§1. На пороге церковных реформ Мысли о необходимости церковных реформ и созыва Собора оживились в церковном и общественном сознании в 60–70-е гг. XIX в. К этому же времени относится зарождение «нового богословского направления», стремившегося «научить людей (...) оставаться истинными христианами среди самого мира со всею его обыденной суетою и дрязгами» 1372 и оказавшего заметное влияние на религиозное пробуждение начала XX века. Мощный импульс 1860-х гг. вызвал к жизни и появление ряда духовных журналов («Странник», «Православное обозрение», «Душеполезное чтение», «Руководство для сельских пастырей» и других); некоторые из них продолжали выходить и сохраняли влияние вплоть до катастрофы 1917 г. «Мы живем в эпоху, когда книга глохнет от напора повременных изданий. Факт глубоко прискорбный; но устранить его мы не властны», – писал профессор СПбДА В. В. Болотов , отмечая, что именно журналы, в которых сотрудничали многие питомцы академий, являлись «показателем богословской производительности в данную эпоху» 1373 . По замечанию историка П. В. Знаменского , с 1860-х гг. духовная литература все более принимала церковно-публицистическое направление. Духовная периодика рубежа веков содержит богатейший материал для изучения не только богословской мысли, но и духовного состояния русского общества, предоставляя обзоры наиболее выдающихся явлений литературы и общественной жизни, важных, как писал Глубоковский, «для морального диагноза нашего времени». Без подобного «диагноза» невозможно понять, из чего выросли реформаторские настроения. В рамках поставленных задач в исследовании для нас важна и интересна сделанная Η. Н. Глубоковским оценка этого состояния. В 1892–1893 гг. на страницах академического еженедельника «Церковный вестник» он поместил более 80 рецензий, заметок и статей самого разнообразного характера, в том числе редакционных «передовых», и ввел специальный раздел: «Отголоски светской журналистики». В этих статьях, полных скорбных и грустных размышлений, иронии (иногда довольно едкой), проявилась страстная натура полемиста и апологета православия. Впоследствии Николай Никанорович определял идейную базу людей, к которым чувствовал в определенной мере причастным и себя, как «русское направление» 1374 . Можно не соглашаться с отдельными оценками Глубоковского или не принимать его позицию в целом. Но нельзя отказать ему в ясном, прямом и мужественном взгляде на жизнь, в четко обозначенном отношении к окружающим и к действительности. Русской интеллигенции был предъявлен тогда ряд вопросов=обвинений, оставшихся не только без ответа, но и без внимания. Представители академического или «школьного» богословия не были в числе «властителей дум» своего поколения. Однако выдвинутые впоследствии самой историей, которую Глубоковский всегда считал «наилучшей учительницей для всех и во всем», вопросы эти потребовали ответа, – и не только на страницах печати, глубоко потревожив самую ткань каждой отдельной человеческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Таким образом, в дореволюционный период редакция «Трудов КДА» сумела осуществить систематическое описание публикаций журнала за 1860—1914 годы. И лишь выпуски журнала, выходившие в свет в последние три года его существования (1915—1917 гг.), остались за пределами созданных редакцией указателей. В 1951 году уже в новых исторических условиях этот пробел попыталась восполнить Ленинградская духовная академия (ЛДА). Тогда сотрудники библиотеки ЛДА составили машинописный указатель статей, охвативший книги «Трудов КДА», вышедшие в свет с 1915 по 1917 год . Однако «ленинградский» указатель имел ряд недостатков. Во-первых, в нем не были учтены материалы, публиковавшиеся в журнале в качестве приложений. В результате в указателе не упомянуты столь важные для исследователей документы, как извлечения из журналов Совета Академии, ежегодные отчеты о состоянии Академии, отчеты о деятельности Богоявленского братства и Церковно-исторического и археологического общества. Во-вторых, в «ленинградском» указателе не учтены публикации, связанные с пребыванием в Киеве членов императорской семьи. В частности, здесь нет упоминаний о публиковавшихся в «Трудах КДА» речах ректора Академии епископа Василия (Богдашевского), сказанных в присутствии высочайших особ . В-третьих, в «ленинградском» указателе имеется ряд технических недочетов, затрудняющих работу с ним. Например, здесь указывается лишь первая страница каждой учтенной публикации, в то время как в дореволюционных указателях всегда указывались первая и последняя страницы каждой публикации. Сплошная нумерация статей в указателе отсутствует. В алфавитном списке авторов ссылки даются на страницы указателя. Все это побудило Киевскую духовную академию и семинарию в 2010 году в рамках празднования 150-летия «Трудов КДА» составить новый уточненный систематический указатель статей, опубликованных в журнале в 1915—1917 гг. , тем самым было завершено библиографическое описание публикаций, помещенных на страницах «Трудов КДА» в дореволюционный период. В соответствии с перечисленными указателями, в «Трудах КДА» с 1860 по 1904 год содержится около 2 300 публикаций, с 1905 по 1914 гг. — 645 публикаций и с 1915 по 1917 гг. — 135 публикаций.

http://bogoslov.ru/article/2293473

1984. 49 . Строев П. М. Описание рукописей Волоколамского, Ново-Иерусалимского, Саввина-Сторожевского и Пафнутьева-Боровского монастырей/Изд. Леонид (Кавелин) , архим. СПб. 1891. 343, XVIII. 50 . Турилов А. А. Предварительный список славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в России. М. 1986. 51 . Яцимирский А. И. Славянские и русские рукописи румынских библиотек СПб. 1905. (СОРЯС 79). [Здесь, в ч., впервые дано описание и излож т. наз «Автобиографии» св. Паисия Величковского (см. 9 .379 и ст. к Разделу)]. 52 . Tachiaos А.-Е. The Slavonic manuscripts of Saint Panteleimon Monastery (Rossicon) on Mount Athos. Thessaloniki; Los Angeles 1981. 198. [Библ. 6]. Allisandratos J.//Slavic Review. 1984 (Spring). 43:1. 93. Указатели содержания журналов 53 . Карпов П. Систематический указатель статей по основному, догматическому, нравственному и сравнительному богословию, помещённых в журналах: «Христианское чтение», «Православное обозрение», «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» и др. 2 СПб. 1888. 167. 54 . Корольков И. Н. Двадцатилетие журнала «Труды Киевской духовной академии» (1860–1879 гг.). (С подробным обозрением статей, посвященных современным вопросам, систем. перечнем ученых статей и алф. указателем авторов, переводчиков и рецензентов). СПб. 1883. 320. 55 . «Православная мысль». Труды Православного Богословского Института в Париже. Указатель содержания за 1928–1971/Сост. Полищук Е. С.//Вопросы философии. М. 1993. 8. 90–93. 56 . Систематический параллельный указатель ко всем духовным журналам и епархиальным ведомостям с 1-го года их издания до 1871/Сост. Николаев А. К. Воронеж 1871. 57 . Систематический указатель статей, помещённых в журнале «Труды имп. Киевской духовной академии». За 1860–1904 гг. Киев 1905. 159. же за 1905–1914гг.//ТКДА 1915. 7–8 (прилож). 1–48; 9 (прилож). 49–90. же за 1905–1914 гг. Киев 1915. 90. 58 . Систематический указатель статей, помещенных в журнале «Христианское чтение» за 1821–1903 годы. С приложением алф. указателя собств.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

779 Ibid. Ст. «Vom Princip der Moral». S. 301–305. «Цинизм есть единствено правильный вывод эвдомонизма», решается здесь, между прочим, высказать Виндельбанд. 780 Ibid. S. 306–311. Следует заметить, что Виндельбанд в сущности не свободен от склонности к построениям в чисто метафизическом стиле. Это видно из написанной давно, но напечатанной лишь в нынешнем году во втором издании «Präludien»( «Прелюдии» (нем.) – книга Виндельбанда, первое издание которой вышло в 1883 г., второе – в 1902 г.) статьи «Das Heilige (Skizze zur Religionsphilosophie)» («Святыня (Очерк по философии религии» (нем.), занимающей место рядом с не измененной ни в чем статьею «Vom Prinzip der Moral» («О принципе морали» (нем.), о которой я говорил в тексте. Тем больше заслуги за автором, умеющим разграничивать области научного исследования и метафизически-религиозного творчества. 781 См.: Essais de Theodicee. Oeuvres de Leibnitz. Paris, 1842, deuxieme serie, особ. с. 26, 77, 103–105, 132–133, 194, 209 и мн. др. 785 Я хорошо понимаю, что всем сказанным я даю повод к упрекам в смешении объективно-этической точки зрения автономной морали с взглядом утилитарным. Я думаю, однако, – и надеюсь отчасти доказать это ниже – что между этими двумя точками зрения не существует в действительности той пропасти, которая обыкновенно между ними разумеется. 786 Впервые: Журнал для всех. 1903. 12. С. 1482–1491. Печатается по первой публикации. Глинка (Волжский) Александр Сергеевич – о нем см. выше, примеч. 12 к фрагменту воспоминаний Булгакова «Мое рукоположение». 787 Писарев Дмитрий Иванович (1840–1868) – русский публицист и литературный критик. С начала 1860-х гг. ведущий сотрудник журнала «Русское слово». В 1862–1866 гг. заключен в Петропавловскую крепость за антиправительственный памфлет. В начале 1860-х гг. выдвинул идею достижения социализма через индустриальное развитие страны («теория реализма»). Пропагандировал развитие естествознания, которое считал средством просвещения и производительной силой. С нигилистической позиции отрицал значение творчества А. С. Пушкина для современности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Таким образом, в дореволюционный период редакция «Трудов КДА» сумела осуществить систематическое описание публикаций журнала за 1860-1914 годы. И лишь выпуски журнала, выходившие в свет в последние три года его существования (1915-1917), остались за пределами созданных редакцией указателей. В 1951 году уже в новых исторических условиях этот пробел попыталась восполнить Ленинг радская духовная академия (ЛДА). Тогда сотрудники библиотеки ЛДА составили машинописный указатель статей, охвативший книги «Трудов КДА», вышедшие в свет с 1915 по 1917 год . Однако «ленинградский» указатель имел ряд недостатков. Во-первых, в нем не были учтены материалы, публиковавшиеся в журнале в качестве приложений. В результате в указателе не упомянуты столь важные для исследователей документы, как извлечения из журналов Совета Академии, ежегодные отчеты о состоянии Академии, отчеты о деятельности Богоявленского братства и Церковно-исторического и археологического общества. Во-вторых, в «ленинградском» указателе не учтены публикации, связанные с пребыванием в Киеве членов императорской семьи. В частности, здесь нет упоминаний о публиковавшихся в «Трудах КДА» речах ректора Академии епископа Василия (Богдашевского), сказанных в присутствии высочайших особ . В-третьих, в «ленинградском» указателе имеется ряд технических недочетов, затрудняющих работу с ним. Например, здесь указывается лишь первая страница каждой учтенной публикации, в то время, как в дореволюционных указателях всегда указывались первая и последняя страницы каждой публикации. Сплошная нумерация статей в указателе отсутствует. В алфавитном списке авторов ссылки даются на страницы указателя. Все это побудило Киевскую духовную академию и семинарию в 2010 году в рамках празднования 150-летия «Трудов КДА» составить новый уточненный систематический указатель статей, опубликованных в журнале в 1915-1917 гг , тем самым было завершено библиографическое описание публикаций, помещенных на страницах «Трудов КДА» в дореволюционный период. В соответствие с перечисленными указателями, в «Трудах КДА» с 1860 по 1904 год содержится около 2 300 публикаций, с 1905 по 1914 гг - 645 публикаций и с 1915 по 1917 гг - 135 публикаций.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

352 Погодин Михаил Петрович (1800–1875) – историк, писатель, журналист. Сын отпущенного крепостного. В 1821 г. окончил Московский университет, в 1825 г. представил магистерскую диссертацию «О происхождении Руси», написанную с позиций норманнской теории. В 1827–1844 гг. профессор Московского университета, с 1841 г. член Петербургской Академии наук. Главное соч.: «Исследования, замечания и лекции М. Погодина по русской истории» (тт. 1–7, М., 1846–1854), а также драма «Марфа-посадница» (1830), «Повести» и др. 353 Строганов Александр Григорьевич (1795–1882) – граф, государственный деятель. Участник Отечественной войны 1812 г.; в 1836–1838 гг. генерал-губернатор черниговский, полтавский и харьковский, в 1839–1841 гг. министр внутренних дел, с 1849 г. член Государственного совета, генерал-адъютант. В 1854 г. военный губернатор Петербурга. В 1855–1864 гг. генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии, президент Одесского Общества истории и древностей российских. Завещал свою огромную библиотеку Томскому университету. Строганов Сергей Григорьевич (1794–1882) – граф, государственный деятель. С 1856 г. член Государственного совета, в 1859–1860 гг. московский генерал-губернатор. Меценат, коллекционер и археолог. В 1825 г. основал бесплатную художественную школу (Строгановское училище), в 1837–1874 гг. председатель Московского Общества истории и древностей российских, в 1835–1847 гг. попечитель Московского учебного округа. Основатель (1859 г.) и пожизненный президент Археологической комиссии. 354 Шафарик (Шафаржик) Павел Йосеф (1795–1861) – словацкий славист, литератор. В 1817 г. окончил Йенский университет. С 1841 г. хранитель, с 1848 г. директор библиотеки Пражского университета. Основные соч.: «Славянские древности» (тт. 1–2, 1837–1848), «Славянская этнография». 355 Ампер Жан Жак Антуан (1800–1864) – французский историк литературы. Сын знаменитого физика А. М. Ампера. Учился в Париже, с 1831 г. преподаватель Коллеж де Франс. Член французской Академии надписей с 1842 г. и Французской Академии с 1847 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Богемская Библия. Прага, 1483 (РГБ). Титульный лист Богемская Библия. Прага, 1483 (РГБ). Титульный лист В XVI в. были изданы 9 переводов Б., сделанных утраквистами по Вульгате. 2 из них - Венецианскую Библию (1506) и Нюренбергскую Библию (1540) - напечатали за рубежом. В 1529 и 1537 гг. в Богемии 2 перевода напечатал П. Северин из Капи-Горы. Крупнейшим издателем Свящ. Писания того времени был Й. М. Рождьяловски из Авентина. Его издания Библии 1547, 1556/57, 1560/61, 1570 и 1577 гг. успешно продавались как в Богемии, так и в окрестных землях. В 1533 г. В. Б. Оптат впервые напечатал перевод НЗ, сделанный не по Вульгате. Работы чешских братьев формируют 2-й ряд чеш. переводов Писания. Это НЗ: Клаудианский (1518), Лукашев (1525), Благославский (1564, 1568) и главная Б. чеш. Реформации - Кралицкая Библия, первоначально изданная с обширными комментариями в 6 томах (1579-1594), а затем переизданная без комментариев в одном томе (1613). Все свои переводы, за исключением 2 позднейших изданий НЗ, чеш. братья делали с оригинальных языков Б. С нач. XVIII в. изгнанные со своей родины чеш. братья печатали Кралицкую Библию в Германии и Венгрии, откуда книги поставлялись для тайных протестантов Богемии. 3-й ряд чеш. переводов Б. (XVI-XVIII вв.) открывается католич. Библией св. Вячеслава. Сделанный иезуитами по Сикстино-климентинской Вульгате, этот перевод стал католич. ответом на протестант. Кралицкую Библию. Как и последняя, Библия св. Вячеслава снабжалась пространным комментарием. Новый перевод выходил в 1677-1715 гг., в 1796-1771 гг. и дешевое издание без комментария в 1778-1780 гг. (т. н. Кайзерова Библия). В XIX в. наибольшее значение имели следующие издания Свящ. Писания: 2 издания Кралицкой Библии - т. н. Юбилейная Библия, напечатанная Й. Ружичкой в ознаменование тысячелетия Крещения славян, и иллюстрированное издание Л. Б. Кашпара (1892). Среди католич. изданий важен перевод Ф. Ф. Прохазки (1804). Он был переиздан в 1851 и 1857 гг. под названием Библия консистории. Празднование тысячелетия прибытия святых Кирилла и Мефодия в Моравию было отмечено выходом в 1860-1864 гг. нового перевода Б. на чеш. язык под ред. И. Френцля.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Ab/13 – книга в малый лист, в которой заключается большей частью официальные письма и отношения, именно 34 Сербиновича к о. Порфирию с несколькими ответами последнего, написанными на самых письмах Сербиновича, 1 – А. Карасевского и «извлечение из письма Ее Высочества к Татьяне Борисовне Потемкиной», где изложен отзыв об о. Порфирие. Всех листов в книге 67. Ab/14 – книга в лист с надписью на корешке: «Консульские письма к о. Порфирию»; в ней содержится следующее: I. «Консульская письма из Бейрута»; здесь 21 письмо: от г. Мостра (Mostras) 2 (с одним ответом о. Порфирия) на французском языке»; Базили – 15; князя Дондукова-Корсакова – 3 и Блана – 1 на французском языке, – 1844–1853гг. Тут же находится «Copie d " une lettre, adressée par M r Consul Général à S. Ε. Hafiz Pacha de Jérusalem en date du 20 Décembre l852». II. «Дела по антиохийскому престолу с 1851 года от г. Базили» – 7 писем (хотя не все от него): от Базили – 4, Марабути – 2 и антиохийского иеромонаха Макария – 1 на арабском» языке; – 1851–1853 гг. III. «Частные письма консула Базили из Бейрута», – 55 писем, из которых одно от жены Базили, – касающихся разных вопросов по востоку; здесь приложена и κοпии с ответного письма к антиохийскому патриарху; – 1849–1853 гг. IV. «Консульские письма из Яффы», а на следующем за этим листе написано: «дела 1853 года», – 38 писем: от Марабути – 35 большей частью на греческом языке и несколько на русском, от французского консула de-Lantivy – 1, от прусского Розена – 1 и 1 на арабском языке; – 1844–1853 гг. V. «Переписка с консулами: Александрийским, Каирским, Иерусалимским и Солунским», – 21 письмо: 7 о. Порфирия (4 французских Bochti в Каир, 2 Фоку в Александрию, 1 Pizzamano, французско-австрийскому консулу, и 1 Лаговскому в Каире), от Bochti – 3, Мустоксиди – 6, Волковича – 1 (итальянск.) и 4 арабских, 1846–1852 гг. За этим следуют «письма к Солунскому консулу Августину Мустоксиди» от о. Порфирия большей частью с Афона, на русском и греческом языках, – 1845–1860 гг., и затем 12 писем от Мустоксиди к о. Порфирию, – 1858–1861 гг., на греческом и французском языках. После этого идет «Tables des Matiéres», вероятно, сочинения о маронитах, и за тем: «Convertion des Russes» (на 2 мал. листах), – о начале Руси. Листов в книге 143 нумерованных. Здесь приложены три турецких письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Наконец, последний текст – автограф письма иеромонаха Арсения Н. В. Сушкову от 21 августа 1865 г., хранящийся в архиве последнего 26 . Обстоятельства знакомства литератора Н. В. Сушкова (1796–1871 гг.) с о. Арсением неизвестны. Оно могло произойти в 1840-х гг., когда оба находились в Москве. Иеромонах жил в Заиконоспасском, а затем в Симоновом монастырях. Сушков, вышедший к этому времени в отставку, был хозяином оживленного литературного салона, где бывала «вся Москва». Он следил за судьбами воспитанников Московского университета и вдобавок интересовался людьми Церкви, с тех пор как, покаявшись после дуэли, стал глубоко верующим человеком. Все эти обстоятельства, вероятно, привлекли его внимание к личности иеромонаха Арсения, который, по просьбе Сушкова, изложил автобиографию в письме. Здесь описаны основные события жизни, перемещения между монастырями, назначения на должности вплоть до 1860-х гг. Все 3 текста публикуются впервые. Первые 2 из них уже использовались исследователями, третий обнаружен мною и впервые вводится в научный оборот. Эти источники позволяют в деталях проследить судьбу духовного писателя, узнать о его переживаниях, мотивах его поступков. В них встречаются обильные цитаты и указания на прочтенные им книги, что помогает определить круг литературных источников его творчества. В публикуемых текстах упомянуты некоторые сочинения о. Арсения, еще неизвестные исследователям, тем самым обозначается направление дальнейших поисков. Нельзя не сказать и о том, что автобиографии монашествующих, особенно 1-й половины XIX в., – явление редкое. Тексты о. Арсения могут быть сопоставлены, например, с «Путевыми записками утлой ладьи по бурному житейскому морю» послушника Семена Хрущова (1797–1868 гг.), созданными в начале 1860-х гг. 27 . Вполне возможно, что о. Арсений знал о них, и не исключено, что под их влиянием обозначил свою исповедь Н. В. Сушкову как «очерк странствования моего по бурному морю житейскому». Этих авторов многое объединяет: и Хрущов, и Троепольский происходили из дворян, обучались в Московском университете, покинули мир и недолго в разное время жили в Оптиной пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Ст. Тишанка Таловского р-на, куда в 50-х гг. фёдоровцы были определены властями на поселение. Летом 2002 г. в селах Нов. Лиман и Монастырщина на юге В. о. последователи этого течения воздвигли небольшие каменные архитектурные сооружения, увенчанные крестами, напоминающие о проповеди в этих местах своего учителя. Лит.: Олейников Т. Очерки по истории расколо-сектантства в Воронежской губ. Воронеж, 1914. С. 6-12; Черничество и сектантство в Воронежской губ. в 1850-е гг./Публ. С. А. Иниковой//Православная вера и традиция благочестия у русских XVIII-XIX вв. М., 2002; Львов А. Л. Геры и субботники - «талмудисты» и «караимы»//Материалы 9-й Ежегодной Международной конференции по иудаике. М., 2002. Ч. 1. С. 305-310, 380-394. Ислам В. о. находилась на территории Золотой Орды, население к-рой в XIII-XIV вв. подверглось исламизации, но после включения этой территории в состав Российского гос-ва оставшиеся на ней мусульмане были христианизированы. В сер. XIX в. на территории совр. В. о. появились мусульмане, в основном это были татары, в 1906-1913 гг.- ссыльные азербайджанцы, в 1989 г., после событий в Фергане, переселились турки-месхетинцы. Воронежская местная религ. орг-ция мусульман находится в юрисдикции Духовного управления мусульман европ. части России, действует с сер. 90-х гг., зарегистрирована в 2000 г. Действующих мечетей нет. Иудаизм По установленной в 1769 г. «черте оседлости» Воронежская губ. и область Войска Донского относились к числу запретных мест для проживания иудеев. По первым статистическим данным 1860 г., в губернии, в основном в Воронеже и в торгово-ремесленных слободах Бирюченского, Богучарского, Бобровского и Павловского уездов, проживали 280 мужчин и 57 женщин, исповедовавших иудаизм. С нач. 60-х гг. в Воронеже упоминается евр. молитвенный дом (местонахождение неизвестно), офиц. разрешение на его открытие в арендуемом здании было получено в 1874 г.; в 1895 г. иудейская община арендовала для богослужебных целей дом купца М. У. Сычёва на Староконной пл. (ныне пл. Ленина, не сохр.). По переписи 1897 г., численность иудеев в Воронеже достигла 1788 чел. (население Воронежа 80 тыс. чел.). Разрешение Мин-ва внутренних дел на строительство синагоги было получено в нач. апр. 1901 г., первое богослужение было совершено в 1903 г. С 1909 г. при евр. общине действовало благотворительное об-во. В нач. 20-х гг. из синагоги были изъяты богослужебные предметы из драгоценных металлов. В нояб. 1939 г. синагога была закрыта, впосл. здание передали тресту «Облтекстиль». Иудейские общины, действовавшие на территории В. о. после 1945 г., не имели регистрации.

http://pravenc.ru/text/155256.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010