Школьное образование при руководителе СССР И.В. Сталине. По-настоящему о советской школе можно говорить, лишь рассматривая период со второй половины 40-х до конца 50-х годов прошлого века. Именно в эти 10-15 сталинских и «постсталинских» лет уже сформировалась и ещё не разрушилась та истинно советская система школьного образования, в которой было много того, чему нам не только сейчас, но и в дальнейшем есть смысл поучиться… Система образования и продолжительность обучения. В те годы детей брали в школу с 7-летнего возраста, и основной обязательный школьный курс укладывался в 7 лет. После окончания семилетки поступали в школы ФЗО (фабрично-заводского обучения), ремесленные училища или техникумы, либо шли учениками непосредственно на производство. Часть школьников, ориентированная на поступление в вузы, оставалась в школе ещё на три года (8-10 классы). Раздельное обучение. С 1943 по 1954 год обучение в средней школе было раздельным, как в дореволюционных гимназиях, — существовали мужские и женские школы. Правда, это касалось только городов. В рабочих посёлках и в сельской местности обучение оставалось совместным. Одним из аргументов в пользу введения раздельного обучения в 1943 г. стало утверждение о том, что природа детей в зависимости от половой принадлежности различна, поэтому девочек надо учить иначе, чем мальчиков, учитывая особенности их физиологии. Кроме того, говорилось о необходимости укрепления дисциплины в школах и устранения не всегда здоровых взаимоотношений, создающихся между мальчиками и девочками при совместном обучении? Здесь имелось в виду психологические особенности поведения разнополых детей и подростков, находящихся в рамках единых коллективов. Согласно инструкции Наркомпроса РСФСР, каждая мужская или женская школа обязана была иметь отдельное учебное здание, как и дореволюционная классическая гимназия, считавшаяся средним общеобразовательным заведением. Школы с раздельным обучением сталинской эпохи тоже стремились сделать в некотором смысле элитными, образцовыми по сравнению с обычными совместными. Мужские и женские учебные заведения должны были иметь все необходимое военно-учебное, спортивное и лабораторное оборудование. В мужских учитывая специфику профессиональной ориентации юношей того времени, предполагалось значительно увеличить лабораторные и практические работы по физике, химии, биологии.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/01/...

их было 460 против 429 женских), большинство монашествовавших в стране составляли женщины. Данного обстоятельства, думается, нельзя не учитывать, зная, что в большинстве своем женские монастыри были беднее мужских. 562 Не случайно многие женские общины употребляли все усилия в поисках средств для своего существования, что закономерно приводило насельниц в столицу. На это в 1913 г. обратил внимание и Св. Синод, напомнивший, что монашествовавшие (в том числе и обитавшие на берегах Невы без начальственного надзора монахини и послушницы, командированные из провинции настоятельницами для изыскания средств) без разрешения епархиальных властей не вправе покидать своих епархий. 563 Подобные «путешествия» за деньгами свидетельствовали о явно неблагополучном финансовом положении многих российских монастырей (прежде всего, женских). Однако не стоит забывать и того обстоятельства, что «монастырское начальство по разным соображениям старалось полностью не раскрывать сведения о своих финансах и имуществе. Эта нарочитая скромность не укрылась от светских публицистов и порождала преувеличенные представления о монастырских богатствах. В плену этих представлений, по мнению П.Н.Зырянова, отчасти оказывалось и правительство». 564 Не случайно казенные субсидии на монастыри, к тому же распределявшиеся произвольно, были минимальны, составляя, например, на 1910 г. – 1,1% сметы Св. Синода. На что же жили монастыри? Прежде всего, важнейшей статьей общемонастырских доходов была прибыль, получаемая от земельных угодий, а также от лесов, лугов, озер, прудов, мельниц и различных заведений, располагавшихся на территории обители. В конце XIX столетия большинство монастырей империи (235) имело от 200 до 500 десятин земли, а 133 – и того меньше – от 100 до 200. При этом 94 обители имели значительные земельные богатства (от 500 до 1 000 десятин), а 59 – от 1 000 до 3 000. Но лишь 25 монастырей обладали по-настоящему огромными земельными угодьями: 12– от 3 000 до 5 000 десятин, 7 – от 5 000 до 10 000, и 6 – свыше 10 000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цветы, как и люди, бывают мужские и женские. На мужских цветах есть пыльца, которая ветром или через насекомых переносится на женские цветы. И опыляет или оплодотворяет их. Тогда в женском цветке начинает развиваться семя – будущее потомство, будущий цветок. Ты знаешь, что птицы несут яйца. Но яйцо без оплодотворения не станет развиваться, как не станет в цветке развиваться семя без пыльцы. Перед тем как снестись, птица должна быть оплодотворена мужским началом. У цветов пыльцу переносят ветер и насекомые. У птиц и животных это делается органами оплодотворения. Животные не несут яиц, как птицы, и не высиживают их. Яйцо у животных остаётся внутри организма и развивается в нём, пока новый организм не станет способен к самостоятельной жизни. Тогда происходит рождение. Так бывает у животных. Так же бывает и у людей. Оплодотворение – это начало всякой жизни. И твоя, и моя жизнь, и жизнь всех людей, и жизнь всего, что нас окружает, – всё создано оплодотворяющей силой, вложенной в природу. К жизни надо относиться с благоговением. С благоговением нужно относиться и к тому, что создаёт жизнь. Если когда-нибудь ты услышишь и гадкие рассказы о великом таинстве природы – не слушай: кто оплёвывает и кощунствует над источником жизни – тот оплёвывает и кощунствует над самою жизнью. Может, слова были бы другие, но чувства и мысли, которые я хотел бы передать ребёнку, были бы именно эти. Чтобы передать их детям – надо ещё одно условие: Надо, чтобы взрослые думали и чувствовали так же! " Ла», молодому поэту. За стихи спасибо. Но печатать нельзя. Хотя бы потому, что введёшь читателей во искушение: скажут, Далёкий Друг себя рекламирует. 666. Изругал, изругал меня – да потом просит «ответ»! Чудак вы... А относительно смысла анкет – я думаю, и так ясно. Какой вообще смысл общественного мнения? Если бы люди сообща ничего не обсуждали, а сидели со своими мыслями по своим норам, ожидая, что начальство само обо всём подумает, – тогда у нас было бы всё как двести лет назад. Поэту беженцу. Пустяки! С такими делами к гипнотизёру не надо обращаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Небольшая, человек на сорок, женская зона была отделена от мужской высоким забором, увенчанным колючей проволокой, но вахта для обеих зон была общая. Даже зимой, когда женские тела были плотно скрыты под стегаными ватными бушлатами и штанами, а головы почти целиком тонули в шапках-ушанках, опытные глаза изголодавшихся по женской ласке мужчин весьма точно определяли основные для них достопримечательности женских фигур. Надо ли говорить, что всевозможные, самые непристойные оценки этих фигур и не менее яркие предложения собственных мужских достоинств — в смысле их длины и толщины, — никакой цензуре не подвергались. Большинство женщин, состоявшее из блатных или весьма близких к ним по своему развитию и культурному уровню «бытовичек» — мелких воровок, убийц своих мужей, хахалей, а то и детей, проворовавшихся продавщиц, — воспринимало адресованные им выкрики с явным одобрением. Порой женские ответы на звучавшие из мужской толпы «комплименты» их задам и грудям — бывали похлеще, чем мужская самореклама. Нетрудно представить себе, как подобная обстановка действовала на находившихся в этой среде «политических», на сидящих по статье 58–10 интеллигентных женщин. Вроде очень милой и скромной жены маршала авиации Ворожейкина, угодившей в наш Каргопольлаг вместе со своим мужем, и только за то, что была женой прославленного военачальника. Однажды летом — было это в 1952 году — на развод впервые пришел вновь назначенный начальник режима нашего лагпункта — капитан Тюгин. Об этом перешедшем на лагерную службу ради прокормления своей большой семьи армейском офицере — о человеке, как оказалось, добром и явно сочувствовавшем многим невинно страдавшим в лагере людям — будет особый рассказ. А тогда, то есть до того, как он впервые появился на разводе, о новом начальнике режима прошел слух, будто это очень суровый и жестокий человек, присланный на наш «столичный» 2-й лагпункт для того, чтобы хорошенько закрутить здесь гайки. Вероятно, из-за этого слуха развод в присутствии нового начальника режима проходил спокойно и чинно.

http://azbyka.ru/fiction/xorosho-posidel...

Поэтому оптимально определить максимальную коечную вместимость приюта в 50 мест (коек) с учетом карантинного отделения и изолятора, особенно если в здании только одна эвакуационная лестница. Таким количеством людей проще управлять, за ними будет проще уследить дежурным, сами же проживающие смогут получить более полные и качественные услуги. Исходя из общего количества мест, равного 50, нам кажется оптимальным следующее распределение коек: 4 места — изолятор (две мужские койки и две женские), 10 мест — карантин (восемь мужских коек и две женские), 10 — отделение инвалидов, 6 — женское отделение и 20 — мужское отделение. Вернемся к противопожарным нормам для учреждения до 50 мест. Ширина эвакуационных дверей должна быть не менее 0,8 м, высота — 1,9 м (СП 1.13130, п. 4.2.18), при этом двери должны открываться в сторону выхода из помещения (там же, п. 4.2.22). Двери должны иметь возможность открываться без ключей — например, иметь магнитный замок, который автоматически разблокируется при пожаре (СКУД), щеколду или держать двери постоянно открытыми (там же, п. 4.4.6). Ширина путей эвакуации — 1м, высота — 2 м, при открывании дверей из кабинетов наружу ширина пути эвакуации уменьшается на половину дверного полотна при одностороннем расположении комнат и на одно полотно — при двухстороннем. При этом ширина должна оставаться не менее 1 м (в противном случае двери нужно перевешивать). На путях эвакуации не должно быть перепадов, ступеней и порогов (возможен только уклон), пути должны оставаться пустыми (там же, п.п. 4.3.3—4.3.7). Эвакуационные лестницы должны иметь ширину 0,9 м, высоту 2,2 м, межэтажные площадки — такую же ширину, как и сама лестница (там же, п.п. 4.4.1, 4.4.2). Двери, отделяющие эвакуационные лестницы от эвакуационных путей, должны оснащаться доводчиками, при этом лучше сразу ставить противопожарные двери (там же, п.п. 4.4.6). Максимальное расстояние от самых удаленных помещений до эвакуационной лестницы — 40 м, от помещений для инвалидов — 15 м (там же, п.п. 7.2.1 и 9.3.1).

http://azbyka.ru/zdorovie/organizacija-p...

Возможно, он просто взбунтуется и превратится в мужчину через линию хулигана, но путь этот опасен и нежелателен. Скорее всего, вырастет милое никакое существо, возможно воспитанное, но без воли и мужской решительности, способное чувствовать, но плохо умеющее ставить цели и действовать. Настоящий мужчина воспитывается только мужчиной, мужским воспитанием мальчика должен заниматься отец. Отец даст образцы мужского поведения и будет относиться к сыну, как к мужчине. Отец не будет жалеть и сочувствовать, он будет в первую очередь требовать, и даже его поддержка будет другой: поддержкой вызовом. Воспитание мальчика Мальчики и девочки разные изначально. Девочки с детства предпочитают играть в куклы, наряды и отношения, мальчикам интереснее машинки, что-то сконструировать и подраться. Можно, конечно, из мальчика воспитать девочку, но зачем? Наверное, из мальчика стоит воспитать мужчину. Настоящего мужчину. Но что для этого нужно? Как это сделать, учитывая, что сегодня очень много как бы мужчин, безвольных, безответственных и нерешительных, готовых все проблемы скинуть на женские плечи? Из мальчика мужчина сам по себе — не вырастает, и одной материнской любви для формирования в мальчике мужских черт — недостаточно. Мальчик вырастает мужчиной, когда он: 1) видит рядом с собой образец мужского поведения 2) когда его воспитывают по-мужски, по “мужским лекалам” 3) когда из него воспитывают мужчину, а не тряпку. Как минимум, из него делают мальчика, а не девочку. Ребенок формируется культурой, и если мы хотим, чтобы из ребенка вырос мальчик, а не девочка, у наших мальчиков должна быть мальчиковая, а не девчачья одежда и мальчиковые, а не девчачьи дела и развлечения. К сожалению, сегодня и многие отцы уже плохо представляют, как воспитывать сына. Книги, подчеркивающие необходимость безусловной любви, опасность контроля и важность чувств в воспитании ребенка воспитывают в ребенке не мужские, а женские качества. Сегодня уже приходится напоминать, из чего, в частности, складывается мужское воспитание. Основы закладываются в самом раннем детстве

http://azbyka.ru/deti/vospitanie-parnejj...

Телогреи были холодные и теплые, например, на куницах или соболях. Женские шубы отличались от мужских, ибо упоминается название женская шуба. Шуба, по-видимому, у женщин означала не всегда одно только меховое платье, потому что встречается название холодная шуба. Если летник в женском одеянии соответствовал зипуну в мужском, то опашень и телогрея соответствовали кафтану, а шуба означала вообще верхнюю накидную одежду. Кроме шубы, встречаются названия женских охабней, однорядок, ферязей, которые женщины носили с поясом; в других случаях эти верхние одежды вообще назывались шубы. Меховые женские шубы делались на соболе, куницах, лисицах, горностаях, белках, зайцах, смотря по состоянию, покрывались сукнами и шелковыми материями, как-то: объярью, камкой, атласом, тафтой – цветов червчатого, желтого, зеленого и В торжественных случаях женщины надевали на обыкновенные свои платья богатую мантию, называемую по-русски подволокой или приводокой. Она делалась из шелковой материи, цвета червчатого, белого, но чаще всего из золотной или сребротканной, с вошвами (вероятно, вшитыми местами). Края этой мантии были с особенной нарядностью разукрашены золотым шитьем, жемчугом и драгоценными камнями; они пристегивались к подволоке и снимались, когда нужно было, и назывались подволочным запушьем. На голову замужние женщины надевали волосники или подубрусники: это были шапочки наподобие скуфьи из шелковой материи, нередко из золотной, делались с узлом, посредством которого можно было их суживать и расширять, и с ошивкой или оторочкой по краю; эти ошибки унизывались жемчугом и камнями и перешивались с одного волосника на другой и таким образом переходили из рода в род. Волосник играл большую роль в судьбе замужней женщины, ибо он был символом брачного состояния и составлял необходимую и главную принадлежность приданого. По понятиям века, для замужней женщины считалось и стыдом и грехом оставлять напоказ свои волосы: опростоволосить (открыть волосы) женщину было для нее большим бесчестьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Положение женских монастырей в XVIII веке впредь до учреждения штатов 1764 года было тяжелее, чем мужских. Меры строгости, применявшиеся к женским монастырям, переходили границы. Монахиням совершенно запрещалось выходить из монастыря; они не могли принимать участия в крестных ходах, посещать приходские церкви, даже женские обители. Этого мало, мирянам воспрещалось посещать храмы женских монастырей. Видимо, все распоряжения направлялись к тому, чтобы женские обители и самих монахинь совершенно отделить от мира с его соблазнами. Во избежание соблазнов требовалось постригать не моложе 60 лет. 90 Монахиням запрещалось продавать свои изделия и тем самим отнимались у них едва ли ни последние средства к существованию. Знатные пострижницы не имели права держать у себя прислужниц. Меры строгости, предъявляемые к женским монастырям, вызвали много челобитий. Синод понял всю тяжесть условий существования женских обителей и постепенно стал ослаблять необыкновенную строгость своих распоряжений. Правительство не только разрешает монахиням продавать свои изделия «чрез доверенных от них женских лиц», 91 но само старается дать лучшую постановку рукодельным занятиям в женских монастырях. В 1722 году с Покровского прядильного двора разослано 44 мастерицы и прядильщицы по монастырям, имеющим вотчины, для обучения монахинь. Требовались, чтобы все девицы и вдовы, проживавшие в женских монастырях и готовящиеся к пострижению, учились шить и прясть не по прежнему, а по новому, лучшему способу. Женщины благородных и честных фамилий, для которых прядение могло казаться низким занятием, должны были обучаться вышиванью низанью и т. п. рукоделиям. 92 Знатным старицам-монахиням разрешено держать прислужниц на своем содержании. Сделана уступка и в строгой замкнутости монахинь: Им разрешалось выходить из монастыря в крайних нуждах, напр. для посещения больных и погребения ближайших родственников. 93 Почтенные и надежные старицы могли выходить из монастыря по неотложным хозяйственным нуждам. 94 Все изложенные правила и постановления не исключали казанских женских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

А тянуть – это уже когда мы уже запели, а ты, ну, давай тяни! Один тянет, остальные перехватываются» (х. Ленин ). На вопрос о преобладании женского или мужского исполнения той или иной песни (вне военного или походного времени, когда сами условия казачьего похода диктовали мужской состав исполнения) в станице Каргинской однозначно ответили: «У нас такого не бул о! Пели все». Даже в таком фольклорном жанре, как свадебные обрядовые песни, исполняемом обычно женщинами, участие мужчин не возбранялось: «Если знают, то поют. Разве ж они могут молчать?! Они ж казаки!» (г. Каменск). Наличие мужских голосов в ансамбле всегда ценилось очень высоко: «Нам бы мужчину, басан уть надо!» (ст. Селивановская). «Что ж вы нам ни одного мужчины не нашли/для записи/?! – А где ваши мужчины? – Наш гусей пасёть!..» (х. Терновской). В разных ансамблях деление участников на голоса происходило по-разному: «Мужчины давали в основном первый голос/бас/, а есть такие женские песни, которые мужчины не потянут. Если бы поднялись Петро Васильич, дядя Вася – ой, какие песни они пели! Человек поёт – он же свою душу выливает!» (п. Макопсе - х. Литвиновка). «Женщины пели первым, а дишкантил какой-нибудь Митрий или Яков, берёт до поднеб есья! Говорыли: – «Ты, Иван, заводи, а ты, Петро, будешь дишкантить!» Дали указание, Иван зав одить, а Петро тянет до небес. А я сделаю так, чтобы они пели, как один! Ну, не могла я девчат удалить: хор большой, а один только будет первым?! Вот в песне «На заре, братцы, на зореньке» – как красиво там голоса сливаются! Понимаешь, сколько там волны эти надо, волны!.. И второй должен быть уверенный, уверенный, сильный голос. И мы с ней тут так зазвучим, аж самим мороз по телу» (г. Цимлянск, П.Н. Лесниченко). «Мужик запевает, а эти подхватывают. Женщины старые – они попомёрли уже – они голос ять. Одна выкр иквала выше, а женщины практически слова не говорили, они голосили «а-и-у, и-у», мужики же в основном выговаривали. Но звучало здорово!» (х. Нижнегнутов). «Мужские голоса должны больше подходить под женские.

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/16/...

Вавилонская религия должна была носить сложный характер, так как она в своем окончательном виде была результатом взаимодействия двух рас и, кроме того, продуктом тысячелетней культуры. Вообще, разобраться в истории ее развития едва ли возможно. До нас дошло множество имен божеств и духов, как сумерийских, так и семитических; в большинстве случаев одно и то же божество носит имя на двух языках; сумерийские имена носят и храмы, даже на севере. Боги имеют космический, солнечный, а затем и астральный характер; вместе с тем, они являются местными покровителями городов или областей. Покровители местностей, превратившихся в могущественные города, делались великими богами и сопоставлялись с каким-либо из божеств светил или сил природы; с другой стороны, возникавшие города могли избирать себе специальных покровителей из великих духов природы. Божество неразрывно связано с судьбами своего города: оно правило им через царя – свое земное подобие, своего наместника и жреца, оно охраняло его от врагов, его величие росло с расширением пределов городской территории; если его народ присоединял другие города, то божества подчиненных становились в подчиненное положение к нему; наоборот, увезение изображения божества из города и разрушение его храма было равносильно политическому уничтожению города. У мужских божеств были супруги; эти женские энергии были довольно бесцветны и искусственны. Но на ряду с ними, в каждой из древних религий есть богиня, играющая более самостоятельную и самодовлеющую роль и олицетворяющая собою земное плодородие, а затем планету Венеру. Уже в древнейшей Ширпурле-Теллох мы встречаем большое количество божеств, сначала без системы, а потом (при Гудеа) в некотором богословском порядке. Имена их сумерийские и часто указывают на местный характер. Например, Нингирсу (значит «Владыка Гирсу») был первоначально богом квартала Гироу, некогда самостоятельного города. Как бог древнейшей части города, он считался богом-покровителем государства, был богом войны, заботился о благосостоянии и плодородии своего государства. В другом древнем квартале Уруазагга почиталась богиня Бау. Соединение кварталов повлекло за собой брак богов: Бау была объявлена супругой Нингирсу. Уже при Гудеа замечается богословская классификация множества имен.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010