Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОРДОСТЬ [гордыня; греч. περηφανα; лат. superbia], в христианстве один из основных человеческих пороков. Может обозначаться и др. греч. словами, приобретая при этом различные смысловые оттенки (самомнение, спесивость или кичливость, хвастовство, высокомудрие): οησις ( Clem. Alex. Strom. I 11//PG. 8. Col. 752; Palladius. Hist. Laus. 3//PG. 34. Col. 1090), τφος ( Basil. Magn. Adv. Eunom. I 13; Greg. Nyss. In Cant. Cantic. Hom. 15//PG. 44. Col. 1097; Idem. De orat. Dom. 2//PG. 44. Col. 1145), λαζονεα ( Ioan. Chrysost. In illud: Vidi Dominum. 4//PG. 56. Col. 124; Idem. In Matth. 65//PG. 58. Col. 624; In Matth. 72//Ibid. Col. 671; Idem. In Act. 32. 3//PG. 60. Col. 237; Суг. Alex. In Luc. 6//PG. 72. Col. 601 (πθος τς λαζονεας); Isid. Pel. Ep. I 233//PG. 78. Col. 328; II 104//Ibid. Col. 548; III 356//Ibid. Col. 1013), ψηλοφροσνη ( Ioan. Chrysost. In 1 Cor.//PG. 61. Col. 15; Method. Olymp. Conv. decem virg. II//PG. 18. Col. 205; Macar. Aeg. II 11, 13//PG. 34. Col. 832, 876; Apophtegmata Patrum//PG. 65. Col. 389; Isid. Pel. Ep. I 15//PG. 78. Col. 189; Maximus Conf. Ambigua//PG. 91. Col. 1352). В Евангелии от Марка (7. 21-23) Г. (περηφανα) указывается среди 12 злых помыслов, к-рые «извнутрь, из сердца человеческого, исходят». Ап. Павел включает Г. в число множества пороков, к-рые овладеют греховными людьми в последние дни (2 Тим 3. 1-9), людьми, отпавшими от Бога, не исполняющими данного Им закона (Рим 1. 30). Против Г. (λαζονεα) предостерегает в соборном Послании ап. Иоанн Богослов (1 Ин 2. 16), и ап. Иаков в соборном Послании также увещевает гордых: «...вы, по своей надменности (λαζονεαις), тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак 4. 16). Мн. св. отцы считают Г. последним из 8 основных грехов (о схеме 8 основных грехов см. в ст. Грех ): прп. Иоанн Кассиан Римлянин ( Ioan. Cassian. Collat. V 10), Евагрий Понтийский (Σκμματα. 45), прп. Ефрем Сирин ( Ephraem Syr. De octo cogit.), свт. Игнатий (Брянчанинов) (1996. С. 170) и др.

http://pravenc.ru/text/166207.html

Первое Послание апостола Петра Сведения о писателе Апостол Пётр, брат Андрея Первозванного, был сыном Ионы ( Мф.16:17 ), родом из Вифсаиды, небольшого Галилейского города по ту сторону Иордана ( Ин.1:44 ), занимался рыбной ловлей ( Мф.4:18 ), был женат и имел дом в Капернауме ( Мк.1:20,30 ). До призвания он назывался Симоном, по призвании же в предзнаменование и в награду своей твёрдости в вере, получил прозвание Кифа (по-гречески Пётр – камень) ( Ин.1:42 ; Мф.16:18 ). Всю жизнь свою он остался верным этому имени и доказывал это многочисленными примерами своей крепкой привязанности к Господу. И Господь всегда отличал его перед прочими апостолами, делая его участником и свидетелем самых больших чудес Своих ( Лк.8:51 ) и важнейших событий Своей жизни ( Мф.17:1; 26:37 ). По воскресении Иисуса Христа, ободрённый к прежней ревности любовью Господа ( Ин.21 ), он сначала является одним из важнейших деятелей образующейся Церкви Христовой и первый начинает проповедь о Христе в день Пятидесятницы ( Деян.2:14 ) и перед синедрионом ( Деян.4:8 ), и в числе первых подвергается и опасности пострадать за Христа ( Деян.12:3 ). Он же первый заботится об устройстве Церкви вне Иерусалима ( Деян.8:14 ) и первый полагает начало Церкви христиан из язычников обращением Корнилия (глава 10). В последствии времени он, оставаясь по преимуществу апостолом обрезания ( Гал.2:11 ), в Малой Азии (Евс., Ист. Ц. 3:1,4), куда пишет потом свои Послания ( 1Пет.1:1 ; 2Пет.3:1 ), проповедует, по преданию, в Греции ( 1Кор.1:12 ) и, может быть, в Вавилоне (Assem. Bibl. Orint. t. III, Р. II. р. 6 и далее. 1Пет.5:13 ); и, наконец, к концу жизни переносит своё пребывание в Рим, где в последние годы царствования Нерона, в 66-м или 67-м году, пострадал мученической смертью, будучи распят вниз головой на кресте, как сам того пожелал, не считая себя достойным уподобиться Христу в образе смерти (Евс., Ист. Ц. 2:24. Климент римский , К коринфяном 1:5; Ириней, Adv. haer. 3:1 и другие, Четьи-Минеи под 29 Июня). Подлинность Послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. прп.: Лит.: Ап.- Гал.5:22-6:2 Ев.- Мф.11:27-30 рядовое: Лит.: Ап.- 1Кор.14:20-25 Ев.- Мф.25:1-13 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь всем святым, глас 2 Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имущии ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите//спастися, молимся, душам нашим. Кондак всем святым, глас 8 Яко начатки естества, Насадителю твари,/вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики;/тех молитвами в мире глубоце//Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве. Тропарь за умерших, глас 2 Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости:/никтоже бо безгрешен,//токмо Ты, могий и преставленным дати покой. Кондак за умерших, глас 8 Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,//но жизнь безконечная. преподобному Ефрему Сирину Тропарь преподобному Ефрему Сирину, глас 8 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Ефреме отче наш,//моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак преподобному Ефрему Сирину, глас 2 Час присно провидя Суда,/рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный,/делателен же был еси в делех учитель, преподобне.//Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию. Величание преподобному Ефрему Сирину Ублажаем тя,/преподобне отче Ефреме,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов//и собеседниче Ангелов. Молитва 3-я преподобному Ефрему Сирину Преподобне отче Ефреме! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2004 8 мин., 30.03.2004 Пролог: (на заставке – фото NASA) Архиепископ Иоанн ( Шаховской ) (1902-1989). Земля : Стихотворение («Шар такой чудесной выточки…») //Фома. - – 2004. – С.2-3. – (рубрика « Пролог »). Вопрос номер один: (на заставке – фото Алексея Толчинского)   Что такое, по-вашему, целомудрие? Возможно ли оно в наши дни? // Фома. - – 2004. – С.4-8. – (рубрика « Вопрос номер один »). На вопрос отвечают: Сергей Верейкин , журналист. – С.5; Дмитрий Менделеев , ведущий телепрограммы «Библейский сюжет» (канал «Культура»), руководитель московской православной телекомпании «Неофит» при Свято-Даниловом монастыре. – С.5-6; Заруи Мигранян , доцент кафедры мировой литературы и культуры МГИМО. – С.6; Сергей Лукьяненко , писатель-фантаст. – С.6; Алексей Осипов , профессор Московской Духовной семинарии и академии. – С.6-7; Ольга Будина , актриса, лауреат Государственной премии РФ. – С.7; Зоя Гончаревская , акушер-гинеколог Юго-Западного округа г. Москвы, доцент кафедры акушерства и гинекологии университета «Дружбы народов». – С.7-8; Константин Эггерт , журналист. – С.8; Диакон Андрей Кураев (исполняет функции иностранного агента), профессор богословия. – С.8. См. также: Скворцов Л. И , доктор филол. наук, редактор «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. (Отклик на подборку ответов на вопрос «Что такое целомудрие?», опубликованную в журнале «Фома» - за 2004 год)//Фома. - – 2005. – С.103. – (рубрика « Отклики »).   Реклама: С.9. Анонс новой книги диакона Андрея Кураева (исполняет функции иностранного агента) «Кино: перезагрузка богословием», выпущенной издательством «Фома центр»//Фома. - – 2000. – С.9. Заблуждения и парадоксы: Неизвестный Владимир (О святом равноапостольном князе Владимире, крестившем Русь тысячу лет назад)/Авторы: Виталий Каплан , Роман Маханьков. Ил.: Святой князь Владимир. Мозаика. Санкт-Петербург, Академия художеств, мозаичное отделение, 1880-е годы; Крещение киевлян. С рисунка В. П. Верещагина и др.//Фома. - – 2004. – С.10-15. – (рубрика « Заблуждения и парадоксы »). – Литература (4 назв.)

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-21-a...

Учение о богодухновенности Священного Писания в древней Церкви (I–V вв.) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 1. Мужи Апостольские и апологеты Убежденность в богодухновенности Священного Писания христианство унаследовало от ветхозаветной израильской религии. Когда Господь Иисус Христос и Апостолы цитируют Ветхий Завет, они рассматривают его как слово Божие. Представление о богодухновенности часто встречается в Новом Завете, но особенно ясно выражено в двух посланиях: Все Писание богодухновенно ( qeTpneusmoj) и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим 3:16), и Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( ШрХ pneЪmamoj ferTmenoi, 2 Пет 1:21). Это представление полностью разделяли мужи Апостольские и апологеты. Все они полагали, что Священные Писания не суть плод только человеческой деятельности, но что они вдохновлены Богом. Так, апостол Варнава говорит, что в пророке говорит Сам Господь (Epist., 9.1b) 1 . Святитель Климент Римский полагает, что пророки были служителями Божией благодати и говорили Духом Святым ( di¦ pneЪmamoj I Cor., 8.1) 2 ; что Священные Писания истинны и даны Святым Духом (Там же, 45.2). Святитель Игнатий Антиохийский считает пророков людьми “божественнейшими” ( qeiTmamoi profБmai), которые были вдохновляемы благодатью Христовой (Ep. ad Magnes., 8.2) 3 . По мнению Тертуллиана, пророки говорили следуя не человеческому чувству, но Духу Божию (Adv. Marcionem, V.8) 4 . Святой Иустин говорит, что изречения пророков произошли не от самих вдохновленных людей, но от приводившего их в движение Божественного Слова (1 Apol., 36.1) 5 ; что они “говорили Божественным Духом”, “были исполнены Святым Духом” (Dia­lo­gus, 7.1) 6 . Он считает, что Слово Божие есть единый Сочинитель ( Р всех Священных Писаний, от чьего бы лица они ни были написаны (1 Apol., 36.2). Священномученик Ириней Лионский говорит, что Священные Писания совершенны, поскольку они изречены Словом Божиим и Духом Его (Adv. haeres., II.28.2) 7 ; что Святой Дух говорил через Евангелистов (Там же, III.17.1) и т. п.

http://pravmir.ru/uchenie-o-bogoduhnoven...

Шошка. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты В Сотной с писцовых книг 1586 г. И.Г.Огарева и подъячего Ф.Юрьева на Сысольскую волость упоминается погост Шошки, а на погосте церковь во имя архистратига Михаила и церковь во имя свт. Николая.   В XVIII в. в приходе было две церкви. Архангельская церковь построена в 1754 г., освящена 23 декабря 1755 г. Теплая, деревянная, одноэтажная. Престол во имя Архистратига Михаила. Николаевская церковь построена в 1790 г., освящена 7 ноября 1790 г. Холодная, деревянная, одноэтажная. Каменная одноэтажная церковь строилась с 1836 г. с благословения Преосвященнейшего Стефана, епископа Вологодского и Устюжского. Престолы: в теплой церкви по правую сторону - во имя свт. Николая Мирликийского Чудотворца, освящен в 5 декабря 1845 г., а по левую - во имя сщмч. Власия Епископа Севастийского, освящен 5 декабря 1846 г.; в холодной церкви - во имя Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, освящен 7 июня 1849 г. В приходской церкви хранились две особо почитавшиеся иконы: икона Собора Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил и икона свт. Николая Мирликийского Чудотворца, весьма древнего письма, по преданию, чудотворная. В дни праздников этих икон, 8 ноября и 6 декабря, с незапамятных времен ежегодно стекалось в храм значительное число богомольцев из окрестных селений для молитв перед этими иконами. Часовни: 1) в д. Граддорской, во имя сщмч. Власия Епископа Севастийского, построена в 1854 г., по указу Вологодской духовной консистории; в часовне служились молебны 11 февраля, 8 сентября и в первый воскресный день Петрова поста; 2) в д. Гридинской, во имя свт. Николая Мирликийского Чудотворца, молебны служили 8 мая. В 1914 г. указана часовня во имя вмч. Георгия Победоносца в д. Грановская (?). НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 284, л.л. 50-56. НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 335, л.л. 82-85.  www.isles.ru Церковь Михаила Архангела в селе Шошка. Старинное село Шошка Сыктывдинского района стоит на берегу реки Сысола. Сегодня численность села Шошка составляет порядка 700 человек. Это коми, русские, украинцы. Ближайший крупный населенный пункт - Сыктывкар - находится в 30 км. Главной примечательностью села является храм Архангела Михаила. Он имеет свою уникальную долгую историю. Впервые Шошка упоминается в конце 16 века как погост. На погосте стояло 2 церкви - Архистратига Михаила и святого Николая. Каменную одноэтажную церковь стали строить в 1836 году с благословения епископа Вологодского и Устюжского Преосвященного Стефана. Престол во имя Архистратига Михаила был освящен в 1849 году.

http://sobory.ru/article/?object=13130

26. Праздничные приветствия «Прославим Дарующего нам новую жизнь» (9:91) Праздничные приветствия святого Филарета – ко дням: 1) Рождества Господа нашего Иисуса Христа, 2) Новолетия, 3) Богоявления, 4) Воскресения Спасителя, 5) ко дням Ангела, 6) церковным дням Обители Пресвятой Троицы – исполнены великой радости о священных спасительных событиях и истинно Архипастырских – Отеческих пожеланий. 1 . Ко дню, когда рождается «во спасение наше» Господь Иисус Христос (9:371); когда «и Небесные Служители Божии приемлют участие в радости... и приветствуют ею земнородных» (2:81); когда «Бездетный» несет «нам Свой мир и Свое благоволение» (2:46, 68), Святитель восклицает: «Слава Христу Богу, явившемуся в смирении естества нашего, да явит нам образы смирения. Он явился в вертепе, чтобы мы довольны были не красной кельей, – в яслях, чтобы мы не требовали мягкого одра, – в пеленах, чтобы мы любили простую одежду, – в несловесии младенческом, да будем яко дети простотой и незлобием, и да не разрешаем своего языка на празднословие» (9:119). – Восклицает и молит: да будет Он обновлением, да подаст «приращение благодати в подкрепление и утешение... на пользу благого служения» (2:27); «да обновит Он силы и дни да умножит, дела да благословит и управит к миру Вашему и ко благу Церкви Его» (14:239; 35:30), к продолжению «деятельности угодной Ему и Церкви Его» (35:30). «Христом Господом да избыточествует утешение Ваше и обилием Своим да покроет всякую скорбь, да облегчит всякий труд, да обратит Вам стропотная в правая и острая в пути гладки» (35:32); «прошу от Господа Вам и братии, как себе, продолжения древних милостей Господних и обновления нашего жития, да ветхого отложивше человека, в новом послужим нашему Владыце, во всецелой Ему преданности, в благой надежде спасения» (8:368–369). Святитель призывает всех прославить Рождество Христово: «Христос рождается; славите!» (10:268); «радуйтесь о Господе и возвещайте славу Его, и окружающим Вас да дарует Он ухо слышати слово истины, – ухо не только голове, но и сердцу» (14:253). Если Вифлеемские пастыри бессловесных, видевшие «только зарю славы Еммануила», вернулись славящее Бога о всем, что видели, «то кольми паче свойственно пастырям словесных и служителям слова возвещать славу Богочеловека, высокую в Его смирении и нисходящую до нашего уничижения в Его человеколюбии» (35:37–38; 2–47).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Андрей (Комаров Анатолий Андреевич), архп.Днепропетровский и Запорожский Родился 26 июня 1879 года в одном из сел бывш. Самарской губернии (ныне Куйбышевской обл.). Сын священника. Окончил Самарскую духовную семинарию в 1901 г. и 8 авг. того же года рукоположен в сан иерея. Священствовал в с.Андросовке (Утевке) той же губернии. Его жена, человек чистой и светлой души, очень скромная и глубоко религиозная, скончалась после 2-летней совместной жизни, навсегда оставив в нем глубокое теплое чувство. До конца своей жизни он считал ее своей помощницей, усердно ходатайствующей перед Господом. В 1904 г. о.Анатолий поступил в Казанскую Духовную Академию и окончил ее в 1908 г. со степенью кандидата богословия. По окончании Академии был законоучителем в средних учебных заведениях, а затем приходским священником в г.Саратове. 29 дек.1923 принял монашество, а 31 дек. 1923 (ст.ст.) хиротонисан во епископа Балашовского, вик. Саратовской епархии с жительством в г.Саратове. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Тихон, архиепископ Крутицкий Петр (Полянский) , архиепископ Тверской Серафим (Александров) и епископ Звенигородский Николай (Добронравов) . 14 янв.1924 назначен временно управл.Саратовской епархией. Управлял ею до возвращения Архиепископа Досифея 6 марта 1926 г. С 13/26 июля 1927 года – епископ Новоторжский, вик.Тверской епархии. 16/29 янв.1928 – епископ Петровский, вик. Саратовской епархии. 30 окт./12 нояб.1928 назначен епископом Вольским, той же епархии. 15/28 окт.1929 назначен управляющим Астраханской епархией с оставлением епископом Вольским. 30 сент./13 окт.1933 года назначен епископом Астраханским. 3 янв.1934 года возведен в сан архиепископа. 27 апр.1939 уволен на покой временно, согласно прошению. В окт.1939 назначен на штатное место приходского священника Покровской церкви г.Куйбышева той же области. Занял это место по просьбе верующих и особому благословению Митрополита Сергия, для оздоровления церковной жизни в епархии, которая в то время состояла почти из одной этой церкви. Управление такими епархиями тогда централизовалось в Московской Патриархии, а для архиереев практиковалось назначение на штатные места настоятелей. В Куйбышеве настоятельское место было занято, а вокруг, как в бурном водовороте, сталкивались влияния и левых и правых ориентаций. Настоятеля народ не уважал и не доверял ему до такой степени, что многие считали за грех ходить в церковь , где он служит. Эти чувства распространились и на Митрополита Сергия, принявшего настоятеля в общение с Церковью, и на все духовенство. Появилось мнение, что «истинная Церковь ушла в пустыню», а все открыто служащее духовенство безблагодатно, и отступления от Церкви в своеобразные маленькие раскольничьи группы приняли массовый характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В.Л. Шленов, А. Трубачев Из наследия выпускника Московской духовной академии иеромонаха (впоследствии единоверческого епископа) Павла (Волкова) Источник Содержание I. Московская духовная академия с 1 сентября 1912 года по 15 августа 1917 года 1. Ректор Архиепископ Феодор и его ближайшее окружение 2. Инспекторы архимандрит Анатолий (Грицюк) и архимандрит Иларион (Троицкий) 3. Собрания профессоров у ректора 4. Владыка Феодор и студенты 5. Помощники инспектора иеромонах Николай, иеромонах Иоасаф, Н Ив Сомов 6. Два направления мысли среди профессоров: церковное и протестантское. Позиция Илариона (Троицкого). Споры о действительности таинств, о гефсиманском подвиге Христа 7. Споры об имени Божием 8. Направления академической богословской мысли 9. М. Д. Муретов 10. С. С. Глаголев 11. Священник Евгений Воронцов 12. Протоиерей Дмитрий Рождественский 13. Священник Павел Флоренский 14. М. М. Тареев 15. А. М. Туберовский 16. С. И. Смирнов и В. Н. Страхов 17. И. В. Попов 18. Иеромонах Пантелеймон (Успенский) 19. Профессора из Московского университета: С. И. Соболевский, П. П. Соколов, М. М. Богословский 20. В. П. Виноградов 21. Другие профессора 22. Иеромонах Варфоломей (Ремов) 23. Иеромонах Игнатий (Садковский) 24. Товарищи. Кружки. Распорядок дня. Прогулки 25. Иеромонах Матфей (Олейник) 26. Иеромонах Павлин (Крошечкин) 27. Развлечения студентов 28. Иеромонах Варнава (Беляев) 29. Иеромонахи Валениан (Рудич) и Петр (Руднев) 30. Магистерские диспуты. Диспут Илариона (Троицкого) Диспут А. М. Туберовского 32. Защита диссертации иеромонаха Варфоломея 33. Ректор епископ Феодор: его деятельность по преобразованию МДА 34. Критическая оценка старой МДА II. Письма иеромонаха (впоследствии епископа) Павла (Волкова) священнику Павлу Флоренскому. 1916–1927 гг.     Когда в редакции «Богословского вестника» появился текст «Московская духовная академия с 1 сентября 1912 года по 15 августа 1917 года», подписанный в конце «Составил А. Волков 28 января 1950 года», то было сразу ясно, что это воспоминания отнюдь не внешнего свидетеля, а такого, который хорошо разбирался в происходивших событиях, сам принимал в них определенное участие и был достаточно зрел, чтобы дать им оценку спустя более чем 30 лет. Можно было предположить, что автор – единоверческий епископ Керженский Павел (Волков) и биографические сведения, собранные о нем, подтвердили это предположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Епископ Суздальский Иона (Собина; 1544–1548) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 15 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 В 1544 году 21 февраля на место скончавшегося Суздальского епископа Ферапонта (1539–1543) Митрополит Макарий (†1563; пам. 30 дек.) с Собором архиереев поставил из архимандритов Чудова монастыря владыку Иону (Собину) 1 . Его настоятельство в кремлевской обители П. Строев датирует 1518–1544 годами 2 . Однако самое раннее упоминание об игумене Ионе встречается в монастырской купчей грамоте, датируемой январем 1516 года 3 , что позволяет отодвинуть дату его возведения в архимандриты по крайней мере на два года ранее. К этому времени ему было более 30 лет, условно — около 40 лет. Таким образом, можно предположить, что родился он при Митрополите Геронтии (1473–1489) и при Великом князе Иоанне III (1462–1505). Очевидно, будущий Владыка принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Подвизаясь здесь, он мог видеть сведенного с престола Новгородского архиепископа Геннадия (†1505; пам. 4 дек.), который после своей кончины был погребен в гробнице основателя Чудова монастыря, святителя Алексия (†1378; пам. 12 февр.). Возведение инока Ионы в Чудовские архимандриты совершил Митрополит Варлаам (1511–1522). Сохранились некоторые сведения, относящиеся ко времени его настоятельства. При архимандрите Ионе в монастырь давались земельные вклады и приобретались имения 4 . Из вкладов в виде книг следует назвать пергаменный сборник XIV века с поучениями аввы Дорофея 5 . В 1543 году певчий дьяк Митрополита Макария Филипп, принявший постриг с именем Феодосия, дал в Чудов монастырь Кормчую книгу 1499 года “по своей души при архимандрите Ионе” 6 . Раннее же летописное упоминание об архимандрите Ионе относится к осени 1518 года, когда в Чудовом монастыре произошло исцеление “человека разслаблена” у мощей Митрополита Алексия. Летописец отмечает, что это произошло во время Великого князя Василия III, Митрополита Варлаама “и архимандрита Ионы честнейшиа тоя обители” 7 . В 1519 году произошли новые чудеса-исцеления у гроба святителя Алексия. Чудовский настоятель сообщил об этом Великому князю и Митрополиту, который затем соборне совершил молебенное пение у святых мощей Чудотворца 8 . В 1535 году в Чудовом монастыре сонм духовенства совершил переложение мощей святителя Алексия “в раку сребряну”. В летописи вслед за именами иерархов, участников этих торжеств, назван также и “архимандрит Иона обители тоа” 9 .

http://pravmir.ru/episkop-suzdalskiy-ion...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010