63. Когда желательная часть души устремляется к страстям, совокуплениям, наслаждениям и удовольствиям жизни, тогда душа видит и соответствующие сны. А когда раздражительная ее часть звереет против себе подобных, тогда и в снах видит она нападения зверей, войны и сражения с пресмыкающимися, перебранку, словно в суде, со своими противниками. Когда же разумная часть ее возносится в тщеславии и гордыне, тогда ей представляются воспарения в воздух на крыльях или восседания на высоких тронах или предводительство народом в сопровождении эскорта колесниц. 64. Истинные видения, которые следует называть не снами, а видениями и созерцаниями, бывают только у тех, чей ум по причине пребывания в нем Духа сделался прост и свободен от всякого отягощения страстями и от рабства им, кто всегда думают о божественном и размышляют о будущих наградах и воздаяниях, чья жизнь выше жизни живущих — беззаботна, неразвлекаема, безмолвна, чиста, полна милости, мудрости, небесного знания и добрых плодов, выращиваемых Духом. У прочих же, не имеющих этого, ложные и запутанные [сны], в которых все — явное обольщение. 65. Многие сочли блаженной отшельническую жизнь, другие — смешанную, то есть общежительную, иные же предпочли предстоятельствовать над народом, быть наставниками, заниматься преподаванием и строить церкви — от чего разные [люди] обычно питаются душевно и телесно. Я же ни одно из этих дел не предпочел бы другому и не сказал бы, что одно заслуживает похвалы, а другое порицания, но во всем и во всех делах и действиях всеблаженна жизнь для Бога и по Богу. 66. Человеческая жизнь составляется из различных наук и искусств, причем каждый разрабатывает и привносит свое, и, таким образом передавая друг другу и получая друг от друга, люди живут, доставляя необходимое телесной природе. То же можно видеть и в духовных людях, каждый из которых проходит свою добродетель и, хотя каждый идет по своему жизненному пути, но по разным путям все движутся к одной цели. 67. Цель всех подвизающихся по Богу заключается в том, чтобы угодить Христу Богу, получить через причастие Святого Духа примирение с Отцом и посредством этого достичь спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тувалкаином, «ковачом всех орудий из меди и железа» ( Быт.4:22 ), закладываются основы металлургии – этой основы основ всякого производства. Им же создаются орудия войны, которые «привели в восхищение его кровожадного отца» 59 . Примечательно, что само слово «машина» в древности чаще всего применялось именно к военным орудиям и осадным приспособлениям. Также и «механик» – в первую очередь строитель военных машин 60 . Освальд Шпенглер отмечает, что всегда «хранители кузнечного искусства рассматривались прочими людьми, как нечто совершенно особое, причем вызывали робкое поклонение или же ненависть» 61 . Подтверждение этому можно найти и в античном мифе о Гефесте. Прямое нарушение заповеди, данной прародителям, видится Р.П. Зиферле в добыче руды: «Человек проникает в недра земли и тем самым идет против Божьего завета, благословившего человека добывать в природе необходимую для жизни пищу, но не разрушать ее» 62 . Сестре Тувалкаина, Ноем, приписывают «изобретение ткацкого искусства и выделки материи» – так появляется мода 63 . «Эти изобретения человеческого духа полагают начало культуре, как культу некоей абстракции, в которой нет Того Присутствующего, к Которому должен быть обращен всякий культ» 64 . Примечательно, что эти три имени – Иавал, Иувал и Тувалкаин этимологически связаны с корнем lwb – «стремиться вперед», «производить», «разрастаться» 65 , что свидетельствует о свойственной каинитам идее прогресса. Обществу каинитов, как это становится видно из анализа 4й главы книги Бытия, присущи две характерные особенности: высота технической культуры и параллельно с ней – необычайная развращенность нравов. Именно здесь наиболее ярко мир предстает перед нами как совокупность страстей, «мудрование плоти и плотское житие» 66 . Напротив, бытописатель совершенно ничего не говорит об уровне технической культуры сифитов. Вероятно, для противопоставления их потомкам Каина было достаточно одного лишь упоминания о том, что они возобновили молитву к Богу, и именно это общественное богослужение, а не забота о покорении природы и устройстве своего материального благополучия, было для них самым главным деланием. Об этом свидетельствует также тот факт, что один из сифитов – Енох – первым из людей был взят Богом живым на небо ( Быт.5. 24 ).

http://azbyka.ru/pravoslavnaya-ocenka-vl...

61. The Road to Terror. P. 586. 62. В том, что следует ниже, я полагаюсь на диссертацию Чарити Скрибнера: Scribner Ch. Working Memory (Columbia University, New York, 2000). 63. Cm.: Lukacs G. Solzhenitsyn. Cambridge: The MIT Press, 1971. 64. Заслуга Фредерика Джеймисона в том, что он постоянно настаивает на этом пункте. 65. Здесь обнаруживается слабое место в остальном в высшей степени артикулированной критики " тоталитаризма " Клода Лефорта. В своей недавно вышедшей книге " La Complication. Retour sur le Communisme " (Paris: Fayard, 1999) Лефорт предлагает убедительное опровержение упрощений Франсуа Фюре, подчеркивая то, как множество достижений сегодняшнего либерального консенсуса были приняты лишь в результате коммунистической борьбы, были усвоены этим самым консенсусом после ожесточенного либерального сопротивления (прогрессивный подоходный налог, всеобщее бесплатное образование). Однако перспективы Лефорта сильно ограничиваются его стремлением развернуть чисто политическую логику " демократических завоеваний " . Это ограничение не дает ему обосновать собственно феномен " тоталитаризма " : он появляется именно тогда, когда политика прямо одерживает верх, он сигнализирует о провале политического агента в деле реструктурализации производственной сферы. 66. " Foreword by Elle Wiesel " in: Insdorf A. Indelible Shadows. Film and the Holocaust, Cambridge (Ma): Cambridge UP. 1989. P. 11. 67. Я пользуюсь в данном случае материалами второй главы книги Джорджо Агамбена (Agamben G. Ce qui reste d " Auschwitz. Paris: Rivages, 1999). Между прочим, следы антиарабского расизма в использовании термина " мусульманин " совершенно очевидны: слово " мусульманин " , конечно же, возникло, когда заключенные отождествляли поведение " живых мертвецов " с укоренившимся в западном сознании образом " мусульманина " — человека, полностью подчиненного судьбе, пассивно воспринимающего злоключения как результат Божьей воли. Однако сегодня, ввиду арабо- израильского конфликта, этот термин вновь обрел актуальность: " мусульманин " — экстимное ядро, нулевой уровень самого " еврея " …

http://predanie.ru/book/216410-hrupkiy-a...

57 Характерно это как и как бы. Земные звуки, и голоса, и песни только подобны, напоминают эту песнь небес, но они бессильны выразить её вполне. 59 К чему относится этот «другой»? Есть ли это ангел также сказано «другого Ангела»)? Или это следует читать раздельно: λλον, γγελον – т. е. другой, именно ангел? 60 Кстати сказать, совершенно очевидно, что общий контекст Откровения если ещё оставляет место для епископской иерархии «ангелов» церквей, то уже совершенно его не знает для римского примата со своими атрибутами Ватикана. Рим для него есть синоним блудницы и зверя, а вовсе не святый град, в который превратили его католические догматики. 62 В этих двух тождественных обращениях ангелов к сидящему на облаке есть такая градация: первый «громким голосом» восклицает к «сидящему на облаке»: «пусти серп твой», и то же самое говорится крещендо, «с великим криком»: «пусти острый серп твой». 63 Последнее предположение высказывается сторонниками сближения 14 главы Откровения с 20, тысячелетним царством (Charles, II, 25). 65 Все ужасы современной войны, как и вся духовная её мерзость (в расизме), для нас остаются лишь в земном своём облике, но они, несомненно, имеют для себя соответствия в мире духовном. 66 Храм «скинии свидетельства» в небесном храме гл. подобному же образу и мысли в гл. 11:19, где наступление гнева Божия и приближение возмездия также сопровождается «явлением ковчега завета Божия в храме Его» (что существенного различия не представляет). 67 Рекапитуляция некоторыми экзегетами и совершенно отрицается как в отношении к тем, к кому она относится, так и их логическому и хронологическому последованию. См., напр., Charles, II, 40. 68 Стих 15: «блажен бодрствующий» и далее представляет одно из семи блаженств Откровения: 1:3; 14:13; 19:9; 20:6; 22:14, 7. Первое блаженство относится (1:3) к тем, кто читает это пророчество; второе (3:3–5; 16:15) к тем, кто хранит; третье (14:12–13) к тем, кто умирает в Господе в последнем гонении; четвёртое (19:9) к тем, которые приглашены на брачную вечерю Агнца; пятое (20:6) к тем, которые участвуют в новом воскресений; шестое (22:14) к тем, кто соблюдает заповеди Божии и имеют право на древо жизни; седьмое (22:7) к тем, кто соблюдают слова пророчества сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Ζαβρας. Να Ελλς. " Αθναι, 1872. Σ. 269. 57 Sathas. Bibliotheca Graeca. Vol. III. Πρλογ. Σ. 20. 58 Ζαβρας. Ibid. 59 Σθας. Νεοελληνικ φιλολογα. " Αθναι, 1868. Σ. 390-392; Μελετου. Ιστορα. Τ. Ι. Πρλογος. Σ. 14-19. 60 Apud Methodium, archiepiscopum Twerensem. Liber historicus de rebus in... ecclesia Christiana. Mosquae, 1805. P. 42-43. 61 Ibid. 62 Sathas. Bibliotheca Graeca. Vol. III. Πρλογ. Σ. 21. 63 Вообще о русских источниках мы будем говорить кратко, так как эти источники вполне доступны не только для ученого, но и для простого любителя греко-христианской истории. 64 Sathas. Bibliotheca Graeca. Vol. III. Πρλογ. Σ. 28-45; Σθας. Νεοελληνικ φιλολογα. Σ. 501-502. 65 Ibid. Σ. 3-70. 66 Theolog. Literaturzeitung. 1892. 17. S. 422. 67 Σθας. Νεοελληνικ φιλολογα. Σ. 294. 68 Sathas. Bibliotheca Graeca. Vol. III. Πρλογ. Σ. 73-200. 69 Это сочинение Дапонте издано в Румынии в одной и той же книге вместе с прежде рассматриваемой «Хронографией» этого автора. 70 Theolog. Literaturzeitung. 1893. S. 424. 71 Sathas. Bibliotheca Graeca. Vol. III. Πρλογ. Σ. 71-81. 72 Ibid. Σ. 203-401; Σημεισεις. Σ. 402-419. 73 Sathas. Ibid. Σ. 24, 84. 74 Sathas. Bibliotheca Graeca. Vol. III. Πρλογ. Σ. 24, 84-85. 75 Ibid. Σ. 85. 76 Υψηλντης. Πρλογος. Σ. 3-4, 9, 11-13. 77 Σθας. Νεοελληνικ φιλολογα. Σ. 447-448. 78 Это произведение преосв. Порфирия (Успенского) в настоящее время полностью издано под заглавием «Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия». Издание Императорской Академии наук на средства Палестинского об-ва. Т. I-VIII. СПб., 1894-1902. 79 Когда я начинал излагать содержание только что оконченной мной главы, я имел намерение кроме обзора источников сделать краткие заметки относительно ученой литературы предмета; но так как эта глава вышла велика и я более не осмеливаюсь испытывать теперь же терпение читателя перечнем книг, их названий, изданий, их авторов и т. д., то я и решился заметок о литературе здесь не Делать, оставляя это до следующих глав, где при том или другом удобном случае под строкой я попытаюсь разъяснить значение той или другой книги, входящей в состав указанной литературы. 80

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

54. Демонакт: Заботящихся о теле, а о себе небрегущих бранил как заботящихся о домах, а об их обитателях – небрегущих. 55. Преуспеешь в добродетели настолько, насколько устранишься от наслаждений. 56. Позорно одобрять добродетели в других, в самих себе же иметь пороки. 57. Демокрит: Письмена как можно более основательные, а дела как можно более славные подобает иметь. 58. Сделаешь себя достойным Бога, если не сделаешь ничего недостойного Его. 59. Биант: Не спеши браться за дело, а взявшись – будь тверд. 60. Так стремись жить, как будто тебе суждено прожить и малые дни, и долгие годы. 61. Лакон: Спрошенный о том, почему Спарта не огорожена стенами, ответил: «Не заблуждайся, она огорожена добродетелями живущих в ней». 62. Диоген: Когда некто бранил его, что он заходит в нечистые места, ответил: «И солнце так же делает, но не оскверняется». 63. Еврипид из «Андромахи»: Даже останки Время щадит вельможных: Их и на гробе Факелом доблесть сияет. 64. Феогнид: Многие дурные богатеют, добрые же беднеют, Но мы с ними не поменяемся Добродетелью на богатство, поскольку та – неизменна всегда, Богатства же у людей бывают то у одного, то у другого. 65. Линд: Благочестие следует хранить, граждан убеждать к лучшему, удовольствиями владеть, с насилием ничего не делать, врага народа считать своим врагом, пьяных слуг не наказывать, иначе сам будешь казаться пьяным. 66. Ликург: Ликург-законодатель говорил, что у людей полезное – в имуществе, а верное – в нравах. 67. Пифагор: Одному и тому же [человеку] невозможно быть любителем наслаждений, любителем тела, сребролюбцем и боголюбцем. Ибо любитель наслаждений во всем и любитель тела; любитель тела во всем и сребролюбец; сребролюбец с необходимостью неправеден, неправедный – для Бога нечестив, для человека же беззаконник. 68. Избавившись от телесного, не будешь испытывать нужды; подвизаясь в этом, проси Бога стать тебе помощником. 69. Диодор Сицилийский: Все люди из-за слабости своей природы живут некую малую часть всего века, а все последующее время мертвы. И у тех, у которых ничего достойного упоминания в жизни не было сделано, вместе со смертью тела умирает и все остальное, что было в их жизни; у тех же, кто добродетелью прославился, все дела вовек помнятся, оглашаемые божественными устами истории.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

... δεικνς τν νκρωσιν τν παθν ν τ σματι περιφρων (говоря словами Паламы о Предтече – 512D). 1210 Филофей признает за Паламой любовь к безмолвию и уединению ( τς συχας κα τς μονσεως ρως) (Encomium auct. Philotheo СР.//568АВ). 1212 Cf.: Podskalsky G. Mönch und Tod in Byzanz. S. 221–227. Так, на с. 221 мы читаем: «Wenn überhaupt irgendetwas in der christlichen Todesbetrachtung neu sein muß, dann ist es die notwendige Relation jedes individuellen Todes zum einmaligen Kreuzestod Jesu Christi». ληθς! [Действительно!] 1214 На современном этапе исследований гомилетики было бы чрезвычайно важно знать, перед какой конкретной группой слушателей (прихожан того или иного храма, монахов, паломников и т. п.) произносилась та или иная проповедь. Большой объем сохранившегося корпуса гомилий св. Григория Паламы дает основания для выделения из него по этому признаку различных типов гомилий, хотя это еще предстоит сделать. См. изложение методологии и первых, перспективных результатов такого подхода в: Mayer W. John Chrysostom and his Audiences: Distinguishing different congregations at Antioch and Constantinople//Studia Patristica. Vol. 31/Ed. by E. A. Livingstone. Leuven, 1997. P. 70–75. 1215 Meyendorff J. Introduction à l’étude de Grégoire Palamas. P. 30–33, 203 (A Study of Gregory Palamas. N. Y., 1998. P. 17–20:140); ср. также о «Трех главах о молитве и чистоте сердца» (PG. 150. 1117–1121): «...ce bref opuscule se situe dans la tradition classique de l’hésychasme» (Idem. Palamas (Grégoire)//Dictionnaire de Spiritualité. P. 86); ср. наш анализ: Макаров Д. И. Учение Григория Паламы об очищении человека (по трактату «Три главы о молитве и чистоте сердца») и некоторые параллели в поздневизантийской мистике//Мир Православия. Волгоград, 2000. С. 62–63,66. 1217 См. в особенности: Mayer W. John Chrysostom: Extraordinary Preacher, Ordinary Audience//Preacher and Audience. Studies in Early Christian and Byzantine Homiletics/Ed. by М. B. Cunningham and P. Allen. Leiden; Boston; Köln, 1998. P. 105–137.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

23.15 Владимир Путин поблагодарил сторонников за поддержку на выборах со сцены митинга-концерта «Россия. Севастополь. Крым», который проходит на Манежной площади в Москве: «Спасибо вам большое за поддержку, — сказал он. — Хочу обратиться и к тем, кто здесь сегодня собрался в Москве, и к нашим сторонникам на всей территории нашей огромной страны: спасибо вам большое за результат». Он заявил, что видит в результатах голосования на выборах главы государства доверие и надежду на развитие страны, призвал сохранить единство. 22.55  Владимир Путин с 72,3% голосов, лидирует на выборах президента РФ в Магаданской области после обработки 100% протоколов. Об этом ТАСС сообщил председатель региональной избирательной комиссии Николай Жуков. Второе место у Павла Грудинина — 14,05%. У Владимира Жириновского — 8,17%, у Ксении Собчак — 1,36%. Остальные кандидаты не дошли до планки в 1%. Явка составила 71,91%. 22.42  Владимир Путин набирает 74,22% после обработки 40,01% итоговых протоколов участковых избирательных комиссий. Соответствующие данные обнародовал ЦИК РФ. Павел Грудинин занимает второе место с 14,03% голосов, на третьем месте — Владимир Жириновский с 6,51% голосов. 22.35  По предварительным данным избирательной комиссии Сахалинской области по результатам обработки 100% протоколов, Владимир Путин набрал в регионе 66,94% голосов избирателей. Об этом ТАСС сообщил заместитель председателя облизбиркома Павел Сиваконов. На втором месте — Павел Грудинин, у него 17,97% голосов. Более 8% набрал Владимир Жириновский. Ксения Собчак набрала 1,69% голосов. Остальные кандидаты не перешагнули порог в 1%. Явка на выборах президента в Сахалинской области составила 61,22%. 22.25  После обработки 35% протоколов лидирует Владимир Путин, у него 73,73%. На втором месте Павел Грудинин, у него 14,42%. За ним расположились Владимир Жириновский с 6,6% и Ксения Собчак с 1,4%. Григория Явлинского поддержали 0,8%, у Максима Сурайкина 0,63%. 22.20  По предварительным данным избирательной комиссии Чукотского автономного округа по результатам обработки 100% протоколов, Владимир Путин набрал в регионе 82,31% голосов избирателей. На втором месте — Владимир Жириновский, у которого 7,31% голосов. Третье место у Павла Грудинина с 5,86% голосов. Ксения Собчак набрала 1,30% и заняла четвертое место. Остальные кандидаты не набрали более 1% голосов.

http://pravmir.ru/prezidentskie-vyiboryi...

разделе ( Clem. Alex. Protrept. 1. 6. 1 - 1. 10. 1), К. А. предлагает краткий обзор христ. учения о Логосе как Творце, Учителе и Промыслителе, повествует о пророческих предсказаниях Боговоплощения и о спасительных плодах вочеловечения Бога, причастником к-рых может стать человек. Переходя к разделу «предложение» (πρθεσις; propositio), К. А. кратко формулирует цель всего увещевания: человек, желающий «увидеть Бога и стать участником богоугодных очищений», призывается найти Иисуса Христа и следовать за Ним, т. к. Он «единственный дает возможность узреть Бога» ( Clem. Alex. Protrept. 1. 6. 1 - 1. 10. 1). Отрицательная часть, посвященная критике языческой религии, занимает главы 2-4 «Увещевания к язычникам» ( Clem. Alex. Protrept. 2. 11. 1 - 5. 66. 5). Во 2-й гл. К. А. рассматривает и подвергает язвительным насмешкам содержание и символику языческих мистерий и мистериальных обрядов, заявляя, что они связаны с самыми низменными и постыдными человеческими страстями; по словам К. А., даже нек-рые из язычников, несправедливо называемые безбожниками, смогли увидеть бессмысленность такого богопочитания и осудить его (Ibid. 2. 11. 1 - 2. 24. 4). Далее К. А. переходит к рассмотрению мифов; он осуждает языческую мифологию преимущественно с этической т. зр., отмечая, что содержащиеся в мифах многочисленные противоречия, нелепости и непристойности убедительно свидетельствуют, что мифы являются суеверными выдумками, в к-рых оказались отражены все заблуждения и пороки создавших их людей (Ibid. 2. 25. 1 - 2. 41. 4). В 3-й гл. К. А. выдвигает предположение, что мн. боги язычников в действительности являются не просто выдуманными фигурами, но искушающими людей бесами, поскольку требуют от своих почитателей «душегубства и человекоубийства», т. е. человеческих жертвоприношений (Ibid. 3. 42. 1 - 3. 43. 4). Во 2-й ч. 3-й гл. К. А. переходит к рассмотрению внешних форм языческого богопочитания; он начинает его с рассмотрения храмов и указывает, что мн. из них по своему происхождению суть гробницы, поэтому почитающие в действительности чтят не богов, а могилы (Ibid. 3. 44. 1 - 3. 45. 5). Вся 4-я гл. посвящена критике почитания статуй богов, т. е. идолопоклонства в собственном смысле (Ibid. 4. 46. 1 - 4. 62. 4); в соответствии с христ. традицией К. А. заявляет, что поклонение статуям либо является поклонением бесам, одушевляющим эти статуи, либо есть суеверное почитание «мертвой материи, преображенной рукой мастера» (Ibid. 51. 3-6). Завершается 4-я гл. протрептической вставкой, подводящей итог всему отрицательному разделу; в ней К. А. призывает язычников перейти от суеверного почитания природы и материи к религиозному поклонению «единственному подлинному Богу», Творцу всего (Ibid. 4. 63. 1-5).

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Райри Ч. Основы богословия. М., 1997. С. 566. Аллегорические толкования других еретиков еще более несообразны. Так, свидетели Иеговы видят здесь почему-то Первую мировую войну, что должно подтверждать их лжеучение о невидимом присутствии Христа с 1914 г. (Откровение: его грандиозный апогей близок! 2007. С. 190). Для адвентистов, отождествляющих антихриста и папство, смертельной раной является пленение папы в 1798 г. (Волкославский Р. Тайны Апокалипсиса. Заокский, 2012. С. 260). 63 Sheppard, G.T. Pentecostals and the hermeneutics of dispensationalism: the anatomy of an uneasy relationship//Pneuma, 6 no 2 Fall 1984. P. 18–21. 64 Библия в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч.И. Скоуфилда. Чикаго, 1990. С. 1099. 65 Ср.: «Некоторые места Нового Завета цитируют Ветхий в основном или исключительно из Септуагинты… Во многих случаях так же поступает и Матфей… Но, по меньшей мере, настолько же часто он выбирает свой путь и отобра­жает, в наиболее важных местах, буквальный перевод еврейского текста или использу­ет еврейский или арамейский вариант, выработанный к тому времени иудейским пре­данием. Зачастую трудно определить, в каких случаях и насколько однозначно те или иные цитаты приведены по письменным источникам или переведены Матфеем зано­во» (Ветхий Завет на страницах Нового/Ред. Г.К. Бил, Д.А. Карсон. Черкассы, 2010. Т. 1. С. 44). Аналогичные замечания сделаны в этом многотомнике и о других книгах Нового Завета, а особенно – о книге Откровения (Ветхий Завет на страницах Нового/Ред. Г.К. Бил, Д.А. Карсон. Черкассы, 2013. Т. 3. С. 468). 66 Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию. СПб., 1994. С. 391; Райри Ч. Основы богословия. М., 1997. С. 554. 67 «Весть из 14-й главы Откровения, возвещающая о падении Вавилона, относится к религиозным объединениям, которые некогда были чисты, но потом встали на порочный путь… она относится не только к Римско-католической церкви… Многие из протестантских церквей следуют примеру Рима, вступая в беззаконный союз с “царями земными”,– государственные церкви делают это применительно к светской власти, а другие вероисповедания ищут благосклонности мира. И слово “Вавилон”, т. е. “замешательство”, вполне уместно по отношению к этим церквам» (Уайт Е. Великая борьба. Заокский, 2006. С. 336–337).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010