Ильин Иван Александрович Содержание Предисловие Глава 1. О субъективности религиозного опыта Глава 2. О духовности религиозного опыта Глава 3. О религиозной автономии Глава 4. О религиозной гетерономии Глава 5. О приятии сердцем Глава 6. Предметность религиозного опыта Глава 7. Акт веры и его содержание Глава 8. Непосредственность религиозного опыта Глава 9. О религиозном методе Глава 10. О чудесном и таинственном Глава 11. Отверзающееся око Глава 12. О религиозном сомнении Глава 13. Религиозный смысл пошлости Глава 14. О вырождении религиозного опыта Глава 15. О религиозном очищении Глава 16. Огни личной жизни Глава 17. Дары Церкви Глава 18. О религиозной цельности Глава 19. О религиозной искренности Глава 20. О лжи и предательстве Глава 21. О грехе и страдании Глава 22. О молитве Глава 23. О единении Глава 24. О смирении и трезвении Глава 25. Приобщение Свету Глава 26. О власти Духа Глава 27. Трагические проблемы религиозного опыта Послесловие Предисловие Всякое религиозное верование и делание имеет в своей основе особый религиозный опыт. Этот опыт требует от человека благоговейного внимания и бережного творческого отношения: верующий должен заботиться о своей вере, о своей духовной чистоте и о богосоответствии своего опыта. Религиозному человеку необходимо одухотворять, очищать, укреплять, растить, углублять и образовывать свой духовный опыт, иначе сила естественных потребностей, давление житейских обстоятельств, расчетов, интересов и компромиссов, личная подслеповатость и власть все выветривающего времени - ослабят, исказят и выродят этот драгоценный опыт и незаметно, из поколения в поколение. приведут его к немощи и разложению. Именно это и происходит с современным человечеством: у него остались конфессиональные организации, догматы, учения и обряды, но религиозный опыт его утрачивает свою жизнь, подлинность и искренность, силу своего огня и света; а эта немощь лишает его идейной и жизненно-творческой силы и делает его растерянным в борьбе с восставшим и воинствующим безбожием. Современное человечество изобилует " православными " , " католиками " и " протестантами " , которым христианство чуждо и непонятно; мы уже привыкли видеть в своей среде " христиан " , которые суть христиане только по имени, которые лишены религиозного опыта и даже не постигают его сущности. И эта своеобразная безрелигиозность религиозно-сопричисленных людей все меньше тревожит нас. А это свидетельствует о глубине переживаемого нами духовного и религиозного кризиса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/255/...

Богословские работы и богословие П.А. Флоренского: 1902–1909 Содержание Курсовые сочинения и статьи О суеверии и чуде Спиритизм как антихристианство Эмпирея и эмпирия Беседа Приложение. Заметка о восприятиях при получении таинств Сочинение Оригена «Περ ρχν» как опыт метафизики I. Вступление II. Общие замечания о «Περ ρχν» III. Теология IV. Космология и мировой процесс (Учение Оригена о мире, разумных существах и телеологии его) V. Заключение План статейки «О воскресении тела» (по переживаниям) Догматизм и догматика Понятие Церкви в Священном Писании Список пособий и справочников для настоящей работы Глава первая. Методологические замечания Глава вторая. Двойственность Церкви Глава третья. Догматико-метафизическое определение Церкви Глава четвертая. Основные свойства Церкви Глава пятая. Соотношение атрибутов Церкви и символическое её определение Глава шестая. Аллегорическое определение Церкви и отношение её к Царству Божию Глава седьмая. Этимологическое определение Церкви Приложение I. Слово γιος и его история Религиозные настроения 1 послания к Коринфянам Климента Римск[ого] Св. Иаков, Брат Господень (Характеристика «Послания» и личности) Соль земли, то есть Сказание ожизни Старца Гефсиманского Скита иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским Предуведомление к благочестивому брату-читателю Глава 1, в которой благочестивый читатель извещается о келлии отца Исидора Глава 2, в которой повествуется, как Старец встретил бы благочестивого читателя, если бы этот последний побывал у Старца, когда пришел поклониться святыням Гефсиманского Скита Глава 3, в которой описывается угощение отца Исидора Глава 4, сообщающая читателю о подарках, которые делал Батюшка отец Исидор всякому, с кем бы ни приходил в касание Глава 5, выясняющая читателю, как любвеобильно отец Исидор относился ко всем людям Глава 6, в которой православному читателю рассказывается об уподобляющей человека Творцу и Создателю его Богу милости Аввы Исидора ко всей твари Божией, – к бессловесным скотам и к земным произрастениям и ко всему, в чём жизнь дышит Глава 7, показывающая, сколь кроток и незлобив и миролюбив был Авва Исидор, а также повествующая о прощении им всякой обиды, нанесённой ему Глава 8, из которой чистосердечный читатель усмотрит, что великое смирение о Духе Святом сочетается с великой независимостью Глава 9, в которой пишущий делает попытку поведать читателю о подвижничестве Старца Исидора Глава 10, имеющая указать читателю на духовную свободу благодатного Старца Исидора, а также повествующая о том, как он оскоромливался Глава 11, дающая читателю сведения о том, что делалось на исповеди у Старца Исидора Глава 12, содержащая в себе «Разговор о Камне», то есть повествование некоего профессора о том, как он посетил о.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Введение в аскетическую традицию Православной Церкви Содержание Введение Часть первая. Антропологические предпосылки первоначальное здоровье и происхождение болезней Глава 1. Первоначальное здоровье человека Глава 2. Первопричина болезней. Грех прародителей Глава 3. Патология падшего человека 1. Патология познания а) Извращение и деградация познания и его органов б) Зло как изобретение. Зарождение призрачного знания. Бредовое восприятие действительности падшим человеком 2. Патология желания и наслаждения а) Искаженное желание и извращенное наслаждение б) Икономия желания в) Патология желания и наслаждения у падшего человека 3. Патология агрессивности 4. Патология свободы 5. Патология памяти 6. Патология воображения 7. Патология органов чувств и функций тела Часть вторая. Описание; симптомы и развитие духовных болезней страсти Глава 1. Страсти как духовные болезни Глава 2. Себялюбие Глава 3. Чревоугодие Глава 4. Блуд Глава 5. Сребролюбие и любостяжание Глава 6. Печаль Глава 7. Уныние Глава 8. Гнев Глава 9. Страх 1. Первый вид страха а) Первая форма страха б) Вторая форма страха 2. Второй вид страха 3. Малодушие Глава 10. Тщеславие Глава 11. Гордость 1. Первый тип гордости 2. Второй тип гордости Глава 12. Распространение духовных болезней после грехопадения Часть третья. Основные условия исцеления Глава 1. Христос исцеляющий Глава 2. Врачевание таинствами 1. Введение 2. Крещение 3. Миропомазание 4. Исповедь 5. Евхаристия 6. Елеопомазание Глава 3. Субъективные условия исцеления и здоровья во Христе 1. Воля к исцелению 2. Лекарство веры 3. Лекарство покаяния 4. Лекарство молитвы а) Роль молитвы и ее целительное действие б) Метод безмолвной молитвы 5. Лекарство заповедей 6. Лекарство надежды Глава 4. Процесс исцеления: внутреннее обращение Часть четвертая. Осуществление лечения Глава 1. Двойное движение внутреннего обращения. Делание Глава 2. Краткое описание лечения основных способностей души. Применение родовых добродетелей 1. Введение 2. Воздержание 3. Мужество 4. Благоразумие Глава 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Содержание Введение Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава X Глава XI Глава XII Глава XIII Глава XIV Глава XV Глава XVI Глава XVII Глава XVIII Глава XIX Приложения Письма епископа Полоцкого Смарагда к обер-прокурору Св.Синода С.Д.Нечаеву о частных присоединениях униатов Исповедание веры Греко-Униатской церкви     Введение Вопрос о последнем (в 1839 г.) воссоединении Белорусско-Литовских униатов редко-счастливый вопрос: он сразу же привлек к себе внимание исследователей и в очень короткое время, – всего, ведь, 70 лет отделяет нас от года воссоединения, – успел собрать около себя значительную, литературу. Сейчас имеются десятки сочинений и статей обширных и коротких, самостоятельных и компилятивных, серьезных и легковесных, наших и иностранных, которые с разных сторон, в разных отношениях и в разных видах трактуют о воссоединении 1839 года. Несмотря на это, однако, ни в каком случае нельзя сказать, чтобы этот вопрос мог считаться окончательно исследованным. Правда, общий ход воссоединительного дела и те, ведшие из Петербурга, пути, по которым шло воссоединение, изучены подробно; личности главного униатского деятеля, пр.Иосифа Семашки, уделено еще больше внимания; но участие других, даже первостепенных деятелей, еще мало выяснено, – они пока остаются заслоненными личностью пр.Иосифа; происходившая на месте воссоединения, полная глубокого интереса жизненная борьба двух направлений «за» и «против» унии еще недостаточно рельефно представлена, и даже вопрос о первовиновнике последнего воссоединения, – вопрос, затронутый пр. Василием в «Записках» 1 , затем бывший предметом великого спора между М.О.Кояловичем и П.О.Бобровским и после них затихший, хоть и решается большинством исследователей в пользу пр.Иосифа, но не может считаться разрешенным окончательно. В частности, надо заметить, что последнее воссоединение литовских униатов обследовано гораздо детальнее, чем белорусских. Причина этого лежит в личности б.Литовского епископа пр.Иосифа, под непосредственным наблюдением и постоянным руководством которого шло воссоединение на Литве, почему исторические труды, посвященные пр.Иосифу, одновременно с этим являются посвященными и последнему воссоединению Литовских униатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Лосский Владимир Николаевич Содержание Глава I. ВВЕДЕНИЕ БОГОСЛОВИЕ И МИСТИКА В ПРЕДАНИИ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ Глава II. БОЖЕСТВЕННЫЙ МРАК Глава III. БОГ-ТРОИЦА Глава IV. НЕТВАРНЫЕ ЭНЕРГИИ Глава V. ТВАРНОЕ БЫТИЕ Глава VI. ОБРАЗ И ПОДОБИЕ Глава VII. ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО СЫНА Глава VIII. ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО СВЯТОГО ДУХА Глава IX. ДВА АСПЕКТА ЦЕРКВИ Глава Х. ПУТЬ СОЕДИНЕНИЯ Глава XI. БОЖЕСТВЕННЫЙ СВЕТ Глава XII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПИР ЦАРСТВИЯ Глава I. ВВЕДЕНИЕ БОГОСЛОВИЕ И МИСТИКА В ПРЕДАНИИ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ Мы задались целью рассмотреть здесь некоторые аспекты духовной жизни и опыта Восточной Церкви в их связи с основными данными православного догматического предания. Таким образом термин " мистическое богословие " означает в данном случае аспект духовной жизни, выражающий ту или иную догматическую установку. В известном смысле всякое богословие мистично, поскольку оно являет Божественную тайну, данную Откровением. С другой стороны, часто мистику противополагают богословию, как область, не доступную познанию, как неизреченную тайну, сокровенную глубину, как то, что может быть скорее пережито, чем познано, то, что скорее поддается особому опыту, превосходящему наши способности суждения, чем какому-либо восприятию наших чувств или нашего разума. Если бы мы безоговорочно приняли такую концепцию резкого противопоставления мистики богословию, то это в конечном итоге привело бы нас к положению который различает статичную религию Церквей - религию социальную и консервативную - и динамичную религию мистиков - религию личную и обновляющую. Был ли Бергсон в какой-то мере прав, утверждая такое противоположение? Это трудно разрешимый вопрос, тем более, что те два определения, которые противополагает Бергсон в области религии, обоснованы двумя " полюсами " его философского видения вселенной - как природы и жизненного порыва. Но и независимо от воззрений Бергсона мы часто слышим суждение, будто бы мистика является областью, предназначенной немногим, неким исключением из общего правила, привилегией, дарованной некоторым душам, опытно обладающим истиной, в то время как все прочие должны довольствоваться более или менее слепым подчинением догматическому учению, наложенному извне в виде принудительного авторитета. Подчеркивая это противопоставление, можно иной раз зайти слишком далеко, в особенности если к тому же несколько уклониться от исторической правды; таким образом можно противопоставить как противников мистиков - богословам, духоносных - церковной иерархии, святых - Церкви. Достаточно вспомнить ряд мест у Гарнака, " Жизнь святого Франциска " Сабатье и другие произведения, возникающие чаще всего из-под пера историков-протестантов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1897...

священномученик Василий Соколов Опыт церковно-исторической монографии Содержание Введение Отдел I. Биография Леонтия Византийского и его литературные труды Глава I. Глава 2 Глава 3 Глава 4 Отдел II. Богословское учение и полемическая деятельность Леонтия Византийского Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Отдел III. Сравнительная оценка литературной деятельности Леонтия Виз. Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 3аключение     Введение Важность изучения древней церковной истории в ее общем процессе, и в отдельных представителях. Идеальный характер этой церкви по отношению к настоящему. Потребность в изучении древней истории церкви, вызываемая множеством темных мест в ней. Причины образования темных мест. Особенная потребность в разработке русской церковно-исторической науки и в пополнении ее учеными исследованиями из древней эпохи. Причины, обусловившие появление нашего сочинения. Критика иностранных, монографий о Леонтии: Лоофса, Рюгамера, Ермони и Юнгласа. Направление и задачи православно-русской церкви и богословской науки в связи с постановкой и нанравлением нашего, сочинения. Предполагаемый план работы Изучение истории древней христианской церкви, как в ее целом объеме и составе, так и в отдельных периодах и особых представителях и деятелях, всегда имело и будет иметь для христианского общества первостепенную важность, безусловное значение. В этой истории непостижимым образом оказывается завитою, как в своем коконе, вся последующая жизнь христианской церкви. Говорят не без основания, что история вообще повторяется и что весь, так называемый, исторический процесс есть неизменный круговорот одних и тех же явлений. Истинность такого утверждения нужно полагать, конечно, в том, что изменяются только названия событий и лиц на исторической сцене, принимает иной вид внешняя обстановка и группировка фактов, а внутрентй дух и смысл их, идейное их содержание оказываются часто, если не всегда, имевшими место в веках, бывших прежде нас (Екклез. 1, 10). Философия в качестве объяснения даннаго явления указывает на эмиграцию идей, благодаря которой мысли и учения философов нового времени и близких к нам мест являются отражением и воспроизведением идей философов живших в отдаленных от нас веках и местах. Подобная эмиграция несомненно совершается и в ходе исторической жизни, поскольку эта жизнь является продуктом человеческих идей, или духовных сил вообще. Из признания же этого факта сам собою становится понятным тот глубокий интерес, который проявляют люди к изучению истории, к исследованию своего прошлого, ибо в этом прошлом они справедливо ищут ответов на вопросы настоящего, ибо эту историю они почитают своей учительницей и путеводительницей. В отношении к истории древней церкви признание такого факта приобретает особенно важное значение в виду того, что древне-церковная жизнь по многим своим сторонам представляет несомненный идеал, к репродукции которого христианское человечество всегда стремилось и будет стремиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Преосвященный Кирилл Наумов, епископ Мелитопольский, бывший настоятель Русской духовной миссии в Иерусалиме: Очерк из истории сношений России с православным Востоком Источник Содержание Вступление Предмет сочинения и источники Глава 1. Преосв. Кирилл до назначения его на должность настоятеля русской миссии в Иерусалиме Глава 2. Судьбы православно-христианской церкви в Сирии и Палестине до прибытия преосв. Кирилла в Иерусалим Глава 3. История римско-католической пропаганды в Сирии и Палестине до преосв. Кирилла Глава 4. История протестантской пропаганды в Сирии и Палестине до преосв. Кирилла Глава 5. Отношения России к православной церкви в Сирии и Палестине до преосв. Кирилла Глава 6. Миссия преосвящ. Кирилла, епископа мелитопольского: ее учреждение, организация и состав, и данная ей инструкция Глава 7. Путешествие миссии преосв. Кирилла на Восток, пребывание в Константинополе и прибытие в Иерусалим Глава 8. Первоначальные шаги деятельности миссии преосв. Кирилла на православном Востоке Глава 9. Первые наблюдения преосв. Кирилла на православном Востоке и предположения его относительно дальнейшей деятельности второй русской миссии в Иерусалиме Глава 10. Воссоединение сирийско-египетских униатов с православною церковью, при участии начальника второй иерусалимской русской миссии Глава 11. Начало присоединения сиро-халдейских несториан к русской православной церкви, при участии преосв. Кирилла Наумова Глава 12. Сношения второй русской духовной миссии в Иерусалиме с Абиссинами Глава 13. Деятельность второй русской духовной миссии в Иерусалиме по наблюдению за русскими поклонниками и улучшению их быта в св. земле Глава 14. Отозвание преосв. Кирилла с Востока, жизнь и кончина его в г. Казани     Вступление Автор настоящего сочинения впервые встретился с личностью епископа Кирилла Наумова во время составления биографии м.  Макария Булгакова . Личность эта невольно привлекла к себе внимание автора трагическою развязкою кратковременной, но ставшей историческою, деятельности Кирилла Наумова на православном Востоке. Ближайшее знакомство с историею миссии Кирилла Наумова в Иерусалиме открыло в ней многие замечательные стороны, что и заставило автора взяться за обстоятельную разработку любопытного предмета. Найденные с течением времени новые и важные материалы (в архивах Св. Синода и Министерства Иностранных Дел), с одной стороны, и внимание не только русской, но и заграничной (греческой) периодической литературы, привлеченное статьями о Кирилле Наумове, с другой стороны, дали автору достаточный повод расширить рамки намеченного первоначально труда главным образом со стороны внутренней полноты отдельных частей его. В результате всего этого и получился настоящий труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Глава 11 1Кор.11:1 .  Будьте подражателями мне, как я Христу. «Подражателе мне бывайте, якоже и аз Христу». Соревнуйте сим моим мерам в деле Домостроительства, потому что и я подражаю Владыке, Который иначе беседовал с иудеями, а иначе с апостолами, и иное предлагал совершенным, а иное несовершенным. Так заключив обвинение во вкушении идоложертвенного, Апостол исправляет иные еще погрешения. Ибо коринфские женщины имели обычай и во время молитвы не покрывать глав, а иные, величаясь своим красноречием, покушались даже и учить в церкви. Посему Апостол исправляет здесь это. 1Кор.11:2 .  Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. «Хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите». И это – не истинная похвала, потому что Апостол укоряет их паче, как не сохранивших им данных уставов. 1Кор.11:3 .  Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. «Хощу же вас ведети, яко всякому мужу глава Христос есть: глава же жене муж, глава же Христу Бог». Мужам желая подчинить жен и уча, что на преподавание учения не надлежит отваживаться той, которой издревле Бог повелел состоять под властию мужа, употребил Апостол сей образ выражения. Ибо, не Божественные преподавая догматы и не богословие излагая, дал речи такой порядок. Но последователи Ария и Евномия и из этого пытаются доказывать, что Сын есть тварь и создание, потому что сказано: «Глава Христу Бог». Следовательно, и жена – создание мужа, так как «глава… жене муж»! Но жена – не создание мужа, а из сущности мужа. Значит и Сын – не создание Божие, но из сущности Божией. Сие же, что всякому мужу глава Христос есть, говорит божественный Апостол, как очевидно, о верующих. И Христос – глава наша не по Божеству, а по человечеству, ибо мы нарицаемся телом Его; главе же надлежит быть однородною с телом. Посему по человечеству Он – наша глава. Следовательно, по человечеству и Его глава – Бог. Если же угодно им утверждать, что сказано сие и по Божеству, то пусть знают, что как в рассуждении нас, имеющих человеческое естество и верующих в Него, именуется Он главою по человечеству, потому что по человечеству единосущен с нами, так Отец, именуясь Его главою, показывает Свое с Ним единосущие; и Один и Тот же единосущен Отцу по Божеству и нам по человечеству. Главою же Его именуется Отец, как Отец и Виновник.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

О православных церковных Братствах в Юго-Западной России Содержание Часть 1. Устройство православных церковных Братств Отделение первое. О составе и внутреннем управлении Братств Глава 1. О членах, составлявших Братства Глава II. О взаимных отношениях и обязанностях членов братств 1) Выбор старших братчиков и значение их в Братстве 2) Обязанности членов Братств Глава III. О внутреннем управлении Братств, или о Братских собраниях Понятия о Братских сходках или собраниях Время, когда происходили Братские собрания Порядок в заседаниях Братских 1) Дела по охранению благочиния и порядка в Братстве 2) Дела казавшиеся благоустройства Братств 3) Дела относительно охранения прав всего южно-русского народа и поддержания Веры православной Отделение второе. Об отношении Братств ко властям гражданской, духовной и между собою Глава I. Об отношении Братств ко власти гражданской Глава II. Об отношении Братств к власти духовной Понятие о Братствах ставропигиальных Глава III. Об отношении Братств между собою Часть 2. Цель Братств и средства к достижению цели Отделение первое. Цель Братств, как общин человеколюбивых, и средства к достижению цели Отделение второе. Цель братств, как общин религиозно-православных и средства к достижению цели Глава I. Распространение Братствами света веры православной в народе русском Побуждения к учреждению Братских школ и краткие исторические о них сведения 1) Типография Львовского ставропигиального Братства 2) Типография Виленского Братства 3) Типография при Братстве Могилевском Богоявленском 4) Типография при Братстве Луцком Чьей цензуре подлежали книги, издаваемые Братскими типографиями? Заботливость Братств об исправлениях богослужебных книг Глава II. Заботливость Братств о построении и благолепии православных храмов 1) Заботливость Львовского Братства o построении и благолепии храмов и вообще о православном богослужении 2) Заботливость Братства Виленского о сооружении и благолепии храмов 3) Заботливость Братства Могилевского о построении и благолепии храмов 4) Заботливость Братства Луцкого о сооружении и благолепии храма Глава III. О стремлении Братств поддержать православие чрез охранение внешних прав церкви и порядка по её внутреннему управлению 1) Охранение Братствами внешних прав церкви 2) Охранение Братствами порядка во внутреннем управлении церкви 1) Строгим наблюдением за жизнию всего духовенства и мирян 2) Примерами собственной жизни Глава IV. О материальных средствах Братств 1) Постоянные источники доходов 2) Единовременные источники Братских доходов  

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

Содержание К истории изучения творческой биографии Н. А. Скабаллановича Научная разработка византийской истории XI в. Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Византийская наука и школы в XI веке О нравах византийского общества в Средние века Разделение церквей при патриархе Михаиле Керулларии Религиозный характер борьбы османских турок с греко-славянским миром Политика турецкого правительства по отношению к христианским подданным и их религии П. В. Безобразов. Византия в XI в. Т. Д. Флоринский. Новый русский труд по истории Византии     К истории изучения творческой биографии Н. А. Скабаллановича «Русская церковно-историческая литература чрезвычайно богата ценными работами монографического характера по всем отраслям и более или менее важным вопросам», 1  – имел все основания утверждать Η. Н. Глубоковский (1863–1937) – богослов, филолог, член-корр. Российской Императорской Академии наук и Болгарской Академии наук, блестящий историограф русской богословской науки. Успехи церковно-исторического направления были обусловлены, с одной стороны, процессом саморазвития русской богословской мысли, с другой – влиянием светской исторической науки, которая, в свою очередь, испытывала нужду в расширении поля исследований. «Церковная и светская наука здесь очень близки, так как переплетены во всей истории Византии, – писал проф. Η. Н. Глубоковский , – поэтому и академические профессора (т. е. профессора Духовных академий. – Г. Л.) даже по требованиям своей специальной кафедры вынуждались обсуждать светские темы». 2 В своих статьях, посвященных историкам Византийской церкви, мы неоднократно говорили о том, что лишь условно можно разграничивать светскую – университетскую – и церковно-историческую византинистику конца XIX – начала XX в. и вообще неправомерно противопоставлять одну другой. 3 К сожалению, такое противопоставление вошло в практику. При этом, если о В. Г. Васильевском и других основоположниках так называемой светской византологии в России никогда не забывали, то труды отечественных историков Византийской церкви в послеоктябрьский период фактически были исключены из историографии Византии. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010