Каждый христианин, имеющий твердое намерение трезвиться и бодрствовать в подвиге духовного совершенства, должен стараться полностью сосредоточить внимание на своей внутренней жизни. Епископ Игнатий считал, что внимание к себе есть одно из условий спасения. «Желающий спастись, — пишет он, — должен так устроить себя, чтоб он мог сохранить внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами» [ 1806 ]. В подтверждение необходимости внимания в духовной жизни Владыка приводит слова аввы Агафона, который сказал: «Невозможно без усиленного внимания себе преуспеть в добродетели». Для научения вниманию к себе святитель Игнатий советует устранить из своей жизни все пустые занятия, вовлекающие в развлечения. Занятия частные и общественные, по мнению Владыки, не препятствуют, а способствуют сохранению внимания к себе. Праздность приводит к рассеянности, а полезная деятельность к вниманию. «Деятельность — необходимый путь к бдительности над собой, и этот путь предписывается святыми Отцами для всех, которые хотят научиться вниманию себе» [ 1807 ], — разъясняет архипастырь-труженик. В одном из писем к сестре, Елизавете Александровне, епископ Игнатий говорит ей о пользе рукоделия и занятий по хозяйству, которые удаляют праздность и облегчают уму невидимую брань. При праздности страсти могут с особой силой восстать и потребуют многих усилий для укрощения их. В том же письме Владыка советует сестре сохранять благоразумие и не выходить на борьбу, которая может превысить ее силы, и по возможности стараться разумным трудом облегчить свои брани. Много усилий нужно, чтобы приучить себя ко вниманию, но без внимания невозможно преуспеть в духовных бранях. Человек, стяжавший навык всегда внимать себе, со временем начинает смотреть на земную жизнь очами веры и приобретает глубокие духовные познания. Скорби, страдания и болезни не страшны для внимающего постоянно своей душе христианина. Все жизненные трудности он принимает, как от руки Самого Бога и видит в них «чашу Христову», которую нужно ему испить для очищения себя от грехов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Все были весьма удивлены тем, что наша миссия удалась, и вскоре по-очереди, вырывая друг у друга леску с крючком и червяком, склонялись за борт и пытались что-нибудь выловить. Быстро сладили люстру – это лампа, опущенная к самой воде. В темноте вокруг нее собираются анчоусы, а на них уже начинает охоту более крупная рыба. Но удача нам не сопутствовала, поэтому пошли в кают-компанию смотреть телевизор и пить пиво – я взял попробовать бутылочку местного корсаковского. Его здесь производят нефильтрованным и только в пластиковых 1,5 литровых бутылках. Вкусная штука, как оказалось. День тридцать первый. 30.07 Завтрак, после которого я хотел все-таки съездить в Южно-Сахалинск, чуть было не проспали, но видно не в этот раз, старпом сказал, чтобы после обеда все были на борту. На корабле все строго – как только загружают все контейнеры и дают разрешение, пароход отчаливает, потому что простой в порту стоит дорого, да и семеро одного не ждут. Догнать же его потом можно разве что на самолете. Посмотрел, как рыбачат мужики, даже несколько «красноперок» размером чуть больше ладони поймали, но это в Подмосковье их назвали бы рыбой, тут же на нее и внимания особого не обратили. Снова пытаюсь нарисовать море и в очередной раз понимаю, что такое настоящая, «добротная» мазня. А время подошло к 10 часам, наверное, местный краеведческий музей уже открылся. Он находится в небольшом одноэтажном аккуратном домике, внутри которого можно узнать о природе, истории Корсакова, о его культурных связях и о многом другом. Найдя в музее дневники некоего Чехова, доктора и писателя, я никак не мог поверить, что автор «Вишневого сада» и «Каштанки» бывал в этих краях. Но так оно и было, в 1890 году Антон Павлович Чехов совершил путешествие по Сибири до острова Сахалин «по кандальному тракту», единственной дороге, соединявшей запад и восток России. Дорога заняла у него 80 дней. В мае 1805 года русские впервые ступили на Сахалин. В 1806 и 1807 легендарные российские корабли «Юнона» и «Авось» проводили акции устрашения японцев. Как это происходило, к сожалению, не знаю, но цель тогда не была достигнута.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

—418— 1871 г. ность Секретаря Полоцкой Консистории вышеупомянутого Столоначальника Славолюбова. Хотя Славолюбов, по отзыву Вашего Преосвященства, получил образование в Духовной Академии и служил несколько лет в Московской Консистории, тем не менее я не имею никаких положительных сведений о степени юридических его познаний и практической опытности, необходимых, по смыслу вышеупомянутого указа Св. Синода, для Секретаря Консистории. Посему, в случае увольнения Г. Квятковского, Ваше Преосвященство не изволите ли сделать распоряжение, чтобы исполнение секретарских обязанностей в Полоцкой Консисторииг временно было поручено кому-либо из наиболее опытных столоначальников Консистории, по Вашему усмотрению, впредь до замещения сей должности лицом, которое по избранию моему будет Святейшим Синодом назначено на оную”. Что мог я подумать, получивши такой неудовлетворительный ответ относительно назначения Славолюбова на должность Секретаря? Одно из двух: или я не заслуживаю доверия от г. Обер-Прокурора, или я оскорбил его самолюбие, вторгаясь в его права. Но так или иначе, а отказ его в моём ходатайстве был неоснователен и оскорбителен для меня. Мне отказывают в определении на должность Секретаря Консистории – Столоначальника Консистории с академическим образованием, а представляют назначить исправляющим секретарскую должность столоначальника с образованием семинарским (так как в Полоцкой Консистории не было ни одного столоначальника с высшим духовным образованием); мне отказывают в назначении Секретарём Столоначальника, известного по своей честности и благонадёжности, а назначают через полтора года в подведомую мне Консисторию Секретаря – семинариста (Абрамова), двукратно удалённого по неисправности от секретарской должности; мне отказывают в ходатайстве о назначении на должность Секретаря Кандидата Богословия Славолюбова под тем предлогом, что не имеют никаких положительных сведений о степени юридических его познаний и практической опытности 1806 , а через четыре —419— 1871 г. года (в 1875 г.) определяют на должность Секретаря Херсонской Консистории семинариста Рогачевского, бывшего домашним Секретарём у предшественника моего по Харьковской кафедре, архиепископа Нектария 1807 , и умевшего приобрести в Харькове три каменных дома, но известного ли г. Обер-Прокурору по своим юридическим познаниям и практической опытности, не знаю в точности; по всей вероятности, нет... Где же после сего справедливость и беспристрастие?!..

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1794 Отсюда, Он – Господь Славы. 1795 К человеческой природе Христа относятся, по Евстафию, и некоторые евангельские изречения Спасителя, напр. Мф.11:3 , 1796 19:28, 1797 24:36, 1798 28:18; 1799 Ин.2:3 , 1800 13:27, 1801 20:17. 1802 Наиболее характерною частью христологии антиохийского епископа, бесспорно, должно быть признано его учение об образе соединения в Едином Лице Христа двух природ. О самом акте воплощения Евстафий пишет лишь однажды и то мимоходом, говоря, в заключении гомилии «ες τ —71— δεπνον Λαζρου…»,о поклонении «Господу, прежде век совечно (συναδως) и собезначально (συνανρχως), несказанно (φραστς) и неизреченно, от Отца, т. е. из несозданной сущности, Рожденному, и в последние времена от непорочной Девы неизменно (μεταβλτως) и неслиянно (συγχτως), выше разума и слова, Воплощенному». 1803 Выраженное в терминах известного вероопределения IV-ro собора, Евстафиево учение об образе соединения природ во Христе, как общецерковное, на первый взгляд, не представляет чего-либо особенного. И действительно, оно таково, если судить по сделанной нами выдержке. Типичное и экстраординарное (конечно, относительно) выступает в христологии Евстафия при более частном развитии данного пункта… Человек-Христос, по Евстафию, не Сам Сын, но образ Сына. 1804 Он храм Божественной Премудрости, Слова и Бога. 1805 Этот храм антиохийский епископ называет храмом в собственном смысле (κυρως), чистым (καθαρς) незапятнанным (χρανθος), 1806 избранным, 1807 одушевленным, 1808 соединенным (построенным – νωθντα) Богородицею Девою, 1809 святым, 1810 живоносным (ζοφορος), 1811 спокланяемым, 1812 Богозданным храмом несозданного и вечного Бога. 1813 Впрочем, для выражения той же самой мысли, Евстафий употребляет и другие термины, называя Христа то «человеческим обиталищем (οκος, σκνωμα)» Бога Слова, 1814 то Его «человеческим органом», 1815 иногда «ски- —72— нией Слова». 1816 Последнее, по смерти человека Христа или, выдерживая терминологию, после того как храм был разрушен, заново величественно восстановило его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В том же контексте ставятся свт. Григорием на противоположные полюсы понятия «наслаждения желудка» (γαστρς δονα) 1802 и «священного наслаждения общения с Богом» 1803 . Проанализировав употребление им термина «θεωρα», можно сказать, что хотя и в контексте уже современного состояния человеческой природы, но лучше всего опасность высокого умозрения аллегорически передана Святителем в Слове 3. Здесь она уподобляется опасности идущего по высоко натянутому канату и представляет собой не что иное, как угрозу падения на землю, что и делает мысль Святителя о древе познания, как высоком созерцании, сопряженной с пониманием нарушения заповеди о древе, как ниспровержении ума и всех чувств человека в материальный мир 1804 . Таким образом, у свт. Григория древо познания отождествляется с понятиями способности/неспособности человека владеть своим умом и чувствами и последующей отсюда увлеченностью чувственно-материальным. Не случайно и понятие «кожаных риз» у Святителя отождествляется с переходом плоти человека в состояние, когда она оказывается «грубейшей, смертной и противоборствующей» 1805 . Состояние человека в грехопадении описывается как такое, когда и ум, и чувства влекут его к земле. Говоря, что Адам «кожаными ризами стал тяготеть к земле» 1806 , свт. Григорий подчеркивает, что это понятие включает в себя все духовно-материальное естество человека. Но в то же время это состояние имеет, по его мысли, промыслительное назначение, «чтобы не потерпеть нам одной участи с падшим ангелом, чтобы, прияв в себя всецелый свет», не «ожесточить выи перед Господом Вседержителем (Иов. 15:25) и не пасть от превозношения самым жалким падением» 1807 . Имея онтологическое основание своего появления в ошибочном произволении Адама, «кожаные ризы», тем не менее, отражают активный ответ Бога на грехопадение первого человека. Состояние «дебелости» (παχτητα) человеческой плоти, которая сравнивается с облаком, отделявшим славу Божию от израильтян 1808 , есть, таким образом, временное благодеяние Творца для научения человечества смиренному и доверчивому отношению к Богу и Его заповедям. В понятии «кожаных риз» отражается умозрение Святителя об антропоцентричном фокусе мироздания и его судеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

елма же раздробится, в онех потопает. Град, союз храняй, выше всяких бедств носится, тому же растерзанну сущу, испразднится. Спаси 1793 Бог Иерарх 1794 некто преподобен бяше, по званию си вся дела творяше. Тому некий муж яблок сосуд дал есть, вящша от него дара ожидал есть. Он же прием дар, ничто воздаяше, токмо Спаси 1795 Бог ему провещаше. Отьиде скорбен яблока принесый и ят роптати хулными словесы На мужа свята, иже, увешенный, веле, да будет призван оскорбленный. Тому пришедшу, сице глаголаше: Да зриши, брате, яко слово наше Спаси 1796 Бог имать вящшу силу в себе, нежели дар твой, делом суди тебе. На мале убо свитце 1797 написал есть Спаси Бог , и в длань мерила 1798 приял есть. На едной чаше 1799 свиток положил есть, на другой – сосуд со 1800 плоды въместил 1801 есть. Мерила 1802 подъят 1803 , слово тяжко бяше, плоды с сосудом преодолеваше 1804 . Раб Божий рече: Се суд божественный, зри, како мною еси обижденный. Роптавый, видя вину свою быти, архиерея начал есть молити О прощение. Он же дарова то, и бысть прощенну честно, яко злато. Иже наставлен, к тому не ропташе, слово Спаси 1805 Бог всечестно держаше. И ты, чтый, словом тем доволен буди, егда за дары рекут тебе люди Спаси 1806 Бог, ибо сам Господь воздает небом, кто слово сие почитает. Сребреник 1807 Самарянин ов благий, иже уязвленна от разбойник на пути мужа поверженна Помиловав, прилежа, еже исцелити, даде два сребреника, да бы й лечити. Христос Самарянин есть, ибо страж есть правый, уязвленный демоны род помиловавый. Дал гостинником Церкве сребряны две цаты во иждивение, да леть есть врачевати. Два сребреника еста Ветхий Закон с Новым, или Таинства Церкве со словом Христовым, Или две заповеди о любви спасенней, о хранителной ближним и о божественней. Сих употребление язвы исцеляет, здравие первобытно и в путь крепость дает. Сребро Сребро аще ся о вещь белу отирает, черно знамя по себе на ней оставляет В знамение, яко, кто 1808 сребру приложится, аще чист есть от всех вин, сребром очернится, Яко то мрак греховный имать выну в себе,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Секретарём консистории в первое время оставался Максим Богомолов 2445 . Однако ему скоро наскучила консисторская служба, и он стал просить об увольнении из духовного звания, ссылаясь на зловредность для него минского климата и свою неспособность выучиться польскому языку, и был уволен в июле 1801 года 2446 . Любопытно, что когда в синодальной канцелярии предложено было чиновникам, как это обычно бывало,не пожелает ли кто выйти в минские секретари, все отказались 2447 св. синод тогда предложил самому Иову рекомендовать кандидата из своих консистористов, но так как в консистории между чиновниками не оказалось подходящего человека, то преосвященный рекомендовал учителя семинарии Петра Неверовского, который св. синодом и был утверждён 2448 . Неверовский пробыл в консистории пять лет и тоже перешёл на гражданскую службу. Опять из чиновников синодальной канцелярии никто не пожелалехать в Минск – и секретарём был назначен (в 1806 году) повытчик Могилёвской консистории, губернский секретарь Андрей Савицкий 2449 , который и оставался уже секретарём всё время при преосвященном Иове 2450 . Новый консисторский штат, 1797 года, более чем вдвое увеличивал отпускаемое из казны содержание консистории. К прежним 570 рублям 2451 , была сделана прибавка 660 рублей. Эта новая сумма, в 1.230 рублей, должна была распределяться между консисторскими служащими, оставляя 100 рублей на канцелярские расходы 2452 . Кроме присутствующих, которые жалованья не получали, штат определял при консистории следующий комплект служащих в консистории на жалованье лиц: секретарь его помощник – старший канцелярист 2453 , три канцеляриста, три подканцеляриста, четыре копииста, два сторожа и шесть приставов 2454 . Прежний консисторский оклад на столько не соответствовал действительным потребностям, что хотя новый штат удвоял получаемое консисторским служащим жалованье, однако и этого оказывалось недостаточным. Преосвященный Иов уже в первые годы счёл нужным увеличить консисторский бюджет двумястами рублей из различных «остатков», большей частью соборных 2455 . В 1807 году преосвященным было сделано новое распоряжение, направленное к той же цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Остальные деньги были употребляемы на канцелярские, почтовые и другие расходы. При преосвященном Викторе консисторская сумма ежегодно оставляла небольшой остаток 1801 . Число канцеляристов оставалось одно и то же – четыре 1802 , но число низших чиновников колебалось: в 1793 году было только 2 таких лица, оба в священном сане 1803 , а в 1795 году сразу в состав консистории прибавлено 5 подканцеляристов 1804 . Следующими за консисторией административными епархиальными инстанциями были духовные правления. В пределах Минской губернии издавна 1805 было 6 духовных правлений: Слуцкое, Петриковское, Мозырское, Туровское, Давидгородокское иМинское, да на Украине 8, всего – 14 1806 . Район власти каждого духовного правления ограничивался пределами «протопопии». Протопопии имели весьма неодинаковое число церквей – от трёх 1807 до ста четырнадцати 1808 и т. п. 1809 . В составе духовного правления стоял его «правитель», или по-просту протопоп, который иногда в своей персоне соединял весь личный состав своего духовного правления. Протопопы в прежнее время были избираемы духовенством и от епископа получали только утверждение или грамоту 1810 , но преосвященный Виктор назначал протопопов уже своей властью. Самое большое число лиц, составлявших духовное правление, было четыре 1811 ; большей частью оно равнялось двум 1812 , нередко одному 1813 , а иногда один протопоп управлял двумя и даже тремя протопопиями 1814 . Правителю протопопии было подчинено всё без исключения духовенство, жившее в районе протопопии, не исключая и тех заслуженных протоиереев, которые сами ранее были правителями и оставляли свою должность по старости, болезни и другим причинам 1815 . До присоединения края к России духовные правления с внешней стороны не представляли собой какого-нибудь казённого «присутственного места». Но в 1793 году был разослан указ о заведении в правлениях порядка, «российским судебным местам установленнаго»: предписано было избрать для правления приличиое помещение, поставить в нём покрытый красным сукном стол, зерцало и прочие принадлежности российских присутственных мест 1816 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Одна только мера митрополита Ираклия, поддержанная после него архиепископом Красовским, принесла некоторые плоды. Это – восстановление, хотя отчасти, обрядов правильного богослужения в Полоцкой епархии, состоящей в пределах Витебской и Могилёвской губерний. В этом положении находились Униаты до 1828 года. Началом новой эпохи должно считать Высочайший указ от 9 октября 1827 года, которым повелено: «1) подтвердить сделанные правительствующим сенатом в IX и X пунктах указа 25 октября 1807 года предписания и строго надзирать за точным оного исполнением; 2) сообразно с тем, не дозволять ни в каком случае принимать в греко-униатское монашество людей другого обряда и из самого греко-униатского допускать к произнесению монашеских обетов только тех, коими будет доказано, что они имеют достаточные познания в языке славянском и чине Греческого богослужения, доводя до сведения нашего обо всех, кои на основании сих правил вступят в греко-униатское монашество; 3) учредить, где нужно, училища для наставления греко-униатского юношества духовного звания – как в правилах веры, так и в обрядах богослужения на языке славянском». Этот Высочайший указ действительно был началом, или лучше сказать – поводом дальнейшего движения по Униатскому делу. Но целью указа было, как показывает смысл его, отклонить дальнейший переход Униатов в Латинство и удержать их при славянском богослужении. Действительно, этой только цели и можно было им достигнуть, при самых благоприятных обстоятельствах. Но тогдашние обстоятельства скорее могли дать указу исход совершенно противный предположенной цели, именно, подвинуть Униатов к переходу в Латинство, подобно как около 1806 года, – если бы не были приняты мероположения, истекшие непосредственно из записки моей, прописанной в конце первой части настоящих Записок. Здесь будет нелишним бросить взгляд на личности, стоявшие в то время во главе Униатов. Митрополит Иосафат Булгак , семидесяти уже лет, кроткого и честного нрава, недальнего ума и учения. Он из Римских Католиков польской дворянской фамилии; поступил в базилианское монашество из видов фамильных; воспитание получил в Риме и возведён по протекции в епископы. По характеру он не был фанатик, но по убеждению был твёрд в Римском католицизме. Делами он никогда не занимался, предоставляя их другим; предан был молитве, – и если имел слабость, то разве маленькое пристрастие к любостяжанию в пользу родных, которое, впрочем, скорее им повредило, нежели было полезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В эпоху отечественной войны Вожди армии 62 Отдавая должное героизму и мужеству русского солдата, один из современников первых войн александровской эпохи, будущий декабрист Фонвизин, не мог не отметить в своих воспоминаниях, что русская армия уступала французской «в той восторженной пламенной храбрости в нападении, какой французы побеждали все европейские армии». Причины этой «восторженной пламенной храбрости» заключались в той нивеллировке революционных войск, которая объединяла в одно и вождей и армию. Этих причин, конечно, не могло быть в русской армии, – армии старого порядка и крепостной муштровки. И если мы припомним внешние условия походов 1805 до 1807 гг., то еще с большим удивлением остановимся перед тем фактом, что даже на полях Аустерлица не померкла военная слава России. Русская армия стояла перед лучшей европейской армией, перед гениальным стратегом и полководцем, перед всеобщим победителем... Ей предстояло огромное испытание в сфере военной подготовки и личной доблести. И если личная доблесть с честью вышла из этого испытания, то первая оставила желать многого. Прежде всего было забыто «мудрое» правило, как выразился современник, что «войну надо начинать с брюха». Престарелый фельдмаршал Каменский, не найдя «ни боевых, ни съестных припасов, ни госпиталей», в отчаянии даже покинул армию – таким безотрадным казалось ему положение вещей. Интендантские хищения, о которых рассказывает декабрист кн. С.Г. Волконский, сам участник многих боевых действий, приводили к тому, что в армии отсутствовало продовольствие, люди ходили босыми и т.д. 63 . «Солдаты Беннигсена всю зиму (1805–1806) питались сырым картофелем без соли; они шатались, как тени, без обуви, без приюта, слабели, заболевали и умирали с голода» – вот картина, нарисованная современником (приписывается А.Ф. Воейкову, «Русск. Арх.», 1868). При таких условиях поддерживалась военная честь России... И все-таки армия сохранила мужество, как единогласно свидетельствуют очевидцы. Тем более могла она выдержать искус, когда уже приходилось сражаться не за чужие интересы, выдвинутые сложными мотивами международной политики, а более близкие, доступные пониманию каждого солдата, когда приходилось защищать родину от иноземного нашествия; когда развевалось идейное знамя, воодушевлявшее мужество каждого члена армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010