Языков (Азиков) Дмитрий учится в 1705 г. в гимназии Глюка (стр. 3, 51). 238 . Яковлев Григорий Васильев, сын бомбардира, 12 лет, 11 августа 1714 г. принят в Немецкую школу; учится в ней по декабрь с. г. (стр. 189–191). Выпускаемые ныне в свет документы окончены печатанием несколько лет тому назад (стр. 1–232 напечатаны, а стр. 233–237 набраны уже были к 24 апреля 1896 г.) и по некоторым обстоятельствам выход их был задержан. I–II. Первый документ – о гимназии Глюка за 1705–1711 гг. (стр. 1–34), открытый покойным Действительным Членом Общества А. Н. Зерцаловым среди документов Московского Архива Министерства Юстиции, был доставлен Обществу для издания в марте 1894 г. и тогда же был набран. Этот новый, дотоле совершенно неизвестный, документ, сообщающий весьма любопытные сведения о Немецких школах, возбудил у меня желание пополнить его сведениями из других архивов и библиотек, и прежде всего из Архива Министерства Иностранных Дел. Пользуясь указаниями документа А. Н. Зерцалова, мною были просмотрены в Архиве М. И. Д. те реестры и алфавиты, в которых можно было ожидать найти дела, содержащие нужные документы, как напр.: «Дела о выездах в Россию иностранцев», «Дела» по сношениям России с той или другой страной (в Шведских делах за 1701–1704 гг. не оказалось документов о взятии в плен Глюка и о прибытии его в Москву), «Дела кн. А. Д. Меншикова» (ои заведывал школами; но в сих делах не оказалось никаких сведений о них), «Приказные дела новых лет» (дела, содержащие протоколы и определения Посольского приказа за 1701–1709 гг., окладные книги Посольского приказа за 1701–1702. 1706, 1708 и 1709 гг., документы по сношениям с Ингерманландской канцелярией за 1705–1709 гг.). Результатом поисков оказалось около 100 дел с известиями о Немецких школах и учителях за 1701–1716 гг., из числа коих данные около 70 дел приведены в настоящем предисловии, а остальные дела напечатаны ниже на стр. 35–103 (начаты печатанием в июле 1895 г.). Из этих дел только 2–3 были ранее меня указаны Д. В. Цветаевым в предисловии к «Памятникам к истории протестантства в России», ч. I, М. 1883 г., стр. XII–XIII и в его труде «Протестанство и протестанты в России», М. 1890 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Вначале управление церковно-строительной деятельностью в селах Западного края осуществлял Синод. Однако экономические и политические проблемы не дали возможность развиться храмостроительству. В сер. XIX в. Вильна стала центром православного храмостроительства всего Западного края, включая Белоруссию, Прибалтику и Польшу. Инициатором сельского православного церковного строительства стал П. Н. Батюшков, который с 1850 г. служил в Виленском крае сначала в должности ковенского вице-губернатора, в 1856-1867 гг.- вице-директора Департамента духовных дел иностранных исповеданий при Мин-ве внутренних дел; М. Н. Муравьёв, занимавший посты министра гос. имуществ (1857-1862), а затем виленского военного губернатора, гродненского, минского и ковенского генерал-губернатора (1863-1865), активно содействовал постройке церквей в крае. Согласно распоряжению Мин-ва внутренних дел от 16 нояб. 1851 г., возведение церквей осуществлялось за счет помещиков, а крестьяне должны были помогать землевладельцам в подвозке материалов и выполнении необходимых работ. После Польского восстания 1863 г. Муравьёв создал губ. церковно-строительные комитеты и составил для них инструкцию. Они подчинялись строительному комитету в Вильне, художественным руководителем к-рого был академик Чагин, виленский епархиальный архитектор (1875-1890). Был объявлен также сбор средств на сооружение и содержание правосл. церквей и школ в зап. губерниях (отменен в 1890). Муравьёву удалось установить упрощенный порядок разрешения построек и организации строительства. Он предпочитал хозяйственный способ подрядному, повысил роль церковных советов, старался принимать только правосл. строителей. Муравьёв требовал, чтобы вновь построенные церкви были похожи на великорусские не только по внешнему виду, но и по внутреннему убранству. В 1864 г. он распорядился проверить исполнение указов 1851 и 1852 гг., в т. ч. это касалось внешнего вида храмов. Церкви, построенные «не по принятому и утвержденному плану, а архитектуры костельной», подлежали переделке. Пик храмостроительства в пределах современных Л. и Белоруссии, в первую очередь по образцовым проектам в национальных формах, пришелся на 1863-1865 гг. После отставки и кончины Муравьёва в 1865 г. следить за исполнением реформ должны были местные администрации, в ведение генерал-губернаторов перешли постройки всех ведомств. Церковно-строительный комитет в Западном крае возглавлял Батюшков (до 1867). Особую поддержку храмостроительству оказали имп. Мария Александровна и впосл. К. П. Победоносцев.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

В 1880-1890 гг. Л. с тревогой наблюдал «голод ума, голод сердца и голод души». Ему было «страшно за человека» (ПСС. Т. 9. С. 295, 335). В этом русле и развивались творческие искания писателя. Поздние сочинения Л., в которых он резко критиковал духовную обстановку, с трудом миновали цензурные запреты, вызывая резкое осуждение обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева . При этом мировоззрение Л. оставалось глубоко религиозным. В 1875 г. Л. писал: «Более, чем когда-либо, верую в великое значение церкви, но не вижу нигде того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя» (Там же. Т. 10. С. 411). Это обусловило интерес писателя к феномену рус. разноверия. На протяжении всего творческого пути он изучал старообрядчество, различные направления духовных христиан, иные народные поиски «истинной» веры. Исследуя старообрядчество, он не раз уточнял свою т. зр. и на склоне лет пришел к выводу, что «идеал староверия иной, чем говорили Мельников и Щапов. И он стоит даже в стороне от помеченных или главных направлений: этот идеал - забота о том, чтобы обособиться от мира, стать выше всех» (РГАЛИ. Ф. 275. Д. 339. Оп. 1. Ед. хр. 68. Л. 1 об.). Л. изучал и традицию рус. католиков и буддистов, не обошел вниманием и разномыслие внутри Православия. Творчество Л. воспринималось двойственно и всегда вызывало бурную полемику. К 90-м гг. XIX в. суждения критиков стали более спокойными. В 1891 г. М. А. Протопопов в «Русской мысли» опубликовал статью о Л. под названием «Больной талант». Эта статья была одной из первых попыток объективного анализа творчества писателя. Л. статья понравилась, он назвал ее «очень хорошей, обстоятельной, ясной и справедливой». «Лет 15-20 назад многие его замечания помогли бы мне избежать множества ошибок, о которых я, конечно, сожалею,- писал Л.- И название «Больной талант» не метко. У меня был «тугой рост». Я долго ходил на помочах - боялся и со страху говорил по-детски. А зла у меня не было, и я всегда был независим и искренен» (ПСС. Т. 11. С. 767). Наиболее продуктивно творчество Л. было осмыслено в 1890-1910 гг.

http://pravenc.ru/text/2463591.html

Свой первый юбилей – 25-летие литературной деятельности – Η. Н. Глубоковский отмечал летом 1908 г. Точкой отсчета служило появление 3 июня 1883 г. в «Вологодских губернских ведомостях» статьи о праздновании дня священного коронования Императора Александра III в Вологодской духовной семинарии. Студенческие годы в МДА (1884–1889) отмечены наиболее активным его сотрудничеством в «Московских ведомостях», реже – в «Русском Деле» (всего более 60 статей, рецензий, корреспонденций), появлявшихся с завидной регулярностью благодаря брату Матвею Никаноровичу, сотруднику «Московских ведомостей», хорошо известному в московских и петербургских журналистских кругах. По словам Глубоковского, сам он никогда не был в редакциях этих газет, все сношения велись через брата, а главным стимулом являлась необходимость заработка. Глубоковский писал о культуре, науке, политике, истории, теософии, положении на Аляске, достопримечательностях Исландии и необходимости учреждения викариатства в Великом Устюге, разведении хлопчатника в Туркестане и раскопках в Египте, новейших опытах с почтовыми голубями и восстании в Китае. Среди этих заметок были и корреспонденции из жизни МДА. В 1890–1892 гг. Глубоковский также печатался в журнале «Наука и жизнь» 1004 , основанном тем же братом Матвеем. Изредка статьи в «Московских ведомостях» появлялись и позднее (в 1890-е и 1900-е гг.), но уже без такого разброса тем – преимущественно рецензии на труды коллег и статьи по вопросам, связанным в той или иной степени с духовным образованием. Н. Н. Глубоковский относил себя к кабинетным ученым, предпочитающим тихий уединенный труд. Церковная публицистика говорит и о другой стороне его личности – о его общественном темпераменте и «полемическом задоре», который рецензенты отмечали и в его научных трудах. С января 1892 г. он становится сотрудником еженедельника «Церковный вестник», выходившего в качестве печатного органа СПбДА с 1888 г. и призванного освещать насущные вопросы церковной и общественной жизни. Редактором еженедельника был в то время профессор по кафедре гражданской истории Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

и. ф., относятся следующие: раскопки в Иерусалиме (1867-1870, под рук. Ч. Уоррена и Г. Биртлса); разведки в Зап. Палестине (1871-1878, под рук. К. Р. Кондера, Г. Китченера и др.), завершившиеся изданием многотомного труда - картографического исследования Синайского п-ова (1872, под рук. Э. Палмер); раскопки на Тель-эль-Хеси (1890-1893, под рук. Питри и Блисса); в Иерусалиме, в основном на г. Сион и в районе Силоамской купели (1890, под рук. Блисс); на Телль-Захария ( Азек ) (1897-1899, под рук. Блисс и Макалистер); в Гезере (1902-1908, под рук. Макалистер); на телле Бет-Шемеш (1911, под рук. Маккензи); разведки пустыни Цин (1912-1913, под рук. Ч. Л. Вулли и Т. Э. Лоуренс); раскопки в Ашкелоне (20-е гг. XX в., под рук. Дж. Гарстанг); палеолитического участка на горе Кармель (1925, под рук. Д. Гаррод); к югу от Газы и на Бет-Пелет (1929-1933, под рук. Питри); в Самарии (1931-1933, под рук. Дж. У. Кроуфут); в Телль-эд-Дувейре (1934-1938, под рук. Дж. Л. Старки). В 20-х гг. XX в. П. и. ф. совместно с Британской школой археологии проводил раскопки на Офеле. Лит.: Warren C. Underground Jerusalem: An Account of Some of the Principal Difficulties Encountered in Its Exploration and the Results Obtained: With a Narrative of an Expedition through the Jordan Valley and a Visit to the Samaritans. L., 1876; Conder C. R. Tent Work in Palestine. L., 1879. 2 vol.; idem. The Survey of Eastern Palestine: Memoirs of the Topography, Orthography, Hydrography, Archaeology, etc. L., 1889. Vol. 1; Conder C. R., Kitchener H. H. The Survey of Western Palestine/Ed. E. H. Palmer, W. Besant. L., 1881. Vol. 1: Sheets 1-6: Galilee; 1882. Vol. 2: Sheets 7-16: Samaria; 1883. Vol. 3: Sheets 17-26: Judæa; Palmer E. H. The Survey of Western Palestine: Arabic and English Name Lists. L., 1881; Petrie F. W. M. Tell el Hesy (Lachish). L., 1891; Bliss F. J. A Mound of Many Cities, or, Tell el Hesy Excavated. L., 1894; idem. The Development of Palestine Exploration. N. Y., 1906; Macalister R. A. S. The Excavation of Gezer: 1902-1905 and 1907-1909.

http://pravenc.ru/text/2578714.html

На этот раз виной всему было то же столкновение интересов Консульства и Миссии: консул и высшее иерусалимское духовенство решило, что от архимандрита избавиться будет проще, чем от епископа, оклеветав его и погубив его репутацию. Но митрополит Московский Филарет, будучи человеком умным и многоопытным в подобных интригах, принял архимандрита под свое покровительство и тот был переведен в Константинополь. А временным назначением архимандрита Антонина на должность Начальника Миссии митрополит подчеркивал свое неприятие произошедшего и советовал новому Начальнику принять Миссию в управление, «извлекая из несчастного опыта предшественника правила осторожности». После пребывания в Константинополе архимандрит Антонин уже понимал, как надлежит вести себя в крайне «нездоровой» среде греческого духовенства той поры. Кроме того, у него сложилось четкое представление о проблемах Церквей Православных и о мерах, которые стоило бы принять. Освящение воды на Иордане в Крещенский сочельник. Фото 1890-х гг. Освящение воды на Иордане в Крещенский сочельник. Фото 1890-х гг. Изучая Восток, отец Антонин стремился постичь стиль восточной церковной жизни: обращал внимание на сребролюбие греческого духовенства, объясняя его малообеспеченностью, скорбел об утерянной нами простоте богослужения, памятуя, что на Востоке она нередко превращалась в небрежное отношение к святыне, удивлялся тому, что то многое, о чем в России только мечталось православным, в Греции свободно осуществлялось под игом султана, а все, ставшее на Родине мертвым словом учебника по церковной истории, было на Востоке живо и действенно. К сожалению, в ту пору в России о Греческой Церкви судили люди, в этом вопросе малокомпетентные и далекие от Церкви по своему воспитанию. Именно они писали проекты преобразования греческого духовенства, обращая внимание на его отрицательные стороны и забывая о его роли в истории Православия. Подобные деятели и создавали трения между русским и греческим народами, желая покорить себе все и вся...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

В 1858 г. методистская община появилась в Порсгрунне, в 1860 г.- в Хёланне и Эйдсберге, в 1863 г.- во Фредрикстаде, в 1865 г.- в Кристиании, в 1866 г.- в Фурнесе, в 1868 г.- в Арендале. В 1866 г. в Н. насчитывалось 757 методистов. Большинство составляли представители малоимущего населения, гл. обр. городские ремесленники и моряки. Из-за экономических проблем и противодействия свободным церквам со стороны гос-ва и НЦ мн. норвеж. методисты эмигрировали в США. С 1867 г. проводились ежегодные конференции. В 1869 г. Петерсен был назначен суперинтендантом норвеж. миссионерского округа, в 1871 г. его сменил Мартин Хансен. Одной из основных задач была подготовка лит-ры на норвеж. языке. С этой целью в 1867 г. методисты открыли собственное изд-во и через 10 лет приобрели печатный пресс. В 1874-1879 гг. в Кристиании работала методистская семинария, закрытая из-за недостатка средств. В 70-80-х гг. XIX в. были созданы общины во мн. норвеж. городах, в т. ч. в Ларвике (1873), Шиене (1873), Ставангере (1874), Тёнсберге (1878), Бергене (1879), Кристиансанне (1880), Тронхейме (1883), Бодё (1889), Тромсё (1890), Хаммерфесте (1890; самая северная методистская община в мире). С 1870 по 1890 г. число методистов в Н. увеличилось с 896 до 4418 чел. В 1888 г. при поддержке амер. методистов была вновь открыта методистская семинария в Кристиании. В 1892 г. здесь же открыт приют, в 1914 г. в Бергене - госпиталь. В 1905 г. в Н. проживали 5625 методистов. В 1908 г. основана внутренняя миссия, направленная на евангелизацию жителей Н., гл. обр. на севере страны, и в 1907 г.- внешняя миссия. В 1921 г. 1-й норвежский миссионер-методист Серене Лёланн (1895-1987) была направлена в Китай. В 1920 г. образовано методистское еп-ство Сев. Европы во главе с датчанином А. Бастом (1867-1937). В 1924 г. в Гётеборге (Швеция) учреждена Скандинавская теологическая семинария, в которой проходили обучение и норвежские методисты. В 1939 г. методисты открыли больницу в Шиене - 1-ю в городе. Методисты направляли миссионеров в Индию, Алжир, португ.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

2-я пол. XIII - нач. XIV в. ознаменовались постоянными конфликтами мон-ря с горожанами Б.-С.-Э. из-за распределения торговых пошлин и аббатской юрисдикции над городом, от к-рой тот стремился освободиться. Крупные столкновения произошли в 1264 и 1292 гг., в 1327 г. мон-рь был разграблен восставшими горожанами, а его аббат выслан во Фландрию. После вмешательства короля в 1328 г. горожан обязали ежегодно выплачивать мон-рю 2 тыс. марок в качестве возмещения ущерба. В 1345 г. епископ Норичский, воспользовавшись ослаблением мон-ря, попытался распространить на него свою власть, но Б.-С.-Э. смог оказать сопротивление, используя свое влияние в Риме. В 1398 г. папа Бонифаций IX даровал аббату право не ездить после избрания за окончательным утверждением в Рим; избранный монахами, он становился аббатом сразу после выборов и мог получить благословение у любого епископа по собственному выбору. Аббатство пользовалось и др. привилегиями: аббат имел право лично посвящать своих монахов в сан диакона или поручать любому епископу рукополагать монахов Б.-С.-Э. во пресвитеров. В 1415-1429 гг. была предпринята перестройка церкви. По своему доходу Б.-С.-Э. было 5-м среди бенедиктинских аббатств Англии (после Вестминстера, Гластонбери, Сент-Олбанса и Кентербери). Мон-рь был известен б-кой, насчитывавшей более 2 тыс. томов, и скрипторием, из к-рого вышли экземпляр иллюстрированной Библии, хранящийся в наст. время в колледже Корпус Кристи в Кембридже, а также «Житие св. Эдмунда» (The P. Morgan Library, N. Y.). Аббатство было распущено в нояб. 1539 г. по приказу кор. Генриха VIII . Ист.: Chronica Jocelini de Brakelond de rebus gestis Samsonis abbatis monasterii Sancti Edmundi. L., 1840. N. Y., 1968r; Tymms T. V. Handbook of Bury St. Edmunds. L.,1905. Лит.: Thompson J. -R. The Records of St. Edmund of East Anglia. Bury, 1890. 2 vol.; Memorials of St. Edmunds Abbey/Ed. T. Arnold. L., 1890-1896. 3 vol.; Davies H. W. C. The Commune of Bury St. Edmunds//EHR. 1909. Vol. 24. P. 316-317; idem. The Liberties of Bury St. Edmunds//Ibid. P. 423-431; Graham R. A Papal Visitation of Bury St. Edmonds and Westminster, 1234//EHR. 1912. Vol. 27. P. 729-737; Goodwin A. The Abbey of St. Edmunds bury. Oxf., 1931.

http://pravenc.ru/text/78144.html

выявил исключительно слав. характер поселения племени дреговичей, определил границы расселения не выше верховьев р. Неман. В 1885 г. исследовал городища под Минском, особенно выделял городище в пойме правого берега Немана между Столбцами и Нов. Сверженем под названием «Замчище». Эта территория проходила по границе литовско-русских поселений и представлялась ему особенно важной для изучения. Между Березиной и Неманом, по линии Минск-Борисов, З. исследовал множество курганов, сделал выводы о плотности заселения этих мест в доудельный период и борьбе за поселение между русскими, поляками и литовцами. В 1887 г. в экспедиции по р. Суле в Роменском у. Полтавской губ. З. определил сев. границы скифских поселений. На основании данных археологической экспедиции предоставил новые материалы о скифском происхождении славян. Он считал, что в V-I вв. до Р. Х. в районе рек Сулы и Десны поселилась часть народов, пришедших с Дуная при распаде скифской державы. Затем, по мнению З., Десну заняли северяне, суличи осели между Бугом и Днепром, впосл. анты были покорены хазарами и с ними вошли в состав Киевского княжества. Отсюда перекочевали дреговичи и кривичи. В 1890 г. З. стал действительным членом Имп. Московского археологического об-ва. В 1889-1891 гг. З. осуществил 2 археологические экспедиции в Припятское Полесье Минской губ., связанное с путем «из варяг в греки». В 1890 г. на основе данных археологической экспедиции заключил, что местом кончины митр. Киевского и всея Руси сщмч. Макария I было с. Скрыгалово. Также, сопоставив летописные сведения, установил предположительную дату мученичества митр. Макария - 1 мая 1497 г. Свящ. В. И. Завитневич из Скрыгалова, возможно родственник З., передал в музей КДА бронзовый крест-энколпион, найденный на предполагаемом месте убийства митрополита. В 90-х гг. по инициативе З. в память митр. Макария на месте его кончины возвели часовню и стелу, сохранившиеся до наст. времени. С 1885 по 1914 г. свои археологические находки З. передавал в Церковно-археологический музей КДА: рукописный нотный Октоих, визант.

http://pravenc.ru/text/182435.html

историк прав. Евфимий Такаишвили: в 1890 г. в сб. «Три исторические хроники» он опубликовал только часть - историческую хронику с малой редакцией Жития Н. ( Такаишвили. 1890. С. 1-39); остальную часть, т. е. пространную редакцию Жития Н., он издал в 1891 г. (Новый вариант. 1891. С. 1-74). Параллельно оба варианта текста, шатбердский и челишский, прав. Евфимий опубликовал в нач. XX в. (Описание рукописей. 1912. Т. 2. Вып. 1-4. С. 708-815). Позже оба текста, также параллельно, были изданы в сер. «Памятники древнегрузинской агиографической литературы» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 81-163). Шатбердский сб. в 1979 г. издали Б. Гигинеишвили и Е. Гиунашвили (Шатбердский сб. 1979. С. 320-343). Челишской версией памятника занимались католикос-патриарх всей Грузии исп. Амвросий (Хелая) ( Амвросий (Хелая). 1909. С. 1-29) и груз. историк С. Кубанеишвили ( Кубанеишвили. 1940. С. 91-101). «Мокцеваи Картлисай» издавали также Ф. Д. Жордания ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 11-19), И. Кипшидзе ( Кипшидзе. Имнаишвили. 1949) и др. Сравнительно недавно были найдены еще 2 редакции ( Алексидзе. 2004. С. 3-16; он же. 2007; о научном дискурсе касательно «Мокцеваи Картлисай» и его редакций см.: Мания К. Из истории изучения «Мокцеваи Картлисай» и «Жития св. Нино»//«Житие св. Нино» и «Обращение Картли». 2009. С. 17-29). Архетип «Мокцеваи Картлисай» относится ко 2-й пол. V в.: создание памятника, очевидно, было инициативой царя Грузии св. Вахтанга Горгасали (40-е гг. V - нач. VI в.), осуществившего гос. реформы и реорганизацию древнегруз. Картлийской Церкви, что потребовало активизации знаний об истории обращения Грузии. Представление об архетипном тексте можно составить на основе дошедших до нас редакций «Мокцеваи Картлисай». Наиболее четко заметны следы 2 редакций: 40-х гг. VII в. и IX в. Малая редакция Жития Н. одновременна «Мокцеваи Картлисай», в то время как пространная редакция является прототекстом житийного цикла Н. и была создана раньше, вскоре после обращения грузин в христианство (326). Составителем этого произведения является св.

http://pravenc.ru/text/2577665.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010