Так, например, вся 12-я глава книги Левит посвящена вопросу рождения ребенка, дням очищения матери и порядка посвящения ребенка Богу. В 15-й главе книги Левит даются указания Бога относительно соблюдения телесной чистоты, как мужчиной, так и женщиной, в том числе состоящих в браке. Это связано с тем, что по закону Божиему, даже будучи единой семьей, супруги все равно должны соблюдать определенные нормы совместной жизни, в том числе в ее связи с жизнью духовной. Так, например, Господь ограничивает связи мужа и жены в период постов или других важных событий в жизни. В дальнейшем такое понимание брачных взаимоотношений найдет себе место и в Христианской Церкви. 18-я глава книги Левит является одной из наиболее откровенных по своему содержанию и одной из самых строгих по вопросам о допустимых и недопустимых отношений между людьми (в том числе, между мужчиной и женщиной). Во многом именно на данных повелениях Господа Бога, раскрытых в этой главе, строились нравственные и межличностные отношения внутри народа избранного. В дальнейшем, все эти заповеди полностью перешли и в учение о нравственности и браке Христианской Церкви. Предупреждая об опасности нарушения установленных законов, Господь говорит: Чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас (Лев. 18: 28). Относительно добрачной чистоты и запрета на внебрачное сожитие в 19-й главе книги Левит есть особое указание Божие, данное родителям: Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом (Лев. 19: 29). Как мы помним из первой книги Священного Писания, а именно книги Бытия, именно за такие грехи и был уничтожен мир в результате потопа, когда только праведный Ной и его семья были спасены Самим Богом. Вспомним причины уничтожения жизни водами потопа: И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт. 6: 5). После потопа Господь обетовал, что больше ни разу Он не уничтожит жизни таким способом, однако и человек не должен был больше впадать в грех распутства и телесно-духовного разложения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Женское служение в Церкви Апостол Павел отмечает, что «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу». И далее рассуждает о том, что не все в Церкви имеют одинаковые служения, но «иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки». Апостол спрашивает: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» ( 1Кор.12:4–7, 28–30 ). Женское служение занимает свое особое место в числе служений, на которых основывается бытие тела Церкви. Женщина не может быть епископом или священником, но она может быть игуменией монастыря, может руководить церковным хором, быть профессором богословия, занимать другие важные должности, в том числе участвовать в церковном управлении. Материнство – уникальное призвание женщины Точно так же и в семье, по учению Церкви, у мужчины и женщины не разные права, а разные призвания. Только о женщине говорится, что она «спасется через чадородие» ( 1Тим.2:15 ). Рождение и воспитание детей – уникальное призвание женщины. Безусловно, в этом участвует и мужчина, однако на женщину здесь возлагается особая ответственность. Только женщина может быть матерью, и это призвание в семье невозможно заменить ничем, тогда как у отца есть свое незаменимое призвание. Об отношении Церкви к женщине можно судить по тому, как высоко ставит Церковь Божию Матерь. Пресвятая Богородица – Матерь Христа и Матерь Церкви. В Ее лице Церковь прославляет материнство – неотъемлемое достояние и преимущество женщины. Ярославская икона Божией Матери. Россия. 15–16 вв. Образ Матери с Младенцем на руках, нежно прильнувшим щекой к Ее щеке, – вот тот идеал, который Православная Церковь предлагает каждой христианке. Этот образ, в бесчисленном количестве вариантов присутствующий во всех православных храмах, обладает величайшей духовной притягательностью и нравственной силой. И до тех пор, пока Церковь существует, она будет напоминать женщине о ее главном призвании в земной жизни – материнстве и воспитании детей 102 . 9. Христианская жизнь – путь духовного подвига

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Совет не многословить в молитве вовсе не означает, что молитва не может быть продолжительной. Сам Иисус иногда целые ночи проводил в молитве ( Мф.18:22–25 ; Лк.6:12 ), и первые христианские молитвенные собрания также нередко продолжались с вечера до утра ( Деян.20:7–11 ). Речь в словах Спасителя идет о том, чтобы в молитве избегать лишних слов, то есть сосредотачиваться на самом главном. Напоминая о том, что молитва не должна быть лицемерной или показной, Господь одновременно указывает на всеведение Божие – на то, что Бог заранее знает все, о чем бы мы у Него ни попросили. Зачем нужно молиться? Иногда спрашивают: зачем молиться, если Бог и так знает все, что мы хотим Ему сказать? Мы молимся не для того, чтобы сообщить Богу то, чего Он не знает: мы молимся, чтобы поделиться с Ним тем, что для нас важно, что наболело. И Бог всегда слышит наши просьбы. Жизнь человека складывается не только из воли Божией, но и из того, чего желает и чего просит у Бога сам человек. В конечном итоге жизнь является плодом совместного творчества человека и Бога. Цель жизни христианина заключается в том, чтобы его личная человеческая воля полностью соединилась с Божией волей. Поэтому прошение «да будет воля Твоя» отражает то настроение, которым должна быть проникнута любая молитва . Мы можем просить у Бога всего, чего хотим, но в конце концов должны вверять себя в волю Божию, помня, что Бог лучше нас самих знает, что нам нужно. Именно по этой причине человек иногда не получает от Бога то, чего у Него просит. Если мы молимся, но не получаем просимого, это не значит, что Бог нас не слышит: Он слышит, но решает по-иному. Доверие к Богу помогает нам пережить, в том числе, и молчание Бога, когда нам кажется, будто Он не желает пойти нам навстречу. Подобно родителям, которые слышат просьбы своих детей, но не всегда на них откликаются, Бог всегда слышит нас, но не всегда отвечает именно так, как мы ожидаем. В общении с Богом мы должны быть готовы, в том числе, и к сюрпризам, и к разочарованиям. Но причиной этих разочарований является не неспособность Бога выполнить нашу просьбу, а наше нежелание понять, что, если Он ее не выполнил, значит, так и должно быть, значит, такова Его святая воля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

е. Галааде, внуке Манассии, правнуке Иосифа. Есть в том числе и рожденный от Ефрема, другого сына Иосифова, Суталаам, внук Иосифа; и сын самого Суталаама, Едем, внук Ефрема, правнук Иосифа. Все они никоим образом не могли жить в то время, когда Иаков пришел в Египет и застал сыновей Иосифа, своих внуков, дедов упомянутых здесь, отроками менее чем девяти лет. Но под приходом Иакова в Египет, когда под этим понимается переселение семидесяти пяти душ, разумеется, несомненно, не один день или год, а все то время, пока жил Иосиф, который и был причиной переселения. Ибо о самом Иосифе то же самое Писание говорит так: «И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет. И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода». Упомянутый правнук его от Ефрема и есть этот третий. Говоря о третьем роде, Писание разумеет сына, внука и правнука. Далее говорится: «Также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колена Иосифа» (Быт. 50:22-23). И это тоже внук Манассии, правнук Иосифа. Назван он во множественном числе по обычаю Писания: оно и одну дочь Иакова назвало дщерьми. Это свойственно и латинскому языку, в котором дети зовутся сыновьями, хотя бы их было не более одного. Итак, если выставляется на вид личное счастье Иосифа, заключавшееся в том, что он смог увидеть своих правнуков, то никоим образом не следует думать, будто они существовали уже на тридцать девятом году жизни своего прадеда Иосифа, когда пришел к нему в Египет отец его, Иаков. В заблуждение вводит менее внимательных читателей выражение Писания: «Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: Иаков и сыновья его» (Быт. 46:8). Это сказано в том смысле, что всех их вместе с ним считалось семьдесят пять душ, а не в том, чтобы все они уже были, когда он входил в Египет. Под приходом, как я уже сказал, разумеется все время, в продолжение которого жил Иосиф, введший его в Египет. Глава XLI. О благословении, которое Иаков перевел на сына своего, Иуду    Итак, если, имея в виду народ христианский, в лице которого странствует град Божий на земле, мы станем искать плоть Христа в семени Авраама, то, по исключении сыновей его от наложниц, предстает пред нами Исаак; если в семени Исаака, то, по устранении Исава, предстает Иаков, он же и Израиль; если же в семени самого Израиля, то, по исключении прочих, предстает пред нами Иуда, ибо Христос — от колена Иуды.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Изумившись такому чуду, Ахмед изъявил желание немедленно креститься, что и было тайно совершено над ним одним из священников. Некоторое время будущий мученик оставался тайным христианином. Это явление имеет свое оправдание и в Писании: И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа; только вот в чем да простит Господь раба твоего: когда пойдет господин мой в дом Риммона для поклонения там и опрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то, за мое поклонение в доме Риммона, да простит Господь раба твоего в случае сем. И сказал ему (Елисей): иди с миром. И он отъехал ( 4Цар. 5, 17–19 ). Из Нового Завета в этой связи можно вспомнить фарисея Никодима. 223 Тайных христиан как среди мусульманских сановников 224 (в том числе даже мулл), так и среди простого населения было очень много. На протяжении многих лет они приходили в «мечеть Айа-Суфия» и ежедневно тайно творили христианские молитвословия. 225 Тайные христиане существуют в странах мусульманского мира и сейчас, так же как существуют и христиане явные, в том числе и обращенцы, подчас несущие годами подвиг исповедничества. Все, о чем мы здесь говорим, до сих пор является реальностью в ряде стран. 226 Итак, какое-то время святой Ахмед остается тайным христианином. О том, что происходило с ним в этот период, житие не сообщает. Можно с большой долей уверенности предполагать, что его любовь к русской христианке, явившейся причиной его прихода в Церковь , теперь, при единстве веры, стала неизмеримо возвышеннее и чище, и отношения их не могли не перейти в связи с этим на качественно новую ступень. Можно также с не меньшей степенью вероятности предполагать, что святой имел за этот период несколько тайных встреч с духовником церкви, где его крестили, для наставления в законе христианском. Вряд ли этих встреч было много, и скорее всего его знания о христианстве ограничивались лишь самым необходимым минимумом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Сторонники «теологии процветания», возникнув в неопятидесятничестве, появились и в Римо-католической Церкви, в протестантских и неопротестантских общинах. Есть отдельные проповедники «евангелия процветания» 103 и в России 104 , в том числе и среди «православных» 105 . Они настаивают на том, что служители Церкви должны быть богатыми, ездить на дорогих машинах и заниматься бизнесом, не связанным с чисто религиозной деятельностью. Пользуясь льготами, полученными от государства в России в начале 90-х, отдельные «коммерсанты от религии» за спиною паствы делали капитал, в том числе на криминальной основе, вкладывая деньги верующих в более чем сомнительные с нравственной точки зрения предприятия. В настоящее время некоторые пасторы имеют собственные бензоколонки, гостиницы, вклады в банках под проценты, акции и т.д. Они забыли, или никогда не знали, что священнослужитель должен кормиться от благовествования. Сказано: « Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования » ( 1Кор. 9, 14 ). А кто стремится к обогащению, пусть знает, что для пастыря Церкви Христовой можно обогатиться только « Его нищетою ». Сказано: « Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою » ( 2Кор. 8, 9 ); и еще: « А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу » ( 1Тим. 6, 9 ). Один хорошо мне знакомый священник, отец Д., рассказывал, что с группой курсантов военных училищ, которых он окормляет, он посетил форум в центре Москвы, где собралось огромное количество молодежи. Далее его словами: «Нас поразило то, что рядом с пастырями сидели в президиуме всякие так называемые “новые русские”, была одна спортсменка, которая известна своими фотосессиями в журналах “для мужчин” (кстати, она тоже выступала). Нас убеждали из президиума, что христиане должны активнее заниматься бизнесом и это не грех. Ставили в пример неких молодых людей, которые, начав со сбора, для продажи, макулатуры, теперь зарабатывают солидные для их возраста деньги. Никто не говорил о ценности труда, само это слово – “труд” почти не упоминалось. Звучали слова: “бизнес”, “маркетинг”, “менеджер”, “проценты”, “дивиденды”, и не было слова о рабочих на заводах, о крестьянах, ремесленниках – то есть тех, которые зарабатывают своими руками и создают реальные ценности общества. Мои ребята устали слушать обо всех этих перекупщиках, ростовщиках и спекулянтах и еле досидели до конца этого форума “по воспитанию христианской молодежи”. После курсанты окружили меня, мне стыдно было смотреть им в глаза, и один из них спросил:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Церковное возрождение на рубеже 90-х годов прошлого века началось с массового переиздания дидактической дореволюционной литературы, предназначенной, в основном, для школьного законоучительства в духе XIX века и для наставления монашествующих. При отсутствии преемства живой церковной традиции это привело к неуклюжим и заведомо неудачным попыткам перенести монастырские практики и формальное школярство из книг на весь спектр современной жизни. В связи с этим, некоторые первоначальные энтузиасты такого благочестия быстро «выгорели», охладели и отошли от Церкви. Но многие до сих пор с достойным лучшего применения упорством пытаются воплотить школьный идеал «ультраортодоксии» и заживо мумифицировать Церковь в мифологическом «добром старом времени». С другой стороны, попытки искусственного создания общин на основе жестко регламентированной принудительной катехизации или поиска харизматических даров не дали ощутимых результатов и увели часть паствы в обособленные группы, чем-то напоминающие секты. Сейчас, слава Богу, ситуация меняется, выросло новое поколение хорошо образованных священников и мирян, появились миссионерские общины, и наше священноначалие напрямую ставит перед епархиями миссионерские задачи. Издано много отечественной и переводной богословской литературы, в том числе, ранее неизвестные у нас труды протопресвитеров Иоанна Мейендорфа и Александра Шмемана. Эти замечательные православные ученые во многом по-новому открыли нам историю Церкви, литургику и зарубежную церковную публицистику, где поднимались вопросы об общих во все времена проблемах церковной жизни, в том числе, о соотношении радостного и крестного восприятии веры. Протопресвитер Александр Шмеман не раз подчеркивал кажущуюся противоречивость христианских постулатов. С одной стороны: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2:15), с другой: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Это противоречие снимается Самим Христом, «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения» (2Кор.5:19).

http://pravmir.ru/protoierey-georgiy-iof...

Также и другой вид магии, которая занимается чудесами и практиковалась в том .числе и против Моисея ( Исх.7:2 ), Бог допускал лишь до евангелия. Так, уже обратившийся в христианскую веру Симон маг, который задумал образовать торгашескую секту и в числе чудес своего ремесла торговать и Духом Святым, нисходящим через возложение рук, был осужден апостолами и отвергнут ( Деян.8:18-23 ). Другой маг, состоявший при Сергии Павле, за то что он противостал тем же апостолам, был наказан слепотой ( Деян.13:6-11 ). Я уверен, что та же судьба постигла бы и астрологов, если бы кто из них столкнулся с апостолами. Но поскольку магия, видом которой является астрология, наказывается, то должны наказываться и все ее виды. После евангелия только и приходится слышать, что о покоренных софистах, халдеях, заклинателях, гадателях и магах. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость века сего в безумие? ( 1Кор.1:20 ). Ничего-то ты не ведаешь, астролог, если не знаешь, что должен стать христианином. А если бы знал, то знал бы и то, что нечего тебе заниматься этим делом. Оно само открыло бы тебе свою опасность, как другим возвещает опасность с помощью таблиц. Нет тебе в сем части и жребия ( Деян.8:21 ). Что Царству Небесному до того, что чей-то палец или чья-то линейка блуждают по небу?» Виды суеверия Гадание по Библии суеверные заклинания Недопустимо слово Божие или слова из церковных молитв ставить наряду с гадательными книжками или картами. В слове Божием, в духе которого составлена большая часть церковных молитв, нет двусмысленных мест, которые бы разъясняли для человека желаемый вопрос. Оно дано человеку только для спасения души, а не для разгадки каких-либо иных вопросов. В Номоканоне (при большом требнике) сказано: «Суду подлежат… иже ключи во Псалтирь влагают, оттуда ложная вещающе… иже употребляют молитву нежита (или от лихорадки: сюда же нужно отнести заклинание или заговаривание истекающей крови)… вся сия от бесов действуются» (ст. 20). Вера в талисманы

http://azbyka.ru/o-grexovnosti-sueverij

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Православные епископы Германии выступили с заявлением по вопросам семьи и брака в современных условиях 17.01.2018 Члены Православной епископской конференции в Германии во главе с ее председателем, митрополитом Германским Августином (Константинопольский Патриархат) в своем обращении к верующим призвали их к защите мира, свободы, демократии и прав человека. «На фоне религиозного экстремизма, во многих местах все более возрастающего, мы как христиане призваны прилагать все возможные усилия для защиты этих ценностей», — цитирует текст обращения " Kpыhiцa.info " отметили епископы. По словам иерархов, эти ценности согласуются с тем образом человека из Священного Писания и Предания Церкви: человек создан по образу Божию (Быт. 1:27). «И в способности людей свободно принимать решения мы видим одно из свойств этого божественного образа», — заявили епископы. Иерархи подчеркнули, что «свобода является даром огромной ценности, обходится с которым нужно с полной ответственностью», а «ответственность неразрывно связана со свободой». По их словам, это касается всех сфер жизни, «в том числе к тому, как человеку прожить свою жизнь — в одиночку или в союзе, и, конечно, это также касается и поиска партнера». Сославшись на «Гимн любви» из Первого послания апостола Павла Коринфянам, епископы отметили, что любовь ведет к совершенствованию личности и к познанию истины, что она является безусловным обращением себя к другому человеку. «Любовь целостна и динамична, она больше, чем просто «бабочки в животе». Она предполагает и воплощает слова Христа: «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19:5-6)», — заявили они. В то же время иерархи признали, что сегодня многие молодые люди вступают в сексуальные отношения до брака . В связи с этим они отметили, что задача Церкви заключается в окормлении верующих духовными советами, а не в механическом формулировании правил. Отвергнув сексуальную вседозволенность, они призвали действовать ответственно и нести ответственность за свою сексуальность, сексуальность своего партнера, а также последствия сексуальной жизни. «Поэтому мы желаем, чтобы ваша любовь была увенчана церковным бракосочетанием, чтобы возникла христианская семья и чтобы вы научились чтить, защищать и поддерживать жизнь, в том числе новую развивающуюся жизнь. В связи с этим мы напоминаем, что эмбрион является человеческим существом с момента зачатия», — говорится в послании.

http://drevo-info.ru/news/23206.html

О несвоевременном удалении из храма 342 «Попросите взаимно друг друга стоять так же, как стояли; а если кто двинется с своего места, постарайтесь удержать его». Так говорил в свое время святитель Иоанн Златоуст против тех, которые уходят из церкви прежде окончания Божественной литургии. Благочестивые слушатели! Вы, конечно, не удивитесь началу нашего слова, если обратите внимание на то, что обыкновенно происходит в этом святом храме в минуты, подобные настоящим. Лишь только проповедник восходит на кафедру, иные стараются подойти к ней поближе, но другие спешат в то же время уйти из дома Божия, вовсе не думая ни о том, что бывают причиной немалого смущения церковного, и особенно – смущения провозвестников слова Божия, которые именно ради их предприняли труд и пришли сюда, быть может, издалека, ни о том, какую потерю и какой вред причиняют они себе самим столь несвоевременным удалением из святилища. Приглашаем всех поразмыслить об этом, чтобы тем усерднее употребить свое содействие к вразумлению согрешающих братий. «Царствие небесное подобно царю, который сделал брачный пир для сына своего. И послал рабов своих, звать званных на брачный пир; и не захотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой; тельцы мои, и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они пренебрегли то; пошли – кто на поле свое, а кто на торговлю свою. Прочие же, схватив рабов его, оскорбили, и убили их ( Мф. 22:2–6 )“. Что постигло или постигнет тех презрителей и злодеев, и какой участи подверглись или подвергнутся те, которые были в числе многих званных, но не оказались в малом числе избранных, – вам должно быть, братья, очень известно; потому что всю эту притчу вы слышали в ныне прочитанном Евангелии. Нужно ли объяснять вам, братья, что царь, посылающий рабов своих звать званных на брачный пир сына своего, есть не другой кто, как сам Царь Небесный, всесильный Господь неба и земли, премудрый наш Создатель и всеблагой Промыслитель; что Он-то древле посылал Пророков, потом Апостолов, и преемников служения апостольского, пастырей и проповедников слова Божия, и сих последних будет посылать до скончания века – звать званных в благодатное и славное царство единородного Сына Своего, который, как Жених с невестой, сочетавшись с Церковью, всем верующим предлагает – как на брачном пиру – обилие благодатных даров на земле, и вечную славу на небесах? – Это истины весьма понятные для всякого православного христианина. Но вот о чем позвольте спросить вас: к какого рода званным причислить нам себя? Вопрос чрезвычайно важный; ибо он касается вечной судьбы нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010