Вот поднимутся против него все народы; но тогда кони будут поражены испугом, всадники – умопомешательством; вожди Иудейские будут огнем всеиетребляющим; каждый еврей храбр как Давид, а дом Давида как дом Божий, как Ангел Господень пред ними исполнен благодати и щедрот, хотя гражданския преимущества и отойдут от него; и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце (12:4–10). Плач (об Иуде Маккавее 1Мак 9:16–22 1330 ) будет подобен плачу об Иосии на поле Магеддоне ( 2Пар 35:24–25 1331 ), и притом раздельно по коленам и племенам (12:11–14 1332 ). В тот день будет открыт источник для омытия греха и нечистоты., т. е. храм Иерусалимский; а об идолах и лжепророках и воспоминания не будет, особенно когда меч поразит пастыря и рассеются овцы стада (13:1–7 1333 ). Конечно, две трети народа погибнут в этой борбе, за то остальные будут чистым золотом (13:8–9 1334 )…. И еще раз потом язычники окружат Иерусалим; даже возьмут его; половину жителей отведут в плен, но города и народа не уничтожат (как предполагали). Ибо Сам Господь станет тогда на горе Елеонской и будет разрушать и останавливать покушения против Иерусалима даже сверхестественными действиями, как остановил некогда Озию прокаженного страшным землетрясением (14:1–5 1335 ). Потом будет в Иудее время незабвенное – ни день, ни ночь, а под вечер рассвет ( Мф 27:45 1336 ): в этот день польется вода живая или истинное Боговедение ( Ин 4:10 ; 1337 7:37–38 1338 ) из Иерусалима на восток и на запад беспрерывно, и во время жатвы как весной (14:6–8 1339 ), так что Всевышний один будет царем во всей земле; все гордое унизится – один Иерусалим ( Церковь Божия) будет возвышаться постоянно; ибо врагов его постигнут очевидные небесные казни (14:9–15 1340 ). Всякий народ, не празднующий праздника скинопигии (кущей), т. е. не поклоняющийся Богу, будет наказан, хотя бы он был столь велик, как древнее царство Египетское (14:16–19 1341 ). Тогда у людей все от узды коня до котла жертвенного будет носить на себе знак богобоязнен-ности и освящения небесного; нечистых Ханаанитян тогда не будет на земле (14:20–21 1342 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Все остальные стихи до конца главы обращены к Израилю, современному пророку, говорящему до времени о Боге Отце. 12 . Кто исчерпал воды горстью своею, и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? Чувство благоговения и трепета, соединенное с чувством любви и умиления объемлет всякого, созерцающего величие и красоту творения и возносящагося мыслию к Создателю. Это святое чувство не чуждо было и язычникам, не смотря на то, что они забыли и предания и законы Божии, переданные через Ноя во все племена земли: на это указывает Апостол Павел в посл. к Puм. I, 19–20 , говоря: „что можно знать о Боге, явно для них (язычников), потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, – так что они безответны. Поэтому-то у некоторых язычников по рождению, не смотря на среду, в которой они возросли, дело закона было написано в сердце“ ( Рим. 2:15 ) потому что они усиленно искали Бога сердцем своим, и образ Божий не померк в них, заглушенный ложью, против которой они возмутились. Тем более было развито это святое чувство благоговения к Единому Богу Творцу мира у некоторых родственных Аврааму семитических племен, кочевавших в Месопотамии и Аравии, оставшихся монотеистами, как то племя, среди которого родился Иов 1336 . Так в книге, которая носит его имя, один из друзей его Елиуй в прекрасной речи своей 1337 указывает на величественные явления природы, поднимается мыслию к Творцу и спрашивает, кто же из слабых смертных может постичь величие силы Господней? В той же книге, в главе 38-й (ст. 1–41), Сам Господь спрашивает Иова: возможно ли человеку не сознать своего ничтожества, видя величие Творца в земных только проявлениях Его творческой премудрости 1338 ? В стихе 12, изучаемой нами главы пророка Исаии, повторяется та же мысль о необходимости человеку сознать свое ничтожество пред Творцем величественной, Им созданной вселенной. Только Он один знает Свое создание: не может человек обнять величие природы,-а перед Создателем он может только воскликнуть с Иовом: Вот я ничтожен!“ 1339 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иез. 48 :11. Для священников, посвященных сынов Садока, охраняющих стражу храма, которые не отступили 1332 при отступлении сынов Израилевых, как отступили левиты, Иез. 48 :12. И будет им участок, даваемый от начатков земли, святое святых из пределов левитских. Иез. 48 :13. А левитам то, что близ пределов, принадлежащих священникам: двадцать пять тысяч в длину, а в ширину десять тысяч, вся длина-двадцать пять тысяч, а ширина-десять тысяч. Иез. 48 :14. Ничто из сего не должно быть продаваемо, или обмениваемо 1333 , и не будут брать с него первых произведений земли, ибо это святыня Господу. Иез. 48 :15. А остающияся пять тысяч 1334 , при двадцати пяти тысячах в ширину, должны быть предградием для города, на заселения и на предместия 1335 в нем, а город будет среди сего. Иез. 48 :16. И вот размеры его: с севера четыре тысячи пять сот 1336 , с юга четыре тысячи пять сот, с востока четыре тысячи пять сот, и с моря четыре тысячи пятьсот. Иез. 48 :17. И будет предместие 1337 у города: к северу двести пятдесят, и к югу двести пятдесят, и на восток двести пятдесят, и к морю двести пятдесят. Иез. 48 :18. А остаток в длину против священного участка: десять тысяч к востоку и десять тысяч к морю, будет священным участком и плоды его будут для продовольствия работающих в городе. Иез. 48 :19. А работать в городе будут работники из всех колен Израилевых. Иез. 48 :20. Весь начальный удел: двадцать пять тысяч (в длину) на двадцать пять тысяч (в ширину) 1338 ,-четвероугольно 1339 отделите из него священный участок 1340 , от владения города 1341 . Иез. 48 :21. А остальное 1342 старейшине: с той и другой стороны, от священного участка и от владений города, напротив двадцати пяти тысяч в длину 1343 до пределов, что к морю и к востоку 1344 , лицевая сторона двадцати пяти тысяч, до пределов, что к морю, (будет) близ уделов старейшины 1345 . И да будет священный удел и святое храма среди его. Иез. 48 :22. От владений левитов и от владений города (что будет) в средине,-старейшинам 1346 : среди пределов Иуды и среди пределов Вениамина (все) будет (принадлежать) старейшинам,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Когда он осмотрелся, как он рассказывал, чтобы увидеть того, о ком он думал, своего возлюбленного великого Иоанна, то не увидел его, ибо он показал ему всех, называя имя каждого, и, вновь держа его за руку, вывел из этого места; и он последовал за ним, будучи опечаленным, что не увидел блаженного Иоанна среди остальных отцов.. Итак, когда он шел, остановившийся у двери задержал его и сказал ему: «Что с тобой? Почему ты печалишься?» Итак, поскольку он не отвечал ему, он вновь говорит ему: «Никто, входящий сюда, не уходит опечаленным». Тогда говорит ему епископ: «Моя печаль заключается в том, что я не вижу среди учителей Церкви моего возлюбленного Иоанна, патриарха Константинопольского». Он же, отвечая, сказал ему: «Ты говоришь об Иоанне, провозвестнике покаяния?» Он говорит ему: «Да». Он же, отвечая, сказал: «Человек, находясь в теле, не может видеть его. Ибо он предстоит там, где находится престол Господа». Итак, вполне убедившись этим, Адельфий прославил Бога, открывшего ему эту тайну и претворившего его печаль в радость 1338 .  72. Имя Иоанна вписано в диптихи. Небесные кары на его врагов . Западные епископы вступили в общение с епископами в Египте, на Востоке, на Босфоре и во Фракии не раньше, чем имя того блаженного Иоанна было поставлено в ряд с [именами] уже скончавшихся епископов, а Арсакия, бывшего после Иоанна, в согласии с повелением Иннокентия, они не удостоили [поминовения]; Аттик же, увидев, что Церковь раздирается из-за того, что те, которые имели общение с Иоанном, находились вне ее, приказал совершать его поминовение в молитвах 1339 , чтобы поступать по обычаю других епископов, находящихся в общении, и чтобы ради этого многие, получив надежду, пришли в церковь , Западные епископы приняли его, поскольку он вписал имя Иоанна в священные диптихи и часто бывал послом, нередко водворяя мир. Александр же, блюдущий престол Антиохии после Порфирия, жил в соответствии с архиерейским саном, проводя время до рукоположения во епископа на поприще подвига, и, долгое время подвизаясь, сделался доблестным подвижником, уча словом и словом же укрепляя жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Лк.1:35 ), от Которой Он и родился, как совершенный человек, будучи (724) вместе и совершенным Богом единый по Лицу, двоякий по природе, как изложили богоносные отцы и семь святых Вселенских Соборов. Также нужно исповедовать, что Дева есть Богородица, высшая и честнейшая всех, и может ходатайствовать, как Матерь, пред Своим Сыном и Господом за весь мир; еще исповедовать Ангелов как Ангелов 1337 , что они также молятся за всех людей, а бесы отлучены от них на бесконечные веки, удалены за богоотступничество в собственное свое жилище и осуждены от Бога на справедливые наказания; еще исповедывать, что и все святые, как служители Божии, могут ходатайствовать пред Богом о нашем спасении; еще исповедовать святые иконы как Самого Господа нашего Иисуса Христа, так и Матери Его, Ангелов и всех святых, поклоняться им и принимать их, по учению Второго Никейского Собора 1338 ; анафематствовать всех еретиков, [Col. 1529] анафематствованных Соборами, и прославлять всех православных, ими прославленных. Такова истинная вера христианская, таково свидетельство исповедания Христова. Мудрствующий вопреки этому да будет проклят от Отца и Сына и Святого Духа, как говорит Павел 1339 : если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:8–9 ). Так как ты сам обстоятельно не 1340 изложил всё это в письме своем, то непременно нужно удостоверить, что ты так думаешь. Каким же образом? Если в конце этого письма сделаешь свою подпись на приложенном к нему листе. Таким образом, мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет ( Флп.4:7 ) и сподобит нас и вас в одном духе и одном сердце веровать и служить Святой Троице, ко спасению своих душ и разделенного на две части народа. Приветствие господину Иоанникию, духовному отцу нашему, и тебе, почтенному и отцу, и брату нашему. 491. К секретарю Диогену (II, 167) 1341 (725) Вопрос. Как должно называть икону Христову и как надлежит поклоняться ей? Ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Между тем Асмонеи не только не думали о прекращении войны, но, как это видно из книг Маккавейских, не хотели также изменить принципа, возвещенного Маттафией, даже и после того, как крайность миновала и свободному отправлению религиозных обрядов уже ничто не угрожало. Так, Ионафан высказывает тот же самый принцип и проводит его практически, когда сирийский полководец Вакхид захотел воспользоваться субботним покоем для поражения иудеев 1334 . Ионафан делает тщетным его намерение, говоря: «встанем теперь и сразимся за жизнь нашу, ибо ныне не то, что вчера и третьего дня» 1335 . Таким образом книги Маккавейские свидетельствуют нам, что Маккавеи и в последующее время войны с легким сердцем продолжали нарушать закон о субботе, хотя этот принцип никогда не был признан в иудействе непреложным, так как и в позднейшие времена строго было запрещено вести войну в субботу 1336 . Ввиду этого асидеи тем более должны были укрепиться в своем намерении отказаться от продолжения военных действий и возвратиться к своим благочестивым занятиям. Таковы были, по нашему мнению, те важнейшие основания, которые побудили асидеев заглушить в себе патриотические чувства и порвать связь с героями освободительной войны: асидеям гораздо легче было вступить скорее в разлад с Маккавеями, чем принести в жертву им свои религиозные принципы. Как же отнесся к асидеям Алким, на мирные предложения которого они так доверчиво отозвались? Последний принял их мирно «и клялся им, и сказал: мы не сделаем зла вам и друзьям вашим» 1337 ; но тем не менее он самым постыдным образом нарушил данную клятву и, приказав схватить из них 60 мужей, казнил их в один день 1338 . Этот вероломный поступок беззаконного первосвященника возмутил весь народ иудейский, вызвав во всех справедливое негодование и ужас 1339 . Сам же Алким, воспользовавшись распространенным им террором, поспешил в Иерусалим и занял его без бою. Здесь, получив в свое распоряжение многочисленный гарнизон, Алким воспользовался своею властью для мести своим врагам, найдя для себя деятельного помощника в этом деле в лице Вакхида, который, расположившись лагерем при Визефе, продолжал там свои неистовства и насилия над иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он не увидел мудрости Божественной за словами, кротко сказанными ему: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:4 ), хотя ответом этим Христос – Бог-Слово – не скрывал от безумного, Кто Он есть. Он не послушал Божественного указания, когда Христос сказал ему: «Не искушай Господа Бога твоего» ( Мф.4:7 ), – ведь ты перед Ним и стоишь. Он не уразумел прямого Господня веления: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ), – вот как далеко простерся мрак сатанинского неведения! Даже бесы оказались прозорливее своего хозяина – ибо, когда приступил к ним Иисус в стране Гергесинской, они вскричали, ожидая себе от него немедленной казни: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» ( Мф.8:29 ). И лишь тогда прозрел сатана, когда снизшел Господь – Жизнь Бессмертная – к смерти, чтобы умертвить ад – область владений его – блистанием Божества, когда Он и умершия от преисподних воскресил, когда вся силы небесныя воззвали: «Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе!» 1338 . Только тогда, «видя, как Христос милостиво раскрыл Свое врачевство и как от него истекло здравие Адаму во исцеление первородного греха, диавол, страдая, уязвился и зарыдал, словно в великом бедствии, и вскричал, обращаясь к своим друзьям: “Что сделаю я Сыну Марии? Убивает меня Вифлеемлянин, везде Сущий и всё Собою Наполняющий»» Видишь, душа моя, как мала сила диавола, которой он так надмевается? Видишь, как беспомощен он и глуп в своем мнимом знании? Видишь, как ничтожен он пред лицом Божиим? Почему же ты сама – сама, своей собственной волей, не попущением Божиим! – допускаешь ему входить в себя? Ведь каждый содеянный тобою грех, каждое твое непослушание, каждый твой самовольный поступок отдает часть тебя, душа, в его власть! Остерегись, душа, одумайся скорее, чтобы не оказаться тебе ниже даже тех мест, куда попадут бесы из страны Гергесинской... 1174 От глагола «карах» «быть холодным, ледяным», «быть гладким», «быть остриженным» (см.: Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 815–816).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Псалом 102 Псалом 1336 Давида. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – имя святое Его! Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его: Он прощает все беззакония Твои, исцеляет все недуги Твои, Избавляет от могилы 1337 жизнь твою, окружает тебя милостью и щедротами, Исполняет благие желания твои 1338 , обновится, как у орла, юность твоя 1339 . Являет 1340 Господь милость и правду всем обижаемым. Он явил пути Свои Моисею, сынам Израиля – желания Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца будет гневаться и не во век негодовать. Не по беззакониям нашим Он поступил с нами, и не по грехам 1341 нашим Он воздал нам. Ибо сколь высоко небо над землею, (столь же великую) милость Свою Господь мощно явил 1342 на боящихся Его. Насколько отстоит восток от запада, (настолько) Он удалил от нас беззакония наши 1343 . Как отец милует сынов, так Господь помиловал боящихся Его. Ибо Он знает образование наше: помнит, что мы – прах, Человек – что трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветает. Как только дух прошел в нем 1344 , (его уже) не будет, и не узнает он более места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, И правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. Господь на небе уготовал престол Свой, и царство Его всем обладает. Благословите Господа, все ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, слушающие 1345 глас слов Его. Благословите Господа, все силы 1346 Его, слуги Его, исполняющие волю Его. Благословите Господа, все дела 1347 Его, на всяком месте владычества Его. Благослови, душа моя, Господа! 1336 Слав. псалом соответствует ψαλμς – 65, 81, 101, 102, 106 и др. (до 70; после Δαβδ – 13, 66, 80, 182), Афан. Вел., Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт.; а в ват., [син.,] алекс., text. recept. и у Анфима, а также в евр. т. и Вульг. – нет. 1341 Слав. беззаконием... грехом соответствует минуск. 13, 21, 43, 65–67 и др. (более 100), Кир. Алекс., компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим; а ват., [син.,] алекс., text. recept., евр. т. и Вульг. – наоборот: по грехам... беззакониям. 1347 Греч. τ ργα – слав. дела, хорошо бы перевести творения, как у о. Г. Павского (изд. Библейского Общества) и Пумпянского, но почему-то в синод. пер., у преосв. Порфирия и Мандельштама переведено дела. И мы следуем им. Понятие творение уже, чем дело. В псалме не одни творения перечисляются, а все дела Божии. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Имп. Людовик IV Баварский. Рельеф папского дворца в Авиньоне. XIV в. Имп. Людовик IV Баварский. Рельеф папского дворца в Авиньоне. XIV в. В февр. 1330 г. Л. Б. вернулся в Германию, где его положение было достаточно прочным, особенно после смерти соправителя Фридриха Красивого (13 янв. 1330). Император пользовался поддержкой большинства городов, на его стороне была и значительная часть духовенства, хотя до конца жизни он оставался формально отлученным от Церкви. В 1-й пол. 30-х гг. XIV в. Л. Б. пытался достичь соглашения с Габсбургами, Иоанном Люксембургом, папой Иоанном XXII и его преемником Бенедиктом XII (1334-1342). В июле 1337 г. император договорился с англ. кор. Эдуардом III (1327-1377) о совместных военных действиях против Франции, но эти планы не были реализованы. В мае 1338 г. имперский сейм во Франкфурте поддержал Л. Б. как законного правителя, на его стороне было и большинство курфюрстов. 16 июля 1338 г. на встрече в Ренсе (на Рейне) курфюрсты обнародовали соглашение, устанавливавшее правила выборов герм. короля и их полномочия как выборщиков. По этому соглашению апробация выборов папой Римским отменялась. Л. Б. подтвердил этот документ, издав имперский закон «Licet iuris» (6 авг. 1338, Франкфурт), к-рый утверждал, что избранный король одновременно становится императором, получая сан от Бога, а не от папы Римского. За папой сохранялось лишь право провести церемонию коронации. 6 авг. 1338 г. Л. Б. издал имперский мандат «Fidem catholicam» о своей приверженности католич. вере, он отстаивал легитимность своей власти, объявлял папское отлучение недействительным и запрещал повиноваться папскому интердикту. Впосл. эти документы вошли в корпус правовых документов Свящ. Римской империи и использовались курфюрстами и герм. королями для противодействия папским притязаниям. В последние годы правления Л. Б. стремился консолидировать герм. владения и закрепить их за своей семьей. После начала боевых действий между Англией и Францией (осенью 1339) он фактически разорвал союз с англ. кор. Эдуардом III и безуспешно попытался выступить посредником между воевавшими сторонами. Не имели успеха и очередные попытки императора достичь соглашения с папой Бенедиктом XII и его преемником Климентом VI (1342-1352). В 1340 г., после пресечения правившей в Н. Баварии ветви династии Виттельсбахов, Л. Б. унаследовал это герцогство, объединив т. о. под своей властью всю Баварию. Осенью 1341 г. он попытался установить контроль над Тиролем, добившись развода Маргариты, графини Тирольской, с Иоганном Генрихом Люксембургом и выдав ее замуж за своего старшего сына Людовика. Трактаты, обосновывавшие законность развода, написали Марсилий Падуанский (Tractatus de jurisdictione imperatoris in causis matrimonialibus, 1341) и Оккам (Consultatio de causa matrimoniali, 1341), по-прежнему находившиеся под покровительством Л. Б.

http://pravenc.ru/text/2561066.html

При вступлении на кафедру Феогносту удалось закрыть открытую было митрополию литовскую; в 1331 году ему удалось закрыть вторично было открытую митрополию галицкую: но эта последняя митрополии спустя шесть лет после 1331 года вновь была открыта. В акте константинопольской патриархии, не имеющем даты, но который должен быть относим ко второй половине 1337 – к началу 1338 года 261 , значится находящимся в Константинополе митрополит галицкий, – и к этому 1337–1338 году и должно быть относимо третье открытие митрополии галицкой 262 . История этого открытия также совсем не известна, как и предшествующих двух. Во всяком случае, что касается до государя, которому должны быть усвояемы старания об открытии митрополии: то из трёх государей, между которыми в 1337–1338 году были разделены Галиция с Волынью и вся юго-западная Русь, старания должны быть усвояемы Гедимину с его сыном Любартом, ибо третий государь, – мазовецкий княжич Болеслав Тройденович, получивший в качестве женинова наследства именно в 1337 году собственную Галицию, помышлял не о том, чтобы восстановить последней митрополии, а чтобы ввести в ней католичество. Эта третья галицкая митрополия существовала до Августа месяца 1347 года, т. е. в продолжение 10 или 10 с небольшим годов 263 . В греческих актах о закрытии митрополии сообщаются официальные сведения о пределах, которые она имела, именно – она обнимала Галицию, Волынь и юго-западную литовскую Русь. Епархии, принадлежавшие к ней, именуются: владимирская, холмская, перемышльская, луцкая и туровская 264 . В государственном отношении область митрополии, как мы сказали сейчас выше, не принадлежала какому-нибудь одному владетелю, а разделялась между тремя владетелями или слагалась из трёх частей, принадлежавших разным владетелям: Галиция сначала имела собственного государя в лице помянутого Болеслава Тройденовича, а потом сполна или не сполна досталась королю польскому. Государем Волыни был, одну часть её получивший по наследству, а другую захвативший силой, сын Гедиминов Любарт; государем третьей части Руси, входившей в состав митрополии, был великий князь литовский 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010