Собор Всех Святых Известно, что Собор построен очень быстро потому, что в качестве строительного материала монахи использовали туф. Неф крестообразный. В юго-восточной части собора находится могила создателей. Под сводами храма над окном начертана следующая надпись: Нектарий и Феофан - иеромонахи и создатели, с Яннины, Апсара. Год создания - 1542. Собор расписан настенными фресками высокого мастерства, которые эксперты разделяют на 2 периода. Первый этап датируется 1548 годом, второй - завершение отделки - 1566 г. В общем иконопись храма нарядна и представляет собой много фигур. Венцом украшения являются фигуры Вседержителя на куполе, Платитера под аркой святилища. Стенопись собора делится на 4 пояса. В нишах и верхней части стен изображены сцены из жизни Иисуса Христа. В центре ниш фигуры пророков. В нижней части - фигуры святых. В куполе помещено изображение Христа Пантократора в окружении ангельских сил, Богоматери и Иоанна Предтечи. В следующей полосе - пророки. В восточном углу Христос в вере, в западном - Престол уготованный, в южном - Спас Нерукотворный. Под сводами храма изображена Небесная литургия. В нише святилища - Вознесение. Справа и слева восточной стены архангел Гавриил и Благовещение Богородицы. В южном помещении изображено Сретение, избиение младенцев царём Иродом. Ниже - Тайная вечеря, Молитва в Гефсимании и Предательство Иуды. В нише северной части - явление Христа ученикам, Рождество, Преображение, Христос перед синедрионом. Над сводом ниши западной части - раскаяние и самоубийство Иуды и Пилат даёт Иосифу Аримафейскому разрешение похоронить Христа. Ниже - Распятие. В следующем поясе Успение Богоматери, внизу стены фигуры Иоанна Дамаскина, Козьмы Маюмского и сцены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Отречение Петра, Суд Пилата, Бичевание Христа. В нише северо-западной угловой части изображены сцены Исцеления слепого и Встреча Христа с самаритянкой. Ни куполе - Вознесение Святого Креста. На северной стене - Святые Константин, Елена и Евстафий. В следующем поясе - Шествие Пилата, Перенос Креста. Нижний пояс укрывают фигуры святых, архангел Михаил, Феодор Стратилат, Мина, Иаков Персянин и Меркурий Кесарийский.

http://sobory.ru/article/?object=06698

Стенопись собора делится на 4 пояса. В нишах и верхней части стен изображены сцены из жизни Иисуса Христа. В центре ниш фигуры пророков. В нижней части — фигуры святых. В куполе помещено изображение Христа Пантократора в окружении ангельских сил, Богоматери и Иоанна Предтечи. В следующей полосе — пророки. В восточном углу Христос в вере, в западном — Престол уготованный, в южном — Спас Нерукотворный. Под сводами храма изображена Небесная литургия. В нише святилища — Вознесение. Справа и слева восточной стены архангел Гавриил и Благовещение Богородицы. В южном помещении изображено Сретение, избиение младенцев царём Иродом. Ниже — Тайная вечеря, Молитва в Гефсимании и Предательство Иуды. В нише северной части — явление Христа ученикам, Рождество, Преображение, Христос перед синедрионом. Над сводом ниши западной части — раскаяние и самоубийство Иуды и Пилат даёт Иосифу Аримафейскому разрешение похоронить Христа. Ниже — Распятие. В следующем поясе Успение Богоматери, внизу стены фигуры Иоанна Дамаскина , Космы Маюмского и сцены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Отречение Петра, Суд Пилата, Бичевание Христа. В нише северо-западной угловой части изображены сцены Исцеления слепого и Встреча Христа с самаритянкой. Ни куполе — Вознесение Святого Креста. На северной стене — Святые Константин, Елена и Евстафий. В следующем поясе — Шествие Пилата, Перенос Креста. Нижний пояс укрывают фигуры святых, архангел Михаил, Феодор Стратилат, Мина, Иаков Персянин и Меркурий Кесарийский. На юго-восточной колонне изображен основатель монастыря Нектарий Апсар, его брат Феофан Апсар показан на северо-западной колонне. Наряду с Феофаном изображена фигура святого Иоанна из Яннины. Этот святой был замучен в Константинополе в 1526 году в возрасте 18 лет. Икона Иоанна в Соборе Всех Святых указывает на тесную связь метеорского монастыря и Янины. Несмотря на то, что имя иконописца не отмечено в надписи создателей обители, исследователи узнают руку знаменитого живописца XVI века Франко Кателано из города Фивы, основателя так называемой «школы Северо-Западной Греции».

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Варл...

Первоначально монастырь был деревянным, как и его соборная церковь святого Георгия. В 1119 году повелением блгв. князя Мстислава Великого был заложен каменный храм. Сам князь Мстислав в это время находился в Киеве, попечение о строительстве собора полностью легло на игумена Юрьевской обители Кириака и сына Мстислава Всеволода (в крещении Гавриила), княжившего тогда в Новгороде. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора — мастер Петр. Это первое из известных имен древнерусских мастеров-строителей. Величественный Георгиевский собор, по размерам уступающий только Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры. Этот храм отразил самые высокие представления наших предков о красоте и гармонии, они строили не здание, но образ Церкви в ее вселенском значении. Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному. Положение Юрьева монастыря в Новгородской епархии было исключительным. Основанная русскими князьями обитель на протяжении веков почиталась первой по значению среди новгородских монастырей. С конца XII века Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей обители, но русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в соборе были похоронены два сына князя Ярослава Владимировича — Изяслав, крестник преподобного Варлаама Хутынского, и его брат Ростислав; в 1203 году — принявший в монастыре постриг новгородский посадник Мирошка Несдинич; в июне 1233 года — юный князь Феодор Ярославич, старший брат блгв. князя Александра Невского; в 1224 году — его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Шемяка. В 1920 году Юрьев монастырь был закрыт, богослужения в Георгиевском соборе были прекращены. В 1930-х годах в ходе реставрации были уничтожены ризничная, паперть (1706 года), придел и рака святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, галерея, семиярусный иконостас XVIII века с древними иконами (исчезли бесследно). Были вскрыты и уничтожены полы, крытые чугунной плиткой, и древние захоронения под ними. Оригинальная фресковая живопись сохранилась только в верхней части лестничной башни (в северо-западном куполе собора), где располагалась небольшая церковь, предназначенная для закрытых монашеских богослужений.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5433153...

Кровля идет несколькими скатами, так как собор устроен многоугольником, и довольно крута; чтобы скрыть это обстоятельство, не совсем гармонирующее с изящной архитектурой, по краям ее, вокруг всего собора, поставлен парапет из котельного железа, в виде балюстрада, подкрашенного под белый мрамор. И действительно, на близком расстоянии, он довольно удачно маскирует крутизну кровли, особенно с западной стороны. Кровля упирается в купол, замечательный своей высотой, легкостью и оригинальностью. Барабан купола, также как и корпус собора, двухъярусный, очертание его круглое, но от орнаментов представляется осьмигранным, скругленным; свод имеет овальную форму, с осьмью широкими каменными дугами, опирающимися на пилястры верхнего купольного яруса. Но оригинальность купола состоит в том, что с северо-востока и северо-запада, с юго-востока и юго-запада примкнуты к нему четыре четырехугольные, тонкие башни, также двух-ярусные и тесно с ним соединенные. Высота их не достигает высоты купола, однако же, далеко выдается за карниз его, с которого начинается купольный свод. И здесь, т. е. на куполе и на башнях, как и на корпусе собора, по нижнему ярусу расположены колонны, а по верхнему – пилястры. Кровли на башнях своею вогнутою формою, равно как и сами они своим видом, напоминают китайские постройки; только по верхним углам сделаны маленькие полукруглые фронтончики, а соответственно им и углы скошены на этих-то усеченных углах и поставлены по две колонны внизу и по две пилястры вверху. Над широкими верхними раструбами кровель утверждаются из валиков карнизы, и после перехватов, напоминающих поддонок, возвышаются луковицеобразные, удлиненные главы, заканчивающиеся широким поясом и шейкой, на шейках утверждаются яблоки и прорезные четырехконечные, значительной величины, кресты. Над сводом же купола, подле карниза, на довольно широкой площадке, возвышается осьмигранный скругленный фонарь, с такой же кровлей, как и на башнях, и совершенно уже луковицеобразная глава, которая, по сравнительной высоте, кажется меньше башенных; на ней такие же яблоки и крест, но только больших размеров. Кресты и яблоки медные, вызолоченные через огонь. С поясков на шпицах глав спускаются бронзовые вызолоченные гирлянды, по четыре на башенных и восемь на купольной, прерываемые по середине такими же головками херувимов, парными на башнях и одиночными на куполе. Такие же гирлянды опоясывают кровли под главами башен, а на фонаре расположены в простенках между окнами; над окнами прикреплены к карнизу головки херувимов. Гирляндой опоясана и кровля купола под фонарем. Все окна в башнях имеют железные переплеты; из них в нижних вставлены стекла, а в верхних – железные, сетки, исключая восточные башни, где оконные переплеты наглухо заделаны листовым железом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Кафедральный собор Воскресения Христова построен в современном стиле, но напоминает о классической византийской архитектуре. Крест на куполе, сам купол и вся кровля храма покрыты листовым золотом цвета меди. Между окнами купола расположены 52 декоративных элемента, в виде барельефа, а также четыре основные колонны храма, украшеные барельефами на темы священного писания. Фасад церкви образуется в большой бант. Эта дуга создает впечатление гостеприимства, а яркие ленты стекла синего цвета, создают впечатление арки-радуги. Западная стена выложена белым мрамором, как и центр главного входа. Над главным входом расположен большой бронзовый крест. Лоджия, расположенная над притвором и два боковых балкона. Этажи храма доступны так, что все верующие имеют визуальный контакт с центральной частью храма, амвона и иконостаса. Купол изнутри украшен рельефной мозаикой, в центре которой доминирует «Вседержитель», двенадцать лучей исходят от образа, чтобы создать ощущение Божественного Света, которые распространяются через окна по всему храму. Центральный светильник состоит из латунных кругов, для нескольких уровней свечей полукруглой формы. Кроме того, 120 свечей, распределенные по периметру, для освещения церкви. В северо-западном углу территории храма построена часовня, которая покрыта крестообразной крышей. Её купол, облицованный листовой медью, заканчивается круглыми окнами. Архитектурная концепция колокольни высотой 46 метров была дополнена в первоначальный проект. Она состоит из четырех колонн, которые символизируют четырех евангелистов, которые провозглашают Воскресение Христово. Колонны объединяются вокруг центральной оси лестницы. Круговая лестница приводит к двум открытым этажам, где и находятся 16 колоколов. В восточной части комплекса находится штаб-квартира Священного Синода, где располагаются резиденции Синода, Архиепископа Албании Анастасия, библиотека и две часовни. Для реализации потребностей в проведении культурных и церковных мероприятий, были построены два этажа под землей, под всей площади кафедрального собора. В центре есть амфитеатр вместимостью 500-850 мест. В восточной части амфитеатра созданы небольшой музей, зал презентаций, трапезная и зал для выставок и мероприятий для детей.

http://sobory.ru/article/?object=34890

Положение Юрьева монастыря в Новгородской епархии было исключительным. Основанная русскими князьями обитель на протяжении веков почиталась первой по значению среди новгородских монастырей. С конца XII века Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей обители, но русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в соборе были похоронены два сына князя Ярослава Владимировича — Изяслав, крестник преподобного Варлаама Хутынского, и его брат Ростислав; в 1203 году — принявший в монастыре постриг новгородский посадник Мирошка Несдинич; в июне 1233 года — юный князь Феодор Ярославич, старший брат блгв. князя Александра Невского; в 1224 году — его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Шемяка. В 1920 году Юрьев монастырь был закрыт, богослужения в Георгиевском соборе были прекращены. В 1930-х годах в ходе реставрации были уничтожены ризничная, паперть (1706 года), придел и рака святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, галерея, семиярусный иконостас XVIII века с древними иконами (исчезли бесследно). Были вскрыты и уничтожены полы, крытые чугунной плиткой, и древние захоронения под ними. Оригинальная фресковая живопись сохранилась только в верхней части лестничной башни (в северо-западном куполе собора), где располагалась небольшая церковь, предназначенная для закрытых монашеских богослужений. 25 декабря 1991 года Юрьев монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, а в 1995 году в нем была возобновлена монашеская жизнь. На данный момент постоянные богослужения в главном храме обители — Георгиевском соборе — совершаются один раз в год, так как он находится на реставрации. Богослужение в соборе проводится в день его освящения — на праздник апп. Петра и Павла 12 июля. Собор ежедневно открыт для посещения верующих. Новгородская епархия /Патриархия.ru за темою ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5432759...

Николаевский храм двухэтажный, об одной главе большой и малой, построен из кирпича с плитою, на фундаменте из булыжного камня. Общий вид его квадратный с тремя полукруглыми выступами (на восточной стороне) для алтарей. Кровля покрыта железом, на четыре ската и окрашена медянкою на масле. Купол круглый с грушеобразною главою, на коей утверждаются яблоко и восьмиконечный деревянный крест, обитый жестью, с четырьмя железными цепями. С северной стороны устроена каменная двухэтажная пристройка для придельных храмов, об одном круглом глухом куполе с грушеобразною главою, на коей стоит деревянный восьмиконечный крест, окрашенный белою краскою. Кровля на один скат покрыта железом и окрашена медянкою на масле. С западной стороны пристроена двухэтажная каменная паперть с кровлею на два ската. Кровля покрыта железом и окрашена медянкою на масле. Длина соборного храма от выпуклости алтарных стен, вместе с пристроенною к нему папертью 11 саж. 8 вершк., ширина, вместе с пристроенными приделами и шатровым крыльцом 9 саж. 8 вершк., вышина до крыши 5 саж., а с главою до креста 11 саж. В северо-западной стороне церкви устроено открытое на две стороны шатровое крылечко, арки которого поддерживаются тремя колоннами. На площадку крылечка ведут с каждой входной стороны четыре ступени из путиловской плиты. От крылечка в верхний этаж проведена каменная в восемнадцать ступеней лестница. В северо-западной стороне верхнего этажа находится ризница; вход в нее из придельного храма. В соборной церкви в верхнем этаже главный престол во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца, а придельный – Тихвинской иконы Божией Матери. В нижнем этаже главный престол в честь Собора Божией Матери, а придельный – во имя священномученика Антипы. В верхнем этаже придельный храм и паперть соединяются с главным храмом каждый тремя пролетными арками. В главном храме в обоих этажах потолок со сводами поддерживается шестью массивными столбами. В верхней церкви 23 окна: 4 – в куполе, 5 – в алтарях, 7 – в храмах, 2 – в ризнице и 5 – в паперти. Полы в алтарях, храмах и ризнице деревянные, окрашенные масляною краскою, а в паперти – из путиловской плиты. Полы в главном алтаре и у солей до средних столбов возвышены на три ступени. В нижнем этаже от входной двери начинается паперть и затем храм. Главный храм соединяется с придельными тремя пролетными арками.

http://sobory.ru/article/?object=05247

В центральном куполе помещен «Бог Саваоф», благословляющий двумя руками, в барабане 8 праотцев в круглых медальонах, на парусах - евангелисты. Евангельские сцены заходят также на столбы и подпружные арки, представленные на северном и южном сводах. В нижней части столбов - изображения Христа и Богоматери, сидящих на тронах. Интересные изображения в некоторых люнетах стен. В северо-восточном люнете - «Древо Иессеево», в юго-западном «Единородный Сыне», в северо-западном «Живоносный источник». В люнетах восточной стены «Троица Ветхозаветная», «София Премудрость Божия» с предстоящими Иоанном Богословом и Авраамием и «Воздвижение креста». Северная и южная стена разбиты на 4 яруса. В двух верхних ярусах южной стены написаны евангельские сцены и притчи, заходящие на оконные откосы, в третьем ярусе «Дела милосердия», в четвертом «Чудеса Богоматери Тихвинской». На северной стене в трех ярусах сцены из Евангелия, в четвертом святые в рост, среди них Алексей Человек Божий, Никита Воин, Александр Невский, Исидор Блаженный, Иринарх Затворник, Иоанн Власатый, преп. Сергий Радонежский. В конхе центрального алтаря «Троица Новозаветная», в апсиде ростовские чудотворцы, вселенские и московские святители. В конхе жертвенника «Поклонение жертве», ниже - дьяконы. В конхе дьяконника «Сошествие святого Духа», на стенах сцены из жития Авраамия. На южной паперти помещены иллюстрации к Апокалипсису, на западной «Дни творения» и сцены из жизни Адама и Евы. Резной 4-ярусный иконостас в стиле барокко сооружен в середине XVIII в. крестьянином подмонастырской слободы Авраамом Гавриловым. В настоящее время колонны из виноградной лозы и часть резьбы в иконостасе, а также иконы и утварь собора утрачены. В середине XVII столетия архимандритом Авраамиева монастыря был Иона Сысоевич, построивший, как считают, Введенскую церковь. Под алтарем ее был похоронен отец Ионы - схимник Сысой. Оригинальным было покрытие одноглавого, квадратного в плане храма восьмискатной кровлей. Церковь была соединена с Богоявленским собором не сохранившейся до наших дней галереей. Надвратная Никольская церковь с двумя башнями по сторонам была сооружена в 1691 г. мастерами Ионы Сысоевича. В 1826-1837 г.г. здание было перестроено губернским архитектором П.Я. Паньковым, была возведена колокольня и к западному фасаду пристроен классический портик. Церковь представляет собой оригинальный надвратный храм ростовского типа.

http://sobory.ru/article/?object=00594

Археологические исследования Георгиевского собора Юрьева монастыря, проводившиеся в 1933–1935 гг. под руководством М. К. Каргера 445 , не затронули пространство, где могли быть обнаружены следы алтарной преграды, поэтому достоверные свидетельства характера ее конструкций отсутствуют, однако в северо-западной башне сохранился изобразительный материал, содержащий важную информацию по данной теме. В куполе башни находятся фрески, датируемые около 1130 г., которые по распределению сюжетов точно повторяют систему росписи крестовокупольного храма. Зенит купола, где. вероятно, находилось изображение Иисуса Христа, утратился, но на его склонах находятся четыре медальона с евангелистами, повторяющие композицию парусов, а на востоке изображена Богоматерь Оранта в арочном обрамлении, представляющая собой традиционный образ алтарной апсиды. Ниже, в простенках окон, расположены фигу ры различных святых, в том числе патрона собора Св. Георгия, а по сторонам от восточного окна написаны две фрески иконного типа со Спасителем и Богоматерью Одигитрией 446 . Иконный характер этих изображений явно акцентирован: они выделены масштабно и подняты значительно выше уровня древнего пола, а также имеют иконный формат, подчеркнутый нижними горизонтальными отгранками. Росписи очень сильно пострадали и утратились, но в верхних углах левого простенка, по сторонам от Богоматери, можно едва различить контуры двух нарисованных капителей, поддерживающих, как архитрав, верхнюю отгранку композиции и как будто имитирующих колонки преграды или обрамление настолпных икон. Вне сомнения, изображения Спасителя и Богоматери повторяли декорацию алтарной преграды, образцом для чего, казалось бы могла послужить конкретная преграда, уже существовавшая в основном объеме Георгиевского собора к моменту его освящения в 1130 г. Тем не менее, даже в форме предположения подобная версия порождает некоторые недоумения в связи с двумя древнейшими новгородскими иконами раннего XII в., происходящими из этого собора, – «Св. Георгием» и «Устюжским Благовещением». В. Н. Лазарев и Н. Е. Мнева высказывали предположение, что обе иконы были настолпными 447 , однако нельзя без доказательств исключить и вариант их предназначения для алтарной преграды, чему, казалось бы, соответствует, с одной стороны, наблюдение Н. Е. Мневой об идентичности древних размеров обеих икон, искаженных позднейшими поновлениями 448 , а с другой стороны, тот факт, что их параметры заметно превышают первоначальную ширину лопаток столбов собора, что, соответственно, исключает возможность их размещения в соборе в качестве настолпных образов 449 . Зная возможные параметры преграды и сопоставляя их с размерами икон, попробуем восстановить ее облик в варианте закрытого типа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

часовня на Красной площадиИ вот в это смутное для России время, накануне трагических событий 1905 года, когда так явно и жестоко ополчились на Россию враги Православия и русского народа, священномученик Владимир (Боявленский; митрополит Московский и Коломенский (1898—1912) благословляет строить в загородном Николо-Перервинском монастыре собор в честь Иверской иконы. Храм задумано строить в русско-византийском стиле. Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери была выстроена в 1733 году при игумене Варлааме. В нижнем этаже располагается храм Преподобного Сергия Радонежского, - теплый зимний храм, состоящий из трех частей - алтаря, самой церкви и обширной трапезной, поддерживаемой посредине столпом. Как свидетельствует история Николо-Перервинского монастыря, здесь была братская трапеза, в которой с 1775 года имели стол воспитанники Перервинской (Платоновской) духовной семинарии. Рядом размещались хлебня, кухня и житница семинарии. Внутреннее убранство Никольского собора Никольский собор посредством деревянной галереи, идущей от юго-западного угла фасада крытой паперти, соединялся с верхними покоями Патриарших келий, что объяснялось желанием облегчить больному Патриарху проход в храм. Галерея эта была разобрана, по всей видимости, сразу же после его кончины. В юго-западном углу церкви помещалась монастырская ризница, а в северо-западном — монастырская кладовая, служившая, как говорит предание, при Патриархе Адриане его моленною, из которой он через окно, выходящее в соборную церковь, слушал церковное богослужение. Окно это впоследствии было заложено. В верхней Николаевской церкви в 1727 году стены были расписаны живописью — позлащенными клеймами, изображающими евангельские события, а святой алтарь украшен в 1717 году живописными изображениями из Священной истории. В обширном куполе изображено Вознесение Господне и небесные воинства. Живопись неоднократно возобновлялась. Около верхней Николаевской церкви с двух сторон, — с северной и западной, — выдается обширная и светлая паперть.

http://azbyka.ru/palomnik/Патриаршее_под...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010