В следующем году в тех же местах, на притоках реки Туры, явились воровские татары. Но и эти разбойники, как скоро увидали за собою погоню солдат и рейтар, «отопились болотами и речками топкими и ушли, побросав все свое платье, седла, котлы и топоры». Далее на восток большой опасности подвергался украинный город Кузнецк, отрезываемый с северо-запада от русских поселений непокорными телеутами, или белыми калмыками. В 1636 году он выдержал осаду от телеутов, соединившихся с калмыками. Не брала сила – действовали хитростию: так, однажды телеуты пришли под Кузнецк и предложили его жителям обычный торг за городом; те, ничего не подозревая, вышли на торговище и были перебиты. Телеутские князьки присягали великому государю, присылали ясак и потом опять восставали, опустошая Кузнецкий уезд вместе с калмыками и так называемыми саянскими татарами. Красноярск еще более терпел от киргизов, чем Кузнецк от телеутов, так что жители не смели показаться за город и просили в Москве, если им не пришлют большего числа ратных людей, то пусть позволят покинуть несчастный город. Все инородцы, жившие около Красноярска и платившие дань, или разбегались, не вынося положения между двумя огнями, или возмущались и били русских людей. Наконец, в последние годы царствования Михаила Феодоровича правительство приняло сильные меры, собраны были служилые люди из разных сибирских городов, и киргизы были сдержаны. Теснимые в свою очередь русскими, требовавшими покорности, дани, киргизы обратились за помощию к калмыкам и монголам. Монгольский хан, или, как его обыкновенно тогда называли, Алтын-хан, дал шерть на подданство царю Михаилу, но для того только, чтобы выманивать богатые подарки; теперь он не прочь был от подания помощи киргизам, но небескорыстно; он хотел также покорить киргизов себе. Киргизы и другие ясачные инородцы – тубинцы, алтырцы, керельцы, населявшие Красноярский уезд, – стали между двух огней. В 1652 году Алтын-хан нагрянул на них, требуя послушания и ясака. Красноярский воевода послал к нему с угрозою, что идут на него государевы ратные люди из четырех городов с огненным боем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Макария с архиеп. Евгением – точно не известно. Может быть речь шла об образовании миссионеров при Тобольской семинарии, каковой проект составлен был семинарией в 1829 г., но не знаем, какое отношение должен был иметь к этому делу архим. Макарий и по каким основаниям он отказывался от него. Но зато вполне известны мотивы, по которым он раздумал ехать на север. Их он выяснил в ответе на запрос консистории 19 июня, куда он хочет ехать. К этому времени он вместе с сотрудниками наметил киргиз кокчетавского округа за петропавловской линией и консистории ответил, что: 1) Остяки и самоеды, привлекавшие его сначала кротким нравом, живут в холодном климате, который для него и старшого сотрудника, как слабых здоровьем, очень вреден. 2) Киргизы весьма удалены по месту жительства от православных священников и потому требуют миссионеров. 4) По числу киргизы далеко превосходят язычников северных и особенно самоедов. 4) Климат местности, населенной киргизами, умереннейший в Сибири. 5) Язык киргизский походит на татарский и, узнав этот язык, можно потом действовать и на татар, тем более, что татары живут недалеко от киргизов. 6) В стране киргизской два военные поселения без православных священников и потому миссионеры могут исполнять религиозные нужды военных поселений и находить там защиту, и 7) С Кокчетавским военным поселением киргизы часто сносятся и потому, поселившись там, удобно влиять на них, изучать нравы и язык 56 . Но и в кокчетавский округ архим. Макарию не пришлось ехать: западносибирский генерал-губернатор, руководясь «Высочайшим повелением, объявленным Сибирским Комитетом от 24 февр. 1828 г. о приостановлении всякого действия и о неоткрытии никаких новых предприятий в киргизской степи», не допустил туда миссионеров. Нужно, однако, добавить, что ни это «Повеление», ни опиравшаяся на него гражданская власть не только не пытались оградить киргиз от мусульманского влияния, но впоследствии правительство даже искусственно распространяло среди них магометанство, для чего вызывало мулл из фанатической Бухары, строило мечети часто руками русских казаков 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Успешное обучение в медресе Мамановых оказало влияние и на другие медресе. Киргизы стали собирать „зякат“ (ежегодная милостыня или пожертвование в пользу бедных, установленное Кораном, как очищение от греха и состоящее из 40-й или 20-й части доходов товара, имущества и проч.) и на эти средства построили медресе в 8 комнат, которое обошлось в 11 тысяч рублей. В настоящее время (с 1-го сентября там обучается 150 человек), поделённые на пять отделений. Кроме Файзуррахмана в этом медресе есть четыре мугаллима и один учитель. Один из мугаллимов, Ахмед Батрашин Туманлинский, а другой Ахмед-Гирей Абидов, бывший ученик медресе Буби. Примечание : Медресе Буби находится в Сарапульском уезде, Вятской губернии. Это новометодное медресе, или, вернее сказать, мусульманская восьмиклассная гимназия больше светского, нежели духовного характера. Кроме религиозных предметов, в этом медресе преподаются турецкий язык и турецкая литература, арабский язык и арабская литература, всеобщая история и историческая философия, география, геометрия, тригонометрия, физика, алгебра, естественная история, педагогика, логика, французский, немецкий и русский языки. Бухгалтерия и русский язык преподаются на русском языке, все прочие предметы на татарском. Кто интересуется подробной программой названного медресе, того я отсылаю к газете „Баянуль-Хак“. (Выяснение истины) 390 от 2 ноября 1908 года, или к газете „Эль-Ислах“ (Реформа) 47 от 30-го сентября 1908 года. Обе газеты издания Казанского. Религиозные науки и арабский язык преподаёт Файзур-рахман. В прошлом году они получали жалования 360 рублей, а в нынешнем году 600 рублей. Род Мамановых по образованию стоит несколько выше других киргиз и можно сказать сделал значительный шаг вперёд. Они в настоящее время отатарились, знают хорошо татарскую грамоту и выписывают газеты: „Вакт“ (Оренбургская) „Терджиман“ (Бахчисарайская) „Шуро“ (журнал издаётся в Оренбурге), „Иктисад» (издаётся в Самаре) и „Биржевыя Ведомости“. Киргизы из рода Мамановых пользуются в сравнении с другими киргизами большим почётом, они вполне понимают необходимость образования, сами вполне грамотны и очень ценят татарскую прессу, а молодые торговцы из киргиз живут вполне по татарски. Было бы очень желательно, чтобы и прочие молодые киргизы брали бы пример с этих господ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прибыв в село Теплоключинское первым из священников, я застал наступление киргиз. Я бросился с двумя солдатами и крестьянами на киргиз, и атака была отбита, притом убит один киргиз, и много киргиз ранено. Селения Валериановка, Соколовка, Лизогубовка, Паленское и Отрадное были атакованы со всех сторон. Я задумал попытаться спасти атакованные села; взял епитрахиль, отслужил на площади краткий молебен и пошел собирать с солдатами дружину из крестьян, вооруженных разного калибра ружьями. Мне удалось собрать около сорока человек дружины и ударить киргизам в тыл и таким образом спасти села и присоединить к селу Теплоключинскому». Михайловский настоятель, священник К. Синусов, сообщает: «Около 2-х часов дня 10 августа через мой поселок проехал вестовой с криком: «Спасайтесь, киргизы идут». Большинство крестьян, и я тоже, были в степи - жали хлеб. Конечно, те, которые были в поселке, страшно перепугались, наскоро запрягли лошадей, посадили женщин и детей (последние полураздеты и босы) и, почти ничего не взявши из имущества, помчались в город. На пашне об опасности я узнал от крестьян, бежавших со степи, на которых напали киргизы и избили их. Когда я приехал в поселок, крестьяне были уже в сборе и все мы принялись укрепляться на Димитриевской улице; обставили бричками и железными боронами эту часть поселка и забрали в укрепление женщин и детей. Киргизов не было видно и ночь мы провели в укреплении спокойно, хотя все время пришлось быть настороже, и назначить усиленные разъезды. На другой день 11-го августа утром киргиз нигде не было видно, и все мы разошлись по домам, думая, что днем они не будут наступать. В 8 часов раздался набат и все жители собрались в укрепление. Около 12 часов появились разъезды киргиз около села. Крестьяне заняли выгодные пункты для наблюдения за ними. Вскоре на Тюпском хребте зачернело и наши разведчики поехали удостовериться, так как некоторые спорили, что это - скот. Оказалось - киргизы, которые и двинулись на поселок сплошной лавиной. Ворвались в село и начали грабить и поджигать дома, а потом бросились к укреплению, но от выстрелов наших защитников отхлынули назад и рассыпались опять по поселку поджигать постройки. Часть их бросилась к молитвенному дому и подожгли сарай около него. Я побежал туда, кто-то из крестьян выстрелил в киргиз, они отхлынули и я в это время успел забежать в молитвенный дом и взял оттуда святыню: Антиминс, Крест и Евангелие. При выходе моем из молитвенного дома толпы киргиз опять направились к нему, но благодаря выстрелам крестьян рассеялись и двинулись к моему дому. Тогда я опять вернулся в молитвенный дом и взял ризу, епитрахиль и требник.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/30/...

Когда я вернулся в укрепление, все бросились целовать Святой Крест. Вот когда ярко отразилось, что народ наш русский православный, несмотря ни на какие вредные влияния со стороны врагов Православия, носит в душе великую веру. Вся толпа как один человек вознесли ко Господу Богу молитвенный вопль, все со слезами целовали Святой Крест и громко просили помощи свыше. Только такая вера дает силы легко переносить великие испытания и только они, эти испытания, дают пастырю возможность глубже заглянуть в души своих пасомых и почерпнуть для себя духовное утешение, открыв в них великое сокровище веры, терпения и упования, что в спокойное время как бы и не замечается. Когда все приложились ко кресту, я опять был во главе защитников. Киргизы в это время, благодаря выстрелам крестьян, выехали из села, забрав предварительно весь скот. Беспорядочные толпы киргиз долго еще стояли около поселка, а потом все скрылись. Молитвенный дом не загорелся, хотя сарай около него совсем сгорел. Ночь в нашем укреплении прошла, как и предыдущая. 12 августа киргизы не нападали, были только разъезды. Мы продолжали укрепляться: окопались кругом и напустили воды в арык. В город послали за снарядами и подкреплением. Всего хуже было то, что у нас не было снарядов, так что своим кузнецам пришлось готовить пули и спешно ковать пики для защитников. Посланные нами не принесли из города ничего утешительного: в помощи было отказано. 13 августа, рано утром я сам с двумя вооруженными верховыми пробрался в город просить помощи и разрешения переправить население Михайловского в Пржевальск, так как в поселке оставаться без снарядов было опасно: защитников, способных носить оружие, было человек 50, а нуждающихся в защите женщин и детей человек до 800. Киргизы могли подавить нас своею огромною массою. Помощь сначала была обещана, а потом опять отменена. Пришлось ехать обратно без снарядов и подкрепления. Возвращению моему осажденные были так рады, что трудно и выразить. Все думали, что я не вернусь, так как моя семья еще 10 числа попала в город вместе с другими беженцами.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/30/...

Путь от Соколовки до Валериановки прошли без приключений. Погони со стороны туземцев не было, но поджоги и грабежи в селениях начались тотчас же после нашего отступления. Задние части обоза беженцев были еще в селении, как начался пожар молитвенного дома в селе Соколовском. Все деревянные строения сгорели, остались одни землянки. В село Валериановку беженцы прибыли в 8 часов утра. Там уже были беженцы из села Раздольного, и в течение двух суток нам пришлось общими силами отражать наступления диких кочевников. Вооружение защитников было самое простое: косы, вилы да несколько ружей дробовиков. И не смотря на это четыре атаки киргиз были отбиты. Причем киргизы потеряли более 20 человек убитыми. Ободрившись таким успехом, мы решили биться до конца. Но решение это не осуществилось, потому что киргизы отняли у нас воду, перекопав арыки в головных местах. Все селение осталось без воды. Сутки пили воду, оставшуюся в камешках, но когда и той не стало, решили бежать к городу. 13 августа, 12 часов ночи. Время нашего отступления из Валериановки. Не поддается описанию все то, что пришлось пережить людям в эту страшную минуту. Ночь темна, хоть глаз выколи. Все село объято пламенем. Стоны и плач людей, мычание коров, блеяние овец, крик гусей, скрип телег - все слилось в один беспрерывный гул. Все шли на явную погибель, ибо впереди ждала нас смертная опасность. У селения Паленовского киргизы настигли наш обоз и подвод 9 отрезали, людей около 40 человек убили, а имущество разграбили. Остальные прибежали в селение Теплоключинское в 7 часов утра. Здесь нашли себе приют беженцы из 7 селений. В числе их было три священника. Большинство из беженцев раздеты и босы и находились в крайне тяжелом и бедственном положении. Большинство беженцев лишились всего своего имущества, в число коих попал и я со своим семейством. Лишился буквально всего. Приближается зима лютая, а у нас нет теплой одежды, нет обуви. Нет даже самовара, и вместо чаю приходится пить вареную воду из черного горшка, да и тот чужой».

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/30/...

«Вообще-то киргизы — народ добродушный. Но миссионеры всегда на острие борьбы с силами зла, — считает отец Даниил Сысоев. — Бесы активизируются и всеми силами пытаются помешать им, запугать…» Фатиля, жена Гамира, утирая слезы и застирывая окровавленную рубашку мужа, просит москвичей: «Скажите этим вашим безмозглым скинхедам в Москве, чтобы прекратили убивать киргизов! А телевизионщикам скажите, чтобы перестали это показывать! Я татарка, Гамир тоже татарин, но у него русые волосы, и его принимают за русского. Раньше киргизы, татары, русские, немцы — все жили дружно, по-соседски! Но теперь каждый раз, когда у вас в Москве побьют какого-нибудь киргиза в метро и покажут это по телевизору, здесь начинается охота на русских!» Цель миссии Киргизия стала многонациональной в конце 40-х годов, когда республика превратилась в место ссылки протестантов и сектантов из западных областей Украины, Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины и Прибалтики. Именно тогда в страну приехали Свидетели Иеговы, пятидесятники (христиане веры евангельской, мурашковцы, субботствующие пятидесятники и др.), а также баптисты и адвентисты. На новом месте сектанты, конечно, начали активную проповедь. Больше всего сект на севере страны — в Бишкеке и окрестностях Иссык-Куля, где почти половина населения — послевоенные переселенцы. На юге — в районе городов Ош и Джалал-Абад — живут по большей части киргизы и узбеки, там сектантов меньше. Миссионеры планировали побывать и на севере, и на юге: Отец Даниил — активный участник и организатор диспутов с мусульманами. Но митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, благословляя поездку, настоятельно просил направить свои усилия на борьбу именно с околохристианскими сектами. Что мы и сделали. «Наша задача — сеять!» «Пропустите нас, мы православные христиане и тоже хотим изучать Священное Писание!» — поднимая высоко над головой Библию, молодые люди во главе со священником протискиваются через охранников на молитвенное собрание харизматов-кузинцев. Зал забит. Большинство — русскоговорящая молодежь. С кафедры бойким голосом проповедует женщина средних лет. Заводя зал, она поминутно кричит в микрофон: «Аллилуйа!» Слушатели с одобрением поднимают руки к небу и отвечают ей хором: «Аминь!»

http://pravmir.ru/po-sledam-apostola-fom...

Татьяна Краснова: «Я рассуждаю людьми» Татьяна Краснова открыла интернет-сообщество по сбору денег для лечения больных детей из стран СНГ. Таджики, киргизы, узбеки — в Москве есть люди, готовые помочь «понаехавшим», а также те, кто желает волонтерам сдохнуть. 21 сентября, 2011 Татьяна Краснова открыла интернет-сообщество по сбору денег для лечения больных детей из стран СНГ. Таджики, киргизы, узбеки — в Москве есть люди, готовые помочь «понаехавшим», а также те, кто желает волонтерам сдохнуть. Татьяна Краснова открыла интернет-сообщество по сбору денег для лечения больных детей из стран СНГ. Таджики, киргизы, узбеки — в Москве есть люди, готовые помочь «понаехавшим», а также те, кто желает волонтерам сдохнуть. В 2007 году преподаватель МГУ Татьяна Краснова услышала от студентки историю про украинку, которая привезла в Москву на обследование смертельно больного сына, ему назначили срочную операцию за 80 000 руб., но у мамы было всего 5000. Татьяна написала в ЖЖ «надо скидываться» и стала ждать. Деньги на операцию были собраны за два дня. Четыре года спустя ЖЖ-сообщество «Конвертик для Бога», которое открыла и поддерживает Татьяна, насчитывает 500 участников. Раз в месяц они встречаются в кафе, пьют чай и собирают деньги в конверт, который немедленно, из рук в руки, передают родителям очередного больного ребенка. Спасают тех, от кого отказываются благотворительные фонды: детей без российского гражданства — из Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, с труднопроизносимыми именами вроде Кадыракун кызы Назбийке или Шохруххон, часто с узким разрезом глаз, смуглых, с высокими скулами, но главное — детей. Собирают серьезные и вместе с тем не такие уж неподъемные суммы: четверть миллиона рублей — небольшая цена за чью-то жизнь. — Вы помните первого ребенка? — Да. До этого я, как и большинство народа, изображала приличного человека, то есть иногда давала денежку на кого-нибудь. Студентка, работавшая волонтером в то время в РДКБ, сказала, что есть такая девочка Ксюша, 15 лет, которая лежит лицом к стенке и помирает.

http://pravmir.ru/tatyana-krasnova-ya-ra...

Демарш уходящего из политики Атамбаева заметили в Госдуме РФ. Вице-спикер парламента Игорь Лебедев пообещал внести поправку в закон, отменяющую возможность для граждан Киргизии трудиться в России, используя национальные водительские права. «Делалось это только из политических соображений... Пусть киргизы сдают экзамен и получают водительское удостоверение российского образца», - пояснил депутат. Действительно, благодаря ЕАЭС граждане Киргизии получили возможность трудиться в России без всяких ограничений. Отчисления трудовых мигрантов на родину составляют значительную долю ВВП Киргизии. Кроме того, «Газпром» взялся реализовать масштабную программу газификации южного соседа. Ради более тесных отношений Владимир Путин даже списал Бишкеку все долги в сумме 240 млн. долларов. Бишкек объявил восстание 2016 года национальным праздником совсем не внезапно. Еще в 2013 году некие общественные организации требовали от Москвы «кун-выкуп» за геноцид своих соплеменников вековой давности. А в год столетия события торжества поддержал уже сам Атамбаев. В частности, был проведен автопробег и объявлен конкурс на лучшую песню о восстании против России. И это при том, что те трагические события имели свою историческую канву. Жестокое подавление царскими войсками восстания киргизов последовало вслед за убийством тысяч ни в чем не повинных русских переселенцев. Да и сам бунт против принудительной мобилизации на окопные работы Первой мировой войны историки оценивают по-разному. С учетом того, что киргизы были все-таки подданными Российской империи, а значит, несли обязанности наравне с другими. В том числе, с русскими. В свою очередь, подданными России киргизы стали совершив добровольный выбор, спасаясь от притеснений со стороны Китая времен империи Цин, а затем Кокандского ханства. Даже нынешняя столицы Киргизии - Бишкек, это построенный кокандцами город Пишпек, в котором они собирали с местных жителей дань. Таким образом, даты восстаний против имперского Китая или давно несуществующего Кокандского ханства куда более подходят для национального праздника, однако Атамбаев предпочел «лягнуть» действующего союзника - Россию, да еще и Октябрьскую революцию, вырвавшую жителей Средней Азии, как большинство россиян, из средневековья.

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/28/k...

На лоб, под покрывало, они надевают накладку, обшитую мехом и украшенную серебряными монетами. Девушки носят на голове шапочку из лисьего меха, верхушка которой покрывается различного рода украшениями. Волосы свои как замужние, так и девушки заплетают, первые – в три косы, а вторые – в несколько тоненьких кос, украшенных монетами и блестками. Шею киргизки, особенно девушки, любят украшать бусами, монетами, а пальцы перстнями с камнями. Пищей киргизов служит баранье, лошадиное и верблюжье мясо, которое едят вареным или копченым; самым вкусным они находить мясо молодых жеребят. Из молочной пищи киргизы употребляют рамчик и крут – сыр, который едят в сухом виде или разбавленным водой. Из мучной пищи приготовляют так называемый баурсак – лепешки из пресного теста, изжаренные в сале. Приготовляют также кужу или бутку – пшеничную или просяную похлебку. Главный напиток киргизов – кумыс, который приготовляется так: лошадиное молоко вливают в сабу и прибавляют к нему небольшое количество кислого молока или крута. Смесь эту время от времени взбалтывают деревянной колотушкой. Через два или три дня кумыс готов, и его начинают пить. Кроме кумыса, у киргизов в большом употреблении чай. Киргизы исповедуют магометанскую религию, которая распространена между ними бухарскими и туркестанскими магометанами. Но, исповедуя эту религию, они не оставили и языческих верований. Таким образом, религия их представляет смесь магометанства с язычеством. В некоторых местах киргизской степи есть мечети; но киргизам вследствие кочевого образа жизни редко приходится бывать в них. Не всегда они обращаются к муллам и для совершения религиозных треб; даже брак у них совершается иногда без участия муллы. Из предписаний магометанской религии более аккуратно выполняется киргизами пост рамазан (в память дарования корана), бывающий летом и продолжающийся целый месяц. В течение его по дням киргизы ничего не едят и не пьют; с заходом же солнца все поспешно совершают омовение, читают молитву и принимаются пить кумыс и есть мясо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010