Таким образом, христианский мир в XIII, XIV и XV столетиях граничил в Азии и Африке, то есть, на востоке и на юге с одним магометанством, а на западе и севере с беспредельными неведомыми морями. Христиане, заселяя одну Европу, совершенно отделены были от языческого мира, который гораздо склоннее к принятию христианской веры, нежели напитанные фанатизмом, гордые победами магометане. Раздоры между христианами были главной причиной усиления магометанства. Но вот в XV и XVI столетиях Испания поражает левое крыло магометан, а Россия правое в Европе. Христофор Колумб в 1492 г., переплыв западный океан, открывает новый языческий мир в Америке, которая теперь уже почти вся сделалась христианской, кроме того европейские корабли огибают Африку, открывают морской путь в языческие страны: Индию, Китай, Японию, и христианство, поражая спереди магометанство, является и в тылу его в языческом мире. Так над магометанскими племенами исполняется пророчество Господне, произнесенное об Исмаиле матери его Агари: руки его на всех и руки всех на него ( Быт.16:12 ). Не тщетной остается и молитва Русской церкви, возносимая ею в первый день каждого года: о еже искоренити и угасити все богохульное агарянское нечестие и царство их скоро разрушити и правоверным предати, молимтися, всесильный Господи, услыши и помилуй. Беседа 19. Об истинной православной Церкви Созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ее ( Мф.16:18 ) Нами предложены были беседы, во-первых, об основных истинах не только христианской, но и других вер: о бытии Божьем и бессмертии человеческой души; во-вторых, о том, что из всех вер разных народов на земле истинная есть вера христианская, самим Богом установленная для спасения людей. Но между самыми христианами произошли разделения в отношении веры, и каждый из них свою веру считает лучшей, истинной верой. И так нам предлежит, в-третьих, еще говорить о том, какая из разделившихся христианских церквей есть истинная православная Церковь . Чтобы решить этот вопрос следует прежде утвердить понятие о истинной православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

относится установление дипломатических контактов между правителями Эфиопии и европ. гос-в. Ок. 1306-1310 гг. в Авиньон к папе Римскому Клименту V прибыло посольство от эфиопского царя Ведем Арада (1299-1314). Описание этого события, сделанное Дж. да Кариньяно, частично сохранилось в пересказе августинца Дж. Ф. Форести да Бергамо (1434-1520) в соч. «Supplementum chronicarum» (Добавление к хроникам, 1483; текст приведен в: Beckingham. 1989. P. 337-338). На Констанцском Соборе (1414-1418) безуспешно ожидали появления делегации от И. П. В 1427 г. при дворе кор. Арагона Альфонса V принимали посольство от «пресвитера Иоанна», каковым, вероятно, считали негуса Исхака (Габра Маскаля II, 1414-1429). В 1428 г. король Арагона отправил посла к эфиопскому царю, называя его «сыном царя Давида», «пресвитером Иоанном Индийским» и «царем царей Эфиопии». Ок. 1439-1441 гг. на Ферраро-Флорентийском Соборе присутствовала делегация во главе с диак. Петром от эфиоп. царя Зара Якоба (1434-1468), в 1450 г. этот царь направил посольство во главе с сицилийцем Пьетро Ромбуло к Римскому папе Николаю V и кор. Альфонсу V. В XV в. Х. Колумб отправился в путешествие во многом из-за стремления обнаружить «Великую Индию», где, по легенде, правил И. П. Желание найти «царство Иоанна Пресвитера» побуждало португ. инфанта Энрике Мореплавателя (1394-1460) организовывать морские экспедиции. Проникнув в Эфиопию, португальцы действительно обнаружили там христ. гос-во, к-рое, однако, мало соответствовало картине сказочных богатств, представленной в легенде об И. П. В кон. XV в. португ. мореплаватель Педру да Ковильян достиг Эфиопии и был благосклонно принят негусом Эскендером (Константином II; 1478-1494). Не получив разрешения покинуть Эфиопию, он оставался там до своей кончины (после 1526). В 1507 г. португ. флотоводец Триштан да Кунья прислал к нему пресв. Жоана Гомиша. В 1514 г. в Лиссабоне принимали послов из Эфиопии во главе с Матфеем Армянином. В 1515 г. к эфиоп. негусу было отправлено ответное посольство, в состав к-рого вошел капеллан португ.

http://pravenc.ru/text/471457.html

Среди античных сочинений, содержащих описания собакоголовых людей, наибольшую популярность получил «Роман об Александре» Псевдо-Каллисфена, повествующий о многочисленных народах, встреченных Александром Великим на пути в Индию. В романе кинокефалы описаны как дикий народ, гиганты-людоеды, обитающие на границе мира. Переводы, вариации и пересказы «Романа об Александре» послужили главным источником сведений о фантастических народах в средневековье. Описание Псевдо-Каллисфена позволило Псевдо-Мефодию Патарскому отождествить кинокефалов с армиями Гога и Магога ( Истрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в визант. и славяно-рус. литературах. М., 1897. С. 20). В Зап. Европе кинокефалов могли связывать с гуннами, с парфянами, со скифами, с аланами, с монголами и др. народами. В «Истории лангобардов» Павла Диакона рассказано о том, как лангобарды успешно использовали слух о присутствии в своем войске свирепых кинокефалов, чтобы напугать противников ( Paul. Diac. Hist. Langobard. I 11-13). По мере того как расширялась известная европейцам география, множились и предположительные места обитания кинокефалов. Помимо традиц. размещения в Индии (Гонорий Отёнский, Марко Поло, Иордан из Северака, Одорик из Порденоне) назывались некий сев. остров («Космография Этика Истра», VIII в.; Чекин. 1999. С. 200-201), возможно находящийся в Балтийском м. (XI в.; Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви//Из ранней истории шведского народа и гос-ва. М., 1999. С. 91), мыс на Скандинавском п-ове (Херефордская карта мира; ок. 1285, собор г. Херефорд, Великобритания), юг Африки (Эбсторфская карта мира; XIII в., не сохр.), северо-восток Руси (карта Пьера Деселье; 1550, Lond. Brit. Lib. Add. 24065). Дж. дель Плано Карпини и Бенедикт Поляк, участники дипломатической миссии к монг. хану в сер. XIII в., упоминали кинокефалов в рассказе о завоеваниях монголов ( Плано Карпини Дж., дель. История Монгалов. Рубрук Г., де. Путешествие в Восточные страны/Пер.: А. И. Малеин. М., 1957. С. 42). Известие о собакоголовом народе включил в описание своего путешествия Христофор Колумб. Изображения кинокефалов помещались на средневек. картах мира (лат. mappae mundi), иллюстрациях к географическим трактатам и энциклопедиям (напр., миниатюра сер. XIV в. из кн. «La fontaine de toutes sciences» - Amsterdam. Bibliotheca Philosophica Hermetica. MS 116. Fol. 1).

http://pravenc.ru/text/1684666.html

А что делать?! Не выпуская штурвала, я левой рукой нашарил планшет с картой района полетов, примостил на колено и начал сличать-рассматривать, читать-разгадывать предположительно находящуюся внизу территорию... Никакого моря на карте там не значилось. Была лесисто-болотистая местность с извивами местных рек и речушек, трясиной топких болот, рассеянных всхолмленных лужаек, полевых угодий, россыпью мелким шрифтом обозначенных деревень и деревушек. В глаза как-то сразу бросились наименования деревень — Низы, Мокреди, Большие Поля и множество других. Были еще какие-то хутора и погосты, но все это мне ничего не говорило. Я даже не без иронии хмыкнул: — Х-хех! Низы… Мокреди… Что-то вроде какого-то низа и мокрого места. Фигня какая-то… Как полагалось опять же по правилам небесного самолетовождения, пришлось пристальнее вглядываться вниз. А тут еще начал моросить мелкий осенний дождь. По остеклению кабины поползли мутные полосы воды. Я не просто вглядывался — впивался взглядом в туманную подоблачную мглу и вдруг, как когда-то Колумб с его возгласом «Земля!», по-мальчишески возопил: — Нарва! Нарва-а-а! Борька, да это же Нарва! Ха-ха, Нарва… Эт ты, растак твою так! А мы тут блудим, долболобы… В Нарве мне приходилось бывать! Там в фабрично-заводском училище училась, а потом на Кренгольмской мануфактуре работала ткачихой моя младшая сестренка Вера. Отлично работала — одновременно на 14 станках! Была ударницей коммунистического труда. Я от распиравшей меня гордости за нее гоголем там вышагивал. Вот какие мы — русские! Любое дело у нас в руках спорится! А мимоходом любовался тогда и архитектурой, и в памяти сохранилось на просторной площади города красивое здание православного храма — Нарвский Воскресенский кафедральный собор. Как мне объяснили — Собор Воскресения Христова. Тогда-то я, советский безбожник, не придал тому никакого значения. А тут вот эта крестом увенчанная церковь послужила мне Божественным ориентиром для определения местонахождения. И никакого тебе компаса, никаких ветрочетов и прочих штурманских прибамбасов не надо, все с полувзгляда ясно.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/20/...

9 Христофор Колумб – выдающийся мореплаватель (1451–1506). Стремясь достичь Индии по Атлантическому океану, совершил четыре экспедиции к западному побережью Америки (с 1492 г.), открыл Малые Антильские острова, острова Куба и другие земли. 10 Фердинанд пересек океан глубокий… – Фердинанд Магеллан (ок. 1470–1521). Возглавляемая им эскадра из пяти испанских кораблей прошла вдоль побережья Южной Америки и вышла к проливу, который ныне носит имя мореплавателя. Магеллан был первым европейцем, пересекшим Тихий океан (от Америки к берегам Азии). 11 ...молитва Симу дана, плуг – Хаму, а меч – Иафету… – Сим, Хам и Иафет – сыновья библейского праведника Ноя. По преданию, отец проклял Хама и его потомков за неуважение к нему и предсказал, что они станут рабами Сима и Иафета. От Сима произошли семиты, от Иафета – индоевропейские народы Севера, Хам стал родоначальником хамитов (Бытие, IX:20–28; X:1–31). Симеон Полоцкий толкует этот библейский рассказ о происхождении различных рас и народов в феодально-сословном духе: Сим, Хам, Иафет у него выступают символическими предками соответственно духовного сословия, пахарей-крестьян и воинов-дворян. 12 Паши, сей, коси... с господами не садись… – эти строки, возможно, реминисценция из «Сатиры или дикого человека» (1564) знаменитого польского поэта Я. Кохановского (1530–1584), где сказано: «Пахаря дело – блюсти поле, а шляхта бы тешилась рыцарским ремеслом». 13 Нестор троянский… – царь Пилоса в Мессении, старейший участник Троянской войны, герой «Илиады» Гомера. 14 ...у Филиппа благородного… – Филипп II, царь Македонии (с 359 по 336 гг. до н. э.), отец Александра Македонского и Клеопатры. 15 Юлий Цезарь (100–44 гг. до н. э.)– римский политик, полководец, оратор и писатель-историк, описавший свои военные походы («Записки о Галльской войне» и др.). 16 В законе иудейском… – имеются в виду законы, данные иудеям через Моисея. 17 С Маккавеем… – Иуда Маккавей, сын Маттафии (ок. IV в. до н. э.), которому приписываются 3 Книги Маккавейские из Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Как ни велики были успехи Григория Великого (Двоеслова) в распространении влияния и власти Римской кафедры в западных странах, но еще больше он сделал для внутренней организации и укрепления церкви. Деликатный вопрос о зависимости западных митрополичьих кафедр от кафедры римской он решил с большой прямотою. В северной Африке, где духовенство особенно ревниво отстаивало свою независимость, он действовал с большой осторожностью и в строгом согласии с канонами Сардикийского собора (347). Геннадий экзарх и два наиболее выдающихся епископа провинции, Доминик Карфагенский и Колумб Нумидийский, были близкими его друзьями, и к Римской кафедре многие обращались с апелляциями. Но спорящие стороны никогда не вызывались в Рим: дело решалось на месте, папскими легатами. Иначе поступил он с диоцезом Равеннским: он запретил архиепископу Иоанну, и довольно резко, носить паллиум иначе, как при совершении литургии, и когда возник спор между преемником Иоанна, Маринианом, и известным аббатом Клавдием, он потребовал их обоих в Рим для выслушания их дела лично. То же самое он хотел сделать в Иллирии по поводу спорного епископского избрания в Салоне (593); но в этом случае в дело вмешался император Мавритий, и, к своему великому огорчению и унижению, Григорий принужден был вступить в компромисс. Идеи Григория Двоеслова о папской власти были довольно неопределенны; но вообще он был строг и явно стремился к верховенству. Весьма характеристичны в этом отношении были его старания отделить монахов от мирского духовенства. Он сам был монахом и знал, каким искушениям и иллюзиям человеческая природа подвергается вследствие монашеской жизни: поэтому он установил срок новициатства в два года, а для воинов – в три года. Юношам менее восемнадцати лет он запрещал вступать в монастырь, а женатых людей допускал лишь с согласия их жен. Церковным властям он повелевал арестовывать тех монахов, которые часто большими толпами бродили по стране и в действительности представляли собой не более как бродяг самого назойливого и дерзкого свойства, и отдавать их в ближайшие монастыри для наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Долгая история изучения катакомб насчитывает несколько веков 1439 . Систематическое исследование подземных кладбищ начал в 1578 г. о. Антонио Бозио, «Колумб римских катакомб» (1575–1629) 1440 , с анонимной катакомбы на виа Анапо. Выдающимся исследователем катакомб стал Джованни Баттиста де Росси – «отец христианской археологии», который открыл 27 античных катакомб (включая катакомбы Св. Каликста) и одним из первых применил методы научной критики письменных и археологических источников 1441 . Его трехтомный труд «Подземный Рим» не утратил своего значения и по сей день 1442 . С тех пор появилось множество работ – как общего характера 1443 , так и посвященных отдельным комплексам. Из русских исследователей епископ Порфирий (Успенский), совершив путешествие в Рим и посетив там три катакомбы, написал очерк, основываясь на исследовании де Росси. Преосвященный Порфирий описал многие латинские эпиграфические документы, найденные в катакомбах 1444 . Другие работы, появившиеся на русском языке, носят описательно–популярный характер и основаны на изданиях западноевропейских авторов 1445 . Важным источником для изучения живописи катакомб служат многочисленные копии, которые выполнялись художниками до того, как появилась цветная фотография 1446 . Русский художник Федор Петрович Рейман (1842–1920), по заказу Ивана Владимировича Цветаева (1847–1913), основателя и первого директора московского Музея изящных искусств им. Александра III, в течение 11 лет (1889–1900) копировал росписи ряда катакомб в труднейших условиях работы, в сырых и холодных подземельях. Эти копии, по общему мнению художников и археологов той эпохи, отличались большой точностью и близостью к оригиналам. Важно, что они зафиксировали состояние живописи в ту эпоху. Самая полная выставка копий Реймана – «Под сводами римских катакомб», на которой было представлено свыше ста акварелей, – состоялась в 2000 г. в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (быв. Музей им. Александра III) 1447 . Несмотря на огромную библиографию работ, посвященных катакомбам, вопрос об их происхождении до сих пор остается неясным. Традиционная точка зрения заключается в том, что папа Зефирин назначил диакона (позже – папу) Каликста (217–222) 1448 смотрителем христианского кладбища на Аппиевой дороге. Обширный погребальный комплекс стал называться его именем: катакомба Св. Каликста (Сан Каллисто). Данному факту исследователи придают исключительное значение: в нем видят не только начало регулярного церковно–административного управления общинными христианскими кладбищами, но и начало церковной организации на кладбищах 1449 . Эта утвердившаяся точка зрения в последнее время подверглась серьезному пересмотру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Российский Колумб» – Григорий Шелехов (или Шелихов), родом из гор. Рыльска, назвал свой первый корабль в честь св. Иоанна Рыльского «Св. Иоанн Рыльский» и в 1780 г. отправил его в плаванье к Алеутским островам и Аляске. Таким образом, первый русский корабль, достигший берегов Америки, носил имя болгарского святого Иоанна Рыльского. После покорения Древней Руси татарами немало русских князей и воинов нашли приют в XIII в. в Дунайской Болгарии. Так, Георгий Глож из Киева основал Гложенский монастырь в Балканских горах. В 1255 г. литовский князь Войшельк отказался от своей власти, постригся в монахи и отправился на Афон, но не смог добраться до туда и остался среди болгар (Ипатьевская летопись, с. 551). Ростислав Михайлович, сын св. мученика Черниговского князя Михаила поселился в Болгарии. Иаков Святослав, играл заметную роль в политической жизни Болгарии. Он поддерживал связи с Киевским Митрополитом Кириллом и в 1261 г. испросил у Болгарского Патриарха Иоакима II разрешение сделать копию Номоканона (Кръмчей къниги) для соборной Киевской Церкви св. Софии. В январе 1262 г. копия болгарского перевода Номоканона была послана в Киев вместе с письмом к Митрополиту Киевскому Кириллу . И Ростислав Михайлович и Иаков Святослав были русскими проходимцами, которые своими действиями принесли много бед Болгарии. Продажный Ростислав Михайлович, подкупленный византийцами, подписал Регинский договор между Болгарией и Византией (август 1256 г.) и тем отвалил половину южной болгарской территории византийцам. Тогда Болгария потеряла юго-западную свою часть, называемой с XIX в. Македонией. Оба – и Ростислав Михайлович, и Иаков Святослав, набрались наглости до того, что претендовали на болгарский престол. Известен также и еще один русский военачальник – Иоанн Руссин в XIV в., которому болгарские цари возлагали ответственные поручения, но он бездарно их проваливал. Задунайская Болгария Болгары начали заселять территорию к северу от р. Дуная еще с VI в. В основанное в 681 г. болгарское государство задунайская территория входила в него преимущественно как его основное ядро. У византийских летописцев эта область называется Βουγαρια εκειτηεν του Ιστρου ποταμου – Задунайская Болгария (Лев Грамматик, Chronographia), как бесспорное свидетельство о ее болгарской принадлежности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да, мой Друг, мне кажется, что мы виноваты перед Западом. Несчастные исторические обстоятельства оторвали Запад от Церкви. В течение веков постепенно искажалось на Западе церковное восприятие христианства. Переменилось учение, переменилась жизнь, отступило от Церкви самое жизнепонимание. Мы церковное богатство сохранили. Но вместо того чтобы другим давать взаймы от этого неиждиваемого богатства, мы сами еще в некоторых областях попали под влияние Запада с его чуждым Церкви богословием. В последние десятилетия и на Западе проявился интерес к Русской Православной Церкви. Но кто с нашей стороны шел навстречу этому пробуждающемуся интересу? Шли отдельные лица, притом очень немногие, да и то в большинстве случаев светские. Явление это - разумею, попытки сближения с нами старокатоликов и англикан - конечно, весьма отрадное, хотя большого значения я лично им и не придаю. Но интересно отметить, как эти явления возникли. Они возникли вовсе не потому, что мы сумели собой кого-нибудь заинтересовать, кого-нибудь убедить в преимуществах Православия пред западными исповеданиями. Нет, попытки к сближению с нами имеют иную почву. Старокатолики и англикане, оторвавшись от своей прежней почвы, почувствовали, что у них вообще под ногами осталось что-то весьма шаткое и ненадежное. Нельзя же, например, немногим старокатоликам себя считать единственными в мире христианами. Нужно с кем-нибудь соединиться. Чисто теоретическим путем они вспомнили, что на Востоке есть древняя христианская Церковь, в которой нет ненавистного, например, для старокатоликов папства. Познакомившись поближе, увидали, что нельзя не признать за Восточной Церковью чистоты учения. Итак, нас нашли потому, что оторвались от своей почвы. Так и Колумб открыл Америку, хотя искал не Америку, а вообще новую страну. Америка вовсе не повинна в своем открытии. Она с места не двигалась и случайно попалась на пути Колумба. То же было и с Православной Церковью. Она тоже лежала неподвижно, никого на Западе к себе не призывая. Старокатолики пошли искать новую землю, оставив старый материк папизма, и встретились с Православием. С нашей же стороны никаких усилий не было к тому, чтобы кого-нибудь собою заинтересовать, кого-нибудь к себе расположить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Престол, кафедра и пол в алтарной апсиде отделаны зеленоватым мрамором, специально доставленным в Иерусалим с о. Айона. Это остров у западных берегов Шотландии, прославившийся в VI в., когда на нем основал монастырь св. Колумб, знаменитый миссионер, «апостол шотландцев». Так что священник, совершая богослужение на мраморах Айоны, всегда стоит хотя и в Иерусалиме, но на родной шотландской земле... Церковь св. апостола Андрея известна также археологическими раскопками, находящимися буквально в нескольких метрах. Напластования эпох спрессовали здесь на небольшом участке и древние погребальные пещеры, и находки времен Первого Храма, и руины византийского времени – монастыря святителя Модеста, возобновителя иерусалимских святынь после персидского разорения. Именно здесь были найдены два маленьких древнееврейских серебряных свитка (VII в. до н. э.) с текстом благословения, которому Господь научил Моисея на Синае: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числ. 6:24–26). От церкви открывается – рекомендуем фотографам – великолепный вид на гору Сион, западную стену Старого Города и пролегающую внизу, между нами и Сионом, Геенну Огненную. Англиканский собор св. Георгия На углу Наблусской дороги и улицы Саладина, в Восточном Иерусалиме стоит собор св. Георгия – кафедральный храм Англиканской (Епископальной) общины Иерусалима. ...В 1914 г., когда огненные рубежи Первой мировой войны прошли по Святой Земле (Турция участвовала в войне на стороне Германской и Австро-Венгерской империй), и подданные России, Англии и других стран Антанты были высланы из Святой Земли, турецкий губернатор Иерусалима приказал собор опечатать, а в помещениях аббатства разместить гарнизон. Три года спустя, в 1917 г. именно здесь, в бывшей резиденции Англиканского епископа, был подписан турками акт о сдаче Иерусалима британскому генералу Эдмунду Алленби. И еще одна страничка истории. В церкви, на северной стене, висит британский королевский герб, который украшал до 1948 г. здание Британского Верховного комиссара. 30 лет Палестиной, на основании мандата Лиги Наций, управляла Англия. По истечении мандата, весной 1948 г., герб перенесли сюда, – в последнюю цитадель английского военного и административного присутствия. Мемориальная доска рядом посвящена памяти британских солдат, павших в Палестине через 3 года по окончании Второй мировой войны в борьбе с сионистским террором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010