Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЛАСФИМИЯ» [греч. βλασφημα - поношение, кощунство], древнерус. компилятивный трактат, составленный не ранее 1-й четв. XIV в., большая часть входящих в него статей объединена темой обличения симонии . Известны 2 списка «В.». Древнейший (РНБ. Соф. 1262. Л. 63 об.- 113, нач. XV в.) находится в составе полемического «Трифоновского сборника», данного вкладом в Троицкий Видогощский мон-рь близ Новгорода. 2-й список содержится в «Потребнике митрополита Макария» (РНБ. Сол. 1085/1195. Л. 628-684), написанном «дьячишко Алексеем» в 1504 г. для игум. новгородского Лисицкого мон-ря Иоакима. В оглавлениях списков указаны 67 глав, однако «Трифоновский сборник» содержит 62 главы (пропущены главы 63-67), состоящие из 105 статей, «Потребник» - 65 глав (пропущены главы 22-я и 63-я), состоящие из 64 статей. Полностью совпадают в списках тексты 53 глав. А. С. Павлов, П. Л. Соколов, В. А. Кучкин связывают происхождение «В.» с Переяславским Собором 1311 г., на к-ром сторонники вел. кн. св. Михаила Ярославича Тверского хотели осудить свт. Петра . «В.» содержит единственный известный список «Написания о поставляющих мзды ради», созданного противником митр. Петра мон. Акиндином между 1310 и 1314 гг. и адресованного кн. Михаилу; ему же адресовано послание Патриарха Нифонта I в составе «В.», что может свидетельствовать о создании и первоначальном бытовании трактата в Твери. Имеются аргументы в пользу московского происхождения «В.» (упоминание в 66-й гл. вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты). А. И. Клибанов вслед за А. Д. Седельниковым настаивал на том, что «В.» сформировалась среди стригольников . Во «В.» приведены правила Вселенских и Поместных Соборов, св. апостолов и св. отцов, Прохирон, отрывки из книг Исаии и Иезекииля, толковых Евангелий, Деяний святых апостолов, Посланий ап. Павла к Коринфянам с толкованиями святителей Григория I Великого (Двоеслова) и Иоанна Златоуста , выписки из трудов святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого , Григория Богослова , преподобных Ефрема Сирина , Анастасия Синаита , Исидора Пелусиота , отрывки из посланий К-польских Патриархов святых Тарасия и Геннадия I , отрывки из «Лествицы» Иоанна, игум. синайского, житий свт. Иоанна Златоуста, прп. Пахомия Великого , апокрифическое правило 165 св. отцов «об обидящих Божия церкви» и др.

http://pravenc.ru/text/155025.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Евхаристия в экуменической перспективе 2195. Уайбру Х. Западная Евхаристия и православная литургия/Пер. с фр.: А. Дорман//Страницы. 1999. Т. 4. 4. С. 570–579. См. также 1887, 1960, 1961, 1963, 1964, 1984. Таинства и обряды См. также: Учение о Таинствах (сакраментология) 1474–1480). 2196. Афанасий (Сахаров) , еп. Ковровский, священноисповедник. Молитва об усопших и послушание Святой Церкви/Еп. Афанасий//ВРЗЕПЭ. 1969. 66. С. 103– 129; 1970. 69. С. 38–63; 70/71. С. 182–214; 1971. 73/74. С. 91– 111; 75/76. С. 227–239; 1972. С. 76–94; 78/79. С. 178–188; 1974. 85/88. С. 201–274; 1975. 89/90. С. 117–129; С. 203–214; 1976. 93/96. С. 159–181. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. 2197. Герд Л. А. Неизданные главы о крещении из Номоканона Мануила Малаксы//УЗ РПУ. 1998. 5. С. 129–158. 2198. Князев А. , прот. Смерть священника, как она представлена в славянском Требнике/Пер. с фр.: Т. А. Миллер//АиО. 2000. 4(26). С. 163–179; 2001. 1(27). С. 167–181. 2199. Польсков К. О., свящ. Постриг как таинство Церкви/К. О. Польсков//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 17–29. 2200. Успенский Б. А. Литургический статус царя в Русской Церкви: приобщение Св. Тайнам: (Историко-литургический этюд)//УЗ РПУ. 1996. 2. С. 130–170. 2201. Успенский Н. Д. Чин исповеди и исправление русских богослужебных книг//ВРЗЕПЭ. 1974. 85/88. С. 187–199. 2202. Фельми К. К. Поставление в степени священства в православном богословии/Пер. с нем.: Е. М. Верещагин//Страницы. 1997. Т. 2. 4. С. 524–537. См. также 409, 2003, 2407. Всенощное бдение 2203. Буйе Л. Святое Бдение/Пер.: М. С. Желтов; Ред.: П. Г. Малков//БСб. 1999. 2. С. 63–68. 2204. Клименко М. М. Особенности совершения всенощного бдения в монастырях Святой Горы Афон//БТ. 1997. Сб. 33. С. 110–137. 2205. Успенский Н. Д. Православная вечерня: (Историко-литургический очерк)//БТ. 1960. Сб. 1. С. 7–52. 2206. Успенский Н. Д. Чин Всенощного бдения (Η ΑΓΡΥΠΝΙΑ) на Православном Востоке и в Русской Церкви//БТ. 1978. Сб. 18. С. 5–117; Сб. 19. С. 3–69.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Яна (акватория Рыбинского водохранилища). Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Богоявления Господня , Покрова Пресвятой Богородицы , Параскевы Иконийской Год постройки:1807. Год утраты:1941 (затоплена) Адрес: Ярославская область, Рыбинский район, село Яна (Яны) Координаты: 58.512983, 37.94772 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Каменная, приходская, летняя, прочная, о трех престолах: в холодной трапезе — во имя Богоявления Господня, в теплой на правой стороне во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, на левой стороне во имя мученицы Параскевы. Церковь построена в 1807 году — тщанием прихожан. Особо чтимая икона Георгия Победоносца, Святителя и Чудотворца Николая, Тихвинской Божией Матери, Казанской Божией Матери, пророка Илии, Пантелеймона великомученика, усекновение Главы Иоанна Крестителя, Покрова Пресвятыя Богородицы, Параскевы мученицы и Варвары великомученицы. Часовень шесть: 1) на церковном кладбище, 2) в деревне Чанове, 3) в деревне Доре, 4) в деревне Заянье, 5) в деревне Перекладном и 6) в деревне Большом Сулацком. Все часовни деревянныя, построены с незапамятных времен. Церковной земли 36 дес. 92 кв. саж. Церковные дома для жительства священника и келья для ночлега прихожан. Церковнаго капитала 1075 руб. Прихожан в селе Яна 52 мужского пола и 79 женского; в деревнях: Сандареве 39 муж., 49 жен., в 0,25 вер.; Раменье 68 муж., 70 жен., в 3 вер.; Надозерье 163 муж., 188 жен., в 1 вер.; Чанове 140 муж., 139 жен., в 3 вер.; Доре 146 муж., 152 жен., в 6 вер.; Заянье 100 муж., 116 жен., в 10 вер.; Боре-Тимонине 55 муж., 64 жен., в 15 вер.; Осиновке 41 муж., 44 жен., в 20 вер.; Казанкове 66 муж., 62 жен., в 0,5 вер.; Перевозе 41 муж., 43 жен., в 3 вер.; Петракове 67 муж., 78 жен., в 3 вер.; Перекладном 150 муж., 170 жен., в 6 вер.; Заречье 40 муж., 42 жен., в 7 вер.; Низовинах 98 муж., 108 жен., в 6 вер.; Малом-Сулацком 51 муж., 48 жен., в 10 вер.; Большом-Сулацком 225 муж., 230 жен., в 10 вер.; Боре-Сулацком 67 муж., 63 жен., в 12 вер.; всего 1710 муж., 1846 жен. В приходе 4 школы. Штатный состав причта: священник, диакон и псаломщик. Причтоваго капитала 300 руб. Книга «Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии» (Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 год. Автор К. Г. Рыбин) Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=61304

Предисловие на изъяснение Псалтири почтеннейшего из философов Г. Евфимия Зигабена, монаха, и похвала пророку Давиду, разделенные на главы для пособия памяти и разумения читателей. Глава 1. Кто дал бытие Псалтыри, или книге Псалмов? Глава 2. Задача и цель псалмов Глава 3. Высокое значение и польза Псалтири Глава 4. Кто написал псалмы? Глава 5. Объяснение разных терминов, употребляемых в Псалтири Глава 6. О собрании псалмов в одну книгу, о начальниках хоров и о музыкальных еврейских инструментах Глава 7. Порядок псалмов Глава 8. О переводах Псалтири Глава 9. О пении псалмов Псалом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150     Предисловие на изъяснение Псалтири почтеннейшего из философов Г. Евфимия Зигабена , монаха, и похвала пророку Давиду, разделенные на главы для пособия памяти и разумения читателей. Глава 1. Кто дал бытие Псалтыри, или книге Псалмов? Бытие настоящей книге псалмов, говоря вообще, дал пророк Давид, отрок Божий, как именует его сам Бог: «и защищу город сей ради меня и Давида отрока моего» ( 4Цар. 20:6 ), отец Сына Божия по плоти, как сказано: «книга родства Иисуса Христа Сына Давидова» ( Матф.1:1 ). А чтобы в кратких словах заключить другие частные его названия, скажем так: отец книги сей есть Давид, который один после Авраама был отцем народов, – наш собственный Орфей – певец; первый краснописец добродетелей; – Давид, первый провозвестник трех лиц в едином Божестве, пастырь и отличный воин, пророк и вместе царь, – Давид, сделавшийся сердцем, языком и пером первого Царя – Царя неба, снискавший все добродетели, которые делают человека Богом и относятся к человеку. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Слово о Христе и антихристе Скачать epub pdf 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67     1. Так как ты усердно желал знать (ниже) предложенные тебе от меня главы, возлюбленный мой брат Феофил, то я счел благопотребным, обильно почерпая, как от священного источника, от самого Священного Писания , представить очам твоим то, о чем вопрошаешь, дабы ты, не только слухом уха прияв сие, возрадовался, но по сим, исследовав самые вещи, за все мог прославить Бога. Да будет тебе сие от нас безбедным напутствием в настоящей жизни, дабы ты для многих неудобопознаваемое и неудобопринимаемое, взяв из готового слова, посеял на пространство твоего сердца как бы на тучной и чистой земле. Сим ты посрамишь и противящихся и противоглаголющих спасительному слову. Но смотри, не передавай сих слов неверным и хульникам (немалая будет опасность), но сообщай их благочестивым и верным человекам, хотящим жить свято и праведно, со страхом. Не напрасно блаженный апостол, поучая Тимофея, говорит: «о Тимофее, предание сохрани, уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименного разума, о нем же нецыи хвалящиеся о вере погрешиша» ( 1Тим. 6, 20–21 ). И еще: «ты убо, чадо мое, возмогай во благодати, яже о Христе Иисусе, и яже слышал еси от Мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольни будут иных научити» ( 2Тим. 2, 1–2 ). Итак, если блаженный апостол с осторожностью передавал то, что не всем можно было знать, провидя духом, что «не всех есть вера» ( 2Сол. 3,2 ), сколь большей опасности подвергаемся мы, если нерассудительно и как случится будем передавать словеса Божии нечестивым и недостойным людям. 2. Блаженные пророки были для нас очами, посколько прозирали верою тайны Слова, которые послужили и после бывшим родам, говорили не только о прошедшем, но и о настоящем, и возвещали будущее, чтобы пророк не являлся только пророком для своего времени, но, предрекая будущее для всех родов, был признаваем действительно за пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

По поводу следующих стихов 10–11 мы прибавим к тому, что сказали в прим. на ст. 18–19 предыдущей главы 63-й, выписку из комментария на Исаию проф. Спб. Дух. Акад. (стр. 914). Указав на Мих. 3:12 1812 , комментарий говорит: „В своей молитве за преступный народ пророк упоминает также об опустошенных городах, сожженном храме и разграбленных драгоценностях народа Иудейского.... Блаженный Иероним пишет, что иудеи его времени исполнение этих слов пророка об Иерусалиме и храме относили ко времени ассирийцев и вавилонян; но сам он относит его ко времени после римской войны, описанной Иосифом Флавием.... Также и св. Кирилл Алекс. замечает: „все это исполнилось после Креста Христова“. Как мы выше говорили, пророк в пророческом видении будущего видит все последствия грехов Израиля, без определения времени исполнения: он знает только, что Иерусалим будет разрушен за беззакония народа. „Се оставляется дом ваш пуст“! ( Мф. 23:38 ). Главы шестьдесят пятая и шестьдесят шестая Обе эти главы, по указанию комм. Спб. Дух. Акад. (стр. 662– 663, 915 и 926), начертаны уже при Манассии, когда этот царь открыто выказал себя идолопоклонником, осквернив самый храм Божий, поставив в нем истукана. Пророк произносит последние свои пророчества, достигнув уже глубокой старости. Он начал пророчествовать при Озии за четыре года до его смерти, пророчествовал при Иоафаме, Ахазе и Езекии. Пророческого служения Исаии во время восшествия на престол Манассии было не менее шестидесяти лет, а ему самому должно было быть около восьмидесяти шести лет от роду, как указывает вступление проф. Якимова в комментарий Исаии. (Стр. 9 комментария изд. при Христ. чтении). В главах 65–66 заключается ответ на молитву пророка, произнесенную в главах 63, ст. 8 до 64, ст. 12. Святой, освященный и умудренный Духом Святым старец, целую жизнь свою боровшийся против идолопоклонства и лицемерия, и неправды, и неверия, и измены народа Царю своему, Богу завета, с глубокою горестью видит, что с восшествием на престол сына благочестивого и верующего Езекии, древний змий идолопоклонства снова подымает голову и с бесстыдством овладевает самым храмом – этой великой святыней Израилевой. Мы думаем, что последние две главы отразили на себе это настроение, совершенно потерявшего веру в будущность народа своего, пророка которому тем не менее Господь Бог в великом милосердии Своем открывает, что падение народа Израильского не влечет за собою отмены Божиих обетований, кои непреложно исполнятся, хотя и не так, как ожидает того сам народ Иудейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

59 Василий Великий. Беседа на псалом 32:4. PG 29, 333?. (р. п.: С. 271). 60 Он же. Послание 38, 4. PG 32, 329С. (р. п. С. 56). 61 См.: Григорий Богослов. Слово 20, 5–6. PG 35, 1072 С (р. п.: С. 300–301); Слово 21, 35. PG 35, 1124CD (р. п.: С. 326); Слово 39, 11. PG 36, 345CD (р. п.: С. 537). 62 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 11, 6. С. 540 (р. п.: С. 541). 63 Слова после точки с запятой в греческом тексте заключены в кавычки, но какое–либо примечание, указывающее на источник цитаты, отсутствует. Более того, закрывающие кавычки в изданиях 1966 и 1983 г. стоят в разных местах. Нам также не удалось идентифицировать цитату, и посему мы кавычки опустили. 64 См.: Максим Исповедник. Главы о богословии, 1, 48. PG 90,1100CD (р. п.: С. 222 — 223). 65 Там же. 1, 48–49. PG 90, 1101А (р. п.: С. 223). 66 Василий Великий. Послание 189, 8. PG 32, 696?? (р. п.: С. 210–211). 67 Он же. Против Евномия, 2. PC 29, 648А (р. п.: С. 120). 68 Слово « νυπστατον », неизвестное античным философам и введенное в оборот христианскими авторами, употребляется иногда просто по отношению к кому– или чему–либо обладающему признаками ипостаси, и переводится как «ипостасное», иногда же обозначает нечто существующее в ипостаси другого или участвующее в ней и переводится как «воипостазированное». Иоанн Дамаскин посвящает разъяснению разных значений этого термина две главы своей «Диалектики»: 30–ю и 45–ю (главы 29 и 44 в русском переводе Сагарды: Иоанн Дамаскин. Диалектика, или Философские главы. М., 1999). Но во всех своих значениях « νυπστατον », согласно Дамаскину, означает нечто реально существующее и противополагается « τ συμβεβηκς », обозначающему «и абсолютно никоим образом не существующее ( τ μηδαμ μηδαμς ν ), и акциденцию ( τ συμβεβηκς ), поскольку акциденция не имеет самостоятельного существования». Одним словом, « ανυπστατον » означает нечто не имеющее признаков отдельной ипостаси. Подробнее об истории термина «воипостасное» см.: Говорун С., диак. (ныне — свящ.), К истории термина νυπστατον «воипостасное»/Леонтий Византийский: Сборник исследований. М., 2006. С. 655–665.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3137...

В таком случае историческое лицо, происшествие и под. для священного писателя служит только поводом; «полной истины искать надлежит в будущих происшествиях» 61 , которые или представляются таким образом под покровом исторических событий, лиц, учреждений и пр., или же изображаются прямо, как имеющие совершиться в будущем 62 . Отсюда пророчественное в Ветхом Завете вообще является или в форме прямого предсказания о будущем или же в преобразовательной форме и притом в той и другой форме сообщающим новозаветную истину, касающуюся, как сказано было, или первого, или второго пришествия Христова. Потому что как Ветхий Завет служил приготовительной стадией и прообразом в отношении к благодатному царству Христову, так точно относится и это последнее к царству славы. Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем ( Евр. 13:14 ), т. е. небесного Иерусалима в царстве славы ( Апок. 21:2  и дал. Евр. 12:22–23 ), предызображением которого служит Иерусалим благодатного царства Христова ( Гал. 4:26  и дал.); прообразом же этого последнего Иерусалима, в свою очередь, служил земной Иерусалим, как центр ветхозаветной теократии ( Гал. 4:25  в конт.) 63 . Этим объемлется все существенное, на чем основывается новозаветное толкование Ветхого Завета и чем объясняются все частные случаи сего толкования. б) Виды новозаветного толкования Уже из сказанного об основоположениях новозаветного толкования Ветхого Завета легко можно усмотреть, что виды этого толкования суть только: 1) буквальный или исторический и 2) аллегорический 64 или таинственный 65 , духовный 66 , который собственно есть типологический, прообразовательный 67 . Св. Иоанн Златоуст, толкуя изречение св. ап. Павла в Гал. 4:24 : яже суть иносказаема (τιν στιν λληγορομενα) говорит: «апостол назвал иносказанием (λληγοραν) образ (τπον). Сим он хотел сказать, что история сия (толкуемая св. апостолом в ст. 22–31) означенной главы) изображение не только то, что представляется в ней с первого взгляда, но выражает также и другое нечто, почему и назвал ее иносказанием» 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

С нее-то, быть может, лучше всего и начать знакомство с Афанасьевым тому, кто им заинтересовался. Второй замысел был реализован гораздо в меньшей степени – от задумывавшейся книги «Границы Церкви» остался подробный план (опубликован ниже) и несколько объемных статей, замышлявшихся как главы будущей книги. Среди них надо особенно отметить статью « Церковь Божия во Христе», впервые опубликованную по-русски в данном сборнике. Поздняя дата французской публикации (1968) не должна вводить читателя в заблуждение: русский оригинал писался, по словам Μ. Н. Афанасьевой («Как сложилась „ Церковь Духа Святого”»), зимой 1949–50 г. В этой довольно сухой статье учение апостола Павла о Церкви как Теле Христовом связано Афанасьевым с Евхаристией. Эта связь придала его экклезиологии то звучание, которое в целом отсутствовало в первой, довоенной, попытке развития афанасьевских идей, и сделала экклезиологию отца Николая такой, какой она известна тем сравнительно немногим читателям, которые внимательно с нею познакомились. В последние годы о. Николая занимала тема единства церквей, в решении которой он был, как обычно, самостоятелен и оригинален. Основные статьи на эту тему – « Церковь , председательствующая в Любви» и «Una Sancta», принесшие Афанасьеву международную известность, – публикуются в этом сборнике. 26 В. Schultze. Ekkleziologischer Dialog mit Erzpriester Nikolaj Afanas’ev//Ori- entalia Christiana Periodica. 1967, 33, S. 388. 28 Протопресвитер Николай Афанасьев . Церковные соборы и их происхождение. М.: Свято – Филаретовский православно – христианский институт, 2003. На с. 179 этого издания см. справку об истории книги и состоянии рукописи. 30 Marianne Afanassieff. Nicholas Afanassieff (1893–1966). Essai de biographie//Contacts. 1969, 66, p. 99–111. Все сведения, сообщаемые Μ. Н. Афанасьевой , взяты мною из этого очерка. Далее я не ссылаюсь на него специально. 31 Peter Plank. Die Eucharistieversammlung als Kirche. Zur Entstehung und Entfaltung der eucharistischen Ekklesiologie Nikolaj Afanas " evs (1893–1966). 2. Auflage. Würzburg: Augustinus-Verlag, 2000, S. 63. Во время написания книги (вышла в 1980 г.) о. Петер Планк (1951–2009) был диаконом Католической церкви. Впоследствие он перешел в православие, стал основателем прихода в Вюрцбурге и был его предстоятелем до своей смерти. См.: URL: http://www.rok-wuerzburg. de/index.php?id=27 Читать далее Источник: Церковь Божия во Христе : сборник статей/протопресвитер Николай Афанасьев ; [сост.: А. А. Платонов, В. В. Александров] ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2015. - 699 с. ISBN 978-5-7429-0982-8 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Но, быть может, здесь мы имеем дело с близкой к ненормальности утонченностью модного философа половой любви? Откинем тогда пятнадцать веков и найдем у христианского философа – блаженного Августина – следующие строки: «Мы знаем, что многие наши братья по взаимному согласию воздерживаются от плотской похоти, но не супружеской любви. Чем более подавляется первая, тем более усиливается вторая» 62 . Опять можно возразить, что и Августин подчиняется здесь духу чрезмерного аскетизма. В таком случае откинем еще семь веков и найдем ту же мысль у философа, которого было бы странно обвинять в аскетических тенденциях, у самого главы евдемонизма – Эпикура: «Плотское соединение никому не принесло пользы, а любящего может и оскорбить» 63 . Те же мысли встречаем мы у Плутарха, Цицерона, Галена, Порфирия. От философов старого и нового времени обратимся к Библии и к святоотеческой изящной литературе. Книга Бытия повествует, что Иаков любил не плодовитую Лию, а бесплодную Рахиль. Во Второй Книге Царств с обычной библейской прямотой излагается история трагической любви Амнона к красивой Фамари. ...И полюбил ее Амнон, сын Давида. И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари. Но вот у Амнона любовь побеждена похотью. Хитростью и насилием он добился падения Фамари, и ...потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней... И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: прогони эту от меня вон и запри дверь за нею ( 2Цар. 13, 1–2, 15, 17 ). И в древней церковной письменности мы постоянно встречаем мысль об антагонизме между половой и родовой жизнью. Климент Александрийский замечает, что «от пресыщения любовь часто обращается в ненависть» 64 . «Когда хранится чистота, – пишет Астерий Ама-сийский, – хранится мир и взаимное влечение, а когда душа объята незаконной и чувственной похотью, она теряет законную и справедливую любовь» 65 . Златоуст доказывает, что «от целомудрия рождается любовь» 66 , что «любовь делает людей целомудренными» и что, наоборот, «распутство бывает ни от чего другого, как от недостатка любви» 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010