В середине VII века положение Константинополя изменилось. Завоевания арабами восточных и юго-восточных провинций империи, их частые нападения на малоазиатские провинции, успехи арабского флота в Средиземном и Эгейском морях, с одной стороны, и основание болгарского государства на северной границе и постепенное продвижение к столице, берегам Эгейского моря и в Грецию живших на Балканском полуострове славян, с другой стороны, создавали новые условия для жизни Константинополя, который уже не чувствовал себя в прежней безопасности. Он, как известно, черпал свои силы именно из восточных провинций; но одна часть последних в середине VII века ушла из-под власти империи, другая же часть подвергалась опасности. В связи с этими новыми создавшимися условиями должен быть рассматриваем план императора Константа II покинуть Константинополь и возвратить столицу в старый Рим или во всяком случае в какой-либо итальянский центр. Хронисты объясняют отъезд императора из столицы тем, что он, убив одного из своих братьев и сделавшись вследствие этого ненавистным народу, вынужден был бежать. 604 Но это объяснение едва ли может быть принято с исторической точки зрения. Дело было в том, что император не считал себя более в безопасности в Константинополе и поэтому обратил свое внимание на Запад. Кроме того, вполне возможно, что он, сознавая грядущую угрозу Италии и Сицилии со стороны арабов из Африки, решил личным присутствием укрепить власть империи в западной части Средиземного моря и не позволить арабам распространить их завоевания за пределы Египта. Может быть, император не имел в виду окончательно покинуть Константинополь, но хотел, ввиду новых условий, лишь дать империи второй центр на Западе, как то было в IV веке, чем и надеялся положить конец дальнейшему наступлению арабов на Запад. Во всяком случае, в современной исторической литературе в последнее время это стремление Константа II на Запад, несколько непонятное на первый взгляд, объясняется не расстроенным болезненным воображением императора, а условиями создавшейся тогда политической обстановки на востоке, юге и севере.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Добре упасши стадо Христово, все сии святые Апостолы с миром предали души свои Господу и ныне, предстоя пред престолом Божиим в вечном веселии, приемлют от Бога воздаяние за многочисленные свои подвиги и труды 8260 . 8251 Коринф – древнейший, знаменитый и богатый город древней Греции – в Ахаии, на Коринфском перешейке, соединяющем Пелопоннес (Южную Грецию) с среднею Грециею, в прекрасной и плодоносной равнине на юго-восточном углу Коринфского залива между Ионическим и Эгейским морями. Начало Христианства в Коринфе положено Апостолом Павлом близ нынешнего Коринфа, называемого Куронто и имеющего лишь около 5.000 жителей. 8252 Синагоги (с греч. – собрание) – места религиозных собраний Иудеев, представлявшие собою открытые здания для совершения общественного богослужения и поучений, для решения спорных церковных вопросов, ведения судебных дел; эти здания служили также местами собраний для прений, школами для детей и библиотеками. 8253 Галлион – римский проконсул (наместник) Ахаии при императоре Клавдии, брат римского философа Сенеки. 8254 Колофон – древний город Лидии, в северо-западной части Малой Азии. В недавнее время открыты развалины этого города. 8255 Акила – еврей, родом из Понта, Прискилла – жена его; жили, занимаясь деланием палаток; в христианство обращены Ап. Павлом и были его верными учениками, много содействовавшими успехам Евангелия. Впоследствии они переселились в Коринф, оттуда в Ефес. Акила причислен к лику 70 Апостолов. 8256 Крит – большой остров Средиземного моря в восточной части его, к югу Эгейского моря. По своей обширности и плодородию назывался прежде «царицею островов» Средиземного моря. Первые начала Христианства положены были очевидцами события Сошествия Св. Духа на Апостолов, ибо при сем были и Критяне ( Деян. 2:11 ); потом Христианство было здесь утверждено и распространено Апостолом Павлом. В 15-м веке Крит перешел во владение Турок. 8257 Кесария – город Палестинский, на восточном берегу Средиземного моря. Начало Христианства здесь было положено св. Апостолом Петром с сотника Корнилия со всем домом его ( Деян. 10:1–48 ). По разрушении Иерусалима, Кесария была главным городом Палестины и местопребыванием епископа, которому подчинен был Иерусалим, пока, наконец, на IV Вселенском Халкидонском соборе (451 г) Иерусалим сделался независимою патриархией. – В настоящее время от древней Кесарии не осталось даже и развалин.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но в итоге он сбежал, оставил мир Церкви, ушел в Нормандию, там женился и стал рыцарем. Родился Бодуэн, как можно примерно судить, между 1062 и 1065 годом. То есть когда армия Нижней Лотарингии и северо-восточной Франции под руководством Готфрида Бульонского уходит в крестовый поход, этому человеку, получается, было минимум 31-32. Он был все время на второстепенных ролях, лишенный собственных последователей, лишенный вассалов, только при брате (при втором брате – Готфриде, которому помогал). Пытался – за пару лет до начала крестовых походов – претендовать на графство Верденское, но не получалось. То есть такой странный неудачник, который все время при брате, но брату оказывает очень важные услуги, это уже видно по первым столкновениям Готфрида. Бодуэн идет к городу, где родился апостол Павел Бодуэн первый раз серьезно проявил себя на Востоке, когда армия Готфрида Бульонского становится на Страстной неделе у стен Константинополя. Византийский император Алексей I Комнин требовал от крестоносцев оммажа, или присяги… Готфрид долгое время отказывается. Ромеи перерезают коммуникации. И тут не Готфрид, а именно Бодуэн поднимает войско и начинает атаку на стены Константинополя в районе Влахернского императорского дворца. Это первая попытка штурмовать Константинополь; тогда она ничем хорошим не закончится, крестоносцы будут принуждены все-таки принести оммаж, присягу верности византийскому императору. Но этот неудавшийся штурм – первая вспышка, первая яркая инициатива этого «младшего брата» на Востоке. Дальше интереснее. Армия крестоносцев продвигается через Малую Азию, уже объединенная (все четыре армии крестоносцев – лотарингская, северофранцузская, провансальская и итало-нормандская соединились на азиатском берегу Босфора, у Никеи). Они идут через Малую Азию к северу от гор Тавра. Бодуэн собирает к этому времени с дозволения своих старших братьев примерно две тысячи человек и с этими двумя тысячами проходит через Киликийские врата, через горы Тавра, на юг – в Киликию. Киликия – богатейшая приморская область Малой Азии, юго-восток современной Турции, расположенный к северо-востоку от Кипра. Эти территории принадлежали Византии буквально до 80-х годов XI века…

http://pravmir.ru/pervyie-koroli-ierusal...

После его смерти до конца XVIII века миссия продолжала добросовестно выполнять возложенные на нее обязательства. Продолжалось обращение китайцев в православие, хоть и в незначительном количестве. Впрочем, и само русское правительство при напутствии членов миссии неизменно внушало миссионерам быть осторожными при распространения веры среди китайцев. В инструкции 1770 года начальнику миссии архимандриту Николаю говорится: «Новому архимандриту предписать, чтобы он в обращении китайцев в христианскую веру поступал с осторожностью, предусматривая тамошние обстоятельства, дабы ни малой причины не подал тамошнему двору к какому-либо негодованию и неудовольствию» . Иного характера было поведение католических миссионеров, которые, например, в 1784 году, вопреки указу богдыхана, проникли в провинции и усиленно занялись пропагандой. Такое неповиновение было жестоко наказано: некоторые из католических миссионеров были повешены, другие брошены в тюрьму. Вероятно, ввиду такого рода фактов, усиливающих подозрительность и враждебность китайского правительства, в 1805 году издан был противохристианский указ, в котором говорилось, что, так как европейцы стали совращать китайцев в свою «странную и смехотворную веру», то правительство принуждено принять строгие меры против этого обольщения. Посему «кто из чиновных примет европейскую веру, будет лишен чинов и понесет казнь, рядовые и народ будут посланы в ссылку» . Этот указ был расклеен на всех воротах в Пекине, при этом воспрещено было всякое общение с европейцами. Указ, несомненно, спровоцировала деятельность иностранных миссионеров, особенно иезуитов, однако действие его распространялось и на православную миссию, которая вследствие этого должна была еще более сузить сферу своей деятельности и ограничиться чисто учеными и литературными трудами . С начала XIX века усиливаются заботы правительства о Пекинской миссии относительно выбора членов и обеспечения: содержание миссии повышено, семилетний срок службы заменен десятилетним, и миссия в большей мере стала оправдывать возлагаемые на нее надежды. Эта деятельность совпадает с назначением в 1807 году начальником ее о. Иакинфа Бичурина. Им был собран корпус драгоценных для китаеведения материалов. Он исследовал как социальные, так и культурные аспекты жизни китайцев. Им также была описана история и география Юго-Восточной Азии. Занимался отец Иакинф и переводческой деятельностью: множество вероучительных и богослужебных текстов он перевел на китайский язык .

http://bogoslov.ru/article/6193674

    27:2. Корабельщики занимали низкое социальное положение, но имели неплохие доходы. По меркам нашего времени, древние средиземноморские корабли были в основном небольшими, с водоизмещением не более 250 тонн, хотя александрийский сухогруз (27:6) был гораздо крупнее (по оценкам, 800 или более тонн). Адрамит лежал к юго-востоку от Троады.     27:3. В Сидоне, который находился примерно в 70 милях к северу от Кесарии, откуда они начали свое путешествие, была двойная гавань.     27:4. Летние ветры дули с запада или северо-запада. Таким образом, оставаясь близко к сирийскому побережью к востоку от Кипра и продвигаясь в северном направлении к южному побережью Малой Азии, они шли гораздо медленнее, чем на обратном пути через открытое море (21:1—3), хотя им и сопутствовали бризы с суши.     27:5. Миры находились в 2 милях от своей гавани. Воины и узники могли продвигаться по суше, но сотнику удалось найти другой корабль (27:6).     27:6. Римские грузовой флот занимал ведущее место в средиземноморской торговле; суда из Александрии Египетской шли на север, а затем на запад, доставляя грузы в Рим. Этот путь занимал не менее пятидесятидней, иногда более двух месяцев, хотя обратный путь из Рима в Александрию мог совершаться всего за девять-двенадцать дней. Египетские сухогрузы были около 180 футов длиной, 45 футов шириной и около 40 футов высотой; в целом грузовой флот мог перевозить ежегодно из Египта в Италию около 150 тыс. тонн египетского зерна. Это был самый крупный торговый флот, известный в Европе до начала XVIII в. Кратчайший путь из Сирии в Италию пролегал по морю и был наиболее выгодным, с точки зрения экономии времени.     27:7. Корабли, проплывавшие мимо Кни-да, держались ближе к северной части Родоса. Крит — крупнейший остров в Эгейском море. Там было несколько гаваней на севере, а северный ветер с Эгейского моря мог выбросить корабль на берег. Неблагоприятный северо-восточный ветер, отнесший их корабль к Салмону (на востоке Крита), обычно дул в конце лета. Но на южном побережье Крита было больше гаваней, и южные ветры были не такими сильными.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В глубине Испании, а также на западном побережье полуострова – на территории современных Португалии и Галисии обитали племена, стоявшие вне зоны интенсивных контактов с греческим или финикийским миром и поэтому менее цивилизованные, не продвинувшиеся, в отличие от своих южных и восточных соседей, за черту, отделяющую примитивные культуры от цивилизации. Главным занятием этих воинственных племен были скотоводство и земледелие, а также разбой. Ремесла у них еще не выделились в самостоятельный вид экономической деятельности, так что преобладало натуральное хозяйство, а товарообмен основан был на бартере. Это племена бастетанов, карпетанов, вакеев, вектонов, каллаиков в центре полуострова, лузитан – одного из самых многочисленных народов полуострова, занимавшего современную Португалию и Эстремадуру, а также кантабров, астуров и васконов, обитавших в предгорьях Пиренеев. Возможно, что не только этнические предки современых басков васконы, но и другие из названных здесь горских племен были не иберами, а аквитанцами, состоявшими в близком родстве с древним населением юго-западной Франции. Характеризуя воинские обычаи и нравы лузитан, Страбон писал, что они «искусно умеют устраивать засады, выслеживать врага, они проворны, ловки, отличаются прекрасной маневренностью в строю… Кроме… щитов, они вооружены еще кинжалом или ножом. Большинство носит льняные панцири, только у немногих кольчуги и шлемы с тремя султанами, остальные же носят шлемы из сухожилий. Пешие воины носят также поножи, каждый воин имеет несколько дротиков, у иных есть копья с медными наконечниками… Луситанцы любят жертвоприношения, они наблюдают у жертвенных животных внутренности… У них в обычае гадания по человеческим внутренностям пленников, которых они сначала закутывают в плащи, затем, когда жрец-гадатель поражает жертву во внутренности, гадают прежде всего по падению тела жертвы. У пленников они отрубают правые руки и приносят в жертву богам» (Страбон, цит. изд., с. 150–151). Столь же свирепые нравы свойственны были и горцам Иберии, которые «ведут простой образ жизни, пьют воду, спят на земле и наподобие женщин носят длинные волосы, спускающиеся густыми прядями, но в сражение они идут, обвязав волосы вокруг лба.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В отличие от предшественников, Магомет II, вступив на престол после смерти своего отца Мурада II, намеривался взять Константинополь и положить конец тому, что оставалось от бывшей Римской империи. На протяжении своей 1800-летней истории империя носила разные названия – Римская, Ромейская-Византийская, Латинская, Восточная и Греческая, и занимала не так давно большую часть Малой Азии и юго-восточной Европы, а затем постепенно сжалась из огромного царства, в крошечное государство в несколько сотен квадратных миль, раздробленное на кусочки с центром в Константинополе. Народ Византии и её культура давно перестали быть римскими, став греческими, так же, как и язык. Территория близ Салоник в нескольких десятках миль к востоку, один или два острова в Эгейском море и полоса на Пелопоннесе, последние остатки имперских владений, были завоеваны турками в начале 1450-х годов. Вот и все, что осталось от старой Римской империи. Со всех сторон Византию окружала Османская империя. Константинополь напоминал небольшое пятнышко в центре турецкой империи, противоречащее устройству мира. Население Константинополя на момент падения, вероятно, составляло около 100 тысяч человек. 23-летний Магомет II, очень умный, безжалостный, отвратительный и беспринципный, так сильно отличавшийся от своего доброго отца, весьма подходил для этой задачи. Но сначала, в духе традиций султаната, следовало устранить своего соперника – трехлетнего брата. Пока мать ребенка, сербская наложница Мурада, поздравляла нового государя с приходом к власти, один из офицеров, по приказу султана, вошёл в ее покои и утопил его младшего брата в ванне. Затем султан приказал задушить офицера, а мать выдать замуж за раба. Следующим вопросом в повестке дня стоял Константинополь. Новый султан не терял времени даром. Весной 1452 года он послал пять тысяч рабочих под охраной солдат на строительство крепости к северу от Константинополя. Они закончили её за шесть месяцев. Сообщение между Константинополем и портами северного Причерноморья теперь можно прервать в любой момент, и Константинополь начнёт голодать. Греческий император запротестовал. Магомет ответил объявлением войны.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

– Вот смотри, окаянный человек, ты уже вкусил жертвенного от наших алтарей! Святой мученик на это ответил: – Все это нисколько не бесчестит меня, мерзостный и безумный правитель. Тогда игемон приказал повесить святого на дерево и строгать его тело до внутренностей, челюсти же его вместе с подгортанием оторвать совершенно. После этого святой мученик сказал: – Безумный, разве ты не знаешь, что отец твой сатана научил тебя сделать это? Когда тело мученика было изъязвлено до костей и челюсти были оторваны, игемон приказал снова посадить его в темницу; потом, отправляясь в Тарс Киликийский 3954 , Максим повелел вести за собой и узника. Когда они прошли около двадцати поприщ 3955 , святой мученик Дула, оградив себя крестным знамением, предал Господу страдальческую душу, и его повезли уже мертвым. Когда же они были на четырнадцать поприщ от Тарса, комментарисий 3956 возвестил игемону, что Дула, укорявший бесчестно богов, уже умер и теперь везется уже мертвое тело его: что же с ним делать? Игемон приказал тело бросить в глубокий ров, чтобы оно осталось без погребения. Воины же, взяв тело святого, повергли его в реку, текущую в Зефиритскую страну. И когда тело приплыло к какому-то селению, отстоящему недалеко от города Преторнады, и лежало там на берегу, собаки тамошних пастухов почуяли тело святого и один из псов, охраняя его, не допускал ни одной птице коснуться тела мученика; другой же пес, взяв в зубы пастушескую одежду, принес ее и покрыл мощи мученика. Увидев это, пастухи рассказали обо всем в селении и городе, и тотчас же множество верных людей отправилось к мощам святого мученика и благочестно приняли их, благодаря Бога, не лишившего их столь драгоценного сокровища. Взяв благоговейно тело святого мученика, они погребли его с честию, славя Господа нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь. 3941 Киликия – в древности юго-восточная область Малой Азии, получившая, вероятно, свое название от семитического племени киликов и своим плодородием рано привлекавшая греческих поселенцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

2) Келе-Сирия и Финикия. Под Сирией обыкновенно разумеют область, которая отделяется от Малой Азии горною цепью Писидии, Исаврии и западной Киликии, от Армении и Месопотамии восточным продолжением тех же гор и Евфратом, от парфянского царства и Египта – аравийскою степью 344 . Жители этой области, читаем у Моммсена 345 , принадлежали к тому же племени, к которому принадлежали жители Иудеи и Аравии, а праотцы сирийцев и финикиян жили в более отдаленные времена в одном месте с праотцами иудеев и арабов и говорили на одном с ними языке; но между тем, как эти последние сохранили свою национальность и свой язык, сирийцы и финикияне эллинизировались значительно раньше прибытия римлян. Основой для эллинизирования явились лежащие на берегах Финикии старинные и большие торговые города. Но, несмотря на сильную эллинизацию, в ежедневном употреблении остались туземные диалекты даже в позднейшия времена Империи. Точно так же и религиозный культ свидетельствует о том, что Сирия не утратила своей национальности. Сирийцы, живущие в Берии, обращаются со своими приношениями к Зевсу-Малбаху, живущие в Апамфе – к Зевсу-Бэлу, живущие в Берите – к Юпитеру-Балмаркоду, но все это боги, с которыми в сущности, правильно заметил Моммсен 346 , имеют мало общего и Зевс и Юпитер. Несмотря на свое общее происхождение и общность религиозного культа жители Сирии в обширном смысле весьма различались как по своим диалектам и обрядам, так и историческим обстоятельствам. Точкой разветвления сирийско-арамейской народности следует считать город Дамаск. Собственно сирийское племя и сирийский язык на юг не переходили Дамаска, на восток и юго-восток от этого города жили арабы, на юг – иудеи, на запад – финикияне 347 . К национальному различию присоединилось еще историческое деление, так как южная часть страны была долгое время в подчинении у Птоломеев, а север во власти Селевкидов 348 . Этим обусловилось деление страны на Сирию и Финикию, которые хотя и составляли в римское время (до 198 г. после Р. X.) одну провинцию, но внутри жили особою жизнью. Доказательством этого является существование отдельных κοινν Συρας с Συριρχης и κοινν Φοινκης с Φοινικοχης во главе 349 . Главным городом Сирии была Антиохия, бывшая прежде столицей Селевкидов, а при римлянах сделавшаяся резиденцией наместника провинции 350 . Здесь чеканилась государственная монета для востока и преимущественно здесь же находились оружейные заводы. Что касается Финикийской Сирии, то здесь метрополем и местопребыванием κοινν был город Тир 351 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Географические и этнографические очерки к истории жизни и деятельности апостола Павла Тарс – родина апостола Павла Киликия,– юго-восточная провинция Малой Азии, принадлежала к числу тех областей империи, которые в начале христианской эпохи испытали особенно много бедствий. Война с парфянами, Арменией и войны междоусобные имели ближайшее отношение к этой провинции. Главный город этой провинции, – Тарс, также испытал много бедствий во времена Антония 1 . Но эти бедствия не могли в конец подорвать благоденствие провинции и её главного города. Несмотря на недавние бедствия, Тарс продолжал процветать по-прежнему; так выгодно было его местоположение при торговой дороге, известной под именем Киликийских ворот, при устье судоходной реки Цидна, при заливе Средиземного моря 2 . Благодаря такому местоположению, Тарс естественно сделался складочным местом сплавляемых к Средиземному морю произведений горной цепи Тавра и лежащих за нею областей 3 . О значительности в Тарсе транзитной торговли свидетельствуют между прочим тарсийские деньги: на одних из них мы видим Гермеса с кошельком в руке, на других реку Цидн в виде женщины, окруженной со всех сторон тюками товаров 4 . Провозимые чрез Тарс произведения обусловливали собою и мануфактурную деятельность в Тарсе. Так, главное занятие жителей Тарса, занятие, которому выучился в юности ап. Павел, и, которым впоследствии приобретал средства к жизни, было делание шерстяных палаток, известных под именем киликиев. Материалом для этого производства служила шерсть коз, бесчисленные стада которых паслись на предгорьях Тавра 5 . Принимая во внимание значительность приписанной к городу области, законом дарованное ему право самоуправления и громадное торговое значение его, Август освободил город от податей и даровал ему почетный титул «митрополии» 6 . С тех пор Тарс был свободным городом 7 . В силу предоставленного ему права самоуправления, в нем было три правительственных инстанции: Герузия, члены которой избирались на всю жизнь, Совет, собиравшийся дважды в год с переменным составом членов, и наконец, Демос, принимавший участие в управлении в форме экклезии – народного собрания. Монеты и письменные сообщения свидетельствуют, что все три инстанции тарсийского управления действовали довольно единодушно, расходясь иногда только по вопросу о чеканке денег, по поводу чего и здесь, как и в других малых областях, возникало не мало интриг 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010