Археология Новгорода: Указатель литературы, 1917–1980 гг. Μ., 1983; то же (дополн. и лит-ра за 1981–1991 гг.). Μ., 1992; а также: Комеч А.И. (прим. 103). С.237–254. – Прим. изд. (А.Н.)]. 152 ПСРЛ. Т.1. Стб.150. О других черниговских постройках см.: Воробьева Е.В., Тиц А.А. О датировке Успенского и Борисоглебского соборов в Чернигове//СА. 1974. С.98–111 [см. также: Комеч А.И. (прим. 103). С. 134–168. – Прим. изд. (А.Н.)]. 153 См. прим. 134. Об истории города см.: Ляскоронский В. История Переяславской земли с древнейших времен до половины XIII столетия. Киев, 1930; Μ.Μ. Переяславська земля в X – перший XIII 1981. С.72–82 [см. также: Кучера М.П. Переяславское княжество//Древнерусские княжества X–XIII вв. Μ., 1975. С. 118–143. – Прим. изд. (А.Н.)]. 155 Под “конкретной политической ситуацией”, вызвавшей выделение особых титулярных митрополий в Чернигове и Переяславле, имеется в виду так называемый “триумвират” Ярославичей в 60–70-х годах XI в. – система, сменившая номинальное главенство киевского князя Изяслава Ярославича (сеньорат), установленное по завещанию Ярослава Мудрого. (А.Н.) 156 Абрамович Д. Киево-Печерський патерик. (ПМПДУ. Вип.4). 1930. С.36, 103 [перепеч.: Das Paterikon des Kiever Höhlenklosters/Ed.D. Abramovic, hg. D. Tschievskij. (Slav. Propyl. Bd.2). München, 1964]; Успенский сборник (прим. 161). С.86 (356,в); Poppe А. Le traité des azymes Λοντος μητροπολτου της ν » Ρωσα Πρεσθλβας: quand, où et par qui a-t-il été écrit?//Byz. 1965. T.35. P.504–527 [перепеч.: Poppe A. The Rise (прим. 83) (VII). – Прим. изд. (A.Η.)]. 158 Grumel V. Les Regestes des Actes du Patriarcat de Constantinople. Paris, 1947. T.I/3. У 934, 938, 943; Dölger F. Regesten der Kaiserurkunden des Oströmischen Reiches von 565–1453. München, Berlin, 1924–1965. 1014, 1108, 1117, 1140. 161 Успенский сборник XII–XIII вв./Изд. О. А. Князевск ая и др. Μ., 1971. С.96 (42а.7–15); В. Преп. Стефан, еп. 1928. T.3/1–2. P. 190–203. [Ср.: Бендза Μ. Кто был первым епископом во Владимире на Волыни//Tausend Jahre Taufe Rußlands (прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Украшения . Кроме великолепного убранства переплета и титульного листа, парадная рукопись орнаментирована 34 заставками – по числу букв кирилловской азбуки, положенных в основание алфавитной композиции книги (их 33); последняя. 34-я, заставка открывает раздел «Вивлиа». Особенно нарядно оформлен лист 17, где стихами на букву Аз начинается текст «Вертограда»; страница имеет рамочное обрамление, выполненное серебряной краской и декорированное листом аканта. Заставка в красках, с золотом и серебром украшена растительным орнаментом, оплетающим каркас из перевитых жгутов. Внутри рамки имеется живописная концовка с мотивом виноградной лозы. Инициалы и буквицы, маркирующие границы текста стихов, написаны золотом. Пышная заставка с использованием золота и серебра предваряет текст «Вивлии». В рукописи выделяется два типа заставок: 1) в красках с растительным орнаментом и 2) графические, выполненные чернилами с ориентацией на старопечатный стиль. Внутри последнего типа выделяются три варианта; 1) черно-белые, со штриховкой свето-теневых углублений или фона; 2) черно-белые, также со штриховкой чернилами и слегка подцвеченные и, наконец, 3) полихромные. Внутри каждого типа заставок встречаются подобные, отличающиеся некоторыми деталями рисунка и цветочным решением. Первый тип заставок представлен на листах: 17, 67 (подобно на л. 192, 340, 579), 117, 192, 204 (подобно на л. 354, 577), 340, 354, 565 (подобно на л. 584, 590), 566. 567, 577, 579, 584, 590. Второй тип заставок: 1) черно-белые: 96 (подобно на л. 504), 147, 412 (подобно на л. 490), 425, 531; 2) черно-белые, слегка подцвеченные: 35 (подобно на л. 176, 516, 531), 156; 3) полихромные: 176, 219 (подобно на л. 270, 425, 516, 554, 582), 251, 320, 490, 504, 514, 516, 527, 554, 582. Как элемент украшения в рукописи использована киноварь: она присутствует в тексте титульного листа, заглавии «Предисловия», «Оглавлении», названиях стихотворений, инициалах. Кроме декоративной, киноварь выполняет также значительную функциональную роль в структурировании текста: ею выделены не только буква-заглавие каждого раздела, но и внутренний алфавит, буквенная цифирь, обозначающая последовательность стихотворений, помещенных под общим заглавием, маргинальные пометы.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВАСИЛИКИ» [греч. τ Βασιλικ], законодательный свод, изданный в кон. IX в. по Р. Х. при визант. имп. Льве VI Мудром (886-912). Название, вероятно, происходит от греч. τ βασιλικ νμιμα - имп. установления; первоначально применялось также наименование «императорские 60 книг» (τ βασιλικ ξ βιβλα). Создание «В.» явилось воплощением задуманной еще при имп. Василии I (867-886) программы по «очищению древних установлений» (см. ст. Анакатарсис ). В. представляют собой переработку законодательства имп. Юстиниана I (527-565). Источниками их являются составные части юстиниановского Гражданского свода (Corpus juris civilis): Институции, Дигесты и Кодекс, а также Новеллы Юстиниана. Помимо этого в разделе, посвященном уголовному праву, присутствуют заимствования из Исагоги при заметном влиянии Эклоги . Латиноязычный текст законодательного свода Юстиниана был использован опосредованно, через греч. переработки и переводы: Парафраза Феофила послужила источником сведений об Институциях, Эпитома Анонима - о Дигестах, комментарии Фалелея и Анатолия - о Кодексе. Греч. конституции Кодекса Юстиниана воспроизводятся, хотя и не полностью, непосредственно на основании подлинного текста. Греч. новеллы были заимствованы из собрания 168 Новелл Юстиниана. Лат. юридические термины или заменены соответствующими греч., или грецизированы. Почти в каждом из титулов «В.» соблюдается определенный порядок расположения фрагментов Гражданского свода Юстиниана: сначала воспроизводится текст из Институций (но не всегда), затем из Дигест, далее из Кодекса и, наконец, из Новелл. Сведений о работе комиссии, подготовившей издание «В.», почти не сохранилось. Вероятно, во главе ее стоял протоспафарий Симватий, к-рого позднее, по всей видимости, сменил советник имп. Льва VI василеопатор (имп. тесть) Стилиан Зауца. Во вводной конституции Льва VI к «В.» (подлинность к-рой долгое время подвергалась сомнению) определяются цели и задачи создания свода. Хотя в тексте введения содержатся ошибки, его автор обнаруживает явное знакомство с текстом вводной конституции Юстиниана «Δδωκεν» (греч. вариант конституции «Tanta»). Лев Мудрый отмечает, что имп. Юстиниан собрал установления древних рим. императоров, но не завершил начатое им предприятие, поскольку не объединил Дигесты, Кодекс, Институции и созданные позднее Новеллы в общий свод законов. Необходимо было все собранные законы упорядочить и устранить вышедшие из употребления нормы и противоречия, под к-рыми, вероятно, следует понимать внутренние противоречия самого юстиниановского свода, а не расхождения с юридической практикой IX в. Тем более что, когда речь идет об исключении законоположений, вышедших из употребления, подразумеваются только те нормы, к-рые были отменены самим Юстинианом в его Новеллах.

http://pravenc.ru/text/149783.html

Учение Прокла о взаимозависимости в мире и о циклическом движении легло в основу его теории познания высшего единства, которое он отождествлял с высшей истиной. Познание высшей истины, по Проклу, это восхождение души к высшему единству, осуществлявшееся посредством упражнений и развития лучших духовных качеств личности, следовательно, нравственное совершенствование зависело от самого человека. Согласно христианскому учению, высшая истина находится за пределами всякого опыта и недоступна познанию. Сочинения Прокла оказали большое влияние на византийскую, европейскую и арабскую философию. Псевдо- Дионисий Ареопагит ввёл категории Прокла в христианские толкования. Михаил Пселл назвал труды «бесподобного Прокла» «великой гаванью», в которой он «бросил якорь». Брат Алексея I Исаак Комнин прокомментировал «Первоосновы теологии» в христианском духе, заменив богов на Бога, демонов на ангелов. Проклу посвящал свои эпиграммы Лев Философ. Константин IX Мономах ввел труды выдающегося неоплатоника в школьное обучение. К триадам Прокла обращался Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Прокопий Кесарийский (ок. 500после 562 или 565) уроженец Палестинской Кесарии, юрист, ритор, сановник и крупнейший историк эпохи Юстиниана. О его взглядах, о симпатиях к сенаторской аристократии, выходцем из которой он был, об отношении к политике Юстиниана спорят до сих пор. В 527 г. Прокопий, владевший сирийским, готским, персидским, армянским языками и латынью, стал секретарем, а затем советником по юридическим вопросам у талантливого полководца Велисария. Будущий историк принимал участие в персидской войне (527531), в разгроме королевства вандалов в Северной Африке (533 г.), где он провел три года, в войне с остготами в Италии в декабре 536 г. Весной 541 г. вместе с Велисарием он участвовал в освобождении восточных византийских провинций, захваченных персидским шахом Хосровом. В 544 г. Прокопий отправился вслед за Велисарием в Италию для подавления восставших остготов, возглавленных Тотилой. Возвратившись в Константинополь в 548 г., он занялся литературной деятельностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

148 Митрополит Анфим (Чалыков; 1816–1888) – первый экзарх Болгарского экзархата; выпускник Одесской духовной семинарии и Московской духов ной академии со степенью магистра богословия (1856); с 1857 г. занимал пост смотрителя в русской посольской церкви в Константинополе; преподавал церковную историю, церковнославянский и русский языки в Халкинской богословской школе, ректором которой стал в 1865–1868 гг. 149 Вифиния – историческая область на северо-западе Малой Азии; один из основных центров переселения славян в период Византийской империи. 150 Естественное следствие непоследовательности самого «посвящения в стихарь». В греческом Требнике положены только два чина посвящения в низшие степени церковные: 1) чин при посвящении чтеца и певца и 2) чин при посвящении иподиакона. Которое из сих двух посвящений есть наше «посвящение в стихарь»? Оно выше первого и не достигает полноты последнего. Не касаюсь предмета с канонической стороны. Желаю только объяснить, отчего наши «причётники» остались при одних подрясниках. Стихарь отнял у них церковнический плащ, поставивши их выше прислужников храма, изведши из толпы и сопричислив к освящённым. А отказ им в ораре не дал им права на рясу. (А что такое ряса и какое отношение её к стихарю?) (Прим. автора.) 151 Демосфен (384 г. до Р. Х. – 322 г. до Р. Х.) – знаменитый оратор Древнего мира; его наследие составляют более шестидесяти речей, отличающихся благородством мыслей и величественной простотой языка. 154 Анджело Май (1782–1854) – итальянский кардинал и филолог; издатель и исследователь древних текстов. 155 Стефан Византийский (527–565) – философ неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма; грамматик; автор популярного в Византии географического и этнографического лексикона «Этника», созданного в 525–535 гг. и посвящённого императору Юстиниану I. 156 Бандури, дон Анзельм (1671–1743) – бенедиктинец византолог, трудами которого в числе прочих изданы рукопись об истории Константинополя Imperium orientale, описание римских и византийских монет Numismata imperatorum romanorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

А.П. Скогорев Приложения I. Из «Декрета папы Геласия». О книгах, принимаемых и отвергаемых Проблема «истинности» и «приемлемости» писаний, используемых в церковном обиходе, возникла, вероятно, уже в I в. Последующие столетия оставили документальные свидетельства повышенного внимания к ней церковных писателей: труды Иринея, Тертуллиана , Оригена полны замечаний о «достоверности» или «подложности» тех или иных книг. В конце II в. уже предпринимались и специальные исследования на этот счет 543 . Критериями при этом обычно служили: 1) отношение к данной книге большинства Церквей, 2) упоминание о ней в сочинениях христианских авторов прежнего времени, 3) собственное мнение пишущего, аргументированное иногда указанием на особенности стиля и содержания рассматриваемого сочинения. Если в суждениях писателей доникейского периода за редким исключением отсутствовала категоричность, преобладали оценки типа «принимается большинством», «принимается немногими», «спорная», то в дальнейшем превращение Церкви в часть государственного аппарата Римской империи потребовало определенности не только от самого христианского вероучения, но и от всех прочих норм церковной жизни. В новой списки «принимаемых», «сомнительных» и «отвергаемых» книг, имевшие прежде факультативный характер, должны были обрести свойственные закону однозначность и категоричность. В эпоху Юстиниана (527–565 гг.) тенденция к кодификации церковной нормы получила дополнительный импульс. Название «Декрет папы Геласия» сохраняется в настоящее время как условное, поскольку исследования показали, что окончательное оформление этот документ получил лишь к середине VI в. в Южной Галлии, тогда как древнейшая его часть (идеологическое обоснование верховенства в христианском мире Римской церкви) восходит ко времени понтификата папы Дамаса I (266–283 гг.) и, вероятнее всего, написана этим первосвященником. В «Patrologia Latina» Миня «Декрет Геласия» опубликован в четырех разных редакциях 544 . В двух текст разделен на пять глав, в одной – на четыре, одна деления на главы не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Базилика в Месемврии. V в. Базилика в Месемврии. V в. Во 2-й пол. IV-V в. в Мёзии, Дардании, Дакии, Фракии и Македонии велась активная церковная жизнь. Отдельные епископы в ряде случаев принимали деятельное участие в общественной жизни своих городов. К кон. VI - нач. VII в. на территории совр. Б. сложилась развитая церковная организация. С перемещением столицы Вост. Иллирика в Фессалонику местный митрополит в качестве папского викария получил в управление епархии этой префектуры. Важнейшее значение имело решение имп. Юстиниана придать архиерейской кафедре г. Юстиниана Первая статус автокефальной архиепископии (535). Под ее юрисдикцию перешла часть епархий Вост. Иллирика, в т. ч. и находившиеся на территории совр. Зап. Б.: Средиземная и Прибрежная Дакии, Вторая Македония. Вост. провинции, входившие в состав Фракийского диоцеза, находились под церковной юрисдикцией К-польского Патриархата ( Darrouz è s. Notitiae. N 1). Митрополиту Филиппополя (Фракийская епархия) подчинялись епископы Диоклетианополя, Севастополя и Диосполя. Митрополит Адрианополя (епархия Гемимонт) имел зависимые епископства в Месемврии, Созополе, Плотинополе, Анастасиополе и Цоиде. Митрополиту Маркианополя (та же епархия) подчинялись 5 епископий (в Доростоле, Трансмариске (совр. Тутракан), Новах, Зекедеспе и Апиарии (в окрестностях с. Ряхово, около г. Русе). Статус автокефальных архиепископий имели кафедры в городах Одесс (Мёзия), Вероя и Никополь (Фракия), Месемврия (Гемимонт). Несмотря на то что в сохранившихся перечнях епархий имеется ряд несоответствий, их сведения дают представление об устройстве Церкви на Балканском п-ове накануне массового переселения славян и предков болгар на Балканы, к-рое привело к существенным изменениям в религ. жизни и церковной структуре VII в. Славянская колонизация Систематический характер походы славян на земли империи приобрели с начала правления Юстиниана I (527-565). С 60-х гг. VI в. слав. племена, попавшие под власть Аварского каганата, участвовали в походах аваров на Балканы. В 550/51 г. славяне после совершения похода в земли Византийской империи впервые остались зимовать в ее пределах. В дальнейшем вслед за крупными военными походами происходило массовое переселение славян на захваченные земли. Местное романизированное и эллинизированное население было вытеснено на побережья Чёрного и Эгейского морей. Над теми землями, где селились славяне, визант. власти утрачивали контроль, и здесь образовывались слав. племенные протогос-ва и союзы племен - «склавинии» (от греч. σκλαβηνο- славяне). К сер. VII в. славяне стали основным демографическим элементом на Балканах; к этому времени относится окончательное оформление здесь значительного числа «склавиний» (в Мёзии, Фракии и Македонии). В Мёзии и Добрудже сложилась «склавиния» Семь родов, принявшая впосл. активное участие в формировании Болгарского гос-ва. Вплоть до Х в. нек-рые «склавинии» сохраняли автономию в рамках империи, а иногда отказывались признавать ее власть.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Скитаясь по городам северной Италии, Д. написал поэму под названием «Комедия». Эпитет «божественная» был присвоен поэме Д. в последующие века для того, чтобы подчеркнуть ее совершенство. «Божественная комедия» построена как повествование о грандиозном странствии поэта по трем частям загробного мира – аду, чистилищу и раю. Среди изображенных персонажей встречаются исторические личности, такие как Юстиниан I (527–565 гг.). Умер поэт в Равенне, где и находится его гробница. Дара (Анастасиополь) – до осени 505 г. деревушка на холме в 5 км от персо-византийской границы и в 18 км от мощного города-крепости Нисибис. Активная перестройка этой деревушки в пограничную византийскую крепость продолжалась два года и диктовалась потребностью иметь в этом районе твердыню, сравнимую с Нисибисом по ту сторону границы. Город был освящен в конце 507 г. Он удостоился особых прав, получил имя Анастасиополь и стал резиденцией епископа и дуки Месопотамии. Строительные работы завершились при Юстиниане I (527–565 гг.), который усовершенствовал оборонительную систему Д. и переименовал его в Новую Юстиниану. В крепости был дворец дуки, церкви, портики, две общественные термы, огромное зернохранилище, акведук и цистерна для воды, которую Иоанн Малала назвал «чудесной». Дарданеллы – пролив между Мраморным морем (Пропонтидой) и Эгейским морем. Дафна – 1) один из дворцов, входивший в комплекс Большого императорского дворца. В его просторном вестибюле – Оноподионе (Оноподе) устраивали церемонии, а триклин Августея (Августей) служил для коронации византийских императриц; рядом с дворцом Д. находилась резиденция императриц – Пантеон; 2) летний курорт недалеко от Константинополя. Дафнусий – местность на берегу пролива Босфор, недалеко от Иерия. Дворец Гормизды – один из дворцов, сооруженный в Константинополе во времена Константина Великого , восстановлен императором Юстинианом I (527–565 гг.), включившим его в архитектурный комплекс Большого императорского дворца. Превращен в монастырь в 565 г. В его состав входила церковь Свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Гуннская царица Боа и Юстиниан: христианизация за кулисами дипломатического протокола В статье доктора исторических наук, научного сотрудника Санкт-Петербургской духовной академии Русской Православной Церкви Андрея Юрьевича Митрофанова исследуется сообщение византийского хрониста Иоанна Малалы (ок. 491-578) о союзном договоре, заключенном в 527/528 году между императором Юстинианом I (527-565) и царицей гуннов-сабиров Боа и направленном против гуннов, которые были союзниками персов. Автор рассматривает этот договор в контексте истории христианизации приазовских гуннов, которую сообщает Иоанн Малала. Опираясь на исследования современных синологов и на собственные аргументы, автор доказывает сяньбийское происхождение царицы Боа и высказывает предположение о буддизме сабиров и приазовских гуннов, подвергшихся безуспешной попытки христианизации. Он полагает, что договор Юстиниана и Боа стал важным дипломатическим прецедентом, на который спустя век опирался император Ираклий (610-641), который заключил союз с западно-тюркским каганом Тун-Джабгу (618-630) против персов и организовал брак кагана со своей дочерью от первого брака, августой Епифанией. Статья Византийский хронист Иоанн Малала в своей знаменитой «Хронографии» отметил одно весьма интересное событие, датированное годом воцарения императора Юстиниана I (527-565).

http://bogoslov.ru/article/6175398

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010