Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГРЕЦИЙ [Агрикий, Агриций; лат. Agroecius, Agricius, Agritius] († ок. 333), св. (пам. зап. 13 или 19 янв.), еп. Трирский. Род. в Гаскони (Юго-Зап. Франция). Первый из достоверно известных епископов г. Августа Треверов ( Трир , Зап. Германия). В 314 г. А. принимал участие в Соборе в Арле, под документами к-рого его подпись стоит сразу после председательствовавшего на Соборе епископа Арелатского. При А. Трир был столицей рим. провинции Бельгика, главным городом Галлии и одной из имп. резиденций. С IX в. существует местное предание о том, что А. будто бы был Патриархом Антиохийским и явился в Трир по приглашению равноап. царицы Елены , матери Константина Великого , к-рая отдала ему часть своего дворца под строительство собора; с собой он принес обретенную св. Еленой тунику Христову, являющуюся с тех пор главной святыней трирского кафедрального собора. А. приписывается также перенесение в Трир мощей св. ап. Матфия , находящихся сейчас в бенедиктинском мон-ре. При А. в Трире начали создаваться первые школы, велось большое церковное строительство. Иконография На миниатюре Псалтири Эгберта из Трира (980 г. Cividale. Museo Archeol. Naz. 136 Fol. 66v) А. изображен в епископском облачении с небольшой бородой, на голове тонзура ; представлен в молении ( орант ). Ист.: BHL, N 178-179; ActaSS. Jan. T. 1. P. 773-781; MGH, SS. T. 8. P. 211-212; PL. T. 154. Col. 1248-1249. Лит.: Marx J. Der Biograph des Bischofs Agricius//Westd. Zschr. f. Geschichte u. Kunst. 1893. Bd. 12. S. 37-50; Allmang G. Agrecius (Agricius) (1)//DHGE. T. 1. Col. 1014; LTK. T. 1. Sp. 207. Иконогр.: LCI. Bd. 5. Sp. 63; Menzel K. , Corssen P. Die Trierer Ada-Handschrift. Lpz., 1889. S. 114. Tf. 1; Sauerland H. V. , Haseloff A. Der Psalterium Erzbischoffs Egberts von Trier. Trier, 1901. Tf. 13; Irsch. S. 14-15. А. И. Макаров, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/63374.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Страноведение. Турция АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции ВЛАХЕРНЫ район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы ИКОНИЙ [Икония] (ныне Конья), г. в М. Азии (совр. пров. Конья, Турция), место проповеди св. ап. Павла и образования одной из древнейших христ. общин ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви КЕСАРИЯ КАППАДОКИЙСКАЯ город в Каппадокии в М. Азии, в античности и средние века 1-я по рангу митрополия Константинопольской Православной Церкви КИЗИК город на юж. берегу Пропонтиды (Мраморного м.), кафедра епархии К-польской Православной Церкви, совр. локализация - Балкыз (или Белкис), близ Эрдека, Турция КИРР [Кир], античный и византийский город в Сев. Сирии, ныне развалины Талль-эн-Наби-Хури, близ границы Сирии и Турции), церковная кафедра в составе митрополии Иераполя (ныне Манбидж) Антиохийской Православной Церкви КОНСТАНТИНОПОЛЬ [в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский) МЕЛИТИНА [Мелитена], ныне Малатья (Юго-Вост. Турция); древний и средневек. город в М. Азии, на границе Каппадокии и Армении, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви МИНЫ СВЯТОГО ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ Мины святого храм в Константинополе, греч. правосл. церковь в древнем квартале Псамафия (тур. Саматья), на юго-вост. склоне холма Ксиролоф, близ района Еленианы МИРЫ ЛИКИЙСКИЕ город на юге М. Азии (ныне Демре (Кале), Турция), древняя христианская митрополия, важнейший центр паломничества в Юж. Анатолии в визант. эпоху и почитания Мирликийского свт. Николая

http://pravenc.ru/rubrics/185404.html

Жировицкий Ирмологион. 1649 г. (НБУВ ИР. Ф. 1. 3367. Fol. 14) Жировицкий Ирмологион. 1649 г. (НБУВ ИР. Ф. 1. 3367. Fol. 14) Начиная с 20-40-х гг. XVII в. широкое распространение получили новые песенные напевы херувимской, исполнявшиеся наряду с традиц. репертуаром (известны по укр. Ирмологионам XVII - нач. XIX в. из правосл. мон-рей). В этих кратких мелодиях заметны отсутствие связей с интонационным строем знаменного распева, влияние европ. песенности, четко выраженная мажорная или минорная ладовая основа, симметрия в расположении попевок. В связи с краткостью напева текст херувимской распевался в куплетной форме, по строкам. Новые напевы херувимской, подтекстованные только 1-й строкой, часто выписаны циклами по 8, 15 или более образцов, из к-рых многие сходны между собой. Рядом с таким циклом выписывался также канонический, мелодически развернутый напев херувимской, к-рый мог помещаться в сборнике с названиями «супрасльский», «киевский», «старожитный» и др. или без наименования. Можно предположить, что этот многораспевный комплекс был необходим в монастырском богослужении, где краткие «новые» напевы предназначались для вседневных будничных литургий, а торжественный традиц. напев - для воскресных и праздничных. Песенные напевы близки по стилю мелодизму ранних партесных концертов и считаются одним из его истоков. Партесная обработка песенной херувимской содержится в Супрасльском Ирмологионе 1638-1639 гг. (4 голоса выписаны последовательно), она напоминает песни из протестант. канционалов. В Ирмологионе иером. Тарасия (базилианские мон-ри, до 1643) мелодичность напева подчеркнута названием «  ». Общность певч. материала говорит о том, что укр. и белорус. Ирмологионы составляли единую традицию муз. книжности Юго-Зап. Руси. Правосл. переписчики, покидавшие белорус. земли вслед. сложного конфессионального положения, составляли в Москве и С.-Петербурге Ирмологионы юго-зап. образца, репертуар к-рых дополнен российскими напевами. Так, в Ирмологионе иером. Гавриила Аранесовича, «полочанина, постриженца Черниговского», есть напевы «белорусский», «кутеинский», «простый», «московский», «болгарский» (Саввин Сторожевский мон-рь, 1673 - РГБ. Ф. 205. 248). В анонимном Ирмологионе сер. 50-х гг. XVIII в. содержатся «киевский», «острожский», «московский», «смоленский», «печерский», «симоновский», «польский», «кутеинский», «болгарский», «греческий» напевы; в др. сборниках - «невский», «жуковский». С первых лет книжной справы сер. XVII в. по приказу Патриарха Никона в Московскую Русь привозили белорус. и укр. книги, приезжали знатоки церковного пения. Первый из датированных нотолинейных Ирмологионов, известных в Москве, был переписан свящ. Тимофеем Куликовичем в Белом Ковеле при братской ц. Рождества св. Иоанна Предтечи (Оршанское воеводство - ГИМ. Син. певч. 1368, 1652 г.); наряду с др. сборниками Юго-Зап. Руси он использовался в Воскресенском Новоиерусалимском истринском мон-ре .

http://pravenc.ru/text/77856.html

Николая Чудотворца в росписях Софии Киевской// Бугаевский. 2011. С. 446-463). Так, Н. представлен на мозаике в алтаре под сценой «Причащение апостолов» фронтально в рост в белой фелони 1-м из святителей в левом ряду, сразу за первомч. архидиак. Стефаном (Там же. Ил. 2, 4. С. 448, 450). Суровый лик, благословляющая десница перед грудью на уровне Евангелия в левой руке являются отражением визант. традиции иконографии. Размещение образа Н. рядом с фигурами свт. Климента, папы Римского (чьи мощи были перенесены равноап. кн. Владимиром из Корсуни в Киев), и свт. Епифания, еп. Кипрского (в день его памяти была освящена Десятинная церковь в Киеве), призвано указать на связь избранных святых с началом христианства на Руси и с покровительством их рус. христианам. Еще 2 фресковых образа Н. имеются в наосе в одной из 2 арок, соединяющих юго-зап. компартимент под хорами с подкупольным пространством, и в зап. части юж. внутренней галереи; в обоих случаях святой представлен в том же изводе, что и на алтарной мозаике. Фигура Н. в юго-зап. объеме собора (цвет его фелони розовый, обрез Евангелия - синий) соседствует с патрональными образами святых рус. князей (Там же. Ил. 7, 8. С. 452, 453, 455). При изображении Н. в юж. внутренней галерее надпись не сохранилась, но облик узнаваемый: высокий лоб обрамлен короткими, чуть вьющимися волосами (Там же. Ил. 13, 15. С. 456, 457). Святитель облачен в светлые одежды, зеленоватая фелонь покрывает левую руку, на к-рой он держит Евангелие, на правом плече ткань фелони приподнята, так что виден рукав синего платья с золотым поручем; белый омофор украшен крупными крестами; Евангелие в золотом окладе с зеленым обрезом подобно богато отделанным напрестольным кодексам средневизант. времени к-польской работы. Это фресковое изображение святого было выделено среди других с помощью декоративных приемов: на нимбе живописью исполнена окантовка в виде жемчужин, на одеждах сохранились следы мелких гвоздей, крепивших металлические пластинки, составлявшие драгоценный оклад.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

На «Житие» Епифания опирались все последующие авторы, писавшие об А. П. Никита Давид Пафлагон составил на основе его 2-й редакции Похвальное слово (энкомий) А. П. (BHG, N 106) и житие энкомиастического типа - «Laudatio» (BHG, N 100), в к-ром добавил к повествованию Епифания упоминания о проповеди А. П. в дер. Харакс в Пафлагонии, о поставлении еп. Пальма в Амастриде и историю с Лесбием в Патрах. Симеон Метафраст (BHG, N 101), использовавший 1-ю редакцию «Жития» Епифания, распространил область проповеди А. П. до Дуная и присоединил, так же как и Никита Давид, рассказ о перенесении мощей апостола в К-поль. Известны также неск. визант. энкомиев А. П. (BHG, N 103-108). Дальнейшее развитие визант. традиция получила в Грузии и на Руси. Миссионерские путешествия ап. Андрея Первозванного Миссионерские путешествия ап. Андрея Первозванного В Грузии начало христ. проповеди издавна связывалось с именем А. П.: грузины (греч. горсины) упоминаются в нек-рых рукописях апостольского списка Псевдо-Епифания, сведения об иверах имеются у Епифания Монаха. Список Псевдо-Дорофея не позднее VIII в. был переведен на груз. язык и включен в груз. гомилетико-литургический сб. Кларджетский многоглав (IX в.), отражающий древнейшую (VI-VIII вв.) литургическую практику Грузинской Церкви. В кон. X в. прп. Евфимием Святогорцем была переведена на груз. язык «Похвала» («Хождение и проповеди святого апостола Андрея Первозванного») Никиты Пафлагона; уже в X-XI вв. в зап. и юго-зап. частях Грузии была широко распространена оригинальная груз. версия «Похвалы», включенная Леонтием Мровели в XI в. в состав груз. летописного сб. Картлис Цховреба , повествующая о проповеди А. П. в Юго-Зап. Грузии во время его 3-го путешествия. Согласно жребию Грузия досталась в удел Пресв. Богородице, но в видении Ей явился Господь Иисус Христос, поручивший послать туда А. П. Получив из рук Богоматери Ее нерукотворную икону, А. П. вместе с ап. Симоном Кананитом отправился сначала в Трапезунд, где проживали мегрелы (греч. лазы).

http://pravenc.ru/text/115300.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Араповский мон-рь св. Недели [Болг. Араповски манастир «Света Неделя»], Болгарской Православной Церкви. Расположен в 8 км восточнее г. Асеновград, близ с. Арапово (совр. Златоврых). Возник в 1856 г. как монашеская община, преобразованная через 3 года в обитель. Расположение А. м. на открытом пространстве в поле не характерно для болг. мон-рей, к-рые устраивались обычно на холмах, в предгорьях или в горах, и обусловлено нахождением вблизи него св. источника. Отсюда и специфическая черта внешнего облика А. м., напоминающего средневек. крепость, хотя сами постройки не имеют фортификационного назначения и традиционны для эпохи болг. национального возрождения. Строительство соборного храма, трехнефного с 3 апсидами, было начато в 1856 г. мастером Стою, избравшим в качестве образца соборы Горно-Воденского и Бачковского мон-рей; освящен в 1859 г. в честь св. Недели. Средства на постройку и украшение храма были собраны населением окрестных сел; имена дарителей сохранились в ктиторских надписях над сев. и юж. вратами храма. В 1928 г. купол храма пострадал от землетрясения, восстановлен и заново расписан худож. Н. Эвровым в 1930 г. В 1856-1859 гг. был возведен П-образный корпус, огибающий храм с востока, запада и севера (сохранился только зап. двухэтажный келейный корпус); позднее в юго-зап. углу пристроили Г-образное крыло (восстановлено в 1935). В 60-х гг. XIX в. на юго-востоке монастырского двора появилась трехэтажная жилая башня высотой ок. 9 м (отреставрирована в 70-х XX в.), по преданию, в ней неоднократно находил убежище легендарный родопский гайдук Ангел Воевода. В 1870 г. над св. источником (перед сев. вратами) была поставлена часовня - однонефная постройка с апсидой и массивным цилиндрическим сводом; расписана в 1875 г. В 1929 г. в зап. части А. м. построена колокольня. Св. равноап. Кирилл крестит царя Бориса II. Св. равноап. Мефодий проповедует народу. Роспись ц. св. Недели Араповского мон-ря. 1864 г.

http://pravenc.ru/text/75834.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Панорама Иерусалима с видом на Храмовую гору и Елеон [евр.  ,     греч. Ιερουσαλμ; лат. Hierosolyma; араб.   (Аль-Кудс); франц. Jérusalem; англ., нем. Jerusalem; итал. Gerusalemme; испан. Jerusalén; румын. Ierusalim; серб. Jepycaлuм; болг. Йерусалим; груз. ; арм. ; амхар.  ; копт. ciL___H_M ; сир.  ], город в исторической Палестине , место проповеди, крестной смерти и воскресения Иисуса Христа , образования 1-й общины христиан (Церкви). И. имеет особое символическое значение для христиан всех конфессий как центр Святой земли и средоточие памяти о библейских событиях, воспоминание о к-рых и приобщение к к-рым составляет главный смысл традиции паломничества христиан в И. и Св. землю. Традиции почитания Небесного Иерусалима как символа грядущего Царства Божия придается большое значение в эсхатологии . И. также является священным городом иудеев как древняя столица Израиля, место, где находился Иерусалимский храм. В исламской традиции И. почитается как 3-й по значению священный город после Мекки и Медины. Совр. И.- город с территорией 125,2 тыс. кв. км; население ок. 750 тыс. чел. (2007). Христиане всех конфессий в И. составляют ок. 2% населения (менее 15 тыс. чел.), иудеи - 64% (проживают преимущественно в Зап. И.), мусульмане - 32% (преимущественно в Вост. И.). Клинописная табличка с упоминанием Иерусалима. Амарнские письма. XIV в. до Р. Х. (Переднеазиатский мезуй, Берлин) Клинописная табличка с упоминанием Иерусалима. Амарнские письма. XIV в. до Р. Х. (Переднеазиатский мезуй, Берлин) И. расположен на плоскогорье в седловине Иудейских гор (средняя высота ок. 800 м над уровнем моря). Исторический центр И. разместился на 2 холмах, тянущихся с севера на юг и в древности разделенных долиной Тиропеон, ныне засыпанной. Рельеф понижается с северо-запада на юго-восток. Холмы обрывистые, ограничены долинами Хинном (см. Енномова долина ; с юга) и потока Кедрон (с востока). Большая часть исторического центра находится за стенами современного Старого города. Он разделен на 4 квартала: Христианский (северо-западный), Армянский (юго-западный), Мусульманский (северо-восточный) и Еврейский (юго-восточный). Пространственно выделенная Храмовая гора (740 м) возвышается в юго-вост. углу Старого города. Юж. отроги холмов (западного - гора Сион (765 м) и восточного - Офел) расположены вне городских стен. У юж. оконечности вост. холма, недалеко от места соединения долин Хинном и потока Кедрон, находится питаемая из родника Гихон купель Силоам ; здесь расположен т. н. город Давида. К востоку от Старого города, за Кедроном, с севера на юг тянется гряда гор Скопус (826 м), Елеонской (Масличной; 815 м) и ее юж. отрога горы Соблазна.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНЕСИЙ († до 660), св. (пам. зап. 3 июня), еп. г. Арверн (совр. Клермон-Ферран, Франция). Точные годы епископата неизвестны; 21-й епископ Арверна, занимал кафедру между св. Галлом II и Гироиндом. Предшественник Г. был еще жив ок. 630/5 г. (датировка послания к св. Дезидерию - Desiderii Cadurcensis Ep. 2. 20//PL. 37. Col. 265-267); еп. Гироинд упомянут в привилегии еп. Эммона Сенонского мон-рю Петра Живого в Сенонах (совр. Санс, Франция) в 660 г. (PL. 88. Col. 1174). Т. о., Г. был епископом Арверна в 40-50-х гг. VII в. Житие Г., опубликованное болландистами, является позднесредневек. панегириком и не представляет особой исторической ценности. Г. также упоминается в житиях своих преемников на епископской кафедре Арверна: св. Преекта († 675/6) и св. Бонита (690 - ок. 700); эти тексты относятся к кон. VII - 1-й пол. VIII в. Сохранилась древняя эпитафия в честь святого в церкви его имени в Клермон-Ферране (ранее ц. св. Симфориана). Согласно Житию, Г. происходил из знатной семьи сенаторского сословия. Вел отшельническую подвижническую жизнь. Избранный епископом, он пытался отказаться от высокого сана и хотел добиться в Риме разрешения остаться простым монахом, но паства воспрепятствовала этому. В 2 анонимных житиях св. Преекта сообщается, что, еще будучи архидиаконом, Г. взял на воспитание юного Преекта, дал ему хорошее духовное образование и впосл. доверил ему решать вопросы благотворительности (Vita Praeiecti secunda. 3), к-рой уделял особое внимание. Житие св. Бонита упоминает, что он основал в 30 км к юго-востоку от Арверна, в бывш. своем родовом имении, мон-рь Магнилок (совр. Манглиё), при нем учредил странноприимный дом (Vita Boniti. 17). Управление им он поручил аббату Еводию; видимо, это тот же эконом (лат. custos) Еводий позже, во время епископата св. Преекта, помогал св. Генесию , гр. Арвернскому († ок. 710), в учреждении мон-ря Камаларии (совр. Шамальер). В Магнилоке нек-рое время после отречения от епископского сана подвизался св. Бонит. Г. на собственные средства построил ц. св. Симфориана в Арверне, где и был погребен (Epitaphia S. Genesii). Ист.: ActaSS. Iun. T. 1. P. 315-317; Epitaphia S. Genesii//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 228, 245-246; Vita S. Praeiecti [prima]//Ibid. P. 212-213; Libellus de ecclesiis Claromontanis//Ibid. T. 7. P. 463; Vita S. Praeiecti [secunda]. 3//ActaSS. Ian. T. 2. P. 636 [BHL, N 6915, 6917]; Vita S. Boniti. 17//Ibid. P. 1073. Лит.: BHL, N 3311-3312b; Mosnier S. -M. Les saints d " Auvergne. P., 1900. T. 1. P. 527-540; Viard P. Genès (7)//DGHE. T. 20. Col. 412-413; idem. Genesio, vescovo di Clermont//BiblSS. T. 6. Col. 119-120. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/162025.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Страноведение город на р. Рейн в Сев.-Зап. Германии архиепископская кафедра Римско-католической Церкви, в средние века - столица церковного княжества архиепископов Кёльнских КЕСАРИЯ КАППАДОКИЙСКАЯ город в Каппадокии в М. Азии, в античности и средние века 1-я по рангу митрополия Константинопольской Православной Церкви КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ КИЗИК город на юж. берегу Пропонтиды (Мраморного м.), кафедра епархии К-польской Православной Церкви, совр. локализация - Балкыз (или Белкис), близ Эрдека, Турция КИЛДЭР город в Ирландии, до XVI в.- кафедра католич. еп-ства; в наст. время кафедра англикан. еп-ства Мит и Килдэр КИПР [Республика Кипр], гос-во в Зап. Азии, на о-ве Кипр, расположенном в сев.-вост. части Средиземного м. КИРИБАТИ [Республика Кирибати], островное гос-во в юго-зап. части Тихого океана, на пересечении экватора и линии перемены дат КИРР [Кир], античный и византийский город в Сев. Сирии, ныне развалины Талль-эн-Наби-Хури, близ границы Сирии и Турции), церковная кафедра в составе митрополии Иераполя (ныне Манбидж) Антиохийской Православной Церкви КИТАЙ [кит. Чжунго, букв.- Срединное государство], Китайская Народная Республика (КНР), гос-во в Вост. и Центр. Азии КОМОРЫ [Коморские Острова, Союз Коморских Островов (СКО), гос-во близ вост. побережья Африки, расположенное в Индийском океане, в сев. части Мозамбикского прол., между Мадагаскаром и Мозамбиком КОНСТАНТИНОПОЛЬ [в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский) КОНСТАНЦА [Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КОРЕЯ Корея [Королевство Чосон], гос-во в Вост. Азии, существовало до 1910 г. (в 1910-1945 в составе Японии) КОРЕЯ [Корейская Народно-Демократическая Республика, КНДР], гос-во в Вост. Азии, на севере Корейского п-ова и частично на материке КОРИНФ одна из столиц Древнего мира; важный центр античного и средневек. христианства; памятник античной новозаветной и христ. археологии КОТ-Д " ИВУАР [Республика Кот-д " Ивуар; до 1986 официальное название страны на рус. языке - Берег Слоновой Кости], гос-во на западе Центр. Африки

http://pravenc.ru/rubrics/123286_6.html

Также к числу редких изводов принадлежит икона «Преображение» (XVII в.), где рядом с пророками Илией и Моисеем в верхней части располагаются их же изображения вместе с ангелами. Согласно свидетельству Григоровича-Барского, посещавшего К. п. м. в 1726 и 1744 гг., обитель была обременена долгами, в уплату к-рых пошли служебные сосуды. В сокровищнице мон-ря хранится серебряный позолоченный потир (ок. 1500), выполненный в молдавской мастерской в традиции западного ювелирного искусства, притом что надписи сделаны по-славянски, а изображения - в визант. стиле. Произведением к-польской мастерской является лицевая епитрахиль с композицией «Благовещение» и фигурами святителей (XVIII в.), Кондаков видел в К. п. м. молдовлахийскую лицевую епитрахиль, шитую золотными нитями, с Деисусом, святителями, преподобными и портретом ктитора Нягое Басараба с сыновьями и супругой с дочерьми (похожая на эту епитрахиль была вложена Нягое Басарабом в мон-рь Эсфигмен). Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004р. С. 53, 86-91, 117-119, 153-154, 181, 256, 299-300. Табл. 10; Οι θησαυρο του Αγου Ορους. Αθνα, 1991. Τ. 4. Πιν. 401-407; Treasures of Mount Athos: Cat. of Exhib. Thessal., 1997. Cat. 2.1, 2.2, 2.7, 9.3, 9.42, 11.13, 16.10, 21.6; The Holy Xenofontos Monastery: The Icons. Mount Athos, 1999; Милонас П. Иллюстр. словарь Св. Афонской горы. Tüb., 2000. Т. 1. Ч. 1: Атлас 20 суверенных мон-рей. Вып. 2. С. 272-285; Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев…»: Тема почитания икон в искусстве средневек. Руси. М., 2007. С. 69, 75; Τσιγαρδας Ε. Ν. Τοιχογραφες της περοδου των Παλαιολγων σε ναος της Μακεδονας. Θεσσ., 20082. Σ. 81-102; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μνημειακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθνα, 2010. Σ. 393-418. Κατ. 15.1-15.6. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос) ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон

http://pravenc.ru/text/2462145.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010