Гармоничный характер Господа Иисуса исключал одностороннее преобладание в Нем одной какой-либо стороны человеческой личности. Напр., мы различаем мужские и женские характеры, с преобладанием отличительных свойств. Во Христе Спасителе же мы видим гармоничное сочетание мужских совершенств, именно – несравнимой борьбы, побеждающего мир героизма, и женских – мягкосердечия, безграничной преданности, крайнего терпения, беспредельного послушания. Мы различаем характеры замкнутые и созерцательные, и открытые и деятельные, или практические. Во Христе же Спасителе видим гармоничное соединение созерцания и практической деятельности. А отсутствие в Господе Спасителе увлечений и страстей видим из того, что в Нем никогда не превозмогает одно какое-либо душевное состояние и не преобладают другие. Напр., глубокая скорбь скоро сменяется в нем душевной радостью, радость тотчас же растворяется печалью ( Мк. 14:8–9 ); гнев смягчается состраданием, а сострадание переходит в гнев ( Матф. 23:39 ); среди унижения Господь Спаситель никогда не забывает Своего царственного величия; и среди величия всегда сознает, что Он принял зрак раба и пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим. Отвергая в Господе Спасителе присутствие страстей, мы утверждаем, что в Нем было только одушевление и сильное желание выполнить Свое предназначение на земле. Потому говорит Он: огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся ( Лук. 12:49 ). Имея нравственную свободу в Самом Себе, Господь Иисус Христос столь же свободен во всех Своих отношениях к окружающему миру. Напр., Он постится, но Он «есть и пьет», когда находит это нужным. Он находится вне семейных отношений, но Он принимает приглашение на брак. Он не имеет где главы преклонить, но Он никогда не просит ни у кого милостыни. Он считает Себя свободным от уплаты подати на храм, однако уплачивает подать, находя это нужным для Своей цели. Фарисеи искушают его, хотят уловить в нарушении Моисеева закона, в возмущении против царской власти, но Он единым словом обличает все их козни и выходит из искушения победителем. Народ восторгается и хочет провозгласить Его царем, но Он выше всякого земного чествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

3. В монахини постригать послушниц не возбраняется по достижении сорока лет от рождения. 4. Пострижению в монашество обоего пола должен предшествовать послушнический искус, который может продолжаться несколько лет и вообще полагается не менее трех годов, кроме следующих, достойных особого уважения, случаев: а) Тех, которые совершили в духовных училищах курс богословского учения с отличным одобрением в поведении, вместо трехлетнего искуса, может быть вменено время постоянного пребывания их под надзором и Нравственным руководством духовного начальства училищного. б) Вдовые священнослужители, достаточно одобряемые в поведении по сей службе, могут быть также освобождены от трехлетнего искуса. 5. Число послушников в мужских и послушниц в женских монастырях иметь равное против положенного числа монахов и монахинь. 6. Впрочем не возбраняется в монастырях, где есть особенная нужда, или где находятся особенно способные руководители в монашеской жизни, увеличивать число послушников на счет уменьшения оных в других монастырях так, чтобы в общей сложности сохранялось ненарушимым правило, изложенное в предыдущей статье. 7. Смотря по способам монастырей, независимо от положенного комплекта, по человеколюбию могут быть принимаемы: а) Престарелые и беспомощные священно и церковнослужители для пронитания и успокоения. б) Дети неимущих священно и церковнослужителей, особенно сироты, для практического приготовления к церковнослужительским должностям. 8. Подобно и в женские монастыри могут быть принимаемы: а) Беспомощные вдовы и девицы духовного звания, преклонных лет. б) Малолетние сироты и бедные женского пола для воспитания и обучения рукоделиям с обратным отпуском из монастыря, как скоро найдут возможность благонадежно пристроиться вне оного. 9. Действие настоящих правил, не распространяя на тех, кои по ныне определены указами по увольнении из прежних состояний, обратить на тех только, которые отныне вступать будут в монастыри. 10. Впрочем Синоду войти в ближайшее рассмотрение нынешнего состояния монастырей и приложить всемирное попечение о истинном благоустройстве оных в Правственном и духовном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, за прилавками в Саутси говорилось немало непристойностей, но, подобно грязной болтовне моих школьных товарищей в Бромли, в них было больше смешного и любопытного, нежели привлекательного. Они не вызывали желания, скорее отвлекали от него. Вся эта не совсем безобидная пачкотня никак не совмещалась в моем сознании с невинным флиртом с девушками-ученицами и женщинами из числа продавщиц, чему, как и галантным формам ухаживания, я научился среди своих кузин в Серли-Холле. Женщинам из отдела готового платья полагалось иметь хорошую фигуру; они слегка кокетничали с учениками и проявляли к ним сестринское внимание, чтобы при случае заполучить кавалера, но подобного рода отношения никогда не доходили до поцелуев и объятий. Насколько я помню, «хорошая фигура» в те времена подразумевала тесный корсет, подбитый ватой, и высокую грудь, все это называлось «классические формы», но никак не напоминало пышногрудых Венер и Британий, которые впервые пробудили во мне сексуальность. Раскованная нынешняя молодежь не может даже вообразить, как основательно — от высокого, на китовом усе, воротничка до оборок на подоле платья — были скрыты от мужских взоров тогдашние женщины и какое сопротивление вызывала обнаженная натура в искусстве. Мужчины ходили в мюзик-холлы, дабы просто увидеть женские руки, ноги и формы, но у меня не было на это денег. Чтобы проникнуть за все эти защитные сооружения и увидеть живое женское тело, надо было познать физическую любовь, но ни в Саутси, ни в Мидхерсте я ни разу не влюбился. Мать-природа не оставляла меня в покое и раздевала для меня во сне одну девочку-ученицу, которая казалась мне хорошенькой, а также продавщицу из отдела готового платья, официально считавшуюся моей «названой сестрой», но эта старая греховодница Природа обставляла сновидения таким числом условностей, преувеличений, ненужных деталей, что, встречая свои жертвы наяву, я начинал еще больше стесняться, зажиматься и кривляться. К тому же в Саутси женщины жили в одном крыле здания, а мы, мужчины и юноши, в другом, под неусыпным наблюдением.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

Как найти себе духовного отца? Духовного отца надо искать по расположению своей души. Когда вы доверяете своему духовному отцу во всем, и сердце ваше раскрывается перед ним, вы тайны своей души доверяете, можете ему открыть. Вот в таком случае вы избираете такого духовника, что он будет свободно с вами говорить, чтобы вы могли ему спокойно вве­рять свои тайны сокровенные. И тогда вы чувствуете, что получаете от этого духовную пользу, что он руководит вами, помогает вам, дает вам утешение, наставления для совершенствования в духовной жизни. Если духовник в каком-то отношении не отвечает своим требованиям, вы легко можете его оставить и перейти к другому, который большую доставляет вам душевную пользу. Тут такого закона, который прикреплял бы, нет – избирайте все по расположению своей души. От кого получаете больше душевной пользы, того и держитесь, к тому прибегайте. В каких случаях можно переходить от одного духовного отца к другому? Если вы чувствуете, что не получаете уже духовной пользы, утешения в руководстве тем или иным духовником, а от другого – получаете душевной пользы больше, то не смущаясь можете перейти к другому. Лишь бы получали для души большую пользу, лучшее руко­водство. Известно, что в современных монастырях жизнь протекает совсем иначе, нежели в древних. Еще в прошлом веке писал святитель Игнатий (Брянчанинов) об упадке монашества и о том, что тихие, казалось бы, пристани становятся пучиной гибели для многих душ. В особенности сегодня это касается женских монастырей. Возможно ли сейчас в здоровой духовной обстановке подвизаться в монастыре? Знаете ли вы сейчас женские обители, конкретно, в какие безбоязненно можно вступить человеку, имеющему благословение на монашество? К сожалению, я, конечно, этого не знаю. Надо поездить и побывать лично в обителях и посмотреть на их внутреннюю духовную жизнь и какое-то уже сделать заключение. К сожалению, я никуда для этого не выезжаю. Конечно, сейчас этот вопрос актуальный, важный, серьезный. Беда, конечно, в том, что у нас нет кадров, таких духовных лиц: в мужских монастырях – таких духовников опытных нет. А в женских нет таких духовных стариц, которые бы окормляли молодых, новоначальных. Конечно, это большой пробел. Но говорить о том, что монастыри совсем не надо возрождать и созидать, поскольку там нет полноценной духовной жизни, считаю, что это тоже будет не совсем правильно. Тем, которых Господь призывает к монашеской жизни, кого Он именно призывает, – Господь дает силы, дает разум, дает терпение. Хотя и скудна сейчас жизнь в духовно-нравственном плане во вновь возрождающихся обителях, но все-таки там собрана община во имя Христово. И если человек пришел именно с целью спасения своей души, я думаю, Господь, имиже веси судьбами, но будет подавать человеку и утешение, и подкрепление, и совершенствование в его духовной жизни. Хотя, конечно, может быть, будут большие непри­ятности, переживания, неудобства, но тем не менее спасение совершаться будет и совершается.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Женщина играла большую роль на этом пути. Но женщина есть лишь соблазн и страсть мужчины. У Достоевского нет ничего подобного проникновению Толстого в женские образы Анны Карениной или Наташи. Анна Каренина не только имеет самостоятельную жизнь, но она главное центральное лицо. Настасья Филипповна и Грушенька – лишь стихии, в которые погружены судьбы мужчин, они не имеют своей собственной судьбы. Судьба Мышкина и Рогожина интересует Достоевского, а Настасья Филипповна есть то, в чем осуществляется эта судьба. Он не способен жить с Настасьей Филипповной так, как Толстой жил с Анной Карениной. Женская инфернальность интересует Достоевского лишь как стихия, пробуждающая мужскую страсть и раздваивающая личность мужчины. Мужчина оказывается замкнутым в себе, он не выходит из себя в другое, женское бытие. Женщина есть лишь сведение мужских счетов с самим собою, лишь решение своей мужской, человеческой темы. Судьба человека для Достоевского есть судьба личности, личного начала в человеке. Но личное начало есть по преимуществу мужское начало. Поэтому у Достоевского такой исключительный интерес к мужской душе и незначительный интерес к душе женской. По истории женской души нельзя проследить судьбы человеческой личности. И поэтому женщина может быть интересна лишь как стихия и атмосфера, в которой протекает судьба мужчины, судьба личности по преимуществу. Мужчина у Достоевского приковывается к женщине страстью. Но это остается как бы его делом с самим собой, со своей страстной природой. Он никогда не соединяется с женщиной. И потому, быть может, так истерична женская природа у Достоевского, потому так надрывна, что она обречена на несоединенность с природой мужской. Достоевский утверждает безысходный трагизм любви. Он так и не раскрывает нам андрогинной человеческой природы. Человек остается у него трагически раздвоенным мужчиной, не имеющим своей Софии, своей Девы. Достоевский недостаточно сознавал, что природа человека – андрогинна, как то открывалось великим мистикам, Якову Бёме и другим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Во всяком случае возникшие в силу правил 1836 и 1837 гг. школы сразу получили быстрый рост: в три года их было открыто до 2000, в которых 2586 наставников и наставниц обучали около 19000 детей обоего пола. Правда, школы имели благотворное влияние собственно в отношении к православным, в отношены же к раскольникам непосредственные успехи их были весьма незначительны. «Раскольники поняли цель распоряжения, и либо совсем не пускали в церковные училища своих детей, либо, пуская, в то же время с особенною силою преследовали их своими внушениями и, при опасении сближения с православием , спешили взять их из училищ» 70 . Но большую в миссионерском отношении важность имело непосредственное влияние школ собственно на православных, потому что оно предупреждало раскольническую пропаганду среди последних, особенно среди подрастающего поколения. Наибольший успех в этом отношении имели единоверческие школы. Здесь можно указать и характерные образцы школ именно для девочек, например – из истории единоверия в Нижнетагильском заводе и его округе. С 1846 по 1860 год в этом округе было открыто 17 единоверческих училищ, из них 6 для девочек и два смешанных. Если брать средним числом, в школах ежегодно обучалось девочек более 33%, всего же в течении 15-ти лет из них вышло 426 учениц. Материально поддерживаемые заводским начальством и благотворителями, женские школы преуспевали в деле обучения не ниже мужских и на ряду с ними благотворно влияли и на ослабление раскольнического духа в среде единоверия, и на ослабление самого раскола. В современных записках и документах об этих школах содержатся сведения очень любопытные. Первая нижнетагильская единоверческая школа для девочек была открыта 26 января 1847 года при Никольской единоверческой церкви, на средства единоверца Я. А. Морозова, почему и названа была Морозовскою. Признавая, что мрак раскола легко может быть разогнан светом школьного обучения в духе православия, ревностный основатель школы главным образом уповал на то, что «дети женского пола, быв обучены и вразумлены в законе Божием, впоследствии будут передавать это своим детям с самого младенчества, ибо первое воспитание и первые мысли о вере и добродетели передаются детям матерями семейства».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Общий вывод рассматриваемого отчета состоял в том, что женщины и особенно келейницы, составляют самое деятельное, грамотное, смелое и огромное ополчение пропаганды, которая потому и дорожит ими, помогая в выкупе их на волю и наделяя всякими пособиями 64 . В отчете по Нижегородской губернии, составленном в 1854 году, было указано значение раскольнических женских скитов и охарактеризованы те меры, к каким пробегают скиты для поддержки и прославления раскола. Важно было здесь собственно то, что женские скиты отчетом так сказать были выделены из скитов мужских и так как речь шла о знаменитом керженском царстве женских скитов и монастырей, то и характеристика вышла наиболее полной и яркой. «Русский раскольник, если он занял почему-либо видное место в кругу сектаторов, вообще отличается ханжеством и лицемерием. Но нигде это лицемерие не достигает таких размеров, как в скитах, особенно женских. Этим ханжеством скитские жители поддерживают доброе о себе мнение богатых раскольников и соблазняют простой народ окрестных деревень». Из долговременного своего наблюдения над бытом скитских раскольников чиновных пришел к заключению, что всякий скитский раскольник или раскольница на каждом шагу употребляет рассчитанное ханжество и лицемерие в разных видах и формах. «Он ханжит пред чиновниками и притом иначе пред высшим, иначе пред низшим, иначе пред молодым, иначе пред старым. Он ханжит пред богатыми раскольниками, ханжит пред простым народом. Одна обитель ханжит пред другою, и в одной обители старухи ханжат пред молодыми, а молодые лицемерят пред старыми, – словом каждый час, каждую минуту скитский раскольник лицемерить, живет обманом, с малолетства до преклонной старости ходит в личине». Чиновнику пришлось однажды быть в женских керженских скитах с саратовским преосвященным Иаковом. Встреча за воротами, поклон в пояс, угодливые речи, беспрестанные предложения покушать чаю, вина. Когда преосвященный увещевал скитниц, то отвечая на его доводы, они кланялись ему в ноги со словами: «оставьте нас на прежнем положении», или же говорили: «мы люди темные, неученые, мы знаем только молитву Иисусову, как нам отвечать на слова ваши».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Пишется щ в тех случаях, когда оно целиком относится или только к корню, или только к суффиксу, например: щётка, щука, прощу, ищу, вощаной, дощатый; расщепить (ср. щепать); площе (ср. плоско); погонщик (ср. погонять); женщина (ср. жена). Пишется сч на стыке приставки и корня, когда с относится к приставке, а ч к корню, например: счесть, бесчестный, исчерпать, чересчур. Пишется шч, жч, сч, зч, стч или здч: 1) на стыке корня и суффикса, если суффикс начинается с ч и этому звуку предшествуют согласные ш, ж, с, з, ст, зд корня, например: перебежчик (ср. перебежать), перевозчик (ср. перевозить), разносчик (ср. разносить), объездчик (ср. объездить); 2) в основах, оканчивающихся на сочетания шк, жк, ск, зк, стк или здк, если при замене суффикса вместо к в этих сочетаниях появляется звук ч, например: резче (резкий), хлёстче (хлёсткий), веснушчатый (веснушки). Примечание. В словах счастье, песчаный пишется сч. § 55. В числительных от 11 до 30 перед ц пишется д, например: одиннадцать, двенадцать, двадцать. § 56. В словах, произведённых от основ на -к, -ч, -ц, перед суффиксами, начинающимися с н, пишется ч (хотя в некоторых из этих слов произносится ш ): печной, печник (печь), стрелочник, гречневый (греча), прачечная (прачка), скворечник, скворечня (скворец), балалаечный, горчичный (горчица), справочник (справка), перечница (перец), крошечный (крошка), конечно (конец), пустячный (пустяк), скучно (скука), лоточник (лоток), но: лотошник (играющий в лото). Так же пишутся женские отчества, произведённые от мужских отчеств на -ич, например: Ильинична, Саввична. В словах, произведённых от основ на -х, перед суффиксом -н- пишется ш, например: золотушный (золотуха), суматошный (суматоха), наушник (ухо). Примечание. В отдельных случаях пишется сочетание шн: двурушник, городошник. § 57. В род. пад. ед. ч. прилагательных и местоимений мужского и среднего рода в окончании перед гласными пишется буква г (хотя произносится в ), например: доброго, синего, его, того, всего, моего. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В. В. Зверинский. Преображение старых и учреждение новых мон-рей с 1764 по июля 1890 г. СПБ., 1890 (ГПИБ) Большое значение в наследии З. имеют его исследования мон-рей в России. Интерес к истории отечественного монашества появился у него в 60-х гг. В переработанном З. «Кратком учебном курсе географии Российской империи» Я. П. Кузнецова (СПб., 1885 13) добавлены, в частности, сведения о мон-рях, хотя дополнения не отличаются систематическим характером, а издание содержит многочисленные ошибки. Последним и наиболее важным трудом З., результатом 20-летней работы в свободное от службы время, стал «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем» (СПб., 1890-1897. 3 вып.). В предисловии автор указывал на значение мон-рей как центров «духовно-нравственного учения для народа» и «колонизации и ассимилизации инородцев», важность изучения обителей для истории Российского гос-ва в целом. В числе своих основных задач З. называл «приурочение географического положения монастыря», в т. ч. с помощью карт и материалов Центрального статистического комитета, установление времени основания или 1-го упоминания обители и совр. состояния, включая связанную с ней топонимику. Решение этих задач составляет несомненную ценность его труда, особенно в отношении упраздненных обителей. Издание состоит из 3 разделов (томов): «Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764-95 по 1 июля 1890 г.»; «Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 гг.»; «Монастыри, закрытые до царствования имп. Екатерины II». Сознавая уязвимость такой классификации, З. сопроводил 1-й т. дополнительным указателем, в к-ром преобразования мон-рей сгруппированы в 10 отделов по их характеру: «Восстановление обителей после их упразднения по штатам и учреждение новых на местах прежде существовавших» (в т. ч. бывш. приписных, а также католических или униатских); «Обращение мужских обителей в женские»; «Основание новых монастырей, пустыней и скитов»; «Учреждение женских общин и принятие их в ведомство епархиального начальства»; «Преобразование женских общин в общежительные монастыри»; «Перенесение монастырей с одного места на другое»; «Обращение монастырей в архиерейские дома»; «Приписка обителей к архиерейским домам и другим монастырям»; «Упразднение обителей»; «Перемещение обителей из одной степени классов в другую». Автор сопроводил издание общими для всех томов указателями: алфавитным, по губерниям и по времени основания (1-го упоминания). В тексте выдержан алфавитный порядок расположения мон-рей, однако наименования часто реконструированы произвольно, а в качестве ключевого слова может использоваться как географический термин, так и посвящение мон-ря или имя основателя.

http://pravenc.ru/text/199667.html

А в мае 1943 года обучение стало раздельным уже и в средней школе. Когда я знакомилась с документами, то в первую очередь обращала внимание на то, насколько грамотно и быстро, без ущерба для учёбы, это новшество было проведено в жизнь — предусматривали все детали и мелочи. По инструкции Наркомпроса, мужские и женские школы должны были находиться в отдельных зданиях и рассматриваться как средние общеобразовательные учреждения. Эти раздельные советские школы хотели сделать элитными, но для всех! Такие учреждения призваны были стать образцом для обычных совместных школ. И, естественно, они должны были иметь необходимое военно-учебное, спортивное, лабораторное оборудование. При этом в мужских учебных заведениях предполагалось значительно увеличить часы лабораторных работ по физике, химии, биологии. Показательно, что мероприятия по переводу мальчиков и девочек в разные школы курировал непосредственно председатель Совнаркома РСФСР Алексей Косыгин. К середине 1943 года воссоздание традиционной русской школы было практически завершено. Уже летом нужды детей и подростков были приравнены к нуждам фронта. Это стало серьёзным шагом на пути к дальнейшим преобразованиям, что принесло свои плоды уже в 50-е годы. Речь идёт о введении обязательного (повсеместного) семилетнего обучения для ребят с восьми до пятнадцати лет. Было введено и обучение работающих подростков в вечерних школах рабочей молодёжи. Что касается раздельного обучения, то оно появилось в 82-х городах Советского Союза. Был составлен специальный документ, который определял обязанности детей как в процессе обучения, так и в обществе в целом. Позже было введено обучение детей с семи лет. Это, собственно, и была та самая семилетка с закреплённой пятибалльной системой для всех. Особое внимание было уделено военному обучению мальчиков. В августе 1943-го в соответствии с постановлением Совнаркома создаётся Суворовское училище, названное так по инициативе Сталина. К 1944 году уже существовало 17 таких заведений. Одновременно создаются два Нахимовских военно-морских училища в Ленинг раде и Риге. Там воспитывали и обучали сыновей военных моряков — в основном, конечно, детей-сирот.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/21/stalin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010