196-198 ЗЛАТОУСТ древнерус. учительный сборник устойчивого состава, в к-рый входят дидактические и гомилетические сочинения, расположенные в соответствии с годовым кругом богослужения 198-200 200-205 ЗЛО характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность блага 205-265 265-266 266-268 ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА символы, используемые в правосл. богослужебных книгах для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого 268-271 271-277 277-278 ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Др. Руси в XI в. 285-297 297-300 ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон 301-313 ЗОГРАФСКИЕ (АФОНСКИЕ) ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф, которые были сожжены в башне обители за отказ заключить унию с католич. Церковью 313-315 ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ -тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности 315-316 ЗОДЕН Герман Фрайгерр фон (в крещении Ханс Карл Герман) (1852 - 1914), нем. лютеран. теолог, исследователь истории текста НЗ 316-317 317-318 [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель 318-319 319-321 321-323 ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ термин, к-рым в Свящ. Писании ВЗ обозначаются литые идолы, воздвигнутые в разное время представителями евр. народа и посвященные Яхве, но затем ставшие символом идолопоклонства 323-325 ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА один из устойчивых символических топонимов в восточнохрист. традиции, отождествляющий сакральное пространство города с прообразом Царьграда (К-поля)

http://pravenc.ru/vol/xx.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь на горе Блаженств. 1937–1938 гг. Архит. А. Барлуцци [греч. ρος τν Μακαρισμν], место, где Спаситель произнес Нагорную проповедь , содержащую заповеди блаженств (Мф 5-7). Уже в источниках IV в. Б. г. отождествлена с невысоким холмом над Гептапигеоном (совр. Табга), на берегу Геннисаретского оз. У подножия холма в IV в. была сооружена базилика «Умножения хлебов». Место, связываемое христ. Преданием с заповедями блаженств (Мф 5. 3-10), находилось выше по склону. Паломнице Эгерии (ок. 380) принадлежит описание пещеры, где «Господь изрек блаженства». В 1907 г. этот участок был приобретен францисканцами, и в 1935 г. в результате археологических раскопок под рук. Б. Багатти были обнаружены остатки небольшой однонефной церкви кон. IV в., украшенной мозаиками. Она была разрушена ок. 685 г. и больше не восстанавливалась (фрагменты мозаичного пола находятся в музее в Капернауме). Ниже по склону находится вырубленная в скале цистерна, с юж. и юго-вост. сторон - развалины монастырских строений визант. периода. Новый храм был построен архит. А. Барлуцци в 1937-1938 гг. на участке итал. Миссионерского об-ва, расположенном немного выше и в 1,5 км к западу по склону. Октагональная планировка храма соответствует числу заповедей блаженств в зап. литургической традиции, с каждой стороны восьмерика в алавастровом окне вписан лат. текст 1 из 8 заповедей. Для постройки использовались как местный черный базальт, так и материалы из Италии: каррарский мрамор, оникс, ляпис-лазурь. Престол расположен в центре храма; интерьер декорирован серым мрамором (стены) и золотой мозаикой (внутренний свод купола). Внутреннее пространство искусно «раздвинуто» благодаря системе окон, открывающих вид на галилейские холмы и Геннисаретское оз. Впечатление почти круговой центричности усиливается внешней галереей, параллельной восьмиграннику стен. Позднее греч. предание, зафиксированное паломниками (напр., иноком Парфением в 1845), отождествляло Б. г. с Карней-Хиттимом, холмом с 2 вершинами, расположенным на пути из г. Тивериада (совр. Тиверия) в Назарет. В связи с этим в 1914 г. архим. Леонид (Сенцов) собирался приобрести там земельный участок, однако его планы не осуществились из-за начала первой мировой войны (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 130). Данная версия была принята нек-рыми протестант. группами, у подножия холма ими был воздвигнут монумент в память этого евангельского события.

http://pravenc.ru/text/149365.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААКИЙ, АПОЛЛОС И КОДРАТ [Исакий; греч. Ισακιος, Απολλς κα Κοδρτος] ( 303), мученики Никомидийские (пам. 21 апр.). Сведения о них содержатся в визант. Синаксарях; И., А. и К. были слугами мц. Александры Царицы , жены имп. Диоклетиана, к-рая пострадала за Христа вместе с вмч. Георгием , однако в пространных Житиях великомученика на греч. и др. вост. языках эти святые не упоминаются. По примеру царицы И., А. и К. обратились в христианство и смело обличили императора, за что тот приказал схватить их и бросить в тюрьму. Всю ночь правитель размышлял, какой смерти предать мучеников. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) говорится, что на рассвете трое слуг были обезглавлены, однако в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца и в «Великом Синаксаристе» К. Дукакиса сообщается, что И. и А. были заморены голодом в темнице. В нек-рых визант. Синаксарях (напр., Paris. gr. 1589, XII в.) память И., А. и К. отмечена под 22 апр. В Римском Мартирологе (XVI в.) 21 апр. указана память мучеников Аполлина, Исакия и Кротата (Apollin, Isacius, Crotat), пострадавших в Никомидии в Вифинии при имп. Диоклетиане. Вероятно, составитель Римского Мартиролога кард. Цезарь Бароний передал т. о. имена 3 слуг царицы Александры, заимствованные им из греч. Синаксарей. Х. Тамайо де Саласар внес имена 3 мучеников в т. н. Испанский Мартиролог (1655) и, следуя поздней зап. агиографической традиции, указал в качестве места их казни г. Акци (ныне Гуадикс на юго-востоке Испании). В 1629 г. Хуан де Араус, еп. Гуадикса, официально установил почитание И., А. и К. в своем диоцезе. Ист.: BHL, N 637; ActaSS. Apr. T. 2. P. 842-843; MartRom. P. 148; PG. 117. Р. 417 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 619-620, 622; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 4. Σ. 329-330; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 254-255; ВМЧ. Стб. 639; ЖСв. Апр. С. 319. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 117; Т. 3. С. 152; MartRom. Comment. P. 149; Αλεξνδρα//ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 44; Lambert A. Apollo//DHGE. T. 3. Col. 999; Brandi M. V. Alessandra, Apollo, Isacco e Codrato//BiblSS. Vol. 1. Col. 761-762; Aubert R. Isace//DHGE. T. 26. Col. 110-111; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 23-24. А. Н. К. Рубрики: Ключевые слова: АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)

http://pravenc.ru/text/674784.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИТРИЯ [Нитрийская гора; греч. Νιτρα, τ ρος τς Νιτρας], один из крупнейших центров монашества в Египте в IV-VI вв. наряду с Келлиями и Скитом . Расположена на самом краю Ливийской пустыни, в зап. части Дельты, в 15 км к юго-западу от г. Даманхура (М. Гермополь), епископского центра окрестных земель (см. Гермопольская митрополия ). Название Как и большинство топонимов Египта того времени, эта область имела греческое и коптское названия. Греческое наименование «Нитрия» связано с открытыми там месторождениями соды (натр; греч. ντρον), разработка и использование к-рых начались еще в древности. Поскольку смесь натра с маслом служила моющим средством для одежды, монашеская традиция присвоила этому названию символическое значение: место, где смываются человеческие грехи ( Rufin. Hist. mon. 21; Hieron. Ep. 22). Долгое время, несмотря на противоречие топографическим деталям, на к-рые указывает Палладий , еп. Еленопольский, в «Лавсаике», Н. отождествлялась с Нитрийской (Скитской) пустыней (араб. Вади-эн-Натрун); в действительности эта пустыня лежит в 65 км к югу от Н. и там находится Скит. Благодаря исследованию Х. Дж. Эвелин-Уайта стало понятно, что топоним «Нитрийская пустыня» в источниках может указывать и на Скит, и на Н., топоним же «Нитрия» никогда не служит обозначением Нитрийской пустыни и Скита. В копт. источниках встречаются 2 соответствия греч. названию. В документах на бохайрском диалекте (Н. Египет) это «(гора) Пернудж» ( pernouj, ptwou Mpernouj ), что является названием селения, ближайшего к возникшему монашескому центру. Оно существует до сих пор, но его название трансформировалось в соответствии с араб. фонетикой в «Эль-Барнуги» (Эль-Барнуджи). В текстах на саидском диалекте (В. Египет) встречается калька с греч. названия ( ptoou Mpxosm - Натриевая гора), поскольку местные переводчики могли не знать копт. названия селения, расположенного в Н. Египте. Появление слова « ptwou/ ptoou » («гора») может объясняться или небольшим повышением рельефа в этой местности, или, что более вероятно, тем фактом, что одно из значений данной лексемы в копт. языке - монастырь, монашеское поселение. История

http://pravenc.ru/text/2577699.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» (Евхаитская). До 1345 г. (мон-рь Хиландар на Афоне) Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» (Евхаитская). До 1345 г. (мон-рь Хиландар на Афоне) [Серрская, Сересская, царя Стефана Душана], чудотворный литийный образ из мон-ря Хиландар на Афоне, прославившийся в сер. XIV в. Название (засвидетельствовано в сер. XVI в.) икона получила вслед. того, что г. Серры (ныне Серес, Греция) в греч. Македонии в средние века у юж. славян ошибочно отождествлялся с малоазийскими Евхаитами. Единственным источником исторических сведений об иконе служит монастырское предание, записанное в 1559 г. в Москве в числе др. рассказов о святынях Хиландарского мон-ря («Повесть страшна и ужаса исполнена и душеполезна верным») со слов участников хиландарского посольства и представленное уникальным списком 3-й четв. XVI в. (ГИМ. Хлуд. 147Д. Л. 80-97; Турилов. 1996); в южнослав. традиции (включая афонскую) не засвидетельствованы ни цикл сказаний, ни отдельное сказание о Е. и. Согласно этому преданию, Е. и. была взята серб. царем Стефаном Душаном из г. Битола (Пелагония) в Юго-Зап. Македонии во время военного похода на Серры (1345). Город был сильно укреплен, и серб. войско приступило к его осаде. Осажденные вынесли на городские стены кресты и иконы. Благочестивый царь приказал прекратить осаду и направил к городу крестный ход во главе с Е. и., когда же греки начали стрелять со стен по процессии, царь Стефан Душан повелел ее участникам вернуться. В это время греч. вельможа, по имени Каваларь (вероятно, от франц. cavalier - рыцарь), итальянец или француз («фрязин») родом (судя по всему, католик), прицелился, выстрелил из лука и попал в изображение прор. Илии на обороте иконы, из которой чудесным образом потекла кровь. Чудотворный образ развернул несших его в обратном направлении, устремился к городским воротам и с силой ударил в них. Ворота рухнули, а икона «мало пощепися».

http://pravenc.ru/text/187896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БУРЯТИЯ [Республика Бурятия], субъект Российской Федерации. Территория: 351,3 тыс. кв. км. Столица: г. Улан-Удэ. География. Б. расположена в юж. части Вост. Сибири, в Зап. Забайкалье. На юге граничит с Монголией, на юго-западе с Республикой Тыва, на северо-западе и севере - с Иркутской, на востоке - с Читинской областями. Поверхность гористая, с небольшим количеством равнинных участков, леса занимают 65,5% территории. Население (1 янв. 2003): 1013,5 тыс. чел., городское - 59,8%, сельское - 40,2%, плотность населения - 2,9 чел. на 1 кв. км. Национальный состав: русские - 70%, буряты - 24%, украинцы - 2,2%, др. национальности - 3,8%. Административное устройство. Бурят-Монгольская АССР (БМАССР) образована в 1923 г. в результате объединения Бурят-Монгольской АО (образована в 1921) и Монголо-Бурятской АО (образована в 1922), в 1930-1936 гг. БМАССР входила в Восточно-Сибирский край, с 1958 г.- Бурятская АССР, в 1992 г. переименована в Республику Б. В наст. время Б. поделена на 21 район. Крупнейшие города - Улан-Удэ, Гусиноозерск, Северобайкальск, Кяхта. Религия Традиц. и имеющими наибольшее число последователей являются Православие и буддизм . На 1 апр. 2003 г. в Б. зарегистрировано 168 религ. объединений: РПЦ - 65, старообрядцев - 7, католиков - 1, протестантов - 36, иудеев - 1, мусульман - 3, буддистов - 41, прочих - 14. Русская Православная Церковь Церковь во имя Св. Троицы в Улан-Удэ. 1798–1809 гг. Фотография. 2001 г. Церковь во имя Св. Троицы в Улан-Удэ. 1798–1809 гг. Фотография. 2001 г. Территория Б. составляет Бурятское благочиние Читинской и Забайкальской епархии , в к-рое входят 63 прихода и 2 мон-ря ( Сретения Господня жен. в с. Батурине Прибайкальского р-на и Посольский в честь Преображения Господня муж. в с. Посольском Кабанского р-на). На территории Бурятского благочиния служат 29 священников, в т. ч. 2 иеромонаха, кафедральный храм - Вознесенская ц. в Улан-Удэ.

http://pravenc.ru/text/153687.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религиеведение КАРАИМЫ возникшая в нач. VIII в. по Р. Х. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой отрицает раввинистическо-талмудическую традицию и является основой для иудаизма раввинистического КАРМА одна из основополагающих концепций, определившая космологические, антропологические, сотериологические, социально-этические парадигмы всех религиозно-философских систем Индии [др. названия - синтоизм учений и течений, сектантский синтоизм, синто конфессий], собирательное обозначение движений, возникших в япон. синтоизме в XIX в. КЕЦАЛЬКОАТЛЬ [майя-Кукулькан; в эпосе «Пополь Вух» - Кукумац], в мифологии доколумбовой Мезоамерики бог ветра, неба, творец и создатель человека; олицетворение планеты Венера КЕЧУА РЕЛИГИЯ традиционные верования америндейской этнической общности, говорящей на языках семьи кечуа (совр. Перу) КИБЕЛА фригийская богиня - прародительница всего сущего, олицетворение матери-природы, богиня плодородия; объект мистериального культа КИБЛА [араб.- «направление», «то, что находится напротив»], в исламе направление на главное святилище - Каабу в г. Мекка, соблюдаемое во время совершения молитвы и нек-рых ритуалов КИМБАНГУИЗМ [офиц. название - Церковь Иисуса Христа на земле через Его избранного вестника Симона Кимбангу], афрохрист. новое религ. движение синкретического характера, крупнейшая Независимая Африканская Церковь на территории тропической Африки КИРИБАТИ [Республика Кирибати], островное гос-во в юго-зап. части Тихого океана, на пересечении экватора и линии перемены дат КИТАЙ [кит. Чжунго, букв.- Срединное государство], Китайская Народная Республика (КНР), гос-во в Вост. и Центр. Азии «КНИГА ПЕРЕМЕН» кит. " книга книг " , наиболее авторитетноепроизведение канонической (цзин) и философской (цзы) литературы , стоящее во главе конфуцианского «Пятиканония» («У цзин») и неоконфуцианского «Тринадцатиканония» («Ши-сань цзин») КОАН собого рода текст в кит. буддизме в школах традиции Чань и в буддийских школах тех стран, где она получила распространение (Сон в Корее, Тхиен во Вьетнаме, Дзэн в Японии и др.) КОБЕН (1173, п-ов Кии, совр. префектура Вакаяма - 1232, Тоганоо близ совр. Киото), япон. мыслитель, сторонник возрождения буддийской общины и обновления учений «старых» буддийских школ, один из знаменитых монахов-проповедников в Японии в XIII в. КОНФУЦИЙ (551-479 до Р. Х.), первый кит. философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства КОРАН священная книга мусульман, собрание откровений, к-рые были произнесены пророком Мухаммадом между 610 и 632 г. КОРЕЯ [Корейская Народно-Демократическая Республика, КНДР], гос-во в Вост. Азии, на севере Корейского п-ова и частично на материке

http://pravenc.ru/rubrics/122520_10.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ КАТУНАКИЙСКИЙ [Катунакский; греч. Εφραμ Κατουνακιτης], (6.12.1912, Амбелохори, близ Фив, Греция - 14(27).02.1998, Катунакии, Афон), иеросхим., старец (в миру Евангелис). Род. в бедной крестьянской семье. В 1930 г. окончил гимназию в Фивах. 14 сент. 1933 г. был принят послушником в скит св. Ефрема в Катунакиях (юго-зап. побережье п-ова Афон). Через год был пострижен в рясофор. 28 янв. 1935 г. принял постриг в великую схиму с именем Ефрем. В 1936 г. в Фивах Е. К. был рукоположен во диакона митрополитом Кикладским Германом, 20 авг. того же года посвящен в сан пресвитера. Е. К. был учеником афонского старца Иосифа Исихаста . В 1975 г. в Катунакийской пуст. вокруг Е. К. стало собираться монашеское братство, к-рое он возглавлял до конца жизни. В 80-х гг. старец активно поддерживал молодые братства Афона, возрождавшие общежительный устав святогорских мон-рей, однако в 1981 г. отказался стать игуменом Великой Лавры . Известны его письма духовным чадам и родственникам, богословские заметки, импровизированные молитвы. Сохранились также магнитофонные записи его бесед, тексты писем легли в основу его жизнеописаний. Еще при жизни Е. К. получил широкую известность как подвижник и продолжатель древней аскетической традиции исихастской молитвы. Соч.: Ефрем Катунакский. Письма и тексты//Старец Ефрем Катунакский/Пер. В. Дьяченко. М., 2002. Лит.: Γροντας Εφραμ Κατουνακιτης. Κατουνκια (Αϒιον Ορος), 2000; Ιωσφ Γρων. Ο χαρισματοχος υποτακτικς ϒροντας Εφραμ ο Κατουνακιτης (1912-1998). Αϒιον Ορος, 2001; Иосиф Ватопедский, мон. Блаженный послушник: Жизнеописание старца Ефрема Катунакского: Пер. с новогреч. М., 2004. К. И. Лобовикова Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ДИОНИСИЙ (ок. 1722 - после 1792), иером., духовный писатель, насельник Димитрия Солунского вмч. скита (Ватопедский мон-рь, Афон)

http://pravenc.ru/text/182155.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архитектура ЗАЛЬЦБУРГ город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли Зальцбург и резиденция католич. архиепископа ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗАРНДЖА с. в горной местности (Армения), в к-ром находится храм 30-40-х гг. VII в., памятник арм. средневек. зодчества ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 1727), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник ЗВАРТНОЦ церковь свт. Григория Просветителя (Сурб-Григор), один из памятников армянской и мировой средневек. архитектуры ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич (1688 (по др. сведениям, 1686) - 1743), архит., градостроитель, художник-график, один из первых зодчих С.-Петербурга ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА один из устойчивых символических топонимов в восточнохрист. традиции, отождествляющий сакральное пространство города с прообразом Царьграда (К-поля) ИАКОВОВ СВЯТЫХ АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ [апостолов Иакова, брата Господня, и Иакова Зеведеева], памятник арм. архитектуры и искусства эпохи крестоносцев ИВЕРСКАЯ ЧАСОВНЯ (Иверской иконы Божией Матери), в Москве у Воскресенских ворот Китай-города; одна из особо почитаемых святынь православной Москвы ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ИЛОРИ церковь во имя вмч. Георгия (1-я четв. XI в.) Сухумско-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИПРАРИ (XI в.), ц. во имя Архангелов (Тарнгзел) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви ИПХИ (X в.), ц. во имя вмч. Георгия (Джграаг) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви КАИР крупнейший город Ближ. Востока, столица Египта, резиденция патриархов Александрийской Православной Церкви и Коптской Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви КАЛЪАТ-СИМЪАН монастырь в Сев. Сирии, у столпа, на котором подвизался прп. Симеон Столпник (Старший) (ок. 386-459; пам. 1 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/123090_7.html

История РЦ. Кн. 1-3, 5, 6; Материалы научно-богословской конференции, посв. памяти прпмч. Афанасия, игум. Брестского и 400-летию Брестских церковных соборов. Минск, 1997; Шейкин Г. Н. Полоцкая епархия. Минск, 1997; Mironowicz A. Teodozy Wasilewicz, archimandryta Slucki, biskup Bialoruski. Biaystok, 1997; Зarapyльcki Э. М. Заходняя Русь, IX-XIII ст. Минск, 1998; Kahфecii на Бeлapyci (канец XVIII-XX ст.). Минск, 1998; Короткая Т. П. , Прокошина Е. С. , Чудникова А. А. Старообрядчество в Белоруссии. Минск, 1998; Василий (Костюк), иеродиак. История Полесской епархии (1922-1944 гг.). Брест, 1999; Лысенко П. Ф. Туровская земля, IX-XIII вв. Минск, 1999; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999; Этнические и конфессиональные проблемы в современном мире: Науч.-информ. сб. Минск, 1999. Вып. 1; Беларусь на парозе Минск, 2000; Epмaлobiч М. I. Беларуская дзяржава Bялikae Княства Минск, 2000; А. К. Стварэнне Bялikara Княства Rzeszów, 2000. Свящ. Феодор Кривонос, В. А. Теплова, И. В. Чаквин, И. В. Оржеховский, Г. Н. Шейкин, С. В. Силова, Г. А. Лаврецкий Церковное пение Древнерусский период (X-XVII вв.) Начало письменной истории певч. искусства относится к кон. Х в. Основой певч. традиции являлся монодийный знаменный распев , белорус. редакции к-рого засвидетельствованы начиная с XV в. Церковнослав. язык белорус. книг отражает влияние фонетики народной диалектной речи и украинизмов. Единственной разновидностью нотолинейного певч. сборника Юго-Зап. Руси является Ирмологион . Особенности знаменных и ранних нотолинейных Ирмологионов XVI - 1-й пол. XVII в. передают связь практики того времени с ранней древнерус. традицией. В белорус. образцах проявляются те же «черты архаики», к-рые, по мнению прот. И. Вознесенского , были присущи укр. Ирмологионам: особый подбор репертуара для записи, длительное сохранение раздельноречия , надстрочные знаки придыханий и ударений. В основе белорус. Ирмологионов XVII в. почти всегда лежит четырехчастная структура: 1) Обиход; 2) Октоих и Ирмологий (в виде единого осмогласника или разделенных циклов); 3) Подобны; 4) Стихирарь с ирмосами (минейный), Триодь и Обиход Постный, Праздники (этот раздел изложен в порядке дней церковного года).

http://pravenc.ru/text/77856.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010