а) После трехлетнего мира с Сирией, Ахав, желая возвратить Рамоф Галаадский, объявляет войну Сирийцам и привлекает Иосафата в союз с собою (ст. 1–4). б) Четыреста пророков Израильских предрекают победу, и один из них (Седекия) для наглядности делает символические железные рога; но по настоянию Иосафата посылают за Михеем, сыном Иемвлая (ст. 5–12). в) Михей, предсказав неудачу, объясняет лживость пророков Израильских и терпит за это ударение от Седекии, от царя же Ахава – темничное заключение (ст. 13–28). г) Во время сражения, переодетый царь Израильский получает смертельную рану от стрелы, пущенной наудачу, и погребается в Самарии (ст. 29–40). д) Краткий обзор царствования Иосафатова (ст. 41–50). е) Примечание о царствовании Охозии, сына Ахавова (ст. 51–53). Ст. 1. Прожили три года, и не было войны между Сириею и Израилем… Три года здесь, очевидно, считаются от победы, одержанной Ахавом над царем Сирийским Веандадом, о которой повествуется выше, в главе 20. Естественным продолжением этого повествования, прерванного историей Навуфея (гл. 21) и служит исследуемая глава 22. Ст. 2. …На третий год Иосафат, царь Иудейский, пошел к царю Израильскому… Это не должно казаться странным; ибо враждебные отношения, существовавшие до этих пор между обоими царствами, прекратились. Иосафат даже породнился с Ахавом 533 , взяв за сына своего Иорама Гофолию, дочь Ахава 534 . Частью – этот родственный союз, частью же – политический расчет общими силами ослабить Сирию, склонили Иосафата на предложение Ахава принять участие в войне с Сирийцами 535 . Ст. 3. …И сказал царь Израильский слугам своим: знаете ли, что Рамоф Галаадский наш? А мы так долго молчим, и не берем его из руки царя Сирийского… Из этих слов изъясняется повод, по которому началась Сирийская война. По условиям мира, три года тому назад дарованного Венададу, он должен был возвратить Ахаву крепость Рамоф Галаадский 536 . Оправившись от своего поражения, царь Сирийский и не думал исполнять этого условия. От этого-то и возгорелась союзная война против Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ты не можешь изъяснить этого события, но говоришь: так угодно было Богу; таким же образом рассуждай и о Деве» (его тв. т. 2, стр. 790) 70 . Св. Ефрем Сирин придаёт такой же смысл этому событию, когда говорит: «не делом было естества, чтобы мёртвая утроба зачала и сухие сосцы Сарры снабжали младенца Исаака ( Быт.18, 11 : ср. Быт.21, 7 ); не делом было также естества, что Дева Мария зачала без мужа, и без растления родила Спасителя вселенной. Господь Сарру в старости соделал матерью, a Марию по рождению показал девою» (тв. ч. 3, стр. 135–136). Гл. 18, 12 Разсмеяся же Сáрра в себе, глагóлющи: не ý было ми ýбо досéле, господин же мóй стáр Сарра внутренне рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар Гл. 18, 13 И речé Госпóдь ко Авраáму: чтó яко разсмеяся Сáрра в себе, глагóлющи: едá истинно рождý? áз же состарехся И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась» Гл. 18, 14 Едá изнемóжет у Бóга слóво? в сиé врéмя возвращýся к тебе в часы, и бýдет Сáрре сын Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын Тот же св. Отец здесь видит предуказание на отдельные черты благовещения Деве Марии: «Ангел говорил, патриарху в сени его: в сие время будет Сарре сын (ст. 14). Ангел в Вифлееме (вм. в Назарете) сказал Марии: се родит Сына благодатная ( Лк.1:28, 31 ). Рассмеялась Сарра, видя своё неплодство, смотря на омертвение, не поверив слову. Как этому быть, – говорит она, – когда я и Авраам не способны уже к плодоношению (ст. 12). Недоумевала и Мария, видя своё девство, и печати его храня нерушимыми: „како будет сие мне, которая мужа не знаю” ( Лк.1, 34 ), ибо обетование было странно для естества» (ibid. стр. 136) 71 . Гл. 21, 3 и наречé Авраáм имя сыну своемý рóждшемуся емý, егóже роди емý Сáрра, Исаáк и нарёк Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак По толкованию св. Амвросия Медиоланского «Исаак самым именем изображает благодать; ибо Исаак означает смех, а смех есть знак радования. Кто же не знает, что радость всем нам даровал Тот, Который уничтожил страх смерти и для всех соделался очищением грехов». Так же рассуждают святые Климент и Кирилл Александрийский (у протоиерея Смирнова, стр. 73).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Нельзя с точностью определить время построения Дамаска. В священной истории он стал известен со времени Давида ( 2Цар. 8:5, 6; 10:16, 19 ), а начало царства Сирии Дамасской можно отнести к времени Соломона ( 3Цар.11:23–25 ). Оно сопредельно было с царством Израильским и до самого последнего царя Рецина находилось почти в непрерывной с ним войне с переменным успехом. Но поскольку Богу угодно было чрез Сириян наказывать отступление Израильтян, то последние часто оставались побежденными. Пророчество это издано, вероятно, в одно время с пятою проповедью (гл. 7–12), т. е. в первый или второй год царствования Ахаза. Гл. 17 Первая часть: определение суда Божия на Дамаск Ст. 1. Вот, Дамаск исключается из числа городов, и будет грудою развалин. Ст. 2. Города Ароерские будут покинуты, – останутся для стад, которыя будут отдыхать там, и некому будет пугать их. Ст. 3. Не станет твердыни Ефремовой и царства Дамасскаго с остальною Сириею с ними будет то же, что со славою сынов Израиля, говорит Господь Саваоф. Здесь Пророк описывает 4 действия суда Божия: 1) разорение Дамаска (ст. 1); 2) разрушение окрестных городов (ст. 2); 3) уничтожение царства Сирского и 4) отведение Сириян в плен (ст. 3). В 3-м стихе под твердынею разумеется или Дамаск, на силу которого полагались Израильтяне, или Самария. Под славою сынов Израилевых по метонимии разумеется все, что составляло славу Израиля: множество людей и вещей, богатство, войско, знаменитые мужи и царь. Смысл 3-го стиха такой: в то самое время, как последует разрушение царства Сирского, ослабится вместе сила и крепость и царства Израильского. Пророк, соединяя участь царств Сирского и Израильского, как союзных и составивших лукавый совет против дома Давидова (7, 1 и сл.), предсказывает, что Сирияне, равно как и Израильтяне, по разрушении их царств, будут отведены в плен в Ассирию и Мидию, и погибнет слава их. Исполнение этого пророчества можно видеть в 4Цар.16:9 . Впрочем Дамаск после этого разрушения опять был восстановлен, и Пророк Иеремия в свое время называет его городом славным (49, 24–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

далее, в конце коммент. к гл. 18). 9–11 Двойственная природа этого образа выражена в ст. 9 с позиций конкретного отождествления: семь голов зверя суть семь гор, на которых сидит жена, то есть речь идет о Риме, «городе семи холмов». Рим играл роль «матери блудниц». Но семь голов представляют также и семь царей. Независимо от того, что означало число семь для других авторов, для Иоанна оно было символом полноты. Соответственно, пять пали означает, что большинство пришло и ушло; один есть относится к тогдашнему правителю; другой (т. е. седьмой) еще не пришел, но когда придет, не долго ему быть, поскольку конец времени близок (1:3). После своего ухода зверь проявит себя во всей силе в восьмом царе, который будет не из числа новых, потому что он был в числе семи, то есть Нерон; но его не нужно бояться, потому что он пойдет в погибель, иными словами, его ждет судьба, уготованная каждому чудищу, противостоящему Богу. 12–14 Десять рогов в соответствии с Дан. 7:7 интерпретируются как десять царей. В видении Даниила они предшествуют силе, противостоящей Богу (некоторые из них будут подавлены этой силой; Дан. 7:24 ), но в видении Иоанна образуют коалицию с антихристом, правителями союзных государств или провинций. Но они еще не получили царства, а когда получат власть вместе со зверем, продержат ее недолго, на один час. На столь короткое время им дозволено будет проявить свою ярость! Их война с Агнцем бесперспективна, потому что Он есть Господь господствующих и Царь царей, в том числе царей антихриста; а Его званые и избранные и верные разделят с ним победу (ср.: обетования побеждающим в гл. 2–3). 15–18 Хотя воды Вавилона буквально взяты из пророчества Иеремии ( Иер. 51:13 ; см. коммент. к ст. 1), Иоанн рассматривает их как символ народов, которыми управляет город антихриста. Вернувшийся антихрист со своими союзниками возненавидит блудницу, и они разорят ее (язык ст. 16 заимствован из описания Иезекиилем наказания Израиля; Иез. 23:25–29 ). Не дается объяснения, почему правитель антихриста направляет свои силы против города антихриста. В отношении Нерона люди ожидали, что император восстанет, чтобы сокрушить империю, из данной же главы и ст. 13 вытекает, что он будет властвовать над империей и тем самым яростно бороться против деяний Бога. Но Бог положил им на сердце исполнить волю Его. Приспешники сатаны исполняют волю Бога. Зло будет уничтожено злом и пожнет свою жатву. Антихрист и его союзники, как и дьявол, которому они служат, находятся в руках Божьих, доколе не исполнятся слова Божий. 18 Инкогнито женщины теперь полностью раскрыто, по крайней мере, насколько это позволяет апокалиптическая модель, а для читателей Иоанна достаточно знать, о ком он ведет речь: она есть великий город, царствующий над земными царями, то есть во времена Иоанна это был Рим, блудница мира. (О значении такого толкования для современных христиан см. коммент. об антихристианском царстве в конце гл. 18.) 18:1–24 Погребальная песнь Вавилону

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Примечание. – Пять стихов I-oй главы составляют надписание к речам Моисея. В первых двух стихах говорится, что те «слова», которые сообщает Моисей в речах дальнейших, были сказаны им еще прежде во время странствования по пустыне, начиная от Чермного моря, особенно во время пути от Синая до Кадес-Варни, который можно пройти в одиннадцать дней (ст. 1 и 2). Теперь же, – говорится во второй части надписания, – в сороковой год странствования, в первый день однинадцатого месяца, Моисей «начал изъяснять зикон сей» (ст. 3–5), т. е. тот, который он изрекал и прежде и который записан в книгах: Исход, Левит и Числа. Часть первая (гл.1:6–30). – 1) В первой речи своей (гл.1:6–4, 40) Моисей сначала вспоминает, как после замедлившейся стоянки у Синая (Хорива) Господь повелел наконец идти в землю Ханаанскую, обещая дать ее в наследие потомкам Авраама, и как Евреи в то время были многочисленны и благоустроены еще ранее избранием тысяченачальников, стоначальников, пятидесятиначальников, десятиначальников и надзирателей (1:5–18 ср. Исх.18:13–26 ); но, прошедши великую и страшную пустыню Фаранскую и остановившись у южных границах Ханаана в Кадес-Варни, Моисей пожеланию народа послал в Ханаан двенадцать соглядатаев, – и это послужило к великому бедствию: Евреи по возвращении соглядатаев не захотели идти воевать с сильными Аморреями; они роптали на Господа и не верили Ему, хотя Он видимо присутствовал в столпе облачном и огненном; посему Господь клялся в гневе, что никто из рода того злого не увидит доброй земли обетованной, кроме Халева и Иисуса Навина, даже сам Моисей в последствии (ср. Чис.20:12 ) подпал тому же осуждение; и вот Господь, обещая дать ту землю детям осужденных, повелел идти назад в пустыню к Чермному морю; неверующие было не послушались и хотели проникнуть в Ханаан, но были поражены Аморреями и потом с плачем и в унынии долго пребывали в Кадесе (ст. 19–46). Моисей вспоминает далее, как после долгого, многолетнего скитания в пустыне вокруг горы Сеира и пребывания у Чермного моря Господь повелел идти опять к северу, к южным границам Ханаана, и запретил при проходе пределов братьев своих, сынов Исавовых в Сеире, воевать с ними, потому что сам Бог дал им во владение гору Сеир; как потом, когда Евреи вынуждены были обойти гору Сеир и подошли к пределам земли Моавитской, Господь запретил также воевать с Моавитянами, сынами Лотовыми, потому что их земли не предназначены во владение Евреям; как таким же образом, когда Евреи прошли долину Заред и у них вымерли из среды народа все осужденные Богом назад тому 38 лет, Господь запретил воевать с Аммонитянами и брат земли этих сынов Лотовых (гл.2:1–23) 108 ; но Господь повелел воевать с Сигоном, царем Аморрейским, и отнять его земли (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Гл. 5, ст. 21. Чадца, храните себе от треб идольских, по-русски от идолов. Но иконы – не идолы, так как они представляют нашим взорам не вымышленные, а истинные явления Божественных Лиц, о Коих повествуется в Св. Писании, и изображения действительно бывших угодников Божиих. 2 Иоан. ст. 12 (ср. 3 Иоан., ст. 13). Много, имехь писати вам, и не восхотех хартиею и чернилом: но надеюся приити к вам, и усты ко устном глаголати, да радость ваша будет исполнена. Говоря, что он «имеет написать многое, апостол изображает свою обязанность,, свой апостольский долг сообщать, верующим все нужное, важное и полезное для их назидания. Некоторая часть этого сообщена в двух кратких посланиях ап. Иоанна (2-м и 3-м), но гораздо большая часть не нашла себе в них места, и вот апостол говорит (в конце и того, и другого): мною имех писати вам. Почему же не написал? Потому что не восхотел, не пожелал пользоваться этим способом сообщения, так как он не единственный и не лучший: не единственный (есть еще способ – глоголание усты ко устам при личном пришествии и при личном свидании), не лучший (он употребляется только при отшествии, когда нет надежды на скорое свидание, и не доставляет читающему полной радости, какая бывает при встрече и личной беседе). Итак многое важное и полезное для утверждения в жизни христианской не заключено было апостолами в письмена, а что заключено туда, то заключено по нужде, при невозможности иного лучшего способа сообщения, устного наставления. Это устное апостольское наставление и есть Предание, отвергаемое штундистами, но хранимое в Церкви при руководстве Святого Духа. Иуды, гл. 1. Изображая и обличая тех «мечтателей, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» (ст. 8), св. апостол Иуда в добавление к тому, что сказано у ап. Петра о тех же еретиках, сравнивает их упорство, приводящее их к погибели, с упорством, погубившим Корея (в пререкании Кореове погибоша, ст. 11). Корей же с своими сообщниками рассуждал точно так, как штундисты (когда они отвергают священство и власти). «Корей», читаем в кн. Числ, – «Дафан – и Авирон – восстали против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? Моисей, услышав сие, пал на лице свое и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе» (l6, 1–0). Возмутители потерпели страшную гибель: «и разверзла земля уста свои и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых, и все имущество» (ст. 32). Подобная же участь, по учению св. апостола Иуды, и теперь грозит тем, которые подобным образом «отвергают начальства и злословят высокие власти». Послание святого апостола Павла

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Радость о спасении ближних есть жизнь, а печаль в жизни – смерть: не живет тот, кто проводит жизнь свою в скорби и печали безутешной. 12. Христианская друг к другу и ко всем любовь есть дар от Господа. Гл. 4. Ст. 3–5. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела ( 1Кор.6:18 ), и есть язычник или нечестивец ( Евр.12:16 ). 13–14. Не надейся на человека, и не скорби об умерших, как не имеющий надежды на воскресение мертвых. 14–15. В воскресение мертвых умершие с верою во Христа воскреснут нетленными ( 1Кор.15:52 ), и прежде живущих, оставшихся до пришествия Господня (ибо не все умрем, но все переменимся – 1Кор.15:51 ). Гл. 5. Ст. 9. Не для того Бог послал в мир Сына Своего, чтобы Он судил мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин.3:17 ). Бог от начала (от вечности) избрал нас ко спасению чрез освящение Духа и истинную веру Божественной истине ( 2Фес.2:13 ) – Господу Иисусу Христу. 10. Жизнь есть бодрствование, а смерть – сон ( Лк.8:52 ). Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли, живем для Господа; умираем ли, для Господа умираем: и потому живем ли мы, или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес, чтобы владычествовать над умершими и над живущими ( Рим.14:7–9 ). 12–13. Достойно начальствующим пресвитерам оказывать должно сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове (Божием) и учении ( 1Тим.5:17 ). 23. Человек состоит из духа, души и тела; кто прославляет Бога духом, тот должен прославлять Его и телом ( Рим.12:1 ). Желание человеку душевного и телесного здравия лучше желания всех земных благ; но одно телесное здравие есть благо временное, и не удовлетворяет высшей человеческой потребности ( Мф.4:4 ). 21 Из Βторого Послания Св. Ап. Павла к Фессалоникийцам Гл. 1. Ст. 3–4. В гонениях и страданиях вера наша возрастает по мере терпения и любви друг ко другу. 5. Страдания, переносимые верными, предполагают вечную жизнь и будущий праведный суд Божий ( 1Кор.15:29–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Сила многолюдного войска грозна и разрушительна, как сила ярого наводнения: такова она для отступников воли Божией, нечестивых Израильтян и коварных Сирийцев; но она ничтожна для преданных Богу иудеев: для них Господь есть Спаситель, Его храм – скала убежища! (ср.ст.10). Господь посылает потоп и опустошает землю, укрощает море и населяет поднебесную. И вот Он только погрозит многочисленному войску, одним знамением обнаружит Свой гнев на него, и оно в ужасе отступит из Его страны (ср.ст.14 и гл.8:7–10) и как ничтожное, как прах земной развеется быстро и бесследно (ср. Пс.34:4–6 ). 14. Вечер – и вот ужас! и прежде утра уже нет его. Такова участь грабителей наших, жребий разорителей наших. (К вечеру, и будет плачь: прежде заутрия, и не будет: сия часть пленивших ны, и жребий наследивших нас). Многочисленное и грозное войско ничтожно пред Господом небесных воинств: как быстро и ужасно будет приближение его, так скоро и дивно совершится поражение. Вечером оно подступит, и вот настанет ужасная ночь; но едва утренняя заря осветит поле битвы, войско исчезнет. Эта чрезвычайная погибель есть неизбежная участь врагов, это – определение Промысла Божия, охраняющего священный народ, составляющий царство Иудейское, которое покушались разорить Израильтяне в союзе с Сирийцами: тех и других победили Ассирийцы. По слову пророка Исаии, нашествие врагов на Сирию будет так разрушительно, как землетрясение, превращающее крепкие города в груду развалин (ст.1); неприятельское войско возьмет в плен почти все население города, подобно тому, как жнец собирает хорошую жатву (ст.5), оно опустошит страну, как опустошает сильное наводнение (ст.12): но эта разрушительная сила будет быстро уничтожена в пределах царства Иудина чрезвычайным действием всемогущества Божия (ст.14). Кто же эти враги? чья эта всесокрушающая сила? – Это цари Ассирийские со своими многочисленными, грозными и победоносными войсками (ср.гл.8:3–10;37;38). Предсказанная судьба Дамаска исполнилась. По усердной просьбе Ахаза, царя Иудейского, Феглаффелласар, царь Ассирийский, «пошел в Дамаск и взял его, и переселил жителей его в Кипр, а Рецина (или Раассона) царя Сирийского, умертвил» ( 4Цар.16:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

(См. прим. к 27 ст.). ка. Не писахъ вамъ, к не всте истины, но к всте ю, и к вска лжа истины нсть. (2 Перт. 1. 12, Римл. 15, 14 и д.). 21. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, ровно как и то, что всякая ложь не от истины. 21 . Я написал вам (ср. 14 ст.): не все послание (как думает Beza ), но об антихристах (18 и 19 ст.), обольщающих вас, как видно из 26 стиха (ср. Феоф.). – Не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее: «не для того, чтобы научить вас, но чтобы наученных утвердить» (A Lapide). -- Равно как и то (κα), что всякая ложь не от истины, т. е. знаете: не заблуждение, а ложь – сознательное обманчивое лжеучение Антихристов, – совершенная противоположность истине. Не от истины (κ τς αληϑεας οκ στ): не из истины происходит; знаете вы и откуда ложь, – знаете Иоан. 8, 44 ., что «истина от Бога, который Сам есть истина, а ложь от диавола, который не устоял в истине». Содержа в себе истину (20 ст.) вы знаете и то, что вы от Бога, а не устоявшие в истине лжецы – (22 ст.) от диавола (3, 8–10). – Достойное Апостола любви побуждение к охранению высокого достоинства христиан! кв. Кто есть лживый, метайс, к нсть Хртосъ; сй есть метайс ца и Сна. (ст. 18. 4, 3. 20, 31. 2Петр. 2, 1 , 2Сол. 2 , 3и д.) 22. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. 22 . Кто лжец и проч.: – Предостерегая верующих от обольщения явившихся антихристов и укрепляя их в истине, Иоанн указывает самый главный и общий всем учениям противным Христу признак, по которому они прежде всего могут узнавать среди общества своего антихристов. – «Вот антихрист отвергающий Отца и Сына: всякий кто отвергает, что Иисус есть Христос; – что Христос явился во плоти, т. е. или отделяет человека Иисуса от Сына Божия, не признавал в Спасителе единства Богочеловека, или, хотя и признает Божество Христа, но учит, что Он имел только для виду человеческие потребности и в призрачном теле претерпел смерть, как недостойную Бога. – Кто отрицает истинную Божественную или истинную человеческую природу в Иисусе Христе, кто вообще не признает, что Бог был во плоти Иисуса; тот отрицает, что Иисус есть Христос, так как имя Христос – помазанник и Спаситель мира означает у Иоанна вечное Слово Отца, Единородного Сына, нераздельного с Отцом и Духом (1. 1–3, Ев. 1 гл. и проч.) Потому отвергающий Христа – Помазание (20 ст.) во Иисусе, отвергает Отца и Сына, и отвергающий Сына – безбожник, не признающий и Бога Отца. – 23 ст. ( Иоан. 8, 19. 14, 9. 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Иер.12:9 и 14; Иез.34:5, 8, 14, 25 и 28, 17:23). § 17. Гл. 12:1–6: пророчество о временах спасения и благодати Изложение содержания. – «В тот день», когда соберет Господь рассеянных Израильтян у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря (см. Ис.11:11 и 12), Израиль воспоет хвалебную, благодарственную песнь Спасителю Богу, в которой Израиль будет благодарить Бога за то, что Он отвратил гнев Свой от Израиля и помиловал его, и теперь Израиль не боится врагов, потому что «Господь – сила его и пение его, и Он был ему во спасение» (12:1 и 2). Спасенные Израильтяне будут в радости почерпать и пить воду из источников спасения и будут в тот радостный день возбуждать друг друга к проповеданию среди всех народов о славных делах Божиих (ст. 3–5). Радоваться и веселиться будут обитатели Сиона; потому что Святый Израилев возвеличится среди них (ст. 6). 1. Какое время нужно разуметь под, «днем» спасения и благодати, изображаемым в 12-ой главе? – По контексту речи (см. гл. 11), характерными событиями этого времени являются устроение царства Еммануила из язычников вместе с евреями и затем последовавшее собрание остатка народа Божия, рассеянного между всеми народами, «снова» в земле обетованной (11:10–12, 14–10) под владычеством Иеговы, «Святаго Израилева» (12:6). Посему под этим днем нельзя разуметь времени возвращения Иудеев из плена Вавилонского, а нужно разуметь то еще неисполнившееся время, когда после вступления в церковь Христову «полнаго числа язычников весь Израиль спасется» ( Рим.11:25–27 ), уверовав в Иисуса Христа, как своего Господа, и когда Иерусалим, попираемый теперь язычниками ( Лк.21:24 ), сделается опять центром царства Божия из Иудеев. 2. Что нужно разуметь под «источниками спасения», из которых Израиль будет в то время почерпать воду ( Ис.12:3 )? – Вода, как спасительное средство в церкви Божией, имеет двоякое символическое значение: значение откровенного, божественного учения (см. Ис.11:9 ; Сирах.24:25–29 и др.) и значение оживляющей благодати Св. Духа ( Ин.7:37–39 и др.). Посему под источниками спасения в церкви Христовой нужно разуметь евангельское учение Иисуса Христа и Его апостолов в священном Писании и Предании и таинства св. церкви, чрез которые верующим подаются благодатные дары Св. Духа для блаженного бессмертия и жизни вечной. § 18. Гл. XIII, 28: пророчество о Вавилоне

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010