Некоторые из западных историков, например, Джон Куртис, собрав большой фактический материал, оказались неспособными объяснить причины советских гонений на верующих. Принадлежа к поколению американской левой интеллигенции 1930-х гг., позитивно оценивавшей «сталинские достижения», Д. Куртис обвинял в этих гонениях их жертв. А французский историк К. Грюнвальд вообще писал, что репрессии священнослужителей были оправданы, так как вызывались не их религиозными убеждениями, а активной антисоветской деятельностью. 15 Д. Поспеловский так (в основном справедливо) писал в 1995 г. о своих зарубежных предшественниках: «...не будучи православными, а, часто плохо зная историю России и историю Русской Православной Церкви дореволюционного периода, они нередко совершали ошибки в суждениях и сравнениях, проявляли неспособность понять органические церковные процессы, внутреннюю (мистическую) жизнь Церкви». 16 Следует отметить и ограниченность источниковой базы работ западных историков. изменение сталинской религиозной Политики в середине 1940-х гг. Сталинская политика в отношении Русской Православной Церкви (как и других конфессий в СССР) делится на два основных этапа: конец 1920-х – 1930-е и 1941–1953 гг. В первый период Церковь подвергалась жесточайшим гонениям, фактически ставилась задача ее полного уничтожения. Всего к 1941 г. за веру было репрессировано около 500 тыс. человек (в том числе не менее 140 тыс. священнослужителей). Из них 200 тыс. было арестовано в 1937 г. (100 тыс. расстреляно). 17 К осени 1938 г. антирелигиозная политика государственных органов достигла пика своего развития. 7 октября Президиум Верховного Совета РСФСР постановил отменить положение о Центральной и местных комиссиях по рассмотрению религиозных вопросов. Это означало уничтожение самой возможности контакта Церкви и государства. К тому времени в среде партийного и советского актива получило широкое распространение мнение о необходимости полной ликвидации законодательства о культах. С таким предложением к председателю Совета Народных Комиссаров Иосифу Сталину обращался, в частности секретарь ЦК ВКП(б) Георгий Маленков. Выдвигалось и требование «покончить в том виде, как они сложились, с органами управления церковников, с церковной иерархией». 18 С 1938 г. единственной организационной структурой, занимавшейся религиозной политикой, оставался специальный церковный отдел в НКВД. К лету 1941 г. в СССР, не считая присоединенных в 19391940 гг. новых территорий (Прибалтики, части Польши и Румынии), по подсчетам автора статьи оставалось всего 350 действующих храмов 19 и 4 правящих архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православная Церковь всегда придавала исключительное значение богослужению как молитвенному воплощению вероучительных истин. Lex orandi lex est credendi («Закон молитвы есть закон веры») – на этом основополагающем принципе построена жизнь Православия. Православная Церковь стремится сохранить в неприкосновенности тот богослужебный чин, который сложился в Византии к XII веку, что связано с неизменяемостью и стабильностью православной догматики. Это не значит, что никаких изменений в богослужении не происходит: создаются, например, службы новопрославленным святым, но они органически вплетаются в ту литургическую ткань, которая остается неизменной с византийской эпохи. Богослужение является ежедневной духовной школой. По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова) , христианин, регулярно посещающий церковь и внимательно вслушивающийся в чтение и пение, может научиться всему «необходимому на поприще веры». 226 Богослужение, кроме того, является школой молитвы: оно захватывает ум и сердце человека и погружает их в ту глубину, где происходит встреча с Богом. Каждая церковная служба, каждое молитвенное слово может стать для нас встречей и соприкосновением с Живым Богом, если мы молимся внимательно и сосредоточенно, если молитва церкви становится нашей личной молитвой. Нередко, однако, слова богослужения проходят мимо нас и мы присутствуем в храме только телом, а ум блуждает на стороне – в этом случае никакой встречи не происходит и мы лишаемся того плода, который приносит участие в церковной службе. Богослужебный язык В Русской Православной Церкви люди сталкиваются с одной специфической проблемой, которой не существует во многих других Церквах, – проблемой малопонятности церковнославянского языка, употребляемого в богослужении. Давно раздаются голоса, призывающие отказаться от церковнославянского языка и перейти на современный язык: об этом, в частности, говорили многие архиереи в период подготовки к Поместному Собору 1917–1918 годов, а также обновленцы в 1920–1930 годах. Предпринимаются попытки осуществить такую реформу на практике, но все они оказываются неудачными: византийское богослужение «не звучит» на современном русском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Происхождение самарян как этнорелигиозной группы интересовало еще античных авторов. Вера самарян близка к иудаизму, причем у обоих религий есть общие книги Священного Писания. Однако самарян и иудеев разделяла вековая вражда, что отражено, в частности, в нескольких отрывках Нового Завета. Самаряне называюи себя потомками " северных колен " Израиля, однако иудейские авторы считают их потомками язычников, имеющими, в лушем случае, лишь небольшую часть еврейского наследия. Многие современные исследователи отвергают обе точки зрения и стараются понять подлинный характер происхождения самарян и их исторической связи с еврейским народом. Данная книга посвящена обзору существующих в сегодняшней науке точек зрения на этот вопрос. 28 ноября 2019 Исторический факультет МГУ приглашает на очередную встречу в лектории «Хронограф», которая состоится 30 ноября в 14:00 в Шуваловском корпусе МГУ. 26 ноября 2019 Историк Ирина Варьяш о сосуществовании христианской и исламской цивилизаций, Реконкисте и падении Гранадского эмирата Настоящая книга представляет собой четвертый том монументального труда великого русского филолога Ф.Ф.Зелинского " История античных религий " . Если два первых тома были известны русскому читателю по изданиям начала XX века и переизданиям в постсоветский период, то третий и четвертый тома впервые переведены нами с польского языка, на котором были написаны остальные тома, создававшиеся ученым в 1920-1940-х годах в Польше и Германии.Для широкого круга читателей, интересующихся историей религий. События 30 сентября 2019 6 сентября 2018 XIV Казанский международный фестиваль мусульманского кино, на который поступили рекордные почти 970 заявок из 56 стран, открывается в столице Татарстана во вторник. 29 августа 2018 Уголовная статья за измену родине сейчас применяется довольно часто. Самый известный случай в послесталинском СССР — «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа», члены которого в 1967 году получили до 20 лет лагерей 24 августа 2018 Журнал " Государство. Религия. Церковь. " 2018 год.

http://bogoslov.ru/topic/25309

Делегация монашествующих Коптской Церкви посетила православные святыни Москвы 26.08.2021 18:36:41 МОСКВА 24-26 августа 2021 года делегация игуменов и насельников монастырей Коптской Церкви, находящаяся в эти дни в России по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посетила храмы и монастыри Москвы. Программа началась с посещения Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Делегация была радушно принята наместником обители — управляющим делами Московской Патриархии, первым викарием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по городу Москве митрополитом Воскресенским Дионисием. Владыка лично провел для гостей из Египта экскурсию по территории монастыря, рассказал о ее исторических достопримечательностях, в том числе усыпальнице бояр Романовых. Паломники поклонились главным святыням обители — чудотворному образу Божией Матери «Всецарица», иконе Спаса Нерукотворного и образу Пресвятой Богородицы «Одигитрия», а также молитвенно почтили память погребенных в обители его бывшего наместника архиепископа Алексия (Фролова), известных насельников и принявших здесь в 1920-1930-х годах мученическую кончину жертв безбожных гонений. В честь прибытия делегации митрополитом Дионисием был дан прием. Архипастырь приветствовал гостей от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви. «Мы очень рады принимать в России наших братьев-христиан из Египта — благословенной земли, родившей великих основателей монашества. Наследие отцов Египетского патерика имеет особое значение для нашей духовной традиции. Коптская Церковь, как и Церковь Русская — это также Церковь мучеников и исповедников христианской веры, в том числе пострадавших в XX и в XXI веках. Пролитая мучениками кровь — сила нашего евангельского свидетельства сегодня», — сказал, в частности, митрополит Дионисий. Глава египетской делегации епископ Аль-Мухарракский Вукол тепло поблагодарил владыку Дионисия за оказанный прием и просил передать приветствия и благопожелания Предстоятеля Коптской Церкви Святейшего Патриарха Тавадроса II Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. «Его Святейшество Патриарх Тавадрос II уделяет значительное внимание развитию отношений с христианскими Церквами во всем мире. Однако наибольшее значение для нас сегодня имеет диалог с великой Русской Православной Церковью — хранительницей веры и духовности Святой Руси. Русская духовная традиция очень близка нашей, коптской, и эту близость мы чувствуем всегда, она превосходит разделяющие нас границы», — отметил епископ Вукол.

http://radonezh.ru/2021/08/26/delegaciya...

Фото: Олег Варов/Патриархия.Ru 15/28 декабря Церковь вспоминает новомученика и исповедника XX века священномученика Илариона (Троицкого). Святого, который был истинным ревнителем возобновления патриаршества в России и верным помощником Святейшего Патриарха Тихона. В 20-е годы прошлого века святитель был настоятелем Сретенского монастыря. И сегодня священномученик почитается как небесный покровитель обители. В день его памяти предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий тропаря. «Воине Христов Иларионе, славо и похвало Церкве Русския, пред гибнущим миром Христа исповедал еси, кровьми твоими Церковь утвердися, разум Божественный стяжал еси, людем верным возглашаше: без Церкви несть спасения» . Русский перевод: «Воин Христов Иларион, ты – слава и похвала Русской Церкви, в погибающем во грехе мире Христа открыто исповедал, кровью твоею Церковь утвердилась, разум Божественный ты стяжал, возглашая людям: без Церкви нет спасения». Воин Христов Тема воинства часто прослеживается в богослужебных текстах. Впервые ее освещает апостол Павел, обращаясь к апостолу Тимофею: «Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2: 3). В греческом тексте здесь употребляется глагол κακοπθησον, который обозначает несение болезненных трудов, соединенных с начатым делом, и всех встречающихся при этом неприятностей и терпение . Именно таковым было служение «воина Христова» Илариона. Святитель с 1923 года постоянно пребывал в заключении. Узники, находящиеся рядом с ним, удивлялись его мужественности и служению. Один из очевидцев лагерной жизни священномученика пишет: «В лагере (в ГУЛАГе) владыка пользовался великим почетом. Многие видели в нем духовного отца; а в отношении душ, уже отравленных неверием, он был миссионером. Авторитет святителя был так высок, что вскоре сведения о его лагерной деятельности дошли до эмиграции. И благодаря, в частности, ему Соловецкий лагерь в 1920-х годах был своеобразным духовным очагом, возле которого многие нашли спасение» .

http://pravoslavie.ru/136316.html

Занятия проводились и на квартирах профессоров, и даже в музеях – студенты академии ходили маленькими группами в Третьяковскую галерею, вероятно, для занятий по богословию иконы. Учебный процесс предусматривал и написание кандидатских и даже магистерских диссертаций, темы которых говорят о серьезной богословской работе, проводимой в Академии. В марте-апреле 1933 года было арестовано несколько клириков и прихожан Высоко-Петровской обители и профессоров бывшей МДА. В обвинительном заключении, в частности, говорится: «Практическая к[онтр]-р[еволюционная] работа организации выражалась: в... обработк[е] в а/с духе служащих, главным образом молодежи; … в создании специальной нелегальной духовной академии для подготовки кадров к-р актива...» 17 . Из показаний профессора протоиерея Николая Смирнова: «...Мечтой всего духовенства является организация легальной академии, но поскольку в настоящих условиях организация легальной академии невозможна, то лица, желающие получить ту или иную ученую степень по богословию подготавливаются частным образом. В подготовке их принимают участие б. профессора духовных академий. ... Лично я никакой опасности в существовании нелегальной академии для существующего строя не усматривал» 18 . С 1922 г. до ареста в 1930-м обязанности ректора Академии исполнял протоиерей Владимир Страхов. Очевидно, с этого момента руководство Академией возглавил епископ Варфоломей. По-видимому, именно как руководитель МДА владыка Варфоломей приглашал к себе на квартиру преподавателей Академии, а также некоторых на сессии Синода. В 1934 г., например, на таких встречах присутствовал вернувшийся из ссылки профессор Иван Васильевич Попов, ныне прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, который встречался здесь со священномучениками Николаем (Добронравовым) , архиепископом Владимирским и Суздальским, и Анатолием (Грисюком) , митрополитом Одесским и Херсонским, а также с митрополитом Арсением (Стадницким) (до1933 г. в течение 23-х лет возглавлявшим Новгородскую кафедру, а с указанного года – митрополита Ташкентского и Туркестанского).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

К теме тесной, на взгляд французских журналистов, связи между государством и Церковью возвращается и газета Le Monde, в интервью с Патриархом, и Святейший отвечает следующим образом: «- Запад не может понять, какие испытания выпали на долю священников, епископов, верных чад Церкви в 1920-1930-х годах. Его поражает, что сегодня многие церкви снова открывает свои двери прихожанам. Однако этот процесс не был навязан светскими и религиозными властями. Эта потребность идет снизу, от православного народа, который после многолетних репрессий вновь обращается к вере своих отцов и нуждается в нравственном и духовном наставничестве. Россия — новая страна, но стереотипы, навеянные советской эпохой, все еще живы. Это неправильно. Россия открыта для любого типа сотрудничества». В этом свете особенно отчетливо звучат слова Президента Франции Николя Саркози, который заявил о том, что во Французской Республике и везде, где Церковь отделена от государства, яркое и сильное ее присутствие в общественной жизни полностью совместимо с принципом светскости государства. Больше всего СМИ волновал вопрос о возможной встрече   Патриарха и Папы Римского: «Далеко не секрет, что визит Патриарха во многом направлен на облегчение подготовки встречи Патриарха и Папы Бенедикта XVI», – предполагает радио Couleur France.  «Никода еще отношения между Москвой и Римом не были настолько благоприятными, даже если мы не будем интерпретировать визит в Париж как подготовительный шаг к встрече» пишет la Croix . В   интервью Его Святейшества в газете Le Monde, в частности говорится: «Я никогда не исключал возможности подобной встречи. Я восстаю лишь против того, чтобы она состоялась только ради официальных снимков! Перед тем, как эта встреча свершится, в наших отношениях должны произойти глубокие изменения, но в данный момент существует много препятствий». Среди существующих препятствий Патриарх упомянул заявленное в 1990-е годы отношение католической церкви к России как к духовной пустыне, нуждающейся в миссии, а также экспансию униатства на Украине. Нужно отметить, что практически ни в одном средств массовой информации не было сказано об упомянутых Его Святейшеством препятствий для визита. Большинство каналов сводят весь комплекс существующих проблем к национальностям Пап, так, по мнению издания Radinrue , отношение Русской Церкви к Католической Церковью складывалось напряженно во время Папы Иоанна-Павла II, поляка по национальности. Теперь, когда Папа – немец, глубинные национальные проблемы автоматически должны отойти на второй план, открывая возможность для активного взаимодействия.

http://pravmir.ru/vizit-svyatejshego-pat...

Собор был закрыт в 1918 г. В 1920-е гг. были проведены ремонтно-реставрационные работы, в частности разобрали поздние притворы. При сносе в 1929–1930 гг. собора Вознесенского монастыря усыпальницы цариц и великих княжон, их останки в белокаменных гробах были перенесены в подклет Архангельского собора. В 1953–1955 гг. проводилась реставрация собора, после чего он был открыт как музей. Во время реставрационных работ в 1963 г. были вскрыты и исследованы захоронения Ивана Грозного и его сыновей; по результатам этих исследований М.М. Герасимов создал пластическую реконструкцию внешнего облика грозного царя и его сына Федора Ивановича. С 1991 г. в соборе совершаются богослужения на престольный праздник, на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи), а также по благословению патриарха. В остальное время он продолжает работать как музей. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " Архангельский собор Московского Кремля - выдающийся памятник русского зодчества. Расположен на Соборной площади, напротив Благовещенского храма. До Петра I служил родовой усыпальницей русской церкви. Из истории Архангельского собора На месте Архангельского собора еще в 1247-1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. По одной из версий его построили в знак благодарности за избавление Руси от голода из-за неурожая ржи в то лето. По другой версии – в память избавления Руси от чумы. Храм имел высоту 20 метров и был самым большим в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников — удельных князей. В сентябре 1933 года храм был освящен. К началу 16 века церковь обветшала. Тогда под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505-1508 гг. на месте старого храма строится новый. Для поминовения князей и царей здесь были служители, совершающие панихиды. Здание несколько раз реставрировалось. В 18 веке работы проводились дважды, поскольку храм находился в аварийном состоянии. В 1772 году по проекту Баженова для укрепления здания была сооружена Южная пристройка. Как и другие храмы, после Отечественной войны 1812 года здание пришлось восстанавливать. Оклады и украшения с икон были украдены французскими солдатами. Иконы первых двух ярусов иконостаса использовались как скамейки и кровати. После войны убранство храма и иконостас были обновлены. Изготовлены резные царские врата. С 1955 года в здании храма работает музей. В начале 1980-х годов завершилась очередная реставрация храма. Были отремонтированы каменные надгробия и иконостас, внешнее и внутреннее убранство. В начале 19 века после сноса церкви Рождества Иоанна Предтечи к северной стороне храма был перенесен придел святого мученика Уара.

http://sobory.ru/article/?object=03385

15. На п.7 М.Е. " О Сретении Господнем и о " великой " встрече патриарха и папы. Священник молодой, обновленческой закваски (в частности, читает почти все тайные молитвы громко вслух), чуть ли не главный миссионер в епархии. Встречу в Гаване назвал великой. Оправдывая встречу с папой-еретиком, обрушился с критикой на нас - православных христиан. Мы-то мол не лучше в нравственном и духовном смысле, грешники такие-сякие... " С Праздником Вас, уважаемый Михаил, и всех участников Форума! А у нас на приходе, после службы, братья спросили батюшку про встречу с ересиархом, предстоящий Восьмой " Собор " и ересь межрелигиозного синкретизма в утвержденных последним Архиерейским Собором документах, разработанных в Шамбези. Так он, уже седой старец, прямо заявил: " я служу Святейшему и буду исполнять все, что он скажет. А если выскажу свое мнение, то быстро окажусь за церковной оградой. Вы, что ли, мне тогда поможете?! " Честно и прямо, без лукавства, как в случае с батюшкой Вашего прихода, о котором Вы рассказали. Далеко не каждый из нас готов в одночасье лишиться всего: привычного уклада жизни, любимого занятия, материального благосостояния, наконец, статуса в мирском обществе, не говоря уже о церковном. И чем больше и выше перечисленное, тем тяжелее отказаться! Так что, в лучшем случае, честность и прямота помыслов, а в худшем - лукавое фарисейство, как у Вас на приходе... Хотя мотивы и у Вашего и у нашего батюшки похожи! Не рассчитывайте на исповедничество, как оно было в 1920-1960-х годах... Не то время, не те люди, не та Вера, как бы прискорбно это не звучало.... Постараться спастись самим, как учил Св.Игнатий (Брянчанинов), и не дерзать остановить немощной рукой набирающую обороты апостасию - это максимум возможного сегодня! Спаси Вас Господи! С уважением, Григорий. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2016/02/15/...

Регулярный план Торжка 1767-1779 годов практически не затрагивал кремлевскую территорию Нижнего Городища, долгое время остававшуюся еще островком средневекового города. И лишь к 1840-м годам она приобрела вид открытого в сторону реки великолепного классического ансамбля, запечатленного на многочисленных фотографиях. Этот вид, к счастью, не очень сильно изменился и в наши дни. Утраты начались уже в раннее советское время. У закрытой в 1920-х годах церкви Входа в Иерусалим была разобрана колокольня, еще до войны на ее территории появились сараи и пристройки к зданию. В период бомбардировок Торжка немецко-фашисткой авиацией 13-14 октября 1941 года была практически полностью уничтожена деревянная застройка этой части города. Каменные здания на набережной, видные на фото Прокудина-Горского, были разобраны после войны. На их месте сейчас советская застройка 1950-х годов, а в 1966 году между ней и соборами прошла трасса нового моста через Тверцу. В 1970-х территория обеих церквей была отдана заводу " Элма " , к церкви Входа в Иерусалим была сделана крупная пристройка с южной стороны с трубой от котельной. В 1972-1975 гг. комплекс обеих церквей был отреставрирован снаружи. При этом внутри в Спасо-Преображенском соборе были устроены переборки, настолько капитальные, что даже удаление их будет стоит немалых средств. Здание сверху донизу переделано для заводских нужд. В частности, так выглядит подвал собора, место, где с 1406 по 1930 годы находилось место погребения княгини Иулиании. При этом реставрация снаружи позволила этому ансамблю в большей части вернуть себе то исключительное место, которое соборный комплекс Торжка играл до революции. Это значение в полной мере можно ощутить, гуляя по городу, в котором из разных мест можно увидеть живописное многоглавие двух соборов, обычно в сочетании с еще какой-то церковью на городском посаде. Но лучшим из всех является, безусловно, вид с Тверецкой набережной, при котором оба храма, стоящие на слегка возвышенном правом берегу, зрительно кажутся поднятыми на небольшой пьедестал и воспринимаются наиболее цельно при медленном движении вдоль берега.

http://sobory.ru/article/?object=21783

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010