Бог небес и земли ( Быт. 24:3 ), Бог воинств небесных ( Псал. 89:9 . Амос. 3:13 ), Творец чудес ( Исх. 15:11 . Псал 77:15 ), Царь славы ( Псал. 24:7.8 ) Но все такие выражения о Боге будут не особливыми именами Ему, а только объяснениями тем именам, которые выражены одним каким либо словом. При этом, мы, христиане, не видим надобности собирать их в особый список: мы читаем их в Писании; читаем их в молитвах при Богослужении; наукою Богословия научаясь понимать смысл таких выражений, чтением этих выражений в молитвах перевода смысл их в чувство сердца, этим пониманием, этим чувствованием желаем руководствоваться в своей жизни, т.е. во всех своих поступках. Приспособление познания тысячи имен Божиих мусульманами к своей жизни Предисловие к книжке с тысячью имен Божиих оканчивается словами: «Боже! спасительною силою из имен помогай всем людям достигать того, чего желают они и чего ищут». А в конце перечня имен приложенная молитва, которую издатель или составитель книги советует читать по прочтении тысячи имен, поясняет, хотя и в общих чертах, каких благ можно достигнуть чтением тысячи имен: в этой молитва, после славословия Богу и благословений пророкам, молящийся, испрашивая хранения Божия себе, детям, защиты от глаза демонов и людей, от врагов и от всяких бед, прощения грехов всем мохаммеданам и мохаммеданкам, исповедует силу тысячи имен в таких словах: Прошу у Тебя, ради сих великих имен и ради всех имен Твоих, того, что знаем. И того, чего не знаем, ради имен Твоих, которыми кто молится Тебе, тому Ты внемлешь; которыми кто просит у Тебя, тому Ты подаешь просимое; которыми кто взывает к Тебе, тому Ты отвечаешь: вот Я» Не оставь нам греха без прощения; печали без облегчения; болезни без исцеления; блага без дарования; зла без отстранения; порока без покрытия; противника без примирения; долга без уплаты; дела без исполнения; отлучившегося на сторону, без возвращения в дом; ради сих великих имен, о прещедрый из прещедрых!» Но перевороты в жизни человека бывают очень разнообразны, а тысяча имен так длинна, что всю ее читать для спасения себя при определенном, непродолжительном обстоятельстве, было бы неудобно; то какой-то тайноведец татарин-мусульманин, постигший силу имен в каждом десятке, удружил своим единоверцам, научив, кому, когда, какой десяток имен прочитать, чтобы воспользоваться спасительною силою его. Для того на полях книги, к каждому десятку имен он сделал приписку на татарском языке, указывающую, для удовлетворения какой надобности полезно читать десяток имен. Указания его при некоторых десятках остались для меня непонятными; но мусульмане, вероятно, хорошо постигают смысл каждого указания и умеют употребить их в свою пользу в более обширном кругу житейских обстоятельств, чем тот, какой будет виден из приписок к десяткам, здесь приведенных мною:

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

– Главное в крестьянской жизни – это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом – грош ему цена – да он твой. У тебя земля своя – и того ее горсть – да она твоя! Король ты на своей земле!.. У тебя есть лицо… Ты можешь от всякого требовать уважения к тебе… Так ли? – воодушевленно закончил Челкаш. Гаврила глядел на него с любопытством и тоже воодушевлялся. Он во время этого разговора успел уже забыть, с кем имеет дело, и видел пред собой такого же крестьянина, как и сам он, прилепленного навеки к земле потом многих поколений, связанного с ней воспоминаниями детства, самовольно отлучившегося от нее и от забот о ней и понесшего за эту отлучку должное наказание. – Это, брат, верно! Ах, как верно! Вот гляди-ка на себя, что ты теперь такое без земли? Землю, брат, как мать, не забудешь надолго. Челкаш одумался… Он почувствовал это раздражающее жжение в груди, являвшееся всегда, чуть только его самолюбие – самолюбие бесшабашного удальца – бывало задето кем-либо, и особенно тем, кто не имел цены в его глазах. – Замолол!.. – сказал он свирепо, – ты, может, думал, что я все это всерьез… Держи карман шире! – Да чудак человек!.. – снова оробел Гаврила. – Разве я про тебя говорю? Чай, таких-то, как ты, – много! Эх, сколько несчастного народу на свете!.. Шатающих… – Садись, тюлень, в весла! – кратко скомандовал Челкаш, почему-то сдержав в себе целый поток горячей ругани, хлынувшей ему к горлу. Они опять переменились местами, причем Челкаш, перелезая на корму через тюки, ощутил в себе острое желание дать Гавриле пинка, чтобы он слетел в воду. Короткий разговор смолк, но теперь даже от молчания Гаврилы на Челкаша веяло деревней… Он вспоминал прошлое, забывая править лодкой, повернутой волнением и плывшей куда-то в море. Волны точно понимали, что эта лодка потеряла цель, и, все выше подбрасывая ее, легко играли ею, вспыхивая под веслами своим ласковым голубым огнем. А перед Челкашем быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего целой стеной из одиннадцати лет босяцкой жизни. Он успел посмотреть себя ребенком, свою деревню, свою мать, краснощекую, пухлую женщину, с добрыми серыми глазами, отца – рыжебородого гиганта с суровым лицом; видел себя женихом и видел жену, черноглазую Анфису, с длинной косой, полную, мягкую, веселую, снова себя, красавцем, гвардейским солдатом; снова отца, уже седого и согнутого работой, и мать, морщинистую, осевшую к земле; посмотрел и картину встречи его деревней, когда он возвратился со службы; видел, как гордился перед всей деревней отец своим Григорием, усатым, здоровым солдатом, ловким красавцем… Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда…

http://azbyka.ru/fiction/chelkash-gorkij...

    Славянская кормчая. Пребывати в церкви молящимся до последния молитвы. Да отлучени будут не прибывающии в церкви до последния молитвы, ни причащающиеся.     Толкование. Иже не пребывают во святе церкви до последния молитвы, но еще святей службе поемей и совершаемей, исходят из церкве, таковии яко бесчиние творяще во святей церкви, да отлучатся. Глава 10 Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен.     Зонара. Отлучаемые, конечно, за грехи отлучаются. Посему никто не должен иметь общения с ними. Ибо общение показывало бы презрение к отлучившему, или лучше обвинение, будто неправильно отлучил. Итак если кто с лишенным общения, т. е. с отлученным, будет вместе молиться, хотя бы не в церкви, а в доме; то и он подвергнется отлучению. Тоже говорит и 9 правило карфагенскаго собора.     Аристен. Молящийся с лишенным общения подлежит такому же осуждению. Молящийся вместе с еретиками в церкви, или в доме да будет так же лишен общения, как и они.     Вальсамон. Выражение лишение общения значит — отлучение. Итак кто молился с отлученным, где бы и когда бы ни было, должен быть отлучен. Это написано для тех, которые говорят, что отлученный извержен из церкви и что, следовательно, если кто либо вместе с ним будет петь в доме, или на поле, то не будет виновен. Ибо в церкви ли молиться вместе с отлученным, или вне ея, все равно. Но разговаривать с отлученным не воспрещается. Читай и 9 правило карфагенскаго собора.     Славянская кормчая. Моляйся со отлученным, сам такожде да отлучен будет.     Толкование. Аще кто молится с еретики в церкви, или в дому со отлученными от церкве, сам такожде да отлучен будет. Глава 11 Если кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет: да будет извержен и сам.     Зонара. Некоторым изверженным запрещается только священнодействие. Но не запрещается общение с ними или присутствие вместе с ними в церкви; а другие вместе с извержением лишаются и общения и подлежат отлучению. Итак это правило или должно быть изъясняемо об изверженном и вместе с отлученном, и кто молился вместе с таковым, тот должен подлежать извержению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

3521 В самом деле, какая польза получена вами оттого, что вы отделились от митрополита и [отказались] повиноваться ему и судиться у него? Совершенно никакой, кроме только непослушания, непокорности и душевной погибели! Быв потом отлучены с той целью, чтобы побудить вас к расторжению [своей] клятвы, вы, опасаясь, может быть, клятвопреступления, остались нераскаянными, чтó нелепо и погибельно: ибо лучше было бы вам нарушить, нежели соблюдать злую клятву, какую вы приняли на себя, именно – чтобы вам не иметь дела с митрополитом и убивать всех, кто от вас пойдет к нему или от него к вам, – как лучше было бы Ироду нарушить свои клятвы, а не убивать честного Предтечу. Об этом и священные церковные песнопевцы говорят: «лучше было бы Ироду, солгав, спасти жизнь, нежели, сдержав слово, усекнуть главу Предтечеву». Еще хуже и нелепее, что вы, священники, находясь в отлучении, крестите, священнодействуете, водружаете алтари, совершаете [церковные] собрания, праздники и торжества: все это противно священным и божественным канонам; ибо 32-й канон апостольский говорит: «если который пресвитер, или диакон от епископа в отлучении будет, не подобает ему быть приняту в общение другим, но только отлучившим его, разве когда случится умереть отлучившему его епископу». А ты, епископ, как я слышал, презрев [этот канон] со своим неисправимым народом, [и вы, священники,] совершаете все священнодействия и, в противность канонам, прикасаетесь к святым [тайнам], быв отсечены и отторгнуты от своего первенствующего и главы и таким образом сделавшись мертвыми: ибо тело не может жить без главы. А чтобы вы узнали, в какое впали зло, не исполняя того, что мы вам внушаем, послушайте тридцать четвертого апостольского канона: «епископам всякого народа должно звать первенствующего между ними и признавать его, как главу, и ничего превышающего власть их не делать без его ведома». Тоже говорит и пятый канон священного собора в Антиохии, запрещая расколы и противозаконные сборища, которые совершают некоторые, презирая [своих] епископов: «если который пресвитер, или диакон, презрев своего епископа, отлучит сам себя от церкви и начнет составлять особые собрания и водрузит алтарь, а призываемый епископом не покорится, не захочет ему повиноваться и не послушает его, призывающего единожды и дважды: таковой пусть будет совершенно низложен, и никогда не получит восстановления и не воспримет своей прежней чести.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

  Л. 358   без последствий. Для иллюстрации произвольных и грубых действий полиции я считаю не лишним на страницах настоящих моих воспоминаний поместить нижеследующий документ, подтверждающий полный произвол чинов полиции. В этом документе говорится об аресте на Кириллов[ской] улице ученика I кл[асса] Л. Ильинского . Мною по распоряжению ректора было произведено дознание по поводу этого ареста и сделан был письменный доклад о результатах дознания: 27 сего марта ученик I кл[асса] Л. Ильинский с моего разрешения пошел в «Аполло» . Разрешение это дано было около 8 ½ часов вечера, а часов в 9, когда я находился в учительской комнате, явился ко мне ученик III кл[асса] Островский , очень взволнованный и возбужденный, и сообщил, что на Кирилловской улице взят чинами полиции и препровожден вместе с неизвестным ему молодым человеком в 1 участок ученик Ильинский. Для выяснения дела я немедленно отправился в участок, попутно справившись у дежурившего на Кирилл[овской] улице околоточного надзирателя о причинах задержания Ильинского. Околоточный надзиратель сообщил мне, что оба задержанные молодые люди семинаристы, из которых, по его словам, один был пьян, а другой стрелял и что дальнейшие   Л. 358 об.   подробности я могу узнать в участке. Я отправился в участок. Оба задержанные оказались в прихожей участка, из которых один был действительно ученик I кл[асс]а Ильинский, а другой – неизвестный мне молодой человек. Оба были безусловно трезвы. Из чинов полиции здесь находились два городовых, которые никаких объяснений мне дать не могли и предложили подождать дежурного околоточного надзирателя, временно отлучившегося из участка. Прождав некоторое время и узнав от городовых, что околоточный ушел для составления протокола по одному делу и вследствие этого может явиться нескоро, я, сообщив городовым о своем звании, взял воспитанника Ильинского с собой и вышел из участка. В момент моего выхода в участок входил дежурный околоточный. На мой вопрос, обращенный к надзирателю, в чем обвиняются задержанные молодые люди, околоточный отозвался незнанием и предложил обратиться к дежурному надзирателю на Кирилл[овской] улице. Когда этому последнему был предъявлен воспит[анник] Ильинский с моим заявлением, что как этот воспитанник, так и другой молодой человек,

http://bogoslov.ru/article/6176964

10) О учреждении фискалов во всяких делах. Также: 1) позволить всякому чину торговать, только с такой же пошлиною, 2) сделать опись отданных выморочных деревень, 3) объявить: кто сыщет скрывающегося от службы, или о таковом возвестит, тому отдать все деревни того, кто ухоронивался. NB NB. 5-го марта. Указ. 1) Всем сенаторам места иметь по списку, кто после кого написан. 2) Голоса иметь равные, определения подписывать всем; в определениях и приговорах быть единогласию. Один голос останавливает решение. Протестующий письменно объявляет свое мнение. 3) Избрать обер-фискала (обер-прокурора), а сему иметь под собою провинциал-фискалов у каждого дела по одному. Все имеют права, равные обер-фискалу, кроме того что не могут в суд позвать вышнего судью или генерал-штаба. Петр повелел, дополня рекрутами лифляндский корпус, вести оный к турецкой границе. Апраксину ехать в Азов и действовать с казаками и калмыками водой и сухим путем. Генерал-майору Бутурлину с гетманом идти к Каменному Затону с 8 полками, надзирать и обороняться. Получа известие, что хан с одной стороны, а Орлик с Белогорской ордою с другой (на Немиров) учинили набег, Петр писал Долгорукому, к Янусу и к князю Голицыну, повелевая отбить их, но не отдаляться, дабы в апреле около Каменца опять могли соединиться с главною армией (Долгорукому 2 марта). Тогда явился к Петру некто Савва Владиславлевич, родом рагузинец; он был в Константинополе агентом Толстого; Петр принял его милостиво; Рагузинский (так он стал называться) советовал сослаться с черногорцами и прочими славянскими племенами; Петр и отправил им грамоту, приглашая их на оттоманов. Кубанские татары прогнаны с их ханом. Петр поручил царевичу верховное надзирание над государственным правлением, 6-го марта объявил всенародно о браке своем с Екатериной Алексеевной и в тот же день с него отправился в Польшу по почте. Он взял с собою Феофана Прокоповича, любя его разговор. Из Смоленска Петр повелел Сенату, отлучившегося без указу генерал-майора Айгустова сыскав, отправить к нему под караулом.

http://predanie.ru/book/221013-istoriya-...

112 От Требника большего, напечатан. при Иосифе, Патриархе Московском, в Номоканоне лист. 714. Сие писано и в Книге Матфея Правильника в Номоканоне на листе 283-м. 113 Святый Златоустый 1-е Коринф. гл. 3-й беседы 50-й на стран. 87-й. В 1-й част. 1 Коринф. гл. 3 в беседе 8-й. 119 Сему подобную дивную повесть о священнике, недостойне священнодействовавшем, чти в Прологе месяца ианнуария 5-го дня: также апреля 5-го дня слово Анастасия, игумена горы Синайской, да не осуждаем никого, паче же иерея о святом причастии. 120 Письмо преподобного отца Исидора Пилусиота к Зосиме пресвитеру, взятое из Книжки Христианского чтения, 1826 года, месяца сентября, стран. 288. 121 Взято от старопечатного Большего Потребника на листе 668. И в том же Требнике Матвея Правильника на листе 267. 132 Древние иное называли ереси, а иное расколы, а иное подцерковники. Еретик есть, иже верою чужд, а иже по некоему незнаему вопрошению, той есть раскольник. Собирающии же сих или о инех непокориви, сии суть подцерковницы, иже отлучившеся сами от Соборныя Церкве и иную создавше, особно собираются. Кормчая, лист 224, печат. в Москве 1787-го года. Сие о еретиках, раскольниках и подцерковниках говорит св. Василий в первом своем Правиле. 134 Раскольник кто есть? Отвечаю: тот, который чуждается соединения с Православною Церковию и держится особенных обрядов церковных. Раскольник инако толкуется отщепенец, аки отсеченный уд от тела Церкви Христовы. Раскол, речение происходит от расколонья, т. е. разделения Церкви Христовы. См. Словарь Церковный, букву Р, на стран. 279. 149 От старопечатной книги, называемой Кириллова шестаго Послания Мелетия, Патриарха Александрийскаго, лист. 483 на обороте. 154 От старопечатного Малого Катихизиса лист. 24. Напечатан в Москве, в лето 7157, по Р. Х. 1649. 156 От старопечатной книги препод. Иосифа Волоколамского: Просветитель от 7-го слова против еретиков Новогородских. 161 О Римском отпадении от Восточной Церкви, т. е. о причине отделения Западной Церкви от Восточной смотри в книге под названием Камень соблазна, сочиненной епископом Илиею Минятием , переведен. с греческ. на словенск., напечатан. в Санктпетербурге. Еще в книге под названием Правда Вселенския Церкви, напечатан. 1841 в Санктпетербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Нав. 3:8 . И ныне заповеждь жерцем воздвизающим кивот завета, глаголя: егда внидете на часть воды Иордана, и во Иордане станете. По повелению Божию, шествие чрез Иордан должны были открыть священники с ковчегом Завета. Им приказано, как только они войдут на часть воды Иордана, т.е., как только омочат ноги в воде около края реки (15), остановиться. Вместе с этим, как увидим, остановятся в течении своем воды Иорданские. Нав. 3:15–16 . Егда же внидоша жерцы, воздвижуще кивот завета Господня, во Иордан, и ноги жерцев воздвизающих кивот завета Господня омочишася в части воды Иордана, – Иордан же наполняшеся во вся краи своя, якоже во дни жатвы пшеницы; и сташа воды текущие свыше, ста огустение едино отлучившееся далече зело от Адами града даже до страны Кариавиарима, низтекущая же низтече в море Аравско, в море сланое, дóндеже до конца оскуде. В поразительных чертах описывается здесь чудо остановки Иордана. Как только вошли в Иордан с ковчегом завета и омочили в воде ноги жрецы, сташа воды текущие свыше. По выражению псалмопевца, Иордан возвратися вспять ( Пс. 113:3 ). Насколько далеко простерлось попятное движение Иорданских вод, неизвестно. Сказано только, что ста огустение едино, отлучившееся далече зело, т.е. простершееся на далекое расстояние, именно на протяжение от неизвестного. Адами града, вероятно недалеко от места остановки ковчега завета и от места переправы, – до страны (околотка). Каргафгарима 1 , конечно, прибрежной, но также неизвестной по своему местоположению. На сем протяжении воды Иорданские, задержанные сверху в течении своем, отвердели наподобие сгустившейся жидкости, подобно тому, как сгустели воды Чермного моря, разделенные жезлом Моисея ( Исх. 15:8 ). И как воды Чермного моря стояли стеною над морским ложем для прохода Израильтян, так и воды Иордана, как стена, стояли отвесно над своим руслом, давая свободный проход Израильтянам. Низтекущая же (вода) низтече в море Аравско, в море сланое, дóндеже до конца оскуде. Море, в которое утекли воды Иордана с того места, где пресеклось течение их, оставив после себя обнаженное дно, – есть Мертвое море.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Макарий (1482–1563) – митрополит Московский и всея Руси (с 1542), венчал на царский трон Ивана IV (1547), возглавлял «иосифлянскую партию» на Стоглавом соборе (1551). Макарий , Патриарх Антиохийский (1642–1672) – участник Собора Русской Церкви 1655 г., обсуждавшего церковную реформу Патриарха Никона , а также Собора 1666–1667 гг., низложившего Никона и отлучившего от Церкви всех противящихся соборным определениям. Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович (1890–1986) – секретарь ЦК ВКП(б) (1921– 1930), член Президиума ЦК КПСС (1926–1957), Председатель СНК СССР (1930–1941), зам. Председателя СНК (Совета министров) СССР (1941–1942 и 1946–1953). Мстислав (1076 – 1132) – старший сын Владимира Мономаха , князь Новгородский (с 1095), Переяславский (с 1117), Великий князь Киевский (1125–1132). Мусин-Пушкин Алексей Иванович (1744–1817) – граф, ученый и государственный деятель, обер-прокурор Святейшего Синода (1791–1797). Никон (Минов Никита; 1605–1681) – Патриарх Московский и всея Руси (1652–1666); убежденный сторонник полной самостоятельности Патриарха в делах церковного управления, не допускающей вмешательства светской власти. Проведенные им церковно-обрядовые и книжные исправления обострили социокультурную напряженность в период позднего русского средневековья. Остерман Андрей Иванович (1686–1747) – сын лютеранского пастора из Вестфалии, с 1703 г. на русской службе: вице-президент Коллегии иностранных дел (с 1723), вицеканцлер (1725–1741). С восшествием на престол Елизаветы Петровны (1741) приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Березов, где и умер. Паисий – Папа и Патриарх Александрийский (1657 – ок. 1678), участвовал и председательствовал в заседаниях Большого Московского собора 1666–1667гг., низложившего патриарха Никона и отлучившего от Церкви старообрядцев. Пассек Петр Богданович (1736–1804) – участник дворцового переворота, приведшего на царский престол Екатерину II, губернатор Могилёвского наместничества (1778–1781), затем Белорусский генерал-губернатор (до 1796).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богородичен: Научився духом пророческий преславный лик, еже паче ума Твоей тайне, Богородице, различнообразно сию предначертает священными образы, ихже конец зрим светло. Ин Ирмос: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни ангел, но Сам Господи воплощся, и спасл еси всего мя человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи. Преклоншему небеса и человеком беседовавшу, главу приклонил еси, десницею твоею, пребогате: еюже мя соблюди, во смирении соблюдая сердце мое. Пустыня тебе гражданина непроходная имяше, блаженне Предтече. Темже вопию ти: пусту всякаго Божественнаго деяния бывшу душу мою снабди. Закон Божественный управляя, беззаконно заклан был еси. Темже молюся Тебе: беззаконнующа мя всегда, и прельщаема бесовскими прельщеньми, исправи. Создав сам себе храм Владыце Царю, к Божественным селением ныне прешел еси, Предтече, ихже получити моли, тебе пресвятый дом Воздвигшаго. Богородичен: Призри на мя недугующаго, Всенепорочная, и разреши страсти моя лютыя и неудобоисцельныя, яко да величаю Тя, возвеличившую все человечество. Песнь 5 Ирмос: Мглу души моея, Спасе мой, разгнав, светом заповедей Твоих озари мя, яко един Царь Мира. Грехи совокупляю безумно грехом, и восклонения несть в смерти моей: увы мне, како явлюся Христови? Беду приемлю яко корабль, погубих мое бремя, еже ми дал еси, Щедре, и ныне обнищав зову: не презри мене, Христе. Мученичен: Яко славу презревше дольнюю и попираемую, Небесней страстотерпцы сподобистеся славе, сопребывающе Христу. Мученичен: Любве яже к плоти ум отлучивше, верою муки усвоисте любезно, страстотерпцы, усвояеми Христу. Богородичен: Даниил Тя гору велию духом зряще, Богородице, от неяже Камень отсекся, сокрушает демонов истуканная. Ин Ирмос: Просвещение во тьме лежащих, спасение отчаянных, Христе Спасе мой, к Тебе утренюю, Царю Мира, просвети мя сиянием Твоим: иного бо разве Тебе бога не знаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010