Статистика Александра Федоровна (Романова), царица-мученица Русская императрица, супруга императора Николая I (1796-1855) Александра Федоровна Романова (принцесса Шарлотта Прусская) родилась 1 (13) июля 1798 года в Потсдаме (Пруссия). Урожденная принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина была третьим ребенком в семье прусского короля Фридриха Вильгельма III из династии Гогенцоллернов и его супруги, королевы Луизы. Ее отец, Фридрих Вильгельм III (1770-1840), был добрым и искренне верующим человеком, но оказался слабым и нерешительным правителем, натурой, в общем, совсем не примечательной. Став в 1797 году прусским королем, он обещал содействие Австрии, но ничего не предпринял после вторжения в Австрию Наполеона в 1805 году. После сокрушительного поражения прусской армии под Иеной и Ауэрштедтом (1806), потеряв половину своих владений, Фридрих Вильгельм был вынужден подписать в 1807 году Тильзитский мир. Мать принцессы Шарлотты, прусская королева Луиза-Августа-Вильгельмина-Амалия (1776-1810) была дочерью дочь герцога Карла Мекленбург-Стрелицкого. Фридрих Вильгельм и королева Луиза женились в 1793 году, и у них родилось трое детей. Два сына от этого брака, Фридрих Вильгельм IV (1795-1861) и Вильгельм I (1797-1888), впоследствии стали прусскими королями, а Вильгельм - ещё и первым германским императором (с 1871 года). Шарлотта была младшим ребенком в семье и единственной их дочерью. Став королевой, Луиза вскоре привлекла к себе сердца подданных и примкнула к партии реформ. Она пыталась вскружить голову Наполеону, ей самой вскружил голову русский царь Александр. Когда осенью 1806 года Фридрих Вильгельм выступил в поход против французов, Луиза последовала за ним в Тюрингию. После битвы при Иене Луиза бежала в Кенигсберг, забрав с собой троих детей, в том числе и младшую - 8-летнюю Шарлотту. В январе 1807 года Луиза была уже в Мемеле. Наполеон преследовал королеву, которую считал зачинщицей войны за своего нерешительного мужа, сопровождая погоню самыми недостойными оскорблениями. Несмотря на это, королева Луиза решила лично просить Наполеона в Тильзите о более мягких условиях мира, но все её усилия были напрасны.

http://lib.cerkov.ru/authors/601

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святой преподобный Серафим Саровский и Свято-Троицкая Серафимо-Дивеевская обитель   Памятник преп. Серафиму в Сарове. Скульптор В.Клыков 19.07.1759 - Курск. В купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных родился младший сын Прохор. 1762 - Смерть отца Исидора Мошнина 1766 - Падение Прохора со строительных лесов с большой высоты, остается невредим 1769 - Болезнь, исцеление Божией Матерью 1776 - Паломничество в Киев. Отшельник Досифей направляет его в Саровский монастырь для становления на путь исихазма 20.11.1778 - Становится послушником в Сарове (игумен в Сарове - о. Пахомий); вверяется о.Иосифу. Различные послушания: пекарня, столярня... 1780-1783 - Водянка. Исцеление после видения Божией Матери 13.08.1786 - Принесение обетов. Прохор становится о.Серафимом Окт.1786 - О. Серафим посвящен в иеродиаконы 1788 - Основание Дивеевской общины Агафьей Мельгуновой (матерью Александрой) 13.06.1789 - Кончина матери Александры. Она берет обещание с оо. Пахомия, Исайи и Серафима присматривать за ее общиной 2.09.1793 - О. Серафим рукоположен в священники 1794 - Кончина игумена Пахомия. Избрание игуменом о.Исайи; он меньше заботится о монахинях 20.11.1794 - о.Серафим становится отшельником. Он уже известен как старец 1794-1798 - 1000 дней столпничества в начале отшельнической жизни. Питание травами 12.09.1804 - Преп. Серафим тяжело ранен двумя разбойниками и исцелен Божией Матерью 1806 - Отставка о.Исайи. Преп. Серафим отказывается от должности игумена. Избрание Нифонта. Преп. Серафим прекращает старческое попечение о братии. Духовная опека монахинь. 4.12.1807 - Кончина о.Исайи 1807-1810 - Преп. Серафим становится «молчальником» в своей пустыньке 1810 - Нифонт и монастырский собор обязывают его вернуться в монастырь 8.05.1810 - Преп. Серафим возвращается в монастырь и уходит в затвор

http://sedmitza.ru/text/713589.html

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Словарь имен 320 АВГУСТИН АВРЕЛИЙ , блаженный (354–430) – епископ Гиппонский (с 395 г.), учитель Церкви; разработал учение о сотворении мира, грехопадении, искуплении и спасении, выработал концепцию историософии и эсхатологии, которые стали определяющими для западноевропейского христианского мира. В споре о благодати и свободе воли опроверг ересь пелагианства. Богословие блаж. Августина, связавшего христианство с неоплатонизмом, имело определяющее влияние в Средние века вплоть до Фомы Аквинского. Главные сочинения: «О граде Божьем» (413–426), «Исповедь» (400), «О Троице» (400–416). АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ (1817–1860) – философ, публицист, поэт, историк, разрабатывал общественно-политическую теорию славянофильства. АЛЕКСАНДР , св., епископ Александрийский († 326) – обличитель арианства. Созванные им в 320–321 гг. соборы анафематствовали Ария. Существенна была его роль и на I Вселенском соборе (I Никейском), где еще в диаконском сане он проявил себя активным защитником православия. АЛЕКСАНДР I (12.12.1777–19.11.1825) – российский император, на императорском престоле с 11.03.1801 г. Старший сын императора Павла Петровича и Марии Федоровны. В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М.М. Сперанским. В 1805–1807 гг. участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807–1812 гг. сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией (1806–1812) и Швецией (1808–1809). При Александре I к России были присоединены территории Вост. Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 г. возглавил в 1813–1814 гг. антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814–1815 гг. и организаторов Священного союза. АЛЕКСАНДР II (17.04.1818–1.03.1881) – российский император, на императорском престоле с. 18.02.1855. Сын императора Николая I и Александры Федоровны. Подписал в 1861 г. манифест об упразднении крепостного права и получил прозвание «Освободитель». Провел ряд реформ (земская, судебная, военная и т. п.). После Польского восстания 1863–1864 гг. перешел к реакционному внутриполитическому курсу. В царствование Александра II завершилось присоединение к России территорий Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865–1881). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. На Александра II было совершено несколько покушений (1866, 1867, 1879:1880); убит народовольцами.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иерей Феофилакт, Христа ради юродивый (Память 30 августа). В половине 19 века жил и нес тяжелый подвиг один юродивый иерей Феофилакт. – Это был муж святой жизни. И, хотя краткие, но сохранились о нем следующие сведения. В метрических книгах села Хитровщины, Тульской губернии, Богоявленской церкви, значится: «1779 года, марта 8 дня, у диакона означенной церкви Авдия Никитина родился сын Феофилакт». По окончании учения в училище и потом в семинарии, Феофилакт был определен во диакона в Веневский уезд, в село Диаконово, а в 1806 году в село Хитровщино во священника. Как видно по духовными книгам, – священником был только два года: 1806 года и 1807 года, а в 1808 году значится уже заштатным, находящимся в безумстве. Тогда ему было от роду 29 лет, а по духовным значится 33 года. – Скончался отец Феофилакт в 1841 году, 30 августа. – Бывшая же настоятельница Мих. Ряз. монастыря мать Раиса записала о нем след. сведения, которые здесь и приведены. «Начинаю писать с того – во славу Божию и с помощью Божией – с какого года я стала знать отца Феофилакта, и что только могу припомнить о нем: он имел от Бога великие дарования, особенно дар прозорливости, – он знал дела и помышления людей, прозревал отчасти и будущее. В 1824 году я поступила в Михайловский Покровский женский монастырь, Рязанской епархии; родитель мой Иродион Феодорович Ураев служил в уездном городе Скопине, не помню, в каком году, судьею уездным. Случилось, что городничий был в отлучке, а мой отец правил его должность. В это время обокрали Скопинское казначейство, и родитель мой просрочил отрапортовать об этом, по этому случаю он был под судом; но, так как казначей и стряпчий не имели ровно ничего, мой же отец имел, хотя и небольшое имение, то по-тогдашнему положению казна взыскивала с моего отца: имение было описано и продавалось с аукциона. В 1824 году приехал родитель мой в наш монастырь, – тогда еще была жива старшая моя сестра монахиня Евстолия. В это время случился в монастыре и отец Феофилакт. Мой батюшка ему и говорит: «вот, я скоро должен остаться без куска хлеба с шестью человеками детей: продадут мое имение, и казна все с меня возьмет».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ижма. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1806 и 1828. Адрес: Ижемский район, с. Ижма, ул. Набережная, 19 Координаты: 65.009399, 53.907114 Проезд:летом - маршрутка от Ираёля или своим ходом на автопароме от Нарьян-Мара, далее по а/д Усть-Ижма - Ираёль. Зимой по а/д из Ухты. В центре села у автостанции, видно отовсюду. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Огромные, величественные храмы парили над нарядными крашеными домами. Колокола гудели, и торжественный звон разливался в чистом воздухе солнечного дня. Главным украшением «столицы» Ижемского края был величественный храм — церковь Преображения господня, который бы сделал честь любому губернскому городу. Внутренне убранство этой церкви было поразительно по пышности и богатству. В 1700 году в Ижме был большой пожар, истребивший большую часть домов и церковь со всем ее имуществом и архивом. Вместо сгоревшей в 1728 году была устроена и освящена новая деревянная одноэтажная церковь Преображения Господня. В 1773 году ижемцы соорудили новую деревянную церковь, в которую была внесена древняя уцелевшая храмовая икона Преображения Господня. Но ввиду непрочности этого деревянного сооружения прихожане в 1801 году попросили разрешение на постройку каменной двухэтажной с колокольнею над папертью. Строительство каменной церкви началось в 1806 и закончилось в 1828 году. Деревянный же Преображенский храм был разобран. Здание каменной Преображенской церкви до сих пор является архитектурной доминантой для села Ижмы и его окрестностей. Над обычным кубом храма — очень высокий свод барочного вида с мощным световым барабаном и огромной широкой главой, нависающей над барабаном. Этот силуэт вызывает представление о могучем «столпе», который среди окружающих его северных просторов производит впечатление большой мощи, особенно с дальних подходов. Ижемцы гордятся своим храмом — второго такого на всем Севере не было и нет. www.izhma.ru Церковь во имя Преображения Господня (1807-1828) – находится в центре с. Ижма. Интересный памятник. Единственный храм в Коми с почти полностью сохранившимся многоярусным иконостасом первой трети XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=12537

Федор Глинка Глинка Федор Николаевич (1786–1880) – поэт, прозаик. Прожил долгую жизнь. Как и легендарный Денис Давыдов, Константин Батюшков, был участником всех антинаполеоновских войн 1805–1807 годов, как Петр Вяземский, Василий Жуковский, Павел Катенин – Отечественной войны 1812 года. В этом же ряду певцов во стане русских воинов нужно назвать и его старшего брата, участника суворовского Итальянского похода Сергея Глинку, который первым записался в 1812 году в Московское ополчение, издавал самый популярный в период войны журнал «Русский Вестник». В годы учебы в 1-м Кадетском корпусе большое влияние на Федора Глинку оказал учитель Закона Божьего отец Михаил (впоследствии митрополит Петербургский), способствовавший стремлению кадета жить не только по воинскому уставу, но и по Христовым заповедям, «говорить всегда правду». В 1803 году семнадцатилетним прапорщиком он стал адъютантом прославленного суворовского генерала Михаила Милорадовича, с которым прошел все антинаполеоновские войны 1805–1806 годов и всю Отечественную войну 1812 года. В 1806 году вышла его первая книга – «Письма русского офицера», ставшая одним из выдающихся памятников русской военной прозы. Отечественная война 1812 года застала Федора Глинку в смоленском имении Сутоки, где он залечивал раны после штыковой атаки при Аустерлице. Как оказалось, не последней. Он вернулся в строй в первые же дни войны, но не офицером, а волонтером. Все его документы, в том числе личный вызов от Милорадовича, сгорели, и он отступал вместе с армией от Смоленска до Бородина, принимал участие в боях как рядовой, но без формы. Так что самые первые песни Отечественной войны 1812 года – «Военная песня», «Солдатская песня, сочиненная и петая во время соединения войск у города Смоленска в июле 1812 года», «Песнь сторожевого воина перед Бородинскою битвою» – созданы волонтером Федором Глинкой, и зазвучали они уже в первые дни и месяцы войны одновременно с «Певцом во стане русских воинов» московского ополченца Василия Жуковского. В «Солдатской песне» Федора Глинки впервые прозвучал призыв:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

24. Успенский собор Другой собор в лавре сооружен по образцу Московского Успенского, при Царе Иоанне Васильевиче; освящен же Всероссийским Митрополитом Дионисием, на другой год после кончины этого Государя, в день храмового праздника 1585 г. в присутствии Царя Феодора Иоанновича и его супруги Ирины Феодоровны. Длиной храм с алтарем 19 сажень, шириной 13 саж. 1 аршин, вышиной до 10 сажень. Верхи его осенены пятью главами; средняя из них обита вызолоченной медью в 1806 году при Митрополите Платоне, а остальные 1807 года покрыты по голубому полю медными вызолоченными звездами; осмиконечные кресты на главах обложены листовым червонным золотом. С южной и северной сторон у собора ступенчатые крытые крыльца, а с западной–портик, вместо прежней трапезы, построенный 1781 года, в новом стиле с подписью на портале: ведомому Богу. Повод к такой надписи на храме подали Митрополиту Платону: 1) Апостол Павел, 53 который встретил в Афинах капище с надписанием: неведомому Богу (’Aγν ε), которого «аки благочестивые Афиняне не ведуще, благолепно чествовали», и 2) слова Пророка Давида: ведом в Иудеи Бог. 54 Величественный храм этот, по указу Царей Иоанна и Петра, внутри украшен 1684 года, стенописью в Греческом пошибе, как значится из подписи у западных входных дверей. Алтарный иконостас в нем о пяти поясах, резной, в больших размерах; древние иконы в нем, по мере надобности, поновлены. Из местных заслуживают внимание любителя иконописи иконы: 1) Софии Премудрости Божией, так называемой у иконописцев Новгородской, с надписью о таинственном знаменовании сего символического изображения, и 2) Положение ризы Господней в Московском и Успенском соборе Патриархом Филаретом и проч. В главном алтаре запрестольный крест утвержден над вырезанным из дерева двухглавым орлом. По преданию, этот герб Всероссийский потому поставлен, что здесь, под сению престола Божия спасся юный Петр I от ножа мятежных стрельцов; другие полагают, что это случилось в Троицком, соборе. Верно только то, что в храме Сергиевой обители великий Петр чудесно сохранен от убийц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Большая Валяевка. Церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " . Церковь. Действует.   Престолы: " Живоносный источник " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1871. Ссылки:   Адрес: Россия, Пензенская область, Пензенский район, с. Большая Валяевка, ул. Верхняя, д. 34 Координаты: 53.068429, 45.025305 Проезд:Выезд из Пензы со стороны Терновки, улицы Перспективной. Дальше по дороге по направлению на Кондоль. Буквально сразу, при выезде из города, в Лебедёвке повернуть налево, по указателю на Большую Валяевку. Через километров шесть въезд в село. Ехать по нему, на У-образной развилке, налево, на грунтовку, чуть верх по направлению к храмовому комплексу. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты По преданию, в конце XVII века, во время очередного набега кубанцев, один безвестный монах укрылся в камышах под горой, на которой теперь расположена Валяевка. Там, на источнике, он нашел икону Божией Матери «Живоносный Источник». Благополучно спасшись от кочевников, инок рассказал о своей находке крестьянам соседнего села Поляны, и те построили здесь деревянную часовню, а затем и переселились сюда. Согласно документам, первая церковь в Валяевке была построена в самом начале XVIII века. 5 сентября 1704 г. была положена дань с попова, пономарева, просвирницына дворов «при новопостроенной в деревне Ольшанке церкви Пресвятыя Богородицы Живоносного Источника с приделом Иоанна Златоустого». 10 октября 1705 г. были выданы два антиминса на освящение этих церквей. Вероятно, в те же годы над источником поставили и деревянную часовню. Каменная часовня над источником, сохранившаяся до наших дней, была построена в 1807 г. В 1812 г. (по другим данным, в 1806 г.) рядом с ней на средства помещика Николая Саввича Печерина построили небольшую каменную Казанскую церковь. В 1871 г. рядом с Казанской церковью воздвигли величественный пятиглавый собор Божией Матери Живоносный Источник. Говорят, сам источник бьет под его алтарем, а влагу по серебряным (как гласит предание) трубам подвели ниже – к тому месту, где она струится и ныне. Между собором и церковью построили высокую стройную колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=21870

Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Воронежской и Липецкой епархии), в 4 км от г. Павловска, к юго-востоку от с. Белогорья Подгоренского р-на Воронежской обл., на правом берегу р. Дон. Начало Б. м. положила казачья вдова Мария Константиновна Шерстюкова (1740-1822). По благословению старца Киево-Печерской лавры в 1796-1798 гг. близ слободы Белогорье (на месте существовавших, вероятно с XIV в., пещер) она выкопала пещеру в горе на 8 сажень (ок. 16 м) и стала в ней подвизаться. Вскоре Шерстюкова стяжала известность старицы, к ней стали приходить паломники, к-рые продолжали пещерокопательство. Ежегодно пещеры посещали более 30 тыс. чел. из Воронежа, Ставрополя, Чернигова, Астрахани, С.-Петербурга и др. Местное духовенство с недоверием относилось к пещерокопателям, подозревая в них сектантские и раскольнические действия, пещеры неоднократно закрывали, Шерстюкову преследовали. В 1800 г. священнослужители белогорских храмов в рапорте благочинному прот. Михаилу Яковлеву обвиняли ее в «своекорыстии». В 1806 г. на основании донесения белогорского благочинного свящ. Иоанна Ставрова еп. Воронежский Арсений (Москвин) просил губернское правление об упразднении пещер. В том же году решением Острогожского земского суда вход в пещеры был заложен, иконы и кресты вынесены, а Шерстюковой запрещалось дальнейшее пещерокопательство. В 1807 г. вход в пещеры был открыт неизвестными лицами. Земская полиция после кратковременного содержания под стражей отпустила подвижницу, с тех пор по недосмотру полиции вход в пещеры оставался открытым. В 1811 г. белогорское духовенство, обеспокоенное расширением пещер и продажей свечей не в пользу епархии, безрезультатно обращалось к еп. Воронежскому Антонию (Соколову) . В 1816 г., после освящения в слободе Белогорье Преображенского храма, еп. Воронежский Епифаний (Канивецкий) объявил о Высочайшем повелении упразднить пещеры, а пещерокопательницу отдать под суд.

http://pravenc.ru/text/77930.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010