I. Рождение Петра. – Детские годы. – Первоначальное обучение. – Майский бунт 1682 г. В ночь на 30 мая 1672 г. у царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны, второй его жены, родился сын, царевич Петр. В субботу 29 июня, в день тезоименитства новорожденного царевича, в шестом часу утра, до обедни, в церкви св. Алексия митрополита в Чудове монастыре совершенно было над младенцем таинство крещения. Крестил царский духовник протопоп Благовещенского собора Андрей Савинов, восприемниками от купели были царевич Федор Алексеевич и сестра Алексея Михайловича, царевна Ирина Михайловна. К крещению выносила царевича назначенная к нему в «мамы» боярыня княгиня Ульяна Ивановна Голицына. С новорожденного царевича была снята мерка, и в тот же день 29 июня иконописцу Федору Козлову заказан был образ тезоименитого царевичу св. апостола Петра на кипарисовой доске мерою в рост царевича: длиною в 11 вершков, шириною в 3 вершка. Новорожденного царевича окружала та же царственная роскошь, в какой проходили младенческие годы всех царевичей XVII века. К младенцу приставлен был целый штат. При нем мы видим кормилицу, «маму», и помощницу «мамы». При детской царевича состояли еще шесть женщин: казначея, заведовавшая бельем и платьем, и пять постельниц. Царевич со своим штатом помещался в особых пристроенных к дворцу деревянных хоромах. По мере роста царевича детская его наполняется игрушками, описание которых нам также сохранили хозяйственные документы дворцовых приказов. В январе 1673 г. восьмимесячному царевичу были сделаны «два стульца деревянных потешных на колесах». В мае того же года внесена в хоромы царевича исполненная шестью костромскими иконописцами «потешная книга» (книга с картинками). Ко дню именин годовалого ребенка был сделан «конь деревянный потешный» на колесах железных прорезных, обтянутый жеребячьей кожей, с седлом, положенным на войлок, обитый серебряными гвоздиками, с прорезными железными позолоченными стременами и с уздечкой, украшенной изумрудцами. К тому же дню были сделаны царевичу игрушечные два «барабанца», размерами один в четверть аршина, другой в 3 вершка. В июле 1673 года в детской появляется музыкальный инструмент «цымбальцы маленькие» с золотым шнурком и кистями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Глава II. Лица, служившие при московских кремлевских церквях в XVII в. Порядок назначения на священно-церковно-служительские места в московские дворцовые церкви. Выдача патриархом ставленных и перехожих грамот и подчинение по суду дворцового духовенства. Образовательный ценз духовенства. В первой части нашего труда мы изложили, по возможности, полную историю состояния московских придворных церквей в XVII в. В настоящей же части предметом исследования будет вопрос о лицах, служивших при этих церквах, и прежде всего о порядке назначения их на свои места. Одним из существенных различий в положении московского дворцового духовенства от такового же положения приходского духовенства, подведомого патриарху, является назначение его на свою должность непосредственною волею государя. Указание именно на такой порядок определения мы часто встречаем в дворцовых документах XVII в. Так, 11 августа 1641 г. «по государеву цареву и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии – указу и по памяти из дворца дьяком Григорию Панкратьеву да Алмазу Иванову пожаловал государь царь и великий князь Михаил Феодорович всея Русии соборныя церкви Сретения Господня, что у него великаго государя на сенех, попа Федора на попово Прокофьево место» 534 . Такой же порядок назначения на места наблюдался и в последующие царствования, при чем иногда за одним указом царя следовало определение на места среди дворцовых клиров нескольких лиц. Так, напр., 31 августа 1652 г., по памяти из дворца, за прописью дьяков Смирнова и Богданова, велено быть «на поповом Ивановом месте в придел архангела Гавриила в Благовещенский собор попу Алексию, а на дьяконово Семионово место – дьякону Льву, и на дьячково Стенькино место дьячку Терешке» 535 . Нередко перевод с одного места на другое совершался по личному желанию переводимого, выраженному в его челобитной к царю относительно сего перевода. Так, в том же 1652 г., на основании поданной царю подписной челобитной, за пометою думного дьяка Михаила Вощенинова, «на попово Савиново место велено быть Ивану Григорьеву» 536 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / / У середу Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп. Критського в Савино-Сторожевському для друку 16 березня 2016 р. 23:04 Вечером 16 марта 2016 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в  Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре . За богослужением молились наместник обители архимандрит Савва (Фатеев) и братия монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес  проповедь . Завтра, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершит повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в  Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси , молдавська Фотоальбоми в середу Великого посту в Савино-Сторожевському " я з читанням Великого канону прп. Критського Кирила великого " я в середу Великого посту в Савино-Сторожевському за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Кирил звершив освячення Володимирського храму в в 2-гу Великого посту. Освячення Володимирського храму в м. Москви. (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського у 2-гу Великого посту у Володимирському в м. Москви : з ключовими словами Великий   У Торжества Православ " я Кирил звершив в Христа Спасителя У п " ятницю Великого посту Предстоятель Церкви звершив Передосвячених у Христа Спасителя У четвер Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп. Критського у У середу Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4404103...

Это общежитие исчезло, исчезли веселые пиры и славные меды, исчезла вещественность, но духовное, т.е. особые, именно старозаветные понятия о дружеском обращении, об угощении, о пире и весельи сохранились, и хорошо угостить гостей и доселе значит напоить их пьяными» 1981 . Такого взгляда держался на пир, между прочим, и царь Алексей Михаилович, угостивший 21 октября 1674 г. допьяна своих гостей-бояр и духовника Андрея Савинова 1982 . Были возводимы на некоторых лиц из придворного духовенства обвинения и в нечистой жизни. Так, патриарх Иоаким посадил протопопа Савинова на цепь за то, что «долгое время держал женку у себя». Соборное деяние 1676 г. ставит ему же в вину то, что он жил долгое время с чужою женою, и валялся на стогнах любодеяния, яко вепрь. Такое же обвинение в нечистой жизни последовало 20 октября 1676 г. на священника Благовещенского собора Михаила Мефодьева от Вологодского посадского человека. В своей челобитной к царю обвинитель жаловался на Мефодьева за то, что он насильно женил его на крепостной девке, с которою он Мефодьев раньше прижил ребенка и с которой продолжал жить и после брака; на допросе в духовном приказе посадский показал еще то, что ключарь не живет с своею женою, а последняя помещается вместе с работницами и приглашается в дом лишь в праздники и когда гости приходят. Но по розыску обвинение на Мефодьева не подтвердилось, оказалось, что посадский человек возвел ябеду на него, чтобы освободиться от холопства ему, и за это царь велел сослать его в Сибирь 1983 . Последний случай, создавшийся на почве отношения холопов к своим владельцам, а равно не мало и других подобных же свидетельствовали о том, что владение крепостными людьми лицами, служившими при дворцовых церквах очень нередко подавало повод ко взаимным жалобам – холопов на владельцев и последних на холопов, при чем возбуждались такие кляузы и тяжбы, которыен набрасывали некоторую тень на честь владельцев. Так, в 1685 г., августа 3 возникло целое дело в приказе по поводу челобитной священника Успенской, на Сенях церкви Федора Фомина, в которой он жаловался на доставшегося ему за долг в 22 р. от посадского г. Устюжны железнопольской – человека Вонифатья Степанова, крепостного Фильку Никитина, за то что последний, не желая записаться в приказе холопьего суда и жить с крепостью, бросил свою жену с детьми и обокрав его дом, убежал в Устюжну. Здесь он сперва был посажен в тюрьму, а затем отдан подъячему Киприану Федорову, а последний, приехав в Москву, подговорил жену и детей Фильки убежать к нему, в Устюжну, что они и сделали, предварительно также обокрав его Фомина дом на 44 р. 18 алт.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

за потоплением от разлива Москвы-реки перенесли в д. Фаустово, а после 1740г. обратили в приходскую церковь. В 1656-1666гг. протопопом Благовещенского собора был Лукиан Кириллович, 25 марта 1666г. протоиереем к собору поставлен Андрей Савинович Постников от церкви Григория Неокесарийского. Духовник царя Алексея Михайловича, он в 1668г. в одной карете с ним совершал паломничество в Угрешский монастырь, венчал царя 22 января 1671г. с Натальей Кирилловной и, вероятно, крестил будущего Петра I(nocлe крещения прочим участвовавшим духовным лицам были даны подарки, далеко уступавшие по ценностям тем, что получил протопоп Андрей). Ни один духовник не пользовался таким расположением царя, как он. На погребение его жены Ульяны 16 марта 1670г. было собрано все высшее духовенство во главе с патриархом. Через протопопа Андрея искал, незадолго до смерти, облегчения своей участи бывший патриарх Никон. После смерти Алексея Михайловича, 14 марта 1676г. в крестовой палате патриарха открылся собор против протопопа Андрея. Восемь архиереев и множество архимандритов постановили «лишить Андрея Савиновича сана, предать анафеме и послать в Кожеезерский монастырь без права входить в церковь, давать пищу умеренную, быть неисходно в трудах и послушании». В 1678г. Кувекино - « вотчина Благовещенского собора протопопа Никиты Васильева, в селе 34 двора крестьян». Никита Васильевич 2-й духовник царя Федора Алексеевича, был протопоп собора с 1676 по 1684г, венчал царя вторым браком с Марфой Матвеевной Апраксиной. Настоятель собора протопоп Меркурий Гаврилович в 1689г. венчал Петра I с Евдокией Лопухиной, 6 августа 1689г. царевна Софья посылала его к Петру в Троице - Сергиев монастырь для примирения. В 1704г. с. Кувекино принадлежало вдове протопопа того же собора Ивана Лаврентьева Поборского, Марье, в селе насчитывалось 36 дворов крестьян. В 1729г. был выдан указ «о строении по челобитью Благовещенского собора протопопа его императорского величества духовника Якова Федоровича вместо деревянной церкви Рождества Христова да другой, малой каменной церкви Святителя Николая, разобрав те церкви, построить вновь церковь Рождества Христова да придел мученика Модеста, каменные».

http://sobory.ru/article/?object=11974

Благочестивый обычай царя Михаила Федоровича и царицы Евдокии Лукьяновны весьма нередко, после выхода к литургии в церковь , слушать молебен. по окончании ея, и вознаграждать каждый раз служивших сей молебен членов причта той или другой придворной церкви, с течением времени послужил поводом к установлению определенного по положению размера годового вознаграждения за то духовника, которое вошло в состав его всего денежного годового оклада содержания. И только Петр I велел в 1699 г. исключить из денежного годового оклада духовнику Феофану, как милостынные и за исповедь деньги, так и молебенные, приказав выдавать последние тогда, «как великому государю выходы будут» 1502 . Относительно количества вознаграждения духовника за бракосочетание царей мы можем лишь предполагать, что протопопу Никите дано было именно за бракосочетание царя Феодора Алексеевича с Марфою Матвеевною 300 руб. 28 февр. 1681 г. в хоромах, а 9 февр. за благословение 4 р. (т. 189 ст. 251). О размере же вознаграждения за поминовение особ царской семьи известна только дача царя Алексея Михайловича протопопу Андрею Савинову, по случаю кончины царицы Марьи Ильиничны; за годовое поминовение 70 руб. 1503 В силу обычая, существовавшего в XVII века, духовник являлся славить Христа в день Рождества Христова не только у царя, но и царицы и детей их, за что также получал вознаграждение. Царь Михаил Федорович обыкновенно слушал царские часы в навечерие Рождества Христова и затем многолетие и славление в золотой палате или столовой избе, при чем многолетие кликал Благовещенский дьякон, «а здравствовал государю» его духовник – Благовещенский протопоп 1504 . К сожалению, мы не нашли сведений о размере вознаграждения духовников за славление у царя Михаила Федоровича. За славление же у царицы, царевича Алексея Михайловича и царевны Ирины Михайловны духовник Максим получил в 1629 г., по именному указу, от имени царицы и царевича по паре соболей по 3 руб. пара, а от царевны – пару соболей в 2 руб. 1505 В 1632 г. было ему дано еще, сверх указанного количества, пара соболей в 2 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

20 июня 1630 г. М. возглавил перенесение мощей Казанского свт. Гурия (Руготина) из казанского в честь Преображения Господня монастыря в соборную ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Мощи были торжественно положены в серебряную раку, которую изготовил «по обещанию» казанский дворянин С. Т. Аристов ( Покровский. 1906. С. 218). М. организовал работы в кафедральном Благовещенском соборе: в 30-40-х гг. XVII в. была построена кирпичная колокольня (высотой более 50 м), в ее нижнем ярусе освящена ц. во имя вмц. Ирины. В 1640 г. за счет средств домовой митрополичьей казны был отлит большой колокол. Вероятно, именно М. обустроил загородную архиерейскую резиденцию близ с. Савинова на р. Казанке ( Липаков. 2007. С. 66-68). При М. развивались возникшие в 10-х гг. XVII в. Седмиезерная Вознесенская пуст., Раифская Богородичная пуст. (см. Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери монастырь ), Троицкий Ураевский мон-рь. Попечением М. в 1628 г. при Седмиезерной пуст. была построена 1-я Вознесенская ц., в 1644 г. она была заменена каменной, достроенной при преемниках М. В епархии также появился елабужский Троицкий мон-рь, который в 40-х гг. XVII в. был приписан к архиерейскому дому. В 1625 г. в епархии был основан Юнгинский Спасский мон-рь. Через 3 года в нем было построено 2 церкви (в честь Образа Спаса Нерукотворного и Казанской иконы Божией Матери). Погребен М. был в казанском кафедральном Благовещенском соборе у сев. стены. Ист.: ДРВ. М., 1788. Ч. 6. С. 127, 131; ААЭ. Т. 3. 330. С. 483-485; ДАИ. Т. 1. 171. С. 303-305; 172. С. 305-306; 174. С. 307; Т. 2. 76. С. 209, 211, 215; АЮБДР. Т. 1. 108. С. 685; Никанор (Каменский), архиеп. Владенные грамоты Казанского Спасо-Преображенского мон-ря//Изв. ОАИЭ. 1893. Т. 11. Вып. 4. С. 365-368; Жалованная грамота царя Михаила Федоровича митр. Казанскому и Свияжскому Матвею; 1626 г.//Изв. по Казанской епархии. 1902. 4. С. 161-174; Утвержденная грамота об избрании на Московское гос-во Михаила Федоровича Романова/Предисл.: С. А. Белокуров. М., 19062. С. 76; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. (1397-1625). СПб., 1910. Т. 1. Вып. 2. Прил. XXIX-XXXVII.

http://pravenc.ru/text/2562668.html

Все служу в разных храмах. 24-го служил в Царском Селе. 26-го в чудном храме убежища артистов, причем любовался удивительной усыпальницей Савиной, могила коей находится под самым престолом. 27-го – в Казанском; 31-го – в Князь-Владимирском Соборе. Теперь, если Бог даст, 7-го я служу на Пекинском подворье; 8-го – в храме св. Ар[хистратита] Михаила близ ц[еркви] Покрова; 14-го – в Благовещенском храме на Вас[ильевском] острове; 21-го – в Введенском храме на Петр[оградской] Стор[оне]. А выехать в Новгород хотелось бы 29-го. Не загадываю, но желал бы. Помолитесь и благословите, дорогой Владыко. Любящий Вас усердный послушник Е[пископ] А[лексий] P.S. Мне передавали, что амнистия распространяется на всех условно осужденных. Поздравляю Вас и себя. ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 222. Л. 1–2об. Автограф. Письмо 2 30 ноября 1921 г. Дорогой и глубокочтимый Владыко! Пользуюсь оказией, вновь 3 , и пишу Вам с целью выразить мою глубокую благодарность за отечески любвеобильный и радушный прием. Очень рад, что меня Псков привел помолиться у святынь Ваших и побыть, хотя бы, и так мало времени, «под кровлей крылу твоего». Хотелось бы, конечно, и больше прожить у Вас, но я все же, участвуя 4 в служении литургии с Владыкою, подумал, что я хорошо сделал, оказавшись исправным по службе и верным на слове. Вы, вероятно, знаете, что поезд наш отошел лишь в 6 ч[асов] у[тра]. С 11 1/2 ч. мы все были у Годлевского и там, после чая, дремали. Ехали в общем сносно, но садиться в 5 с огромным багажом (12 мест) было очень затруднительно. Приехали около 6 ч[асов] веч[ера]. Ночевал я дома, а сегодня служил в Алекс[андровском] Соборе, где была очень хорошая, торжественная служба и прекрасное пение. Владыке передал Ваш привет. Получил письмо П[атриар]ха, которому писал недавно относительно митры пр[отоиерею] Соболеву и поздравлял его с годовщиной Патр[иарше]ства. П[атриар]х пишет о кончине в Архангельске от тифа Арх[иепископа] Самарск[ого] Филарета; в Самару – Арх[иепископ] Варнава 6 . В Томск 7 . Арх[иепископу] Димитрию назначен Е[пископ] Андрей, который недавно переведен из Омска в Москву. М[итрополит] Иаков ушел на покой в Симонов[ский] мон[астырь].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из важных заказчиков Ушакова был святитель Иларион Суздальский, основатель Успенской пустыни. Он был родственником Симона Ушакова, о чем сообщает его житие. И именно из жития мы узнаем о том, что митрополитом Ушакову были заказаны четыре иконы: «Спас на престоле», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Киккская» и большое храмовое «Успение», исполненное в 1663 году. С иконой Успения связано замечательное предание, также изложенное в житии Илариона Суздальского. Когда происходила смена деревянного храма на каменный, Иларион задумался, сохранять ли прежнее престолоосвящение, и тогда ему во сне явилась Богоматерь в том образе, как Она была написана на ушаковской иконе. Илларион понял, что престолоосвящение надо сохранить, новый каменный храм был также посвящен Успению Богородицы. О том, что митрополит Иларион играл важную роль в жизни Ушакова, свидетельствуют и другие факты жития. В частности, известно, что в доме Ушакова в Китай-городе останавливался и сам Иларион, и монахи его обители. И житие рассказывает, что когда монахи, гостившие в доме Ушакова, стояли на молитве, над домом поднялся столп света и пламени. Он был настолько велик, что прибежали сторожа от Спасской башни, испугавшись, что в Китай-городе начался пожар. Эти эпизоды показывают, насколько тесно Ушаков был связан с духовной средой, и, возможно, именно эта связь с малолетства предопределила его судьбу. Ушаков происходил из дворянской семьи, а для московского дворянина в ту пору выбор художественного поприща был несколько неожиданным. Скорее всего, причиной такого выбора были не только таланты молодого человека, но и внутренние духовные мотивы. Симон Ушаков с учениками Егором и Иваном. Успение Богоматери. 1663 Дерево, темпера. 146×120. Третьяковская галерея Светло и живоподобно В 1668 году Ушаков принимал участие в очень важном художественном проекте – создании декоративного убранства церкви святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Этот храм был заложен в 1667-м и выстроен за этот год по инициативе его настоятеля протоиерея Андрея Савинова, который также был настоятелем Благовещенского собора Московского Кремля. Судя по сохранившимся подписям, самому Ушакову принадлежат только две главные иконы из этой церкви: Господский образ Христа Вседержителя и образ Богоматери Киккской.

http://pravmir.ru/reformator-ikonopisani...

Иначе думали об этом неизвестный автор статьи в Христ. Чтен. в 1857 г. июнь и митр. Евгений. В списке « Изложения на лютеры», хранящемся в библиотеке Петербургской Дух. академии, на 1 л. находится такая приписка: «начата сия книга писать о иконоборцах, кальвинах и люторах, и откуда иконоборство зачася, лета 7181 году, месяца иануария в 1 день, на Обрезание Господне и на память но святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарийского, при державе великого Государя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, тщанием и снисканием его государева духовника, благовещенского протопопа Андрея Савиновича. А совершися сия книга того же году месяца Августа в 26 день на память святых мучеников Адриана и Наталии». На основании этой приписки означенные лица признали «Изложение на лютеры» подлинным произведением Савиновича, а годом составления 1673-й. Покойные А. В. Горский и К. И. Невоструев в конце описания одного из экземпляров «Изложения на лютеры» Моск. Синод, библиотеки 274) на мнение преосв. Евгения совершенно верно заметили: «В „Словаре о писателях духовного чина“ 1, 38, сказано, что книгу: „Изложение ответно от Божественных писаний старого завета и новыя благодати на Лютеры“, сочиненную около 1673 г., приписывают Андрею Савиновичу, протоиерею Московского Благовещенского собора. Но это несправедливо. В самом сочинении, как мы видели, есть признаки, что оно писано в 1621, а не в 1673 году, к которому принадлежит список Савиновича, и только некоторые дополнения к главе 47-й сделаны, может быть, позднее». Указанное выше после 12 главы послесловие составители предшествующих глав, зависимость сих глав от книги Захарии Ковистенского «о вере», которой в последующих главах не находим, повторение некоторых вопросов, уже рассмотренных в первых 12 главах, и опровержение тех же заблуждений в последующих главах (1347), все это показывает, что настоящее собрание глав против лютеран принадлежит не одному сочинителю или, по крайней мере, не одному времени (Опис. Слав. Рук. Моск. Син. библиотеки. Отд. II. 3. 275).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010