Евсевий 1936 и Иероним 1937 ставят его после Περ μοναρχας. Кроме того, во время написания последнего, как мы знаем, Флорин еще не был решительным валентинианином, каким оказывается теперь, а держался самостоятельных взглядов. Следовательно, время составления настоящего труда должно быть отнесено ниже Contra haereses и Περ μοναρχας. Очень вероятно, что оно написано было одновременно с письмом к папе Виктору о Флорине, т. е. около 190–191 гг. 1938 До нас дошло только заглавие и маленький отрывок из него в «Церковной истории» (V, 20, 2), где Ириней увещевает переписчика книги тщательно переписать ее, сличить потом с подлинником и внести в копию настоящее заклинание. 1939 Евсевий говорит, что в самой книге св. отец «относил себя к первым преемникам апостолов», т. е. выставлял в качества хранителя апостольского предания. 1940 Массюет думает, что к этому же сочинению принадлежит и стоящий у него под VIII 1941 фрагмент из неизвестного сочинения Ири-нея, приведенный у Леонтия Византийского и впервые напечатанный в Vita Irenaei Галлуа (Р. 507), в котором говорится о чистоте и блеске тела Христа, внутри украшенного Словом, а снаружи охраняемого Духом. Основанием для такого предположения явилось то, что в Парижском кодексе 2951 сохранился отрывок подобного же содержания с надписью: « Ερηναου, πισκπου τς Γαλλας, κατ Βαλεντνου». Массюет и полагает, что приведенная здесь и там цитата взята из антигностического труда св. отца. Но так как в Contra haereses такого отрывка нет, то, очевидно, он находился в другом подобном сочинении, т.е. Περ γδοδος. С этим фрагментом весьма сходен и сирийский отрывок, напечатанный у Гарвея под XXV. 1942 Трудно с определенностью решить, насколько прав Массюет. Мнение его основывается, собственно, на выражении κατ Βαλεν τνου.. Но ведь Περ γδοδος направлено было не против самого Валентина, а против Флорина. 1943 Может быть, фрагмент заимствован из какой-либо антигностической проповеди св. отца? 1944 Гарвей относит также к Περ γδοδρς греческий фрагмент (стоящий у Массюета под XLV, 1945 в русском переводе – XLI, 1946 а у самого Гарвея – XLIII 1947 ), который гласит: «Нелегко душе, одержимой заблуждением, переменить свое убеждение». Очень может быть, однако, что эта цитата взята из Contra haereses, III, 2 1948 или тоже из «Книги разных поучений». 1949 3. «О расколе» ( Περ σχσματος)

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Г. не могла противостоять мощи Германии. 27 апр. нем. войска вошли в Афины. Король и правительство эвакуировались в Египет. Последним очагом сопротивления стал о-в Крит (май 1941). Оккупация явилась тяжелым моральным ударом для греков, реакцией на нее стала серия самоубийств среди политиков и интеллигенции (Коризис, П. Делта и др.). Страна была поделена на оккупационные зоны: стратегически важные пункты и области находились под контролем Германии, остальное досталось Италии и Болгарии. Особенностью политики оккупантов в Г. был тотальный вывоз продовольствия, вызвавший массовый голод, унесший жизни десятков тысяч жителей крупных городов. С осени 1941 г. в стране развернулось движение Сопротивления, одно из самых массовых в Европе, к-рое возглавили коммунисты и левые социалисты. В нем приняли участие мн. представители духовенства. Несмотря на сотрудничество нек-рых священников и митрополитов с оккупационными властями, позиция Церкви была выражена архиепископом Афинским и всей Греции Хрисанфом (Филиппидисом) , отказавшимся подписать акт о сдаче Афин со словами: «Глава Церкви не сдает столицу своей родины иностранцам. Его первейшая обязанность - заботиться о ее освобождении». Однако архиеп. Хрисанф и его преемник архиеп. Дамаскин поддерживали связь не с партизанами, а с эмигрантским правительством. Гражданская война: 1944-1949 гг. В 1944 г. в связи с продвижением советских войск на Балканах оккупационные войска, теснимые партизанами, стали покидать страну. В окт. 1944 г. правительство во главе с Г. Папандреу вернулось в Афины. В 1946 г. был проведен плебисцит, в результате к-рого кор. Георг II вернулся на греч. престол. После его смерти в 1947 г. ему наследовал брат Павел. По окончании войны потерпевшая поражение Италия была вынуждена уступить Г. Додеканес (1948). Т. о., карта страны приобрела совр. вид. Потери Г. за годы второй мировой войны составили свыше 500 тыс. чел., причем почти половина погибла от голода и лишений. Главная площадь г. Калаврита - место массового убийства греков нем.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Судебная практика лагерных судов была весьма разнообразной. Ежегодно, за исключением 1945 и 1953 гг., в лагерные суды поступало 20–25 тыс. уголовных дел, к суду привлекалось от 25 тыс. до 30 тыс. человек, доля заключенных в этом числе колебалась от 64 % (1946 г.) до 78 % (1949 г.). Значительную часть дел (от 30,4 % в 1945 г. до 19,7 % в 1950 г.) составляли дела о «контрреволюционных преступлениях». Основную массу дел по 58-й статье составляли дела об «антисоветской агитации и пропаганде» (ст. 58 10 ) и о «контрреволюционном саботаже» (ст. 58 14 ). Лагерные суды тщательно изучали и обобщали судебную практику по этим группам дел. «Антисоветская агитация» в условиях лагеря нередко имела успех и представляла порой вполне реальную угрозу благополучию и спокойствию лагерного начальства. Вынося обвинительные приговоры по ст. 58 °, лагерные судьи в большинстве случаев были убеждены, что основной целью антисоветской агитации в лагере является задача «вызвать недовольство режимом и организовать саботаж и срыв выполнения государственных плановых заданий». В 1946 г. по этой статье было осуждено 1235 человек (4,5% к общему количеству осужденных), в том числе 999 заключенных, 11 военнослужащих и 225 вольнонаемных (большинство из спецпоселенцев). В основном в антисоветской агитации обвинялись лица, уже имевшие одну или несколько судимостей за «контрреволюционные преступления». Среди подсудимых лагерных судов нередко встречались настоящие «политические рецидивисты». Заключенная Сибирского ИТЛ М.Ф. Карпова осуждалась по статье 58 10 семь раз. Заключенного Ивдельского ИТЛ А.В. Попова , попавшего впервые в ГУЛАГ в 1933 г. по закону от 7 августа 1932 г., впоследствии 5 раз судили за антисоветскую агитацию, в том числе в 1944 г. приговорили к высшей мере наказания. Поскольку решением Верховного суда СССР расстрел был заменен Попову 20 годами каторги, то все последующие приговоры лагерных судов поглощались этим наказанием. Заключенный В.И. Туров осуждался по 58-й статье шесть раз. Находясь в заключении в Ивдельском лагере, он в 1947 г. написал две антисоветские листовки и вывесил их на видных местах. Как установил лагерный суд, в этих листовках Туров «призывал заключенных к саботажу и неподчинению советской власти и лагерной администрации» 858 . «За составление контрреволюционных воззваний» заключенная Восточно-Уральского ИТЛ Кубрякова осуждалась по ст. 58 10 шесть раз, причем каждый раз к 10 годам лишения свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.Д. Сахаров, прибывший весной 1950 г. для постоянной научной работы на так называемый «объект» (Арзамас-16), где велись разработки ядерного оружия, вспоминал позднее об этом удивительном «населенном пункте»: «Город, в котором мы волею судьбы жили и работали, представлял собой довольно странное порождение эпохи. Крестьяне окрестных нищих деревень видели сплошную ограду из колючей проволоки, охватившую огромную территорию. Говорят, они нашли этому явлению весьма оригинальное объяснение – там устроили «пробный коммунизм». Этот «пробный коммунизм» – объект – представлял собой некий симбиоз из сверхсовременного научно-исследовательского института, опытных заводов, испытательных полигонов – и большого лагеря. В 1949 г. я еще застал рассказы о том времени, когда это был просто лагерь со смешанным составом заключенных, в том числе имеющих самые большие сроки (...) Руками заключенных строились заводы, испытательные площадки, дороги, жилые дома для будущих сотрудников. Сами они жили в бараках и ходили на работу под конвоем в сопровождении овчарок». После случившегося в 1947 г. мощного восстания, – продолжал вспоминать А.Д. Сахаров, – «состав заключенных на объекте сильно изменился – все, имеющие большие сроки, которым нечего терять, удалены, и их заменили «указники», т.е. осужденные на меньшие сроки по Указам Президиума Верховного Совета (...) Восстаний больше не было. Но у начальства осталась еще одна проблема – куда девать освободившихся, которые знают месторасположение объекта, что считалось великой тайной (хотя, несомненно, что иностранные разведки многое знали). Начальство разрешило свою проблему простым и безжалостным, совершенно беззаконным способом – освободившихся ссылали на вечное поселение в Магадан и в другие места, где они никому ничего не могли рассказать. Таких акций выселения было две или три, одна из них – летом 1950 года. В 1950–1953 гг. мы жили рядом с этим лагерем. Ежедневно по утрам мимо наших окон с занавесочками проходили длинные серые колонны людей в ватниках, рядом шли овчарки. Можно было утешаться тем, что они не умирают с голода, что в других местах – на лесоповале, на урановых рудниках – много хуже (...) В 1953 году, после амнистии, заключенных на объекте больше не было. Их заменили военные строительные батальоны (стройбаты). Тоже подневольные люди, но все же – не зеки» 801 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1848 г. составил первый программный документ коммунистов – «Манифест коммунистической партии» и был выслан из Бельгии, в 1849 г. был вынужден выехать из Германии. В 1850 г. развил теорию классовой борьбы, имеющей целью создание общества без классов, где будет править «диктатура пролетариата» (его термин). В 1852 г. Союз коммунистов был разгромлен, а его руководители осуждены, но Маркс был в то время в Англии; он свернул революционную агитацию и до 1862 г. сотрудничал в разных изданиях ради заработка. В 1864 г. Маркс стал основателем I Интернационала – Международного товарищества рабочих, породившего массовые социалистические партии в разных странах. В 1867 г. вышел 1-й том его главного произведения, «Капитала», в котором социализм из утопии был превращен в науку. 2-й и 3-й тома были закончены после его смерти Энгельсом. Полигоном для реализации идей Маркса стала Россия; подавляющее большинство создателей советского государства составляли евреи. 854 Вретище, мешок из грубой ткани (дерюги, или веретья), а также грубая власяница и покаянная одежда вообще. 857 Стена плача расположена на юго-западном склоне Храмовой горы в Иерусалиме; это единственный фрагмент, сохранившийся от второго Иерусалимского храма, воздвигнутого в 515 г. до Р.Х. и разрушенного в 70 г. по Р.Х. Разрушение это произошло в тот же день, что и разрушение царем Вавилонским первого Иерусалимского храма в 585 г. до Р.Х. Длина Стены плача – 156 м; она является одной из иудейских святынь: здесь оплакивается потеря храма. 859 Тит Флавий, сын римского императора Веспасиана (69–79), захватил Иерусалим в 70 г. и разрушил его до основания. Римский император Адриан (117–138) захотел восстановить Иерусалим как языческий город, названный им Элия Капитолина, однако иерусалимляне восстали против него, и город был превращен в римскую колонию. Евреям под страхом смерти было запрещено входить в Иерусалим, а на месте иудейского святилища был воздвигнут храм Юпитеру со статуей Адриана. Омар, второй мусульманский халиф (634–644), захватил Иерусалим в 637 г. и назвал его эль-Кудс или Бэт-эль-Макдис, а храм Соломона обратил в мечеть. Сельджуки, захватившие город в 1037 г., были столь жестоки, что подвигли христиан на крестовый поход в Иерусалим. В XVI в. Иерусалимом завладела Османская империя, а в 1917 г. он был занят англичанами. В 1947 г. при образовании государства Израиль по решению Генеральной Ассамблеи ООН Иерусалим должен был стать самостоятельной административной единицей, управляемой непосредственно ООН. Но в 1948–1949 гг. новообразованное государство начало войну против своих соседей, захватило западную часть Иерусалима и в 1950 г. объявило ее своей столицей. Восточную часть Иерусалима, в которой находятся все его величайшие святыни, Израиль захватил в 1967 г., а в июле 1980 г. провозгласил весь Иерусалим своей «вечной и неделимой» столицей. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Конфедерация Ашанти оказывала упорное сопротивление англ. войскам, постепенно захватывавшим глубинные районы, в XIX в. произошло 7 англо-ашантийских войн. Однако в 1896 г. территории Ашанти были окончательно объявлены брит. протекторатом; г. Кумаси был разграблен англ. войсками, царские сокровища вывезены в метрополию, а асантехене выслан из страны на Сейшельские о-ва. Ответной реакцией на разрушение традиц. устоев, изменение условий жизни, проникновение новой культуры и ценностей стало возникновение религ. форм, к-рые или продолжали традиции африкан. культов, или стали искать специфически африкан. формы выражения христианства. В это время возникло много синкретических культов, представляющих собой смесь традиц. верований с христианством. При этом влияние ислама на севере страны не уменьшалось. В кон. XIX в. зародилось антиколониальное движение. В 1897 г. было создано Общество защиты прав аборигенов Золотого Берега. С этого времени политическая жизнь Г. характеризовалась борьбой между «модернистами» и «традиционалистами», за к-рой стояло соперничество за выгодное положение в колониальном обществе между верхушкой образованной элиты и вождями. В 1920 г. в Аккре состоялся учредительный съезд Национального конгресса Британской Зап. Африки - первой межтерриториальной орг-ции в Зап. Африке. Колониальные власти в 20-40-х гг. ввели выборное представительство африканцев в законодательный и исполнительный советы при губернаторе. В 1946 г. была принята Конституция Золотого Берега. Страна стала первой брит. колонией в Африке, в правительство к-рой вошли африканцы. Однако новая Конституция вызвала волну протеста, т. к. не гарантировала самоуправления. Возглавил освободительное движение Кваме Нкрума - генеральный секретарь политической партии Объединенный конвент Золотого Берега (ОКЗБ, 1947). В 1949 г. он со своими сторонниками вышел из ОКЗБ и создал Народную партию конвента (НПК), выдвинувшую в качестве главного лозунга немедленное предоставление независимости, поддержанное представителями самых разных религ. конфессий. На выборах в Законодательное собрание (1 янв. 1951) НПК получила 34 места из 38. Нкрума стал во главе правительства, большинство в к-ром принадлежало африканцам. Выборы в собрание в 1956 г. принесли победу НПК, к-рая в условиях жесткого противодействия оппозиционных партий (Партия конгресса Ганы, Движение национального освобождения) сумела добиться от Великобритании независимости на правах доминиона (провозглашена 6 марта 1957). Т. о., Г. стала первым независимым гос-вом в тропической Африке. Правительство взяло курс на ликвидацию негативных последствий колониального режима и реформирование экономики. Несмотря на противостояние оппозиции, НПК удалось принять новую Конституцию, провозглашавшую президентскую республику, в февр. 1964 г. ввести однопартийный режим. Основой внешней политики стал панафриканизм.

http://pravenc.ru/text/161627.html

К числу канонистов, сформировавшихся до революции, но работавших уже в эмиграции, относится профессор Сергей Викторович Троицкий (+1972). Будучи синодальным чиновником, он принимал участие в «имяславских спорах», затем эмигрировал в Югославию, где с 1920 г. служил профессором юридического факультета Белградского университета по кафедре церковного права. Начиная с 1948 г. работал в качестве сотрудника Сербской Академии наук, где до 1961 г. был членом комиссии Академии по изданию Кормчей св. Саввы. В 1947 году С. Троицкий был официально зачислен профессором МДА, однако на 1949-й год контракт продлён не был по политическим причинам. Следует отметить, что реакция слушателей на его «небольшие и довольно простенькие», по словам протоиерея Всеволода Шпиллера, курсы лекций была довольно удручающей. Студенты не воспринимали саму идею возможности существования в одной стране двух правопорядков – церковного и государственного. Согласно тому же источнику, происходило это не от неинтеллигентности студентов, а «от того, что, будучи воспитанными в условиях… не существовавшей… [ранее] системы правоотношений, они приобрели совершенно новые «категории правового мышления», настолько своеобразные, что даже, как прежде казалось, само собой разумеющиеся правовые и церковно-правовые понятия в них не укладывались» . Сказанное не означает полного отсутствия историко-канонических и (что особенно важно!) практических исследований в области канонического права в послевоенный период. В этой связи следует вспомнить подготовленный в рамках деятельности Всеправославных совещаний 1961—1968 гг. текст, составленный по инициативе возглавлявшего делегации от Русской Православной Церкви митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова; 1929—1978) . Это резолютивные документы, подготовленные комиссией Священного Синода Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного собора и представляющие несомненный интерес именно в наше время. Непосредственное начало подготовки к Всеправославному собору было положено на Первом Всеправославном совещании (о. Родос, сентябрь 1961 г.). В ходе этого совещания был предложен обширный каталог тем, обобщенных в следующие разделы:

http://bogoslov.ru/article/6171354

Оправдается ли это и относительно немецко-японской интриги? Что-то слишком резко поворачивается Сталин спиной к западным демократиям, чтобы с тревогой не спрашивать себя о следующих поворотах его политики. Литвинов и все его сотрудники уже гибнут жертвой этого еще не выяснившегося поворота. По старой традиции, Сталин, губя оппозицию, перенимает ее программу. Если есть доля правды в германской ориентации оппозиции, то не предвещает ли ее разгром новую германскую ориентацию самого Сталина? 1 Вышинский Андрей Януарьевич (1883–1954) – советский государственный деятель, юрист и дипломат, академик АН СССР (1939). В 1925–28 годах ректор МГУ. С 1931 года в органах юстиции, в 1935–39 годы прокурор СССР. В 1939–44 годы заместитель председателя СНК СССР, с 1949 года по март 1953 года министр иностранных дел СССР, с марта 1953 года заместитель министра иностранных дел СССР. 2 Крестинский Николай Николаевич (1883–1938) – советский политический деятель. В 1923–1926 гг. поддерживал «левую оппозицию». В 1926 году отошёл от неё. Полпредом (послом) в Германии был беспрерывно с 1922 по 1930 годы. В 1930–1937 годах Крестинский был первым заместителем наркома иностранных дел СССР. Вскоре был арестован и обвинён в связях с Троцким, с германской разведкой, в подготовке террористических актов против руководства партии. На процессе по делу «антисоветского правотроцкистского блока» единственный из обвиняемых в первый день процесса не признал своей вины, но после очередного избиения дал требуемые показания. Расстрелян в 1938 году. 3 Кибальчич Виктор Львович, более известный под псевдонимом Виктор Серж (1890–1947) – русский революционер, деятель коммунистической партии и Коминтерна. Его отец Лев Кибальчич был унтер-офицером русской конной гвардии и участником боевой организации Народной воли. Дальним родственником Виктора Сержа был революционер и изобретатель Н. И. Кибальчич. 4 Ульрих Василий Васильевич (1889–1951) – советский государственный деятель, генерал-полковник юстиции. Один из главных исполнителей сталинских репрессий на посту председателя Военной коллегии Верховного суда СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Лит.: Gallet Ch. Le pape Benoît XV et la guerre. P., 1921; Vercesi E. Il Vaticano, l " Italia e la Guerra. Mil., 1928; Виллари Л. Война на итал. фронте 1915-1918 гг. М., 1936; Salvatorelli L. Il pensiero politico italiano dal 1700 al 1870. Mil., 1949 5; Jemolo A. C. Chiesa e Stato in Italia dalla unificazione a Giovanni XXIII. Torino, 1956, 1965; Канделоро Дж. История совр. Италии. М., 1958-1983. 7 т.; Azzaroni A. Socialisti anticlericali. Firenze, 1961; Mori R. La questione romana: 1861-1865. Firenze, 1963; De Felice R. Mussolini il rivoluzionario: 1883-1920. Torino, 1965; Il trauma dell " Intervento: 1914-1919. Firenze, 1968; Vigezzi B. Da Giolitti a Salandra. Firenze, 1969; История Италии. М., 1970-1971. 3 т.; Binchy D. A. Church and State in Fascist Italy. Oxf., 1970r; Ganapini L. Il nazionalismo cattolico: I cattolici e la politica estera in Italia dal 1871 al 1914. Bari, 1970; Комолова Н. П. Движение Сопротивления и политическая борьба в Италии: 1943-1947. М., 1972; она же. Сто лет истории Италии: (ХХ в.). М., 2009; Серова О. В. Италия и антигитлеровская коалиция. М., 1973; она же. От Тройственного союза к Антанте: Итал. внешняя политика и дипломатия в кон. XIX - нач. XX в. М., 1983; она же. Горчаков, Кавур и объединение Италии. М., 1997; Лопухов Б. Р. История фашистского режима в Италии. М., 1977; Barberis C. La società italiana: classi e caste nello sviluppo economico. Mil., 1977 2; Scoppola P. La proposta politica di De Gasperi. Bologna, 1977; idem. La Repubblica dei partiti. Bologna, 1991; Carocci G. Storia d " Italia dall " Unità ad oggi. Mil., 1978 4; Romeo R. L " Italia unita e la Prima guerra mondiale. R.; Bari, 1978; idem. L " Italia liberale: sviluppo e contraddizioni. Mil., 1987; Лисовский Ю. П. Южный вопрос и соц. конфликты в Италии: Опыт соц.-экон. исслед. М., 1979; он же. Италия от фашизма к демократии: Трудные пути послевоенной перестройки. М., 1990; Рутенбург В. И. Истоки Рисорджименто: Италия в XVII-XVIII вв. Л., 1980; La democrazia industriale: Il caso italiano.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

736 Прот. Владимир (Николаевич) Гусев (1894–1982), семинарист, участник Первой мировой и Гражданской войн, офицер-корниловец. Окончил богословский факультет Софийского университета. Во Франции с 1928 г., священник РПЦЗ, настоятель Св.-Георгиевской церкви в Крезо (1929–1932), Св.-Гергиевской церкви в Безансоне (1932–1934), Покровской церкви в Цюрихе (1934–1936). С 1936 г. в Русском экзархате КП, настоятель Воскресенской церкви в Цюрихе (1936–1959). В 1946 г. перешел в юрисдикцию МП. Настоятель церкви Св. Марии Магдалины в Гааге (1959–1968), с 1970-х гг. – настоятель Покровской церкви в Цюрихе. 738 Протопресвитер Валент (Георгиевич) Роменский (1900–1978), семинарист, участник Гражданской войны, галлиполиец. В эмиграции – в Болгарии, во Франции с 1928 г. Окончил Св.-Сергиевский богословский институт (1932). Рукоположен в 1932 г., настоятель Св.-Александро-Невской церкви в Льеже (1932–1957), благочинный приходов Русского экзархата КП в Бельгии (1946–1957), член епархиального совета (1952–1966). Настоятель Скор- бященской церкви в Ментоне (1957–1969) и благочинный приходов на юге Франции. 739 П.Е. Ковалевский будет избран членом епархиального совета на епархиальном собрании 1949 года. 740 Андрей Константинович Лавров (1889–1972), участник Первой мировой и Гражданской войн, капитан-марковец, галлиполиец. В эмиграции в Болгарии, затем во Франции, в Нильванже. Активный член НТСНП (затем – НТС). Долголетний регент хора Св.– Троицкой-Николаевской церкви в Кнютанж-Нильванж. 741 Прот. Симеон (Григорьевич) Великанов (1869–1948), чиновник в земельном департаменте, участник Первой мировой и Гражданской войн. Рукоположен в Польше. Приехал в 1924 г. в Кню- танж (деп. Мозель) с группой русских, выписанных по контракту на металлургический завод. Основатель и настоятель Св.-Троицкой-Николаевской церкви в Кнютанже (1924–1946). После войны почетный председатель местного отделения Союза советских патриотов. Ушел без прихода в юрисдикцию МП. В 1947 г. поселился в старческом доме в Нуази-ле-Гран.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010