94 Кажется, больше награжденного был доволен исходатайствовавшей, награду. Извещая о том Иннокентия (в письме от 7-го мая), Филарет прибавляет: «а крест привезу сам». 98 «Письма прот. I. М. Скворцова к архиепископу Иннокентию» Киев 1877 г. (См. VI, XXXVI и XLII). 101 Покойный о. протоиерей, ректор Полтавской семинарии Μ. Ф. Гаврилков. Его «воспоминания о преосвященном Димитрии», помещенные в Полтав. епарх. ведомостях, перепечатаны были в «Правосл. обозрении» (1884 года). 107 Для примера можно указать на студента Н. Ив. Покровского (впослед. архиеп. Никандр), который взявши для курсового сочинения тему – «о поместных соборах» слишком широко ее понял, а потому во время не успел сделать и половины работы. Но когда Димитрий указал ему писать «только о тех соборах, правила коих заключаются в Кормчей книге», сочинение поспело к окончанию курса и доставило автору степень магистра Богословия, (см. брош. проф. Корсунского: «В. пр. Никандр, архиеп. Тульский» стр. 5). 108 В Х-м курсе (выпуск 1841 г.) из 60-ти окончивших было 24 магистра и 13 старших кандидатов, с правом на магистра: в XI-м к. (в 1843): из 69-ти – 29 маг. и 10 ст. кандидатов: в XII к. (в 1845 г.) из 65-ти-30 маг. и 11 ст. к-тов; в XIII – (1847) из 47-ми 18 магистр, и 11 ст. канд-тов; в XIV к. (1849) из 59-ти 24 маг. и 17 старших кандидатов. 109 М. Филарет еще в 1840 г. лично защищал в Синоде списки Киевской академии и успел. «Разряды степеней, писал он Иннокентию, милостиво кончены»; для сравнения же прибавил: «а бедные Петербургские пострадали от оплошности конференции. Назначили в магистры 20, а рассуждения представили только 12-ть. Только и возвели в степень магистра 11 человек. (Письма – Ф-та, М. Киев., к Иннокентию, XIX.). 110 Впоследствии архимандрит Иероним; сконч. в 1877 году. Характеристика этой личности, ясная из писем к Иннокентию Филарета (Дроздова – 3) и Скворцова (VII и IX), восполнена издателем этих писем, проф. Н. Ив. Барсовым, в его примечаниях к изданию. 112 «Из участников в «Воскр. Чтении» трое – Димитрий, Скворцов и Амфитеатров были особенно плодовиты своими статьями, в которых, несмотря на их краткость, рельефно высказывались особенности научного развития каждого из них» (Юбил. Киев. акад. – стран. 115).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Господи Боже наш, Иже с небеси Хлеб сшедый и мирови жизнь подаяй, животворящее явлей Честное Тело и Кровь Твою и рекий: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем, Иже олтарь нам высочайший подавый, без сравнения ветхую скинию превосходящь, Агнче Божий, вземляй грехи мира, Иже за коегождо закалаемый и верным подаваемый и неиждиваемь пребываяй, неоскудевающее благих сокровище и неоскудное, приснотекущий Источниче освящения и непреходящий, благослови вся ны, иже удостоихомся пречистых Твоих Таин причащения, даруй нам теми и прегрешений оставление, и еже в заповедех Твоих к прочим благоутверждение, очисти наш ум, соблюди душу нескверну, Иже коемуждо Пречистых Твоих Таин причащением потребную помощь подаваяй и Царствия Твоего сподобляяй. Яко Ты еси Бог наш и Тебе славу возсылаем… Эта же благодарственная молитва выписана и в Crypt. Γ. β. I – Евхологии XIII века , близко к тексту повторяющем константинопольский протограф XI века (молитв перед Причащением здесь нет). Таким образом, константинопольский комплекс причастных молитв 1-й половины XI века можно описать так: ДоникП4, ДоникП2 + «Господи Боже наш, Иже с небеси Хлеб…» Несколько иной комплекс: ДоникП4 + ДоникБ2 содержится в Евхологии Sinait. gr. 973, 1153 г., и Часослове Sinait. gr. 969, XII в. Текст молитвы ДоникБ2 согласно дониконовским изданиям: Благодарю Тебя, Человеколюбче Господи, яко многия Ти ради благости, утерпе причастника мя быти Пречистому Твоему Телу и Честней Крови, и не возгнушася яко осквернена, ниже яко приятию святынь Твоих недостойна невидимою Божественною силою отрину. Но благоволил еси мене, грешнаго, безсмертною Твоею напитатися трапезою. Юже животворную Ти благодать неизменну и неотъемлему в смиренной ми души соблюди, и просвещение Твое неугасимо от мене сотвори, просвещая ми всяко разумение и всяко чувство. Неприкосновенна мя соблюдая и непреткновенна от мрачнаго греха, еже славити и благодарити Тя всегда. И по Твоему ходити хотению, во вся дни живота моего, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и безплотных Ти служитель, и всех святых, иже от века Тебе благоугодивших. Аминь.

http://pravoslavie.ru/82496.html

Тогда волчий способ охоты не удался, до темноты нельзя было ждать возвращения зайца. И Травка, своим собачьим способом, бросилась вслед зайцу и, взвизгнув заливисто, мерным, ровным собачьим лаем наполнила всю вечернюю тишину. Услыхав собаку, лисичка, конечно, сейчас же бросила охоту за русаком и занялась повседневной охотой на мышей. А Серый, наконец-то услыхав долгожданный лай собаки, понесся на махах в направлении Слепой елани. XI Сороки на Слепой елани, услыхав приближение зайца, разделились на две партии одни остались при маленьком человечке и кричали: — Дри-ти-ти! Другие кричали по зайцу: — Дра-та-та! Трудно разобраться и догадаться в этой сорочьей тревоге. Сказать, что они зовут на помощь, — какая тут помощь! Если на сорочий крик придет человек или собака, сорокам же ничего не достанется. Сказать, что они созывают своим криком все сорочье племя на кровавый пир: разве что так. — Дри-ти-ти! — кричали сороки, подскакивая ближе и ближе к маленькому человечку. Но подскочить совсем не могли руки у человечка были свободны. И вдруг сороки смешались, одна и та же сорока то дрикнет на «и», то дрикнет на «а». Это значило, что на Слепую елань заяц подходит. Этот русак уже не один раз увертывался от Травки и хорошо знал, что гончая зайца догоняет и что, значит, надо действовать хитростью. Вот почему перед самой еланью, не доходя маленького человека, он остановился и возбудил всех сорок. Все они расселись по верхним пальчикам елок, и все закричали по зайцу: — Дра-та-та! Но зайцы почему-то этому крику не придают значения и выделывают свои скидки, не обращая на сорок никакого внимания. Вот почему и думается иной раз, что ни к чему это сорочье стрекотанье и так это они, вроде как и люди, иногда от скуки в болтовне просто время проводят. Заяц, чуть-чуть постояв, сделал свой первый огромный прыжок, или, как охотники говорят, свою скидку, — в одну сторону, постояв там, скинулся в другую и через десяток малых прыжков — в третью и там лег глазами к своему следу на тот случай, что если Травка разберется в скидках, придет и к третьей скидке, так чтобы можно было вперед увидеть ее…

http://azbyka.ru/fiction/zelenyj-shum-sb...

Славословествити (δоξоλоγεν) – славословить. Аггли с славословестветь. Конд. 25 дек. Рождеству Христову. Из конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. γγελоι μετ πоιμνων δоξоλоγоσι. В словаре Востокова сего слова нет. В больш. часосл. XIV–XV в. 1. Сев. собр.... пастырми... славословять. Так и в старопечатных минеях и минеи 1710 г. Совоставити (ξαναστσαι) – приказать встать, поднять. Раслабленаго словомъ совоставилъ еси. Икос в неделю раслабленнаго из конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. τòν παρλυτоν. λγω θεκ σ ξανστησας. В словаре Востокова слова совоставити нет. В Краковской и Иосифовской и теперешней триодях так же, как в кондакаре XI в. Страстолюбьць (φιλоμρτυς) – любящий мучеников. Похвалимъ... вси стртолюбци. Конд. 12 авг. св. муч. Фотию и Аниките, из устава XIII–XIV в. 328. Син. Библ. л. 278. μακαρσωμεν... πντες φιλоμρτυρες. В словаре Востокова слова стрстолюбьць нет. В больш. часослове Библютеки Хлудова и в старопечатных минеях слова: стртолюбци пропущено. В печатной греч. минеи вм. φιλоμρτυς напечатано: φιλαθλоς. Стрстоносица ( θλоφρоς) – награду получающая, страдания, подвиги переносящая, подвигоположница. Тя жена стрстоносице первострадалн ви. Из служ. минеи Библ. Ундол. 87. 1561 г. Икос. 24 сент. св. первомуч. Фекле. γυναικν θλоφρων σε πρταθλоν δειξεν. В словаре Востокова сего слова нет. Страстоположникъ (θλоθτης) – кто назначает награду за подвиги, за страдания или мучения. Молитва 3 ми содлаи ха страстоположника твоего, подати ми слово блгти. Ик. св. Каллистрату 27 сент. из служ. минеи 1561г. 87. Библ. Унд. л. 418. ξιλωσαι κμо χ τòν θλоθτην σоυ. τõν παρασχεν μоι λγоν ν χριτι.. В словаре Востокова нет. Так оно напечатано: в минеях старопечатных и 1710 года. В минеи XV в. 8. Син. тип. Библ. написано в кондаке 7 числа: страдоположника. Сжитель (συμπоλτης) – согражданин; сожитель, вместе живущий с кем. вис сжитель анггеломъ. Ик. 11 янв. св. Феодосию. Из конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. φθης συμπоλτης γγλων. В словаре Востокова сего слова нет. В Сербской 6-ти месячной минеи XIV в. 75. Библ. Унд... сжитникь... В старопечатн. минеях... согражданинъ... в минеи 1710 г. вилс еси согражданинъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Первострадална ( πρταθλος) – первая подвижница, первая страдалица, мученица. Первострадалн ви. Из служ. минеи Лк 87 . Библ. Унд. л. 345 об. 24 сент. Икос. св. первомуч. Фекле πρταθλον δειξεν. Сего слова в словаре Востокова нет. Так это слово напечатано в старопечатных минеях и 1710 г. В минеи 6-ти месячной Лк 75 . XIV в. Библ. Унд. во 2-м кондаке это слово переведено прьво мнца, и в часослове 1. Сев. собр. так же. Пьрвострадальць ( πρταθλος) – первый страдалец, мученик, подвижник. вис пьрвострадальц вьсмъ. Конд. 27 дек. св. первомученику Стефану. Из конд. XI в. 1. Син. Тип. Библ. л. 47 об. δεχθη πρταθλος πασιν. В словаре Востокова сего слова нет. В Кондак. XI в. в Конд. 1 авг. на перенесение мощей св. первомученика Стефана πρταθλος переведено: пьрвострадальче. Погбитель (λετριος) – разрушительный 2 , пагубный, вредный. Радис мъногобожнаго храма погбителю. Икос. 3 окт. св. Дионисию Ареопагиту . Из Конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. л. 32 об. χαρε πoλυθoυ. σκηνς λετριον. В словаре Востокова сего слова нет. В старопечатных минеях напечатано: храммъ, 1710 г.... храмовъ. Подвигначльникъ (σταδιρχης) – поприщеначальник, подвигоначальник. подвиг начльникъ. Икос. 2 авг. на перенесение мощей св. первомученика Стефана. Из Кондакаря XI в. 1. Син. тип. Библ. καλòς σταδιρχης. В словаре Востокова слова подвиг начльникъ нет. В старопечатных минеях и минеи XV в. 85. Библ. Унд... сдищ начлникъ, в минеи 1711 г.... подвиго нач... По длъг (καταχρως) – по долгу, по обязанности. По длъг Конд. 12 мая св. Епифанию и Герману, из служ. Минем 1577 г. 82. Библ. Унд. καταχρως В словаре Востокова слова по длъг нет. В старопечатных минеях в минеи 1711 г. как и в минеи 1577 г.; в уставе XIII–XIV в. 328. Син. тип. Бил. должно. Помраченныи (γνoφδης) – темный, мрачный. Тамо земл темна и помраченна вс. Икос. 11. в субб. мясоп. из правл. требника XVII в. 308. Син. тип. Библ. κε γ σκoτειν. καì γνωφδης (γνoφ–) λη. В словаре Востокова слова помраченны нет. В малом печатном требнике 1857 года Киев. так же, как и в правленом XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

С точки зрения сходства отреченных мнений, осуждаемых одинаково западною и восточною церковью, не лишена интереса еще следующая статья, направленная против И. Итала: «утверждающим, что эллинские мудрецы и первые ересиархи, отлученные семью вселенскими соборами и просиявшими в благочестии православными отцами, стоят гораздо выше и здесь, и на будущем суде по сравнению хотя и с благочестивыми мужами, но погрешившими или по страсти человеческой, или по неразумию». Не может быть сомнения, что из эллинских мудрецов подразумеваются здесь Платон и Сократ, защита которых навлекла сильную укоризну на Абеляра; но какими доказательствами обставляли свои выводы в этом отношении И. Итал и его современники, об этом нельзя судить по заключающимся в Синодике данным. Заметим однако, что по исходным моментам философии Итала трудно допустить, чтобы он мог давать место будущему суду и воздаянию за дела. Таким образом, приведенное положение может свидетельствовать только о том, что в конце XI века существовали уже разнообразные системы и учения, которые имели найти себе выражение в последующих частях Синодика. Заканчивая этим разбор положений, направленных против И. Итала, мы далеко не исчерпали предлежащих научному исследованию вопросов. Посредством каких предыдущих стадий развития византийское мышление пришло к постановке метафизических проблем, каков был ход мышления, давший в результате учения, сохраненные в Синодике, – ответ на это может получиться посредством изучения литературных произведений IX и X вв. Что же касается влияния, какое движение XI века обнаружило в последующее время, то в этом отношении мы стоим на твердой почве и можем утверждать, что философские идеи XII века составляют дальнейшую разработку и применение принципов, выставленных И. Италом и его школой. В ближайшее время, после отлучения от церкви И. Итала, внимание ревнителей благочестия обратили на себя два лица, принадлежавшие к духовенству: монах Нил и никейский архиепископ Евстратий. С первым поступлено было по всей строгости церковных правил, так что имя Нила внесено в Синодик и читается вслед за перечислением 11-ти глав против Итала, второй же успел оправдать себя против обвинения в не православии, и имени его не находим в Синодике. Но при исследовании религиозного движения в конце XI и в начале XII века нельзя обходить дело Евстратия никейского уже и потому, что он считается учеником Итала и может быть причислен к лицам того направления, которое осуждено в 11-ти главах против Итала.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Материалы для краткой биографии//Эон. Альманах старой и новой культуры.— Вып. III.— М., ИНИОН РАН, 1995, с. 174; см. также: Московский пушкинист. Вып. I, М., «Наследие», 1995. С. 307). Чтобы можно было непосредственно следить, так сказать с фактами в руках, за ходом дальнейшего рассуждения, приведем этот текст целиком: «Ты пеняешь мне за Московский Вестник — и за немецкую метафизику. Бог видит, как я ненавижу и презираю ее; да что делать? собрались ребята теплые, упрямые; поп свое, а черт свое. Я говорю: господа, охота вам из пустого в порожнее переливать — все это хорошо для немцев, пресыщенных уже положительными познаниями, но мы… — Московский Вестник сидит в яме и спрашивает: веревка вещь какая? (Впрочем на этот метафизический вопрос можно бы и отвечать, да NB). А время вещь такая, которую ни с каким Вестником не стану я терять. Им же хуже, если они меня не слушают». Здесь и далее курсив мой (кроме оговоренных случаев). — Р. Г. Франк С. Л. О задачах познания Пушкина//Пушкин в русской философской критике. М., 1990. С. 428. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 16-ти тт. Т. XI. Л., 1949. С. 34. Там же. Там же. С. 248. Франк С. Л. Указ. соч. С. 428. Комментируя письмо Пушкина П. А. Вяземскому от 1 сент. 1822, Б.А. Модзалевский считал нужным пояснить, что «метафизический язык», о котором хлопотал Пушкин,— это язык «отвлеченный». Курсив в этом отрывке принадлежит Пушкину. Пушкин А. С Поли. собр. соч. в 16-ти тт. Т. XI. С. 41–42. Цит. по: Гальцева Р.А., Роднянская И. Б. В подлунном мире//«Новый мир», 1987, 1. С. 245. Соловьев В. С. Всеединство// Соловьев В. С. Собр. соч. в 10-ти тт. Т 10. М., 1913. С. 231. Франк С. Л. Указ. соч. С. 578. Там же. С. 426. Имеются в виду книги А. С. Позова: «Логос-медитация древней Церкви» (Мюнхен, 1964), «Основы древне-церковной антропологии» (т. 1, «Сын Человеческий», Мадрид, 1965; т. 2, «Апокатастасис», Мадрид, 1966). Буквально — «произнесенным». О перегруженности фразеологии автора «иногда не совсем удачно русифицированными» терминами (по большей части греческого происхождения) см.

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-push...

Если текст Гейтлеровскаго Евхология относиться к XI веку, то к этому, приблизительно, веку следовало бы, пожалуй, отнести и текст указанных молитв в Требнике О. Л. Др. П. Euchologium Glagolski spomenik Manastira Sinai brda, f. 80 b. Требник, изд. О. л. Др. II., лл. 3–4. Ibid., 7 об.–8 об. бже нашъ, възаконеи достоины себ сща, оставльша вс житинскаа. родъ и прител. вь слдь тебе грджща, приими раба твоего . сего о тъметащааго с всхъ сихъ, по бжьи заповди твоеи, настави и на истни тво. Припадаща ти непоглоумъно. гради и сило стааго твоего дха. да не възможетъ дти на нь, вс противънаа /. в Ты бое си пастыръ и спасъ дшамъ нашимъ, теб слав въ сылаемъ, оцю и сноу. стоумоу дхоу /. Гн бе нашь. взаконивъ тоб суща о ставльшаго вс житиска. и родъ прител. въ слдъ тебе грдуща. приими раба твого. мтающихс си (3) хъ всихъ. по бни заповди. настави на истину твою. припадающа ти неглумно огради силою стго дха. да не възможеть нань дти вс (про)тивна кознь. дару и му. да ти всегда оугажать. млтва прты влчц наше бца . и всихъ стхъ (об.) твоихъ оугодившихъ вка. ко прто велел. (4). Гн бе нашь . вы достонны себе быти. все жити сего. родъ и другы. въ слдъ тебе идуща. приими оубо раба твого сего. вершихс всихъ сихъ. по бественымъ (об.) твоимъ заповдемъ. и настави на истину твою. припадающа ти не оуклонено. огради силою стго твого дха . да не възможеть поступити нань вс противна. кознь. терпини даруи му. оугажати всегда. млтвами сты влчца наше бца и всихъ стхъ оугожь (8) шихъ тебе вка. ко блгвис. и (об.) Непонятно отсутствие нескольких строк в конце молитвы Гн бе нашъ. възаконеи достоины себ сща… по глаголитскому Гейтлеровскому Евхологию после слов: вс – противънаа. Но, во всяком разе, это обстоятельство надо признать явлением случайным. Исследователь жестоко погрешил бы, если бы вздумал отсутствие нескольких строк в конце указанной молитвы считать за признак наибольшей древности текста этой молитвы в редакции Гейтлеровскаго Евхология. Соответствующая окончанию молитвы в Требнике О. Л. Др. П. греческая параллель: πομονν ατ δωρομενος πρς τ εαρεστεν σοι διαπαντς πρεσβεαις τς Δεσπονης μν τς Θεοτκου κα πντων τν γων, τν π’ ανς σοι εαρεστησντων, находить себе место уже в Барбериновском Евхологии св. Марка (сс. 555–556) и в Порфирьевском Евхологии (л. 113 об.), при чем, – можно отметить, – ПорфирьевскийЕвхологий имеет небольшое разночтение; в нем читается: πρεσθεαις τς αγας Θεοτκου вместо πρεσβεαις τς Δεσπονης μν τς Θεοτκου.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Естественно предположить, что такие же доместики и хоры существовали при митрополите и епископах или при соборных церквах каждой епархии 1531 . В Киеве к концу XI и в начале XII в. известен был двор доместиков за Десятинною церковию, где, должно быть, доместики жили и обучали русских церковному пению 1532 . Около 1130 г. пришли из Греции к великому князю Мстиславу († 1132) еще три гораздые певца, которые, вероятно, также обучали русских пению и из которых один, Мануил, поставлен в 1136 г. епископом на Смоленскую епархию 1533 . Достойно замечания, что некоторые краткие молитвы и стихи у нас пелись тогда по-гречески. Многочисленные толпы народа при двоекратном торжественном перенесении мощей святых Бориса и Глеба (в 1072 и 1115 гг.) единогласно взывали: “Кирие, елеисон” 1534 . Звенигородцы в 1146 г., освободившись от врагов, также взывали: “Кирие, елеисон” . В Нижегородском Кондакаре, как мы видели, целая ипакои на Воздвижение написана сначала по-славянски, потом по-гречески, а, кроме того, в так называемых азматиках наряду со славянскими стихами положены на ноты и греческие стихи, писанные славянскими буквами. Например, азматика в гласе 1: “Раби Господа, алелугиа; по всей земли, алелугиа; ти икоумени (τη οικουμνη), алелугиа; о Феос моу (ο Θεος μου), алелугиа; слава Тебе, Боже, алелугиа; ти икоумени, алелугиа; ен оли кардиа моу (εν ολη καρδα μου [вселенной... Боже мой... от всего сердца моего (греч.)]), алелугиа...” В гласе 3: “Исповемься Тебе, Господи, алелугиа; по всей земли, алелугиа, алелуиа, алелуиа, алелуиа, докса си о Феос (δοξ σοι ο Θεος [слава Тебе, Боже (греч.)]), слава Тебе, Боже, алелугиа”. В гласе 4: “И Святому Духу, алелугиа; ке Агио то Пневмати (και Αγιω τ Πνυματι [и Святому Духу (греч.)]), алелугиа”. В гласе 8: “Епи си, Коурие, илписа (επι σοι, Κριε [на Тебя, Господи, надежда моя (греч.)]), алелугиа; ти икоумени, алелугиа; ти икоумени, алелугиа; слава Тебе, Боже, алелугиа; и Святому Духу, алелугиа...” и пр. (л. 114 – 121). Судя по тому, что в азматиках положены на ноты только некоторые слова стихов, можно думать, что это сделано для образца и что по указанным образцам пелись и остальные слова тех же стихов 1535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Понятно после всего этого, какое сильное раздражение должны были чувствовать в Риме против Константинополя. Когда на западе все почти преклонялись пред папою, считали его чуть не богом земным, восток осмеливался делать ему все наперекор. Пап крайне раздражала эта неудачная попытка расширить свою власть на восток. Но чего не могла уже никак стерпеть западная гордость, – это наступательные действия константинопольского патриарха на Рим в XI в., обличение Рима п. Михаилом Керулларием в отступлении от православия. Впрочем в последнем событии на первый план выступает уже новый элемент разделения, обнаруживайся правда во времена Фотия, но в XI в. заявивший себя особенно ощутительным образом. II. Доселе мы следили только за развитием соперничества между востоком и западом в среде сперва международных отношений, а потом церковных. Одно это соперничество, какие бы огромные размеры оно не приняло, не могло еще послужить достаточною причиною для окончательного церковного разрыва. Нельзя было окончательно разорвать западу союз с востоком из-за одной распри двух главных епископов востока и запада. После временного отчуждения должно было наступить время, когда волею или неволею они должны были бы примириться. Епископов заставило бы примириться во что бы то ни стало общее требование народа, как это и было уже по случаю 35-ти летнего разрыва из-за патриарха Акакия. Для окончательного разделения церквей нужно было, чтобы кроме указанной уже причины существовали другие более важные основания, вполне достаточный для прекращения общения между церквами, которые бы всем во очию показали, что действительно нет взаимного не только единодушия, но и единомыслия между частями христианского мира и что далее поддерживать внешнее единение, когда нет внутреннего, значить обманывать самих себя, – Подобные причины не замедлили обнаружиться в период от VIII по XI век. Они выразились осязательным образом в неодинаковых доктринах той и другой церкви относительно некоторых пунктов учения, но корень их лежал глубже – в неодинаковом направлении религиозного сознания той и другой, зависевшем от многих причин 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010