Иерархия 1 . Из перемен среди низшего духовенства в течение этого периода (кроме создания некоторых новых должностей, вызывавшихся потребностями церкви) можно упомянуть об учреждении двух местных братств – копиатов в Константинополе и параволанов, в Александрии. Копиаты или фоссарии, то есть, гробокопатели, употреблялись при погребении мертвых, особенно бедных христиан, погребение которых совершалось безденежно; при Константине число их доходило до тысячи ста человек, но законом младшего Феодосия оно низведено было до девятисот пятидесяти человек 1335 . Подобные же общества были основаны и в других людных городах. Параволаны (называвшиеся так вследствие опасного свойства их обязанностей) 1336 назначались для ухода за больными. Во время раздоров в Александрийской церкви они отличались мятежностью, так что в 416 году жители города обращались с жалобой против них к Феодосию II. Параволаны вследствие этого были подвергнуты императором некоторым ограничениям, и число их было низведено до пятисот человек, но два года спустя оно возвышено было до шестисот человек 1337 . Как копиаты, так и параволаны признавались принадлежащими к духовенству, и зачисления в них многие добивались ради тех преимуществ и изъятий, которые связывались с этими должностями. Во многих случаях членство в них было почетным, причем богатые лица уплачивали за право допущения в них, пользуясь их преимуществами и не принимая никакого участия в исполнении обязанностей. Против такого злоупотребления направлен был один закон Феодосия II 1338 . Диаконы, число которых в некоторых из важнейших церквей все еще ограничивалось семью 1339 , приобретали тем большее значение, чем значительнее было богатство, поручавшееся их заведыванию. По временам им предоставлялось теперь и право крестить и проповедовать, и некоторые из них даже принимали на себя священническую обязанность касательно совершения евхаристии, но это посягательство было строго запрещено 1340 . В некоторых случаях они заявляли притязание на преимущество над пресвитерами 1341 и считали для себя понижением рукоположение во пресвитерство, так что оказались нужными особые правила для пресечения этих притязаний 1342 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—424— магистром не сделают по причине такой неочищенности данных. Был я и на диспуте Нильского 1337 25 октября... Посетителей было множество всевозможных родов, от звезд до чуек. Мы с Иваном Николаевичем пришли до начала… за полчаса, но места все уже были заняты и едва можно было протесниться в залу. После образовалась даже давка, как бывает в Троицком Соборе в праздники… Митрополит явился минут через 7 после часу. Довольно подробное и верное описание диспута помещено в «Голоса» за 27 октября, который и препровождаю вместе с сим Вашему Высокопреподобию. Прибавлю к печатному мои личные замечания: Докторант сказал свою речь твердо, без запинки. Но самая речь заключала в себе немало околичностей: тут и Польский вопрос, и слова, сказанные Государем Императором раскольникам, и иное многое, что, по моему мнению, должно бы быть опущено. Защищался он ловко и ответы его были большей частью удовлетворительны. Чельцова возражения мне показались особенно серьезными и высказаны были дельно и живо. Коялович 1338 возражал также бойко и дельно, но мне показалось, что он не чужд был желания подкупить своих слушателей фразой: народ, народные бедствия от крепостного права, тягости ревизии для народа и проч. и проч. в том же роде о народе. И действительно он схватил несколько рукоплесканий… Рукоплесканий более получил докторант; несколько Коялович. Чельцов – ничего не получил, должно быть по серьезности своих возражений… По окончании диспута, Митрополит сказал, что защиту признает вполне удовлетворительной и с удовольствием —425— будет ходатайствовать пред Св. Синодом об утверждении докторанта в степени доктора; подзывал к себе Чельцова и благодарил за серьезность возражений... Неоднократно в продолжение диспута было докторантом указано с похвалой на статью, напечатанную в «Прибавлениях к Творен. св. отцев» 1339 о браке против новоженов; это он делал в ответ на возражения, почему он не полемизирует против раскольнических мнений о браке. Наши комитетские дела медленно идут. Впрочем, обер-прокурор, приехавши, объявил юрисконсульту, что он очень интересуется этим делом, и спрашивал, скоро ли может быть окончено это дело.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1338 Ipse enim pater Deus, et origo, et principium rerum, quoniam parentibus caret, τττωρ atque μτωρ a Trismegisto verissime nominatur, quod ex nullo sit procreatus, dcirco etiam filium bis nasci oportuit, ut et ipse fieret τττωρ atque μτωρ. In prima enim nativitate spiritali μτωρ fuit, quia sine officio matris a solo Deo Patre generatus est. In secunda vero carnali πτωρ fuit, quoniam sine patris officio virginali utero procreatus est, ut mediam inter Deum et hominem substantiam gerens, nostram hanc fragilem imbecillemque naturam quasi manu ad immortalitatem posset educere. Factus est et Dei filius per spiritum, et hominis per carnem; id est, et Deus et homo. Dei virtus in eo ex operibus, quae fecit, apparuit; fragilitas hominis, ex passione quam pertulit. 1339 Bis enim natus est. Primum de Deo in spiritu ante ortum mundi, postmodum in carne ex homine, Augusto imperante; cujus rei praeclarum et grande mysterium est, in quo et salus hominum, et religio summi Dei, et omnis veritas continetur. 1340 Ergo (ut coeperam dicere) cum statuisset Deus doctorem virtutis mittere ad homines, renasci eum denuo in carne praecepit, et ipsi homini similem fieri, cui dux, et comes, et magister esset futurus. Sed tamen quoniam clemens est et pius erga suos Deus, ad eos ipsos eum misit, quos oderat, ne illis in perpetuum salutis viam clauderet; sed daret his liberam facultatem sequendi Deum, ut et praemium vitae adipiscerentur, si secuti fuissent, quod plurimi eorum faciunt, atque fecerunt, et culpa sua in poenam mortis incurrerent, si regem suum répudiassent. Apud illos igitur, et ex eorum semine regenerari eum jussit, ne, si fuisset alienigena, justam possent excusationem de lege praetendere, quod eum non suscepissent. 1341 Sed illum Filium suum primogenitum, illum opificem rerum, et consilia torem suum delabi jussit e caelo, ut religionem sanctam Dei transferret ad gentes, id est, ad eos, qui Deum ignorabant; doceretque justitiam, quam perfidus populous abjecerat... simul, ut nulla omnino gens esset in terra, cui spes immortalitatis negaretur (11)... ut universis gentibus, quae sub caelo sunt, singularis et veri Dei sanctum mysterium revelaret (12). Подобно Тертуллиану (см. выше, глава II § 9.3) и Киприану (см. глава III § 8), Лактанций полагает, что иудеи не различали двух Пришествий Христа – первого, когда Он придет возвестить народам о едином Боге, и второго, когда Он придет, чтобы царствовать, – и верили только во второе (Nam cum ita sit a Deo constitutum, ut idem Christus bis adveniat in terram, semel, ut unum Deum gentibus nuntiet, deinde rursus, ut regnet: quomodo in secundum ejus adventum credunt, qui in primum non crediderunt? Div. Inst., IV.12).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

При неопределенности занятий трудно было ожидать от переводчиков особенного усердия и производительности. Об одном переводчике в феврале 1724 года замечено, что он «с ноября не бывал» 1329 . В конце 1723 года Синод нашел нужным поручить всех своих переводчиков наблюдению своего асессора, иеромонаха Феофила Кролика, с тем чтобы он ежемесячно давал Синоду отчет об их деятельности. При первоначальном предположении жалованья переводчику полагалось 300 рублей 1330 . В действительности двое получали именно эту сумму, а остальные от 144 до 180 рублей, считая в том числе и цену хлебного жалованья 1331 . По штату 1722 года переводчикам всем предположено было одинаковое жалованье, по 400 рублей, включая в эту цифру и стоимость хлебной выдачи 1332 . Переводчиков по этому проекту штата полагалось шесть 1333 . Когда однажды один переводчик заболел, Синод поместил его на казенный счет в московский госпиталь (сам Синод был в то время в Москве) и дал указ заведовавшему госпиталем доктору Бидле «во уврачевании его прилежать с усердием» 1334 . Один переводчик, Суворов, женат был на католичке, которую он вывез из Чехии, куда был отправлен ранее с научным поручением; она приняла Православие только в конце 1724 года, когда Суворов получил командировку в Сербию, куда неудобно было ехать с неправославною женой 1335 . Особенную известность по делам Синода приобрел переводчик Розенблют, у которого непрерывно производился вычет из жалованья в погашение его неоплатных долгов 1336 . Один раз он заложил у одного канцеляриста кафтан, камзол и штаны, – все свое платье 1337 . Судя по тому, что платье это оказалось форменным, пунцового цвета с золотым позументом и пуговицами, обшитыми золотом 1338 , можно думать, что переводчики, как, вероятно, и все канцеляристы, носили форменное платье. XIII По генеральному регламенту, для всех коллегий полагалось два общих архива: один в ведомстве коллегии иностранных дел, для дел, «которыя не касаются приходу и расходу», другой в ведомстве ревизион-коллегии, для дел, «которыя касаются приходу и расходу». В архивы должно было сдавать «дела, документы, книги, регистратуры», «когда оные три года в канцелярии или конторе лежали». Не подлежали вовсе сдаче в архивы «особливые уставы, регламенты и все те документы и книги, которые в коллегиях и канцеляриях и конторах для справки и правила их всегда при них имеют быть». Дела сдавались «архивариусу с распискою» 1339 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

РГАДА, ф. 96, оп. 1, стлб. 3, ч. 1, л. 124 – 125. Столбец из двух сставов; по правому краю поврежден: во многих местах оборван. Писцовая скоропись. Бумага с филигранью «Лилия» типа: Дианова, Костюхина 1980, 946 (1645,1646), 947 (1647). Текст изд.: Тихомиров 1964, 290 – 291 Коваленко и др. 2001, 72 – 76 В последнем издании «отписка» Никона датирована 19 марта (с. 390). Утраченные из-за механических повреждений бумаги фрагменты текста восстанавливаются по изданию М.Н. Тихомирова. (л. 124) а Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, и государыне благоверной царице и великой княгине Марии 1334 Ильичне, государыне благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне, и государыне благоверной царевне и великой княжне Анне Михайловне, и государыне и благоверной царевне и великой княжне Татияне и государыне благоверной и великой княжне Евдокеи Богомолец ваш, государев, новгородцкой 1335 , грешной, Никон митрополит, Бога молю и челом бью. В нынешнем, государи 1336 , во 158 (1650)-м году грех ради наших в вотчине вашей, в Великом 1337 Новегороде, марта в 15-й де[нь] стало нестроение болшое 1338 меж всяких чинов людей. И я, богомолец ваш, им розговаривал многажды, и оне не послушали. А отчего нестроение стало, и я, богомолец ваш, да околничей 1339 и князь Федор к вам, государем, преж сего многажды писали. Да он они же у меня, богомолца 1340 вашего, взяли из-за пристава ведомого вора, 1341 софейского приказного человека Ивашка Жеглова 1342 и учинили себе ево началником 1343 . И он злым своим советом на всяко дурно их учит и хотел всех православных христиан 1344 к крестному целованью привести своим воровским умыслом, неведомо в чем. И я, богомолец ваш, марта в 17–й де[нь] 1345 , собрався со всем священным собором, молив Бога за ваше, государево, многолетное здравие, а ево, Ивашка, изменника твоего, государева, предал клятве, и тоя ради клятвы у них крестное целование 1346 . И ныне написали оне меж собя воровскую запись, что им друг за друга стоять и никого в своем воровстве тебе, государю, не выдавать. И велят властем и священником и всяких людем, со всякою угрозою бьючи, руки к той воровской записе прикладывать 1347 , а рук не приложат, и оне тех хотят побить и посечь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последний только благодаря θυμο’ς, именно благодаря его поддержке и помощи, имеет реальную возможность последовательно утверждать свое господство над чувственностью. Cp. Albert Stöckl. Die speculative Lehre vom Menschen und ihre Geschichte 1 Band. (Würzburg. 1858), § 165, S. 331–332. 1316 Немезий, определяя значение θυμο’ς для деятельности разума, называет его «охранной стражей» последнего. Если разум находится в нормальном состоянии, то при суждении его по поводу чего-либо достойного возмущения, негодования, это настроение человека и выражается в том, что называется θυμο’ς. c. XXI, col. 692В. 1320 Cp. Василий B. lib. cit., col. 365B. Уже Сенека признавал благодетельное значение гнева, когда он направляется против scelera et errores. Tr. IV, 6–10. 1322 Ср. Авва Исаия. Or. II, с. 2. Т. XL., col. 1108A: est mentis ira a naturae ratione minime aliena, sine qua castitas homini non constat. 1329 Исидор П. Epist. lib. II., 239, col. 677AB. Cp. Apophthegm. Patrum, col. 553A, § 118 (cnf. Uerba Seniorum. X, 47, col. 92lB). 1332 И. Кассиан. De coenob. instit. lib. VIII, c. VI, col. 334A. Нил Син. De octo cogitat., col. 1453A. Григор.Нисс. canon., col. 225A. 1338 Григорий Б. Poem, moral., у 399–400, col. 840–841. Василий B. Lib. cit., col. 368C. Исидор Пел. Epist. lib. II, 240, col. 676–677. 1341 Ср.Проф. Прот. С.А. Соллертинский. Объясн. Mф.5:22, V, 38–42, 7:1 ; Лк.6у гр. Толстого (Спб. 1887), стр. 12. В классическом словоупотреблении ργη’ означало вообще внутреннее натуральное влечение, внутреннее, к определенной цели направленное стремление, в котором проявляется известное настроение человека. Ορν’ имело смысл еще более широкий и употреблялось для обозначения производительной силы земли, полового влечение у животных. У Гиппократа этот глагол употребляется при описании болезней, которые проявляются в резких, бурных симптомах. Schmidt S. 553–554. По Исихию ρν’= πιτεταμε’νως πιθυμεν. Suicerus.T. II. p. 504. У Аввы Дорофея именем ργη’ (лат. furia) названа блудница, «совершенно развратная», для означения, очевидно, полнейшего и всецелого преобладание в ней всякого рода порочных наклонностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

1322 Epist. I ad Corinth, cap. 25–26; Писанн. мужей апостольских в русск. пер. стр. 127–128. М. 1862. 1328 Martigny, Dictionnaire des antiquités chrétiennes, p. 500; сл. Kraus " a Real-Encyklopädie, В. II, s. 614. 1330 У Тибулла, например, имеет непосредственное отношение к этому представлению следующий стих:   Non agnamve sinu pigeat fetumve kapellâDesertum oblita matre referre domum.   Какой пастух (в свободном переводе) затруднится отнести на своей груди в овчарню овечку или козленочка, оставленного козочкой, забывчивой матерью? Выражение «humeris portare agnam» еще чаще встречаем у поэтов, например, Кальпурния, подражателя Тибулла. 1333 Spicilegium solesmense complectens sanctorum patrum scriptorumque ecclesiasticorum anecdota hactenus opera. Parisiis, 1855. 1337 Анонимное слово. Λγος ες τν προσκνησιν τς τιμας ϑσεως το γου ποστλου κα κορυφαου Πτρου σοι τ το κορυφαου τν ποστλων. Греч. Минея Четья за Декабрь – Январь XI в. 372 л. 279. Синод. б. Ср. 373 л. 97 и 375 л. 132 об. той же библиотеки (Арх. Владимира «Систематическое описание рукописей Моск. Синод. б., ч. I, Рукописи греческие», стр. 559 и 561, М. 894.) и Евергетидский Типикон под 16 Янв. (Τυπικ, стр. 393). Лат. перев. Lipomanus, Sanctorum priscorum patrum vitae (Venetiis 1551–1560) t. VII p. 242–248. Cp. Fabricii Bibliotheca Graeca, editio nova curante... Harles, vol. X, p. 311. Bibliotheca hagiograhica graeca, ediderunt socii Bollandiani. Editio altera. Bruxellis 1909 p. 207. 1338 Migne. P. Gr. t. XXXV, col. 1081. γκμον ες τν μγαν ϑανσιον, πσκοπον λεξνδρεις· «ϑανσιον πανων». Творения, ч. II, стр. 143–173. 1339 Migne P. Gr. t. XXXVI, col. 457. Συντακτριος ες τν τν ρν’ πισκπων παρουσαν. «Πς μν τ μτερα». Творения, ч. IV, стр. 18–40. 1341 Космы Веститора (см. Евергетидский Типикон. Дмитриевский, Τυπικ, стр. 400), жившего во второй половине X века. (О нём см. Krumbacher Geschichte d. Byz. Liter. s. 69). Настоящее слово Κοσμ Βεσττορος λγος ες τν νακομιδν το λειφνου το ν γοις πατρς μν ωννου το Χρυσοστμου· «κουσται πντων μν» (См. Пападопуло-Керамевса εροσολυμιτικ Βιβλιοϑηκ. Τμος πρτος, σ. 79, κοδ. 18; τμος δετερος, σ. 329, κοδ. 17; σ. 79, κοδ. 35; σ. 93 κοδ. 4), издано Migne (Ρ. Gr. t. LXV, col. 829–831) в виде фрагмента с именем Прокла, архиеп. Константинопольского. В греческой рукописи Синод. б. 391 – XV в. слово это имеет несколько другое начало: κεν μν λαμπρ κα χαρμσυνος κα ποϑουμνη πανγυρις (л. 153). Слав. перев. в Четьи-Минеях Тр.-Серг. Лавры библ. Москов. Дух. Акад. 4 (91) л. 653 (арх. Леонида, «Сведение о слав. рукописях, поступивших из книгохранилища Св. Тр.-Сергиевой Лавры, – ныне находящихся в библиотеке Москов. Дух. Акад.», стр. 37. Μ. 1882 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1331 Степанова Е.В. Судакский архив... – С. 99 –100; Степанова Е.В. Судакский архив печатей//Археология Крыма. – 1997. – Т.2. – С. 172, Stepanova E. New Seals From Sudak//SBS. – 1999. – Vol. 6. – P. 50–52, N 4,5,7 – 10; ср.: Византийская книга Эпарха. – М., 1962.– 1. 1–26; С. 107 –127; OikonomidesN. Les listes... – P.3 10, 321; Guilland R. L ’eparque de laville//BS. – 1980. – T. 41. – P. 25. 1332 Ср.: Шандровская B.C. К толкованию легенды одной свинцовой печати//Историческая роль Константинополя: (В память о 550-летии падения византийской столицы): Тезисы докладов XVI Всероссийской науч. сессии византинистов, Москва 29–30 мая 2003 г. – М ., 2003. – С. 120. 1333 Приношу благодарность за эти сведения К. Д. Смычкова, в коллекции которого хранится несколько аналогичных моливдовулов. 1334 Степанова Е.В. Связи Херсонеса и Сугдеи по данным сфрагистических архивов//Херсонес Таврический: У истоков мировых религий: Материалы науч. конф. – Севастополь, 2001. – С. 24; Степанова Е.В. Новые находки из судакского архива печатей//Сугдея, Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси – Украины: Материалы науч. конф. – К.; Судак, 2002. – С. 231; Степанова. Е.В. Судакский архив печатей... – С. 101–102; ср.: Шене Ж.-К. Поздний архонт на примере Херсона//МАИЭТ. – 2000. – Вып. 7. – С. 313. 1336 Ср.: Иванов С. А. Житие Стефана Сурожского и хазары//Хазары: Второй Международный коллоквиум: Тезисы. – М., 2002. – С. 42–43; Баранов И.Л. Таврика в составе Хазарского каганата: Автореф. дис.... д-ра ист. наук. – Κ., 1994. – С. 14; Баранов И.А., Степанова Е.В. Церковная и военная администрация ... – С. 83–87. 1338 Баранов И.А. Болгаро-хазарский горизонт средневековой Сугдеи//Проблеми на прабългарската история и култура. – София, 1991. – С. 147–150; Варанов И.А., Майко В.В. Среднеднепровские элементы в культуре населения раннесредневековой Таврики. – С. 96–103; Баранов И.А., Майко В.В. Пастирско-пенковската култура... – С. 71–72, 85, рис. 1, 1; Майко В.В. Проблемы этнокультурных связей Крыма с Поднепровьем во второй половине VII в.//«Проблемы археологии Юго-Восточной Европы»: VII Донская археологическая конференция: Тезисы докл. – Ростов-на-Дону, 1998. – С. 130–131; Майко В.В. К вопросу о неоднородности салтово-маяцкого населения Таврики второй половины VII в.//Cmapoжumhocmi степового Причорномор’я i Криму. – Зanopiжжя, 2000. – С. 289–290; Майко В.В. Археологические аспекты религиозного синкретизма Крымской Хазарии VIII – первой половины X в.//Взаимоотношения религиозных конфессий в многонациональном регионе. – Севастополь, 2001. – С. 41–42, Баранов И.А., Майко В.В. Тюркское святилище Сугдеи. – С. 98–110; Пономарев АЛО. Биритуальный салтово-маяцкий могильник у поселка Эльтиген//БИ. – Симферополь; Керчь, 2004. – С. 456.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно этим хазарам или тюрко-булгарам исследователи приписывают оборудование «каменного капища», ритуального языческого святилища «башенного типа» с очагами и алтарем на круглой ритуальной площадке, покрытой слоем глиняной обмазки, известкового раствора и обнесенной четырехугольной каменной оградой 1338 . Оно было устроено на участке куртины XV, но, примечательно, за пределами оборонительных стен города. Да и было ли это «тюркское капище», функционировавшее «без видимых перерывов» «со второй половины VIII в. и до середины X в.»? Следы его недостаточно выразительны, а происходящую из комплекса известняковую фигуру с отбитым лицом или бронзовую подвеску в виде лошади едва ли можно безоговорочно считать идолом или амулетом 1339 . Еще более неожиданно присутствие в языческом святилище изображения креста, прочерченного на одном из фрагментов лепного сосуда 1340 . Следы зольника могли иметь связь с хозяйственной, производственной деятельностью, а не с культом огня или иудейским святилищем 1341 . Обращают также на себя внимание находки среди развала нескольких фрагментов каменных профилированных массивных карнизов, многочисленных крупных плит, блоков, в том числе с изображением прочерченного циркулем креста в круге, большой каменной плиты с шестью углублениями в ряд, которая, вероятно, служила крышкой массивного саркофага и использовалась для установки свечников, канделябров или лампадофоров на штырях. Здесь же, в кладке построенной позже жилой усадьбы, в 1988 г. оказался обнаружен песчаниковый блок (46x17,5x17) с небрежно вырезанной греческой ктиторской или надгробной надписью в четыре строки «О спасении (или «о молитве», «о памяти») и/отпущении грехов/Христофора (или Христодула) Аминь» и следами известкового раствора на тыльной стороне, указывающими, что надпись была вмонтирована в стену. Палеографические особенности, прежде всего начертание альфы со средней ломаной гастой, позволяют относить ее ко времени до середины IX в. Все это указывает скорее на остатки довольно крупного византийского храма или мартирия постюстиниановского времени, развал которого сполз по оврагу вниз, нежели на языческое святилище поклонников богагероя Тенгри, к тому же разрушенного, судя по фрагментам амфор с рифлением в виде набегающей волны, до второй половины VII в., когда здесь могли появиться хазары 1342 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Страх перерастал в тотальный пессимизм, давая место самым мрачным образам и предчувствиям 1386 – огромное слепое чудовище судьбы грозится потопить театр икумены ( θατρον τς οκουμνης, παγκσμιον θατρον) 1387 , а корабль Империи идет ко дну 1388 . В этих условиях не покажется удивительным, что как раз в 1351–1352 гг., при патриархе Каллисте I, в Константинополе проводился процесс над магом Каппадокисом, доставленным из Фессалоники. Среди прочего ему инкриминировались и предсказания ( πρ τνος καιρο π κακ νταθα πιστς) 1389 , и совершение магических практик (τν γρ μαγικν κακοτεχναν... ξησκημνος) 1390 . За упоминанием в связи с этим процессом «магических книг» ( μετ τν μαγικν ατο βιβλων) 1391 могли иметься в виду, помимо «рецептурных сборников» прикладного характера, наверняка бытовавших в маргинальной среде (нечто подобное описано для западноевропейского ареала Д. Э. Харитоновичем) 1392 , и обобщающие труды доктринального характера, вроде «Тайной книги» богомилов 1393 . Это был не единственный случай. Уже в 1338 г. упоминаются, наряду с каббалистическими знаками, известные нам термины и явления – «гадания, врачевания, заговоры, игра на кифаре (ср. Fr. 2. – Д. М.), бесовские песни, расспрашивания духов...» 1394 Поэтому то, о чем в расширительном контексте – применительно к масштабам всей Империи – повествуется у Афанасия, может быть с известной степенью осторожности интерполировано и на уровень Фессалоники как отдельно взятого городского центра. Подтверждением этому служат данные св. Григория Паламы и грамот константинопольского патриархата. При обращении к гомилиям Паламы – при всей их лаконичности – мы можем получить достаточно определенную панораму развития городской субкультуры византийского «бунташного века» (термин А. М. Панченко) 1395 – или, по крайней мере, эксцессов этого развития. Таким образом, исследователь позднесредневековой религиозности, анализируя проблему взаимоотношений христианства, ересей и магических практик в поздней Византии, не может не видеть, что названные феномены характеризует ряд общих черт.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010