в Кастилии и Арагоне, право назначения инквизиторов перешло в ведение испан. правителей Фердинанда V и Изабеллы I (в 1496 они получили от папы Римского Александра VI титул «католические короли» (Reyes Católicos)). В 1481 г. в Севилье состоялось 1-е аутодафе. «Новая» И. в Испании по специфике управления отличалась от «старой», доминиканской И. В распределении доходов и назначении инквизиторов испан. монархи доминировали над Папским престолом, поэтому «новая» И. иногда называется также «королевская». Руководящим органом, учрежденным в 1483 г., стал Совет верховной и генеральной И. (Consejo de la Suprema y General Inquisición), состоявший из 6-10 членов, назначаемых короной. Совет возглавлял генеральный (или великий) инквизитор, к-рого назначал король и утверждал в должности Римский папа. Первым генеральным инквизитором стал доминиканец Томас Торквемада (1483-1498). С 1507 по 1518 г. было 2 генеральных инквизитора - для Кастилии и для Арагона. Функции Совета заключались в том, чтобы контролировать работу инквизиционных трибуналов, ограждать их от вмешательства местных властей, издавать общие правила и распоряжаться финансовыми средствами, которые пополнялись за счет конфискованного имущества осужденных еретиков, штрафов и выплат за смягчение наказания; эти средства распределялись между И. и королевской казной. Первые трибуналы открылись в 1481 г. в Андалусии (в Севилье и Кордове); в кон. XV - нач. XVI в. были созданы еще 9 трибуналов в Кастильском королевстве (в Толедо, Льерене, Мурсии, Вальядолиде, Куэнке, Лас-Пальмасе, Логроньо, Гранаде, Сантьяго-де-Компостела), 4 в королевстве Арагон (в Сарагосе, Валенсии, Барселоне и на Мальорке), а также на Сицилии и Сардинии. В кон. XVI - нач. XVII в., с оформлением обширных колониальных владений, открылись трибуналы в Новом Свете: в Лиме и Мехико (1569) и в Картахене (в совр. Колумбии, 1609). Инквизиция в Португалии. Худож. И. Д. Цуннер. Гравюра из кн. А. М. Mallem «Description de l " Univers». Frankrurt, 1685 (частное собрание, Лиссабон) Инквизиция в Португалии.

http://pravenc.ru/text/1788153.html

Прошла ужасная зима, убавившая население монастыря и число его защитников на девять десятых, и приблизилась не менее ужасная весна, когда должны были возобновиться военные действия Поляков при крайне ничтожном оставшемся количестве защитников монастыря. К весне 1609 года этих защитников оставалось в монастыре менее двухсот человек. Если и весной 1609 года монастырь не был взят Поляками – так это уже истинно и единственно потому, что он был ограждаем молитвами к Богу преподобного Сергия! Видя необыкновенно быстрое умаление числа защитников монастыря, поражаемых болезнию, воеводы и архимандрит с соборными старцами еще в начале 1609 года обращались к царю через жившего в Москве Аврамия Палицына (келаря монастыря) с настоятельной просьбой о присылке вспоможения. Но царь прислал в монастырь 15 февраля 1609 года только шестьдесят человек казаков, к которым Палицын со своей стороны присоединил двадцать человек монастырских слуг (не присланных им ранее по непонятной причине) и из которых четверо были перехвачены Поляками. Таким образом, с 250 воинами встретили осажденные в монастыре весну 1609 года! Не знаем, по какой причине, но весной 1609 года Поляки возобновили военные действия очень нерано. Может быть, Сапега дожидался Лисовского, который, уходив из-под монастыря в декабре 1608 года и возвращавшись под него в феврале 1609 года, опять ушел из-под него в следующем марте и снова возвратился под него только в июле. Как бы то ни было, но это возобновление военных действий последовало лишь 27 мая. Сапега очень хорошо знал, до какой степени уменьшилось в монастыре число его защитников, и он надеялся, что покончит все дело одним приступом. К приступу этому, как сообщается нам в одном известии, Сапега приготовил невероятные орудия, а именно вместо больших пушек три дубовые пятисаженные петарды, обитые железными обручами, для заряда которых нужно было по три осмины пороху и в которые имело быть кладено по три ядра – стальному, железному и Как в первый большой приступ 13 октября 1608 года, Сапега задал войску пир, сопровождавшийся многими играми; потом Поляки начали подъезжать под монастырские стены, осматривать их и готовить места, где поставить пушки и пищали; а затем начали скакать на лошадях по Клементьевскому полю, развевая знаменами и грозя мечами на монастырь.

http://sedmitza.ru/lib/text/438603/

Чтобы понять дух этих исследователей, понять, почему они отправились в этот путь, лучшего всего обратиться к знаменитой личности, человеку, который не был португальцем, который получил помощь Испании, Христофору Колумбу. Он родился в 1451 году в Генуе , вероятнее всего он был из рода иберийских евреев. Колумб или Колон, как он предпочитал себя называть, будучи моряком, очень хорошо знал Средиземное море и был известным картографом. В двадцать пять он обосновался в Португалии, женился на португалке, и жил некоторое время в Мадейре, на берегах которой он часто находил выброшенные на берег деревья и растения из загадочной страны на Западе. Из Мадейры и Португалии он плавал в Африку и Англию, где моряки рассказали ему о Ньюфаундленде, в Ирландию и Исландию, где он снова слышал о землях Запада. С 1480-х гг., Колумб был очарован идеей исследования Запада, будучи убежден, что он найдет там не только новую землю, но Новый Мир, Земной Иерусалим. От природы имея неустойчивый характер, будучи временами подверженным приступам нездоровья, этот человек, еврейского происхождения, вдруг почувствовал себя избранным Богом для миссии открытия Нового Мира. На это его подвиг нули пророчества из Книги Пророка Исайи (Ис. 11. 10-12), в которых говорится: «И будет в тот день: к корню Иессеву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Асура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сенааре, и в Ефреме, и на островах моря. И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли». Кроме того, Колумба вдохновляли многие сочинения и устные предания, многие из которых уходили корнями в Древнюю Грецию. Помимо самых древних из них, ему было известно, во-первых, о предании, повествующем о путешествии ирландского святого Брендана Мореплавателя по морю через Атлантический океан на Запад к воротам земного Рая. Эта земля именовалась Бразилией, в переводе с Галльского «великий остров». Во-вторых, Колумбу хорошо было известно португальское предание об Антилии, острове семи городов, куда отплыли семь епископов после вторжения мавров на Иберийский полуостров в 711 году. В-третьих, в 1492 году от Рождества Христова (7000 году от Сотворения мира, а это исчисление Колумб понимал не символически, а буквально), полностью была завершена Реконкиста Иберийского полуострова и многие думали о продолжении Реконкисты и освобождении Иерусалима, и, таким образом, о начале восьмого и последнего тысячелетия, в котором предполагался конец этого мира.

http://pravoslavie.ru/1923.html

– Бессмысленный шум… препятствует… моим классным занятиям. И опять все в порядке. Карандаши рисуют, снимки щелкают, растушевки тушуют. Михаил Михайлыч, несомненно, безобидный человек. А в назначенный час бьет звонок. Подымаются, стуча пюпитрами, собирают пожитки и наверх, в класс обычный. Десять минут перемены – урок истории. Василий Иваныч невысокий блондин с козлино-курчавой бородкой. Когда входит, в глубине легкое блеяние: давно, прочно, для младших, как и для старших, Василий Иваныч вовсе не Каплин, а Козел. Никто против него ничего не имеет, но право блеять при его появлении – право давнее, укоренившееся. Странно представить себе, чтобы Козел запротестовал. Он и не протестует. Как всегда, он покорен, уныл, равнодушен. Поправит фалду, протрет золотые очки, сядет у своего столика, разложит журнал… Куда пойдешь, кому скажешь? Что может быть интересного среди этих двадцати полуюношей, которых надо вызывать, спрашивать у сына лавочника о католической реакции, у сыновей портных о Карле Пятом? Во второй половине урока Козел сам рассказывает. Он ходит медленно от окна к двери, медленно разговаривает как бы с собою самим – знает, что никто не слушает. Знает, что все знают о недостатках его речи, путанности ее и несвязности. – Тогда Император… вот это как… утомившись от дел управления… ну, от дел… он и решил поселиться в монастыре… как его… ну, там в монастыре святого Юста. Флягин, о каком это я Императоре… как там… вот это как… рассказываю? Флягин писал письмо гимназистке. Вскочил, как спросонья, толкнул Глеба в бок. И к удивлению своему Козел слышит, что дело идет о Карле Пятом. Мало того – не очень складно, сморкаясь и слегка гундося, громкоговорителем сообщает Флягин нечто о могуществе Карла, его армии, флоте. – Да, ну… флоте. Хорошо… а кто до него по Ан-тлатическому океану плавал для открытия… там… ну?., неизвестных… чего неизвестных? Земель. Неизвестных земель. Флягин докладывает, что Колумб – с таким видом, будто лично был с ним знаком. – Ну, Колумб плавал, верно. Это вам подсказывают. Я слышу… вот это как. Колумб плавал.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

В кон. 1608 - нач. 1609 г. начались карательные походы тушинцев против восставших. Однако прочно утвердить свою власть на этих землях Л. не удалось. В первые месяцы 1609 г. здесь постоянно вспыхивали мятежи. Одним из главных центров сопротивления весной 1609 г. стал Ярославль; важным узлом обороны был Спасский мон-рь: тушинцы, разорившие ярославский посад, так и не смогли захватить обитель. Значительными особенностями отличалось положение во Пскове. Здесь не было наемного войска Л., и следов., не действовали те факторы, которые побуждали население центра России выступать против самозванца. Власть в городе находилась в руках посадской общины, к-рая упорно держалась Л., опираясь на местных стрельцов. Псковское духовенство, как следует из псковских повестей о событиях Смуты, постоянно добивалось возвращения Пскова под власть Василия Шуйского. Опасавшиеся репрессий дети боярские - сторонники царя Василия - находили убежище в Псково-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В лагере Л. находились и католич. духовные лица из Речи Посполитой, один из них заключил тайный брак между самозванцем и Мариной Мнишек. В ставке Л. на юге нек-рое время находился католич. миссионер - д-р богословия Викентий из Львова. Благодаря его хлопотам перешел в католичество гетман кн. Ружинский. В нач. 1609 г. была предпринята попытка установить контакты между тушинским лагерем и Римом. Марина Мнишек отправила письмо папе с просьбой о благословении, одновременно она попыталась установить связь с папским нунцием в Польше. Тогда же к папе обратился и Ружинский с сообщением о своем переходе в католичество и с просьбой о благословении. Сам Л. к папе не обращался. Ответа на письма не последовало. К этому времени Римская курия уже поддерживала планы подчинения России власти польск. кор. Сигизмунда III. Положение тушинского лагеря ухудшилось весной 1609 г., когда из Новгорода против тушинцев выступила армия во главе с родственником царя М. В. Скопиным-Шуйским, в составе армии было союзное швед.

http://pravenc.ru/text/2463627.html

«Если в Индии ему противодействуют, то почему мы должны поощрять индуистское миссионерство в России», - задал риторический вопрос представитель Межрелигиозного совета. Однако кришнаиты страшно оскорбились, что их в России никак не признают «традиционными» и  23 марта стало известно, что Центр обществ сознания Кришны обратился в прокуратуру Москвы с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении организаторов митинга «за клевету и разжигание межрелигиозной розни». Ни много, ни мало, они заявили , что «люди, толкающие Россию к новым черносотенным погромам, должны ответить перед законом». При этом, попытки кришнаитов влезь в русскую историю – судом ли, обманом ли, фальсификацией ли – приобретают все более настойчивый характер: «кришнаитский начальник Вадим-Бхактивигъяна Госвами-Тунеев  … сообщил, что Петр I в своих указах прямо «повелевал никоим образом не препятствовать духовной жизни индусов». До сих пор о таких указах Петра ничего не было известно, но в принципе царю-преобразователю ничто не мешало их издавать. Для того, чтобы власти могли препятствовать духовной жизни индусов, необходимо было, чтобы носители духовной жизни физически присутствовали на территории Российской Империи, чего отнюдь не наблюдалось - с тем же успехом Петр мог запрещать сибирским инородцам охоту на жирафов. Впрочем, несколько вольное отношение к истории западного мира вообще присуще сознанию Кришны. Три недели назад, празднуя свой новый год, носители сознания сообщали, что «Христофор Колумб направил флотилию в Индию, чтобы привезти в Европу индийские специи и увидеть своими глазами явившегося на Землю золотого человека Шри Чайтанью Махапрабху». Оно, может быть, и так, но вместо Индии Колумб приплыл в Америку, где золотого человека Махапрабху не наблюдалось. Непонятно, что мешало приписать такое желание Васко да Гама - он-то в Индию действительно приплыл. Вероятно, для творцов современной «Карма-Колы»  заучивание имен португальских мореплавателей, которые именно в Индию и плавали, представляется слишком сложным», - пишет Максим Соколов в статье «Великие географические открытия» . Неделя завершилась празднованием памяти великой святой – преподобной Марии Египетской . Автор «Православной газеты Антон Виноградский рассуждает о том, как соотносятся два жизненных ориентира – путь самоотвержения и самоутверждения «Память событий, связанных с жизнью великой пустынницы, вносит острейший контраст между ориентирами Церкви и ориентирами общества - так сказать, сверхвысоковольтную разность потенциалов между двумя «мирами»: христианским и светским, у которых есть разные полюса. И эта острота со временем только обостряется»

http://pravoslavie.ru/4885.html

В сохранившемся монастырском некрополе погребены Екатерина Ивановна Трубецкая - жена декабриста С.П. Трубецкого, первой из жён декабристов добровольно отправившаяся к мужу в сибирскую ссылку. Она скончалась в Иркутске 14 октября 1854 года. Здесь же похоронены декабристы В.А. Бечаснов, П.А Муханов и Н.А. Панов. У алтаря Знаменского собора погребён Григорий Иванович Шелихов (1747-1795), легендарный русский землепроходец, неутомимый исследователь, присоединивший Аляску к России, один из первых исследователей Курильских островов, основатель Российско-Американской компании и первых поселений в " Русской Америке " . Григорий Шелихов, уроженец города Рыльска Курской губернии, вошёл в историю как " Колумб Росский " . Он был продолжателем дела русских первопроходцев, осваивавших Аляску и Алеутские острова. Благодаря его энергичной деятельности Аляска стала частью Российской империей. Надгробие над могилой Шелихова, изготовленное из серого уральского мрамора с беломраморными деталями, установлено в 1800 году. На нём высечены стихи Г.Р. Державина: " Колумб здесь Росский погребен; проплыл моря: открыл страны безвестны... " . Здесь же изображены карта Аляски, якоря, корабельные мачты, паруса, морские канаты, шпаги, песочные часы - всё, что сопрвождает моряка в дальнем плавании. На четырёх гранях постамента высечена летопись трудов и дней Г.И. Шелихова. В ночь с 6 на 7 февраля 1920 года неподалёку от монастырской стены были расстреляны Верховный правитель России А.В. Колчак и председатель Совета Министров В.Н. Пепеляев. С установлением в Иркутске Советской власти в распоряжении Иркутской епархии осталась только Знаменская церковь, а монастырь упразднён. В 1926 году Знаменская церковь стала приходской, но с 1929 года начала выполнять функции кафедрального собора, так как Богоявленский собор к этому времени был закрыт для богослужений, а Казанский кафедральный собор и вовсе снесли. Знаменская церковь была закрыта на основании Восточно-Сибирского крайисполкома 17 июля 1934 года. Ещё раньше, с 1928 года, в помещениях бывшего монастыря разместились отделы гидроавиаторов, авиаремонтные мастерские и гаражи, в Знаменской церкви устроили штаб гидроотряда, в настоятельском корпусе - общежитие.

http://sobory.ru/article/?object=11663

Евгений Никифоров: - Оборотни. Протоиерей Александр Шабанов: - Оборотни - это ладно. Оборотни - это силы зла. Ещё как-то можно объяснить оборотня, как некое соблазнение, а здесь превращение в оленей, прекрасных оленей для того, чтобы не быть увиденными языческими воинами. И он основывает Церкви. Причем не просто храмы, а монастыри, потому что сама по себе история кельтской Церкви, история христианской Ирландии - это история монастырей, а не приходов. Патрик чем ещё хорош для ирландцев? Думаю, тем, что введение христианства и воцерковление народа произошло бескровно, и не было столкновений. Никто никаких перунов никуда не кидал, никто никого никуда не загонял. Ирландия потом, кстати, не дала никаких христианских мучеников, т.е. контрмиссии со стороны язычества не было. Евгений Никифоров: - Здесь тема: кельтская культура, языческая культура, она крайне серьезна. Протоиерей Александр Шабанов: - Интересная штука заключается в том, что когда мы говорим о кельтской языческой культуре - мы должны помнить, что она до нас дошла благодаря ирландским монахам, переписчикам, которые на полях иллюстрированных Евангелий - там буковки, заставки - записывали истории, которые дошли до нас. Их сохранили именно монахи. Евгений Никифоров: - Вот он становится епископом, что происходит дальше? Протоиерей Александр Шабанов: - Он как епископ рукополагает - там какие-то огромные цифры, 365, видимо, по количеству дней года, 365 священников, 365 епископов, основываются Церкви. На самом деле все это правда. Потому что Ирландия за короткое время, т.е. с момента, когда Патрик закончил свою жизнь в конце V века, условно говоря, и до середины VII века Ирландия дала огромное количество преподобных святых. И самое главное - ирландцы, как говорит Жак Лекон - это факелоносцы средневековья, которые спасли Европу от варварства. Это ученое образованное монашество. К тому моменту после Алариха в Европе никто не знал греческого языка. А после варваров и ирландцы это знали. Они принесли образованность, спасли Европу. Недаром папа Иоанн - Павел II назвал святого Коломбана - это не прямой ученик Патрика, а человек патрикианской традиции - учителем Европы. Т.е. у Европы три учителя: святой Колумб Шотландский, Колумб младший, Кирилл и Мефодий. Т.е. Европа с двух сторон обязана этим людям.

http://radonezh.ru/text/protoierey-aleks...

Испании, много веков занятой Реконкистой, в 1492 г. удается, наконец, отвоевать у исламского мира Гранаду. В сложившихся условиях единственным выходом для ущемленной кастильской короны мог быть только проект похода в Индию западным путем. В том же году католические государи Испании соглашаются оказать покровительство и предоставить средства Христофору Колумбу (1451–1506), убежденному в том, что по повелению свыше он призван открыть путь в Индию, двигаясь в западном направлении. 12 октября 1492 г. после более чем двухмесячного плавания Колумб пристал к одному из Багамских островов в Карибском море, чтобы покорить новый огромный континент. Как только Колумб достиг «Индии», кастильская корона предприняла сложные дипломатические шаги, результатом которых в 1493 г. стали 4 буллы племянника Каликста III папы Александра VI Борджа (1492–1503), который годом ранее получил тиару исключительно благодаря давлению Испании. Эти буллы полнотой апостольской власти, дарованной папе всемогущим Богом как викарию Христа и наследнику св. Петра (de nostra mera liberalitate, et ex certa scientia, ac de apostolicae potestatis plenitudine (...) auctoritate omnipotentis Dei nobis in beato Petro concessa, ac vicariatis Jesu Christi, qua fungimur in terris), аннулировали все прежние папские пожалования в пользу Португалии и ввели кастильских королей во владение колоссальными водными пространствами и землями. Первая булла, начатая папой Александром словами Inter caetera (как и булла папы Каликста), была составлена в апреле, но официально датирована 4 мая 1493 г. Она говорит об островах и землях, открытых Колумбом при его плавании в Индию в западном направлении: Изабелле и Фердинанду жаловались права владения всеми этими землями, а также теми территориями, которые могли быть открыты в будущем; в качестве прецедента папа ссылался на прежние дарения Св. престола Португалии. В целях уточнения размежевания сфер государственных интересов Кастилии и Португалии в Атлантике – к выгоде Кастилии – под давлением испанской короны была составлена вторая булла под тем же названием Inter caetera; она была подписана в июне, но датирована задним числом 4 мая. В ней почти полностью воспроизводится текст первой буллы, но без ссылок на былые пожалования португальским королям. В тексте второй буллы Inter caetera впервые появляется термин «демаркационная линия» (так называемый папский меридиан) и намечается ее направление (от Северного полюса к Южному, в ста лигах к западу и к югу от Азорских островов и островов Зеленого мыса). Все, что было и будет открыто к западу и к югу от этой линии, будь то земли, лежащие на пути в Индии или в любом ином направлении, должно отныне принадлежать Кастилии. Никакого намека на права Португалии на моря и земли, лежащие к востоку от линии, в булле не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Много веков два эти народа воевали между собой. В конце концов, нефийцы обнаружили существование мулекитян и воссоединились с ними. Все они стали называться нефийцами. Во времена земного служения Христа – на той земле был золотой век мира. Основным событием этого века мира было, якобы, посещение этих людей Христом в период между Его распятием и воскресением. В течение этих трех дней Он, по утверждению мормонов, основал на континенте Свою церковь . Век мира, однако, был непродолжительным, и между 200-м и 300-м годами по Р.Х. войны между индейцами и белокожим населением возобновились. После каждого сражения мертвые тела «грудами валялись на земле и их присыпали сверху землей». Таково, по объяснениям Иосифа, происхождение индейских холмов, которые были обнаружены археологами в различных частях Соединенных Штатов и вызывали большое любопытство и множество попыток теоретического объяснения во времена Иосифа Смита. Самые большие холмы указывают на место, где произошло последнее великое сражение, примерно в 400-ом году по Р.Х., когда ламанийцы полностью уничтожили нефийцев, в результате чего Колумб, «открывший» новый свет, обнаружил там только краснокожих индейцев. К счастью, пророк Мормон, сохранил историю народа на золотых пластинах. Он передал их своему сыну, Моронию, пережившему уничтожение нефийского народа. Перед своей смертью , Мороний закопал эти пластины в Холме Кумора, где Иосиф, по указанию (свыше), нашел их 14-ю веками позже. Такова история, повествуемая Книгой Мормона. Проблемы и несоответствия Существует много странного в Книге Мормона, например: восемь герметичных барж, способных плыть в любом направлении, имевших окна, находившиеся сверху и снизу и освещаемых 16-ю светящимися камнями. Нефийцы имели два магических кристалла с иголками внутри, которые они использовали для определения – в каком направлении им плыть. Иаредийцы привезли с собой также животных (напоминает Ноев ковчег), вследствие чего животные появились на американских континентах. Иаредийцы привезли даже лошадей, свиней, овец, крупный рогатый скот и ослов (хотя Колумб и не обнаружил на американских континентах всех этих видов животных). Нефийцы выращивали пшеницу и ячмень, а индейцы – кукурузу и картошку.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kak-prot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010