– Доколе ты будешь упорствовать? Ужели не пожалеешь себя и не поклонишься великим богам? Ужели тебе приятнее претерпевать бесполезно сии страдания за какого-то Христа, распятого иудеями, чем быть невредимым и здоровым? Клянусь, что не выпущу тебя живым из своих рук, если еще будешь так упорствовать! Святой отвечал: – Делай, что хочешь, враг Божий и друг диавола, – ведь ты уже много раз слышал от меня, что я не поклонюсь богам твоим, но буду поклоняться только Единому Богу, – Отцу, Сыну и Святому Духу, Творцу неба и земли и всего, что в них находится. В Него я уверовал, и Он дал мне силу целый день твердо стоять пред тобою и мужественно претерпеть сии муки. Зачем тебе еще более причинять себе хлопот? Ведь ты слышал, что я не хочу повиноваться твоей воле; делай же скорее то, что ты замыслил! Возгоревшись яростью, мучитель повелел народу взять святого Ананию, вывести его из города и побить камнями. Беззаконные слуги мучителя, взявши его, повели на место казни и побили камнями, как нового Стефана 6203 . Он же громко воскликнул: – Господи Иисусе Христе! предаю в руки Твои дух мой. Так он скончался, после всех мучений, и перешел в небесные обители. народ увидев, что он уже умер, оставил его не погребенным и разошелся. В то время случайно проходили там некоторые христиане из Дамаска; они взяли святое тело Апостола Христова, с честью перенесли его в Дамаск и похоронили в отечественном его городе 6204 . 6198 Дамаск – главный, богатейший торговый город Сирии, один из древнейших во всем мире; лежит к северо-востоку от Палестины, при р. Бараде, протекающей чрез него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве Антиливана. 6199 Тарс – большой населенный город Киликии (юго-восточная провинция Малой Азии), в южной части ее, в плодоносной равнине при р. Кидне, недалеко от него впадающей в Средиземное море. И ныне это – еще довольно значительный торговый город. 6200 Среди других памятников древности, Дамаск доселе сохраняет в себе место обращения св. Апостола Павла к вере Христовой, так называемую прямую улицу, дом Иудин, где ему возвращено было зрение и преподано крещение, и дом Апостола Анании, а также – место, откуда он спущен был по стене и, таким образом, избежал своих гонителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В итоге юго-западная часть Малой Азии получилась греческая, а восточная — арамеоязычная. У историков есть свидетельства о связях Палестины и этой восточной части Малой Азии, которые датируются самыми ранними годами. Эти сведения касаются и распространения еврейских общин на этих территориях. Например, некоторые миссионерские путешествия апостола Варфоломея и Андрея связаны именно с северной и северо-восточной частью Малой Азии. По сохранившимся документам можно проследить, как апостол Андрей совершил миссионерское путешествие по черноморскому побережью: Синоп, Трабзон и вплоть до Апсилии (Абхазии). Миссионерская деятельность апостола Варфоломея также связана с Закавказьем (Албанией и Арменией), и захоронение его находится в современном городе Баку. Теперь переместимся в начало II века, когда начинается развитие христианства в центральной части Малой Азии. Епископ Антиохии Игнатий (арамеоязычный вариант его имени — Нурана), будучи арестованным, путешествовал через всю Малую Азию, затем оказался в Риме, где его казнили. Сохранившийся корпус его писем, которых от 7 до 10 единиц (в разных списках), свидетельствует о том, что в Малой Азии христианские общины смешанного еврейско-эллинского типа находились в городах, окруженных местным населением нехристианской ориентации: Филадельфия, Магнесия, Траллы, Смирна. Среди этого населения присутствуют не только обращенные евреи, но и большое количество людей из местного населения, поэтому послания Игнатия Антиохийского были написаны не на арамейском языке, что было бы нормально для Киликии, а на греческом — главном языке западной части римского мира. Когда говорят о христианизации Малой Азии, нужно иметь в виду эту перспективу: в западной части главенствует греческий язык. Кроме всего прочего, важно рассмотреть распространение в Малой Азии движения квартодециман — сторонников празднования Пасхи 14 нисана. Это сторонники сохранения еврейской, или арамейско-палестинской, традиции празднования Пасхи и противники новых типов пасхалий, римской и александрийской. Такие движения считают одним из способов разделения различных типов христианских общин. Одна община была заточена на эсхатологическую евангельскую традицию, а ее выразителем был епископ Сардский (Сардийский) Мелитон, который оставил известное произведение «О Пасхе» (греч. Peri tou Pascha). С другой стороны, у нас есть некоторые основания считать, что противниками Мелитона были сторонники философского взгляда, который отчасти отражается в сочинениях сторонников новых пасхалий.

http://bogoslov.ru/event/6026100

Это был жестокий бич для всей Малой Азии до Тавра, – и он оказывался тем грознее и страшнее, что тамошние мелкие владетели непрестанно вздорили и боролись между собою, а Галатийцы хорошо использовали эти распри при своих наемнических услугах. Они непосредственным опытом научились думать, что тут все зависит от них, как распорядителей Малоазийских судеб на всем пространстве и во всем объеме. Только Сирийский царь Антиох I-й (281–261 г.г.), будто бы именно за это прославленный титулом Сотира (спасителя), дал им серьезный отпор, к чему некоторые (W. J. Woodhouse) относят известие 2Мак. 8:20 «о бывшем в Вавилоне сражении против Галатов». Впрочем, этот успех не был решительным. Важнее по своим результатам была энергичная оппозиция Пергамских царей, из коих Аттал I-й (241–197 г.г.), прозванный тоже Сотиром, между 240 и 280 г.г. несколько раз наносил галльским пришельцам жестокие удары и в конце концов заставил их ограничиться определенной территорией (на севере Вифинией и Пафлагонией, на востоке Понтом, на юге Каппадокией и Ликаонией и на западе Фригией), где они должны были довольствоваться национально-гражданской независимостью, не тревожа других и не вмешиваясь в чужие дела 5 . Эта восточная Галлия и называлась у греков Галлией или Галлогрецией. Так внутри Малой Азии на её возвышенностях образовалась собственно Галатия из прежней Великой Фригии, Каппадокии и даже Пафлагонии. Это была полоса земли длиною с юго-запада на северо-восток более 300 верст и шириною свыше 150 верст. На востоке Галис (λυς ныне по-турецки Кизыл-Ирмак, «красная река»), величайшая водная артерия в Малой Азии, а на западе издавна судоходный (Страбон XII, 3:7) Сангарий (теперь Сакария), протекая по долинам в Черное Море, разделяли эту область почти на три равные части. Это как раз подходило к националистическим группировкам галльских иноземцев. О них сообщается (у Страбона XII, 5:1; 3:1), что – подобно Гельветам (Цезаря De В. G. I, 12) – каждое из трех галльских разветвлений (θνη) распадалось на четыре тетрархии с особым тетрархом, имевшим под собою судью и военачальника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

157 Колоссы – город в юго-западной части Фригии, при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя. В древности был большой, населенный, богатый город. В настоящее время это небольшая деревенька на одном из скатов горы Хокас, при которой сохранились еще развалины древнего города Колоссы. 159 Коринф – древнейший, знаменитый и богатый торговый город Ахали прекрасной и плодоносной равнине на юго-восточном углу Коринфского залива, между Ионическим и Эгейским морями. В настоящее время развалины древнего Коринфа находятся близ нынешнего Коринфа, называемого Куронто, который имеет около 5000 жителей. 161 Солунь, или Фесалоника, – весьма значительный, древний город Македонии, лежал в глубине большого Солунского, или Фермейского, залива при Эгейском море (Архипелаг). В настоящее время город этот, под именем Салоники, после Константинополя, первый торговый и мануфактурный город в европейской Турции, с весьма многочисленным населением. 163 Галатия – небольшая гористая, но плодородная провинция Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией. Название получила от Галатов – воинственных племен Галльского или Кельтического происхождения. 164 Виенна – ныне Виеннь – древняя римская колония и потом столица различных государств, основанных германскими племенами, расположена на левом берегу р. Роны. В настоящее время город богат остатками римских древностей. 167 Карфаген – древнейшая, знаменитая колония Финикиян на севере Африки, достигшая в древней истории высшей степени могущества и разрушенная в 146 г. до Р. X. На развалинах древнего Карфагена при первых Римских императорах возник новый Карфаген, который существовал с большим блеском в продолжение весьма долгого времени. 168 Паннония – одна из значительных придунайских областей Римской империи; ныне Паннония составляет часть Венгрии. 172 Одисса – город в Мизии, в северо-западной части Малой Азии, ныне Варна – пристань у северо-восточной покатности Балкан, на берегу Черного моря, имеет более 25 000 жителей. 174 Македония находилась к северу от Греции, между Иллирией, Фракией, Эгейским морем и Гетом или Балканом. Некоторое время она составляла независимое государство, которое особенно возвысилось и прославилось при царе Александре Великом. Во времена Апостолов Македония входила в состав Римской империи. Теперь она во власти турок.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Гора Олимп, (δρος το λμποο, λμπος), ныне у турок – Кешиг-даг, находится в Малой Азии, на северо-западной окраине ее, прилегающей к Мраморному морю, древней Пропонтиде. Составляя самый крайний отрог обширного горного хребта северо-восточной части Малой Азии, олимпийская возвышенность имеет вид продолговатый в направлении северо-западном и, пересекаемая ущельями, образует как бы группу возвышенностей, с поверхностью вообще ровной. По Олимпу и вся окрестность назывались страной Олимпа (μρος το λμπου, regio Olympena). От моря ее отделяет широкая низменная полоса, живописная и богатая растительностью. На северо-западной стороне Олимпа у его подножия находится город Брусса, древняя Прусса, Пруссиада или Плусиада. На юго-западе неподалеку от подножия Олимпа – озеро Улубад, в древности Аполлония или Аполлониево озеро, подле которого известен был и городок Аполлония или Аполлониада, Аполлониатида. На юг от Олимпа, почти на всем протяжении его подножия, протекает река, носящая ныне названия в верхнем течении Лупад, в нижнем – Могалиден или Микалица, а в древности известная под названием Рындака (Ρονδακς). Вытекая из восточного предгория Олимпа, Рындак впадает в озеро Аполлониаду, затем в Пропонтиду. Олимп в древности, как и теперь, покрыт был лесными зарослями, а с разных боков его струятся ключи вод, славившихся и целебными свойствами, каковы особенно теплые воды или термы (θερμ δατα), известные и ныне. 373 В век святых братьев большая часть Вифинии (начиная от Астакитского или Никомидийского залива), вся Мизия и некоторая часть Фригии входили в состав так называемой Опсикийской темы, подробное описание которой находится у Константина Порфирогенета. 375 Описывая границы и населения темы, Порфирогенет обозначает ее горы, реки, заливы, перечисляет десять городов ее, начиная с Никеи, как митрополии, в Вифинии, и кончая Абидосом в Мизии и Кизиком во Фригии, на границе с Мизией. По этому описанию, Олимп с течением Рындака занимает почти срединную часть темы, на границе Вифинии и Мизии и называется, впрочем, мизийским Олимпом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Начавшееся в конце III тыс. до н. э. движение арийских народов шло несколькими волнами и в нескольких направлениях 649 . Мощный натиск будущих индоевропейцев привёл к уничтожению многих городов в Малой Азии и в Греции, в результате чего возникло Хеттское царство и была уничтожена Критская цивилизация. По замечанию Мирча Элиаде, в истории сложно найти «другой пример столь масштабной лингвистической и культурной экспансии» 650 . Около 1200 г. до н. э. арии проникают на территорию современных Индии и Ирана. В свете последних археологических свидетельств теория арийского вторжения на территорию Индостана выглядит недостаточно обоснованной 651 . Главные возражения основаны на анализе древнейшего из сакральных ведических текстов – Ригведы. Описанные в Ригведе географические и климатические особенности местности, флора и фауна региона, астрономические упоминания характерны именно для северо-западной части Индии. Важным контраргументом является и отсутствие в священных текстах каких-либо упоминаний о больших миграциях и передвижениях народов. Вторая версия получила название « теория коренных ариев ». В соответствии с ней арии не были пришлым народом, а являлись одним из автохтонных, исконно проживающих на территории Индостана племён. Нетрудно догадаться, что наибольшее распространение эта гипотеза получила среди индийских исследователей. Первые жители Индии Национальная карта Индии, точно лоскутное одеяло, всегда отличалась пестротой и разнообразием. Первыми, неарийскими жителями полуострова были племена, говорящие в основном на дравидийских и аустроазиатских языках. Их потомки и поныне живут на территории Индии, Пакистана и Юго-Восточной Азии. В настоящее время большинство исследователей всё же продолжают придерживаться теории арийского вторжения. Мы не берёмся отстаивать ту или иную точку зрения или представлять собственную гипотезу, поскольку нашей задачей является не установление исторической правды, а анализ религиозных представлений Древней Индии, как они зафиксированы в ключевых религиозных текстах. Вместе с тем, учитывая тот факт, что теория арийского вторжения имеет больший авторитет в научной среде, при изложении материала мы будем опираться именно на неё.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Добре упасши стадо Христово, все сии святые Апостолы с миром предали души свои Господу и ныне, предстоя пред престолом Божиим в вечном веселии, приемлют от Бога воздаяние за многочисленные свои подвиги и труды 8260 . 8251 Коринф – древнейший, знаменитый и богатый город древней Греции – в Ахаии, на Коринфском перешейке, соединяющем Пелопоннес (Южную Грецию) с среднею Грециею, в прекрасной и плодоносной равнине на юго-восточном углу Коринфского залива между Ионическим и Эгейским морями. Начало Христианства в Коринфе положено Апостолом Павлом близ нынешнего Коринфа, называемого Куронто и имеющего лишь около 5.000 жителей. 8252 Синагоги (с греч. – собрание) – места религиозных собраний Иудеев, представлявшие собою открытые здания для совершения общественного богослужения и поучений, для решения спорных церковных вопросов, ведения судебных дел; эти здания служили также местами собраний для прений, школами для детей и библиотеками. 8253 Галлион – римский проконсул (наместник) Ахаии при императоре Клавдии, брат римского философа Сенеки. 8254 Колофон – древний город Лидии, в северо-западной части Малой Азии. В недавнее время открыты развалины этого города. 8255 Акила – еврей, родом из Понта, Прискилла – жена его; жили, занимаясь деланием палаток; в христианство обращены Ап. Павлом и были его верными учениками, много содействовавшими успехам Евангелия. Впоследствии они переселились в Коринф, оттуда в Ефес. Акила причислен к лику 70 Апостолов. 8256 Крит – большой остров Средиземного моря в восточной части его, к югу Эгейского моря. По своей обширности и плодородию назывался прежде «царицею островов» Средиземного моря. Первые начала Христианства положены были очевидцами события Сошествия Св. Духа на Апостолов, ибо при сем были и Критяне ( Деян. 2:11 ); потом Христианство было здесь утверждено и распространено Апостолом Павлом. В 15-м веке Крит перешел во владение Турок. 8257 Кесария – город Палестинский, на восточном берегу Средиземного моря. Начало Христианства здесь было положено св. Апостолом Петром с сотника Корнилия со всем домом его ( Деян. 10:1–48 ). По разрушении Иерусалима, Кесария была главным городом Палестины и местопребыванием епископа, которому подчинен был Иерусалим, пока, наконец, на IV Вселенском Халкидонском соборе (451 г) Иерусалим сделался независимою патриархией. – В настоящее время от древней Кесарии не осталось даже и развалин.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мария повторила слова Апостолов, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца. Из Рима, по преданию Церкви, святая равноапостольная Мария Магдалина прибыла в город Ефес, тогда особенно знаменитый в Малой Азии. В Ефесе, по преданию и свидетельству многих святых отцов и церковных писателей, святая равноапостольная Мария Магдалина помогала святому апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову в благовестнических трудах, оставаясь там до мирной своей кончины, и в Ефесе же она была похоронена. Из «Четьих Миней» святителя Димитрия Ростовского мы узнаем, что нетленные мощи святой равноапостольной Марии Магдалины в девятом веке при императоре Льве VI Философе были торжественно перенесены из Ефеса в Константинополь, где их поместили в храме монастыря святого Лазаря. Таково предание Православной Восточной христианской Церкви. «Но нельзя решительно утверждать, что мощи святой равноапостольной Марии Магдалины навсегда всецело остались в Константинополе, — пишет святитель Димитрий Ростовский. — Они могли быть перенесены самими верующими в другое место из опасения от победоносных нападений турок; они легко могли быть взяты и на запад в Рим, из Константинополя, когда им овладели в начале XIII века итальянцы с крестоносцами четвертого похода, так как тогда мощи святых многих юго-восточных областей были уносимы и разделяемы по разным городам западных стран Европы» . Святитель также свидетельствует, что, согласно преданию Римско-католической церкви,  мощи святой равноапостольной Марии Магдалины, за исключением ее главы, покоятся в Риме, около Латеранского дворца римских пап в главном храме святого Иоанна Латеранского, под алтарем, который папа Гонорий III, сам там похоронивший ее мощи, освятил в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. И, кроме того, открытыми мощами этой святой римско-католическая церковь почитает с 1280 года мощи, разделенные на части, во Франции в Проваже близ города Марселя. В том месте воздвигнут величественный храм во имя святой Марии Магдалины.

http://patriarchia.ru/db/text/137932.htm...

Греки, здесь – уничижительное обозначение выходцев из Эллады B.V. II. 27. 38; Н.а. XXIV. 7 Гунны (массагеты), здесь – обозначение кочевых племен разного происхождения, остатков разгромленного к VI в. гуннского союза племен В.Р. I. 3. 4; 8. 19; 9. 24; 10. 6, 15; 12. 7; 15. 3, 6; 16. 3; 21. 27, 28; 28. 22; II. 1. 14; 3. 47 4. 4 – 11; 10, 16, 23; 15. 3; 16. 5; 26, 25, 26; B.V. I. 4. 24; 11. 9, 11; 12. 8 – 10; 17. 3; 18. 3, 12 – 14, 17 – 19; 18. 33; II. 1. 5, 6, 9 – 11; 2. 3; 3. 7. 16; 13. 2; 27. 8; Н.а. II. 29; VII. 10, 14; VIII. 5, 6; XI. 5 – 9, 12; XVIII. 20, 25, 26; XXI. 26, 27; XXIII. 6, 8 Гунны-савиры см. савиры Евреи (иудеи) В.Р. I. 19. 4; B.V. II. 9. 6; 10. 13, 17, Н.а, XXVIII. 16 – 18 Египтяне, жители Египта B.V. I. 11. 14 Зихи, кавказские племена В.Р. II. 29. 15 Ивиры (иверы), здесь – восточногрузинские племена В.Р. I. 10. 1; 12. 2, 3, 10, 14; II. 28. 20 Иевусеи, народ, обитавший в древней Палестине B.V. II. 10. 17 Иллирийцы, общее название романизированного населения Иллирии В.Р. II. 21. 4; Н.а. VI. 2 Инды, жители Индии В.Р. I. 19. 2, 15, 23 – 25; 20. 12 Ионийцы, жители Ионии, юго-западного побережья Малой Азии и островов Эгейского моря B.V. I. 11. 14 Исавры, горные племена, населявшие Исаврию В.Р. I. 18. 5, 7, 38, 39; Н.а. VI. 4 Италийцы, романское населенно Италии В.Р. II. 3. 42; Н.а. V. 4 Иудеи см. евреи Кадисины, племя, обитавшее у южной части Каспийского моря В.Р. I. 14. 38, 39 Карфагеняне, жители г. Карфагена B.V. I. 20. 3, 22; 21. 12, 17; II. 1. 4; 4. 19; 10. 26, 27 Кесарийцы, жители Кесарии Палестинской Н.а. XXIX. 17 Киликийпы, жители Киликии В.Р. II. 5. 4; B.V. I. 11. 14; Н.а. XIV. 16; XVII. 2; XXIX. 29 Колхи, общее название жителей древней Колхиды, здесь – лазы В.Р. II. 8. 3; 15. 11, 15; 28. 17; 29. 4. 11, 28; B.V. I. 1. 11; Н.а. XVIII. 24 Лазы, здесь – общее название западно-грузинских племен в VI в. В.Р. I. 12. 14, 15, 17, 19; II. 15. 2 – 5. 13, 17, 24, 26, 29; 17. 2; 28. 26, 27 – 30; 29. 6, 9, 10, 21, 29; 30. 22, 28, 36, 37, 40, 42, 44, 47 Латиняне си. римляне Левафы, одно из племен маврусиев B.V. II. 21. 2 – 14, 16 – 18, 20 – 22; 22. 13, 15 – 20; 28. 47, 48; Н.а. V. 28, 34

http://azbyka.ru/otechnik/6/prilozhenija...

Трактат посвящен описанию скандинавских стран, хотя этому разделу предшествует традиционная краткая характеристика всего обитаемого мира. Соотношение, как объемов, так и содержания этих частей наглядно свидетельствует о приоритетах древнеисландских географов и о той картине мира, которая существовала в скандинавском обществе на рубеже XII-XIII вв. Составитель трактата проявляет также живой интерес к церковной истории перечисляемых стран и городов: он приводит сведения об апостолах, крестивших ту или иную страну, и особенно внимателен к местным скандинавским святым. Описание скандинавских стран основывается на местных источниках, возможно, норвежского происхождения, поскольку Норвегии здесь уделено много места. Из исландских саг, посвященных открытию и заселению Гренландии («Сага об Эйрике Рыжем», «Сага о гренландцах» и др.), почерпнуты сведения о дальних западных пределах ойкумены викингов. «Описание Земли I» дает краткую характеристику Восточной Европы, в которой приводятся названия четырех городов Руси: Киева, Новгорода, Полоцка и Смоленска. Издание текста и перевод на русский язык: Мельникова 1986. С. 72–84. [Описание Земли I] 958 Говорят, что Земля была разделена на три части со [следующими] названиями. Одна часть называется Азией, она протянулась с северо-востока на юго-запад и доходит до середины Земли. В этой части Земли, в восточной половине мира, находятся три Индиаланда 959 . В самом дальнем Индиаланде христианство проповедовал апостол Варфоломей, и там он окончил свою жизнь. В том Индиаланде, который лежит рядом, проповедовал апостол Фома, а также [и] в том [Индиаланде], который ближе сюда, и там он умер, во славу Господа. В той части мира, которая называется Азией, стоит Нинивеборг, величайший по размеру из всех городов; длиной он в три дневных перехода, а шириной – в один. В той же части мира расположен и Вавилон Древний и Великий. В нем правил Навуходоносор, а теперь [город] заброшен, так, что люди не могут там жить из-за змей и всяческих тварей. В Азии находятся Иерусалим и Антиохия, в ней апостол Петр основал свой епископский престол, и там он первым из всех людей служил мессу. Малой Азией называется земля на выступе Великой Азии, там насаждал веру апостол Иоанн, и его гробница находится в том городе, который называется Эфес. В Египталанде находятся Вавилон Новый и тот главный город, который называется Александрией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010