В XIV-м веке строилось много церквей; некоторые каменные на месте деревянных; другие вновь заложены каменными. На Торговой стороне, вместо деревянных, отстроены каменные: Михаила Архангела (1302), Бориса и Глеба (1300–1308; деревянная оставалась и сгорела в 1311 г.), св. Отец 1318, на Княже дворе, т. е. на Ярославовом дворище (1310 г.) Христова (1324; дерев. упомин. сгоравшею в 1311 году), Георгия на Лубянице (1356), Прокопия (1359; упоминается сгоравшею в 1311 г.), Феодора Стратилата в Плотницком конце (1359 г. упоминается деревян. под 1329 г.), Ипатия на Рогатице (1369–1370), Спаса Преображения на Ильиной улице (1374), Дмитрия на Славковой улице (1381–1382), Рождества в Поле (1382), Климента на Иворовой улице (1386). Вновь каменные; Знаменская (1355), Иоанна у Немецкого двора (1359), Благовещенская на Михайловской улице, в Славенском конце (1362), Петра и Павла в Славном (1367), Бориса и Глеба в Плотницком конце в Запольской улице (1377), Филиппа на Нутной улице (1383), Иоанна Богослова в Радоковицах (1383). Деревянные: Димитрия на Бояне Улке (1300), Екатерины на Торгу (упомин. сгоравшею в 1311), Спаса на Лубянице (упоминается сгоравшею в 1329 г.), Никиты в Плотницком конце (1368). Сверх того, упоминается о 22 церквах, сгоревших в 1399 г. Прежде каменные вновь перестроены: Пятницы (1345), Успения (1388). На Софийской стороне: в Детинце – каменные: Владимира на Воротах, от Прусской улицы (1311), Вход в Иерусалим, близ Софии (1336), Иоанна 3латоустаго (1351); вместо деревянной, каменная Рождества Христова, на-Сенях (1362); вместо старых каменных: Покрова Пресвятыя Богородицы у Прусских ворот (1389 г., прежняя каменная упоминается в 1305 году), Бориса и Глеба (1351), деревянная Афанасия и Кирилла обетная (1390); неизвестно какая Богородицы (1351). На Софийской стороне за Детинцем: каменные вместо деревянных: Троицы в Редятине улице в Людине конце (1366), Василия на Ярышевой улице, в Людине конце (1370), Флора и Лавра на Людгоще улице в Неревском конце (1379), Константина и Елены на Ростнике улице в Неревском конце (1390), Дмитрия на Даниславле улице в Людином конце (1394 о дерев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иоанн Виленский, мч. Описания иконы Иоанн Виленский, мч. - житие Святые мученики Виленские: Антоний, Иоанн, Евстафий (Память 14 апреля по старому стилю) Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда (1345-1377). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии Ярославне (U 1346), расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику княгини Марии священнику Нестору проповедь, позволил выстроить несколько храмов — два в Витебске и один в Вильне (ныне Вильнюс) во имя святой мученицы Параскевы. Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати — Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги, Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам. Святые Антоний и Иоанн[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 6577.jpg:   Размер: 681x1200, 0.82 MPix, 201 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (122) , (0) . Описание: [Русь. XVI.] Минея годовая (мчч. Антоний, Иоанн и Евстафий). Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия. Файл 6578.jpg:   Размер: 534x1200, 0.64 MPix, 129 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (110) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 14 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 6579.jpg:   Размер: 731x1200, 0.88 MPix, 184 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (106) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 6581.jpg:   Размер: 701x776, 0.54 MPix, 69 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (122) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1933

также обратился в католичество. С ослаблением угрозы со стороны немцев в 1260 г. он вернулся в язычество, к-рого по существу никогда не оставлял. Иначе вел себя сын Миндовга Войшелк (1264-1268). По сообщению Ипатьевской летописи, он крестился в Новогрудке, потом, придя на Волынь, принял монашество и даже пробовал совершить неудавшееся, правда, паломничество на Св. гору Афон. Вернувшись, Войшелк основал «на реце на Немне межи Литвою и Новымъ городъкомъ» мон-рь (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 859). Не исключено, что этим мон-рем была Успенская Лавришевская обитель, сохранилось Лавришевское Евангелие-апракос кон. XIII - нач. XIV в. После добровольного ухода Войшелка в мон-рь в Литве и западнорус. землях 2 года правил сын Даниила Галицкого Шварн, затем язычник Тройден (1270-1282), его братья, Броза, Сирпутий, Лесий и Свилкели, были православными. Пагубное воздействие на православных в ВКЛ оказали в это время изгнанные немцами пруссы-язычники, к-рых Тройден в 1276 г. поселил в районах Гродно и Слонима. Пруссы еще больше усилили языческие настроения среди литовцев и соприкасавшихся с ними предков белорусов. Занимавшие великокняжеский стол после Тройдена Витень (1293-1315), Гедимин (1316-1341), Ольгерд (1345-1377), Кейстут (ум. в 1382), как и подавляющее большинство их соплеменников, были язычниками. Сильной привязанностью к язычеству литов. правителей в значительной степени объясняется то обстоятельство, что в XIII - 1-й пол. XIV в. Киевские митрополиты, с 1299 г. проживавшие в Сев.-Вост. Руси, ни разу не посетили западнорус. епархии. Когда же митр. св. Алексий в 1358 г. приехал в Киев, входивший в сферу политического влияния Ольгерда, он был схвачен и посажен в темницу и только по милости Божией сумел бежать. Зап. часть Б. в XIII - нач. XIV в. находилась под властью галицко-волынских князей, покровительствовавших правосл. Церкви: кн. Владимир Василькович (1269-1289) в Бресте построил ц. во имя ап. Петра, в Каменце - храм Благовещения. После смерти в 1340 г. последнего галицко-волынского кн.

http://pravenc.ru/text/77856.html

295 Святые мученики Виленские (Литовские) Антоний, Иоанн и Евстафий служили при дворе Великого князя Литовского Ольгерда (13451377). Они приняли смерть за Христа в 1347 г. Память святых мучеников – 14 (26) апреля. Их мощи хранились в Виленском Свято-Духовом монастыре. В 1915 г., при наступлении немцев, эти святыни, как самые драгоценные реликвии православия в Прибалтийском крае, были взяты в Москву митрополитом Тихоном, будущим Патриархом. Там их застала революция, мощи были «арестованы» и помещены в музей атеизма. Лишь в 1946 г. они вернулись в Виленский Свято-Духов монастырь. 296 Виленская-Остробрамская Икона Божией Матери. Святыня хранится в часовне над воротами в Вильнюсе, в старой части города, рядом с костелом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа. Она почитается как православными, так и католиками. Название ее – Островоротная или Остробрамская происходит от народного названия ворот «Острые ворота» или «Острая брама» (от польск. «Брама» – ворота). В прошлом икона также именовалась Корсунская Благовещенская. День памяти ее – 26 декабря/8 января. 300 27 ноября (10 декабря по новому стилю) день памяти иконы Божией Матери «Знамение». Престольный праздник в Царском Селе. 301 Покровская община – основана в 1858 г. Великой княгиней Александрой Петровной. Впоследствии – монахиня Анастасия киевского Покровского монастыря. Община была основана для попечения приходящих больных и для воспитания бедных бесприютных детей. В 1914 г. в ней был оборудован госпиталь. Находилась на Васильевском острове – Большой пр. 85, сейчас здесь находится больница, куда вошло несколько зданий бывшей общины. 305 Сарыкамыш – ныне город в Турции. 9 декабря в районе Сарыкамыша началось наступление 3-й турецкой армии. К 4 января 1915 г. русским войскам в результате так называемой Сарыкамышской операции удалось полностью разгромить наступавшие турецкие части. 306 В доме генерал-губернатора (Тверская 13) находились состоящие под покровительством Императрицы Александры Федоровны мастерские комитета Великой княгини Елизаветы Федоровны. Для шитья белья для раненых работало более 1000 жен запасных. Всего там было изготовлено свыше 1 миллиона вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Макарий Булгаков 1850–1868 с 1862 года архиепископ Нектарий Надеждин, архиеп. 1869–1874 Савва Тихомиров , еп. 1874–1879 Иустин Охотин, еп. 1879–1882 Амвросий Ключарев 1872 с 1886 года архиепископ Сумское викариатство Учреждено в 1866 году. Епископы (в Харькове): Герман Осецкий 1867–1872 Вениамин Платонов 1872–1883 Геннадий Левицкий 1883–1886 ПетрЛосев 1887–1889 Владимир Шимкович 1890–1892 Иоанн Кратиров 1893–1895 Петр Другов 1895 Новомиргородское викариатство Учреждено в 1856 году. Епископы (в Херсоне): Антоний Смолин 1859–1862 Софоний Сокольский 1863–1871 Нафанаил Соборов 1872–1879 Израиль Никулицкий 1879–1883 Долмат Долгополов 1883 Николай Заркевич 1884–1885 Иустин Полянский 1885–1889 Николай Адоратский 1890–1891 Мемнон Вишневский 1891 Елисаветградское викариатство Учреждено в 1880 году. Епископы (в Одессе): Неофит Неводчиков 1880–1883 Мемнон Вишневский 1884–1891 Акакий Заклинский 1891–1894 Иоанн Кратиров 1895 Черниговская. 82 Учреждена в 991 году. 83 Кафедра в Чернигове. 84 Епископы: Неофит I 992–1021 Мартирий Феодул упом.1051 Неофит II 1070–1080 Иоанн I (Исайя) 1080–1112 Феоктист 1113–1123 Парфений упом.1124 Пантелеймон упом.1132 Онуфрий 1143–1147 Евфимий 1148–1150 Антоний I, грек 1158–1168 Порфирий I 1177–1230 Порфирий II 1239 Епископы Черниговские и Брянские: Захарий. упом.1215 и 1220 Митрофан. упом. 1282 Арсений упом. 1299 Павел I хир.1332 Иоанн II упом. 1345 Брянские и Черниговские: Нафанаил 1356–1376 Григорий 1377 Исаакий упом.1415 Евфимий II 1458–1464 Феофан (Феодор) 1465–1473 Нектарий до 1499 Иона 1499–1500 Архиепископы Черниговские и Новгород-Северские: Зосима Прокопович, еп. 1648–1656 Лазарь Баранович 1657–1692 с 1667 года архиепископ Феодосий Углицкий, святой 1692–1696 Иоанн Максимович , святой 1697–1712 Антоний Стаховский 1713–1721 Иродион Жураковский 1722–1734 Иларион Рогалевский 1735–1738 Епископы Черниговские и Новгород-Северские: Никодим Скребницкий 1738–1740 Антоний Черновский, митроп. 1740–1742 Амвросий Дубневич 1742–1750 Ираклий Комаровский 1752–1761

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

отпал в унию; 1604 Епархия управлялась униатами до 1621 года Паисий (Ипполитович-Черковский), епископ рукоположен с января 1621 по 1633 сведён с кафедры; последний православный иерарх; 1634 Василий, епископ упоминается неизвестно Дионисий (Балабан-Тукальский), епископ рукоположен с 1650 по 1651 удалён с кафедры, с 1655 – епископ Луцкий Далее епархия отпала в унию, и православных владык на ней не было. Черниговская Учреждена в 991 году Черниговская (и Рязанская) Кафедра в Чернигове Имена Сведения Неофит I, епископ упоминается с 992 по 1021 неизвестно Мартирий, епископ упоминается в начале XI века неизвестно Феодул, епископ упоминается неизвестно Неофит II, титулярный митрополит упоминается в 1070, мае 1072 Иоанн (Исайя), епископ рукоположен 23.03.1112 Феоктист, епископ, свт. рукоположен с 11–12.01.1113 (настолование 19.01.1113) 06.08.1123 Парфений, епископ упоминается неизвестно Пантелеймон, епископ, свт. упоминается Онуфрий, епископ рукоположен с 1145 по 1147 управлял митрополией; 1147 Евфимий (Феотоки), епископ упоминается в 1148, 1150 неизвестно Антоний (Грек), епископ упоминается с 1158 и 1163 до около 1168 изгнан; неизвестно Порфирий I, епископ рукоположен Черниговская С 1198 года Имена Сведения Порфирий II, епископ упоминается в 1230 и 1239 около 1239 Иоанн I, епископ упоминается неизвестно Черниговская и Брянская С 1240 года Кафедра в Брянске Имена Сведения Захария, епископ упоминается в 1285 (1215, 1320) неизвестно Митрофан, епископ упоминается неизвестно Арсений, епископ упоминается неизвестно Павел, епископ рукоположен в апреле 1332 до сентября 1335 неизвестно Иоанн II, епископ рукоположен в 1335 упоминается в 1345 неизвестно Брянская и Черниговская Около 1360 года Имена Сведения Нафанаил, епископ упоминается с 1356 по 1376 Григорий, епископ рукоположен около 1375 упоминается в 1377 неизвестно Исаакий, епископ рукоположен 15.11.1415 Кафедра была свободна до 1448 года. Брянск заняли Литовские князья. Черниговская и Брянская (в составе Киевской митрополии) Имена

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Захват Галлиполи османами 1354–1355 Захват Паламы османами в плен 1355–1364 1355–1363 Период правления патриарха Каллиста I – пишет житие патриарха Исидора I Вухира 1354–1376 Правление Иоанна V Палеолога – посвящает 3 проповеди о заповедях блаженства императрице Елене Кантакузине Палеологине – пишет житие Германа Марулиса 1357/1359 † Каллист I 1364–1376 – 2 период патриаршества – произносит речь на Успение Пресвятой Богородицы – пишет Соборный томос 1368 Собор в апреле 1368: канонизация Паламы и осуждение Прохора Кидониса 1376/1377 Свергнут и замещен Макарием Переворот Андроника IV Смерть в Константинополе Правление патриарха Нила Керамевса 1380-е Почитается как святой Событие I. Хронологический перечень основных событий жизни свт. Филофея (Коккина) 1295–1297 Рождение свт. Филофея (Коккина) До 1325 Монастырь Хортаит в Фессалонике 1328–1329 Монах в монастыре Ватопед 1328–1329 Знакомство с прп. Саввой 1331 – 05.1347 Великая Лавра До 1336 Знакомство с прп. Германом (Марулисом) в Великой Лавре Кон. 1340 Подписывает Святогорский томос в качестве иеромонаха Нач. 1341 – весна 1342 Игумен в монастыре Филокалла в Фессалонике Весна 1342 – 06.1345 Игумен в Великой Лавре 02.02.1347 Окончание гражданской войны 02.02.1347 Окончание патриаршества Иоанна Калеки 17.05.1347 Исидора избирают патриархом Константинопольским 05.1347–08.1347 Свт. Филофей назначается митрополитом Ираклеи Фракийской 05.1347–08.1347 08.1347 Свт. Филофей принимает участие в Синоде в августе 1347 в качестве митрополита Ираклеи После 08.1347 Пребывает в Ираклее 1 плг. 1350 Намеревается покинуть Ираклею 02.1350 Получает предупреждение об уходе из Ираклеи 02.1350 Уход патриарха Исидора в отставку Великая суббота 1350 Последнее предупреждение об уходе из Ираклеи Кон. Светлой седмицы 1350 Свт. Филофей уезжает в Константинополь. Проживает в монастыре св. Фоки в Константинополе. До 10.06.1350 Избрание Каллиста на патриарший престол После 10.06.1350 Свт. Филофей намеревается уйти в отставку с кафедры Ираклеи, но имп. Иоанн Кантакузин и Каллист его отговорили от этого

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Гедимин охотно принимал их, давал им разные льготы, даже на десять лет освобождал их от податей. Таким образом, хотя русские при Гедимине и подчинялись Литве, но зато и сами они в многих отношениях распространяли русское влияние на литовцев. То же самое продолжалось и при сыне Гедиминовом Ольгерде. Ольгерд (1345–1377 г.) присоединил к своим владениям еще некоторые области юго-западной Руси,, напр., киевское, черниговское и северское княжества. Благодаря тому, что в состав Литвы вошло такое значительное пространство чисто русских земель, в Литве еще более начало усиливаться русское влияние. Сам Ольгерд усердно поддерживал все русское в Литве. В Вильне, главном литовском городе, и во многих других местах Литвы появились теперь православные монастыри и церкви. Литовцы стали все чаще и чаще принимать православие. Некоторые из них свою преданность и ревность к православию запечатлели даже мученическою смертию. Так, при Ольгерде пострадали за православную веру св. виленские мученики, литвины по происхождению, Иоанн, Антоний и Евстафий, которых Ольгерд казнил, по настоянию жрецов языческих, раздраженных успехами православия в Литве. Русский язык и русская грамота быстро и сильно распространились в Литве. Сам Ольгерд, по преданию, принял православную веру, обе жены его были из русских княжен, а многие из его сыновей были несомненно православными. Если бы и дальше дело шло так, как при Гедимине и Ольгерде, то можно было бы ожидать, что русские и литовцы со временем совершенно слились бы вместе и образовали бы одно могущественное государство. По всему было видно, что это государство было бы русское, так как русские совершенно подчинили себе литовцев во всем. Можно было даже ожидать, что это западно-русское государство, образовавшееся на месте Литвы, могло со временем слиться с северо-восточным русским государством, которое начало тогда собираться около Москвы. В таком случае весь русский народ снова соединился бы вместе и, быть может, тогда бы мы совсем не видели той бедственной участи, какая готовилась для юго-западной Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Антоний Виленский, мч. Описания иконы Антоний Виленский, мч. - житие Святые мученики Виленские: Антоний, Иоанн, Евстафий (Память 14 апреля по старому стилю) Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда (1345-1377). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии Ярославне (U 1346), расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику княгини Марии священнику Нестору проповедь, позволил выстроить несколько храмов — два в Витебске и один в Вильне (ныне Вильнюс) во имя святой мученицы Параскевы. Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати — Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги, Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам. Святые Антоний и Иоанн[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 4097.jpg:   Размер: 681x1200, 0.82 MPix, 201 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (176) , (1) . Описание: [Русь. XVI.] Минея годовая (мчч. Антоний, Иоанн и Евстафий). Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия. Файл 4098.jpg:   Размер: 534x1200, 0.64 MPix, 129 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (161) , (1) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 14 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

http://pravicon.com/icon-1216

L.; N. Y., 1897; Сергий (Страгородский), патр. Что нас разделяет со старокатоликами//ЦВ. 1902. 43. Стб. 1345-1349; 44. Стб. 1377-1382; 45. Стб. 1409-1415; он же. К вопросу о том, что нас разделяет со старокатоликами//ЦВ. 1903. 40. Стб. 1249-1252; 41. Стб. 1281-1284; 42. Стб. 1213-1218; он же. Значение апостольского преемства в инославии//ЖМП. 1961. 10. С. 30-45; он же. Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам//Там же. 1994. 5. С. 80-98; Светлов П. Я. , прот. Где Вселенская Церковь?: К вопросу о соединении Церквей и к учению о Церкви. Серг. П., 1905; Хомяков А. С. Церковь одна//Собр. соч. М., 19075. Т. 2. С. 3-25; он же. Письма к Пальмеру: 1844-1854//Там же. С. 315-399; Иларион (Троицкий), архиеп. , сщмч. Очерки из истории догмата о Церкви. Серг. П., 1912; То же//Творения: В 3 т. М., 2004. Т. 1. С. 59-495; он же. Единство Церкви и Всемирная конференция христианства// Он же. Христианства нет без Церкви: [Сб.]. М., 1992. С. 54-105; То же//Творения: В 3 т. Т. 3. С. 495-540; Булгаков С. Н. , прот. Очерки учения о Церкви. 3: Церковь и «инославие»//Путь. 1926. 4. С. 3-26; он же. Una Sancta: (Основание экуменизма)//Там же. 1938/1939. 58. С. 3-14; он же. Православие: Очерки учения Православной Церкви. П., 1964. С. 391-399; он же. У кладезя Иаковля (Ин 4. 23): (О реальном единстве разделенной Церкви в вере, молитве и таинствах)//Христианское воссоединение: Экуменич. проблема в правосл. сознании: Сб. ст. П., 1933. С. 9-32; Бердяев Н. А. Вселенскость и конфессионализм//Там же. С. 63-81; Dyovouniotes K. The Principle of Economy//The Church Quarterly Rev. 1933. N 116. P. 161-186; Карташев А. В. Соединение церквей в свете истории//Христианское воссоединение. С. 82-120; Афанасьев Н. Н. , протопр. Границы Церкви//ПМ. 1949. Вып. 7. С. 17-36; он же. Вступление в Церковь. М., 1993. С. 115-203; он же. Una Sancta: Пер. с франц.//Правосл. община. М., 1996. 4 (34). С. 62-112; Василий (Кривошеин), архиеп. Догматическое постановление «О Церкви» II Ватиканского Собора с православной точки зрения//ВРЗЕПЭ.

http://pravenc.ru/text/166375.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010