свящ. А. Дружинин Содержание Аннотация Предисловие Введение Источники и пособия § I § II § III Глава первая. Жизнь и труды св. Дионисия до избрания его в епископы Александрийской церкви Глава вторая. Епископское служение св. Дионисия при императорах Филиппе и Декии Глава третья. Пастырская и литературная деятельность св. Дионисия от окончания гонения Декия до начала гонения Валериана Глава четвертая. Гонение Валериана и пасхальные послания святого Дионисия Глава пятая. Борьба св. Дионисия с ересью Савеллия Глава шестая. Последние годы жизни и кончина св. Дионисия Заключение. Общая характеристика св. Дионисия как пастыря и церковного писателя     Аннотация Предлагаемое исследование посвящено изучению жизни и трудов одного из самых замечательных пастырей и богословов III в., святителя Дионисия Великого, главы Александрийского огласительного училища и епископа Александрии в 247–264 гг. Просвещенный защитник христианского вероучения от нападок языческих философов, несгибаемый хранитель чистоты христианской истины от искажений, каким подвергалась она в лжеучениях еретиков и раскольников, св. Дионисий особо прославился своей мудростью в управлении Церковью и руководством верующими на пути к нравственному усовершенствованию и вечному спасению. По непреложному суждению Церкви, он первый удостоился получить имя Великого, что полностью соответствует его действительному значению в истории христианства. Для всех интересующихся историческими путями Православия. Предисловие Среди произведений русской богословской литературы в последние три десятилетия все чаще и чаще стали появляться работы, посвященные изучению святоотеческой письменности. Апологеты и писатели первых двух веков и первых десятилетий III в. христианской эры, а еще более великие отцы и учители Церкви, прославившиеся своими подвигами в IV в., переводятся, комментируются и изучаются в обширных и обстоятельных монографиях, где читатель найдет не только подробную биографию и оценку их литературной деятельности, но иногда и решение частных вопросов, касающихся их жизни и учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Нина Васильевна Синицына Содержание Пролог Глава первая. Греческий город Арта Родители и образование О гипотезе Ильи Денисова Глава вторая. Италия Флоренция: гуманизм Флоренция: аскетизм Замок Мирандола и монастырь Сан-Марко Венеция и удаление на Афон Глава третья. Святая гора Афон Монастырская жизнь Труды: поэтическое творчество На пути к новому служению Глава четвертая. Москва Константинопольское посольство в Москве Первые собеседники Переводы и книгописные центры Полемика: пространство свободы Глава пятая. Чаша Первый суд Дело о разводе великого князя Второй суд Глава шестая. Освобождение После суда: ответ обвинителям Царское венчание и освобождение Прижизненные собрания сочинений Вместо эпилога Примечания Хронология жизни и творчества Максима грека Краткая библиография Сочинения Литература     Пролог 29 мая 1453 года, при взятии Константинополя войсками турецкого султана Мехмеда II, погиб последний византийский император Константин XI Палеолог. Но в сознании народа, не желавшего мириться с разрушением некогда великой Восточно-Римской (Византийской) империи, жила легенда о том, что василевс не умер, а окаменел. Он оживет и воскреснет, когда Святая София вновь станет православным храмом. Вернется и священник, чтобы завершить службу в Святой Софии, прерванную во время штурма города. Рассказывали и по-другому. Голову царя будто бы принесли Мехмеду, когда с площади у Великой Церкви (так называли Святую Софию), где собрались патриархи, весь клир и множество народа, он направлялся к царскому дворцу. Увидев голову и обрадовавшись, завоеватель призвал всех бояр и стратегов, спросил – да скажут они всю правду! – царёва ли это голова. Те подтвердили, охваченные страхом. Султан поцеловал голову и послал патриарху, чтобы тот сохранил ее, украсив золотом и серебром. Патриарх поместил главу в серебряный позолоченный ковчежец и спрятал под престолом Великой Церкви. Не все верили, что тело царя досталось врагам. Говорили, что его похитили в ту же ночь остававшиеся с ним у Золотых ворот, переправили в Галату и похоронили 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

свящ. Димитрий Рождественский Содержание Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V     Преосвященный Иоанн родился в Москве, здесь получил низшее и среднее образование; в Московской духовной академии он закончил свое богословское образование и в ней же положил начало своего плодотворного служения на пользу Церкви и духовному просвещению. Ко дню столетнего юбилея академии благовременно вспомнить этого высокоталантливого и многостороннего церковного деятеля, проявившего свои таланты в разных областях богословского знания и, в частности, выдающегося церковного оратора. Составитель предлагаемого очерка намерен дать краткие сведения о жизни и деятельности преосвященного Иоанна, – преимущественно останавливаясь на тех фактах, которые имеют значение для характеристики этой оригинальной и загадочной личности. При обозрении проповеднической деятельности Иоанна, будет обращено внимание только на содержание и характер его проповедей жизненно-практического направления, которого он был первым и лучшим представителем. Глава I Преосвященный Иоанн (Соколов), епископ Смоленский, был сыном священника Московской Вознесенской церкви (в бывшем Варсонофьевском монастыре); родился 5 Июля 1818 года, при крещении наречен Владимиром. Обучался в Москве же–в Высокопетровском духовном училище и в Московской духовной семинарии; по окончании семинарского курса учения в 1838 году, был отправлен на казенный счет в Московскую духовную академию. В 1842 г. окончил курс академии под 2 и удостоен степени магистра, в каковой утвержден Св. Синодом в Декабре 1843 г. Его сочинение на ученую степень, под заглавием: „Стоглавый собор «, чрез восемнадцать лет после написания было напечатано в Православном Собеседнике 1 .– В год окончания академического курса, 29 Августа 1842 года, по предложению митрополита Филарета, Владимир Сергеевич Соколов пострижен в монашество, с наречением ему имени Иоанн 2 ; на следующий день после пострижения он рукоположен в иеродиакона, а 5 Сентября в иеромонаха. Академической конференцией 21/22 Сентября 1842 г. назначен на должность бакалавра по каедре нравственного и пастырского богословия, в Сентябре 1844 г. перемещен на каедру Священного Писания . По желанию графа Протасова, тогдашнего синодального обер-прокурора, в конце того же 1844 г. из академии, находящейся, по церковно-богослужебному выражению, „в веси», был переведен в столичную академию, в которой Протасов хо-

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Содержание Человек свободный и радостный. О протоиерее Александре Шмемане Беседы «Я верю в Бога…» Предельно личная религия Каково мое истинное «я»? «Я верю» – что это значит? В какого Бога? Всечеловеческое достояние Опыт веры – мой ли он? Единственное имя Непрекращающийся спор Время сравнить Необъяснимое неверие На последней глубине Исконное содержание Высшая разумность Растворяя ставни Беспомощная трактовка Познается по плодам Новая «религиозная война» «Религия» против религии Две веры Спор о Боге и богах Начало всего Главная тема Универсальное знание Доказательство от света Доказательство от полноты Возможность невозможного Историческое лицо, Господь, Учитель Заново поверить в непобедимость добра Почему замалчивается Рождество? Блаженны не видевшие и уверовавшие Враги одухотворения Во имя чего? Контрабандный идеал Объект ненависти Поразительное мировоззрение Парадокс нашей веры Слепота и зрячесть Псевдонаучность Одно из главных обвинений Догматизированная пропаганда Смешение понятий «Борьба» с наукой? Порабощенное знание Объективно и честно Подлинно научный подход Скучная помеха Обывательщина Сверху или снизу? Единство веры и разума Полярные объяснения Цена отказа «Како веруеши?» Общее – поиск Нужда в безмерно большем За пределами науки Радость или сытость? В едином мире Разоблаченный «гуманизм» Мнимый антагонизм Основополагающее различие Неоправданное разделение Отказ от подлинного знания Путь к соединению Метафизический «уклон» Сближение исходных позиций Современная наука о начале и конце Ложная предпосылка Два пережитка Встреча смирения и мудрости За жизнь мира Предисловие Глава первая. Жизнь мира Глава вторая Глава третья. Время Глава четвертая. Водою и Духом Глава пятая. Таинство любви Глава шестая. «Смертию смерть поправ» Заключение. «Вы же свидетели сему...» Литургия и жизнь. Христианское образование через литургический опыт Предисловие Литургия и образование 1 2 Пост: время наставления 3 Церковь: новая жизнь во Христе Обучение: «вкусите и видите» Возрождение концепции церкви 4 Опыт церкви Домашняя атмосфера Школа: ее значение Библия и Литургия Память о Христе Значение таинств Евхаристия как центр Православное богослужение Введение Основные элементы литургического богослужения Язык богослужения: язык библии Основные обряды Литургические формулы Богослужебные тексты Святой Храм Священник и приход Божественная литургия Проскомидия Литургия оглашенных Благословенно Царство Великая Ектения Антифоны и вход Литургия Слова Сугубая Ектения Молитва об оглашенных Литургия верных Приношение Исповедание веры и любви Благодарение Освящение Ходатайственные молитвы Причащение Освящение времени Праздник Воскресения Пятидесятница и Пасха Пришествие Христа Преображение Память Божией Матери Празднование: приготовление и исполнение Освящение жизни Дух и материя Крещение и миропомазание Приготовление Крещение Миропомазание Покаяние и исцеление Таинство покаяния Таинство Елеосвящения Брак Обручение Венчание Рукоположение Статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Вступление Беседа первая. О том, что такое молитва Иисусова по своей форме и содержанию, о ее первом делательном, или трудовом, периоде, о необходимых условиях ее правильного прохождения и о ее плодах Беседа вторая. О способах обучения деятельной Иисусовой молитве, о трудностях, недоумениях и неправильностях, возникающих при этой молитве, и о молитве благодатной, самодвижной Беседа третья. Наставления о внутреннем делании и о молитве Иисусовой древних св. отцов Православной Церкви: Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Варсонофия и Иоанна, Исаака Сирина, а также прп. Серафима Саровского Беседа четвертая. Писания Молдавских старцев: схимонаха Василия и преподобного Паисия Величковского об умном делании и об Иисусовой молитве Предисловие, или предпутие, желающим читать иже во святых отца нашего Григория Синаита и не погрешать против ее смысла Предисловие к главам блаженного Филофея Синайского Предисловие к книге блаженного Исихия Предисловие к книге блаженного отца Нила Сорского Главы об умной молитве прп. Паисия Величковского Предисловие Глава 1. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Глава 2. Откуда эта Божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания Глава 3. О том, что эта священная умная молитва есть духовное художество Глава 4. Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это Божественное делание Глава 5. О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию Глава 6. О том, как должно в начале обучаться действованию умом в сердце этой Божественной молитвы Беседа пятая. Ближайшие наставники умного делания и Иисусовой молитвы: свтт. Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы, Валаамский старец Агапит, св. прав. Иоанн Кронштадтский и другие отечественные подвижники XIX в Беседа шестая  

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Предисловие Вступление Беседа первая. О том, что такое молитва Иисусова по своей форме и содержанию, о ее первом делательном, или трудовом, периоде, о необходимых условиях ее правильного прохождения и о ее плодах Беседа вторая. Продолжение беседы о деятельной Иисусовой молитве: о способах обучения этой молитве, о трудностях, недоумениях и неправильностях, возникающих при этой молитве, и о молитве благодатной, самодвижной Беседа третья. Наставления о внутреннем делании и о молитве Иисусовой древних св. отцов Православной Церкви: Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Варсонофия и Иоанна, Исаака Сирина и прп. Серафима Саровского Св. Василий Великий Св. Макарий Египетский Св. Иоанн Златоуст Ефрем Сирин Прп. Иоанн Лествичник Прп. Исихий Иерусалимский Прп. Филофей Синайский Свв. Варсонофий и Иоанн Прп. Исаак Сирин Прп. Серафим Саровский Беседа четвертая. Писания молдавских старцев – схимонаха Василия и схиархимандрита Паисия (Величковского) об умном делании и об Иисусовой молитве Предисловие, или предпутие, желающим читать иже во святых отца нашего Григория Синаита и не погрешать против ее смысла Предисловие на главы, блаженного Филофея Синайского Предисловие на книгу блаженного Исихия Надсловие на книгу блаженного отца Нила Сорского Главы об умной молитве старца Паисия (Величковского) Предисловие Глава 1. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Глава 2. Откуда эта божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания Глава 3. О том, что эта священная молитва есть духовное художество Глава 4. Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это божественное делание Глава 5. О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию Глава 6. О том, как должно вначале обучаться действованию умом в сердце этой божественной молитвы Беседа пятая. Ближайшие наставники умного делания и Иисусовой молитвы: епископы Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов), оптинские старцы, валаамский старец Агапий, кронштадтский протоиерей о. Иоанн Сергиев и другие отечественные подвижники XIX века Заключительная беседа  

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

Содержание От автора Предисловие Глава первая. Жизнь, личность и деятельность святого Силуана I. Жизнь II. Облик старца III. Труды Глава вторая. «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» I. «Держи ум твой во аде ...» 1. Переносить мучения и страдания этого мира 2. Переносить явления и присутствие диавола и бесов, а также скорбь и борьбу с ними 3. Переносить скорбь удаления от Бога и утрату Его благодати 4. Считать себя достойным адских мучений II. «...и не отчаивайся» Заключение Глава третья. Любовь к врагам I. Кто наши враги? II. Что значит любить врагов? III. Основания любви к врагам IV. Условия стяжания любви к врагам V. Духовные плоды любви к врагам VI. Любовь к врагам как знак и критерии духовного совершенства VII. Любовь к врагам как условие спасения Заключение Глава четвертая. Личное спасение и спасение мира I. Святоотеческая традиция 1. Личное спасение неотделимо от спасения мира и в определенном смысле предполагает его 2. Искать спасение другим значит искать свого спасения 3. Примирение двух требований молитвой II. Согласно святому Силуану 1. Повсеместность и неизменность желания, чтобы все спаслись 2. Природа спасения, желаемого для всех 3. Желание спасения всех людей согласно с волей Божией 4. Желание, чтобы все спаслись, основывается на любви Божией к людям 5. Желание, чтобы все спаслись, происходит от любви, которую имеем к Богу 6. Желание, чтобы все спаслись, происходит от жалости и любви ко все людям 7. Любовь и сострадание к другим и порождаемое ими желание всеобщего спасения суть плоды благодати 8. Желание, чтобы все спаслись, проявляется прежде всего в молитве за всех людей 9. Желание, чтобы спаслись другие, выражаемое в любви и сострадании, покаянии и молитве, подтверждает наше собственное спасение Заключение Глава пятая. Опыт богооставленности I. Опыт богооставленности у святого Силуана II. Опыт богооставленности у отцов восточной церкви III. Боговидение и опыт богооставленности у прп. Симеона Нового Богослова Заключение Глава шестая. Покаяние и смирение I.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Эме Пюш Содержание Предисловие Глава I. Антиохия и Константинополь Св. Иоанн в Антиохии Св. Златоуст в Константинополе Глава II. Классы общества Богачи и роскошь Ремесленники и бедняки Идеи св. Златоуста о богатстве и благотворительности Глава III. Семья Девство и брак. – Брачный возраст. – Женитьба из-за денег. – Свадебные обряды Развод и вторичные браки. – Прелюбодеяние. – Равенство мужа и жены. – Согласие между супругами; их взаимное влияние одного на другого Дети. – Воспитание сыновей и дочерей. – Роль матери в воспитании. – Пребывание в монастыре. – Вдовство Похоронные обряды Рабы Религия в семье Глава IV. Религия Верующие – Верования и суеверия – Язычники и иудеи – Еретики Таинства и обряды: крещение, исповедь, причащение, покаяние, пост, молитва, усердие к церкви Клир, его организация и нравы – Официальная постановка дела благотворительности – Девственницы и вдовы – Евангелизация сёл Монахи и аскетизм Глава V. Зрелища Глава VI. Двор и государство Двор Государство Заключение Общее суждение об антиохийских и константинопольских нравах в эпоху св. Златоуста – Результаты Златоустовой проповеди Принципы Златоустовой морали – Его нравственный и религиозный идеал     Сочинение, удостоенное премии Французской Академии нравственных и политических наук. Предисловие Необычайно громкая слава, какою вполне заслуженно пользуется имя святителя Иоанна Златоуста , освобождает автора и переводчика от обязанности знакомить читателя с его жизнью и деятельностью. Автор предлагаемого труда предполагает в читателе знакомство с высокою личностью вселенского учителя. Только иногда в беглом очерке он обозревает факты его жизни, и, если подчас довольно обстоятельно останавливается на известных моментах его деятельности, как например, на его архиепископском служении в Константинополе и борьбе с императрицей Евдоксией, то делает это главным образом потому, что такие моменты существенно важны для нравственной характеристики изображаемой эпохи. Появление предлагаемого в настоящем переводе труда французского ученого вызвано предложением французской Академии нравственных и политических наук «исследовать по творениям св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

поиск:   разделы   рассылка Сергей Смирнов Без благословения не наблюдать Источник:  Газета. ру Священники Русской православной церкви (РПЦ) без особого благословения не смогут участвовать в избирательных кампаниях даже в качестве наблюдателей. Такую рекомендацию дал глава информационного отдела РПЦ Владимир Легойда. Правда, уже днем в церкви решили смягчить позицию. Представитель профессиональной организации наблюдателей " Голос " уверен, что в церкви решили отреагировать на желание большого числа граждан наблюдать за выборами 4 марта и на высокую вероятность, что среди наблюдателей могут быть священнослужители. Священники Русской православной церкви (РПЦ) без особого благословения не смогут участвовать в избирательных кампаниях даже в качестве наблюдателей, об этом вечером во вторник заявил глава информационного отдела Русской православной церкви Владимир Легойда, комментируя сообщения СМИ о том, что все больше граждан готовы стать наблюдателями на выборах, чтобы избежать фальсификаций. " Без получения благословения я лично не вижу такой возможности. В пастырский функционал необходимость выступления наблюдателем на выборах не входит " , – цитирует его РИА " Новости " . По его словам, церковь не имеет прямого отношения к политической жизни. " Церковь над миром политического. Конкретное участие церкви в каких-либо конкретных политических процессах невозможно " , – отметил Легойда. " В конце декабря епархиальное собрание города Москвы постановило, что в выборном процессе священнослужители без благословения ни в каком формате участвовать не могут " , – добавил глава информотдела церкви. Впрочем, призывы не участвовать в выборном процессе пока не мешали представителям руководства церкви активно делать другие громкие политические заявления. В начале января патриарх Кирилл призвал учитывать недовольство протестующих, а глава синодального отдела Русской православной церкви Всеволод Чаплин даже заявил о необходимости создания православной партии. В среду тот же Чаплин прокомментировал вопрос наблюдателей уже мягче. Священники, возможно, смогут быть наблюдателями на выборах, заявил глава синодального отдела. " Были – правда, давно – определенные разговоры с политиками о том, что они хотели видеть священников в качестве наблюдателей на выборах. Но если этот вопрос ставить, то ставить его нужно официально, и, конечно, решать должно священноначалие церкви " , – цитирует ИТАР-ТАСС Чаплина. По его словам, в решении последнего епархиального собрания города Москвы " говорилось о недопустимости самочинного вмешательства священнослужителей в организацию голосования и контроля за его ходом " . " Странно, когда тот или иной священник спонтанно принимает решение приехать на избирательный участок, представляется не то журналистом, не то священником и начинает спонтанно действовать " , – объяснил Чаплин.

http://religare.ru/2_91955.html

Отдел 2. Патриаршество Московское и всея Великия, и Малыя, и Белыя России – воссоединение Западнорусской Церкви с Восточнорусской. Глава I. Патриарх Никон до оставления им кафедры: время управления его Церковию Мне известно было, что братом моим, в Бозе почившим высокопреосвященным Макарием, митрополитом Московским, в начале 1882 г. закончен был 12 том «Истории Русской Церкви», но печатание его отложено было до осени того же года. После неожиданной кончины брата моего, последовавшей 9 июня 1882 г., между бумагами его я нашел собственноручные его рукописи всего 12 и начала 13 томов «Истории Русской Церкви». Двенадцатый том не имел лишь оглавления, которое и составлено мною. При этом на отдельном листе, моим покойным братом собственноручно карандашом был начертан следующий план тринадцатого тома: Глава III. Большой Собор в Москве, низложение патриарха Никона и новый патриарх Иоасаф II: 1 . суд над патриархом Никоном и его низложение; 2 . патриарх Иоасаф II и деяния Большого Собора при участии патриарха Иоасафа, изложенные в «Книге соборных деяний»; 3 . другие деяния Собора и самого патриарха Иоасафа II: дела Иоасафа и патриархов касательно Соловецкого монастыря, дела их касательно Никона; 4 . состояние Русской Церкви при патриархах Никоне и Иоасафе II. Глава IV. Три последние патриарха Московские и всея России. По этому плану написаны покойным Высокопреосвященным только две первые статьи из 3-й главы, которою начат был 13 том «Истории Русской Церкви», эти две статьи и напечатаны в конце 12 тома. Протоиерей Александр Булгаков 1883 г. Когда скончался патриарх Иосиф (15 апреля 1652 г.), все в Москве могли догадываться, что преемником его на патриаршей кафедре будет не кто другой, как Новгородский митрополит Никон, который и при жизни Иосифа был главным советником царя Алексея Михайловича в делах церковных и возвышался над всеми сколько своими личными достоинствами, столько же или даже более неограниченною доверенностию и любовию к нему государя. Никону пророчили патриаршество еще в то время, лишь только он сделался митрополитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010