Глава первая. Супурган. Значение этого имени I. Вообразите на минуту, читатель, что на высочайшей точке Арарата 1 стоит человек, одаренный сверхъестественною силою зрения. Обратившись лицом к юго-западу, этот необычайный зритель увидел бы в расстоянии 1127 верст (по воздушной дуге, изображающей поверхность земного сфероида) купол над гробом Господним в Иерусалиме. Повернувшись несколько влево, он заметил бы в расстоянии 363 верст на правом (юго-западном) берегу р. Тигра город Мосуль 2 , а на противоположном берегу два холма, на склоне северного холма лежит турецкая деревня Куюнджик, на южном холме высится мечеть «Наби Юнус» («пророк Иона»), некогда христианская сиро-халдейская церковь . Куюнджик и Наби-Юнус лежат на развалинах древнего города «Nî-nua», который мы с детства привыкли называть Ниневией, – столицы грозного ассирийского царства. Повернувшись еще левее, в направлении к югу с уклоном к западу, зритель увидел бы в расстоянии 214 верст селение Кочанис 3 , нынешнее местопребывание католикоса-патриарха сиро-халдейского. А немного еще левее, вдали на юге, в расстоянии 689 верст, на правом (западном) берегу Тигра, открылся бы ряд низеньких песчаных холмов. Это – остатки древней Селевкии, резиденции царей парфянских и персидских. В селевкийском предместье Коке во дни оны находилась «великая церковь » 4 – кафедральный собор католикосов персидских. – Наконец, еще левее, на юго-юго-востоке от Арарата, в расстоянии 5 216 верст, его проницающий взор рассмотрел бы на северном берегу реки «Назлучай» селение Супурган, имя которого после 25 марта 1898 г. сделалось известно всей образованной России. Этих подробностей достаточно 6 для того, чтобы читатель составил себе общее представление о местоположении того селения, где находится кафедра преосвященнейшего Ионы 7 , архипастыря воссоединяющихся с православной церковью сиро-халдеев. II. 21 марта 1898 года наши восточные гости, увидев, что имя «Супурган» я пишу (по-сирски) т.е. SPRGN, что, после вокализации дало бы Supurgan), заметили мне, что эта орфография неправильна 8 и что следует писать т.е. SPURGN, что, после вокализации даёт Supûrgn. Несколько раз произнесено было это имя, и мое не особенно восприимчивое ухо различало 9 с у пурга (или вернее с у пуурга с э пурга с’пурга 10 . Итак, единственно правильная 11 русская орфография этого географического имени – «Супурган» и нормальное русское произношение [т. е. произношение α) без суперфинностей в оттенках звуков и β) с одним ясным ударением] будет «Супурган».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Генеральское. Церковь Андрея Первозванного. Храм Ай-Андрий /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Андрея Первозванного Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Республика Крым, Алушта, пос. Генеральское Координаты: 44.79013, 34.471009 Проезд: Добраться сюда возможно только пешком. Для этого необходимо доехать до поселка Солнечногорское, находящегося на расстоянии около 15 км от Алушты на прибрежной трассе Алушта – Судак. Затем проехать 8 км от Солнечногорского до села Генеральское. Затем от центра села Генеральское необходимо спуститьс ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Добраться сюда возможно только пешком. Для этого необходимо доехать до поселка Солнечногорское, находящегося на расстоянии около 15 км от Алушты на прибрежной трассе Алушта – Судак. Затем проехать 8 км от Солнечногорского до села Генеральское. Затем от центра села Генеральское необходимо спуститься к речке, перейти ее по мосту и пересечь спортивную площадку. Сразу за площадкой начинается затяжной подъем по грунтовой каменистой дороге. Дорога поднимается в юго-западном направлении в сторону горного массива Димерджи. Примерно через 1,5 км пути с дороги будет ответвление влево. Пройдя через кустарник, далее необходимо пройти по лесной тропинке около 500 м. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Остатки средневекового храма, известные под названием «Ай-Андрий», находятся в южной части Горного Крыма, на юго-восточном склоне возвышенности Карлича (один из восточных отрогов горы Демерджи), в правом борту долины речки Улу-Узень (Мегапотам), у источника Ай-Андрий, примерно в 7 км от берега Черного моря, на высоте около 500 м н. у. м., в 1,6 км к юго-западу от с. Генеральское. Памятник представляет собой руины однонефной церкви с притвором, сооруженной над родником, вода которого по каптажной галерее выходит из портала под юго-восточной стеной храма. Поблизости были обнаружены остатки небольшого поселения. В исторических источниках прямые сведения о комплексе отсутствуют. Первые документированные свидетельства о комплексе появились, видимо, после присоединения Крыма к Российской империи. В частности, он упоминается в «Донесении» академика Е. Е. Кёлера и в путевых заметках академика П. И. Кеппена объект упоминается как местная достопримечательность – «греческая церковь» над источником у дороги между селами Улу-Узень (Мегапотам) и Демерджи (Фуна). Путешественники писали о его относительно хорошей сохранности.

http://sobory.ru/article/?object=52643

Мониторинг СМИ Внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской Православной Церкви с 2009 года по 2019 год 29.01.2019 12:24 В данной статье рассказывается о том, какие основные изменения и события произошли в сфере церковного управления, устроения внутренней церковной жизни и организации внешних церковных связей за десятилетний период, истекший с Поместного Собора 2009 года, избравшего на Московский Патриарший престол ныне здравствующего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определившего основные направления развития церковной жизни на последующие годы. Также будут представлены статистические сведения на начало 2019 года сравнительно с началом 2009 года. 1. Статистические сведения В пределах своей канонической территории, которая охватывает 16 стран1, Русская Православная Церковь объединяет епархии в России; Самоуправляемую с правами широкой автономии Украинскую Православную Церковь; Автономные Церкви: Китайскую и Японскую Православные Церкви; Самоуправляемые Церкви: Латвийскую Православную Церковь, Православную Церковь Молдовы, Эстонскую Православную Церковь; Белорусский экзархат; Митрополичий округ в Республике Казахстан и Среднеазиатский митрополичий округ; епархию в Литве. Украинской Православной Церкви в 1990 году была предоставлена независимость и самостоятельность в ее управлении. Помимо этого монастыри и храмы Русской Православной Церкви имеются за пределами ее канонической территории в 61 стране, будучи организованы в разные канонические образования — епархии, благочиния Патриарших приходов и другие. Некоторые из этих епархий объединены в следующие канонические образования: самоуправляемую часть Русской Православной Церкви — Русскую Зарубежную Церковь; Патриарший экзархат в Западной Европе; Патриарший экзархат в Юго-Восточной Азии. Митрополичий округ в Средней Азии, а также Патриаршие экзархаты в Западной Европе и в Юго-Восточной Азии были образованы в период после Поместного Собора 2009 года. К началу 2019 года в Русской Православной Церкви действуют 309 епархий, что на 150 больше, чем в начале 2009 года (Экзархат в Юго-Восточной Азии на данном этапе действует как одна епархия), с 382 архиереями — на 182 больше, чем в 2009 году. За эти десять лет было совершенно 228 архиерейских хиротоний.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

архим. Арсений (Завьялов) I. Местоположение монастыря и его окрестность Кашинский Димитровский мужской заштатный монастырь находится в города Кашине 1 Тверской епархии, расположен на отлогой возвышенной местности по берегу реки Кашинки, на западном её изгибе. С юго-востока река Кашинка отделяет его от главной торговой части города: северо-восточною стороною примыкает к большому оврагу и протекающему в нём Богословскому ручью; на северо-западе, по направленно ограды, линии домов городских жителей; с юго-западной стороны – огороды и улица, под названием „Конюша» от бывших тут Княжеских конюшен. Монастырь находится среди города и со всех сторон окружен многочисленными приходскими церквами. Так, за рекою Кашинкою на юго-восток, в близком от монастыря и одна от другой расстоянии пять церквей на торговой площади: Церковь Богоявления Господня, двухэтажная, одна из лучших церквей в городе. Троицкая церковь . Здесь в зимнее время происходят внебогослужебные собеседования, в которых принимают участие священники приходских церквей, по назначению благочинного. Церковь Нерукотворного Спаса двухэтажная, в древности называлась „Рождество, что на четырёх улицах“. Покровская церковь , больше известная под именем Макарьевской. Далее за торговыми рядами и земляным валом в бывшем старинном укреплении 2 две церкви: Воскресенский собор и Успенская церковь . Собор Воскресенский штатный, бесприходный, причисляется к кафедре Тверских архиепископов, которые именуются Тверскими и Кашинскими. Здание Воскресенского собора, с массивною и высокою при нём колокольнею, находится на берегу реки Кашинки среди древней крепости и, возвышаясь своею колокольнею над всеми церквами, главенствует над всем городом. В нем почивают мощи блаженной княгини Анны Кашинской 3 . Рядом с Воскресенским собором Успенская церковь , прежде бывший Успенский собор, при котором был прежде и женский монастырь. На восток от монастыря, на высокой береговой горе по направленнию к северу три церкви: Благовещенская, больше известная под именем Никольской, с отдельно поставленною столпообразною колокольнею, с малыми на ней окнами и шпицеобразным верхом: Рождественская и Преображенская, иначе называемая Ильинскою, замечательная красивою колокольнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VII. Юго-западная окраина. Потеря экзархата. Революционное движение в Риме. Каролинги. Сицилия и Калабрия Ф. И. Успенский. История Византийской империи В истории иконоборческого периода совсем отдельное место принадлежит вопросу, который нам предстоит развить в настоящей главе. Итальянские отношения при Константине V шли по тому направлению, какое им было дано иконоборческой политикой отца его Льва. В политическом смысле нигде иконоборческая система не принесла таких роковых для империи последствий, как на юго-западной окраине. Здесь греко-византийский мир стоял лицом к лицу с совершенно чуждым ему латино-германским миром, который заключал в себе более живучести, гибкости и приспособляемости к настоятельным жизненным запросам и успел воспользоваться прямолинейностью восточных императоров с таким искусством и дальновидностью, что произвел мировой переворот в истории в пользу романо-германского элемента и решил в пользу этого последнего спор о политическом и церковном преобладании. Иконоборческие эдикты, конечно, не могли сами по себе произвести те исторические последствия, которые здесь подразумеваются. Они были непосредственным поводом, давшим содержание резкой переписке и подогревшим обнаружившиеся к тому времени недоразумения между Востоком и Западом. Главная причина споров лежала в политических, религиозных и национальных требованиях, которые неизбежно должны были привести к взаимному столкновению. Император стоял на стороне старых прав империи и держался обеими руками за свои итальянские владения, которые ускользали из его рук. По смерти Льва III и двух пап, носивших имя Григорий и преследовавших одинаковую по отношению к империи политику (740—741), итальянские дела оставались в неопределенном положении, и ежечасно готовы были вспыхнуть вооруженные столкновения на границах с лангобардами.

http://sedmitza.ru/lib/text/442850/

Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Евфросиниевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1128 и 1156. Архитектор:Иоанн Адрес: Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 89 Координаты: 55.504099, 28.7808 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенская церковь, возведенная в XII веке, – единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли конца X – первой трети XIII века. Это самая древняя постройка на территории монастыря, сохранившаяся до настоящего времени. Как повествует древнее житие преподобной Евфросинии, на строительство каменного храма в честь Всемилостивого Спаса Господом был призван талантливый зодчий Иоанн. Не раз на рассвете он слышал голос, повелевавший ему: «О Иоанн, встань и иди на дело Вседержителя Спаса». Рассказав преподобной Евфросинии об откровении Божием, Иоанн получил от нее благословение на постройку Спасской церкви. Храм был воздвигнут в короткий срок – всего за тридцать недель. Как начало, так и окончание строительства церкви ознаменовалось чудом. По молитве преподобной в одну ночь был восполнен недостаток в кирпичах, необходимых для завершения постройки храма: «поутру, по устроению Божию, в печи были найдены плинфы. И в тот же день завершили строительство церкви и крест воздвигли». Точная дата возведения храма и создания его росписи неизвестна. Она определяется лишь по косвенным данным. Судя по надписи на древнем Евфросиниевском Кресте, он был положен в Спасо-Преображенской церкви в 1161 году, следовательно к тому времени храм уже был построен и освящен. Относительно времени возведения Спасского храма существуют разные мнения. По одной из наиболее распространенных версий, высказанной историком архитектуры И.М. Хозеровым, это произошло между 1143 и 1161 годами. Архитектура Спасского храма соединяет в себе несколько направлений, в которых можно увидеть влияние различных архитектурных школ. Церковь представляет собой шестистолпный трехнефный однокупольный храм, перекрытый сводами и широкими подпружными арками, имеющий нартекс и расположенные во втором этаже хоры, куда ведет узкая внутристенная лестница. По обе стороны хор находятся две тесные крестообразные келии. В одной из них (юго-западной) пребывала в молитвенном подвиге преподобная Евфросиния, в другой (северо-западной) молилась одна из родственниц святой – монахиня Евдокия (родная сестра) или монахиня Евпраксия (двоюродная сестра). Келии представляют собой крошечные придельные крестово-купольные храмы, один из которых (юго-западный) перекрыт небольшим куполом, а другой (северо-западный) – цилиндрическим сводом.

http://sobory.ru/article/?object=04904

Верхняя Теча. Церковь Иоанна Предтечи. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Иоанна Предтечи , Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1806 и 1822. Год утраты:приблизительно 1962 (взорвана) Адрес: Россия, Курганская область, Катайский район, с. Верхняя Теча Координаты: 55.910343, 62.593695 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Верхтеченское село отстоит от Екатеринбурга, в юго-восточном направлении, на 170 версте. Оно расположено на правом возвышенном берегу р. Течи. В былое время местность, занимаемая селом Верхтеченским, на огромное пространство была покрыта богатым, строевым, сосновым лесом, от которого теперь сохранились лишь жалкие остатки, в виде небольших сосновых рощиц с тощими деревьями. Возвышенная местность, там и сям попадающиеся рощицы сосновые, березовые и осиновые, река с чистою и здоровою водою делают положение с. Верхтеченского очень благоприятным в гигиеническом отношении. Почва по большей части черноземная с глинистой подпочвой. История Верхтеченского села насчитывает за собою около 250 лет. Возникновение селения Верхтеченского почти одновременно с появлением русских людей в юго-западной части теперешнего Шадринского уезда, и во всех исторических событиях, пронесшихся над Шадринским уездом в конце XVIII и в XIX столетиях, описываемое село не осталось безучастным. Второй и третий башкирские бунты, пугачевщина и, так называемый, картофельный бунт памятны для с. Верхтеченского, а последний оставил по себе весьма прискорбный след в Верхтеченском приходе. Основанием своим нынешнее Верхтеченское село обязано Далматовскому монастырю. В 1669 году Далматовский монастырь, в то время владетель огромной вотчины по рекам Исети и Течи, в целях развития своего хозяйства, основал заимку «в верховьях Течи». Отсюда получилось и название селения «Верхтеченское».

http://sobory.ru/article/?object=48023

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Титульный лист Острожской Библии. Острог, 1581 г. (НБ МГУ) 1-й полный печатный свод библейских книг на церковнослав. языке, изданный в Остроге (ныне город Ровненской обл., Украина) в 1581 г. трудами кн. Константина Константиновича Острожского и его сподвижников - ректора Острожской коллегии (см. Острожская академия ) Герасима Даниловича Смотрицкого, греков Дионисия (Ралли-Палеолога), Евстафия Нафанаила и Феофана Эммануила Мосхопула, Василия Суражского (Малюшицкого), типографа и справщика Ивана Фёдорова ; выдающийся памятник слав. книжности. Помимо библейских книг (за исключением Послания Иеремии, к-рое не было выделено в отдельную книгу, а вошло в О. Б. как 6-я гл. Книги прор. Варуха) О. Б. содержит вирши на герб кн. Острожского, помещенный на обороте титульного листа, 3 предисловия: от имени князя Острожского (на греч. и церковнослав. языках), Ивана Фёдорова и Г. Д. Смотрицкого, вирши Г. Д. Смотрицкого, адресованные «всякаго чина православному читателю», оглавление, месяцеслов, указатель евангельских чтений и послесловие Ивана Фёдорова (на греч. и церковнослав. языках). Хотя на титульном листе всех экземпляров О. Б. указан 1581 г., в научной литературе было распространено мнение о наличии 2 изданий - 1580 и 1581 гг., основанное на том, что в разных экземплярах Библии по-разному датированы послесловия: 12 июля 1580 г. и 12 авг. 1581 г. Осуществленное А. С. Зёрновой исследование неск. десятков экземпляров О. Б. позволило установить, что было одно издание - в 1581 г. Изначально печатание планировалось закончить 12 июля 1580 г., что и было указано Иваном Фёдоровым в послесловии. Когда же это оказалось неосуществимым, начали печатать листы послесловия с новой датой предполагаемого завершения работы - 12 авг. 1581 г. При комплектовании экземпляров старый лист с выходными данными был заменен новым лишь в части тиража. Издание О. Б. было «не только величайшим религиозным подвигом, в высшей степени важным для поднятия религиозного образования среди православных, особенно местных, Юго-Зап. Руси, ввиду происходившей борьбы двух вероисповеданий и народностей,- но вместе с тем величайшим научным трудом, и притом исполненным в строго греко-восточном направлении» ( Архангельский. 1888. С. 91). В сложных конфессиональных условиях в Юго-Западной Руси XVI в., в культурно-языковом «пограничье» духовной задачей ревнителей Православия было сохранение православного греко-славянского единства, закрепленного юрисдикцией К-польского патриарха в отношении Западнорусской митрополии . Необходимость защиты правосл. веры и церковнослав. языка как литургического и лит. языка правосл. славян, а также необходимость духовного просвещения и готовности к полемике определили актуальность издания выверенных библейских и богослужебных книг.

http://pravenc.ru/text/Острожская ...

Порздни. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения. Успенская и Преображенская церкви Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Ивановская обл, Лухский р-н, с. Порздни Координаты: 57.004635, 42.548773 Проезд:От Луха около 20 км, от Пучежа около 40 км. От Пучежа участок дороги от Гари до Макаровского - плохая грунтовка, сложная даже в сухую погоду. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Успенская церковь построена в 1751 г. Имеет приделы в честь святителя Николая Чудотворца и святых Зосимы и Савватия. Колокольня построена в 1763 г. Существовала ограда, сохранились ворота и часовня, входящие в ансамбль. Рядом стоящая Преображенская церковь (с колокольней и каменной оградой) построена в 1768 г. на средства князя Петра Григорьевича Вяземского. По данным, опубликованным в 1863 г. И. Беляевым, имела престолы: во славу Пресвятой Троицы, Преображения Господня, и в честь Божьей Матери, празднования её Благовещенья. Часть села Порздни в 1830-1840 гг. принадлежала Дмитрию Бутурлину, кузену А.С. Пушкина, прототипу Евгения Онегина. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображениясер. 18 - сер. 19 в.; рубеж 19-20 вв. Расположен на возвышенности в центре села, виден издалека с оживленной в прошлом торговой дороги Лух-Пучеж, проходящей вдоль южной стороны комплекса. На вытянутом в направлении восток-запад участке неправильной трапециевидной формы, в западной его половине, расположена теплая церковь Успения 1751 г. К юго-востоку от нее поставлена холодная церковь Преображения с колокольней, возведенная по заказу князя П.Г. Вяземского в 1768 г. В 1801 г. к западу от Успенского храма возведена отдельно стоящая колокольня. В 1805 г. к холодной церкви пристроены боковые приделы, а в 1820 г. расширена трапезная. Территорию комплекса окружает ограда 1849 г., состоящая из столбов, соединявшихся решеткой (утр.), с четырьмя часовнями на углах. Почти в центре протяженных сторон ограды находятся южные ворота 1849 г. и северные ворота кон. 19 - нач. 20 в. Вне ограды, к юго-востоку от комплекса расположена часовня рубежа 19-20 вв., завершающая перспективу главной торговой улицы села. Все сооружения кирпичные, побеленные.

http://sobory.ru/article/?object=06043

сост. Ю.П. Зуев Приложения Приложение 1. Мероприятия К.П. Победоносцева, направленные против евангельского движения в Петербурге и всей России Осуществление своей задачи К.П. Победоносцев начал с того, что в мае 1880 года представил Александру II «Верноподданнейшую записку» с предложениями мер пресечения «опасной» проповеднической деятельности В.А. Пашкова и его соратников в России: «Тем он [Пашков] и опасен, – писал тогда Победоносцев, – заводя с севера, из столицы, из среды высшего сословия и правительственной интеллигенции новый раскол, навстречу идущей с юго-запада штунде (баптизму), возникшей в среде крестьянского населения... И так, пока есть еще время, надлежит, кажется, без замедления принять меры к пресечению пашковских и подобных им собраний и предупредить дальнейшее распространение нового толка и нового раскола, к которому церковь и государство, доныне не раздельные в России (курсив наш. – С.С.), не могут остаться равнодушными». Он конкретно предлагал: во-первых, «запретить самочинные молитвенные собрания и самочинную проповедь г. Пашкова»; во-вторых, «удалить Пашкова хотя на некоторое время совсем из пределов России»; в третьих, «принять бдительные меры против других подобных собраний и проповедей в Петербурге и внутри России, где они обнаружатся»; в четвертых, «воспретить въезд в Россию и пребывание в ней лорду Редстоку». В 1882 году Победоносцев представил императору доклад «о распространении секты штунд» среди населения Киевской губернии, рассчитанный на определенный эффект. В докладе говорилось: «Секта штунд, распространенная на юге России, получила в последнее время совершенно новое значение социалистического характера и настолько вредно влияет на местное население Юго-Западного края, что всякое промедление в принятии против последователей ее действительных и безотлагательных мер может поколебать не только религиозные воззрения простого народа, но и поселить в среде населения недоверие и недовольство к правительству». Выстрел попал в цель. Савинский С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867–1917). СПб., 1999. С. 176–177. Приложение 2. Благодарственный адрес Его Императорскому Величеству, Государю Императору Николаю Александровичу

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010