опричного войска. Неоднозначно вели себя благовещенские протопопы в Смутное время . Известна приветственная речь протопопа Терентия Лжедмитрию I . После воцарения Василия Иоанновича Шуйского Терентий был отстранен от настоятельства (в 1608 на свадьбе царя присутствовал уже протопоп Кондратий), в 1610 г. польск. кор. Сигизмунд III приказал «протопопу Терентию быти по прежнему у Благовещения, а благовещенскому протопопу велено быти у Спаса на Дворце». Терентию приписывается авторство «Повести о видении некоему мужу духовному», основная идея к-рой заключается в необходимости всенародного покаяния и прекращения междоусобной борьбы. К нач. 1613 г. относится известие об участии настоятеля Б. с. Иоанна в избрании на царство Михаила Феодоровича Романова, летом того же года уже др. протопоп Кирилл принял участие в коронационных торжествах - «ис Казенново двора деодиму, и крест, и шапку нес на блюде». Протопоп Б. с. Максим, в иночестве Моисей, в 1638-1651 гг. был архиепископом Рязанским. Он составил «роспись» новгородским святым. Протопр. Василий Бажанов. Литография А. Мюнстера. 1865 г. (РГБ) Протопр. Василий Бажанов. Литография А. Мюнстера. 1865 г. (РГБ) Из настоятелей Б. с. 2-й пол. XVII в. следует отметить протопопа Стефана Вонифатьева , главу кружка ревнителей благочестия в Москве. Весьма колоритной личностью был духовник царя Алексея Михайловича протопоп Андрей Савинович Постников. Будучи любимцем монарха, он часто вступал в конфликты с Патриархом Иоакимом, к-рый был вынужден «во смирение» «за протопопово неистовство, и невежество, и мздоимство многое», а также за то, что, будучи вдовцом, он «держит у себя женку многое время», сажать Андрея на цепь. Царь избавлял духовника от наказания и пытался примирить с Патриархом. После смерти Алексея Михайловича протопоп начал оспаривать у Патриарха право прочесть разрешительную грамоту и вложить ее в руки усопшего монарха. Получив отказ, Андрей просил у царя Феодора Алексеевича стрельцов, для того чтобы убить Патриарха Иоакима. В результате он был лишен сана и сослан в Кожеезерский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/149295.html

отцев во едино собравши, дабы плевы от пшеницы отъяти или яко пепел развеяти еретические хулы и беснования на церковь Божию, на общую духовную пользу всему христоименному православному христианству, окаянным же еретикам на вечное проклятие, исчезновение и посрамление». Выписанное послесловие и, пожалуй, самая прикровенность имени составителя сборника (издание анонимное) показывают, что издание сборника было преимущественно личным делом благочестивой ревности царя. А то обстоятельство, что сама высочайшая власть подвиглась с такой ревностью на посрамление еретиков и на предохранение от них православного христианства показывает, что возбужденное ими движение небезопасно было для православных. Немало важного для нас материала мог бы дать сборник „противу иконоборцев Кальвин и Лютер», составленный тщанием и снисканием государева (Алексея Михайловича) духовника Благовещенского протопопа Андрея Савиновича, но от этого сборника, как замечено в Христ. Чт. за 1857 г., июнь стр. 396, уцелел и хранится в библиотеке Петербургской Академии один незначительный отрывок. К сожалению, мы и этого отрывка никак не могли отыскать в названной библиотеке. Считая обнаруженную в сборнике начитанность и образованность ни для кого недоступной на севере Руси, автор цитированной статьи «материалы для противолютеранской полемики» признает протопопа Иоанна Наседку составителем немногих, но весьма важных в данной полемике, глав 15–17, 21, 22–25 ; остальным же главам усвояет Южно-Русское происхождение, оставляя за Наседкой только честь собрания готовых статей в один сборник и труд собственноручной переписки их. О принадлежности исчисленных глав протопопу Наседке мы не спорим. Но считать обнаруженную в остальных главах начитанность и образованность совершенно недоступной для Наседки и разжаловать его в простого писца было бы несправедливо: вовремя прений с Королевичем Вальдемаром, Наседка обнаружил, как увидим, большие способности и познания для его времени, можно сказать, невероятные, чрезвычайные.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Еже бы не точию истину учити Но и житием святым образы всем быти, (Соловьев, XIII, 179). 664 Уговаривая раскольников в 1667 г. Полоцкий выразился признавая их достоинства: «острота, острота телесного ума, да лихо упрямство, а се не умнет науки». (Летоп. Рус. Лит. и Древн. V, 116). Эта мягкость особенно любопытна в ту эпоху, когда раскольников жгли в срубах. 666 Биография его в апологетическом духе написана о. Смирновым в книге Иоаким п. Московский М. 1881, где впрочем многое взято из Соловьева. Другой источник, неизвестный о. Смирнову, Житие патр. Иоакима, изд. О. Л. Д. П. под редакцией Н. П. Барсукова. Важны также биографические сведения, конечно, крайне пристрастные у дьякона Федора. Материалы для ист. раскола т. VI, стр. 226–229. Спб. 1879. XLVII) Ср. замечания г. Белова (Ж. М. Н. П. 1887 г., 1 и 2, отдельный отт., стр. 4–9). 668 Федор дьякон говорит, что Иоаким постригся от живой жены, в виду её поведения и насмешек товарищей. 669 Челобитная (апрель 1657 г.) старца Межигорского Иоакима, что у него тайное платье все износилось. Акты Ю. и З. России III, 602. О пребывании Иоакима в Иверском м. см. Рус. Истор. Библ. т. V. Спб. 1878, стр. 276 (сент. 1657). 676 Акты Арх. Эксп. IV, 284. У Theiner " a (Monuments p. 295) говорится, что в 1685 г. пред Пасхой Иоаким сжег в срубах в Москве 90 человек. Если будут говорить о воззрениях тогдашней эпохи, то мы напомним Лазаря Барановича, у которого в Стародубьи жили очень мирно ветковцы, не вызывая никаких гонений. 678 Соловьев XIII, 146, 227–228. Андрей Савинович, протопоп Благовещенский (не южнорусс ли?) будучи духовником Алексея Михайловича, крестил Петра Великого (Забелин. Опыты I, 2), стоял в близких сношениях с Никоном (Соловьев XIII, 232, Опись книг Воскрес. мон. см. выше) и был по-видимому весьма образованным человеком и любителем книжного почитания. Он списал Космографию Бельского с картою и разными изображениями (Баузе 281) и Толкование Олимпиодора на книгу Иова (рук. 1672 г. в великоустюжском соборе). Дьякон Федор пишет о нем: наставника доброго не бысть у него (у царя Алексея Михайловича) тогда, духовник бо его Андрей, враг Христов, бысть уният и блудодей (Материалы для ист. рас. VI, 246).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– «Вышеписанный Архиепископ, ныне же недостойный Митрополит Московский Платон и паки завещаваю хранити сие Евангелие, яко собственною рукою Стителя Алексия писанное: вкупе же со своеручною его духовною на конце сея книги приложенною». « 1798 года подписано сие в Трцкой Сергиевой Лавре». 638 Собрание разных записок и сочинений о жизни и деяниях Петра I, изд. Ф. Туманского. Спб. ч. I, 1787, в 3. 639 Краткое начертание жизни и деяний Никона, Патриарха Москов. и всея России, составл. Архимандр. Аполлосом, изд. 3. М. 1839, в 12. 640 Описание Русских и Словенских рукописей Румянцовскаго Музеума, сост. А. Востоковым. Спб. 1842, в 4. 642 Крещение Петра совершал Патриарх Питирим (?); восприемниками его были брат его Царь Феодор и тетка Царевна Ирина Михайловна, Июня 29. см. Собрание записок и сочинений о жизни Петра I, изд. Ф. Туманского. ч. V. Спб. 1787, в 8. Но в рукописи Свадеб Царских XVII века, в 4, пода. 171 в Гл. А. М. и. д. сказано только, что обедню служили Чуд. Архим. Иоаким и Благовещенский Протопоп Духовник В. Г. Андрей Савинович. Тогда еще было Междупатриаршество; ибо Питирим вступил на Патриаршеский престол Июля 6, 1672 г. 646 Verme[h]rte neue Beschreibung der Muscowitischen und Persischen reise von Adam Olearius Ascanius. Schleswig. 1656, f. 650 Жизнь Преосвящ. Амвросия, Архиепископа Московского и Калужского, соч. Д. Н. Бантыше-Каменского М. 1813, в 8. 651 По краям саккоса вышита золотом и серебром след. надпись: «В лето 7872 сак си на память С. Мученика Димитрия доспет бысть повелением Алексия Митрополита». См. выше. В VI ч. Истории Российской Иерархии, стр. 716, сказано, что в сем саккосе погребен был Св. Алексей и обретено тело его при копании рвов для фундамента церковного. Читать далее Источник: Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы/Соч. Императорского общества истории и древности российских действ. члена Ивана Снегирева. – Изд. Августа Семена. – Москва : В тип. Августа Семена, 1842. – 358, 28, IV, II с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Глава II. Лица, служившие при московских кремлевских церквях в XVII в. Порядок назначения на священно-церковно-служительские места в московские дворцовые церкви. Выдача патриархом ставленных и перехожих грамот и подчинение по суду дворцового духовенства. Образовательный ценз духовенства. В первой части нашего труда мы изложили, по возможности, полную историю состояния московских придворных церквей в XVII в. В настоящей же части предметом исследования будет вопрос о лицах, служивших при этих церквах, и прежде всего о порядке назначения их на свои места. Одним из существенных различий в положении московского дворцового духовенства от такового же положения приходского духовенства, подведомого патриарху, является назначение его на свою должность непосредственною волею государя. Указание именно на такой порядок определения мы часто встречаем в дворцовых документах XVII в. Так, 11 августа 1641 г. «по государеву цареву и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии – указу и по памяти из дворца дьяком Григорию Панкратьеву да Алмазу Иванову пожаловал государь царь и великий князь Михаил Феодорович всея Русии соборныя церкви Сретения Господня, что у него великаго государя на сенех, попа Федора на попово Прокофьево место» 534 . Такой же порядок назначения на места наблюдался и в последующие царствования, при чем иногда за одним указом царя следовало определение на места среди дворцовых клиров нескольких лиц. Так, напр., 31 августа 1652 г., по памяти из дворца, за прописью дьяков Смирнова и Богданова, велено быть «на поповом Ивановом месте в придел архангела Гавриила в Благовещенский собор попу Алексию, а на дьяконово Семионово место – дьякону Льву, и на дьячково Стенькино место дьячку Терешке» 535 . Нередко перевод с одного места на другое совершался по личному желанию переводимого, выраженному в его челобитной к царю относительно сего перевода. Так, в том же 1652 г., на основании поданной царю подписной челобитной, за пометою думного дьяка Михаила Вощенинова, «на попово Савиново место велено быть Ивану Григорьеву» 536 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Так, он участвовал в заседаниях собора 1666 г. и подписался под его определениями 843 . 8 июня 1667 г. Савинов вместе со священником Благовещенского собора Михаилом принимал участие в служении литургии, которую совершали в селе Преображенском в полотняной церкви два патриарха 844 . 12 ноября 1667 г. протопоп Андрей в облачении стоял в царских покоях у аналоя со св. Евангелием, которое целовал царь в знак верности своему обещанию, при заключении договора с послами польского короля Казимира 845 . В 1668 г. июня 11 духовник ехал вместе с царем в карете из Москвы в Николо-Угрешский монастырь, держа в руках икону Пресвятой Богородицы, которую царь поднес при прощании на стругах Антиохийскому патриарху Макарию 846 . 22 января 1671 г. венчал в Успенском соборе царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной 847 , а 29 июня 1672 г., по случаю крещения будущего первого русского императора, вместе с Чудовским архимандритом, впоследствии патриархом, Иоакимом, совершал в монастырской церкви литургию 848 . В сообщениях книги дворцовых разрядов об этой службе вовсе нет упоминания о том, кто именно крестил Петра. Известный историк его царствования – Устрялов, справедливо устраняя то предположение, что царевич крещен самим патриархом, так как его в то время не было 849 , однако же сам умалчивает о том, кто, по его предположению, мог крестить Петра. Между тем, на основании одного столбца 1672 г., из Московского Отдела Общего Архива Министерства Императорского Двора, мы можем почти с несомненною положительностию утверждать, что Петр был крещен именно протопопом Андреем. В упомянутом столбце говорится, что «во 180 г., по указу великаго государя, для крещения царевича и великаго князя Петра Алексеевича, июля 2 дня, даны были Благовещенскому протопопу Андрею Савиновичу от великаго государя кубок с кровлею, весом 1 фунт 60 золотников, сорок соболей в 80 р., 10 аршин атласу таусинного, от царицы – кубок с кровлею, весом 1 фунт 9 золотников, сорок соболей во 100 р., 10 арш. камки куфтерю темно-лазореваго, от царевича Феодора Алексеевича, который был восприемником, – сорок соболей во 100 р., 5 арш.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В Синоде присутствовал по 1726 год. 15 . РАФАИЛ Заборовский, Архимандрит Калязинский, Асессор, с 1723 года. В 1725 году Именными Указами Июля 31, Августа 7 и Августа 23 пожалован Епископом Псковским и Членом Синода. В 1727 году уволен в Епархию. 16 . СЕРГИЙ I, Архимандрит Высокопетровский, Асессор, с 1724 по 1731 годы. Наконец, Епископ Великоустюжский. 17 . ИОНА Саникеев, Архимандрит Спасо-Казанский, Асессор, с 1725 по 1726 год. 18 . СЕРАПИОН I, Архимандрит Ипатский, Асессор, с 1725 по 1726 год. 19 . ГЕОРГИЙ I Дашков, Епископ, затем Архиепископ Ростовский. В 1725 году с 18 Октября был Советником. В 1731 году лишён сана. С 1726 года Статские Чины совершенно отменены и учреждены ЧЛЕНЫ Святейшего Синода. 20 . АРСЕНИЙ I, Архимандрит Спасо-Прилуцкий, с 1726 по 1727 годы. 21 . ЛЕВ Юрлов, Архимандрит Переславский Горицкий, с 1726 по 1727 годы, потом Епископ Воронежский 63 . 22 . ИГНАТИЙ Смола, Митрополит Коломенский, с Июля 1727 года. В Декабре 1730 года отрешён за медление в решении дела о Льве, Епископе Воронежском. 23 . ПИТИРИМ, Архиепископ Нижегородский, с 1730 года. В 1736 году скончался. 24 . ИОАКИМ, Епископ Суздальский. С 1730 года. В 1731 году, Апреля 13, переведён в Ростов. Июня 16 пожалован Архиепископом. В 1732 году уволен в Епархию. 25 . ЕВФИМИЙ Колетий, Архимандрит Ново-Спасский, затем Чудовский. С 1730 по 1733 год. 26 . ДОСИФЕЙ I, Архимандрит Савино-Сторожевский, с 1730 по 1732 год. 27 . ИЛАРИОН I, Архимандрит Переславский-Горицкий. Наконец, Новоспасский, с 1730 года. В 1735 году скончался. 28 . ПЛАТОН I Малиновский, Архимандрит Харьковский Преображенский, а потом Ипатский. С 1730 по 1733 год. Он паки присутствовал, будучи Епископом Сарским, с 1744 года, затем Архиепископом Московским, с 1749 по 14 Июня 1754 года. 29 . ИОАНН II, Протоиерей Успенский, с 1730 по 1733 год. 30 . ИОАНН III, Протоиерей Благовещенский, с 1730 года. В 1737 году, Сентября 15, уволен. 31 . ВАРСОНОФИЙ, Архимандрит Соловецкий, с 1732 по 1734 год, а потом вторично с 6 Июля 1737 года по 1740 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

По смерти царя Алексея Михайловича на российский престол- вступил четырнадцатилетний сын его Федор Алексеевич, рожденный им от первой супруги Марии Ильиничны Милославской. При новом государе произошли большие перемены в правящих придворных сферах: Нарышкины и их приверженцы отошли на второй план, а ближайшие первые к царю места заняли Милославские и их сторонники. Эти перемены отразились сначала на судьбе сторонников опального патриарха, сильных при прежнем государе. Друг патриарха Никона Артамон Матвеев, заведовавший посольскими делами, был отправлен в ссылку, а враги Никона Богдан Хитрово, Родион Стрешнев и патриарх Иоаким вошли в большую силу и получили исключительное влияние на дела. Лишь только отправлены были сорочины по усопшем государе, начался суд над царским духовиком, благовещенским протопопом, Андреем Савиновичем, одним из тайных приверженцев патриарха Никона . Патриарх Иоаким давно преследовал царского духовика, но покойный государь всегда защищал его; теперь же, 14 марта 1676 года, Савинович был лишен священства и сослан в Кожеезерский монастырь на черную работу с запрещением ему стоять в самой церкви вместе с верными 111 . Сряду за осуждением Савиновича приступили и к опальному Никону. Бывший при нем долгое время пристав князь Самойло Шайсупов сменен 29 марта новым приставом Иваном Ивановым Ододуровым, которому при отправке дан наказ с новыми подробными статьями о строгом береженьи Никона. Прибыв в Ферапонтов монастырь, Ододуров сряду же стал сурово относиться к патриарху, запретил свободный выход ему и его старцам из келий, совершенно запретил ходить к нему посторонним лицам, даже болящим для молитвы и исцелений, окружил кельи его стрельцами, и в своем донесении в Москву от 18 числа апреля, описывая подробно эти кельи, сообщал, что для охраны их присланных с ним стрельцов весьма недостаточно. Перед приездом Ододурова Никон возбудил одно следственное дело, которое при подозрительных и неприятных отношениях нового правительства к опальному патриарху сряду же было истолковано не в его пользу и послужило началом новых обширных и гнусных обвинений против него самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Все служу в разных храмах. 24-го служил в Царском Селе. 26-го в чудном храме убежища артистов, причем любовался удивительной усыпальницей Савиной, могила коей находится под самым престолом. 27-го – в Казанском; 31-го – в Князь-Владимирском Соборе. Теперь, если Бог даст, 7-го я служу на Пекинском подворье; 8-го – в храме св. Ар[хистратита] Михаила близ ц[еркви] Покрова; 14-го – в Благовещенском храме на Вас[ильевском] острове; 21-го – в Введенском храме на Петр[оградской] Стор[оне]. А выехать в Новгород хотелось бы 29-го. Не загадываю, но желал бы. Помолитесь и благословите, дорогой Владыко. Любящий Вас усердный послушник Е[пископ] А[лексий] P.S. Мне передавали, что амнистия распространяется на всех условно осужденных. Поздравляю Вас и себя. ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 222. Л. 1–2об. Автограф. Письмо 2 30 ноября 1921 г. Дорогой и глубокочтимый Владыко! Пользуюсь оказией, вновь 3 , и пишу Вам с целью выразить мою глубокую благодарность за отечески любвеобильный и радушный прием. Очень рад, что меня Псков привел помолиться у святынь Ваших и побыть, хотя бы, и так мало времени, «под кровлей крылу твоего». Хотелось бы, конечно, и больше прожить у Вас, но я все же, участвуя 4 в служении литургии с Владыкою, подумал, что я хорошо сделал, оказавшись исправным по службе и верным на слове. Вы, вероятно, знаете, что поезд наш отошел лишь в 6 ч[асов] у[тра]. С 11 1/2 ч. мы все были у Годлевского и там, после чая, дремали. Ехали в общем сносно, но садиться в 5 с огромным багажом (12 мест) было очень затруднительно. Приехали около 6 ч[асов] веч[ера]. Ночевал я дома, а сегодня служил в Алекс[андровском] Соборе, где была очень хорошая, торжественная служба и прекрасное пение. Владыке передал Ваш привет. Получил письмо П[атриар]ха, которому писал недавно относительно митры пр[отоиерею] Соболеву и поздравлял его с годовщиной Патр[иарше]ства. П[атриар]х пишет о кончине в Архангельске от тифа Арх[иепископа] Самарск[ого] Филарета; в Самару – Арх[иепископ] Варнава 6 . В Томск 7 . Арх[иепископу] Димитрию назначен Е[пископ] Андрей, который недавно переведен из Омска в Москву. М[итрополит] Иаков ушел на покой в Симонов[ский] мон[астырь].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из важных заказчиков Ушакова был святитель Иларион Суздальский, основатель Успенской пустыни. Он был родственником Симона Ушакова, о чем сообщает его житие. И именно из жития мы узнаем о том, что митрополитом Ушакову были заказаны четыре иконы: «Спас на престоле», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Киккская» и большое храмовое «Успение», исполненное в 1663 году. С иконой Успения связано замечательное предание, также изложенное в житии Илариона Суздальского. Когда происходила смена деревянного храма на каменный, Иларион задумался, сохранять ли прежнее престолоосвящение, и тогда ему во сне явилась Богоматерь в том образе, как Она была написана на ушаковской иконе. Илларион понял, что престолоосвящение надо сохранить, новый каменный храм был также посвящен Успению Богородицы. О том, что митрополит Иларион играл важную роль в жизни Ушакова, свидетельствуют и другие факты жития. В частности, известно, что в доме Ушакова в Китай-городе останавливался и сам Иларион, и монахи его обители. И житие рассказывает, что когда монахи, гостившие в доме Ушакова, стояли на молитве, над домом поднялся столп света и пламени. Он был настолько велик, что прибежали сторожа от Спасской башни, испугавшись, что в Китай-городе начался пожар. Эти эпизоды показывают, насколько тесно Ушаков был связан с духовной средой, и, возможно, именно эта связь с малолетства предопределила его судьбу. Ушаков происходил из дворянской семьи, а для московского дворянина в ту пору выбор художественного поприща был несколько неожиданным. Скорее всего, причиной такого выбора были не только таланты молодого человека, но и внутренние духовные мотивы. Симон Ушаков с учениками Егором и Иваном. Успение Богоматери. 1663 Дерево, темпера. 146×120. Третьяковская галерея Светло и живоподобно В 1668 году Ушаков принимал участие в очень важном художественном проекте – создании декоративного убранства церкви святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Этот храм был заложен в 1667-м и выстроен за этот год по инициативе его настоятеля протоиерея Андрея Савинова, который также был настоятелем Благовещенского собора Московского Кремля. Судя по сохранившимся подписям, самому Ушакову принадлежат только две главные иконы из этой церкви: Господский образ Христа Вседержителя и образ Богоматери Киккской.

http://pravmir.ru/reformator-ikonopisani...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010