Иларион (Огиенко) Иларион (Огиенко), митр. Холмский и Люблинский. Дата рождения неизвестна. С 1932 по 1939 гг. был профессором Варшавского факультета по кафедре славяноведения. В 1940–1941 гг. хиротонисан во епископа Холмского и Люблинского. Друг архиепископа Поликарпа (Сикорского). В 1943 году возведён в сан митрополита неизвестно кем. Принадлежал к поликарповской ориентации, но в то же время стремился создать и свою особую группировку. Дальнейших сведений о нём не имеем. Литература ФАМ Ivan Ogienko wurde am 02.01.1882 im D Brusilov bei Kiev als ukrainischer Bauernsohn geboren. Er verwaiste früh. 1892 kam er in die Volksschule seines Dorfes, später trat er in die Feldscherschule in Kiev ein, weil dort die Ausbildung kostenlos war. 1900 Feldscherdienst im Militärhospital. 1903 holte er das Abitur nach. Nach der 6 jährigen Dienstzeit begann er in Kiev das Studium der Medizin, dann der Philosophie. Er publizierte in allen ukrainischen Zeitungen. Als Separatist konnte er nicht die Dozentenlaufbahn beginnen, so wurde er Lehrer an der Handelsschule. Hier wurde er Freund des Vasyl’ Lypkivsfkyj. 1915 Privatdozent für Literatur an der Kiever Universität. 1918 wurde er ukrainischer Erziehungsminister, 1919 Minister für nationale Angelegenheiten in der unabhängigen ukrainischen Regierung. 1920 ging er nach Polen, wo er in L’vov und später an der theologischen Fakultät in Warschau lehrte. 9–11.10.1940 empfing er die Mönchsweihe, die Weihe zum Diakon und Priester und Erhebung zum Archimandriten durch M Dionysij in Warschau. Am 20.10.1940 Weihe zum В von Cholm und Podlasie durch EB Savvatij von Prag und В Timofej in Cholm. Danach sofort Erhebung zum EB. Er gehörte zur «Autokephalen Orthodoxen Kirche im Generalgouvernement». Auf der Synode im November 1941 wurde er zum M von Kiev vorgeschlagen. Am 16.03.1944 zum Metropoliten erhoben. Im Juli 1944 Flucht von Cholm, 1947 kam er nach Kanada. Um die in Amerika zerstrittenen Ukrainer zu einen, gründete er zusammen mit В Bogdan (Špil’ka) und В Orest die «Ukrainisch- Karpathorussische Metropolie von Nord- und Südamerika» und wurde am 13.03.1949 in New York als ihr Leiter inthronisiert.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Все это позволяет говорить о том, что в критический период, когда на кон были поставлены жизнь и вера, между «сопротивлением» и «сотрудничеством» были десятки оттенков серого. Для выживания и сохранения целостности Общества Сторожевой башни свидетели Иеговы вырабатывали альтернативные стратегии борьбы и адаптации в условиях репрессий и тотального государственного контроля. Несмотря на это, истории сотрудничества и голоса осведомителей умалчиваются в официальной историографии как свидетелей Иеговы, так и других религиозных деноминаций, прошедших через опыт советских репрессий. В политике памяти еще не осмыслены до конца истории сотрудничества и тот факт, что многие верующие доносили друг на друга. Депортация и секретный план «Я вижу по происходящим событиям 8.IV—1951 г., что это вложенный только ключ в замке к раскрытию дверей этого дела», — пишет в своем донесении агент и по совместительству один из видных свидетелей Иеговы . 8 апреля 1951 г. — печально известная дата операции «Север», в результате которой свидетели Иеговы, проживающие на западных границах Советского Союза, подлежали депортации . Более 6 300 верующих с их семьями были отправлены в Сибирь (в основном Томскую и Иркутскую области). Украинская часть операции «Север» проходила под кодовым названием «Тройка» (депортации подлежали три категории населения — «кулаки, андерсовцы и иеговисты» ). На сегодня история операции довольно хорошо изучена и собрана значительная источниковая база, состоящая как из архивных документов, так и из устной истории и воспоминаний очевидцев событий . Однако мало известно о том, что депортация была только частью большого плана. С началом Холодной войны свидетели Иеговы неслучайно стали одной из главных мишеней украинских спецслужб. Уже в конце 1940-х гг. МГБ организовало серию групповых следственных дел, за период 1947–1953 гг. было арестовано около 2 000 верующих, конфисковано тысячи единиц журналов, книг, листовок, более 300 тысяч рублей и другие ценности, раскрыто несколько подпольных типографий, принадлежащих свидетелям Иеговы. Трижды краевое бюро было арестовано в полном составе .

http://bogoslov.ru/article/6172462

Лит.: Рейснер М. А. Христианское государство: Идея христ. гос-ва в прусской церк. политике и учении нек-рых нем. канонистов: (К вопросу об отношении гос-ва и Церкви). Томск, 1899; Hubamsch W. Geschichte der Evangelischen Kirche Ostpreussens. Gött., 1968. Bd. 3: Dokumente; Kirchen in Königsberg seit 1945//Königsberger Bürgerbrief. Köln, 1988. S. 31-32; Губин А. Б., Строкин В. Н. Очерки истории Кёнигсберга. Калининград, 1991; Пантелеимон (Кутовой), еп. Этапы становления Правосл. Церкви в Калининградской обл. с 1945 г. до наших дней: На основе арх. мат-лов. Калининград, 1997; Правосл. община Калининградской обл.: История создания: (По док-там ГАКО)//Калининградские архивы: Мат-лы и исслед.: Науч. сб. Калининград, 2001. Вып. 3. С. 237-269; Трокаль Т. В. Государство Тевтонского ордена в Пруссии в XIII - нач. XIV в.: АКД. М., 2004; Бирюков Г., прот. История православия в Восточной Пруссии с XVI в. по 1945 г. Нестеров, 2005; Копичко А., Стецкевич Е. Калининград//Католическая энциклопедия. М., 2005. Т. 2. С. 685-694; Маслов Е. А. На пути к религиозному подполью: власть и верующие в Калининградской обл. кон. 1940-х гг. Калининград, 2006. (Культурный слой; Вып. 6); он же. Религиозные организации в Калининградской области после 1985 г.//Сб. итоговых мат-лов обл. педагогич. конф. «IV Рождественские чтения». Калининград, 2007. С. 16-22; он же. Репрессии верующих и служителей культа//Книга памяти жертв полит. репрессий: Калининградская обл. Калининград, 2007. С. 387-391; он же. «Да, господин Аденауэр, у нас никто и не думает строить новые церкви»: Культурная политика властей и духовные запросы первых калининградцев//Балтийские исследования. Вост. Пруссия и Калининградская обл. в XX в.: Сб. науч. тр. Калининград, 2009. Вып. 5. С. 69-93; Маслов Е. А., Бирюков Г., прот. Русский уголок Вост. Пруссии//Образы России в отечественной и мировой словесности, истории и культуре: Мат-лы междунар. науч. конф. Калининград, 2006. С. 226-239; Пржездомский А. С. Кёнигсберг-Калининград: Иллюстр. энцикл. справ. Калининград, 2006; Фёдорова А. Н. Из истории создания православной общины в Калининградской обл.: [Док-ты 1947-1949, 1982-1985 гг.]//ВЦИ. 2006. 1. С. 74-96; Labuda G. Studia krytyczne o pocztkach Zakonu krzyackiego w Prusach i na Pomorzu: Pisma wybrane. Pozna, 2007; Тэргович М. Л. Экспансия Тевтонского ордена в Юго-Вост. Прибалтику: АКД. М., 2010.

http://pravenc.ru/text/1319977.html

А.Н. Наумов И. Л. Чернай. Натурное и археологическое изучение оборонительных сооружений Тульских засек в 1984–1992 гг. Тульская засечная черта является основной частью оборонительного пояса XVI–XVII вв., протянувшегося от рязанского берега р. Оки до массивов брянских и козельских лесов и защищавшего русскую землю от татарских набегов. Эта линия обороны была создана южнее первой – «Берега»,– возникшей в начале XIV в. на берегу р. Оки между городами-крепостями Коломна, Кашира и Серпухов. Появление же второй линии обороны, проходившей по рязанской, каширской, тульской и калужской землям, было обусловлено, с одной стороны, возрастанием военной опасности после распада Золотой Орды, с другой,– необходимостью освоения освободившихся южно-русских земель и раздачи их в поместья разраставшемуся служилому сословию. В отличие от других сравнительно малолесных участков Засечной черты Тульские засеки располагаются в полосе густых лесов и образуют вместе с труднопреодолимыми реками естественный рубеж. Хотя изучению отдельных сторон оборонительного дела в Российском государстве был посвящен ряд публикаций еще в XIX в., специальное исследование Засечной черты впервые провел лишь в 1947–1949 гг. А. В. Никитин, работа которого не потеряла актуальности и поныне. Учитывая своеобразие объекта изучения, являющегося одновременно памятником и военной истории, и археологии, Никитин сопоставил в работе данные письменных источников с результатами натурных наблюдений и археологических изысканий. В то же время трех полевых сезонов оказалось слишком мало для детального изучения памятников 500-километровой оборонительной линии. Но даже и в этом состоянии публикация является этапом в изучении многогранного и столь масштабного памятника Второй этап изучения Засечной черты начался в 1977 г. в связи с подготовкой к 600-летию битвы на р. Воже – предтечи победы на Куликовом поле, – совершившейся в местах, где два столетия спустя возникла рязанская линия Засечной черты. Результатом семилетних исследований явилась обобщающая публикация, посвященная выявлению и натурно-археологическому изучению систем памятников военно-инженерного дела и связанных с ними поселений Последующее семилетие было посвящено исследованию памятников наиболее протяженной тульской части Засечной черты, производившемуся в рамках составления свода памятников и создания учетно-охранной документации. В результате была обследована южная сторона Тульской засечной черты вместе с прилегающей территорией от г. Тулы за г. Одоев, произведена сплошная инструментальная топографическая съемка на полосе шириной около одного километра и протяженностью в сотню километров.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

военнопленных. К 1951 г. численность населения М. о. достигла довоенного уровня. Форсированное развитие промышленности и рыбного промысла сопровождалось дальнейшим увеличением этого показателя. Его максимум в М. о. был достигнут к нач. 90-х гг. XX в., когда в регионе проживало ок. 1,2 млн чел., в т. ч. в Мурманске - ок. 500 тыс. чел. В 40-х - 50-х гг. были образованы новые рабочие поселки: Никель (1945), Печенга (1945), Ревда (1950), Зеленоборский (1952), Африканда (1955), Тюва-Губа (1957), Зареченск (1957), Росляково (1959), Шонгуй (1959). На 1 янв. 1955 г. в состав М. о. входило 6 городов, 8 сельских и 3 городских района, 19 рабочих поселков, 41 сельсовет. В 1957 г. пос. Оленья (основан в 1947) преобразован в г. Оленегорск, рабочий пос. Заполярный - в город районного подчинения, выделена пригородная зона г. Кандалакши. В 1965 г. статус города получили поселки Ковдор и Кола, а в 1966 г.- пос. Апатиты. В 1965 г. образован пос. Серебрянский, населенный пункт Урица был переименован в Видяево, в 1966 г. создан пос. Верхнетуломский, а в 1967 г.- пос. Сафоново. В 1973 г. в пригородной зоне г. Апатиты построен пос. Полярные Зори (с 1983 город), в 1978 г. в Кольском р-не появился пос. Туманный, а в 1979 г.- пос. Молочный. По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февр. 1963 г. на территории области осталось 4 района - Кольский, Ловозерский, Печенгский и Терский. Сразу после войны возобновили работу Мурманский учительский ин-т, педучилище, Кировский горно-химический техникум, вернулось из эвакуации из Нарьян-Мара Мурманское среднее мореходное уч-ще. В 1950 г. в Мурманске было открыто Высшее мореходное уч-ще, к-рое начало осуществлять подготовку высококвалифицированных инженеров-судоводителей и инженеров-судомехаников. В 1956 г. Мурманский учительский ин-т был преобразован в Мурманский гос. педагогический ин-т. В 1949 г. был открыт Кольский филиал АН СССР, состоявший из Геологического и Биологического ин-тов, в нач. 1958 г. в филиале были созданы специальный Институт химии и технологии минерального сырья, а также Лаборатория природного газа.

http://pravenc.ru/text/2564372.html

Наличие беспорядков в стране в виде религиозных столкновений послужило предлогом для переброски английских войск в Палестину, и к началу 1929 года им удалось подавить восстание 65 . Важной вехой в истории Иерусалима была принятая 29 ноября 1947 года резолюция ООН о разделе Палестины и о создании на ее территории двух государств — арабского и еврейского. В связи с тем, что иерусалимские святыни, связанные с историей трех религий, имеют исключительную ценность для сотен миллионов верующих, было решено, что Иерусалим должен быть интернационализирован и наделен особым статусом. Этому вопросу был посвящен особый раздел резолюции ( §  13. Святые места), где говорилось следующее: а) уже существующие права в отношении святых мест или зданий и мест, предназначаемых для религиозных целей, не подлежат отмене и не могут быть ограничены; б) свободный доступ к святым местам или в здания и участки, предназначаемые для религиозных целей, и свободное отправление богослужения обеспечивают в соответствии с существующими правами при условии соблюдения требований в отношении поддержания общественного порядка и благопристойности; в) святые места и здания и участки, предназначенные для религиозных целей, подлежат охранению. Не разрешаются никакие действия, которые могут нарушить их священный характер. Первая арабо-израильская война началась сразу же после провозглашения независимого Израиля. 15 мая 1948 года войска семи арабских стран — Транс­­иордании, Египта, Сирии, Ирака, Ливана, Саудовской Аравии и Йемена, вступили на территорию Палестины 66 . В результате арабо-израильской войны (1948–1949 гг.) Иерусалим был разделен демаркационной линией на 2 части: западная вошла в состав Израиля, восточная часть, включавшая Старый город с его святынями, — в состав Иордании. Во время “битвы за Иерусалим” — военных действий, ведшихся в 1948 г. между израильской Хаганой (“оборона”) и Арабским легионом, Харам-аш-Шариф и находящиеся на этом месте мечети получили значительные повреждения. “Свежие проломы в чудесных узорах лазури и золотой смальты, разбитые решетки окон, напоминающих каменные кружева тончайшей работы, возвращают вас к событиям наших дней. Лишь несколько лет назад, во время палестинской войны, рвались здесь снаряды, руша драгоценные сокровища человеческой культуры”, — так писал один из корреспондентов, посетивший Восточный Иерусалим в середине 1950-х гг. 67 .

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАГНЕР Георгий Карлович (19.10.1908, г. Спасск Рязанской губ.- 25.01.1995, Москва), доктор искусствоведения, исследователь культуры и искусства Др. Руси. Г. К. Вагнер. Фотография. 30-е гг. XX в. Г. К. Вагнер. Фотография. 30-е гг. XX в. В 1926 г. В. окончил среднюю школу, в 1930 г. художественно-педагогический техникум в Рязани, преподавал изобразительное искусство и историю искусства до 1932 г. там же. С 1933 г. заведовал художественным отделом краеведческого музея в Рязани, с 1934 г. учился на заочном отд-нии искусствоведческого фак-та Высших музейных курсов Наркомпроса. Первый раз был арестован 21 янв. 1937 г., приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Срок отбывал на колымских золотых приисках «Мальдяк» и им. Водопьянова (УСВИТЛ), в мае 1938 г. отправлен в Н. Хатыннах (ныне пос. Хатынгнах Магаданской обл.). От гибели на открытых приисках его спасло то, что он мог заниматься оформительской работой (писать лозунги, декорации для самодеятельного театра и т. д.); из-за запрещения выезда из мест поселения до окончания Великой Отечественной войны он продолжил свою деятельность художника-оформителя и после освобождения в 1942 г. В 1947 г. вернулся в Рязань, работал в областном художественном музее старшим научным сотрудником, преподавал в художественном уч-ще историю искусства. В 1949 г. был вновь арестован как прежде судимый и приговорен к пожизненной ссылке, к-рую отбывал в пос. Беллык Краснотуранского р-на Красноярского края, работал в геологических партиях техником-художником, чертежником. Освобожден в 1954 г. В 1955 г. в составе Ангарской археологической экспедиции под рук. акад. А. П. Окладникова изучал народное искусство Вост. Сибири, опубликовал ряд статей. В том же году перебрался в Москву, поступил на работу в Ин-т истории материальной культуры (ныне Ин-т археологии РАН) на должность старшего лаборанта. В 1956 г. реабилитирован. В 1968 г. представил к защите канд. диссертацию, за к-рую по решению Ученого совета ин-та ввиду ее особой значимости ему была присуждена степень д-ра искусствоведения.

http://pravenc.ru/text/153819.html

Кампания дискредитации, организованная Отделом пропаганды и агитации ЦК, не могла не отразиться на отношениях Совета с Московской Патриархией. В 1949-1950 гг. не было традиционных приемов руководства Патриархии в Совете, а сам Г. Г. Карпов не только не присутствовал на тезоименитстве и дне рождения Патриарха, но и отказывался от совместных поездок. Безусловно, подобная модель поведения для председателя Совета являлась вынужденной из-за кампании ЦК ВКП(б), что подтверждается его ожиданием от правительства разрешений бывать на официальных приемах патриархии и принимать церковных иерархов в Совете и фразой: «Надо, чтобы в отношениях была теплота» . Важно отметить, что председатель Совета с сентября 1950 г. неоднократно посылал запросы в высшие государственно-партийные ведомства с просьбой дать «указания» Совету по его деятельности в новых условиях. Но ни от одной инстанции, в том числе и от И. Сталина, ответа не последовало, т.к. в условиях советской действительности тех лет наличие ориентирующих указаний властных органов было равнозначно покровительству, а их отсутствие — лишало ответственности, которую, видимо, за деятельность Совета никакой государственный орган не решался на себя брать. После состоявшейся ликвидации в марте 1951 г. постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) Бюро по культуре, официально курировавшего работу Совета, Г. Г. Карпов письменно обратился к И. В. Сталину и Г. М. Маленкову с докладом о реализации государственной политики в отношении Церкви в соответствии с задачами 1943-1945 гг. и о необходимости разработки новых подходов к решению различных проблем. После беседы в Отделе пропаганды и агитации ЦК председателю Совета было указано на «нецелесообразность» роста храмов и молитвенных домов, относительно которых также упоминалось в письме . Не добившись никаких существенных установок «свыше», Г. Карпов в феврале 1952 г. вновь обратился к секретарю ЦК М. А. Суслову с просьбой рассмотреть представленные им «принципы взаимоотношений» государства и Церкви. Тот переслал их в Президиум Совмина СССР, предлагая специального решения не принимать, а просто «согласиться» с предложением председателя Совета. Вскоре было признано уместным сохранить, существовавший до 1947 г., порядок взаимоотношений, без внесения принципиально новых изменений .

http://bogoslov.ru/event/5827210

В ней подчеркивалось: «Деятельность в течение многих лет таких нелегальных молитвенных домов, пещер, тайных избушек и т.п. представляет собою крайне политически вредные явления, т.к. организаторы этих молитвенных домов и их священнослужители нередко имеют благоприятную почву для своей деятельности, а местные органы, в том числе и административные, не знают как с ними бороться». Борьба сильно затруднялась сложностью выявления тайных общин. Г.Карпов писал, что подавляющее большинство их существует на территории РСФСР. Так, в Рязанской области было выявлено 174 нелегальных молитвенных дома, Горьковской – 47, в г.Бугульме Татарской АССР – 3 и т.д. В другом документе Совета по делам РПЦ указывалось, что если в 1948 г. в Рязанской области действовало 175 незарегистрированных молитвенных домов, то в 1949 уже 190, причем в них служило около 200 священнослужителей. Следует указать, что в ноябре 1948 г. ИПХ даже провели тайный Собор в г.Чирчик под Ташкентом, на котором присутствовало 8 архиереев и 5 представителей епископов 704 . Особенно сильно активизация катакомбников в конце 1940-х гг. проявилась в областях Центрального Черноземья, прежде всего в Тамбовской. Некоторые советские историки считают ее третьей, последней волной оживления ИПХ, новым этапом, характеризующимся усилением проповеднической деятельности и заметным ростом групп «истинно-православных христиан» 705 . Другие – А.Клибанов, З.Никольская, Л.Митрохин – даже самим фактом рождения движения ИПХ. Успеху агитации катакомбников способствовала высокая доля единомышленников среди сельского населения Тамбовской области – 10–15%, а также их лучшее по сравнению с колхозниками экономическое положение. В 1947–1948 гг. на Тамбовщине сложились 3 основных очага деятельности ИПХ в 13, в основном северных районах. На первом этапе большинство руководителей являлось выходцами из Липецкой области: В.Титов, П.Мордасов, П.Половинкин, Е.Прибыткова и др. Священнослужителей было очень мало и в качестве пастырей выдвинулись «проповедники» и «старшие братья по духу», странствовавшие по области.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

361 Доктор Иван Степанович Чекунов (18747–1957), из донских казаков, окончил медицинский факультет Харьковского университета. Военный врач в Первую мировую и Гражданскую войны. С 1926 г. во Франции, где работал врачом. Активный общественный деятель. 362 Вице-адмирал Михаил Александрович Кедров (1878–1945) был главным устроителем блестящей эвакуации Русской Армии ген. Врангеля и беженцев из Крыма в ноябре 1920 г. В Париже с 1921 г., он занимал видные должности в военных союзах эмиграции. 363 Сергей Александрович Мацылев (1893–1954), полковник, участник Первой мировой и Гражданской войн. В Париже возглавлял Объединение Алексеевского полка. С 1945 г. – генеральный секретарь РОВС, с 1951 г. –: начальник 1-го отдела РОВС. 364 Петр Яковлевич Григуль (1892–1971), штабс-капитан, участник Первой мировой и Гражданской войн, корниловец. В Париже активный деятель военной эмиграции. 365 Георгий (Гаральд) Карлович Граф (1885–1966), контр-адмирал (произведен в 1939 г.), участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, морской общественный деятель и автор. Начальник канцелярии вел. князя Кирилла Владимировича. Один из руководителей Младоросской партии. 366 Борис Андреевич Дуров (1879–1977), полковник л.-гв. артиллерийской бригады, участник Русско-японской, Первой мировой (воевал в Русском экспедиционном корпусе во Франции и Македонии) и Гражданской (в 1918 г. член Временного правительства Северной области) войн. С 1931 по 1961 гг. директор Русской гимназии в Париже. 367 Георгий Викторович Адамович (1892–1972), известный поэт и литературный критик. В 1939–1940 гг. служил добровольцем во французской армии. После войны некоторое время увлекался «советским патриотизмом». 368 Игорь Александрович Кривошеин (1899–1987), сын А.В. Кривошеина, министра императорского правительства и правительства ген. Врангеля. Брат архиеп. Василия (Кривошеина) . Штабс- капитан, участник Первой мировой и Гражданской войн. Во Франции – инженер. Арестован немцами в 1941, затем повторно в июне 1944 г. за участие в движении Сопротивления, отправлен в Бухенвальд. После войны активный член Союза советских патриотов, выслан из Франции в 1947 г. В 1949 г. приговорен в СССР к 10 годам лагерей. Освобожден в 1954 г., выехал во Францию в 1974 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010