«Пророчествовать» на библейском языке не всегда означает «предсказывать». В данном случае, как и нередко в Библии (напр., 1Цар.10:5, 6, 10, 13 ; 1Цар.19:20 ), выражение «пророчествовать» можно понимать в смысле – прославлять Бога и Его чудные дела в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает, разумеется, особенный подъем духовных сил человека. С временным прекращением этого подъема старейшины переставали и «пророчествовать». Чис.11:26 .  Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух [они были из числа записанных, только не выходили к скинии], и они пророчествовали в стане. Двое из 70 избранных старейшин могли не явиться к скинии по случаю какой-нибудь законной нечистоты или болезни, оставаясь внутренне достойными сообщения им Духа Божия. Чис.11:31 .  И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли. Стаи птиц, несомых ветром в таком количестве, что они затмевали собою солнце, были неоднократно наблюдаемы путешественниками. Чис.11:32 .  И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана. 10 хомеров равняются приблизительно 180 четверикам. Чис.11:33 .  Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. «Язва " , т. е. какая-нибудь резко выраженная желудочная болезнь, как последствие неумеренного потребления испортившегося от лежания мяса, к тому же после продолжительной диеты. См. прим. к Чис.11:20 . Чис.11:34 .  И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава , ибо там похоронили прихотливый народ. Чис.11:35 .  От Киброт-Гаттаавы двинулся народ в Асироф, и остановился в Асирофе. Станы Киброт-Гаттаава и Асироф отыскивают на с.-в. от Синая. Вообще нужно заметить, большинство географических предположений, отождествляющих пункты еврейских остановок с известными ныне местностями, суть не более, чем предположения. Известно лишь главное направление движения еврейских полчищ. Из сборного египетского пункта Раамсеса евреи двинулись на восток, по направлению к северной оконечности Суэзского залива, где совершился известный переход «через Чермное море». По выходе из моря и вступлении на Синайский полуостров пошли на юг, по направлению к группе Синайских гор, придерживаясь западного берега полуострова. От группы Синайских гор пошли на с.-в., по направлению к северной оконечности залива Акаба. Отсюда – на север, к южным пределам Ханаана (Кадес-Варни). После известного осуждения на 40-летнее странствование – обратное возвращение в пустыни Синайского полуострова; новое прибытие в Кадес-Варни; обходное движение около юго-восточного угла земли обетованной; занятие восточного Заиорданья; расположение близ Иерихона; занятие Ханаана.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано. ( Деян.27:25 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы с вами много говорили о воле Божией и о предпочтении ее несовершенной воле человеческой. Сегодня в Апостольском чтении нам был прочитан большой отрывок из Деяний святых апостолов, повествующий о трудном путешествии апостола Павла в Рим и об уповании верного ученика Христова на Божественную волю (см. Деян.27:1-44 ). Только вера в Промысл Божий помогла ему выстоять во всех выпавших на его пути трудностях и испытаниях. Эта же вера уберегла и других людей, находящихся на корабле, отчаявшихся получить избавление. Евангелист Лука рассказывает нам об этих событиях как их непосредственный свидетель и участник. Действительно, он плыл на том корабле вместе с апостолом Павлом. Из церковной истории мы знаем, что рядом с апостолом находился еще и другой последователь апостола Павла Аристарх, как говорит Лука, Македонянин из Фессалоник. Павел и его спутники, а также другие пленники находились в распоряжении сотника Юлия, который поступал с апостолом Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием. Путешествие в Рим с самого начала выдалось непростым. Приплыли в Кипр спутники не по своей воле, а по причине противных ветров, преследовавших корабль и отклонивших его от первоначально намеченного направления. Лука подробно описывает, как в Мирах Ликийских нашли александрийский корабль, плывущий в Италию, и на нем уже, медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного ветра, подплыли к Криту, с трудом пробирались мимо него, прибыв к месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого располагался город Ласея. Это была бухта, хорошо защищенная от жестоких северо-западных ветров. Но здесь путешественники столкнулись с новой бедой — задули не менее сильные и опасные юго-западные ветры.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Различие, какое существует между нотно-линейными юго- западными ирмологами с хомовыми великорусскими певчими книгами, незначительно и располагает к благоприятным суждениям о юго-западном изложении столпового пения. В юго-западном церковном пении, по-видимому, не было резкого перехода от древнего истинноречия к хомонии и от этой последней к новому истинноречию. Хомония возникала там незаметно и не достигла своего крайнего развития, как это было в Великой России. И наоборот, в пении южно-руссов не было такого быстрого и резкого перехода от хомонии к новому истинноречию, какой был в Великой России. Упреков юго-западным певцам за употребление аненайков, хабув и ахатей мы не встречаем в памятниках XVII века. Известные нам юго-западные нотно-линейные рукописи чужды этих древних украшений, ставших впоследствии недостатками. Весьма естественно, что соприкосновение юго-западного русского пения с западно-европейским и юго-славянским в период разъединения Юго-Западной Руси от Руси Московской оградило юго-западное пение от вышеозначенных недостатков; разъединение же Великой России от прочей Европы, неприязненность ее к Западу и опасения, а с другой стороны церемониальность патриаршего служения были причинами, способствовавшими умножению и систематизированию этих недостатков. И наоборот, в Великой России, в безлинейных рукописях и нотно-линейных переводах знаменного пения второй половины XVII и XVIII в. мы уже всюду видим новое истинноречие, между тем, как во всех рассматриваемых нами юго-западных ирмологах некоторые следы раздельноречия или хомонии сохраняются не только во второй половине XVII века, но и в XVIII веке. Что касается собственно нотного изложения древних мелодий, то и оно в юго-западных ирмологах сравнительно с великороссийскими переводами имеет также некоторые преимущества. Обыкновенная квадратная нотопись, на которую перелагали у нас с крюков столповые напевы, слишком проста, элементарна и недостаточна знаками, чтобы заменить многосложное и многознаменательное безлинейное столповое знамя, обозначающее не только высоту и длительность звуков, но и мелодический состав напевов и их ритмические свойства, каковы: средние остановки в мелодии, направление и сила ударений и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Но открытая Варреном долина относится только к северо-восточному углу харама. Северо-западный же угол не отделялся какою-либо долиною от возвышенности храма; напротив, эта последняя представляла естественное продолжение хребта, идущего с северо-запада. Замечательно, что сам Варрен с северо-западным углом харама соединяет только Иродову крепость Антонию, Варис же помещает при верхней платформе харама, а Акру, вместе с Сионом, ищет в том направлении, в котором К. Шик нашел в Иерусалиме «престол заречных областеначальников» (Православный Палестинский Сборник, 1884, вып. 7-й, стр. 42 и дал.). Предположения о южной части площади и вопрос о дворце Соломона 1 . В настоящее время поверхность прилегающей почвы вдоль южной стены храмового мола, начиная от юго-западного угла до тройных ворот, имеет почти одинаковый уровень (2380 футов над морем), и только на юго-восточном углу она понижается на 22 фута. Другой вид представляла эта местность во дни Соломона. Скала горы, естественный грунт древнего времени, найдена непосредственно у основания порога тройных ворот; следовательно в этом пункте уровень местности не изменился. Но отсюда в направлении к юго-восточному углу харама подспудный уровень скалы круто понижается, на 100 футов глубины. В направлении же к юго-западному углу харама подспудная скала, начиная от тройных ворот, понижается слабее: у двойных ворот, порог которых лежит на одном уровне с порогом тройных ворот, скала найдена на глубине 30 футов под нынешним грунтом; далее понижение идет быстрее, так что, не доходя 90 футов до юго-западного угла, скала была встречена на глубине 90 футов ниже уровня порога тройных ворот. В этом именно пункте и было первоначальное русло долины Тиропеон, естественной западной границы храма, соответствовавшей Кедрскому потоку на востоке. Следуя от этого пункта далее, до юго-западного угла, Варрен, в своих раскопках, встретил уже не понижающуюся скалу, но повышающуюся на 80 футов выше; на самом юго-западном углу уровень скалы только на 60 футов ниже ее уровня у порога тройных ворот. Таким образом выходит, что мол, окружающий гору Мориа, переступает здесь свои натуральные границы и захватывает часть другого холма, не имевшего отношения к холму храма. Так как прилегающая долина Тиропеон обильна водою, то такое перенесение границы храма на противоположный склон другого холма мешало водостоку. И, действительно, раскопками обнаружено, что, при постройке юго-западного угла, был прерван вырубленный в скале водопровод и разрезана надвое древняя цистерна. Но такая часть стены, переступающая границы горы Мориа и пересекающая систему древних водопроводов, не может принадлежать древнейшему времени первого храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В частности указание Варрена на то, что нынешний юго-западный угол харама переступает первоначальное ложе долины Тиропеон и разрушает систему бывшего здесь водопровода, приведет нас к другим заключениям, если мы примем в соображение все обнаруженные раскопками подробности. Дело в том, что не весь указанный водопровод разрушается стеною юго-западного угла. Напротив, древнее главное русло водопровода, вырубленное в скале, идет почти параллельно стене харама и, дойдя до нынешнего юго-западного угла, огибает его и идет далее на юг без перерыва и не касаясь стены. Только боковая ветвь, отделяющаяся от него на восток, против южного конца арки Робинсона, повидимому, прерывается стеною харама. Мы говорим повидимому, потому что Варрен не проследил этой ветви в ее встрече с стеною харама, и только по соображению доказывает, что ветвь шла и по ту сторону стены, и разрушается стеною. Положим, что это действительно так. Но еще вопрос: стена ли здесь перерезала канал или, наоборот, канал упирался в стену, стоявшую на месте прежде проведения канала? Почему нельзя думать, что ветвь тиропеонского канала, конечно приносившая первоначально не грязь, как ныне, а чистую воду северных ключей, была нарочито подведена под юго-западный угол, может быть царем Езекиею, как думают Эберс и Гуте (Palästina im Bild und Wort, 1886, стр. 44), чтобы снабжать водою бывшую здесь на углу храмовую башню, подобно тому как такие каналы введены в область харама в других местах, на севере и западе? Это предположение получает большую вероятность от того, что ветвь канала слишком правильным перпендикуляром подходит к стене. Но так как невозможно, чтобы строители стены сообразовались с направлением канала, то, очевидно, строители этого последнего сообразовались с стеною, которая в то время должна была уже стоять на месте. Главным же образом здесь нужно обращать внимание не столько на ветвь канала, сколько на его главное русло. Мы уже сказали, что главное русло канала направляется почти параллельно нынешней стене харама в этом пункте, и только, дойдя до угла стены, обходит его. Не показывает ли это наглядно, что строители канала имели пред собою стену юго-западного угла уже готовою? Мы можем сказать гораздо более. Канал в этом пункте совершенно немыслим прежде построения юго-западного угла, потому что в противном случае он был бы проведен не здесь, на подъеме горы, а восточнее, по первоначальному руслу Тиропеона. Если же канал, очевидно принадлежащий долине Тиропеон, находили нужным строить не по течению долины, а с поднятием его на прилегающий контрфорс горы, то это может свидетельствовать только о том, что русло долины в то время было уже заграждено стеною юго-западного угла харама 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

По своему месту найденные гробницы весьма хорошо соответствуют гробницам Александра, как занимавшие вершину холма, почти со всех сторон окруженного долинами; даже от храма это место отделялось склоном долины. Таким образом понятно, почему Иосиф Флавий мог определять один из важнейших стратегических пунктов стены храма указанием на противолежащие гробницы (стена, что пред гробницами Александра). Во всяком случае пред северною стеною храма доселе не найдено другой древней гробницы, на которую можно было бы переносить имя Александра (Spiess, Das Jerusalem des Josephus, 1881:105). Южная линия харама, ее ворота и подземелья Переходим к южной части площади храма, в которой многие исследователи видели место дворца Соломонова. Особенностью отделки этой части горы храма было то, что, вместо глухой земляной насыпи, здесь, для выровнения горы, сначала были построены подземные каменные своды и уже на сводах настилалась земля в уровень с остальною частью площади. Так как понижение грунта в некоторых пунктах (на углах) здесь весьма значительно и так как подземные каменные подстройки здесь часто разрушались и дополнялись новыми, то здесь, по выражению иудейского предания, своды лежат на сводах. Нужно думать, что такие своды, держащие насыпь, были устроены по всей южной линии площади, начиная от юго-восточного угла и до юго-западного, потому что было бы весьма неудобно соединять разные способы отделки горы на одной и той же линии. Хотя до настоящего времени неизвестны такие подземные своды на юго-западном углу площади харама, но это объясняется тем, что этот угол доселе не мог быть еще предметом таких специальных расследований, как юго-восточный угол. – Подлежат рассмотрению здесь два подземелья, в настоящее время не имеющие между собою связи: подземелье под мечетью ел-Акса или иначе подземелье двойных ворот и подземелье юго-восточное или иначе подземелье тройных ворот. Подземелье ел-Акса начинается от ворот южного мола, в расстоянии 340 футов от юго-восточного угла и 570 от юго-западного и имеет вид подземного коридора 40 футов ширины, который идет, в прямом почти направлении на север, на протяжении 260 футов 242 . Коридор разделяется на два пролета, сначала, в северной части, стеною, потом четыреугольными, сложенными из камня, столбами и, наконец, на южном конце, монолитными колоннами, о которых мы уже говорили. Грунт подземелья от севера к югу постепенно понижается, приблизительно на 10 футов, не считая в том числе лестницы о 16 ступенях, ныне приводящей к подземелью с площади харама. Соответственно двум своим пролетам, подземный коридор на южном конце, в самой стене храмового мола, имел широкую двухчастную дверь или ворота, называемые в еврейском предании ворота Хульда (ворота туннеля), в арабском Bab-el-Aksa-el-Kadim (ворота древней Аксы), у европейских писателей ворота двойные.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

При развертывании Вооруженных Сил СССР по этому – основному варианту предлагается следующая группировка. Непосредственно на Западе развернуть три фронта – Северо-Западный, Западный и Юго-Западный, с границами: – между Северо-Западным и Западным по линии Полоцк, Ошмяны, Друскеники, Аленштейн – между Западным и Юго-Западным – р. Припять, Пинск, Влодава, Ивангород. Северо-Западный фронт – основные задачи: 1 . Обороняя побережье Балтийского моря, совместно с Балт. флотом, не допустить высадки морских десантов противника. 2 . Прочно прикрывать Минское и Рижско-Псковское направления и ни в коем случае не допустить вторжения немцев на нашу территорию. 3 . С целью сокращения фронта 11-й Армии и занятия ею более выгодного исходного положения для наступления, в период сосредоточения войск, во взаимодействии с 3-й Армией Западного фронта, овладеть районом Сейны, Сувалки и выйти на фронт Шиткемен, Филипово, Рачки. 4 . По сосредоточении войск, ударом в общем направлении на Инстербург, Аленштейн, совместно с Западным фронтом сковать силы немцев в Восточной Пруссии. В составе фронта иметь – 8 и 11 армии. 8 Армия – развертывается на фронте Поланген, Юрбург, в составе: – 6 стрел, дивизий –1 танковой бригады. 11 Армия – первоначальный фронт развертывания Юрбург, Друскеники, в составе: – 9 стрел, дивизий – 1 танковой бригады. В непосредственном распоряжении фронтового командования иметь: – 1 стрел. дивизию на обороне побережья в районе Либавы – 1 стрел. дивизию – в районе Митавы – Мех. корпус (из ЛВО) – за 8-й Армией – Мех. корпус (Прибово) – за 11-й Армией. Всего в составе Северо-Западного фронта иметь: – 17 стрел. дивизий – 4 танковых дивизии – 2 мотострелковых дивизии – 2 танковых бригады – 20 полков авиации. В резерве Главного Командования за Северо-Западным и Западным фронтами иметь 3 стрел. дивизии в районе Двинск, Полоцк, Минск. Западный фронт – основная задача: прочно прикрывая Минское направление, по сосредоточении войск, одновременным ударом с Северо-Западным фронтом, в общем направлении на Аленштейн, сковать немецкие силы, сосредоточивающиеся в Восточной Пруссии. С переходом армий Юго-Западного фронта в наступление, ударом левофланговой армии в общем направлении на Ивангород, способствовать Юго-Западному фронту разбить Люблинскую группировку противника и, развивая в дальнейшем операцию на Радом, обеспечивать действия Юго-Западного фронта с севера.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Направление колонизации мы узнаем из первых строк летописца, который говорит о движении славянских племен с юго-запада к северо-востоку, с берегов Дуная к берегам Днепра и далее на север и восток. Таким образом, два племени, которым принадлежит новая история Европы, славянское и германское, при разделении между собою европейской почвы, будущей исторической сцены, движутся путями противоположными: германское – от северо-востока к юго-западу, славянское, наоборот, – от юго-запада к северо-востоку. Судьба этих племен определилась означенным движением, определилась природою стран, занятых вследствие движения, прежним бытом этих стран, их прежними отношениями. Здесь прежде всего нам представляется вопрос, почему в древней истории главного славянского государства, представителя славянских государств по могуществу и самостоятельности, мы замечаем движение именно на северо-восток? Если германские племена при своем западном движении разрушили Западную Римскую империю, поселились в ее областях, основали здесь отдельные государства, то почему же славянские племена при восточном движении не разрушили Восточной Римской империи и не основали на ее развалинах новых государств? Почему вместо юго-восточного направления они приняли северо-восточное? Причин тому много. При движении своем к юго-востоку славяне должны были сталкиваться со стремительным движением азиатских племен, прорывавшихся чрез Каспийские ворота, по нынешней Южной России к западу. Известны движения гуннов, аваров и судьба народов, которые подпадали их натиску. От среднего Днепра славянским племенам нельзя было двигаться к югу и юго-востоку; оставалось только направление северо-восточное, и мы видим, что племена от среднего Днепра двигаются в этом направлении к Десне, к Оке; по и здесь даже они не безопасны от азиатцев – и здесь они принуждены были платить дань коз арам. С другой стороны, однако, мы видим славянские племена на Нижнем Дунае, видим славянское народонаселение и гораздо южнее, на Балканском полуострове; но славяне здесь не господствуют, Восточная империя держится, на что есть также свои причины: во-первых, здесь империя была еще крепка, здесь были собраны все остальные жизненные силы ее, благодаря которым она и просуществовала до половины XV века; раньше этого времени ее не могли разрушить ни готфы, ни аравитяне; славяне были ближе, но у них не было достаточных сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Глава 3 1–32. Восстановление Неемией стен Иерусалима и перечень лиц, потрудившихся над этим делом. III гл. кн. Неемии, описывающая построение т. н. второй стены Иерусалима и называющая много мест в нем, имеет чрезвычайно важное значение для изучения топографии свящ. города в период библейский. Но, к сожалению, указания рассматриваемой главы не везде определенны. Равным образом, не во всех пунктах тверды и те представления о топографии древнего Иерусалима, которые составлены на основании других свидетельств и в особенности на основании раскопок. Исследованиями Вильсона на юго-зап. холме, раскопками Уоррена вблизи площади храма, Гутэ – на Офеле, Русского Палестинского Общества на северо-зап. стороне древнего города, трудами Английского Палест. Общества и многолетними работами архитектора Шика выяснено немало спорных вопросов, связанных с местоположением Иерусалима. Но все-таки и доселе в этой области остается много проблематического. Вследствие этого, а также по причине неполноты текста III гл. Неемии и вероятной поврежденности его, топографические указания главы не всеми исследователями понимаются одинаково и некоторые отдельные пункты стены Неемии, названные в рассматриваемом месте, могут быть указаны только предположительно. Описание стены в 3 гл. начинается с Овечьих ворот, лежавших на северной стороне, недалеко от сев.-вост. угла храмовой площади. Далее отмечаются в западном направлении отдельные пункты стены (башни Меа и Хананела, ворота Рыбные, Старые), которые все находились на северной стороне. Поворачивая к юго-зап., стена, как видно из последующего описания, приближалась к старой (Соломоновой) северной стене, с которой она соприкасалась, вероятно, вблизи теперешней башни Давида, отождествляемой с упоминаемой у Неемии Печной башней. Отсюда стена шла прямо к югу до юга-зап. оконечности юго-зап. холма и направлялась по краям его. Вблизи названной оконечности были ворота Долины, а на востоке от них, на юго-вост. углу упомянутого холма – ворота Навозные. На южной стороне города, пересекая долину Тиропеон, стена подходила к юго-вост. холму, на южной оконечности которого, вероятно, были ворота Источника. С этого пункта поворачивала к северу и шла параллельно Кедронской долине. В этой (восточной) части стены, на юго-восток от храма, находились, по-видимому, Конские ворота. Достигнув сев.-вост. угла храмовой площади около угольного жилья (ст. 31), стена загибала на запад и подходила к недалеко отстоявшим от угла Овечьим воротам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4 . Еще далее на юг отодвигает место ветхозаветного храма Фергюссон (The Temples of the Jews, 1878; The Holy Sepulchre and the Temple at Jerusalem, 1865, и Dictionary of the Bible Шмита, трактаты: Jerusalem, Temple). Мы уже знаем, что Фергюссон для всего храма Ирода и его дворов назначает площадь в 600 футов длины и ширины на самом юго-западном углу нынешнего харама, полагая крайнюю северную линию храма по южной черте нынешней верхней платформы харама, со включением ворот Баб ес-Синсиле и арки Вильсона, а крайнюю восточную линию проводя от юго-восточного угла верхней платформы до тройных ворот, не включая самых ворот. Таким образом у Фергюссона два основных положения: а) безусловная верность свидетельства Иосифа, что площадь храма на каждой стороне своего четыреугольника равнялась одной стадии или 600 футам, и б) что только на юго-западном углу нынешней площади харам еш-шериф, как наиболее правильном, сохранились самые древние остатки, отвечающие тому, что указывается древними источниками о внешней ограде храма. Осматривая 600 футов стены в направлении на восток от юго-западного угла харама и находя здесь только одни древние ворота, известные под именем ворот Хульды, Фергюссон считает их единственными воротами южной стены храма Ирода; если источники говорят о двух южных воротах храма, то, по его мнению, это нужно понимать о двухчастном составе или двух пролетах одних и тех же ворот. Против этих единственных южных ворог лежали противоположные северные ворота Тади на том месте, где ныне главная южная лестница верхней платформы харама. На западной стороне харама, на протяжении 600 футов от того же юго-западного угла, Фергюссон находит для себя два главных пункта: ворота Магомета (иначе Барклея) с подземным проходом, искривленным в направлении на юг, и стену Плача евреев. Положение нынешних южных двойных ворот имеет весьма важное значение для построения плана ветхозаветного храма. Это – так называемые ворота водные, лежавшие прямо против жертвенника всесожжений. И так, на оси нынешних двойных ворот, принадлежавших внешнему двору, лежали другие ворота внутреннего двора и жертвенник.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010