Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Софрониевский монастырь (полное название Софрониево-Молченская Печерская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы) — православный мужской монастырь Конотопской и Глуховской епархии Украинской Православной Церкви Московского патриархата, расположенный на горе Чудная в селе Новая Слобода Сумской области. Был основан в 1630 году. При советской власти был закрыт и вновь возвращён церкви в 1999 году. Одно из семи чудес Сумщины. Содержание История [ править править код ] В описании 1837 г. (известно по ссылкам на него в 1895 г.) основание монастыря гипотетически отнесено к периоду между Крещением Руси (988) и кончиной св. равноап. князя Владимира (1015); в описании 1845 г. (издавалось в 1846 и 1880 гг.) основание приписано инокам Киево-Печерской Лавры и связано с их уходом из разоренного монголами Киева (1240); описание 1895 г. предлагает компилятивную версию: обитель возникла до вторжения монгол, но была малолюдной, а после 1240 г. в число ее братии вошли иноки Лавры. В XVII-XVIII вв. в пустыни был записан ряд преданий, возводящих ее историю к XIV-XV вв. В 2002 и 2004 гг. археологическая экспедиция Глуховского государственного историко-культурного заповедника обнаружила в пустыни следы деятельности монастыря в домонгольский и послемонгольский периоды (основным датирующим материалом стали фрагменты керамики образцов XII-XIII и XIII-XIV вв.). Одно из письменных преданий гласит: «Волею Божиею, на место сие приидоша от киевских пределов два отшельника-монаха, и обретше… малу пещеру, и обновиши ю, живяху в ней, ничтоже стяжавая, токмо имеша у себя образ Пресвятыя Богородицы, Ей же выну моляхуся во дни и нощи, питахуся же овощием и подаянием христолюбцев. И так, богоугодно пожиша, скончашася, и положены быша в пещере». Описание 1845 г. утверждает, что в предании говорилось о приходе иноков в 1300 г. на пустынное место (возможно, дата привязана к синхронному летописному сообщению: «Не стерпя насилия татарского… весь Киев разбежался»); описание 1895 г. дополняет эти сведения: уже во времена Литовского князя Ольгерда (1345-1377) монастырь имел настоятеля архимандрита Филарета и получал подать от вельмож города Путивля, затем был разорен «от нахождения варварскаго и иных разных людей», а после некоторого времени запустения сюда пришли 2 киевских инока.

http://azbyka.ru/palomnik/Рождества_Прес...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЬГЕРД [Альгирдас; литов. Algirdas] (1-я пол. 1300-х гг.- май 1377), кн. витебский (не позднее 1325-1345), вел. кн. Литовский (1345-1377). Из династии Гедиминовичей. Один из старших сыновей кн. Гедимина , отец Владислава (Ягайло) и Свидригайло . Деятельность до 1345 г. Ок. 1318 г. (или в кон. 1-й четв. XIV в.) О. женился на кнж. Марии Ярославне († 2-я пол. 40-х гг. XIV в.), к-рая, по версии «Родословия князей витебских» (не ранее XVI в.), была единственной дочерью и наследницей отца, витебского кн. Ярослава Васильевича (нек-рые исследователи сомневаются в точности этих данных, т. к. в случае брака с православной О. должен был и сам, согласно традиц. практике, перейти в Православие, чего не произошло). От отца О. получил Крево, впосл. ставшее уделом его сына, Ягайло. Впервые в источниках О. упомянут 1 нояб. 1338 г., когда вместе с отцом, братом - полоцким кн. Наримантом (Глебом), Полоцким епископом, полочанами и витеблянами участвовал в заключении договора Полоцка и Витебска с Ливонским орденом и г. Ригой сроком на 10 лет. В 1342 г. О. вместе с братом Кейстутом помог псковичам в борьбе с ливонцами, но отверг приглашение вокняжиться в Пскове, условием к-рого было правосл. крещение, отправив во Псков своего сына Андрея. Свержение с виленского престола князьями Ольгердом и Кейстутом их младшего брата Явнута в 1345 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30.1. Л. 413) Свержение с виленского престола князьями Ольгердом и Кейстутом их младшего брата Явнута в 1345 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30.1. Л. 413) В 1345 г. по договоренности с О. кн. Кейстут сверг с виленского престола их младшего брата Явнута (Евнутия) и передал великое княжение О. Братья договорились о своеобразном разделе сфер полномочий в Великом княжестве Литовском (ВКЛ): О. вокняжился в Вильно, Кейстут - в Троках; О. распоряжался в вост. и юж. частях гос-ва, в т. ч. на присоединенных им рус. землях, где сажал на княжение своих сыновей (Ратно, Полоцк, Киев, чернигово-северские земли), Кейстут - в западной (Троки, Дорогичин, Городно, Берестье); О. во внешней политике отвечал преимущественно за вост. направление (отношения с рус. землями и Ордой), Кейстут - за зап. направление (Тевтонский орден и его подразделение - Ливонский орден, Польша, Мазовия, Венгрия, Свящ. Римская империя). Братья О. и Кейстута и их потомки, правившие в южнорус. землях (Любарт (Димитрий) Гедиминович - на Волыни, сыновья Корьята (Михаила) Гедиминовича - в Подолье), сохраняли значительную самостоятельность, даже оставаясь в политической орбите ВКЛ, и иногда присягали королям Польши и Венгрии. При этом О. принадлежала верховная власть в ВКЛ; в документах, отражающих взаимоотношения с соседями, он именуется более почетными титулами, чем кн. Кейстут, такими как «великий князь», «magnus dux» или «magnus rex». Внешняя политика

http://pravenc.ru/text/2578375.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОЛЧЕНСКАЯ СОФРОНИЕВА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Молченская Софрониева в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Хромолитография. Нач. XX в. Молченская Софрониева в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Хромолитография. Нач. XX в. (Конотопской и Глуховской епархии УПЦ), находится на горе Чудной в с. Нов. Слобода Путивльского р-на Сумской обл. (Украина), близ болота, называемого Молче (Молченское). Дата основания М. п. неизвестна. В несохранившейся рукописной летописи мон-ря приводилось предание о том, что ок. 1300 г. «на место сие приидоша два отшельника-монаха», поселились в пещере на территории «древнего монастырища», т. е. на горе Чудной, близ болота ( Палладий (Батенин). 1895. С. 9-10). Возможно, пустынь основали монахи Киево-Печерского мон-ря, оставившие Киев после нашествия монголо-татар. орд в 1240 г. По сообщению той же летописи, к началу княжения вел. кн. Литовского Ольгерда (1345-1377) обителью управлял архим. Филарет (Там же). В кон. XIV в. пустынь была разграблена кочевниками. 18 сент. 1405 г. некий бортник, собиратель меда диких пчел, осматривая ульи в лесу, увидел необычное сияние на дереве. Подойдя ближе, он обнаружил среди ветвей икону Божией Матери и услышал голос, велевший построить на этом месте церковь в Ее честь (см. Молченская икона Божией Матери ). Вскоре здесь был возведен небольшой деревянный Богородицкий храм. Об этих событиях рассказано в утраченной ныне монастырской хронике, к-рую свящ. Иаков Левитский именовал «Молченско-Софрониевской летописью», и известной в пересказе ( Левитский. 1905. С. 115). В писцовых книгах г. Путивля за 1591 г. есть упоминание о том, что при настоятеле игум. Пафнутии в обители проживало 15 монахов. На эту запись путивльских городских книг ссылается грамота царя Феодора Иоанновича от 23 марта 1593 г., данная для закрепления в ведении М. п. таких владений, как селения Линовское и Климовское, урочище Беликов Колодезь, а также 2 лесных массива, названия которых имеют прямое отношение к обители: Монастырская и Пречистенская дубравы. В грамоте упоминается подворье в Путивле, включавшее 2-престольный каменный храм - во имя Св. Софии Премудрости Божией и в честь Рождества Пресв. Богородицы, а также деревянный храм святых Флора и Лавра (80-е гг. XVI в.). В нач. 90-х гг. XVI в. подворье было преобразовано в самостоятельный мужской путивльский Молченский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь , именовавшийся в документах Великомолченским или Б. Молченским, в отличие от «старой», или «малой», пустыни на Молченском болоте ( Павел (Преображенский). 1877. С. 9).

http://pravenc.ru/text/2564084.html

В 1380 г. по указанию Иоанна V Палеолога Н. созвал Собор, на к-ром был издан документ (Ibid. N 2699; греч. текст и франц. пер.: Laurent. 1955. P. 14-18), предусматривавший достаточно большие права имп. власти в церковной сфере. В ведении императора находились назначения на кафедры епископов, а также их переводы (μεταθσεις) с одной кафедры на другую, ставшие к тому времени довольно распространенными (см., напр., трактат, составленный не ранее 20-х гг. XII в. и содержащий ссылки на многочисленные прецеденты епископских переводов, к-рые имели место в прошлом с целью оправдания этой практики: Darrouz è s J. Le traité des transferts: Édition critique et commentaire//REB. 1984. T. 42. P. 147-214). Кроме того, согласно соборному определению, при замещении вакантной митрополичьей кафедры патриарх должен был избрать 3 кандидатов и сообщить о них императору; если последний приводил обоснованные возражения против к.-л. кандидата, патриарху следовало рукоположить одного из оставшихся. Более того, ни на один из «первых и великих чинов Церкви» никто не мог назначаться помимо воли императора. В марте 1383 г., после конфликта между мужской и женской частями «двойного», т. е. смешанного мон-ря, основанного патриархом К-польским свт. Афанасием I (1289-1293, 1303-1309) на горе Ксиролоф ( Janin. Églises et monastères. P. 10-11), Н. принял решение о создании на основе монастыря 2 обителей с раздельным имуществом (RegPatr, N 2754). Н. был хорошо осведомлен о ситуации в Русской Церкви, к-рая являлась одной из митрополий К-польского Патриархата. Он, в частности, оказался вовлечен в конфликт вокруг замещения кафедры митрополита всея Руси, начавшийся еще в 1375 г., когда в период обострения отношений между Москвой и Литвой патриарх Филофей Коккин по просьбе вел. кн. Литовского Ольгерда (1345-1377) поставил «митрополитом Киевским, Русским и Литовским» болгарина свт. Киприана , одного из наиболее близких своих сподвижников. Это решение привело к временному разделению Киевской митрополии на 2 части: территории, входившие в состав Литовского великого княжества , подчинялись теперь свт.

http://pravenc.ru/text/2577619.html

В послевоенные годы монастырские сооружения безжалостно разбирались на стройматериалы и разрушались. От большого архитектурного ансамбля остались только полуразрушенные надвратная Покровская церковь (XVIII в.), Трапезная церковь (XVII в.), Ризница (XVII в.) и больничный корпус с церковью Ильи Пророка (1911 г.) На рубеже XX и XXI веков Софрониевский монастырь начал возрождаться. 1 сентября 1999 года настоятелем отцом Германом было проведено первое за 77 лет богослужение. Среди густой лесной зелени находится славный своим духовным подвижничеством и величественной гармонией архитектурного ансамбля Софрониевский Молченский Печерский Рождества Богородичный монастырь. Свое начало возникновения монастыря произошло сразу после принятия христианства Русью при святом равноапостольном Киевском князе Владимире Святославиче с приходом на Русскую землю Православия. Есть основания утверждать, что пустынь была основана беглыми монахами Киево-Печерской Лавры, покинувшими Киев после разорения его монголо-татарами в 1240 году. Спасаясь от монголо-татар, иноки забрели в отдельные глухие края, поселились в лесных дебрях на возвышенности, которую потом нарекли " Чудной горой " , у обширного болота, получившего название " Молче " и давшего имя будущей Молчанской Пустыни. Сначала иноки вырыли пещеры для уединения и молитв, а потом стали обустраивать Печерский монастырь. В период княжения Литовского князя Александра-Ольгерда (1345-1377 гг.) здесь уже был благоустроенный монастырь, во главе которого стоял архимандрит Филарет. В конце XIV века Молченская Пустынь пришла в упадок по причине очередного нашествия крымских татар. 18 сентября 1405 года один из бортников, бродя по лесу, зашел на " Чудную гору " и приблизился к тому месту, где были погребены иноки. Вдруг его озарило необычайное сияние. Внимательно осмотревшись, он увидел на ветвях липового дерева икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Благоговейно опустился он на землю при виде этого чудесного знамения и услышал громкий неведомый голос: " Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы " . Бортник поспешил в Путивль и рассказал о случившемся. Духовенство в сопрождении городских властей и множества народа тотчас же отправилось на указанное бортником место явления иконы, и все увидели ее стоящей на дереве и окруженной небесным светом. С радостными слезами благоговейно поклонились ей и совершили молебное пение, многие здесь же получили исцеление. Путивльское духовенство и светские власти просили благословения у митрополита Киевского и всея Руси Киприана и высочайшего повеления у Московского князя Василия Дмитриевича " построить на оном месте церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы”. Повеление великого князя и благословение Киевского митрополита были незамедлительно получены.

http://sobory.ru/article/?object=13952

Прервем цитирование, чтобы по ходу сделать несколько замечаний. Если немецкие рыцари, по мнению И. Н. Данилевского, все-таки были «достаточно сильным и опасным противником», тогда почему же историк так стремится уменьшить значение решающей битвы с ними на льду Чудского озера и в то же время дважды восхищается литовцами, разбившими рыцарей в 1236 и 1410 гг.? Почему эти решительные действия Миндовга и Витовта с Ягайло против Ордена не вызывают такого раздражения, как выступление князя Александра Ярославича? Не потому ли, что Русская земля, в отличие от Литовской, так и не допустила своей оккупации немцами, но «была вынуждена более двух веков тянуть унизительную лямку ордынских «выходов» и помогать захватчикам порабощать другие народы» (С.132) ? Последнее — намек на совместные походы русских с ордынцами, в том числе и против Литвы, любившей воевать с Русью, но политику князей которой — Миндовга, Витовта и Ягайло — И. Н. Данилевский ставит в пример русским князьям. Еще бы! «...Великий князь Витовт (тот самый, который совместно с Ягайло разгромил в 1410 г. Тевтонский орден ) фактически контролировал положение дел в Крыму и в Заволжской Орде, некоторые правители которых даже короновались на ханство (!) в Вильне, а заодно решал вопрос, стоит ли ему посадить «во Орде на царствие царя его Тохтамыша» (С.132). (Стало быть, и на его, Витовта, совести лежит сожжение «его царем» Тохтамышем в 1382 г. Москвы?) Упрекая русских в союзе с Ордой (вынужденном союзе! — А. У.), И. Н. Данилевский почему-то забыл о добровольном союзе великого князя литовского Ягайло, католика и «образца для подражания», с мусульманином Мамаем, на помощь которому он шел в 1380 г. против великого князя владимирского Дмитрия Ивановича Московского, да не поспел к сражению на Куликовом поле. Забыл историк и о трех походах на Москву в 1368, 1370 и 1372 гг. отца Ягайла, великого князя Ольгерда Гедиминовича (в 1345-1377 гг.)(4). Забыл, что уже после Кревской унии 1385 г. и «брачного» объединения Литвы и Польши (женитьбы Ягайло на польской королеве Ядвиге в 1386 г.) новый государственный союз постарался прибрать к рукам западнорусские земли. Но даже литовские феодалы не сразу принимали унию (5), что уже говорить о православных русских! И, наконец, историк забыл, что третий (или первый по хронологии) «образец для подражания» — Миндовг постоянно воевал с Русью: и с князем Даниилом Галицким, и его братом — Васильком Волынским, и князем Романом Брянским и т.д. Именно он выгнал своих племянников Тевтивила и Едивида из Литвы, послав их на Русь воевать к Смоленску, со словами: «Кто что захватит, пусть тем и владеет» (6). Возникает вопрос: если действия русских по обороне своих рубежей — это, по словам И. Н. Данилевского, «порабощение других народов», то как тогда назвать походы Литвы на Русь до самой Москвы?

http://pravoslavie.ru/5193.html

Однако, вернемся к белорусским землям. Киевская Русь с середины столетия начала стремительно разваливаться на отдельные регионы и удельные княжества. Катализатором этого процесса явился татаро-монгольский разгром русских земель в первой половине столетия. Основная линия разлома пролегла между Северо-Восточными и Юго-Западными территориями бывшей единой страны. Последние стали объектом пристального интереса со стороны венгров, поляков и только вступавших в этот период на историческую сцену литовцев. Современные Белорусские земли, составлявшие Западную часть Киевской Руси, постепенно вошли в состав Великого Княжества Литовского. Мы не будем рассматривать различные теории возникновения этого государства. Скажем только, что к концу XIV века оно занимало огромную территорию от Черного до Балтийского моря, с одной стороны, и от Угры, Оки и истоков Сейма до Западного Буга, с другой. При этом собственно литовские земли занимали только десятую часть государства. Православные русские составляли до 80% населения страны и довлели над литовцами не только количественно, но и культурно. Литовские князья в большинстве признавали пользу культурного воздействия русских-православных на литовцев-язычников и не только не препятствовали ему, но и сами охотно ему поддавались. «Со времен Миндовга до Ягайлы, - пишет митрополит Макарий в своей «Истории Русской Церкви», - большая часть литовских князей исповедовали православие». То, что некоторые князья принимали православие не по убеждению, а по каким-либо видам и впоследствии легко отказывались от него, не могло остановить русское влияние на литовцев.  Они постепенно «перенимали у русских ремесла и искусства, обычаи и нравы, православную веру, право и даже язык». Особенно усилились эти процессы со вступлением на великокняжеский престол Витеня (1293 – 1316 гг.). Своего апогея они достигли во время правления Ольгерда (13451377 гг.). Большое значение в этом играли смешанные браки литовцев и русских, которые практиковались и великими князьями и простолюдинами. Несомненно, шел медленный и естественный процесс вхождения литовцев в Восточно-христианскую цивилизацию.

http://pravoslavie.ru/5276.html

С конца XII века центр политической жизни Русского государства передвигается на север, в бассейн рек Оки и Волги, в область Владимиро-Суздальскую, из княжеств которой на первое место выдвигается, благодаря своему счастливому географическому положению, небольшое удельное княжество Московское, впоследствии ставшее великим княжеством и царством. Русская жизнь замирает на юге и русские княжества входят в состав соседних государств: в XIII в. Литва присоединила к себе Полоцкое княжество, владения коего в Ливонии ранее Литвы захватили утвердившиеся на берегах Балтийского моря немцы; в XIV в. в состав великого княжества Литовского вошли – Витебская и Киевские земли, княжества Чернигово-Северские, Минское, Турово-Пинское и Волынское (отчасти); в 1340 г. король Казимир Великий присоединяет к Польше и Галицкое русское великое княжество (королевство). С подчинением Русского государства власти татар и с захватом части русских земель Польско-Литовским государством изменяется и характер международных сношений русских князей. Они теперь должны были постоянно совершать путешествия к монгольским ханам, доставлять дань и получать от них особые ярлыки на велико-княжеские престолы, и, при исправном исполнении своих обязанностей по собиранию даний, пользовались спокойствием и безопасностью от нападений с востока и юго-востока. В таких условиях находились северные и северо-восточные русские княжества; но в худших условиях были западные русские области – Новгород и Псков, так как они подвергались нападениям с трех сторон – со стороны шведов, Ливонских рыцарей и Литвы. Последняя, соединившись с Польшей (1385 г.), подчинив себе западные русские области и превратившись таким образом в обширное государство, простиравшееся от Балтийского моря до Черного, стала стеною между Западной Европой и Русью, отрезав последнюю от первой. Со времен вел. князя Ольгерда (1345–1377 гг.) Литва обратила внимание и на земли восточной России и стала заботиться о подчинении их себе; но в этом деле она встретила сопротивление со стороны московских князей, прилагавших усиленное старание к собранию около себя всех земель северо-восточной Руси. Борьба из-за этих земель между Москвою и Литвой, начатая в XV–XVI вв., продолжалась и в последующие века и служила. Главным предметом дипломатических переговорове между этими государствами в XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Известно, что у К. К. были брат мон. Агафон Коронис (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 119; РНБ. Греч. 711. Л. 21, XVIII в., и др.), также мелург (см. его сочинения в ркп. Athen. Bibl. Nat. 2458) и, возможно, писец 2 датированных немузыкальных рукописей - Vat. gr. 22 (1337 г.) и Ath. Iver. 374 (1345 г.) ( Conomos. 1985. P. 78), и сын Мануил, мелург (см. примеч. в ркп. кон. XV в. Athen. Bibl. Nat. 899 (Fol. 16)) и протопсалт (см. указание в ркп. кон. XV в. Sinait gr. 1527 (Fol. 281v)). В рукописях встречаются высокие оценки творчества К. К. Напр., его последователь лампадарий Иоанн Клада (2-я пол. XIV - нач. XV в.) написал хвалебные стихи на «метод кратим» К. К., в к-рых отметил его искусность (Ath. Xeropot. 307. Fol. 25-28, 1767-1770 гг.). Встречаются также такие характеристики этого мелурга, как «удивительный» (Ath. Dionys. 570. Fol. 151, кон. XV в.), «сладкий» (Ath. Pantel. 925. Fol. 235, кон. XVII - нач. XVIII в.), «учитель учителей» (Ibid. 901. Fol. 94v, 1734 г.). В т. н. каталоге мелургов в рукописи Ath. Xeropot. 318 (нач. XIX в.) он назван «искуснейшим и упоительным» (δειντατος κα δτατος - fol. 140-143v). К. К. создал многочисленные сочинения в различных жанрах: аллилуиарии на разные гласы, стихи полиелея , аниксандарии , причастны , стихиры (в т. ч. матимы ), херувимские песни , кратимы , которые распространялись в рукописной традиции 2-й пол. XIV-XIX в. (Ath. Laur. Μ 1262, 1377 г.; Μ 1163, XIV в.; Sinait. gr. 1276, XIV в.; Ath. Chil. 318, XIV в.; Athen. Bibl. Nat. 2456, XIV-XV вв.; Ath. Iver. 973, нач. XV в.; 985, 1425 г.; 993, сер. XVII в.; 991, 1670 г.; Ath. Cutl. 456, 1443 г.; 446, 1757 г.; РНБ. Греч. 126, 1-я пол. XV в.; 130, нач. XVII в.; Ath. Konstamon. 86, 1-я пол. XV в.; БАН. РАИК. 154, 1430 г.; 30, посл. четв. XVI в.; Lesb. Leim. 289, 1-я пол. XVI в.; 459, ок. 1700 г.; 8, кон. XVIII в.; Ath. Doch. 379, 1-я пол. XVII в.; 337, 1764 г.; 349, 1804 г.; Ath. Paul. 16, нач. XVIII в.; 128, сер. XVIII в.; Ath. Xeropot. 317, нач. XIX в., и др.). Рукопись Athen. Bibl. Nat. 2406 (1453 г.) можно назвать «собранием сочинений» К. К., поскольку здесь его творчество представлено в наиболее полном виде.

http://pravenc.ru/text/2462105.html

Таблица 4 Краткая хронология жизни свт. Филофея (Коккина) Период Событие ок. 1295–1300 Рождение в Фессалонике 1300-е – 1320-е Детство и образование в Фессалонике 1320-е Послушник в монастыре Хортаит ок. 1328–1331 Монах в Ватопеде ок. 1331–1341/2 Монах в Великой Лавре 1340/1341–1342 Игумен в монастыре Филокалла весна 1342 – 06.1345 Игумен в Великой Лавре 06.1345– нач. лета 1347 Аскеза на Афоне нач. лета 1347 – нач. 09.1353 Митрополит Ираклеи Фракийской нач. 09.1353–1354/5 Патриарх Константинопольский (1 срок) кон. 1354 – осень 1364 Отставка, пребывание в монастыре Акаталипт 11.10.1364 – сер. 08.1376 Патриарх Константинопольский (2 срок) сер. 08.1376 – 06.1377 Свергнут с престола 1377/1378 Смерть в Константинополе 1380-е Почитается как святой В ходе составления биографического повествования о свт. Филофее (Коккине) нами было отмечено, что жизнь святителя на протяжении всего ее периода мало изучена. Даже в последнем современном научном труде М. Митреа датировки и другие сведения о святителе снабжаются многочисленными «возможно», «вероятно», «скорее всего», что говорит о косвенном характере имеющихся фактов и их возможной альтернативной трактовке. Наиболее изученными периодами жизни свт. Филофея представляются сроки его патриаршего служения, остальное время его жизни, в том числе сведения о происхождении свт. Филофея и его окружении в детстве, можно отнести к более «темным» местам его биографии. Хотя в работе М. Митреа больше внимания уделяется именно этим местам, их изученность остается незначительной, поэтому приоритетными направления для изучения биографии свт. Филофея (Коккина) можно считать эти периоды, перечислим их: Ø Рождение и детство, а также подробности о его семье и окружении (ок. 1295 – 1320-е гг.); Ø Весь период монашества до епископского сана: o Период пребывания в монастыре Хортаит в качестве послушника и, возможно, позже в качестве монаха (1320-е гг.); o Период пребывания в Ватопедском монастыре, загадочная история с конфликтом с прп. Саввой и уход в Великую Лавру (кон. 1320-х и 1330-е гг.);

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010