Николай Васильевич Гоголь говорил, что общество состоит из единиц. Какие единицы, такое и общество. Так вот, Церковь предлагает каждой единице меняться, работать над собой. Только таким образом можно изменить мир к лучшему: начиная работать индивидуально над своей душой, чтобы соответствовать евангельским заповедям и замыслу Бога о человеке. И об этом говорит нам Евангелие, святые апостолы: Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2: 16-17). Видите: чтобы пребывать вовек в Боге, нужно творить Его волю, а не свою, падшую, эгоистичную, плотскую... - Но мы видим обратное: политические чиновники самых высоких рангов берут на себя функции устроителей церковной жизни... - Господь сказал: По плодам их узнаете их (Мф. 7: 16). Вот взял чиновник на себя функции, решив, что он может как-то повлиять на жизнь Церкви и как-то ее перестраивать. И при этом считает и во всеуслышание заявляет, что он делает доброе дело. И какие мы видим плоды? Нагнетание напряженности в церковно-государственных отношениях, преследование канонической, исторической и законной Церкви, всевозможные провокации, вызовы духовенства в СБУ, всевозможные фейки и надругательство над Церковью в средствах массовой информации, клевету на Церковь, на монастыри, в том числе и на Почаевскую Лавру, на насельников. Дошло до того, что обыскивают мощи угодников Божиих, как было в Киево-Печерской Лавре. Этого себе не позволяли власти даже в советское время. У Лавры отбирают храмы и передают их в ведение заповедника, закон попирается, конституция нарушается... Что это за плоды? Это не христианские плоды. Апостол Павел говорит, что плоды духа - это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22-23). Но не ненависть, нагнетание, оклеветание, злоба, преследование... От кого эти плоды, спрашивается? От духа злобы. Мы не можем отступать от христианских принципов. Или рай, или ад. Какой тут может быть компромисс?!

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/15/my...

Но это не так: «Физиология говорит одно. Дух — другое». Такие великие постники и подвижники, которые жили под землей, которые совершенно не дышали свежим воздухом, которые, подобно подвижникам Киево-Печерской Лавры, жили в пещерах и никогда не видели солнечного света, столь необходимого для организма, эти люди, вопреки законам физиологии, жили по 100 и более лет. Их животворил Дух, животворили слова Господа Иисуса Христа, а Господь говорит: «Не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих» (Мф. 4, 4). Это самая глубокая, самая великая основа жизни — оживотворение Духом. Кто оживотворяется Духом, кто становится в глубокое, тесное общение с Господом Иисусом Христом, кто живет во Христе, тот — над законами природы. Узнаёт он в сердце своем, что имеет тесное общение со Христом. Как узнаёт?» Узнаёт это по тому, что сердце его наполняется радостью, радостью, которой не знают люди, не живущие духом, узнаёт по тому, что любовь святая возрастает и возрастает в нем, что исполняет он заповеди Христовы. Будем же жить так, чтобы животворил нас дух, будем жить так, чтобы жил в нас Христос и мы жили во Христе! «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6) 22 мая 1947 г. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Чрезвычайно важны эти слова Господа Иисуса Христа: они обличают всех тех, кто думает, что верует в Бога, а во Христа не верует. Есть много людей, которые Евангелие отвергают, считают его собранием недостоверных повествований, чудесам не верят, в Божественность Господа Иисуса Христа не веруют, но говорят, что в Бога веруют. Их, не верующих во Христа, не верующих в Божественность Его, Господь Иисус Христос обличает этими словами: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». К Отцу прийти, войти в общение с Отцом, молиться так, чтобы Господь услышал, можно только чрез Сына Его, чрез Господа Иисуса Христа. Господь говорит дальше: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (Ин. 8, 19). Кто не знает Его, не знает и Отца. Суетна вера всех тех, кто говорит, что в Бога верует, а Евангелие отвергает, Христа не считает Сыном Божиим…. «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин. 14, 11). Мы должны веровать, что Господь Иисус Христос в Отце, и Отец в Нем. Что же значит, что Отец в Нем?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Однако гораздо больший интерес представляют находящиеся в коллаборации с ними (в качестве элемента либерального интернационала) религиозные деятели, которых многочисленные неискушенные умы продолжают относить к христианам и даже к «христианским учителям», «богословам». Про них в Священном Писании предупреждено особенно, поскольку хотя они и не находятся у штурвала сатанинского флагмана, именно они своей ложью наносят самый вредоносный ущерб как Православной Церкви, так и находящимся под ее покровом народам и государствам: «Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят» (Мф.24:5). «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин.4:1). «Многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф.24:11). «И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:30). И именно эти ложные учителя и «пророки» с ядовитой иронией или открытой злобой ополчились ныне на провозглашение Всемирным русским народным собором СВО на Украине Священной войной против сатанизма, покушающуюся на Святую Русь как главный и один из последних бастионов Бога и Его Церкви на земле, за которым открывается свободный путь для установления сатанинского «Нового мирового порядка». Кто же они? Оставим в стороне Ватикан, который уже почти 1000 лет ведёт и будет вести до своего конца непрекращающийся «крестовый поход» (то есть, свою «священную войну») на земли православных народов и сугубо 800 лет – на русские земли. Само собою разумеется, что Священная война по сопротивлению его «священной войне» – это «страшная и неприемлемая ересь»! Вторым эшелоном «христианских разоблачителей» русско-православной Священной войны является «Православная церковь Украины» – антихристианская секта, созданная фашистским режимом Порошенко-Вальцманом под покровительством ЦРУ и его подопечных в «Константинопольском патриархате», и носимая обеими крыльями современного сатанинского идеологического репертуара – либерализма и нацизма. «Архиереи» этой секты хорошо известны в православном мире своей развращённостью, злобой, продажностью и властолюбием. ПЦУ ожидаемо «прославилась» своими антихристианскими акциями (вплоть до оккультных шабашей в храмах Киево-Печерском Лавры) и соответствующей же «общественно-моральной» позицией, поддерживающей всю либерально-сатанинскую повестку вплоть до легализации содомии (ЛГБТ). В общем-то, вой ПЦУ в ответ на провозглашение Священной войны, являющийся одним из рупоров «жидобандеровского режима» Укрорейха, обращенным в сторону православного большинства Украины, не только у христиан, но у более ли менее вменяемых людей не должен даже вызывать интерес.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/22/pr...

После посещения Успенского храма мы проходили мимо полуразрушенных городских стен, держа путь к Живоносному Источнику. Укрепления говорили о некогда величественной греческой столице – славной Византии, а главное о непрочности могущества человека. Придет праведный гнев Божий, и в прах рассыплются все его изобретения и физическая сила. Происхождение Живоносного Источника относят к V веку и связывают его с именем Императора Льва I Маркелла, явившегося здесь свидетелем одного поразительного чуда. В VI веке тут же получил исцеление Царь Иустиниан, построивший в благодарность храм и при нем мужскую обитель. По сказанию Синаксаря, «на этом месте совершалось такое обилие благодатных знамений», что их «ни описать, ни изрещи невозможно». Св. Православная Церковь отмечает сие, когда в пятницу на Пасхальной неделе поет особо положенную службу Пресвятой Богородице в честь Ее Живоносного Источника. И до сих пор он привлекает множество молящихся. Внутри, где находится св. кладенец, всегда можно застать дежурного иеромонаха, отправляющего желающим молебны: тот же священнослужитель при отпуске, полагая на голову каждого епитрахиль и руку, кроме формулы благословения «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», произносит еще молитву благопожелания. Образец ее дан в Ветхом Завете: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: тако благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир» ( Числ. 6, 22–26 ). В наших св. обителях, церквах и часовнях около чтимых святынь также стоят очередные пастыри, но они, благословляя приходящих, к сожалению, опускают напутствие, так утешительно действующее на сердца верующих. Приятно было бы, если бы греческий порядок и у нас получил распространение. Далее мы посетили Влахерну, некогда величайший и славнейший храм Царьграда; здесь покоилась риза Богоматери и пояс Ее. Здесь было явление Преблагословенной «на воздусе» Андрею Христа ради юродивому в дни нашествия варваров, отраженных по предстательству Владычицы мipa. Здесь совершилось сверхъестественное призвание четырех храмоздателей Киево-Печерской Лавры, которым Царица Небесная вручила чудотворную икону Успения. Здесь стоял образ «Одигитрии», писанный евангелистом Лукою, источавший множество чудес. Отсюда, наконец, во время тяжких испытаний и народных бедствий выходили крестные ходы, направляясь на городские стены и к морю. История при этом гласит, что Матерь Божия после подобного рода молений неоднократно спасала Константинополь от врагов, например, скифов, в память чего Церковию установлено акафистное пение в субботу пятой недели Великого Поста (Похвала Пресвятой Богородицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Пришел один инок к другому и с возмущением начал его укорять: зачем-де такого грязного старца, как о. Паисий, к себе на ночлег принимаешь? А блаженный встречает гордеца на дворе, останавливает его и говорит: – На, душечко, нож, зарежь меня. Успокой сердце. Проходила по Лавре интеллигентная женщина. Встречает ее блаженный старец и начинает обличать. Женщина, не вынеся обличения о. Паисия, плюнула ему в лицо. – Плюй, душечко, плюй. Паисий-то утрется, – сказал на это блаженный. И утершись рукавом, принялся еще более обличать ее. Женщина вышла из терпения и начала бить блаженного. О. Паисий не отбивался, но стоя неподвижно, невозмутимо повторял: – Бей, бей, душечко. Дочь твоя, дочь твоя за меня отомстит. И что же случилось? Дочь этой женщины, вышедши замуж, по рассказам самой женщины, попрекая ее даровым хлебом, жестоко издевается над ней. Да, много великих скорбей, напастей, осмеяний и побоев перенес этот мнимо безумный старец от неразумных людей. Перенес с великим терпением, покрывая жестокости людские своей любовью и смирением и втайне молясь Богу за своих оскорбителей. И какой радостью ликовал всегда старец, когда случалось претерпевать ему эти пытки вольного унижения и переносить тяжесть незаслуженных обид и страданий! Желая иногда под покровом юродства совершенно скрыть свою прозорливость и прикрываясь личиной мнимого безумия, блаженный в действиях своих показывался смешным. Стоит в церкви барыня с дочерью. Мать нарядная, дочь еще наряднее. У маменьки лицо раскрашено. Дочка тоже от маменьки не отстала: еще пуще раскрасилась. Стоят обе и красуются собой. А о. Паисий незаметно подошел к ним спереди и пытливо засматривает в глаза. Дамы взглянулись и улыбаются. А о. Паисий, сняв с головы свою повязку и хорошенько поплевав на нее, начинает этой слизью натирать свое лицо. Стоявшие вблизи люди неудержимо хохочут втихомолку. А сконфуженные модницы, поняв в чем дело, удирают скорее из церкви. Бедные модницы! Не лучше ли было послушаться вам назидания апостола: женщины! Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа ( 1Пет.3:3,4 ), и не приходить в храм Божий раскрашенными на соблазн другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священное Писание содержит один малоприметный, но важный эпизод, касающийся темы равнодушия к Богу и непонимания Его предупреждений. Перед потопом Господь выносит приговор развратившемуся человечеству: Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт.6:3). Согласно толкованию Златоуста, сто двадцать лет – это срок, данный Богом людям для покаяния. «Обещаю потерпеть еще сто двадцать лет, чтобы они, воспользовавшись, как должно, этим временем, уклонились от нечестия и начали делать добро», – такие слова вкладывает вселенский учитель в уста Божии . Но если сопоставить возраст Ноя при начале строения ковчега со временем прихода потопа на землю, окажется, что Бог не вытерпел обещанных сто двадцать лет. Водные потоки обрушились на безбожное человечество через сто лет и семь дней. Почему Бог нарушил Свое же слово? Объясняет Златоуст: «Это служит величайшим доказательством Его человеколюбия. Видел Он, что люди каждый день грешат неисправимо, и не только не пользуются неизреченным Его долготерпением во благо себе, но и умножают раны свои; поэтому и сократил срок, чтобы они не сделались достойными еще большего наказания» . Если на предупреждения Божии человек никак не реагирует, наказание может прийти гораздо раньше обещанного Если на предупреждения Божии человек никак не реагирует, наказание может прийти гораздо раньше обещанного. Все что угодно, только не равнодушие – говорит нам Библия. Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Отк.3:15-16) – объявляет Христос Лаодикийской церкви. Действительно, даже гонитель истинной веры или великий нечестивец порой может быть ближе к Богу, чем формалист, лепящий свечки в храме пару раз в год. Теплохладный уже перегорел, а холодный еще не зажигался. Что легче воспламенить – сгоревшую спичку или новую, еще не соприкасавшуюся с огнем? Равнодушие к вере. Эти слова вызывают очень ясные ассоциации из совсем недавней нашей истории. Киевского митрополита, человека святой жизни, выводят из Киево-Печерской Лавры, где молятся и трудятся более тысячи человек. Выводят открыто, на глазах у всех, еще не поздним вечером, и зверски убивают возле лаврских стен. Никто не пытается защитить святого, никто даже не выходит на поиск тела. Утром мертвого митрополита находят богомольцы, идущие на службу.

http://pravoslavie.ru/100053.html

Скачать epub pdf Св. апостол Анания Св. апостол Анания принадлежит к числу 70-ти апостолов, избранных Господом для благовествования Христова. Из книги Деяний свв. апостолов он известен крещением Савла, впоследствии первоверховного апостола Павла. Когда Савл, потерявший зрение и чудесно обращенный ко Христу на пути в Дамаск, пришедши в этот город, проживал у некоего человека, именем Иуда, в строгом посте и непрестанной молитве, Господь явился во сне Анании, бывшему в то время епископом Дамаска, и повелел ему отыскать Савла, исцелить его слепоту и совершить над ним таинство св. Крещения. Анания сказал на это: «Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме, и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое». Но Господь сказал ему: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами израилевыми». Тогда св. Анания немедленно пошел к Савлу и сказал ему: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа». Савл тотчас же получил исцеление, после чего Анания крестил его (См.: Деян.9:10–18 ). С этого времени Савл, названный Павлом, сделался ревностным проповедником Евангелия. Из Дамаска св. апостол Анания отправился впоследствии в Елевферополь. Никакие угрозы не страшили ревностного проповедника имени Христова. Смело и открыто возвещал он Христа иудеям и язычникам, врачуя различные болезни. Видя, что дерзновенная проповедь апостола Анании все более и более народа увлекает ко Христу, язычники озлобились против апостола, схватили его и привели к правителю Лукиану, который жестоко преследовал христиан. Правитель потребовал, чтобы Анания принес жертвы языческим богам, угрожая ему в противном случае страшными мучениями. В ответ на эти угрозы святой торжественно исповедывал Христа, распятого на Кресте за грехи людские. Тогда Лукиан велел строгать тело святого острым железом и жечь его раны. После этого он отдал приказание вынести апостола за город и побить камнями. Под ударами камней скончался св. мученик, предав душу свою в руки Господа. Святое тело его было с честью погребено христианами. Память его совершается 1 октября. Читать далее Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с.. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Слово на день праздника Введения во храм Пресвятыя Девы Марии Матерь Божия как пример смиренного и безропотного несения скорбей Пречистая Божия Матерь ублажается Церковью земною и небесною славнейшею всех серафимов и честнейшею всех херувимов. Так почитается она потому, что получила от Бога великую и бесподобную сравнительно со всеми разумными тварями благодать быть Матерью Самого Бога, Второй Божественной Ипостаси. Но вот на что в данный момент мне хотелось бы обратить ваше внимание, мои возлюбленные о Христе чада. Слово Божие и св. отцы Церкви свидетельствуют, что не даром Пречистая Дева Мария получила от Бога эту благодать, а за Свои великие духовные подвиги. Самым первым из них и было введение Ее во храм трехлетнею Отроковицею, что ныне празднуется св. Церковью. Некогда ко Христу подошел один юноша и спросил Его: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Иисус ответил: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди...» Юноша говорит Ему: «Все это сохранил я от юности моей: чего еще недостает мне?» Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, ...и приходи и следуй за Мною». Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» ( Мф. 19,16–17. 20–22 ). На этот путь совершенства стали ученики Христа. Ради Него они отреклись от мира и всецело отдались Господу, чтобы Одному Ему принадлежать и ради Него только жить на земле. Но они это сделали в зрелом возрасте. Дева же Мария отреклась от мира и всех его радостей в трехлетнем возрасте. Этот подвиг Ее был не чем иным, как иночеством, явлением изумительным не только для людей, но и для ангелов и которого среди женского пола совсем не существовало в Ветхом Завете. Вот почему в ответ на размышления известного в России великого подвижника Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения, кто была первою инокиней, ему явилась Пречистая Божия Матерь и сказала: «Я была первой монахиней». Как свидетельствует слово Божие и церковное предание, Пречистой Деве Марии был присущ и другой великий подвиг – христианского несения скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Таков был святой предок по плоти Господа нашего Иисуса Христа, про которого правдивая книга Библия рассказывает для нашего назидания не только хорошее, но и грехопадения его, и покаяние. Если бы и мы все умели так горячо каяться, как это делал Давид! Он имел от Бога дар пророчества и за тысячу лет до Рождества Христова предсказал много подробностей о рождении Христа, Его проповеди, страданиях и Воскресении. Это то, о чем предсказывал древний пророк Исаия, когда говорил: Се Дева (а не жена) во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил, что значит – «с нами Бог! " ». Иосиф поверил ангелу и с благоговением стал ожидать чудесного рождения. Как раз к этому времени была объявлена всенародная перепись, и каждый должен был пойти записаться в городе своих предков. Пошли и Иосиф с Мариею из Назарета, где они жили, в город своего предка, царя Давида – в Вифлеем. Там пришлось им остановиться в пещере, куда пастухи загоняли свой скот в непогоду, так как не хватило им места в гостинице. Все мы знаем, как славословили Бога ангелы в ночь Рождества Христова, как пришли поклониться Младенцу сперва местные пастухи, а затем с далекого Востока прибыли волхвы, то есть мудрецы, принося в подарок ему золото (как Царю), ладан (как Богу) и смирну (как смертному Человеку). Царь Ирод, рассерженный тем, что волхвы отправились в страну свою, минуя Иерусалим и не сообщив ему подробностей о Младенце, приказал избить в пределах Вифлеема всех младенцев до двухлетнего возраста, и ближайшие дни мы почитаем этих маленьких страдальцев за Христа. Как я уже упоминал вам, местность та, благодаря своему исключительному плодородию, была густо населена, поэтому и число убитых младенцев достигает огромной цифры – 14 тысяч. В древних пещерах Киево-Печерской Лавры в подземной церкви в честь Рождества Христова имеется небольшой ковчежец (ящичек) с мощами одного из этих, убитых Иродом, младенцев. Но замысел Ирода не удался, потому что ангел во сне явился Иосифу и повелел ему немедленно взять Младенца и Матерь Его и бежать с Ними в соседнюю страну, где когда-то евреи были в тяжелом плену – в Египет. Через несколько лет, по смерти Ирода, ангел снова явился во сне Иосифу с повелением вернуться в Палестину, и они снова поселились в Назарете. Евангелие еще повествует нам о том, как Иосиф и Мария искали в Иерусалиме Отрока Иисуса и нашли Его в храме среди ученых раввинов, которые удивлялись Его мудрым вопросам. После этого ни Священное Писание , ни предание не упоминают о старце Иосифе: надо думать, что вскоре после этого он и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эта борьба продолжается в людях уже две тысячи лет после Христа. Что же говорит искуситель Иисусу? «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф 4:3). Плоские белые камни иудейской пустыни, действительно, напоминают лепёшки. А каждый иудей знает: когда придёт Мессия, Он должен устроить пир и всех пригласить на него. Мы все — участники этого пира, ибо этот пир — таинство Евхаристии, литургия… Но апостолы этого ещё не знают. Не знают этого и живущие в полуголодной Палестине современники Иисуса, которые ждут Мессию и, помня о мессианском пире, надеются, что Он решит все их экономические проблемы, даст им хлеба. Вот самое простое решение всех вопросов — накорми голодных, и они пойдут за Тобой. Ты всё можешь. Дай им хлеба, и все они станут адептами Твоей веры, религии, которую Ты им предлагаешь. Но Иисус отвергает этот простой и, казалось бы, такой эффективный путь и отвечает сатане словами из Ветхого Завета: «Он же сказал, ему в ответ: написано: " не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих " » (Мф 4:4). Иисус отвергает сатану и зовёт нас отвергнуть его. Второе искушение. Сатана говорит Иисусу: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: " Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею " » (Мф 4:6) — тут искуситель повторяет слова из 90-го псалма, стихи 11-й и 12-й. Христос отвечает ему: «…написано также: " не искушай Господа Бога твоего " ». Итак: Ты стоишь на крыше храма, бросься вниз и приземлись невредимым — и все пойдут за Тобой. Это искушение — одно из самых трудных, свидетельством тому история Церкви. Ибо сенсация всегда поражала и привлекала человека. Так было, например, с останками святых. В Священном Писании нигде не сказано, что святой после смерти должен оставаться нетленным. Этого не утверждал ни один церковный писатель вплоть до XVII в. Однако позднее начинают акцентировать внимание на этой теме, и под воздействием примера Киево-Печерской лавры, где тела усопших монахов, как известно, действительно остаются нетленными, к концу XIX в. почти все российские монастыри оказываются заполнены раками с останками святых — и очень часто это была рака с куклой из папье-маше. Простые люди благоговейно поклонялись этим гробам. Но вот грянула революция. Большевики начали вскрывать гробницы святых; обычно это делалось прилюдно и руками священнослужителей. В результате сами настоятели монастырей с ужасом были вынуждены признать, что в раках покоились куклы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010