В Армянской католич. Церкви чинопоследование Б. соединено с литургией; после прочтения Евангелия совершается благословение и возложение венцов на жениха и невесту; преподание общей чаши бывает в доме ( Raes. P. 155, 160-163, 174). В Коптской Церкви чинопоследование церковного Б. состоит из 5 частей: обручения, благословения одежд жениха, венчания, заключительного благословения, чина 8-го дня. 1, 3 и 5-я части начинаются со службы чтений (ее порядок: благодарственная молитва, каждение, чтение Апостола, Трисвятое, молитва перед Евангелием (этот и предшествующий элемент чина в 3-й части опущены), прокимен, чтение Евангелия, ектения, Символ веры); все части (кроме 2-й) заканчиваются молитвой Господней и отпустом. Как правило, все части совершаются вместе. В начале последования жених идет в муж. часть храма, невеста - в жен. В состав службы чтений обручения входят: 1 Кор 1. 1-10, Пс 84, Ин 1. 1-17; после Символа веры следуют неск. молитв. Благословение одежд жениха состоит из неск. молитв и облачения жениха в праздничные одежды; затем жених идет к невесте, снимает с пальца кольцо и дает ей; поется гимн. Служба чтений венчания предваряется вопросами к молодым о добровольном вступлении в Б.; в службу чтений входят: Еф 5. 22 - 6. 3, 1 Петр 3. 5-7, Деян 16. 13-15, Пс 18, 127, Мф 19. 1-6; затем следуют: 3 торжественные молитвы (перемежаемые песнопениями), главопреклонная молитва, молитва над елеем, помазание новобрачных елеем (особенность копт. чина) и 2 гимна, молитва после помазания, молитва над венцами, возложение венцов с особыми молитвами, песнопения. После венчания священник знаменует жениха и невесту с молитвами, говорит им наставление (на араб.); вместо отпуста произносится благословение, и хор поет гимн. В службу чтений чина 8-го дня по свадьбе входят: 1 Тим 4. 9-15, Пс 127, Ин 1. 14-17; далее читается молитва на снятие венцов и отпуст, после к-рого венцы снимают. В Эфиопской Церкви церковный чин предваряется заключением брачного договора; в храме совершаются молитвы, благословение и передача брачных даров; 1-я часть литургии, вопросы к молодоженам о добровольности вступления в Б., благословение кольца, передача кольца; литургия продолжается до «Отче наш»; следуют velatio, Причащение молодоженов, благословение венцов и венчание, троекратное обхождение алтаря (к-рый по эфиоп. традиции находится посреди храма); в конце чина священник преподает молодым благословение.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

в) Возжение светильников (восковых свеч) и лампад с елеем пред св. иконами. Оно служит выражением горячности нашей виры и чистоты любви нашей к Богу, Свету истинному, и святым угодникам Божиим, которые сияли в мире святою жизнью, яко светила. г) Крестное знаменье, употребляемое в молитве, служит знамением открытого исповедания веры в распятого Спасителя и Господа нашего И. Христа, совершившего спасение наше Своими страданиями и крестного смертью . д) Обращенье во время молитвы лицом к востоку есть выражение стремления к древнему нашему блаженному отечеству, которого лишились чрез грех , и обращение к Востоку свыше, солнцу правды, Иисусу Христу, просветившему нас светом евангельского учения. е) Стояние, а не сидение, во время Богослуженья служит выражением нашего благоговения к живому Богу в подражание Ангелам, которые предстоят пред Ним на небеси со страхом. ж) Воздеяние рук к небу, преклоненье главы, поклоны, коленопреклонение, паденье лицом на землю суть выражения внутренних молитвенных расположений и движений нашего сердца, а именно: воздеяние рук к небу изображает возношение души нашей к Богу и искание помощи свыше; преклонение главы выражает покорность и преданность воле Божией; поклоны суть знаки смирения, повиновения и благодарности к Богу и святым Его; коленопреклонение и падение лицом на землю напоминает нам о падении чрез грех прародителей наших и служит знамением глубокого сознания нашей греховности и того величайшего смирения, что, по множеству грехов, мы недостойны и очей возвести на небо. з) Обнажение головы во время молитвы делается во изъявление благоговения пред вездесущим Богом. Имеющие отличия, покрывающие голову, как-то: скуфьи, камилавки, снимают их с головы при важнейших священнодействиях, молитвах, песнях и чтениях. § 12. Число чинопоследований общественного Богослужения и время их совершения. Понятие о суточном круге Чинопоследований общественного Богослужения девять: 1) полунощница, 2) утреня, 3) первый час (дня), 4) третий час, 5) шестой час, 6) литургия, 7) девятый час, 8) вечерня, 9) повечерие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

анализа исторической судьбы каждого из чинопоследований, было крайне мало, и как правило, он ограничивался периодом IV-V вв., к тому же требовал серьезной работы по своему упорядочиванию и рубрикации. Для восполнения существующих пробелов в исторических данных о чинопоследованиях таинств восточного обряда Катанским был проделан огромный труд по изучению творений святых отцов и писателей церкви, что, несомненно, было возможно благодаря его прекрасной филологической подготовке. Что касается новизны его лекций, то он впервые стал использовать компаративный (сравнительный) метод в литургике, проводя параллели между восточным и западными (римским, лютеранским и англиканским) богослужебными обрядами 20 . Научная деятельность Приступая к обзору богословских трудов А.Л. Катанского необходимо отметить, что по своему содержанию они достаточно разнообразны, и в целом их можно разделить на несколько групп: 1) труды, касающиеся догматической проблематики; 2) сочинения по церковной археологии и литургике; 3) церковно-исторические работы; 4) церковная публицистика (статьи, посвященные церковной и общественной жизни). Прежде всего, в данной статье нас интересует вторая группа исследований, посвященных проблемам церковной археологии и литургики. Хотя Александр Львович и посвятил практически всю свою жизнь догматическому богословию, свои первые научные изыскания он совершал именно в области исторической литургики. Результатами его раннего богословского творчества явились работы «Очерк истории литургии нашей Православной Церкви», а также «Очерк древних национальных литургий Запада», написанные в 1868–1870 гг. Перу Катанского также принадлежат более поздние литургические сочинения – «К истории литургической стороны таинства брака» (1880), «Очерк истории обрядовой стороны таинства елеосвящения» (1880). Важной заслугой автора является то, что в отличие от своих предшественников, в указанных нами двух последних работах он пытается предложить научное решение вопросов, связанных с историей возникновения и развития богослужебных чинов вышеуказанных таинств, вместо механического перечисления отрывочных исторических свидетельств о различных элементах обряда. При этом сам автор подчеркивает, что им впервые делается попытка исследования обрядовой стороны таинств от первых, сохранившихся о них исторических свидетельств, до закрепления их чинопоследований в современном ему требнике 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛМАЗОВ Александр Иванович (15.08.1859, с. Замартынье Лебедянского у. Тамбовской губ.- 15.03. 1920, Москва), литургист, канонист, историк Церкви. Род. в семье диакона. Учился в Лебедянском приходском уч-ще (1867-1868), в Липецком ДУ (1868-1874) и Тамбовской ДС (1874-1880). После окончания КазДА в 1884 г. со степенью канд. богословия был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре литургики на 1884/85 учебный год, в течение к-рого работал в Москве и С.-Петербурге, изучая памятники литургической письменности. 19 мая 1885 г. защитил магистерскую дис. «История чинопоследований крещения и миропомазания», за к-рую в 1886 г. был удостоен митр. Макария (Булгакова) премии . В диссертации А. исследовал святоотеческие свидетельства о богословии и чинах таинств Крещения и Миропомазания и сопровождающих их чинопоследований, проанализировал историю литургических формуляров таинств по неск. рукописям XI-XVII вв. В 1885-1886 гг. А. преподавал литургику и гомилетику в Симбирской ДС. В сент. 1886 г. переведен в КазДА помощником инспектора. С 1887 г. экстраординарный, затем ординарный профессор Новороссийского ун-та по кафедре канонического права, декан фак-та. После защиты дис. «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории» с 1896 г. д-р церковного права. В 1906-1907 гг. член Предсоборного Присутствия . В 1910-1912 гг. проректор Новороссийского ун-та, в 1912-1920 гг. профессор церковного права Московского ун-та, с 29 нояб. 1913 г. одновременно преподавал в МДА. Наиболее объемным трудом А. является докт. дис. «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви». В этом уникальном по охвату и тщательности разработки материала сочинении автор на основе изученных им 189 греч., 12 южнослав. и 427 рус. рукописей, а также многочисленных печатных изданий исследует историю чинопоследования исповеди в правосл. Церкви в X-XIX вв. с экскурсами в более ранние эпохи вплоть до апостольской. Важнейшими и далеко обогнавшими его время особенностями исследовательского метода А. следует считать пристальное внимание к «внутренней структуре исповедных чинов», вычленение функционально различных частей исповедного чина: 1) литургических элементов, к-рыми являются псалмы, апостольские и евангельские чтения; 2) предысповедных и поисповедных молитв, исповедных поучений, вопросо-ответных статей; 3) т. н. поновлений - систематических перечислений кающимися своих грехов и др.; а также особенно тщательный анализ их функций в различных редакциях чина. Открытием А. явилось доказательство того факта, что рус. редакции чина исповеди, хотя в них широко используются тексты греч. и южнослав. происхождения, в целом представляют собой плод самостоятельной пастырской деятельности рус. духовников. В 3-м томе исследования опубликованы многочисленные греч. и слав. исповедные чины.

http://pravenc.ru/text/114902.html

Сота. 49b). Она состоит из стихов Ис 6. 3; Иез 3. 12; 15. 18, цитат из Таргума Онкелоса на Ис 6. 3; стихов Ис 59. 20-21; Пс 21. 4, благословения и заключительных стихов (Пс 29. 13, иногда также Пс 18. 15) ( Liebreich. 1948; см. также: Flusser. 1963). Службы К IV в. Шма и Амида соединяются в единое чинопоследование (Вавилонский Талмуд. Берахот. 4b; Иерусалимский Талмуд. Берахот. 1. 1 (2d)) и образуют структурную основу синагогальных служб. Если ранняя традиция привязывала чтение этих молитв к движению солнца, то постепенно раввины согласуют время их совершения с часами принесения жертв в Иерусалимском храме (Иерусалимский Талмуд. Берахот. 4. 1 (7b)). Такое переосмысление было связано с тем, что, по учению раввинов, молитва может заменить жертву, если она прочитана в то же самое время (Вавилонский Талмуд. Берахот. 26b). Более того, молитва стала считаться выше жертвоприношений животных (Вавилонский Талмуд. Берахот. 32a). К числу основных синагогальных служб относятся: Шахарит (заря) - утренняя служба, Минха (приношение) - послеполуденная, Арвит (совр. название - Маарив) - вечерняя, а также Мусаф - дополнительная и Неила - предвечерняя. I. Шахарит. Чинопоследование утренней службы, зафиксированное в литургических книгах включает: 1) утренние благословения; 2) Песукей де-зимра (букв.- «стихи песней»), к-рые меняются в субботы и праздники; 3) чтение Шма и сопутствующих благословений; 4) Амиду и священническое благословение; 5) Таханун (в определенные дни); 6) чтение Торы; 7) «Ашрей», Пс 20 и избранные стихи из Свящ. Писания; 8) Алейну ле-шаббеах. В праздники к основному последованию прибавляется Халлель. В разных традициях для утренней службы существует особый набор гимнографии (пиютов). Утренние благословения (Биркот ха-Шахар) изначально относились к личной молитвенной практике. Их набор и последовательность до сих пор различаются в разных традициях. Основными являются благословения, связанные с утренним омовением, благословение на изучение Торы (Биркат ха-Тора) (варианты см.: Вавилонский Талмуд.

http://pravenc.ru/text/1237769.html

Рукоположение во священника. Миниатюра из Евангелия. 1287 г. (Матен. 197. Л. 341 об.) Рукоположение во священника. Миниатюра из Евангелия. 1287 г. (Матен. 197. Л. 341 об.) В совр. арм. Маштоце существуют чины поставления чтеца , диакона, священника, епископа, католикоса. По рукописям известно, что в древности также была степень иподиакона ( Conybeare. P. 228-229); под влиянием рим. обряда степень чтеца могла разделяться на степени привратника, чтеца, экзорциста и аколуфа ( Малахия Орманиан. С. 106, 146); известно существование в древности степени хорепископа . Католикос считается высшим иерархическим саном священнослужителей (только католикос может возглавлять епископскую хиротонию и чин освящения мира); простые епископы могут различаться титулами (епископ, архиепископ или митрополит, экзарх или патриарх - Там же. С. 117-120). Епископская хиротония. Отречение рукоположенных от мира Епископская хиротония. Отречение рукоположенных от мира Древние чинопоследования хиротесий чтеца и иподиакона состояли из псалма, возложения руки на поставляемого и молитвы; хиротоний диакона и священника - из псалма, объявления народу о имеющем совершиться рукоположении, возложения рук, возглашения формулы «Божественная и небесная благодать...» (ср. с аналогичной визант. формулой), молитвы, диаконских прошений и еще одной молитвы (рукоположение священника могло содержать неск. дополнительных молитв и чтений - Conybeare. P. 229-242) - этот порядок ничем не отличается от визант. Со временем арм. чинопоследования рукоположений испытали на себе влияние рим.- в чины хиротоний священника, епископа и поставления католикоса было внесено помазание ставленника св. миром и проч. ( Gugerotti. P. 60-63). Право поставления чтецов, рукоположения диаконов, священников принадлежит епископу; епископа - католикосу в сослужении 2 епископов; возведения католикоса - 12 епископам. Рукоположение в священные степени совершается за литургией. Покрой и набор священных облачений клириков ААЦ частично заимствован из вост. обрядов, частично - из рим. (описание облачений см.: Малахия Орманиан. С. 146-152; Raes. P. 228-247).

http://pravenc.ru/text/76130.html

145–240); 3-й главы, посвященной истории чинопоследований таинств; десяти приложений, содержащих публикации текста ряда богослужебных последований. Главной задачей своего исследования А.А. Дмитриевский поставил «исчерпать, по мере возможности, все особенности богослужебных чинов и объяснить их историческое происхождение» 190 . Положения диссертации сводятся к следующим позициям: 1) богослужение Русской Церкви в XVI в. основывается на богослужении предшествующего времени; 2) это время характеризуется окончательным утверждением Иерусалимского устава и появлением монастырских обиходников, хотя и основывающихся на нем, но отражающих местные особенности 191 ; 3) греческий Евхологий на русской почве разделился на 2 самостоятельные богослужебные книги – Служебник и Требник, которые часто содержали в себе несколько списков и редакций одного и того же чина 192 ; 4) в это время появляется несколько новых чинопоследований: чины возведения в митрополита и патриарха, пещного действа, хождения на осляти, Страшного Суда, вселенской панихиды. Диссертационная работа А.А. Дмитриевского была высоко оценена его научным руководителем Н.Ф. Красносельцевым и имела важное значение для самого ученого, явившись некой «программой» для его дальнейших изысканий. Уже в ранний период своей научной деятельности А.А. Дмитриевский пришел к мысли, что в его время еще рано создавать обобщающие курсы и монографии по истории богослужения, а следует заниматься, прежде всего, выявлением и публикацией литургических памятников и лишь затем на основании этих источников приступать к выяснению общей картины развития православного богослужения. Выполнению этой задачи служили заграничные командировки Дмитриевского. Итогом этих поездок стало «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» (до революции автор успел опубликовать три тома) 193 . Этот труд выходит далеко за рамки обычного описания рукописей и, по сути, представляет собой публикацию многих важных грекоязычных литургических памятников X–XIX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

4 . Учитывая, что все молитвы весьма древние по технике перевода и не содержат лексических преславизмов, мы думаем, что они были переведены с греческого в древнеболгарский период и появились в славянском богослужении в эпоху первых переводов, в конце ΙΧ в. § 5. Реконструкция древнеболгарских последований ЛИЗ и ЛВВ, лежащих в основе древнерусской редакции Мы проанализировали две древнейшие части литургии – анафору и основной состав последования (литургию Оглашенных и литургию Верных). Формирование этих частей окончательно сложилось в византийском богослужении к началу XI в. Данные части литургии переводились в старославянский период и, по-видимому, отразили вариативность греческих последований этого времени. Сохранившиеся славянские служебники по времени своего написания гораздо моложе своих греческих оригиналов, как минимум на 300 лет, и, конечно, реконструкция древнеболгарских типов последования литургии на их основании рискует быть ошибочной и натянутой. Тем не менее, на наш взгляд, можно уловить некоторые закономерности и тенденции в развитии ЛИЗ и ЛВВ на Руси, на основании которых такая реконструкция может быть сделана. Реконструкцию мы будем проводить, опираясь три основных параметра: 1) на данные греческих евхологиев VIII–XI вв., в которых ЛИЗ представлена в двух редакциях (по А. Жакобу); ЛВВ в этот период существенно не меняется; 2) на место конкретной молитвы в составе славянского последования, которое характеризуется по двум основным признакам: исконно/неисконное; устойчивое/неустойчивое; 3) на технику перевода молитвы и возможность соотнести ее на этом основании с восточноболгарской и западноболгарской книжной школой. Попробуем представить основной состав последования ЛИЗ и ЛВВ и попытаемся реконструировать архетипы литургий древнеболгарской эпохи, то есть конца IX–X в. Итак, мы предполагаем, что славянские ЛИЗ и ЛВВ в эпоху Первого Болгарского царства имели несколько типов чинопоследования. Как мы упоминали выше, южноитальянские греческие евхологии весьма разнообразны по составу и они не представляют собой строгого единства. Поэтому в старославянский период могло быть переведено несколько разных греческих последований. Опираясь на греческие евхологии этого времени, мы предполагаем, что в западном регионе Первого Болгарского царства литургии могли иметь самые разнообразные формы, а восточноболгарский тип, сформировавшийся в Преславе при царе Симеоне, был более однообразен, потому что опирался на константинопольские оригиналы, отличающиеся большей стабильностью и единообразием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Инна Сапега, Москва 16 февраля 2008г. 14:39 В своей статье автор противопоставляет два направления Литургического преобразования:1) изменение закостенелой богослужебной практики, и 2) достижение более полного и глубокого понимания значения и роли Литургии в жизни Церкви. Тогда как, на мой взгляд, эти два направления дополняют друг друга. И даже более того, только их гармоничное сочетание может привести к успешному результату и оздоровлению современной Литургической культуры. Так, как справедливо отмечает автор, преобразование богослужебных традиций без соответствующего уровня благочестия и подлинного понимания значения церковных Таинств грозит протестантским упрощением и церковной секуляризацией, в то же время, хочется отметить, что и полное осмысление Таинств как общего дела и благодарения всей Церкви среди прихожан невозможно без достижения определенной простоты и ясности богослужения. Новак, 23 марта 2008г. 02:04 Брат Миладин хотел стат обективним, но он на конце стал слишком конзервативним. Реформа в ниньейшей Литургии била би на ползу Православной Церквы. По чему ми и севодне читаем молитву Третяго Часа? Ето добавка из 15 столетия. И по чему не надо читат на слух Канон Евхаристии, когда это была практика в Древной Церквы? Но, это толко некие вопроси. Воопще, по чему ми открито не начнем научний диялог по вопросе реформ Литургии? Професор Бурега прав. Потом можно быт слишко поздно. Надо учится из истории. Орлов Юрий, Рыбинск 15 июля 2008г. 23:35 На мой взгляд автор статьи довольно четко видит назревшую не только в Сербской, но и в Русской Церкви проблему. Но причина её не только в " косности " уставных форм богослужения, но в большей степени в упадке литургического благочестия. Как показывает исторический опыт, попытки огульной реформы обрядовой стороны Литургии не привели к ожидаемому результату (стоит сослаться лишь на опыт русских обновленцев). Первым шагом в изменении существующего порядка вещей должна быть работа пастырская: работа в отдельных общинах с отдельными христианами. О какой реформе можно говорить, когда доволно большой процент верующих, несмотря на длительное пребывание в звании христианина, не знает основ своей веры, не говоря уже о смысле и истории богослужения. И, кроме того, устранение недостатков в чине Литургии требует длительной подготовки, как богословской,так и исторической. Не стоит забывать и о вопросе церковной дисциплины: священники, самовольно опускающие некоторые " лишние части " чинопоследования, согрешают против кафолической Церкви, так как повиноваться епископу как Иисусу Христу заповедал еще Игнатий Богоносец. Увы, но как бы не хотелось отделным богословам, да и просто интересующимся данным вопросом христианам, литургическая реформа в православной церкви остаётся делом будущего. Лучше уж подождать, чем совершить непоправимую ошибку, т.к. основная масса верующих ещё не готова к её восприятию.

http://bogoslov.ru/article/277683

Такое значение в Апостольских Постановлениях имеет только θυσιαστριον – алтарный престол, на котором приносится жертва. 2) Из священных предметов упоминаются: рипида изтонких кожиц, или павлиньих перьев, или из тонкого полотна, 232 (чашиκπελλα и ποτριον), полное облачение дьякона и блестящие или белые одежды епископа, без точного наименования их, 233 и умывальник. 3) Чинопоследование литургии. Евхаристия, хотя и помещена рядом с литургией оглашенных, но излагается как совершенно особый чин, под отдельною рубрикою, с отдельным началом и от другого лица (ап. Иакова). 234 Само чинопоследование состоит из следующих актов: Литургия оглашенных. Приветственное лобзание новопоставленного епископа другими. 235 Чтение св. Писания и поучение. Ектеньи и молитвы об оглашенных, одержимых бесами, просвещаемых, кающихся и отпуст их. 236 Литургия верных. Начало в Апост. Постановлениях излагается в трех редакциях. Древнейшая и кратчайшая излагается во второй книге, 237 – она состоит из следующих частей: удаление оглашенных и водворение порядка среди верных, молчаливая молитва верных на восток, принесение даров верующими, уготовление из них дьяконом евхаристийного вещества и принесение оного к алтарю, лобзание мира, общая ектенья и благословение народа епископом. Вторичная 238 – это διταξις ακβου, который прибавляет: переоблачение епископа в светлые (белые) одежды и осенение им своего лица крестным знамением пред началом возношения. Позднейшую редакцию и более сложную представляет литургийный чин Апостольских Постановлений, изложенный от лица всех Апостолов. 239 Сравнительно с другими двумя, он имеет лишнее: лобзание новопоставленного епископа прочими и преподание им мира народу, общая ектенья дьякона, в которой есть прошения, сходные с позднейшими молитвами предложения и проскомидии: о приносящих жертвы и начатки Господу Богупомолимся, яко да всеблагий Бог воздаст им пренебесными своими дарами и дарует им в настоящем в сто крат и в будущем жизнь вечную, и дает им за земная – пренебесная, – и молитва епископа о верных пред началом евхаристии, как предуготовительная и переходная к этой части от литургии оглашенных, – наконец умовение рук священнослужителями в знак духовной чистоты. Эту последнюю редакцию мы можем рассматривать уже как переходную ступень к окончательной редакции литургийного чина в сирско-греческом тексте литургии Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010