Патриарх Тихон и Президиум Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. ЖМП 3 март 2021 /  20 апреля 2021 г. 15:00 Зарубежное Высшее церковное управление в Константинополе К 100-ЛЕТИЮ РУССКОГО ИСХОДА И ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ В истории Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) был период, о котором мало известно, так как  документальных источников сохранилось не много. Речь идет о пребывании Зарубежного церковного управления в Константинополе с ноября 1920 по май 1921 года. Тогда РПЦЗ еще не обзавелась своей периодикой, а  формирование делопроизводственной базы началось позже, с переездом Зарубежного Синода в Сремские Карловцы (Сербия). Получается, что первые месяцы существования Зарубежной Церкви — некая terra incognita даже для специалистов. Столетие тех событий дает повод задуматься о причинах появления в эмиграции автономной церковной структуры.  PDF-bepcuя. В стране далече Поражение Русской армии П.Н. Врангеля в ноябре 1920 года привело к массовой эвакуации из Крыма как участников боевых действий, так и множества мирных жителей. Покинуло полу­остров и Высшее церковное управление (ВЦУ) Юга России, действовавшее на «белых территориях» в 1919–1920 годах (подробнее о нем см.: Юлия Бирюкова, Временное высшее церковное управление на Юге России в 1919–1920 годах. ЖМП, 2018, 1. – Ред.). Правда, его глава, архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), свою епархию не оставил — за границей лидером церковной эмиграции стал митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий). Изначально архипастырь хотел распустить церковное управление и удалиться в монастырь, передав паству Поместным Церквам. Однако другие архиереи настаивали на продолжении деятельности ВЦУ, в частности архиепископ Евлогий (Георгиевский) и особенно епископ Вениамин (Федченков). Протоиерей Григорий Ломако вспоминал: «С митрополитом Антонием стоим у окна. Влетает бурнопламенный епископ российского христолюбивого воинства владыка Вениамин и выпаливает: — Открывается в Константинополе Высшее церковное управление заграничной Церковью.

http://e-vestnik.ru/history/zarubezhnoe_...

Резиденция Константинопольского патриарха ЖМП 4 апрель 2019 /  4 июня 2019 г. 15:31 Двуликий Янус Фанара Русская и Константинопольская Церкви — история отношений в ХХ веке Враждебные действия Константинопольского Патриархата по отношению к Русской Православной Церкви — явление не новое. В ХХ веке подобное случалось не раз, причем в более драматичных условиях. Тем не менее в каждом случае удавалось преодолевать эти кризисы и восстанавливать общение. Что становилось причиной таких действий и каковы были внешние влияния? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор СПбДА и ОЦАД Михаил Шкаровский. ПДФ-версия Большая игра — Михаил Витальевич, на протяжении веков Русская Церковь, Россия всегда поддерживала Константинопольскую Церковь, в том числе и защищая ее от Османского правительства. Казалось бы, в трудной ситуации в начале ХХ века мы были вправе рассчитывать на ответное участие. Но произошло как раз наоборот. В частности, Константинополь поддержал обновленческий раскол. Как это объяснить? — Действительно, в прошлом столетии наши отношения принимали разные формы. Было время (в частности, в 1920-х годах), когда Константинополь действовал по собственной инициативе, стремясь расширить сферу своей юрисдикции на православные диаспоры, до 1917 года входившие в состав Русской Церкви (в Прибалтике, Финляндии, Польше и т. д.). И иногда мотивом этому служила чистая выгода, а иногда и жизненная необходимость (когда после геноцида греков, устроенного турками в 1922 году, Константинопольская Православная Церковь была фактически обескровлена). Вместе с тем были периоды, когда Фанар становился орудием в большой политической игре, подчиняясь давлению внешних политических сил. Например, когда он начал более активно поддерживать обновленческий раскол (в частности, при Патриархе Григории VII и его московском представителе архимандрите Василии (Димопуло)) в середине 1920-х годов в Советской России. В это время на Константинопольский Патриархат оказывало давление турецкое правительство Кемаля Ататюрка под влиянием СССР.

http://e-vestnik.ru/history/dvulikiy_yan...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Годы учения в Олонии Первая школа В 1883 году Василий Казанский, как позднее и его младшие братья, Григорий и Александр, был отдан в Каргопольское духовное училище. Затем он продолжил образование в Петрозаводске и в Санкт-Петербурге. Духовные школы этих столь различных между собой городов помогли развить воспитанные с детства религиозные чувства и зажечь в сердце юноши «пламенную ревность о распространении царства Божия на земле» 58 . Каргополь – самый древний город Олонецкой губернии – вплоть до 1920-х годов сохранял патриархальность Святой Руси. При населении, не превышавшем 3000 человек, в Каргополе имелось 7 приходов. Священник здесь окормлял не более 300–400 духовных чад, включая младенцев, и мог повседневно оказывать пастырское влияние на своих прихожан. По внутренней жизни каждый подобный приход приближался к духовному братству. На окраине города стоял женский, а за рекой Онегой – мужской монастырь 59 . Общее число каргопольских городских и монастырских церквей составляло 20, а число престолов в них приближалось к 80 60 . Городской Христорождественский собор – первый каменный приходской храм епархии – строился еще при Иване Грозном в 1552–1562 годах. Каждый месяц, а то и чаще, из него направлялся крестный ход в какую-нибудь городскую или монастырскую церковь в честь храмового праздника. На Преполовение «с крестами» обходили весь город, а водосвятия 6 января и 1 августа совершались на обоих берегах Онеги – духовенством собора и братией Спасо-Преображенского монастыря. У монастырской стены проходила дорога на Нименское... Были в Каргополе и чудотворные иконы – Нерукотворного Спаса, Казанской Божией Матери, и местночтимый родник, носивший название «Волосатый», с часовней над ним. Каргопольцы любили и берегли церковную старину, так богато представленную в храмах города. Каргопольское духовное училище было открыто в 1809 году. Попытка разместить его в Спасо-Каргопольском монастыре не увенчалась успехом, и для него отвели место в самом городе. Училищное строение долго оставалось тесным и неудобным. Назначенный смотрителем в 1878 году молодой выпускник С.-Петербургской духовной академии Яков Яковлевич Михайловский (1851 – 23 октября 1903), уроженец Олонецкой епархии, видел, что местное духовенство, содержавшее училище материально, «вполне понимает и ценит науку и, в частности, весьма сердечно относится и к требованиям современной гигиены» 61 . Был произведен сбор средств, на которые удалось приступить к сооружению для училища нового двухэтажного здания. Деревянный на каменном фундаменте дом, с огромными окнами и широкими коридорами для прогулок, игр и гимнастических упражнений, строился вблизи реки и собора. Епископ Олонецкий и Петрозаводский Павел (Доброхотов; 1 июня 1814 – 23 апреля 1900) выхлопотал в Святейшем Синоде 3000 рублей на достройку здания. Освящение училища состоялось 18 ноября 1882 года. Из собора в новый корпус был совершен крестный ход с чудотворной Казанской иконой 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Санкт-Петербург. Церковь Троицы Живоначальной на Троицком кладбище. Троицкая церковь на городском кладбище Карта и ближайшие объекты Первая, деревянная, церковь на городском Троицком кладбище Ораниенбаума начала строиться в 1757 году, одновременно с открытием кладбища. Это была небольшая увенчанная шпилем постройка с отдельно стоящей открытой звонницей. Эта церковь сохранялась в глубине кладбища вплоть до конца 1920-х годов. Новая каменная церковь у входа на кладбище была сооружена в 1903-1904 годах по проекту архитектора И.П. Горленского. Автор применил редкую для православных храмов базиликальную схему, в данном случае вызванную необходимостью максимально увеличить объем и одновременно снизить стоимость постройки. По последней причине при возведении церкви были допущены отклонения от проекта, в частности, значительно уменьшена высота шатра колокольни, что исказило замысел автора. В храме имелись приделы во имя святого равноапостольного князя Владимира и святого благоверного князя Александра Невского. Закрытая в 1939 году, церковь возвращена православным 8 ноября 1994 года и до сих пор находится в руинах. Храм планируется по мере финансовых возможностей восстанавливать силами прихода Михаило-Архангельского собора. На кладбище близ Ораниенбаума находилась деревянная однопрестольная церковь во имя св. Троицы, построенная в начале XVIII в. Об освящении церкви св. Троицы 21 июня 1751 г. указано на полотняном антиминсе, который освящен преосвященным Сильвестром. Первоначально церковь была маленькой, без купола, с небольшой колокольней. В 1840 г. был возведен купол и возвышена колокольня. Позднее был пристроен придел св. Вассы, освященный 20 августа 1857 г. Но и с приделом постройка стала мала для молящихся. Было принято решение строить новую трехпридельную церковь, но как возможно дешевую. Составление проекта было поручено гражданскому инженеру и художнику. Архитектору И.П. Горленскому. Церковь спроектирована в три придела, один из которых предполагалось использовать для отпеваний. Базиликальная форма плана принята с целью уменьшить толщину стен и этим по возможности сократить смету. Боковые приделы перекрыты сводиками по металлическим балкам; средний придел приподнят несколько над боковыми приделами для получения света и перекрыт деревянными, открытыми внутрь храма стропилами. Апсида перекрыта полукупольным сводом. Согласно проекту наружная отделка должна была быть из кирпича, со вставками для майоликовых изразцов, для которых предполагалась оставить соответствующие места, так как денег на всю отделку церкви не имелось. По проекту церковь вмещает 700 человек, считая и площадь хора.

http://sobory.ru/article/?object=00723

Закрыть " Для меня Ющенко не был, а теперь тем более не может быть президентом! " 16.10.2007 402 Время на чтение 11 минут УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ N 965/2007 О присвоении Р.Шухевичу звания Герой Украины За выдающийся личный вклад в национально-освободительную борьбу за свободу и независимость Украины и по случаю 100-летия со дня рождения и 65-й годовщины создания Украинской повстанческой армии постановляю: Присвоить звание Герой Украины с удостаиванием ордена Державы ШУХЕВИЧУ Роману Осиповичу - главному командиру Украинской повстанческой армии в 1942-1950 годах, генерал-хорунжему (посмертно). Президент Украины Виктор ЮЩЕНКО 12 октября 2007 года Кого прославляет Ющенко? Роман Иосифович Шухевич (укр. Роман Йосипович Шухевич) (30 июня или 17 июля 1907 - 5 марта 1950) - один из руководителей Организации украинских националистов, в 1943-1950 - главнокомандующий Украинской повстанческой армией, в 1944-1950 - руководитель украинского националистического движения на Западной Украине. 1920-1930-е годы Родился 17-го июля 1907 в местечке Краковец (Краковцы) Яворовского уезда (Галичина, Австро-Венгрия, ныне - Львовская область, Украина ) в семье уездного судьи. С детства воспитывался в духе радикального украинского национализма. В 1925 году стал подпольщиком созданной Евгеном Коновальцем Украинской военной организации (УВО). В молодости был также членом " Пласта " (украинская скаутская организация) (1922-30). В ходе подпольной деятельности сменил множество кличек: Монах (Чернець), Туча, Степан, Колокол (Дзbih) (1930-1933), Щука (1938-1939), Тур (1941-1943), Тарас Чупрынка (1943-1950), Роман Лозовский (1944). Уже в 1926-1929 годах был задействован в различных антипольских акциях. В частности, по указанию УВО 19 октября 1926 участвовал в покушении на Яна Собинского, курировавшего школьное образование на Западной Украине и, по мнению украинских националистов, проводившего антиукраинскую политику. После окончания средней школы учился сначала в Данциге, а в 1926 поступил на отделение архитектуры Львовского политехнического института (закончил в 1932). Одновременно прошёл курс общевойсковой подготовки в польской армии; по политическим соображениям к сдаче экзамена на получение сержантского звания не был допущен.

http://ruskline.ru/analitika/2007/10/16/...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Антоний совершил паломничество в сербские монастыри горной гряды Фрушка Гора Служба коммуникации ОВЦС, 06.03.2024. В ходе посещения Сремской епархии Сербской Православной Церкви председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний и члены сопровождающей его делегации 5 марта 2024 года побывали в ряде древних монастырей, расположенных на склонах горной гряды Фрушка Гора. Эти места известны своими традициями монашеской жизни – в свое время здесь насчитывалось до сорока обителей. В поездке митрополита Антония сопровождают советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов и секретарь председателя ОВЦС диакон Николай Васин. В паломничестве также участвуют иерархи Сербской Православной Церкви епископ Валевский Исихий и епископ Мохачский Дамаскин. Паломники, в частности, побывали в Никольском женском монастыре Гргетег на южном склоне Фрушка Горы. Согласно преданию, он был основан в 1471 году деспотом (правителем) Вуком Джурджевичем в память его отца Григория (Гргура). В храме в честь перенесения мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского, митрополита Антония приветствовала благочинная монахиня Нина. Она провела для гостей экскурсию по монастырскому комплексу, отметив, в частности, что в монастыре жили русские насельники, покинувшие Россию вследствие революционных событий начала XX века. В частности, на монастырском кладбище есть могила монаха с Валаама. Паломники также побывали в часовне преподобного Серафима Саровского. Следующим местом паломничества стал монастырь Язак. Обитель с этим названием была основана в XV столетии и посвящена Введению во храм Пресвятой Богородицы, но когда  небольшая монастырская церковь стала слишком мала для всех приходящих туда богомольцев, неподалеку началось строительство «Нового Язака». «Старый Язак» со временем подвергся разрушению, на сегодняшний день от него остались лишь руины. «Новый Язак» посвящен Святой Троице. В этой обители почивают мощи святого царя Уроша (†1347 г.), последнего правителя из династии Неманичей. В 1920–1927 годах в монастыре пребывала чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери, ставшая святыней Русского зарубежья.

http://mospat.ru/ru/news/91483/

Прошел семинар о православии в Эстонии и Латвии декабря 2018 В нем приняли участие проректор по научно-богословской работе академии протоиерей Константин Костромин , профессор СПбДА Сергей Фирсов, профессора СПбГУ Николай Межевич и Наталья Маракушина, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Вадим Мусаев, аспиранты и слушатели. Протоиерей Константин Костромин, открывая семинар, отметил, что православие для Прибалтики является традиционной конфессией, тем не менее, с учетом сложившихся исторических, правовых и политических проблем, для дальнейшего существования Православной Церкви в Эстонии и Латвии есть существенные угрозы.  " Раскол на Украине, который углубился вследствие целенаправленных действий Константинопольского Патриархата, может спровоцировать кризис православия и в других странах, где определяющей является политика Запада, в частности - в Эстонии, где противостояние Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и епархии Константинопольского Патриархата идет уже не первое десятилетие " . Профессор Николай Межевич рассказал об истории формирования современных межгосударственных, межэтнических и, главное, межцерковных отношений, отметив, что экспертное сообщество ожидает ухудшения положения Православной Церкви в Эстонии вследствие антироссийской политики украинских властей, за действиями которых наблюдают власти прибалтийских государств. Русская Церковь как фактор " мягкой силы " в странах Европы, где русское присутствие было сильно в последние столетия, сохраняет свое значение, поэтому оказывается под ударом. Вадим Мусаев коснулся возникновения национального Эстонского государства в 1920-х годах, появления там самостоятельной церковной структуры и перехода ее под омофор Константинопольского Патриархата, рассказал о деятельности митрополита Александра (Паулуса). Был затронут вопрос о положении Православной Церкви в Латвии и деятельности священномученика Иоанна Рижского (архиепископа Иоанна (Поммера)). Протоиерей Константин Костромин рассказал о каноническо-правовых основаниях деятельности Православной Церкви в Прибалтике, остановившись на событиях 1440-1470-х годов. учреждении патриаршества в Русской Церкви и добровольном вхождения Украины в состав Руси во второй половине XVII века. Константинопольский Патриархат пересмотрел свою политику в странах Восточной Европы в 1920-е, пользуясь ослаблением России, по-новому трактуя в свою пользу некоторые положения канонического права, игнорируя нормы, мешавшие вмешаться в дела Православной Церкви на Украине, в Белоруссии, Польше и Прибалтике.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_97769.html 07 ноября 2012 В Москве откроется выставка, посвященная положению Церкви в СССР Источник:  http://ria.ru/Риа-Новости Выставка " Преодоление: Русская церковь и Советская власть " откроется в Москве 7 ноября в Государственном центральном музее современной истории России – бывшем Музее революции. " Цель выставки – показать историю духовного сопротивления безбожию и научиться извлекать уроки, преподанные нам нашими мучениками " , – сообщил ректор Православного Свято-Тихоновского государственного университета (ПСТГУ), организовавшего выставку совместно с музеем современной истории, протоиерей Владимир Воробьев. По его словам, за 20 лет существования ПСТГУ его историками " собраны многочисленные свидетельства исповедничества и мученичества, прослежены тысячи судеб, проанализирована история внутрицерковных споров, спровоцированных гонителями, написаны яркие страницы борьбы безбожного государства с Православной церковью " . Директор музея современной истории России Сергей Архангелов отметил, что в постоянной музейной экспозиции также есть экспонаты, связанные и с участием Церкви в значимых моментах государственной истории и с " гонением на Церковь " , в частности, представлены документы о патриархе Тихоне – покровителе ПСТГУ. В экспозицию " Преодоление: Русская Церковь и советская власть " вошли различные документы, отражающие как богоборческую политику власти, так и реакцию на нее Церкви . Значительное внимание уделено антирелигиозной пропаганде, которая велась везде: в школах, вузах, в армии, среди рабочих и крестьян. Посетители смогут ознакомиться с советской периодикой, атеистическими изданиями, плакатами, листовками, стенгазетами и даже с куклами, которые использовались в 1920-х годах при постановке антирелигиозных спектаклей. Всего экспонатов более тысячи. Уникальными организаторы называют подборку карикатур на Сталина, связанных с его отношением к РПЦ, которые публиковались во время войны в газетах на оккупированных территориях (из архива ФСБ), репрезентативные документы, отражающие политику государства по отношению к Церкви на протяжении всего периода (из фондов ГА РФ и РГАСПИ), документы из тюрем и лагерей (из разных частных собраний), графику и рисунки заключенных, документы 1950-1970-х годов из внутреннего церковного делопроизводства, иллюстрирующие репрессивную установку государства по отношению к Церкви .

http://religare.ru/2_97769_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка В Москве откроется выставка, посвященная положению Церкви в СССР Выставка " Преодоление: Русская церковь и Советская власть " откроется в Москве 7 ноября в Государственном центральном музее современной истории России – бывшем Музее революции. " Цель выставки – показать историю духовного сопротивления безбожию и научиться извлекать уроки, преподанные нам нашими мучениками " , – сообщил ректор Православного Свято-Тихоновского государственного университета (ПСТГУ), организовавшего выставку совместно с музеем современной истории, протоиерей Владимир Воробьев. По его словам, за 20 лет существования ПСТГУ его историками " собраны многочисленные свидетельства исповедничества и мученичества, прослежены тысячи судеб, проанализирована история внутрицерковных споров, спровоцированных гонителями, написаны яркие страницы борьбы безбожного государства с Православной церковью " . Директор музея современной истории России Сергей Архангелов отметил, что в постоянной музейной экспозиции также есть экспонаты, связанные и с участием Церкви в значимых моментах государственной истории и с " гонением на Церковь " , в частности, представлены документы о патриархе Тихоне – покровителе ПСТГУ. В экспозицию " Преодоление: Русская Церковь и советская власть " вошли различные документы, отражающие как богоборческую политику власти, так и реакцию на нее Церкви . Значительное внимание уделено антирелигиозной пропаганде, которая велась везде: в школах, вузах, в армии, среди рабочих и крестьян. Посетители смогут ознакомиться с советской периодикой, атеистическими изданиями, плакатами, листовками, стенгазетами и даже с куклами, которые использовались в 1920-х годах при постановке антирелигиозных спектаклей. Всего экспонатов более тысячи. Уникальными организаторы называют подборку карикатур на Сталина, связанных с его отношением к РПЦ, которые публиковались во время войны в газетах на оккупированных территориях (из архива ФСБ), репрезентативные документы, отражающие политику государства по отношению к Церкви на протяжении всего периода (из фондов ГА РФ и РГАСПИ), документы из тюрем и лагерей (из разных частных собраний), графику и рисунки заключенных, документы 1950-1970-х годов из внутреннего церковного делопроизводства, иллюстрирующие репрессивную установку государства по отношению к Церкви .

http://religare.ru/2_97769.html

Архив Пн Зарубежное Высшее церковное управление в Константинополе. К 100-летию Русского исхода и образования Русской Зарубежной Церкви 21 апреля 2021 г. 15:50 В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья ведущего научного сотрудника Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Церкви, профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета доктора исторических наук, кандидата богословия А.А. Кострюкова ( 3, 2021 , PDF-bepcuя ). В истории Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) был период, о котором мало известно, так как документальных источников сохранилось не много. Речь идет о пребывании Зарубежного церковного управления в Константинополе с ноября 1920 по май 1921 года. Тогда РПЦЗ еще не обзавелась своей периодикой, а формирование делопроизводственной базы началось позже, с переездом Зарубежного Синода в Сремские Карловцы (Сербия). Получается, что первые месяцы существования Зарубежной Церкви — некая terra incognita даже для специалистов. Столетие тех событий дает повод задуматься о причинах появления в эмиграции автономной церковной структуры. В стране далече Поражение Русской армии П.Н. Врангеля в ноябре 1920 года привело к массовой эвакуации из Крыма как участников боевых действий, так и множества мирных жителей. Покинуло полу­остров и Высшее церковное управление (ВЦУ) Юга России, действовавшее на «белых территориях» в 1919-1920 годах (подробнее о нем см.: Юлия Бирюкова, Временное высшее церковное управление на Юге России в 1919-1920 годах. «Журнал Московской Патриархии», 1,  2018 . — Ред .). Правда, его глава, архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), свою епархию не оставил — за границей лидером церковной эмиграции стал митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий). Изначально архипастырь хотел распустить церковное управление и удалиться в монастырь, передав паству Поместным Церквам. Однако другие архиереи настаивали на продолжении деятельности ВЦУ, в частности, архиепископ Евлогий (Георгиевский) и особенно епископ Вениамин (Федченков).

http://patriarchia.ru/db/text/5800995.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010