После армии занялся самоподготовкой и сразу поступил в МГУ. Был одним из лучших учеников на факультете, возглавлял студенческие отряды, о чем он иногда вспоминал в личных беседах, рассказывая некоторые характерные примеры из своей жизни тех времен. Весьма серьезно в молодости занимался спортом: был чемпионов Москвы по гимнастике. Ученую степень по философии так и не получил из-за идейного конфликта с какими-то партийными деятелями вузовского масштаба. Срезали, короче, но он особо и не расстраивался. Сергей Антонович уже тогда встал на путь славянофильства и русского патриотизма, что, понятным образом, не в полной мере соотносилось с «политикой партии и народа». В конце 70-х - 80-х годах принял самое активное участие в борьбе с переброской северных и сибирских рек, был сопредседателем Комитета спасения Волги. Слова из одного его интервью: - Начало общественного движения против этого (против зловредной идеи переброски русских рек) относится к шестидесятым годам прошлого века. У истоков создания движения и его главной движущей силой были писатели. Особо я бы отметил наших великих писателей Валентина Григорьевича Распутина и Сергея Павловича Залыгина, это был морально-руководящий тандем для всего нашего движения. Собирались мы в редакции журнала «Новый мир»…. Распутин и Залыгин великолепно дополняли друг друга. Валентин Григорьевич - очень вежливый, деликатный человек, обладает утонченной культурной лексикой, в полемике всегда безупречно излагал наши позиции. Сергей Павлович был более резким человеком, ставил вопросы более жестко, это тоже необходимо. От научной общественности нашим флагманом был геолог, академик Яншин Александр Леонидович… По моей просьбе к нашей работе подключился наш гениальный математик, академик Игорь Ростиславович Шафаревич . С Игорем Ростиславовичем Шафаревичем Сергей Антонович, по-моему, познакомился и сдружился в 70-е годы. Сергей Антонович Шатохин защитник Дома Советов в сентябре-октябре 1993 года. Кстати, впоследствии сокрушался, что не послушали его совета в конце сентября 93-го. Он предлагал арестовать Ельцина, и приводил впоследствии конкретные примеры, когда это можно было сделать без особого труда с минимальным количеством людей из состава «Союза офицеров». А вот «поход на Останкино» он не поддержал, всем своим нутром чувствуя, что это провокация исполнительной власти, призывал людей не ехать туда. И в этом его не послушали .

http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/20/pr...

Казалось бы, есть чем хвалиться и чему ликовать, даже если бы предположение и было верно! И однако и хвалились, и ликовали! Даже такой серьезный философ, кик Гартман, заявлял, что «у нас, сынов нового времени, нет выбора отклонять ли или принимать (дарвиново) учение о происхождении видов: мы должны его принять, потому что мы уже не в состоянии держаться за чудо творения в его грубой форме 1573 . А более легкомысленные восклицали: «некуда укрыться от факта, что дарвинизм вполне, взорвал на воздух христианскую веру... и не оставил даже тени надежды на будущую жизнь» 1574 . —347— Под влиянием такого настроения в среде «свободомыслящих», раздался и в перепуганных церковных кругах тревожный клик: «дарвинизм есть, отрицание христианства», пожалуй, «каждого положения христианской веры!» 1575 . Даже таким осторожным и несклонным к неверию умам, как Ромэнс, казалось, что «христианство, в смысле рациональной системы, не выдержит удара, нанесенного ему дарвинизмом, одновременно с развитием отрицательно-критической школы богословия» 1576 . Другой, также очень осмотрительный мыслитель, высоко ценимый Дарвином 1577 , американец Фиске назвал новую теорию эволюции величайшею из революций в истории человеческого миропонимания, полным переворотом в концепции вселенной, превращенной отныне из сотворенной в растущую и саморазвивающуюся». Этим, будто бы, вырвана была последняя пядь земли из под ног богословов, отстаивавших идею создания мира сверхестественным процессом, руками Творца» 1578 . Вместе с тем была, утверждали дальше, «во мгновение ока опрокинута и вся старинная телеология» 1579 , а с нею, как казалось материалистам, «и самое употребительное, сильнейшее, популярнейшее и якобы неопровержимое доказательство бытия Бога» 1580 . «Дарвин, этот Коперник и Ньютон органической природы», восклицает Геккель 1581 «единым махом убил наповал антропоцентризм мира и антропоморфизм Бога, очеловечение вселен- —348— ной и вочеловечение Бога» 1582 и «дал нам ключ к вопросу всех вопросов, к великой загадке положения человека в природе и его происхождения» 1583 . «Магическое слово «развитие» разрушило мистическую проблему творения» 1584 . «Из всех вопросов нашего века (добавляет Сэвэдж) не было, по насущной, практической, неотложной важности, ни одного, способного приблизиться к вопросу, возбужденному Спенсером, Дарвином и Геккелем. Если эволюция – истина, что же остается от религии?» 1585 . И представители неверия дружным хором отовсюду отвечали: «ничего!». В настоящее время, как известно, положение дел резко изменилось 1586 : в 70-х годах прошлого века дарвинизм победоносно облетел все культурные страны; о каких-либо ограничениях его не хотели слышать 1587 : в 80-х го-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В.В. Виноградов Довлеть Довлеть. Новое слово может возникнуть на могиле, так сказать, умершего слова, посредством его переосмысления. Пример – современный глагол довлеть (над чем-нибудь) произошел от унаследованного русским литературным языком старославянского довлети в значении «быть достаточным» (ср. церковнославянское, евангельское выражение: довлеет дневи злоба его, т. е. «достаточно для каждого дня своей заботы»; отсюда – злободневный). Слово довлеет, употреблявшееся особенно часто в безличной форме, в конце XVII века получило новый смысл – «надлежит, подобает» (вместо – «довольно, достаточно»). В «Русской грамматике» проф. А. А. Барсова содержалось замечание: «Не понимающие церковных книг погрешают, употребляя довлеет (т. е. довольно) вм. подобает или надлежит» ( Буслаев Ф. И. Извлечение из «Русской грамматики» профессора Барсова//В воспоминание 12-го января 1855 г., М., 1855, с. 15). Например, в письме Петра I к царевичу Алексею Петровичу (от 14 сентября 1708 г.): «А и в Посольском приказе людей их держать не велеть, но когда учинят какое худо, и тогда их отсылать велеть к ним и требовать от них на них сатисфакции, а самим их наказывать не довлеет, понеже то противно всенародным правам, отчего государственные ссоры происходить могут» (Русск. старина, 1892, май, с. 390). Ср. в письме Ал. Румянцева к Д. И. Титову об умерщвлении царевича Алексея Петровича (1718): «Довлеет быть камнем либо коею иною бездушною вещью тому, кто толиких несказанных милостей в памяти своей отщетился бы и от благодарствия во вся дни живота своего отрекся бы» (там же, 1905, август, с. 410). В «Живописце» (1772 г., л. 5): «Видишь ли, что я с тобою поступаю по-христиански, как довлеет честному и доброму человеку» (Русск. сатирич. журналы XVIII в., 1940, с. 205). Академики В. Н. Никитин и П. И. Суворов писали в 70-х годах XVIII века: «И сия единая мысль довлела бы, кажется, побудить нас ко иззванию и напряжению наших сил в сем благородном и словесном предлоге» (Сухомлинов, вып. 5, с. 22). В приказе императора Павла (от апреля 1799 г.): «Примечено в городе, что не соблюдается между обитающими довлеемая благопристойность даже до того, что повстречаясь младший со старшим не снимает шляпы» (Русск. старина, 1897, ноябрь, с. 296).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Уже после того, как выяснилось, что легенда Гумпольда появилась приблизительно лет 40 спустя после трагической смерти чешского князя (935 или 929 г.), т.е. около 70–80-х годов 10-го века, в ней были замечены исторические несообразности, отмеченные в 1863 году Томком 17 , в 1901 году Калусеком 18 и другими. Не говоря уже о монашеской характеристике князя, присущей и другим латинским сказаниям о св. Вячеславе, в труде Гумпольда мы встречаем анахронизмы: Спытигнев, княживший в Чехии в 895–905 годах или по 912 год, считается современником Генриха I (918–936), вступление на престол Вячеслава, убитого в 935 году (дата, принятая Калусеком) или в 929 году, относится к царствование Оттона (I?): sub regis serenissimi Ottonis (см. ниже стр. 13). В рассказе о намерении Вячеслава посетить Рим та же легенда допускает противоречие: сначала рассказывается, что Вячеслав решил принять монашество, для этого собирался в Рим и управление Чехиею сам пожелал передать брату Болеславу, а затем сообщается, что поездка расстроилась вследствие властолюбивых замыслов Болеслава (см. ниже стр. 42 и след.). Храм св. Вита, по словам Гумпольда, был основан и освящен Регенсбургским епископом Тутоном (занимавшим епископию с 894 по 10 октября 930 года). Но если бы допустить, что княжение Вячеслава, по сведениям той же легенды, началось при Оттоне I, то Тутон не мог бы принимать участия в освящении храма, так как умер за 6 лет до вступления Оттона на престол. – Поставляли в вину Гумпольду и то, что Спытигнева он считает первым христианским князем Чехии и ничего не знает о Боривое, что известие о перенесении и открытии мощей Вячеслава противоречит «Минейному» сказанию и т.д. и т.д. Между тем славянский текст Гумпольдовой легенды в некоторых случаях свободен от указанных несообразностей. Ему известно имя Боривоя. Латинское выражение: «in cives eminentior Zpumignev nomine» передано здесь словами: «в суседех приседя, именем Спытигнев, сыа Боривоев». Контекст речи не дает прямых оснований утверждать, что Спытигнев – по мнению составителя легенды – был первым чешским князем, принявшим крещение (см. ниже стр. 10–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В 375-м году, отвечая на клеветы, выходившие из кружков Евстафия Севастийского, он говорил, что двадцать лет прошло с тех пор, как он писал нечто Аполлинарию 240 ; в другом же письме, падающем на тот же 375-й год, он заявляет, что то письмо к Аполлинарию, которое севастийцы предъявляли в качестве документального обвинения Василия в савеллианстве, составлено было двадцать пять лет тому назад 241 . Так как в обоих случаях речь идет об одном и том же письме Василия к Аполлинарию и так как мы не имеем никакого основания предпочитать одну его дату другой, то должны признать, что, употребляя выражения „20–25 лет» тому назад, св. отец хотел дать не точное хронологическое определение, а просто обозначить время своей переписки, как время давно прошедшее, которое нужно считать не единицами, а десятками 242 , время, когда он еще был мирянином и не принимал участия в церковных делах 243 . Этому общему обозначению вполне отвечают 50-е годы века, или, точнее, – если следовать прямому указанию св. Василия, – первое пятилетие этих годов (350–355). Покончивший с своим домашним воспитанием, Василий к началу 50-х годов находился в Кесарии Каппадокийской и посещал существовавшее здесь училище, выдаваясь в ряду своих школьных товарищей своими способностями, прилежанием и строгим нравственным характером; отсюда, с тою же целию расширения своих познаний, он отправился в Константинополь и затем в Афины, где он и пробыл до 359-го года 244 . Об Аполлинарии он мог слышать как в Кесарии, так и в Константинополе, где были люди, расположенные к Лаодикийскому епископу 245 , и, быть может, именно из Афин написал то письмо к Аполлинарию, которое так смущало севастийцев в 70-х годах, как это и предполагает бенедиктинский автор „жизни Василия» 246 . Возвратившись из Афин, он всецело отдался своей склонности к аскетической жизни, проявлявшейся в нем еще в бытность его в Кесарии, предпринял путешествие по Сирии, Палестине и Египту с целию посещения знаменитых подвижников и, затем, раздавши свое имущество бедным, поселился в пустыни на берегу реки Ирис в основанной им обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

В трёх минутах от Храма Из мастерской мы выходим на улицу, к старым ночлежным домам, а затем в арку, ведущую во двор некогда существовавшего трактира «Каторга». В переходе Светогор встречает знакомого художника, перекидывается с ним парой слов, после чего останавливается и закуривает. «Каждый год мы что-нибудь утрачиваем безвозвратно. Должна быть какая-то идея сохранения русского наследия. Что-то разрушено. Вы извините, я, наверное, не по теме?» Мы молча направляемся в храм Трёх Святителей. От мастерской Светогора до него – три минуты спокойным шагом. «Вот наша политика? – поразмыслив, продолжает он. – На словах она, вроде как, правильная: укрепим страну, поднимем её. А на деле-то ничего нет. Я вообще человек аполитичный: живу своей жизнью, ни во что не вмешиваюсь. В своё время вмешивался. Ходили на эти баррикады, как дураки. Зачем – непонятно. Сидели вокруг Белого дома в 1991 году. Была большая тусовка, люди почувствовали какую-то свободу, пели песни под гитару. Но сейчас – другое. Надо что-то делать, а не протестовать. Создавать какие-то серьёзные партии, куда будут приходить люди, идеологически близкие друг другу. Не революцию же делать, хватит уже. В своё время многие осуждали Столыпина. А потом, спустя годы, все поняли, что это единственный человек, который что-то сделал для России». На первом этаже храма пусто, темно и даже слегка мрачно: нет людей и света. Кирилл показывает отреставрированный иконостас и предлагает подняться на второй этаж, чтобы посмотреть иконы. «Реставрация – достаточно современное явление. По сути, реставрационные работы начали проводить в конце XIX века, а развитие всё это получило и того позже – где-то в 30-годах XX столетия, наверное, когда храмы закрывались, а иконы куда-то свозились. В запасниках московского исторического музея до сих пор лежит около миллиона икон. Вообще, все известные иконы были отреставрированы до 70-го года. Когда я работал в Межобластном научно-реставрационном художественном управлении , нам, в основном, поступали иконы с периферийных музеев, потому что в той же Третьяковке и Историческом музее были свои реставраторы. У нас были Рублёвский музей, Тверская

http://pravmir.ru/odin-den-s-restavrator...

Немногим более посчастливилось ей в Англии. Здесь Ричард Конгрив организовал в Чэпль-Стрите культ Человечества в особом помещении, где перед гипсовым бюстами тринадцати великих людей прочитывались молитвы Великому Существу, похвальные речи благодетелям человечества и совершались церемони позитивистических таинств 1455 . Сходные кружки возникли в 70-х годах в Дублине, Нью Кастле, Бирмингеме и Ливерпуле. В 1878 году, вследствие раскола между английскими позитивистами и французскими, часть первых, оставшаяся верною руководству Лафитта, основала в Лондоне, в Ньютон-Голле, в улиць Фэттер Лэнь, собрания особого ответвления „Церкви Человечества“ с более упрощенным ритуалом, чем первоначальный. В небольшом списке английских сторонников “религии человечества“ или „человечности“: значатся имена нескольких известных писателей, как-то: „Джорджа Эллиота“, д-ра Бриджса, профессора Били (Beesley) и Джеймса Коттер Морисона; но общее настроение этого круга очень верно может быть охарактеризовано остроумным словом проницательного наблюдателя английской современной жизни, Марка Паттинсона, который на вопрос: „что нашел он в, посещенном им храме контистов?“ ответил я нашел там трех человек, но не нашел Бога“. 1456 В 90-х го- —37— дах прошедшего века позитивистическая религия имела в Англии совсем ничтожное число поклонников, в чем, – сознается сам вождь их, Фредерик Гаррисон, отдавший полвека своей жизни безуспешной пропаганде позитивитизма 1457 и утешавший себя тем, что учение это старается будто бы об умножени не числа учеников, а общего влияния на современников 1458 , хотя неудачу и этого старания констатируют наблюдатели повсеместного охлаждения к позитивизму 1459 . Во всяком случае, собственное отношение Гаррисона к „религии человечества“ может служить ярким, самообличением её внутренней несостоятельности. Отрекаясь от безусловной солидарности с Контом 1460 , Гаррисон однако удерживает его определение позитивизма, что последний есть правило и привычка признавать лишь научно-доказуемые заключения и верить только им 1461 . Сообразно с этим, он, подобно своему сотруднику Бриджсу 1462 , считает, все богословие за „эволюционную фазу развития человеческой мысли, угасающую перед ликом положительной науки“ 1463 . Но в то же время, – это самое знаменательное! – он, вопреки агностикам, полагает, что ограничиться, как они думают признанием непознаваемости Абсолютного Начала в мире невозможно: „Проповедники, моралисты, философы (говорит он), поэты, воспитатели, мужчины, женщины и дети, родители и близкие, – все те, что стараются утешить, что ищут исправления, все те, которые оплакивают утра-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» 9 Янв 2023 Управление древностей Израиля объявило, что будет предпринят новый проект, чтобы полностью раскрыть купальню Силоам. На первом этапе посетители смогут наблюдать за археологическими раскопками, а в ближайшие месяцы купальня Силоам станет доступна как часть туристического маршрута, который начнется в самой южной точке Города Давида и завершится у Западной стены, пишет «Cедмица.RU» со ссылкой на Herimage Daily и Times of Israel. «Купальня Силоам в национальном парке «Город Давида» в Иерусалиме является местом исторического, национального и международного значения. После многих лет ожидания мы скоро начнем открывать это важное место и сделаем его доступным для миллионов посетителей и туристов, которые посещают Иерусалим каждый год», — заявил мэр Иерусалима Моше Лев. Планы раскопок не лишены противоречий. Так, протестующие против раскопок утверждают, что «раскопки являются частью кампании по расширению правого еврейского контроля над политически чувствительными частями Восточного Иерусалима, в настоящее время населенными палестинцами». Купальня Силоам — это несколько высеченных в скале бассейнов на южном склоне Вади-Хильве, расположенных за стенами старого города Иерусалима в южной части Города Давида. Купальня была построена во время правления Езекии (715 – 687/6 г. до Р.Х.), 13-го царя Иудеи, согласно тексту Библии. Вода поступала из источника Гихон, который проходил по Силоамскому туннелю, также известному как туннель царя Езекии, который снабжал жителей города постоянным запасом питьевой воды, особенно во время осады. Бассейны были реконструированы в период Второго Храма (516 г. до Р.Х. – 70 г. Р.Х.) и, вероятно, служили миквой, ритуальной купальней для тысяч паломников, которые собирались у купальни Силоам, прежде чем подняться через город Давида в Храм. В Евангелии по Иоанну описывается, как Иисус Христос послал слепого от рождения человека в купальню, чтобы завершить его исцеление ( Ин.9 ). С годами вокруг купальни сложилось множество традиций, а с конца XIX века она стала центром археологических экспедиций со всего мира. В 1890х годах группа британо-американских археологов во главе с Ф. Дж. Блиссом и А. С. Дикки обнаружила некоторые ступени бассейна, а в 1960х британский археолог Кэтлин Кеньон провела раскопки на этом месте. Археологи во время раскопок канализации в 2004 году вновь обнаружили каменные ступени периода Второго Храма, что также подтвердило, что бассейн был шириной 225 футов (69 м) и что ступени существовали по крайней мере с трех сторон бассейна. Фото: Yoav Dothan Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 3  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/izrailskie-arheolo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кто и зачем добивается отделения Шотландии от Британии 26.11.2013 293 Время на чтение 9 минут Шотландия была независима с 843-го по 1707 год, то есть гораздо дольше, чем находится под властью британской короны. Уже объявлена возможная дата восстановления суверенитета: 24 марта 2014 года. Как Эдинбург будет добиваться отделения от Великобритании, известно. Известно и то, зачем ему это нужно. Однако шотландский сепаратизм окружен множеством стереотипов и мифов, разобраться в которых попыталась газета ВЗГЛЯД. Разговоры о восстановлении суверенитета, утраченного Шотландией с принятием «Акта об унии» в 1707 году, велись с середины XIX века. В 1934 году была образована сепаратистская Шотландская национальная партия, долгое время остававшаяся маргинальной политической силой. Но в 70-х годах идея с отделением от Британии неожиданно «выстрелила»: у побережья Шотландии стали активно добывать углеводороды, и ШНП пошла на выборы под лозунгом «Это шотландская нефть». С данным тезисом согласились более 30% шотландцев, но до реальной угрозы сепаратизма было еще далеко. Собственно, эти 30% ШНП получила лишь внутри национальной квоты шотландцев в парламенте Великобритании. Поворотным стал 1997 год. Желая заручиться повышенной поддержкой шотландцев, лейбористы выдвинули на общенациональных выборах лозунг воссоздания шотландского парламента. Лейбористы победили, прошел референдум, шотландцы, разумеется, высказались «за». В итоге в 1998 году был принят «Акт о Шотландии», давший шотландцам право учредить свой парламент и администрацию во главе с первым министром. Исторический «Акт об унии», подразумевавший слияние двух парламентов в один (тот, который в Лондоне), оказался частично пересмотрен. 13 лет спустя, в 2011-м, ШНП получила в воссозданном парламенте 69 из 129 мест, то есть абсолютное большинство. Лидер партии Алекс Салмонд стал первым министром - и сразу же двинул вотчину на выход из Соединенного Королевства. По результатам долгих торгов британский парламент дал Шотландии право провести референдум об отделении. Уже известно, что он состоится 18 сентября 2014 года.

http://ruskline.ru/opp/2013/12/26/kto_i_...

Ю.Б. О литературе можно говорить долго – до бесконечности. Ибо она является основной частью культуры не только нашего Отечества, но и общемировой. Литературу сейчас часто соединяют с кинематографом, меньше с театром и тем самым как бы принижают её, подчёркивают её несамостоятельность в искусстве. Всё это от лукавого. Ведь сейчас даже можно услышать утверждения, что кинематограф не только конкурирует, но окончательно занимает место литературы в культурном пространстве жизнедеятельности человека. На Западе тот расцвет литературы, который произошёл сразу после Второй мировой войны и затем в 60 – 70-х годах прошлого века (кстати, в эти же годы и вплоть до 90-го очень сильна была и наша литература, став одной из самых талантливейших и высочайших литератур в мире) сейчас заметно помельчал и катится ещё ниже по наклонной. Об этом вы можете судить по тем редким переводам, которые у нас делаются. Видимо на тот подъём в литературе, который произошёл у нас на глазах в ХХ-м веке, большое влияние оказала война. Она всколыхнула мир. А всегда после таких глобальных катаклизмов возникает движение в искусстве. Это непреложный закон. После войн, после общенародных психологических потрясений, связанных с гибельными общемировыми событиями, искусство ускоряет своё движение и завоёвывает новые высоты, что вполне объяснимо. Потому что человеческие чувства в подобных конфликтах обостряются, человек раскрывается какими-то своими совершенно неожиданными сторонами. И когда главные категории человеческой жизни, такие как свобода, мужество, святость, если говорить о душевном состоянии, жертвенность, ненависть, любовь, нравственность и сопротивление несправедливости начинают иметь главную ценность в жизни, тогда и сам человек начинает многое совершенно по иному оценивать в себе самом. Если уж говорить совсем высоко, то, по моему убеждению, периоды мировых катаклизмов способствуют побуждению человека к поиску истины. Будят жажду познания истины. Если, конечно, под истиной понимать именно высокую человечность – сохранение свободы и безопасности, защиты от несправедливости. Поиск истины – это необходимое состояние для сохранения человека, как феномена и носителя жизни на земле. Чего, к сожалению, не всегда точно понимает политика. Хотя она в идеале тоже должна заниматься человеком, его усовершенствованием, в том числе за счёт изменения, улучшения его отношений с внешней жизнью. Это главная задача политики.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/16/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010