Пророки Иезикииль, Исаия, Иаков. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) Пророки Иезикииль, Исаия, Иаков. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) И. был среди иудеев, переселенных в Вавилон после 1-го взятия Иерусалима (597 г. до Р. Х.), в числе которых были воины, художники и строители (4 Цар 24. 16), а также священники (Иер 29. 1). Вскоре после этого он поселился в иудейском сел. Тель-Авив при р. Ховар (Иез 3. 15). Эту реку нельзя отождествлять с р. Хавор (4 Цар 17. 6; 18. 11), которая впадает в Евфрат у Кархемиша (на границе совр. Турции и Сирии), где жили изгнанники из Северного царства. Ховар, согласно вавилонским источникам, был каналом, к-рый окружал центральную часть г. Ниппур, расположенного на равнине на юге Вавилонии ( Blenkinsopp. 1990. P. 17). На момент переселения И. скорее всего был женат (см.: Иез 24. 15-18). Большая часть видений и пророчеств И. относится к периоду между 593 и 585 гг. до Р. Х. ( Blenkinsopp. 1990. P. 4). Первое видение И. (Иез 1. 1 - 3. 15) было связано с его призванием к пророческому служению и по времени совпало с восстанием царя Седекии, спровоцированным егип. фараоном Псамметихом II. И., как и его старший современник прор. Иеремия , выступал против планов Седекии и его советников восстать против Вавилона (ср.: Иез 12. 1-15; 17. 1-22; 21. 18-32). Большую, чем у др. пророков, роль в проповеди И. играли символические действия, прообразующие катастрофу, к-рая постигнет Иудею за грехи народа: долгое молчание, запирание себя в доме (Иез 3. 24-26), изображение на кирпиче Иерусалима и его осады (Иез 4. 1), лежание то на левом, то на правом боку, питание нечистой пищей, обривание волос (Иез 4-5) - последние 3 действия представляли Иерусалим осаждаемым, голодающим и завоеванным. Пророчество об осаде и о взятии Иерусалима, произнесенное в янв. 588 г. до Р. Х., знаменовало начало осады города вавилонянами (Иез 24. 1-2). Прор. Иезекииль. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия. 1314 г. Прор. Иезекииль. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия. 1314 г.

http://pravenc.ru/text/Иезекииль.html

Видение прор. Иезекииля. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГММК) В визант. иконографии облик И. сложился позднее, чем внешний вид 3 др. «больших» пророков. Вначале И., как и др. пророков, изображали в виде юноши в светлых одеждах, с копной коротких кудрявых волос, слегка закрывающих уши: на фресках синагоги в Дура-Европос (244/5, Национальный музей, Дамаск); на мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565). Со временем И. стали представлять как средовека с темными волосами или с проседью; старцем в хитоне и гиматии, с седыми, длинными, волнистыми волосами, спускающимися на плечи отдельными прядями, с бородой средней длины, заостренной книзу: в ц. св. Апостолов в Фессалонике (1312-1315); в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314); в росписи мон-ря Пантократор на Афоне (ок. 1538); на миниатюре из Книги пророков (РГБ. Ф. 304.I. 90. Л. 177 об.; 1489 г.); на иконе «Пророки Иезекииль, Исаия, Иаков» из Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (ок. 1497, ГРМ). В палеологовскую эпоху И. стали изображать более экспрессивно - с взлохмаченными короткими волосами, что, видимо, связано с визионерством ветхозаветного пророка: в росписи ц. Успения Богородицы на Волотовом поле (ок. 1363); на иконе «Пророк Иезекииль» из пророческого ряда иконостаса Преображенского собора в Кашине (1449-1450, ГРМ). Отличия от др. пророков (кроме атрибута - затворенных врат храма, символизирующих непорочное зачатие) в иконографии И. отсутствуют. Исследователи особенно отмечают сходство иконографии И. и прор. Исаии. Цвет одежд И., форма его бороды в изображениях варьируются. Так, на обороте оклада Евангелия 1568-1577 гг. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), выполненного по заказу валашского княжича Александру II Мирчи и его семьи, И. представлен с гладкими прямыми волосами, открывающими уши, и длинной, узкой, расчесанной надвое бородой. В иллюстрациях Sacra Parallela (Paris. gr. 923, IX в.) И. трижды изображен по-разному: с круглой и с заостренной бородой, с темными и со светлыми волосами. Помимо атрибута в руках И. может находиться свиток с текстом, напр. «Дверь сия затворена будет и не отверзется и никто ж може пройти сквози…» (Иез 44. 2). Образы видений И. толковались как пророчества о Пресв. Богородице, о Страшном Суде, о пришествии Мессии. Соответственно варьировались и тексты на свитках И. (Иез 37. 1; 37. 4-6; 37. 12; 34. 20; 14; 19. 1). Тексты Ис 6. 1 (мозаики кафедрального собора Санта-Мария Нуова в Монреале, между 1183 и 1189) и Вар 3. 36 (мозаики Палатинской капеллы в Палермо, ок. 1143-1146) встречаются редко.

http://pravenc.ru/text/Иезекииль.html

Д. Е. Афиногенов Иконография Л. изображают в соответствии с его епископским служением - в фелони, иногда крещатой (или с Нового времени - в саккосе), с омофором, в руках Евангелие. В отношении облика святого существуют разночтения: он либо седовласый старец (чаще), либо темноволосый средовек. Рекомендации к изображению Л. старцем зафиксированы в греч. и рус. иконописных подлинниках. В Ерминии афонского иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - «старец с широкой бородой» (разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания». 35; Ерминия ДФ. С. 161); в рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) его внешность уподобляется облику сщмч. Власия Севастийского: «Сед, власы мало взлиз, брада Власиева, риза лазорь, испод бел, амфор и Евангелие, правой рукой благословляет» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 74, то же: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 275). В ряде случаев во внешности Л. наблюдается характерная черта, встречающаяся у представителей Западной Церкви,- тонзура (гуменцо), а его облик в целом близок к изображениям Римских пап, во внешности к-рых отмечается общее типологическое подобие ап. Петру. Так, на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 416, 1-я четв. XI в.) Л. представлен как муж старше средних лет, фронтально в рост на фоне архитектурных колонок, он облачен в охристый подризник, светло-лиловую фелонь, обеими руками держит Евангелие; кудрявые светлые волосы лежат венцом, не скрывая тонзуру, борода короткая. В храмовой декорации образ Л. встречается с X в. в пространстве вимы: в росписи ряда церквей Каппадокии (Новой Токалы-килисе, кон. X в.; в капелле св. Варвары в Соганлы, нач. XI в.; предположительно в апсиде церкви Гёреме 4а, 1-я пол. X в., вероятнее, Леонтий Кесарии Каппадокийской; см.: Jolivet-L é vy. 1991. P. 89)). На фресках балканских храмов предпочтительным было изображение Л. в полиставрии - крещатой фелони (напр., в росписи ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия, 1314, в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, 1348-1350).

http://pravenc.ru/text/2463221.html

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 243, 244; Т. 3. С. 319; Franchi de Cavalleri P. S. Euplo//Note agiografiche. R., 1928. N 7. P. 1-54; The Acts of the Christian Martyrs/Introd., transl. by H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 310-319; Amore A. Euplio//BiblSS. Vol. 5. Col. 231-233; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 148; Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001; Stelladoro M. Euplo/Euplio marbire. Palla tradizione greca manoscritta. Cinisello Balsamo, 2006; Кривко Р. Н. Визант. источники слав. служебных миней//XIV Междунар. съезд славистов: Слав. языкознание: Докл. рос. делегации (в печати). Р. Н. Кривко Иконография В визант. и древнерус. искусстве Е. обычно изображали юным, с короткими темными волосами, без бороды; в диаконском облачении (стихарь, поручи, орарь) и с Евангелием или дарохранительницей в левой руке, крестом или кадилом в правой. В храмовой росписи (в алтаре, диаконнике или жертвеннике или по сторонам от алтарной апсиды) изображение Е. размещалось рядом с образами диаконов. При отсутствии надписей святого идентифицировать трудно: его облик схож с образами др. юных диаконов, напр. Стефана Первомученика, Романа, Лаврентия, Руфина. Подписные изображения Е. встречаются с XI в. В белом стихаре и с дарохранительницей в левой руке он изображен на фресках ц. Св. Софии в Охриде (сер. XI в.) и диаконника ц. Успения Богородицы в Дафни, Греция (ок. 1100). Е. и архидиак. Стефан изображены в литургических нишах по сторонам от алтаря в церквах: Бачковского мон-ря, Болгария (в верхней церкви-костнице, кон. XI - нач. XII в.) - погрудно, с крестом в правой руке и дарохранительницей на левой; в Евангелистрии в Гераки (Ераки) (3-я четв. XII в.); Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция (кон. XII в.); вмч. Георгия в Курбинове, Македония (1191). Справа от алтаря, симметрично изображению архидиак. Стефана, Е. представлен в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.). Нередко в росписи Е. изображали с крестом в правой руке (фрагмент фрески из ц. свт. Николая в Мелнике, Болгария, кон. XII - нач. XIII в.) и с дарохранительницей в левой. Предположительно Е. представлен в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония (1164). Также он изображен в церквах: Епископи в Ставри на п-ове Мани, Греция (кон. XII в.); Боянской, Болгария (ок. 1259); праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (ок. 1314); Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре (1366) и др.

http://pravenc.ru/text/187252.html

Прп. Иоанн Дамаскин (VIII в.), основываясь, возможно, на местных палестинских преданиях, писал, что И. был сыном Варпанфира из рода царя Давида и приходился свойственником Иакову, отцу св. Иосифа Обручника , мужу Девы Марии ( Ioan. Damasc. De fide orth. IV 14//PG. 94. Col. 1154). Визант. писатель-агиограф Епифаний Монах (1-я пол.- сер. IX в.), приводя те же сведения, дополнительно сообщает, что А. была дочерью «Матфама [Ματθμ], священника из Вифлеема» и что до рождения Марии, названной в честь одной из сестер А., она прожила с И. 50 лет ( Epiphanius Monachus. Sermo de vita Sanctissime Deiparae. 3//PG. 120. Col. 190с). Также Епифаний указывает на то, что 2-я сестра А.- Сови (Σωβ) была матерью прав. Елисаветы , матери св. Иоанна Предтечи (Ibid.; ср.: Niceph. Callist. Hist. eccl. II. 3//PG. 145. Col. 760). И., по словам Епифания, умер 80 лет от роду, а А.- 2 годами позже в Иерусалиме в возрасте 82 лет ( Epiphanius Monachus. Sermo de vita Sanctissime Deiparae. 4//PG. 120. Col. 192b). Встреча у Золотых ворот. Рождество Пресв. Богородицы. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница (Сербия). Ок. 1314 г. Встреча у Золотых ворот. Рождество Пресв. Богородицы. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница (Сербия). Ок. 1314 г. Праведные Иоаким и Анна. Роспись подпружных арок ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г. Праведные Иоаким и Анна. Роспись подпружных арок ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г. И. и А. в творениях св. отцов и учителей Церкви стали примером твердой веры и упования на Бога. Прп. Андрей Критский, восхваляя веру И. и А., говорит, что они «...сетовали о том, что не имели преемника рода своего, тем не менее искра надежды еще не погасла в них совершенно: оба они воссылали молитву к Богу о даровании им чада для продолжения семени их,- оба подражая услышанной некогда молитве Анны (матери прор. Самуила.- П. Л.)... И не оставляли они своих усилий, пока не получили желаемого» ( Andr. Caes. In Beatae Mariae Natalem. Or. 1//PG. 97. Col. 815). Повествование об И. и А. содержится в «Толковании на Шестоднев», составленном между 375 и 400 гг. и ошибочно приписываемом Евстафию , еп. Антиохийскому (Commentarius in hexameron [Sp.]//PG. 18. Р. 771-774). К преданиям об И. и А. также обращались в проповедях и др. христ. авторы: свт. Иоанн Златоуст (De nativitate Mariae Deiparae//CPG, N 4915), свт. Епифаний Кипрский (Homilia de conceptione Annae [georgice]//CPG, N 3803; см. также приписываемый ему труд: Homilia in laudes s. Mariae deipare [Sp.]//CPG, N 3771), К-польский патриарх Герман I (Homilia in praesentationem s. deipare//CPG, N 8007-8008), прп. Григорий Никомидийский (Homilia de conceptione//CPG, N 8224).

http://pravenc.ru/text/Иоаким и ...

В совр. богослужебных книгах последование Е. включает отпустительный тропарь 4-го гласа (тот же, что и в Мессинском Типиконе), кондак 2-го гласа:    (в совр. греч. Минее отсутствует, однако в первопечатном греч. уставе (Венеция, 1545) имеется кондак Е. на подобен: Η παρθνος σμερον (    ), нач.: Η σεπτ σου (Честная твоя)); канон, составленный гимнографом Иосифом, 2-го гласа, с акростихом: Υμν μκαρ σο τος πανευσεβες τρπους. Ο Ιωσφ (Воспеваю, блаженне, твои всечестные деяния. Иосиф), ирмос: Εν βυθ κατστρωσε (      ), нач.: Υψηλν τν βον σχηκς (      ); цикл стихир-подобнов (в греч. Минее - 1-го, в слав.- 8-го гласа); славники на «Господи, воззвах» (в греч. Минее - 2-го, в слав.- 1-го гласа) и на стиховне утрени (только в слав. Минее); седален; светилен (в греч. и слав. Минеях различается). Иконография Ранние изображения Е. встречаются в Минологиях, перед текстом его Жития. Он представлен темноволосым, с короткой заостренной бородой, в воинском облачении, с копьем и щитом в Минологии 1063 г. (ГИМ. Греч. 9. Л. 125 об.), в Житиях святых XI в. (Alexandr. Patr. 35(303). Fol. 92v; б-ка Тюбингенского ун-та. Ms. gr. Fol. 17), в Житиях святых и Беседах на май-авг. (Paris. gr. 1528. Fol. 112v, XII в.). В греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 122 об.) Е. изображен с темными взлохмаченными волосами, в хитоне и застегнутом на груди плаще, с крестом в правой руке. В хитоне и плаще, с крестом в руке, Е. представлен в росписи храмов и в иконописи: в ц. праведных Иоакима и Анны в мон-ре Студеница, Сербия (1314); на зап. арке в соборе свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах, Греция (1527), мастер Феофан Критский; в наосе кафоликона мон-ря Преображения в Метеорах (1552), иконописец Джорджи (ученик Феофана Критского); предположительно в церкви в Мецово, Греция (XVII в.). Единичны иконописные изображения Е., представленного, как правило, среди избранных святых: на иконе «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми», мастерская Андреаса Рицоса (?), 2-я пол. XV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; на иконе «Пять избранных святых: Иоанн Предтеча с Авраамием, Аверкием, Евдокимом и Варварой» (посл. четв. XIX в., Россия, частное собр.) в окладе 1884 г.

http://pravenc.ru/text/187053.html

праведных Иоакима и Анны (Кралевой ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314); в кафоликоне мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320); в ц. св. Таксиархов в Кастории (1359/60); в трапезной Лавры прп. Афанасия на Афоне (1512); на сев. арке в соборе свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах, мастер Феофан Критский (1527); в ц. Филантропинон на оз. Янина (Памвотида) (1531/32, 1542); в мон-ре Молдовица, Румыния, мастер Фома Сучавский (1537); в нартексе собора мон-ря Большие Метеоры (1552); в Митрополии в Каламбаке (XVI в.); в капелле св. Архангелов собора мон-ря св. Иоанна Предтечи в Сересе, Греция (1634); в мон-ре Хорезу, Румыния (1654); в мон-ре Св. Троицы в Метеорах (1692) и др. Образы святых представлены на миниатюрах минологиев: Vat. gr. 1156. Fol. 268r (3-я четв. XI в.); Pantel. 100. Fol. 11 (XI в.) - миниатюра на фрагментах из Жития Г., С. и А.; Sinait. 500. Fol. 281v (XII в.); Bodl. F. 1. Fol. 17r (1327-1340); 2 раза в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58) - оплечно в медальонах среди др. мучеников (Л. 54 об.-55) и в рост (Л. 87). Прор. Илия, святые Варлаам Хутынский, Гурий, Самон и Авив в предстоянии Иисусу Христу. Роспись галереи ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. Прор. Илия, святые Варлаам Хутынский, Гурий, Самон и Авив в предстоянии Иисусу Христу. Роспись галереи ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. В минеях (рукописных, настенных, иконных) нередко была представлена и сцена мучения святых: на миниатюре Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 183, 976-1025 гг.); на иконе-минее (на сент., окт. и нояб.), т. н. Синайском гексаптихе (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае),- усекновение глав Г. и С.; в росписи нартекса церквей Вознесения мон-ря Дечаны, Сербия (1348-1350), и Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386),- усекновение мечом Г. и С., А. сожжен в печи, ц. св. Апостолов [св. Спаса], Печская Патриархия, Сербия (1561),- Г., С.

http://pravenc.ru/text/168390.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Благовещения Пресв. Богородицы. Ок. 1270 г. жен. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Находится в с. Горни-Градац, на правом берегу р. Брвеница, впадающей в р. Ибар, в 12 км от Брвеника (Сербия). Основан во 2-й пол. XIII в. кор. Еленой , супругой кор. Уроша I, вероятно, еще до свержения Уроша с престола в 1276 г., т. к. на ктиторской композиции в соборном храме изображены Урош и Елена, подносящие модель храма Христу. Собор был достроен и расписан кор. Еленой, погребенной в 1314 г. в юго-зап.части храма в двойной гробнице (очевидно, предназначалась для супружеской четы). Вскоре после смерти кор. Елена стала почитаться святой, ее мощи были извлечены из гробницы и помещены в мощевик перед иконостасом. В Житии Елены, составленном архиеп. Даниилом II , содержатся сведения о несохранившейся дарственной грамоте заказчицы и строительстве мон-ря. Наивысшего расцвета мон-рь достиг в кон. XIII–XIV в., когда занимал 5-е место среди серб. мон-рей. В XVI в. мон-рь пережил упадок; монахов не было, служил 1 священник, церковь не имела кровли. В 1589 г. митр. Рашский Виссарион возобновил Г., построил новые кельи, обеспечил мон-рь книгами и богослужебной утварью. Во время австрийско-тур. войны в 1689–1690 гг. мон-рь вновь опустел и до 2-й пол. ХХ в. находился в руинах. Благодаря многолетним реставрационным работам Ин-та по охране памятников получила первоначальный вид соборная церковь мон-ря; с поселением в мон-ре монахинь (в 2006 во главе с игум. Евфимией) начался новый расцвет обители. Мон-рь основан на месте раннехрист. культового сооружения. Его комплекс составляли: соборная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы — в центре, небольшая ц. во имя свт. Николая — возле монастырских стен, в юго-вост. углу двора на каменистом возвышении, а также трапезная с кухней, многочисленные кельи и др. здания. Церковь Благовещения построена по образцу ц. Богородицы мон-ря Студеница (кон. XII в.): это 1-нефное здание с куполом на 8-гранном световом барабане, с 3-частным алтарем, с 2 прямоугольными певницами, примыкающими к наосу с севера и юга, и с 2 парекклисионами, южный из к-рых посвящен св. Симеону Немане, по сторонам притвора. Перспективный портал и обрамление сдвоенных окон выполнены из тонко вытесанного белого мрамора. Храм декорирован аркатурой под карнизами, в интерьере — скульптурой. В его архитектуре, в целом следующей романскому стилю, заметно влияние готики (контрфорсы у апсиды, стрельчатые очертания портала и окон-бифориев).

http://pravenc.ru/text/590597.html

Potamius of Lisbon, «De Martyrio Isaiae Prophetae» Again//Helmantica. Salamanca, 2005. Vol. 56. P. 99-103; Verheyden J. The Greek Legend of the Ascension of Isaiah//Philomathestatos: Studies in Greek and Byzantine Texts Presented to J. Noret for his 65th Birthday/Ed. B. Janssens e. a. Leuven etc., 2004. P. 671-700. (OLA; 137). О. В. Л. В славянской традиции Прор. Исаия. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой ц.) в мон-ре Студеница, Сербия. 1314 г. Прор. Исаия. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой ц.) в мон-ре Студеница, Сербия. 1314 г. Слав. перевод частично утраченного в греч. варианте апокрифа «Видение пророка Исаии» иногда включался в четьи сборники под 9 мая (днем памяти пророка), напр.: в Успенский сборник XII в. (ГИМ. Усп. 4), в Драголов сборник кон. XIII в. (НБС. 651), в полемический сборник XIV в. (Ath. Chil. Slav. N 474. Fol. 380-384), в серб. Четью-Минею на дек.-янв. с дополнениями XVI в. (ГИМ. Хлуд. 195. Л. 348-352; изд.: Иванов Й. Богомилски книги и легенди. София, 1925. С. 131-164), в серб. Четью-Минею на дек.-авг. XIV в. (Загреб. Архив ХАЗУ. IIIc22. P. 257-260r) и др. На основе «Видения пророка Исаии», «Видения пророка Даниила» и Псевдо-Мефодия в Болгарии, вероятно, в 70-х гг. XI в. было составлено оригинальное историко-апокалиптическое «Сказание пророка Исаии», в основу сюжета которого легло описание битвы между болгарами и византийцами ( Каймакамова М. Българска средновек. историопис. София, 1990. С. 27, 48-49; Тъпкова-Заимова В., Милтенова А. Историко-апокалиптичната книжнина във Византия и в средновек. България. София, 1996. С. 139-160). Оно сохранилось в неск. списках, старший - XV в. (Собр. мон-ря Николяц. 52). Во 2-й пол. XIII в. в Болгарии было составлено соч. «Видение пророка Исаии о последних временах», к-рое отражает внешнеполитические события в стране в 1-й пол. XIII в. и негативную оценку сближения Византии и Руси ( Николов А. Из византийската историческа топика: «Българи - скити», «славяни - скити»//Българите в Северното Причерноморие: Изслед.

http://pravenc.ru/text/674804.html

В мозаиках Дафни (посл. треть XI в.) и в ц. Марторана в Палермо (Сицилия, 1143), в росписи Введенской ц. мон-ря Нова-Павлица (Сербия, до 1389) фигура дана в более свободной позе. В последнем памятнике Д. представлен средовеком с короткой бородой. Этот образ формой и длиной бороды напоминает один из иконографических типов прор. Моисея, напр. в росписях ц. Вознесения в Милешеве (Сербия, 20-е гг. XIII в.), его волосы встрепаны, одежда проще, чем изображается обычно. Эти небольшие иконографические изменения встречаются также в ц. Вознесения в мон-ре Раваница (Сербия, ок. 1387). В монументальных росписях образ Д., как и др. пророков, помещался в барабане (ц. Рождества Христова на Красном поле в Новгороде, 1381-1382), на подпружных арках (Благовещенский собор Московского Кремля, сер. XVI в.), на столпах. По наблюдению Л. Д. Попович, в росписи 4 храмов периода св. кор. Милутина (1282-1321): праведных Иоакима и Анны в мон-ре Студеница (Кралева ц.) (Сербия, 1314), св. Никиты близ Скопье (Македония, до 1316), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия, ок. 1320) - фигура Д. отсутствует в барабане среди больших пророков (его место занимают др. пророки, напр. Моисей), но есть в др. частях росписи указанных церквей. В иконописи Д. всегда представлен в пророческом ряду высоких иконостасов, в композициях «Похвала Богоматери» и др., объединяющих изображения Богородицы на троне и пророков. Его образ рассматривается в патристике как прообраз Воскресения Христова и триумфа Христа. Под влиянием богословских комментариев на толкование Д. сна библейского царя Навуходоносора (Дан 2. 27-46) сложилась иконография иконы Божией Матери «Гора Нерукосечная» . Иногда это видение о горе, камне, истукане изображалось в полном соответствии с текстом (фрагмент медных врат сев. входа в Благовещенский собор, кон. XVI - нач. XVII в., ГММК). Видение Д. о 4 царствах входит важной частью в изображение Страшного суда. Иногда в композицию включается ангел, объясняющий Д. это видение (икона «Страшный суд», 2-я пол. XVI в., ГТГ).

http://pravenc.ru/text/171183.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010