорий и сообщает подробно в этой (3) главе. 1652 ... " Бога призываю во свидетели»...- 2 Кор.:1. 23. 1653 Винтрион.- О нем см. кн. VIII. гл. 18. 1654 Приближаясь к границе Италии. Авдовальд с шестью герцогами устремился вправо и подошел к городу Милану...- Об этом походе франков в Италию есть сведения и У Павла Диакона в «Истории лангобардов» (III, 31; Р. 136—138) и в «Австразийских письмах» (40/MGH.Epiat. Т. 3. Р. 145—146).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

   Тов. XII:9.    Ис. I:18.    Дан. IV:24.    Притч. XVI:6.    Сир. III:30.    VII, 31—36.    Например, Тов. IV:7—10; Притч. XI:24—28; XIX, 17; XXII, 7—9; Сир. XII:2—7; XXIX, 14—16 и мн. др.    Притч. III:27—28; Сир. IV:4—5.    Тов. IV:7—11.    Притч. XI:24—28.    Притч. XIX:22.    Втор. XV:10.    Притч. XXII:8.    Тов. IV:15.    Сир. IV:1—3, 8.    XVIII, 15—18.    XXIX, 11.    XXIX, 31.    Например, Иов. XXIX:16; Лев. XXV:35—36; Втор. XV:7—11; Тов. IV, 7 и др.    Например, Тов. I:17; Ис. LVIII, 7 и др.    Например, Притч. XXV:21 и др.    Например, Иов. XXIX:15; 2 Мак. VIII:28 и др.    Например, Ис. LVIII:6; LXI, ? и др.    Например, Иов. XXIX:12—13; XXXI, 16—17; Притч. XXXI:8—9; Сир. IV:10 и др.    Например, 2 Цар. XVII:27—29; Ис. LVIII, 7 и др.    Например, Иов. XXXI:19—20; Тов. I:17 и др.    Например, Суд. XIX:14—24 и мн. др.    Например, Иов. XXXI:20 и др.    Например, Тов. I:18; II, 7.    Например, Мф. ХХШ, 23; Лк. XI:41—42; Мф. XV:4—6; Мк. VII:10 и др.    Гал. III:28.    Лк. VI:30.    Лк. X:30—37.    Гал. VI:10.    Иак. II:14—16.    Деян. X:4.    Мф. XXIII:8—9.    Сир. XII:4—7.    1 Кор. IV:5.    Мф. V:45.    Мф. V:44.    Тов. IV:8.    2 Кор. VIII:12.    Мк. XII:41—44.    Лк. III:11.    Мф. X:42.    Мф. XXV:40.    Мф. XXV:34.    Мф. VI:I.    Мф. XIX:21.    Лк. XIV:12—14.    Лк. XVI:9—13.    Например, 2 Кор. IX, 6 и др.    Иак. I:27.    Ин. XIII:35.    1 Кор. XIII:3.    Иак. II:14—16.    2 Кор. IX:6.    2 Кор. VIII:13—14.    1 Тим. VI:7.    2 Кор. VIII:3.    Деян. XX:35.    2 Кор. VIII:2.    2 Кор. IX:5—8.    Фил. IV:10—18.    Рим. XV:26—27; сравни: Евр. X:34.    Деян. IV:32.    Деян. V:4.    Деян. V:4.    Мф. VI:1—4.    Мф. VI:1—4; V, 44; Лк. VI:35; XIV, 12—14; Рим. XII:20 и др.    Евр. XIII:3.    Например, Мф. IX:36; Мк. VI:34; Мф. XIV:14; Лк. VII:13 и мн. др.    Деян., главы II, IV, VI.    Например, XI, 29—30.    Рим. XV:25—27; 1 Кор. XVI:1—4; 2 Кор. VIII:2—4, 12—15; IX, 5—7; Фил. IV:15—16; 1 Тим. V:16.    Послание Иуды I, 12; 1 Кор. XI:21 и дальше.    Об этом долге говорит св. Климент Римский в своем первом послании к Коринфянам (гл. 38, стр. 139, рус. перевод прот. Преображенского, изд, 1862) и св. Поликарп в послании к Филиппийцам, причем последний дает практический совет не откладывать благотворения при возможности оказать его и указывает словами книги Товита на высокое значение милостыни: «милостыня избавляет от смерти» (гл 10, стр. 447—448 рус. перевода).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

1376 ...чтобы обязанности епископа... ни в коем случае не исполнял Мелантий, который был еще прежде поставлен на место Претекстата, — См. кн. VII, гл. 19. 1377 ...Домнола, вдову покойного Бурголена, дочь Виктория, епископа Ренна, на которой женился Нектарий... — См. кн. VIII, гл. 39. О Нектарии см. кн. VIII, гл. 43. 1378 Референдарий. — См. прим. 20 к кн. V. 1379 бес полу денный (daemoniuni meridianurn). — Такое название получила внезапная чума, сопровождаемая безумием, за которым следовала смерть; ее припадки обычно наступали в середине дня. Ср.: Пс.:90, 6; Ср. также: Григорий Турский, О чудесах св. Мартина (III. 9/MGH.SRM. Т. 1. Р. 635). 1380 . ..где находилась могила блаженного епископа . — Т. е. могила епископа Германа 1381 ...он поцелуем исцелил... одного прокаженного. — Ср.: Сульпиций Север. Житие св. Мартина (18, § 3; Р. 127). Там рассказана легенда о том, как Мартин, встретившись при своем приходе в Париж с прокаженным, своим поцелуем исцелил его. 1382 ...неслись сильные волны пламени... — Ср.: Сульпиций Север, Житие св. Мартина (14. § 1, 2; Р. 123 — 124): «...ветер гнал к дому соседнему клубы огня...»; Вергилий. Георгики (I, 473): «...кипящая Этна клубы катила огня и размякшие в пламени камни» (пер. С. В. Шервинского). 1383 «Бегите, несчастные.»... — Ср.: Вергилий. Энеида (III, 639). 1384 И поскольку у князя тьмы тысяча уловок... — Ср.: Вергилий. Энеида (VII, 338): «...тысячу зла исхищрений». Князь тьмы — дьявол. 1385 ...бретон Виннох, о котором мы упоминали в другой к ниге... — См. кн. V, гл. 21. 1386 ...в прошл ом году, когда войску опустошило Септиманию — См. кн. VIII, гл. 30 и прим. 94 к кн. VIII. 1387 ...и тело его выбросили в окно... — Чтобы не осквернять порога. См. кн. IX, гл. 9. 1388 ...Магнерих, епископ трирский. — О нем см. кн. VIII, гл. 12. 1389 И вот на одиннадцатом году правления короля Хильдеберта... — В 586 г. Дата начала правления короля Хильдеберта — 25 декабря 575 г. 1390 . ..вновь прибыли из Испании послы с просьбой о мире — См. кн. VIII, гл. 35.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010