В 1926 г. Библия была впервые напечатана в новой орфографии. Начиная с издания Московской патриархии 1956 г., подверглись незначительной правке устаревшие грамматические формы (например, «увидевши» заменялось на «увидев», а «лицем» на «лицом»). Не только Синодальный Характерно, что еще до революции 1917-го г. Синодальный перевод далеко не воспринимался как единственный возможный русский текст Библии. Во-первых, в Лондоне в 1866 – 1875 гг., т.е. практически параллельно с Синодальным, был издан перевод В. А. Левинсона и Д. А. Хвольсона, который предназначался «для употребления евреям». По стилю, впрочем, он весьма близок к Синодальному. Существовали и другие переводы, предназначенные для евреев. Такие издания, как правило, выходили с параллельным древнееврейским текстом, иногда перевод сопровождался комментариями. Прежде всего, тут стоит упомянуть издания, подготовленные Л. И. Мандельштамом (выходили в Берлине в 1860-е и 70-е гг.) и О. Н. Штейнбергом (Вильна, 1870-е гг.). Не прервалась эта традиция и по сей день, хотя современные переводы «для евреев» куда меньше походят на Синодальный, чем сто лет назад. Но и с христианской стороны переводческая деятельность продолжалась. Многим известен перевод Нового Завета, выполненный обер-прокурором Синода К.П. Победоносцевым (С-Петербург, 1905), цель которого состояла в том, чтобы приблизить русский текст к церковнославянскому. Кроме того, предпринимались переводы Ветхого Завета с Септуагинты. В 1870-е гг. выходили отдельные книги в переводах епископа Порфирия (Успенского) , а затем и П.А. Юнгерова (Казань, 1882 – 1911 гг.). Из всех этих переводов наибольшую известность получил юнгеровский перевод Псалтири, переизданный в 1996 г. Он довольно академичен и предназначен, прежде всего, для самостоятельного разбора трудных мест славянского или греческого текста. Для келейной молитвы такой текст плохо подходит. Выходили вплоть до 1920-х гг. также переводы отдельных книг, выполненные самыми разными авторами, которые стремились передать красоту и глубину поразившего их библейского текста. Это, к примеру, Послания к галатам и ефесянам в переводе А.С. Хомякова; Притчи Соломоновы в переводе епископа Антонина (Грановского); Песнь песней и Руфь в переводе А. Эфроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Сохранились также щелевидные бойницы среднего боя, валиковые тяги над ними и заложенные двурогие зубцы. Декор корпуса состоит из широких рустованных лопаток, карниза с аркатурой и зубчиками и штукатурных наличников окон. Восточный корпус, 1860-е гг. Прямо против апсид собора расположен самый крупный " восточный " корпус 26 Б), также выполненный в русском стиле. Построен он между 1863 и 1867 гг. предположительно архитектором В. Садовниковым и использовался для монашеских и настоятельских келий. Г-образное в плане здание с полуподвалами, одноэтажное на главных фасадах и двухэтажное в северной половине западного фасада и со двора. Угловые и средние части главных фасадов выделены также повышением до двух этажей и ризалитами со щипцовыми фронтонами в центре. Развитый кирпичный декор здания во многом тяжеловесен. Внутри коридорная планировка с кельями по обе стороны коридора, имеющими в цокольном этаже иногда коробовые своды. Западный корпус, сторожка и ворота, 1860-е гг. К нижнему ярусу башни-колокольни вдоль улицы примыкают поставленные друг за другом сторожка, ворота и " западный " корпус. Сооружены они в 1860-е гг., причем корпус сначала был одноэтажным, а позднее надстроен еще одним этажом. Все постройки кирпичные и выдержаны в русском стиле. Выделяются ворота с рустованными устоями и широким архивольтом над двойной аркой с висячей гирькой. Интерес представляли сохранявшиеся до недавнего времени деревянные двухстворчатые полотнища ворот сер. 19 в. с крупными накладными греческими крестами и растительными завитками в филенках. В настоящее время они заменены металлическими. У сторожки - килевидный портал (заложен) и пояс различных кокошников в завершении - полукруглых, в виде арочных ниш с килевидным верхом и треугольных. В фасаде " западного " корпуса 26 Д) оригинален нижний этаж с лопатками на углах и центре, вертикальными прямоугольными филенками и поясом щипцовых фронтонов, над которыми в кладке второго этажа видны контуры кокошников. Больничный корпус, сер. 17 в., 1866-1868 гг., 1890 г. " Больничный " корпус 26 Г), примыкающий к церкви с севера, гораздо менее интересен по своей архитектуре. Построен он в 1866-1868 гг. на средства жертвователей, особенно действительного статского советника А.Н. Григорова. Имеются основания предполагать, что в состав средней и южной частей корпуса вошли остатки крепостной монастырской стены 17 в. В 1887 г. корпус сгорел и возобновлен в 1890 г. Кирпичное неоштукатуренное здание состоит из двух прямоугольных в плане объемов, примыкающих торцами друг к другу с отступом внутрь и вытянутых вдоль улицы Симановского. Ближайший к церкви объем одноэтажный, удаленный - двухэтажный, оба - с подвалами. Выполненные в русском стиле, они имеют более парадные дворовые фасады с несколько тяжеловесным декором у первого и необычными псевдоготическими стрельчатыми окнами в нижнем этаже второго.

http://sobory.ru/article/?object=00152

Несмотря на то, что полемика вокруг публикаций Д.Ф. Касицына была достаточно оживлённой, в позднейшей литературе, посвящённой истории МДА, мы почти не находим упоминаний о ней. Весьма показательно, что профессор протоиерей С.К. Смирнов в своей известной книге о Московской академии в разделе, посвящённом печатным трудам преподавателей МДА, даже не упоминает рассмотренные выше публикации. При этом он перечисляет здесь, например, статьи Д. Ф. Касицына, увидевшие свет в «Московских ведомостях» и в «Современной летописи» в период с 1869 по 1876 гг. Увы, в этом списке нет публикаций, посвящённых перемещению Академии в Москву. Не указаны в книге С.К. Смирнова и отзывы В.Н. Потапова и А. А. Смирнова в «Православном обозрении». Видимо, после 1870 г. в Академии было не принято вспоминать об этом споре. —331— Чем же важна для нас сегодня полемика, имевшая место более ста тридцати лет назад? Во-первых, рассмотренные выше статьи и заметки являются ценным источником для изучения различных сторон церковной (и не только церковной) жизни шестидесятых годов позапрошлого столетия. Мы находим здесь даже забавные сопоставления цен в Москве и Сергиевом Посаде, равно как и не менее забавные рассуждения о посадском и столичном воздухе, мостовых, круге общения студентов и преподавателей Академии, лаврских богомольцах и многом другом. Во-вторых, рассмотренные публикации зафиксировали множество идей, волновавших умы преподавателей Академии в эпоху Великих реформ. Весьма замечательны встретившиеся нам суждения о Церкви и российском обществе, задачах апологетики, преподавании гомилетики и пасторологии, взаимоотношениях богословия с естественными науками, состоянии российских монастырей. В-третьих, рассмотренные документы являются свидетельством перемен, совершившихся в «академическом братстве» в Сергиевом Посаде. Из них видно, что к концу 1860-х гг. Академия в каком-то смысле переставала быть «филаретовской». Конечно, идеал Академии, сформировавшийся при жизни знаменитого московского святителя, оставался значимым и в последующие годы. Но реальность была иной. По свидетельству А.Л. Катанского , уже к середине 1860-х гг. внутри академической корпорации оформились «кружки», которые после введения в жизнь нового академического Устава переросли в «немало враждовавшие между собой» «партии» 1045 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Строительство храма завершили в 1847 году. Это стало настоящим событием для всей губернии. Позже Казанскому собору был присвоен статус кафедрального. Во второй половине 1860-х гг. по индивидуальному проекту ставропольского архитектора Воскресенского к западу от собора была возведена колокольня, поражавшая людей того времени своей высотой - 98 метров. Первый её ярус заканчивался небольшими главками с золочеными крестами, во втором и третьем ярусах размещались колокола. Их было три: один в 104 пуда – пожертвован купцом Сергеем Луневым, второй в 525 пудов – меценатом Лавром Павловым, третий в 600 пудов, получивший название «Царь-колокол», отлит на средства местных купцов. Кстати, дубовые балки, к которым он был подвешен, в 1909 году дали трещины и под руководством инженера-архитектора Кускова были заменены на металлические. Глава колокольни, луковичная, покрытая железом в виде чешуйчатых чашек, украшалась железным, обтянутым медью и вызолоченным в огне крестом с оцинкованными цепями. На верхние ярусы колокольни вели деревянные лестницы, откуда открывалась восхитительная панорама города Ставрополя. Стоит отметить, что в 1860-х гг. началось благоустройство прилегающей к храмовому комплексу территории. На склонах Соборной горы появился Барятинский парк. А от Николаевского проспекта к собору была устроена парадная лестница с аркой, а также многочисленными иконами и постоянно горящими лампадами. История Кафедрального собора в советский период ожидаемо печальна. В 1920 году всем храмам было предписано представить в Губернский революционный комитет описи церковного имущества. Из сохранившейся описи Кафедрального собора (111 предметов) можно узнать о многочисленных ценностях, накопленных приходом: Евангелия в богатых переплетах, кресты из благородных металлов, украшенные драгоценными камнями, литьем, чеканкой, панагии с эмалью и перламутром, бархатные и шелковые мантии, расшитые золотыми и серебряными нитями, дорогие сосуды. В 1930-е здание Казанского храма начали разбирать. Колокольня стала выполнять функции радиомачты, потом – парашютной вышки. А потом началась война и в 1942 году в Ставрополь пришли немцы. Гитлеровцы при отступлении в январе 1943 года не тронули старую звонницу. Но судьба ее уже была решена. 11 мая 1943 года колокольня была взорвана по приказу местных партийных вождей. Во второй половине 1940-х гг. на бывшей Соборной, а теперь Комсомольской горке уже ничего не напоминало о храмовом комплексе. На месте собора и колокольни устроили большой фонтан и в 1963 году ресторан“Горка”.

http://sobory.ru/article/?object=50170

Действительно, историю развития гимназического предмета «Закон Божий» и эволюцию метода его преподавания протоиерей Д.П. Соколов ставит в прямую связь с общекультурным и гражданско-политическим развитием российского общества XIX столетия. «Учебный курс Закона Божия развивался вместе с развитием училищного дела в России. Направление в преподавании этого предмета зависело от религиозного настроения общества данного времени, а методика его следовала за методикою других предметов» 199], – считает исследователь. Автор вводит периодизацию истории преподавания Закона Божьего в российских гимназиях, причем критерием для нее служат не внешние факторы (например, царствования императоров), а дидактико-методические аспекты данной учебной дисциплины. Всю эпоху, начиная с появления Закона Божьего в светских средних учебных заведениях России в начале XIX века и заканчивая началом 1870-х годов (временем создания очерка), Д.П. Соколов делит на два главных периода. Первый период (до 1836 г.) он характеризует как время господства нравственного направления, «когда догмат веры почитался и изучался настолько, насколько он казался пригодным для нравственного вывода, и когда в фактах Священной истории искали только образцов нравственности» 199]. Этот период автор подразделяет на два отдела: первый (до 1812 г.) он именует «философско-нравственным», «когда нравоучение думали основать главным образом на философских началах»; второй отдел (1812–1836 гг.), начало которого было связано с основанием Библейского Общества в России, Д.П. Соколов обозначает как «религиозно-нравственный» (с мистическим оттенком), отличительной особенностью которого стало враждебное отношение к философии и усиленное изучение Священного Писания . Господствующим методом преподавания в течение всего первого периода был «аналитический» 200]. Характерной чертой второго периода (с 1836 г. до рубежа 1860–1870-х гг.) было догматическое направление в преподавании Закона Божьего. Этот период подразделяется Д.П. Соколовым также на два отдела: первый (1836–1851 гг.) связан с переходом к догматико-полемическому направлению, заявившему о себе «строгим изучением православия и ревнивым ограждением от учений католичества и, особенно, протестантства»; второй отдел (с 1851 г.) отличался усилением изучения «церковности», причем к концу этого отдела (с 1860-х годов) вновь стало развиваться нравственное направление, но теперь уже «основанное на началах православной веры и Православной Церкви». Господствующим методом преподавания Закона Божьего во втором периоде был «синтетический» 200].

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

гласный Московской городской думы. Старообрядец Солдатёнков с начала 1850-х гг. сблизился с московскими западниками, а с 1856 г. занимался издательской деятельностью. В частности, издавал произведения В. Г. Белинского, Н. А. Некрасова и Н. Г. Чернышевского, в 1862–1864 гг. финансировал издание А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым газеты «Общее вече». В 1861 г. устроил для старообрядческого епископа Коломенского Пафнутия (Овчинникова) поездку в Лондон и встречу с Герценом. 2246 Слова берет и сторону подчеркнуты (вероятно, позднее) карандашом, тем же карандашом это место отмечено и на полях. 2247 Николай Христианович Бунге (1823–1895), ученый-экономист, финансист, с 1881 г. министр финансов. Гиляров просил у него о государственном кредите под залог недвижимости, но, как рассказывал он, получил «решительный отказ, основанный на формальностях, которые для всякого были бы обойдены» (Письма к Романову-Рцы. С. 280). 2248 Николай Петрович Ланин (1832–1895), купец 1-й гильдии, основатель и владелец завода искусственных и минеральных вод, магазина «Ланинские воды», выборный Московского биржевого общества (1876–1879), гласный Московской городской думы (1869–1892), публицист, с конца 1880 г. издатель, а затем и редактор либеральной московской газеты «Русский курьер». 2249 Николай Васильевич Васильев. См. о нем в вводной статье. С 1860-х гг. сотрудник «Московских ведомостей»; в 1870-е гг. бухгалтер и библиотекарь Московской практической академии коммерческих наук. В 1885 г. ушел из газеты «Московские ведомости» на должность редактора-издателя газеты «Голос Москвы», однако в 1887 г. М. Н. Катков вновь принял его на работу в «Московские ведомости». 2252 В 1884 г., возможно, после этого письма, Аксаков предоставил в долг Гилярову некую сумму, за которую тот рассчитался публикацией в «Руси» отрывка из своих воспоминаний «Урезанный документ» (Русь. 1884. 1 окт. 19. С. 33–41). Об этом можно судить по письму Аксакова к Гилярову, датируемому нами: после 16 декабря 1884 г. (см.: Аксаков в письмах. Т. III. С. 447). А во второй половине ноября (датировка наша) Аксаков предложил Гилярову публиковать в «Руси» статьи «неудобные для «Современных известий " » за гонорар, который тот сам себе определит (Там же. С. 446). И, действительно, в 1884–1885 гг. Гиляров сделал в аксаковской газете еще четыре публикации. 2253 В январе 1882 г. Суворин получил разрешение издавать в Москве ежедневную газету «Русское дело», но так и не воспользовался им. См. письмо В. С. Россоловского Аксакову от 25 января 1882 г. (ИРЛИ. Ф. 3. Оп. 4. 524. Л. 18 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Хомяков Алексей Степанович (01.05.1804–23.09.1860) – русский поэт, публицист, религиозный философ, один из идеологов славянофильства. – 29 Хомяков Николай Алексеевич (19.01.1850–1925) – крупный помещик, окт. Депутат II, III и IV Гос. Дум от Смоленской губ., окт., был председателем III Думы до марта 1910 г. Сын известного поэта-славянофила. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1886–1896 гг. – смоленский губернский предводитель дворянства. В 1896–1902 гг. – директор департамента земледелия в Министерстве земледелия и государственных имуществ. Уполномоченный Красного Креста в русско-японскую войну. В 1906 г. – член Гос. Совета. В 1918–1920 гг. возглавлял общество Красного Креста в Добровольческой армии. После 1920 г. в эмиграции. – 99, 290, 350 Хржановский Эдуард Викентьевич (1843–?) – католик, член Гос. Совета от землевладельцев Царства Польского в 1910–1912 гг., польское коло. – 223 Центнер Фома Францевич (1864–?) – землевладелец, управляющий имением. Депутат II Гос. Думы от Херсонской губ., окт. Имел низшее образование. – 319 Четвериковы – семья купцов-старообрядцев. – 26 Чернышев Лев – старообрядческий протоиерей. – 44 Чертков – генерал-губернатор Варшавы. – 189, 200 Чихачев Дмитрий Николаевич (14.05.1876–10.1918) – камер-юнкер Двора Его Величества. Депутат III и IV Гос. Дум от Подольской губ., лидер фракции националистов. Окончил Александровский лицей с золотой медалью. С 1911 г. председатель Западнорусского общества, провозгласившего своей задачей защиту интересов православного населения Западного края и Царства Польского. В Ш Думе выступал в защиту сохранения церковно-приходской системы начального образования, за единство «религии и школы». Осенью 1917 г. принял участие в организации Добровольческой армии. Офицер казачьей части. Погиб в одном из первых боев. См. библ. – 158, 179, 191, 196, 198, 199, 214, 217, 222, 335, 342 Чичерин Борис Николаевич (1828–1904) – юрист, историк, философ, почетный член Петербургской АН. В 1840–1850-х годах член московского кружка западников. В 1861–1868 гг. – профессор Московского университета. Основоположник «государственной школы» в российской историографии. Сторонник конституционной монархии. Труды по истории государственного права, политических учений. – 150

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Свой переход в католицизм Е. Г. обосновывала стремлением к воссоединению между Православной и Римско-католической Церквами, для чего она предлагала создать «общество молитв о соединении Церквей», куда она хотела пригласить и представителей правосл. духовенства. В С.-Петербурге вокруг Е. Г. постепенно образовалась небольшая группа рус. католиков, ставшая основой для рус. католич. движения. Перед смертью княгиня получила телеграмму с благословением от папы Льва XIII и приняла последние таинства от католич. пресвитера ц. св. Екатерины в С.-Петербурге доминиканца А. Лагранжа. Семья Е. Г. выражала желание совершить ее погребение в соответствии с обрядами Православной Церкви, но получила категорический отказ со стороны Святейшего Синода. Отпевание состоялось в католич. ц. св. Екатерины. Похоронена на семейном кладбище в родовом имении Фалль (ныне Кейла-Йоа, близ Таллина, Эстония). Соч.: О Церкви: Ист. очерк. B., 1888. СПб., 19092; Род князей Волконских. СПб., 1900. Лит.: Соловьев Вл. С. Некролог на смерть кнг. Е. Г. Волконской//Русь. 1897. 32; он же. Письма (записки и телеграммы) кнг. Е. Г. Волконской//Собр. соч. Брюссель, 1969. Т. 11. С. 423-451; Волконский С. М. Мои воспоминания: Лавры. Странствия. М., 1992. Т. 2. С. 118-137; Волконский П. М. Краткий очерк организации Русской католической Церкви в России//Символ. 1997. 38. С. 147-150; Мурашев А. А. Кнг. Волконская//Новая Юность. М., 1999. 3. С. 214-223. А. А. Мурашев, В. П. Пономарёв Сергей Михайлович (4.05.1860, имение Фалль, близ Ревеля (Таллина) - 25.10.1937, Ричмонд, шт. Вирджиния, США), кн., театральный деятель, писатель, публицист. Сын кн. М. С. Волконского и кнг. Е. Г. Волконской. В 1880-1884 гг. обучался на историко-филологическом фак-те С.-Петербургского ун-та. По окончании ун-та служил в земских учреждениях Борисоглебского у. Тамбовской губ. В 1893 г. представлял Мин-во народного просвещения на Чикагской всемирной выставке, присутствовал на проходившем в Чикаго I Всемирном конгрессе религий. В 1896 г. прочел цикл лекций по рус. истории и лит-ре в Лоуэллском и Колумбийском колледжах, в Чикагском, Корнеллском, Гарвардском ун-тах. В 1899-1901 гг. служил директором имп. театров, с нач. 1900-х гг. занимался театральной критикой и изучением теории и практики режиссуры, вопросами профессиональной подготовки актеров. Во время первой мировой войны в своем имении Павловка (Борисоглебский у.) организовал лазарет для раненых. После Октябрьской революции 1917 г. остался в России, читал лекции по искусству чтения и рус. лит-ре в Тамбовском народном ун-те. В 1918-1921 гг. преподавал в различных театральных и лит. кружках и студиях Москвы, в 1918-1919 гг. входил в состав дирекции Большого театра.

http://pravenc.ru/text/155156.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНЬЕВ Андрей Иванович (1833, Чернигов - 3.08.1890, С.-Петербург), педагог по вокалу, хоровой дирижер, композитор. В 1849 г. окончил С.-Петербургское театральное уч-ще, где обучался пению и игре на духовых инструментах; кроме того, брал уроки по теории музыки у И. К. Гунке и по инструментовке у О. И. Дютша. Впосл. преподавал сольное и хоровое пение в ин-тах и жен. гимназиях С.-Петербурга, занимался хормейстерско-исполнительской деятельностью. С 1849 по 1869 г. служил в имп. театрах в качестве хормейстера, репетировал с хором и готовил партии с солистами Итальянской оперы. Преподавал пение в театральном уч-ще (1850-1860), теорию музыки в С.-Петербургской консерватории (1863-1864), пение в Кронштадтском морском училище (70-е гг.). В 1880-1883 гг. руководил музыкально-драматическим кружком, к-рый в апр. 1883 г. поставил оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Неоднократно открывал музыкальные школы или классы сольного и хорового пения в С.-Петербурге (в кон. 60-х и в 80-х гг.), в Харькове (в 1871-1872), в Кронштадте (в 1-й пол. 70-х гг.). Небольшое композиторское наследие Е. включает несколько романсов и хоровых сочинений, сочинения для фортепиано, хоровые аранжировки и переложения для фортепиано в 4 руки отрывков (попурри) из опер М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова. В 1900-х гг. было издано 3 муз. сочинения Е.: «Буди милость Твоя, Господи» (причастен для смешанного хора), «Свят Господь Бог наш», «Взыде Бог» (причастен Вознесению Господню) (2 последних для жен. хора). Соч.: Элементарная школа пения, приспособленная к самоучению. СПб., [б. г.]. М.[: А. Гутхейль, б. г.2]; Заметка о преподавании пения в жен. гимназиях//Рус. муз. вестн. 1881. 10-11; То же. СПб., 1888. Лит.: [Некролог]//Новое время. 1890. 5184; То же//ИВ. 1890. Кн. 10. С. 276; Муз. энцикл. М., 1982. Т. 6. Стб. 755. А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения

http://pravenc.ru/text/187031.html

В длительное правление Цяньлуна (1736–1796) гонения на христиан часто повторялись, хотя он сам, кажется, не был особенно враждебно настроен против христиан. При его дворе продолжали трудиться ученые и мастера из рядов западных миссионеров (Latourette. Op. cit. P. 357). В 1805 г. император Цзяцин (1796–1820), который в 1802 г. издал благожелательный указ в отношении христиан, снова объявил жестокое гонение, которое особенно обострилось в 1811 г. Он разрушил большинство храмов и осудил на смерть всех римо-католических миссионеров, за исключением четверых – епископа Пекинского и трех других французов, находившихся при дворе. Две третьих христиан отступили от веры. Хотя преемник Цзяцина, Даогуан, был, скорее, равнодушен к религии, гонения не прекращались. С 1801–1829 гг. ни один римо-католический миссионер не въехал в Китай (Delacroix S., mgr. Laggravation de la crise/Histoire Universelle des Missions Catholiques. Vol. III. P. 36). В первой половине 1840-х гг. гонения прекратились. Их острота различалась по провинциям в зависимости от настроения местных мандаринов. После поражения китайцев англичанами («опиумная война», 1839), заключения договоров в Нанкине (1842) и, особенно, в Ухабоа (договор 1844 г. между Америкой, Францией и Китаем) насилие в отношении христиан на какое-то время прекратилось. В 1856 г. коварное убийство одного французского миссионера в Гуанси стало поводом для вторжения Франции в Китай при молчаливой поддержке со стороны России и США. В июне 1858 г. Китай подписал в Тяньцзине соглашение с западными державами (с Россией договор уже был подписан в январе того же года). Согласно этим соглашениям, миссионерам дозволялось свободное перемещение по стране, а христианам – совершение своего богослужения. Некоторое сопротивление китайцев в исполнении Тяньцзиньских договоренностей привело в 1860 г. англо-французские войска в Пекин. Пекинским договором от 25.10.1860 г. предписывается возвращение христианам зданий, конфискованных в период гонений (Retif A. Les Missions de Chine et de Coree/Histoire Universelle des Missions Catholiques. Vol. III. P. 257–260).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010