17 . Frank K.S. Geschichte des christlichen Mönchturns. 5 verb. und erg. Aufl. Darmstadt 1993. X, 210. (WB-Forum. 4). 18 . Glossar zur frühmittelalterlichen Geschichte im östlichen Europa. Wiesbaden. Serie В, 1 (1980). 19 . Hagiographies: Histoire Internationale de la littérature hagiographique latine et vernaculaire en Occident des origines à 1550/Sous la dir. de Philippart G. Turnhout 1 (1994)-2(1996). 20 . International Medieval Bibliography (1967–1998). CD-ROM. Brepols Publishers. 2000. 21 . International Medieval Bibliography/Ed. Hoyt R. S., Sawyer P. H. Leeds, Minneapolis 1967-. 22 . Istavridis V. [Rec.:] Bibliography on orthodox theology. 2: Books and articles available in the libraries of the World Council of Churches and the Ecumenical Institute at Bossey in English, French, and German, 1968–1975//GOTR 1984 (Summer). 29:2. 214. 23 . Kleines Wörterbuch des christlichen Ostens/Hrsg. AssfalgJ. u.a. Wiesbaden 1975. [Библ.]. 24 . Leclercq H. Monachisme//DACL 1934. 11/2. 1774–1947. Lex. d. Mittelalt.; LTK – см. Список сокращений. 25 . Medieval Studies: A Bibliographical Guide/Ed. Crosby E.V. et al. N. Y. 1983. 26 . Monachisme//DS 1980. 10. 1524–1617. 27 . Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien (865–1459). München 2000. X, 578. Cuмjohuh М.//Луча. Часопис за фuлocoфujy и coцuoлorujy. Никшин. 2000. 17 (1–2). 180–182; Brogi Bercoff G.//ОСР 2001.67(1). 198–201. 28 . The message of monastic spirituality [Bulletin de spiritualité monastique]/[compiled by] Louf André. N. Y. 1964. XV, 304. (Collectanea Ordinis Cisterciensium Reformatorum. Bibliography). TRE – см. Список сокращений. 29 . Wilms С. W. Solitude and union: A select bibliography on the hermit way of life//CistSt 1996. 31:1. 431–457. 30 . Аверинцев С. С. , Иванов В. В., Топоров В. Н. Бесы//Мифы народов мира. Энциклопедия. М. 1980. 1. 169–170. же: 2М. 1987. же: Мифологический словарь. Ред. Мелетинский Е. М. М. 1990; 2М. 1991. 31 . Алексий (Дородницын) , еп. Христианская мистика в ее главных представителях IV-XIV вв. Саратов 1913. 140.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1119 Geschichtliche Entwickelung der messianischen Idee des Judenthums. Von Culturhistorischen Gesichtspunkte behandelt von Rabbiner J. H. Schwarz. Kladno 1896. S. 34. Theologia judaica de Messia. Eaque Κατασκεβαστικ doctrinae Judaeorum, ex verb о Dei confutate. Addito breviario locorum Scripturae, quae a variis Rabbinorun glossematis repugnata. veritati restituuntur. Auctore Prof. Antonio Hulsio. Bredae 1653. P. 13: Messiae adventus Mosaicae legis fundamentum non est. P. 14: Articulum de Mossia credi duntaxat per traditionem, nullum esse vaticinium neque in lege neque in prophetis quod necessario ejus adventum praedicat, adeo ut ex locorum circumstantiis aliter sumi non possit. 1120 См. у Ал. Брагина, К вопросу о реформе в области еврейской религии в журнале «Восход» (хотя этот трактат есть и на немецком языке) 1896, VIII, стрн. 24: «Глубокое изучение талмудической литературы и истории докажут (?) нам, что (между прочим) вера в пришествие Мессии не может считаться элементом иудейской религии ... К иудаизму верования эти не имеют никакого отношения,..; они также мыслимы без иудаизма, как последний без них». 1121 J. Н. Chwarz, Die geschichtliche Entwickelung der messianischen Idee, S. 22. 37. J. Levy, Neuhebr. und Chald. Wörterbuch III, S. 271b. A. Hulsii Theologia judaica de Messia, p. 12. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 341. 171=Jüdische Theologie, S. 357. 176. J. Hamburger, Real-Encyclopädie: I, S. 524; II, S. 764; Abtheilung III: Supplement II zu Abtheil. I, Lpzg 1896, S. 120. 1122 Поэтому A. Edersheim напрасно утверждает (The Life and Times of Jesus I, p. 175), будто «премирное, если и не предвечное, существование Мессии является предметом общей веры» в иудействе. 1124 Такое понятие H. J. Holtzmann находит (Neutestamentl. Theologie II, S. 86–87) даже у св. Апостола Павла. 1125 Посему Prof. George H. Schodde не без права свидетельствует (The Development of the New Testament Judaism в «The Bibliotheca Sacra», Vol. L, No. 198, April, 1893, p. 211), что при начале христианской эры у фарисеев господствовала решительная реакция против преобладания идеи личного Мессии. Ср. еще H Graetz, Greschichte der Juden III, S. 259. Само собою разумеется, что ложно и отрицание Вгипо Ваиег ’ом всякого существования у иудеев мессианских идей, о чем см. Studien zur neutestamentlichen Theologie von Dr. E. Zeller в «Theologische Jahrbücher» II, 1 (Tübingen 1843), S. 35 flg., и cp. у J. B. Lightfoot : Internal Evidence for the Authenticity and Genuineness of St. John’s Gospel в «Biblical Essays» (London 1893, p. 147–148).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

500 Ирин. Contr. haeres. lib. V. c. 16. Илар. In Matt. с. XVIII. n. 16. Август. De civit. Dei. lib. XIII. c. 14. 501 Амврос. De paradis. 48. Август. Serm. 90 de verb. evang. Matt. 22. n. 7. Serm. 268. n. 3. De bono conjung. с. 1. 502 Можно заметить, что еще Юлиан мельком высказывал подобные мысли. Пейерием же они были вполне развиты и последовательно изложены в его сочинении: Praeadamitae (ed. 1655 г.). Хотя Пейерий от своего лжеучения клятвенно отрекся перед папой Александром VIII, но оно нашло себе между рационалистами немалое число последователей. 504 Феодорит. In Genes quaest. 42. Злат. In Genes. homil. 20. Август. De civit. Dei, lib. XV. c. 16. 505 Herod. lib. II, с. 99, 100; Диод. Сицил. Истор. Библиот. кн. II, стр. 212. СПб. 1774 г. Bailly, Ttaiti de I astronomie indienne et orientale, p. 110, 129, ed. Paris. 1787. 507 Will, lones. De la chronologie des Hindous (recherches sur Í Asie. T. II). Abel. Remusat. nouveaux melanges asiatiques. T. I. p. 61. Paris. 1829. 509 La Place. Exposition du systeme du monde. liv. V. с. 1. Klaproth. Memoires relatifs a I’ Asie. p. 397. Paris. 1824. Сравн. Глера: Les livres saints vengcs. T. I. p. 127–239. Paris. 1845. 510 Смотр, например, Blumendach. Manuel. d’ hist. naturelle trad. I’ allem. T. I. p. 77–80. Metz. 1803. Wiseman. Discours sur les rapports entre la science et la religion revelne. p. 96–141. ed. 1843. 512 Защитники коадамитов ссылались еще на невозможность без допущения многих родоначальников объяснить заселение некоторых стран, например недавно открытой Америки. Но теперь считается неоспоримым, что Америка была известна древним народам, имевшим с ней свои сношения, что американцы – переселенцы из Азии, о чем свидетельствуют памятники азиатской культуры, и что переселение могло найти для себя путь через пролив Берингов и Алеутские острова. 513 Fourmont. Reflexion sur I’ origine, I’ hist. et la success. des ancien. peuples. T. I. liv. 1. ed. Paris. 1747. 514 Klaproth. Tableaux hist. de I’ Asie. Paris. 1814; Annales de philosophie chretienne. T. VIII, 43. Paris. 1834: Voyage et traditions, croyances, superstitions et reste des traditions primitives, observies par M. Dumont D’ Orville dans son voyage autour du monde.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

1588 Winer. Bibl. Realwörterbuch. Th. I, S. 65. Cp. Солярский. Опыт библ. словаря, т. I, стр. 114. 1589 Ptolomaeus, LXVI, 20, XXXII, 10. По Ptolom. он лежал в 6020», 320», по Relaudy – 32шир., по Garenberg’y – 31шир. и 53долг., no D’Anville – 32шир. и 52долг. 1590 Sehleussner (Lexicon. sub. li. verb.) думает, что Антипатрида лежала на самом берегу моря, между Ионнией и Кесарией. – Перевод иностран­ных мер пространства на русский приложен в конце сей главы, в особой таблице. 1595 Распространенный со времени Александра В. аттический талант заключал в себе 60 мин, или 1575 руб. Следовательно, 500 талантов=787руб. 1598 По мнению всех наилучших новейших путешественников, древ­няя Антипатрида находилась на месте теперешней деревни Kefer Sâba. Eli Smith. Op. cit, p 493; Reland. Palaestina, p. 690. Raumer, Pal., S. 131. Robinson. Pal., II, S. 259. Ritter Op. cit. В. XVI, S. 570 и др. Крес­тоносцы и Buckingham (Tiav. in Palaostiua, I, S. 219) ошибочно показали, что Антипатрида должна быть там, где в их время стояла опустелая деревенька Arsuf Winer. Bibl. R-Wörterbueh, Th. I, S. 66 –Почему Roess (Bibel – Atlas, Bl. VI) помещает Kefr – Saba значительно выше Антипатриды в карте Палестины во времена Спасителя, когда Иосиф Флавий прямо говорит: Χαβαρζαβ νν ντιπατρς καλεται (Antiqq. XIII, 15, § 1) – это может возбуждать одно только целомудрие. 1601 Раньше, чем основана была Кесария, по Саронской долине было собственно три дороги: а) приморская, шедшая от Ионнии к Финикии, б) средняя, на всем своем протяжении уклонявшаяся от Лидды к се­веро-западу и соединявшаяся с приморской, и в) восточная, большая ка­раванная Дамасская дорога, шедшая у западного подножия Самарийских гор , пересекавшая Кармильский хребет в проходе через Maximianopolis, (Hadad Rimon) и Ligio, и чрез Эздрилонскую долину направлявшаяся к Тивериадскому озеру и в Дамаск (Ritter. Op. cit. В. XVI, Ss. 592 tolgg.). Via militaris Romana, конечно, отчасти прошла по средней дороге и отчасти соединилась с приморской. Во всяком случай, св. Павел с своими спутниками не мог идти ни по корованной Дамасской, ни по прибрежной дороге, а только во via militaris Romana.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Grand Rapids., 1998; idem. The New Perspective on Paul. Tüb.; Camb., 2005; Perriman A. The Corporate Christ: Re-Assessing the Jewish Background//Tyndale Bull. 1999. Vol. 50. N 2. P. 241-263; Knott J. E. The Eschatology of the Apostle Paul: Diss. [Dallas,] 2001; Ианнуарий (Ивлиев), архим. Основные антропологические понятия в посланиях св. ап. Павла//Православное учение о человеке: Избр. ст. М.; Клин, 2004. С. 18-23; Скола А. и др. Богословская антропология. М., 2005; Evans C. A. Ancient Texts for New Testament Studies. Peabody (Mass.), 2005; Хаакер К. Богословие Послания к Римлянам. М., 2006; Вевюрко И. С. Ап. Павел: Начала христ. антропологии: Дис. М., 2007; он же. Ветхозаветная антропология в переводе Септуагинты: Состав человека (базовые термины)//Вестн. ПСТГУ. Сер.: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1(57). С. 71-86; Тантлевский И. Р. Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции. СПб., 2007; Kooten G. H., van. Paul " s Anthropology in Context: The Image of God, Assimilation to God, and Tripartite Man in Ancient Judaism, Ancient Philosophy and Early Christianity. Tüb., 2008; Lorenzen S. Das Paulinische Eikon-Konzept: Semantische Analysen zur Sapientia Solomonis, zu Philo und den Paulusbriefen. Tüb., 2008; Эрман Б. Великий обман: Науч. взгляд на авторство свящ. текстов. М., 2013; Pentiuc E. J. The OT in Eastern Orthodox Tradition. Oxf., 2014; Vollenweider S. Auferstehung als Verwandlung: Die paulinische Eschatologie von 1 Kor 15 im Vergleich mit der syrischen Baruchapokalypse//Anthropologie und Ethik im Frühjudentum und im NT: Wechselseitige Wahrnehmungen/Hrsg. M. Konradt, E. Schläpfer. Tüb., 2014. S. 463-490; Вдовиченко А. В. Казус «языка» Септуагинты и НЗ. М., 2016; Павлов И. Как жили и во что верили первые христиане: Учение двенадцати апостолов. М., 2017; Bowens L. M. An Apostle in Battle: Paul and Spiritual Warfare in 2 Cor 12. 1-10. Tüb., 2017; Despotis A. Ο γρ ποσθανν δεδικαωται π τς μαρτας : Rethinking the Application of the Verb δικαιοσθαι in Baptismal Contexts from the Perspective of Rom 6:7//Participation, Justification, and Conversion: Eastern Orthodox Interpretation of Paul and the Debate between «Old and New Perspectives on Paul»/Ed.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

The New University of Sofia Relics at the roots of the cult of saints The cult of relics is one of the most interesting and not well studied aspect of medieval piety. It should be noted, however, that in the last two decades, the interest in relics and their place in Orthodox religion attracted significant scholarly attention and, as a result, underwent better articulation (P. Brown, H. Belting, P. Giery, G. Vikan, G. J. C. Snoek, I. Kalavrezou, S. uri, N. Teteriatnikov, etc.). The least studied still remain the cults of local saints (and their relics). These cults appeared relatively late at a certain place and within the frames of a certain ethnic community. It is important to note that some local saints and their relics are still venerated today. The present study discusses the following problems: Terminology, semantics and typology. The Bulgarian, and the Slavic cultural tradition, in general, unlike the Western tradition, presents the contemporary scholar with two terms: “corpse” and “relics”, the two words denoting two different concepts. In the West the word “relic” signifies both, the saint " s mortal remains and the so called “secondary”, or “contact” relics which are linked predominantly with Christ and the Virgin Mary, such as pieces of the Cross, or clothes of the Virgin. In the Slavic tradition “relic” is a later and more general concept, that includes also, the “contact relics”, while the word for corpse “moschi” refers to the mortal remains of the saint. The Old Bulgarian and Church Slavonic term occurs as early as the ninth century and is attested in the Suprassal codex. In its etymology it differs significantly form the Latin concept. It is related to the verb “мощи”, “мога”, “можещи”, which can be translated as “to be able”, “to be powerful, mighty”. Thus the word emphasizes the miraculous powers of the mortal remains and thus, in a sense, duplicates the meaning of the Latin word “reliquae, arum” (pieces, remains from re-linquo, liqui, lictus which means “to leave”, “to throw”, “to abandon”) of the “Very Special Dead” (P. Brown). The Greek terminology is somewhat richer: the words most often used are “λεψανα”, meaning “remains”, or “σμα” (body). Authors of Old Slavonic texts, similarly to Latin writers, use the discussed terminology almost always in plural. Sometimes, however, the term could be used in singular, and therefore could become more expressive. As an example should be pointed the in scription on the Vatopedi staurotheque donated by the Serbian king Lazar.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P., 1894. 1218       См. его: Die soziale Frage und die Bestrebungen zu ihrer Lösung. Paderborn, 1877; Die Quintessenz der sozialen Frage. Paderborn, 1880; Kapital und Arbeit und die Reorganisation der Gesellschaft: Vortragssammlung. Paderborn, 1881; Schutz dem Handwerk! Paderborn, 1883; Aufgaben und Organisation katholischer Arbeitervereine. Köln, 1886; Schutz dem Arbeiter! Lpz., 1888; Die Arbeiterfrage und die Bestrebungen zu ihrer Lösung. Nebst Anlage: Die Arbeiterfrage im Lichte der Statistik. M. Gladbach, 1905. 4. verb, und erg. Ausg.: Abriß der Agrarfrage. M. Gladbach, 1908; Zur Würdigung der deutschen Arbeiter-Sozialpolitik: Kritik der Bemhardschen Schrift: Unerwünschte Folgen der deutschen Sozialpolitik. M. Gladbach, 1913; Die Arbeiter-Sozialpolitik (отд. отт. из: Deutschland unter Kaiser Wilhelm II.). B., 1914; Geburtenrückgang und Sozialreform. M. Gladbach, 1917; Kapital und Arbeit und die Reorganisation der Gesellschaft: Nachwort zu der gleichnamigen Schrift/Deutsche Arbeit. 1921. Jg. 6. S. 41–70. 1220       Kuefstein F., Graf. Die Grundsätze der bedeutendsten politischen Parteien und deren Entwicklung. Graz, 1880. 1221       Aloys Prinz von und zu Liechtenstein. Über Interessenvertretung im Staat (1875); Idem. Die soziale Frage (1877). 1222       См., в частности, его пастырское послание клиру Льежской епархии в связи с энцикликой Rerum novarum и рабочим вопросом: Lettre pastorale de sa grandeur Mgr. Doutreloux au clergé de son diocèse sur ‘la question ouvrière’. Liége, 1894. 1223       См. также: Mrg. Pottier. La Morale catholique et les questions sociales d’aujourd’hui. T. 1,2. Charleroi; Bruxelles, 1920–1921; Idem. La coopéramion et les ouvrières. Liége, 1889; Idem. Ce qu’il y a de légitime dans les revendications ouvrières. Liége, 1890 (выступление на Конгрессе социальных работников в Льеже); Idem. La proprietà collettiva dei fondi//Osservatore cattolico. 1907. 18 Maggio; Jadoulle J.-L. La pensée de l’Abbé Pottier (1849–1923). Louvain-la-Neuve, 1991; Idem.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филипп Шафф (протестант) Глава I. Падение язычества и победа христианства в Римской империи Общая литература J. G. Hoffmann : Ruina Superstitionis Paganae. Vitemb., 1738. Tzschirner : Der Fall des Heiden thums. Leipz., 1829. A. Beugnot : Histoire de la destruction du paganisme en occident. Par., 1835. 2 vols. Et. Chastel (из Женевы): Histoire de la destruction du paganisme dans l " empire d " orient. Par., 1850. Ε. V. Lasaulx : Der Untergang des Hellenismus и. die Einziehung seiner Tempelgüter durch die christl. Kaiser. Münch., 1854. F. Lübker : Der Fall des Heidenthums. Schwerin 1856. Ch. Merivale : Conversion of The Roman Empire. New York 1865. §2. Константин Великий. 306 – 337 г. по P. Χ. 1 . Источники этого периода: Лактанций (ум. в 330): De mortibus persecutorum, cap. 18 sqq. Евсевий , Hist. Eccl., 1. ix, χ; а также его хвалебный и весьма пристрастный труд Vita Constantini, в 4 книгах (Εις τον βον του μακαρου Κωνσταντνου του βασιλως) и его Панегирик, или De laudibus Constantini; в изданиях исторических трудов Евсевия: Valesius, Par., 1659 – 1673, Amstel., 1695, Cantabr., 1720; Zimmermann, Frcf., 1822; Heinichen, Lips., 1827–30; Burton, Oxon., 1838. См. также имперские документы в Codex Theodos., 1. xvi, а также послания и трактаты Афанасия (ум. в 373) и, с языческой стороны, панегирик Назария из Рима (321) и «Кесарей» Юлиана (ум. в 363). 2 . Более поздние источники: Сократ : Hist. Eccl., 1. i. Созомен : Η. Ε., 1. i, ii. Зосима (языческий историк и придворный, cornes et advocatus fisci, при Феодосии II): Ιστορα να, 1. ii, ed. Bekker, Bonn., 1837. Евсевий и Зосима представляют крайне пристрастные мнения за Константина и против него. Справедливая оценка его характера должна быть сделана на основании фактов, приводимых обоими, а также на основании следствий его светской и церковной политики. 3 . Современные авторитеты. Mosheim : De reb. Christ, ante Const. M. etc., последний раздел (p. 958 sqq. Английский перевод – Murdock, vol. ii, p. 454–481). Nath. Lardner, во второй части его великого труда Credibility of the Gospel History, см. Works, ed. Kippis, Lond., 1838, vol. iv, p. 3–55. Аббат de Voisin : Dissertation critique sur la vision de Constantin. Par., 1774. Gibbon : I. c, chs. xiv, xvii-xxi. Fr. Gusta: Vitadi Constantino il Grande. Foligno, 1786. Manso : Das Leben Constantins des Gr. Bresl., 1817. Hug (католик): Denkschrift zur Ehrenrettung Constant. Frieb., 1829. Heinichen : Excurs. in Eus. Vitam Const. 1830. Arendt (католик): Const, и. sein Verb, zum Christenthum. Tüb. (Quartalschrift) 1834. Milman : Hist, of Christianity, etc., 1840, book iii, ch. 1–4. Jacob Burckhard t: Die Zeit Const, des Gr. Bas. 1853. Albert de Brogue : L " église et l " empire romain au IV the siècle. Par., 1856 (vols, i, ii). A. P. Stanley : Lectures on the Hist, of the Eastern Church, 1862, Lect. vi, p. 281 sqq. (Am. ed.). Theod. Keim : Der Uebertritt Constantins des Gr. zum Christenthum. Zürich, 1862 (апология в защиту Константина против мнения Буркхардта).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

3. Второй абзац является авторским текстом Андрея Кесарийского . 4. Армянская версия Толкования Андрея Кесарийского сохранила для нас аутентичный текст толкования Откр.12:9 . Приложение 5. Библиография. Bibliographia Patristica (Общая Патристическая Библиография) 1633 . Структура Библиографии (постранично) Общие библиографические указатели и справочники Указатели литературы на иностранных языках Ежегодный универсальный систематическо-алфавитный указатель изданий, переводов, исследований и статей по греческой и латинской литературе, языку, истории и культуре с Античности до Возрождения: Marouzeau J. L’année philologique. Paris, 1926 ss. (в т.ч., и специальные ретроспективные тома по литературе до 1926 г.). Имеется электронная версия справочника с поисковой системой и конвертацией результатов поиска в текстовый формат: Database of Classical Bibliography. Vol. II=L’Année philologique, vol. XLV-LX, 1974–1989) (вышел ли диск I с более ранней базой данных, мне неизвестно). С 2002 г. база данных за последние 30 лет доступна через Интернет (услуга платная, обслуживающая программа неудобная): http://www.annee-philologique.com Bibliographia Patristica. Internationale Patristische Bibliographic/Hrsg. v. Schneemelcher (Wilhelm), in Verb. mit zahlr. Fachgelehrten. Ed. Mouton de Gruyter/Aldine de Gruyter. Berlin – New York. Bd. 1 (Die Erscheinungen des Jahres 1956), 1959. 103 S. (издание продолжается). Сильно запаздывающая библиография с более полным охватом патрологического материала, чем у Марузо. [PCIFT] Роспись содержания более чем 3.000 журналов за 200 лет, в том числе большого количества статей по гуманитарным и богословским дисциплинам, со сканированными текстами в журналах до конца XIX века (работа по сканированию продолжается) с системой поиска: http://password.pcift.chadwyck.co.uk (доступ платный, для научных работников первые две недели бесплатно). EBSCO Publish., EIFL. http://search.epnet.com Аналогичная база данных по англоязычной периодике с 1990 г. Доступ платный (ВГБИЛ предоставляет возможность бесплатного доступа). Помимо библиографической информации, большое количество текстов (в разных форматах).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Затем происходит добровольное решение или выбор (proai’prsi_s, h=’goun e=pilogh’), предпочтение одного из двух предлежащих предметов. Потом человек устремляется к действию ( πρς τν πρξιν), и это называется возбуждением ( ρμ=impulsus). Затем пользуется достигнутою целью, и это называется пользованием ( χρσις). После пользования он успокаивается от стремления. De fide orthodoxa. L. II, c. XXII, col. 945AB. Cp. И. Златоуст. In ep. ad Rom. hom. XII, 67 col. 502–603. Из указанных моментов наиболее важное значение в религиозно-нравственной жизни человека имеет γνω’μη – расположение, склонение в чувстве любви к предизбранному и α’ρεσις или προαι’ρεσις – окончательное избрание, соизволение. Именно в этих моментах проявляется активное участие человека в совершении своего спасения. В них – начало и реальное осуществление или преданности благодатному воздействию или противление ему. Эти моменты и являются тем, чего «ожидает» благодать, чего она «не предупреждает». Ср. И.Златоуст. Inloan. hom. XLVI, l.T.LIX, col. 257–258. Hom. I, de verb. apost. habentes eumdem Spir. n. 4, 5, col. 275–276. In ep. ad Rom. hom. XVIII, 2, 3. col. 575. Hom. XIV, 11. col. 540. In ep. ad Ephes. hom. I, 2. T. LXII, col. 12–13. Jn Genes, hom. XXII, 1. col. 187. Hom. LIV, 1, col. 471 и др. По учению того же св. отца, Христос пришел исправить человека именно в этой его способности – προαι’ρεσις. (In ep. ad Rom. hom. XI, 2. col. 468: τν προαι’ρεσιν διορθσαι). Отсюда понятно, почему προαι’ρεσις называется ρεξις βουλευτικ τν φ μν ’ βουλευσις ρεκτικη’ τν φ μν (Немезий col. 736B). Кроме того, решение, сопровождающееся сердечным влечением, любовью к избранному предмету, называется γνω’μη (И. Дамаскин. De f. orth. L. H, c. XXII. col. 945AB. Cp. L. III, c. XIV, col. 1045D. Cp. Ириней Л. T. VII, col. 1111. Исидор П. T. LXXVIII, col. 344, 357, 1540). В святоотеческих писаниях προαι’ρεσις считается самою высшею, существенно необходимою способностью человека, в которой иногда прямо и решительно полагается богоподобие человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010