Надеясь поправить здоровье, К. направился в родовое имение Вилландро. 5 апр. он прибыл в Рокмор, где спустя 15 дней скончался. Останки К. были перевезены в кафедральный собор г. Карпантра и помещены в скромный гроб; имущество папы, по обычаю «jus spolii», подверглось разграблению (см.: Бойцов М. А. Величие и смирение: Очерки полит. символизма в средневек. Европе. М., 2009. С. 247-328). Согласно приписке от 9 апр. 1314 г. к завещанию, К. хотел быть погребенным в коллегиальной ц. Пресв. Девы Марии (Нотр-Дам) в Юзесте (совр. деп. Жиронда). В кон. июля 1314 г. тело К. и остатки его казны были перевезены в Гасконь. Во время остановок по пути следования тело помещали в церковь под золотыми и серебряными тканями, к-рые затем оставляли там в виде пожертвования. В Юзесте в церковь, где лежало тело К., ночью во время грозы попала молния (по др. версии, в храме упала свеча), начался пожар, и останки обгорели почти полностью. 27 авг. 1314 г. К. был погребен в церкви в Юзесте во временном склепе; затем племянник папы Бертран VI де Го, виконт де Ломань, установил там мраморный саркофаг стоимостью 50 тыс. флоринов. Патримониальный характер папской власти не был изжит к тому времени. К. воспринимал папскую курию, казну и католич. Церковь как личное владение, о чем свидетельствует текст его последней воли: кроме священных сосудов, все остальное он считал своей неотчуждаемой собственностью. К. накопил огромное богатство - 814,8 тыс. золотых флоринов (к концу понтификата - 1 млн 40 тыс. флоринов). Он разделил казну на 2 части: одна, для текущих нужд, была при нем, а другая, наибольшая, распределена по его замкам. Согласно завещанию (29 июня 1312), 320 тыс. флоринов предназначались королям Франции и Англии; папа возложил на племянника виконта де Ломаня заботу о снаряжении в крестовый поход 500 рыцарей и даровал на эти нужды 300 тыс. флоринов; 314,8 тыс. флоринов К. завещал родне и слугам, еще 200 тыс.- на богоугодные дела, но только в Гаскони; преемнику на Папском престоле понтифик оставил всего 70 тыс.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Grayson. Oxf., 1980. P. 18-43; Housley N. Pope Clement V and the Crusades of 1309-1310//J. of Medieval History. Amst., 1982. Vol. 8. P. 29-43; idem. The Avignon Papacy and the Crusades, 1305-1378. Oxf., 1986; Menache S. Un peuple qui a sa demeure à part: Boniface VIII et le sentiment national français//Francia. Sigmaringen, 1984. T. 12. P. 193-208; eadem. Clement V. Camb., 1998; eadem. When Ideology met Reality: Clement V and the Crusade//La papauté et les croisades: Actes du VIIe Congrès de la Society for the Study of the Crusades and the Latin East, Avignon, 27-31 août 2008/Publ. M. Balard. Farnham, 2011. Р. 105-116; Zutshi P. N. R. Some Early Letters of Pope Clement V (1305-1314) in the Public Record Office//Archiv für Diplomatik. Münster; Köln, 1987. Bd. 33. S. 323-335; Fédou R. Les papes du Moyen Âge à Lyon. Lyon, 1988; Ferguson P. C. Clement V to Scone Abbey: An Unprinted Letter from the Abbey Cartularies//The Innes Review. Glasgow, 1989. Vol. 40. N 1. P. 69-72; Schmidt T. Der Bonifaz-Prozess: Verfahren der Papstanklage in der Zeit Bonifaz VIII. und Clemens V. Köln, 1989; Gauthier M.-M. Uzeste: L " église Notre Dame, ancienne collégiale, et le tombeau de Bertrand de Got, pape sous le nom de Clément V (1305-1314)//Bordelais et Bazadais/Congrès archéol. de France; Soc. franç. d " archéologie. P., 1990. P. 271-324; Schein S. Fideles Crucis: The Papacy, the West, and the Recovery of the Holy Land (1274-1314). Oxf., 1991; Rapp F. L " Église et la vie religieuse en Occident à la fin du Moyen Âge. P., 19996; Paravicini Bagliani A. Clemente V//Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 2. P. 501-512; Bercegol P., de. Clément V, le pape d " Aquitaine: Légendes et réalités. Bordeaux, 2006; Осипян А. Л. Роль Киликийской Армении в латино-монгольских отношениях и проект совместного крестового похода (1247-1307)//СВ. 2007. Вып. 68. 1. С. 129-153; 3. С. 27-53. С. К. Цатурова Рубрики: Ключевые слова: ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан], гос-во в пределах Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) ГАСПАРРИ Пьетро (1852 - 1934), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex iuris canonici) ИННОКЕНТИЙ IV (ок. 1195 – 1254; до избрания папой - Синибальдо Фьески), папа Римский (с 25 июня 1243), канонист ИОАНН XXII (1244/45 - 1334; до избрания папой - Жак Дюэз), папа Римский (с 7 авг. 1316) в период «Авиньонского пленения пап» КЛИМЕНТ VI (1290 или 1291 - 1352, до избрания папой - Пьер Роже), папа Римский эпохи «Авиньонского пленения пап» (с мая 1342) МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.) АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Ученые-историки, занятые сравнительным анализом сведений агиографических и летописных источников с целью установления достоверной хронологии жизни и деятельности преп. Сергия, непрерывно дискутируют о датировке тех или иных событий, зафиксированных в различных редакциях житийных текстов. До сих пор нет единого мнения даже по вопросу о дате рождения основателя Троице-Сергиева монастыря. Так, Б. М. Клосс полагает, что Сергий Радонежский родился в 1322 г., и соответственно этому выстраивает всю хронологию его жизненного пути 87 . Н. С. Борисов придерживается иной точки зрения и сдвигает дату рождения святого к 1314 г., опираясь на учет широкого круга письменных памятников и исторических документов. Предположение о 1314 г. вызывает меньше затруднений, чем предположение о 1322 г. Эта проблема и ранее была предметом анализа историков. Версии о 1314 г. придерживались святитель Филарет Московский , церковные историки П. С. Казанский и Е. Е. Голубинский . В настоящее время основные вехи биографии Сергия Радонежского раскрываются в работах ученых-историков преимущественно на основе его агиографии. Сергий родился в боярском семействе, проживавшем в трех верстах от Ростова Великого, в селе Варницы. Дата рождения младенца – 3 мая – совпала с церковно-календарным днем памяти одного из основателей русского монашества – Феодосия Печерского , игумена Киево-Печерского монастыря. При крещении младенца нарекли Варфоломеем 88 . Как пишет Н. С. Борисов, Ростов Великий был для Северо-Восточной Руси столь же значимым центром, как Киев – для Южной и Новгород – для Северо-Западной. Ростовское боярство, подобно аристократии других русских земель, прекрасно знало не только родословную своих семейств, но и историю политических отношений между князьями в XI–XIII вв. Ученый отмечает, что для каждого боярского рода история Руси «была частью их семейной истории» 89 . Летописные источники, повествующие о нашествии войск Батыя на Русь, не содержат каких-либо упоминаний о разгроме и разграблении Ростова Великого. Из этого обстоятельства ученые-историки заключают, что родные места Варфоломея-Сергия в ходе татаро-монгольских завоеваний 1237–1238 гг. пострадали незначительно в сравнении с другими русскими землями. Во второй половине XIII в., благодаря дипломатической активности князей Бориса и Глеба, следовавших политике Александра Невского, отношения Ростова Великого с Золотой Ордой сохраняли статус миротворческого компромисса, в то время как на другие русские княжества ордынцы в целях устрашения совершили четырнадцать грабительских набегов. Ростов, оказавшись в ситуации относительного покоя, сделался центром сохранения древнерусской культуры – в городе процветало, пусть и в небольших объемах, каменное зодчество и продолжалось летописание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

пограничья («Великой пущи»), учитывали климатические факторы и достаточно хорошо знали обычаи противника. Помимо участия в походах О. д.-р. активно сооружали новые и укрепляли уже имевшиеся замки на Св. земле, в Прибалтике и на Пиренейском п-ове. Финансовые и военные ресурсы позволили О. д.-р. покрыть пограничные зоны сетью крепостей. Яркими примерами архитектурной деятельности О. д.-р. являются замок госпитальеров Крак-де-Шевалье (ныне Калъат-эль-Хусн, Сирия) и замок Тевтонского ордена Мариенбург. После утраты Св. земли в 1291 г. деятельность орденов подверглась серьезной критике, на них возлагалась ответственность за разгром христиан на Востоке. В 1307-1314 гг. франц. кор. Филипп IV Красивый (1285-1314), руководствуясь не вполне ясными мотивами, уничтожил орден тамплиеров на территории Французского королевства (подробнее см. ст. Тамплиеры ). В 1312 г. папа Климент V (1305-1314) постановил распустить орден тамплиеров и передать орденское имущество госпитальерам. Из тамплиеров, действовавших на Пиренеях, были образованы орден Монтеса и орден Христа, перешедшие в юрисдикцию ордена Калатрава. Госпитальеры в свою очередь сосредоточились на покорении о-ва Родос и др. островов архипелага Додеканес, где в 1310-1522 гг. располагалось центральное отд-ние ордена. В нач. 1523 г. под давлением турок-османов госпитальеры покинули Родос и с 1530 г. осуществляли свою деятельность на о-ве Мальта вплоть до оккупации острова войсками Наполеона Бонапарта (1798). В 1798-1801 гг. центр ордена временно находился в Российской империи в связи с покровительством имп. Павла I Петровича (1796-1801), избранного в 1798 г. великим магистром Мальтийского ордена. С 1834 г. штаб-квартира ордена располагается в Риме. В качестве Суверенного военного ордена госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского на Родосе и Мальте орг-ция существует до сих пор, занимаясь медицинской и благотворительной деятельностью. Тевтонский орден потерял свои владения в Прибалтике после секуляризации Пруссии в 1525 г. и Ливонии в 1561/62 г. Орден продолжил свою деятельность в Свящ. Римской империи, перейдя в кон. XVI в. под покровительство династии Габсбургов и участвуя в войнах против турок-османов. После наполеоновских войн Тевтонский орден сохранил владения только в Австрии и Тироле. В 1923-1929 гг. орг-ция была преобразована в священнический орден, существующий в данном качестве и в наст. время. Испанско-португ. ордены потеряли свое значение после завершения Реконкисты в 1492 г. и были подчинены напрямую правящим монархам. Ассоциация орденов Сантьяго, Калатрава, Алькантара и Монтеса существует ныне в виде общественной орг-ции.

http://pravenc.ru/text/2581487.html

Лит.: Амвросий (Орнатский), иером. Описание Кириллова Белозерского мон-ря. М., 1811; Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1850. Ч. 2; Савваитов П. И. Оружейная палата Кирилло-Белозерского мон-ря, по описным книгам 1668 г.//ЗОРСА. 1851. Т. 1. С. 5-45; он же. Церкви и ризницы Кирилло-Белозерского мон-ря по описным книгам 1668 г.//Там же. 1861. Т. 2. С. 126-343; Горский, Невоструев. Описание; Варлаам (Денисов), архим. Описание ист.-археол. древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском мон-ре//ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-104; он же. Обозрение рукописей собственной б-ки прп. Кирилла Белозерского//Там же. 1860. Кн. 2. Отд. 3. C. 1-69; Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1894; Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Кирилло-Белозерского (Успенского) муж. первокл. мон-ря Новгородской епархии. М., 1897; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1; 2006. Т. 2: Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение/Подгот. изд.: З. В. Дмитриева и др.; он же. Описание рукописей Кирилло-Белозерского мон-ря, сост. в кон. XV в. СПб., 1897; он же. Когда было написано обличительное послание царя Ивана Васильевича в Кирилло-Белозерский мон-рь?//ХЧ. 1907. 6. С. 839-852; Тюменев И. Ф. 500-летие Кирилло-Белозерского мон-ря//ИВ. 1897. Т. 69. 7. С. 118-147; 8. С. 447-482; Успенский Н. П. Кириллов Белозерский Успенский 1-го класса мон-рь. Кириллов, 1897; он же. О больших строителях Кирилло-Белозерского мон-ря//ЧОИДР. 1897. Кн. 1. С. 1-58; он же. Охранная опись рукописям Кирилло-Белозерского мон-ря. СПб., 1901; Ефимов Н. И. Прп. Кирилл Белозерский и его послания. Симбирск, 1913; Антипин Г. Г. Крепость Кирилло-Белозерского мон-ря. Кириллов, 1934; Копанёв А. И. История землевладения Белозерского края в XV-XVI вв. Л., 1951; Горфункель А. Х. Рост землевладения Кирилло-Белозерского мон-ря в кон. XVI и XVII в.//ИЗ. 1963. Вып. 73. С. 219-248; он же. «И то твое истинно иноческое житие…»: (Монашеский идеал и повседневная жизнь Кирилло-Белозерского мон-ря)//ТОДРЛ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

В 1563 г. в монастырь по приказу Ивана Грозного была сослана княгиня Евфросинья Старицкая, организовавшая здесь знаменитую мастерскую лицевого шитья. Удалённый от столицы, окруженный стенами монастырь с конца XV в. становится местом ссылки. Междоусобицы и придворные интриги приводят в монастырские стены князей Воротынских, бояр Шереметьевых, друга и советника царя Иоанна Грозного Селивестра, царя Симеона Бекбулатовича и многих других известных в русской истории людей. Но самого знаменитого своего узника монастырь узрел в 1676 г. когда после десятилетнего пребывания в соседнем Ферапонтовом монастыре в Кириллов перевели шестого русского патриарха Никона. Бывший друг царя Алексея Михайловича, реформатор русской церкви в 1666 г. был лишён патриаршего сана и отправлен в ссылку. В Кириллове бывший патриарх находился 5 лет. В 1681 г. тяжело больной Никон получил разрешение возвратиться из ссылки, но по дороге скончался. Расположенный далеко от Москвы, обнесенный прочными стенами, Кириллов монастырь становится также местом ссылки противников Ивана Грозного. Число их особенно увеличивается в 30—40-е годы XVI века, в период боярского правления. Условия нахождения в нем ссыльных были весьма различны: от проживания в довольно льготных условиях (свои хоромы, свои слуги, особый стол) до строгого заточения. В 1499 году был подвергнут опале и отправлен в Кириллов монастырь один из приближенных бояр Ивана III — Василий Косой-Патрикеев, постриженный под именем Вассиана. В дальнейшем ему предстояло занять одно из ведущих мест в лагере не стяжателей. В годы боярского правления при малолетнем князе Иване Васильевиче (Грозном) был низложен группировкой Шуйских и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь митрополит Иоасаф Скрипицын. В бурное царствование Ивана Грозного Белозерье стало местом не только ссылки, но и прибежищем для опальных вельмож, пытавшихся, нередко безуспешно, укрыться от царских палачей под монашеской рясой. Так, в 1560 году после отстранения от власти круга влиятельных царских советников, известных под именем «избранной рады», один из виднейших государственных деятелей этого периода, священник московского Благовещенского собора Сильвестр добровольно принял пострижение в Кириллове монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=00500

При игумене Алексие и его преемник вводом вотчина монастыря расширилась как в Белозерском и Вологодском уездах, так и в Углецком и других. В 1521 (7029) году Зиновья, Александрова жена Никифорова сына Горбова, дала в Вашкее» «треть лугу Переднево подле озера да пожню в Перевесье 1006 . В том-же году Иван Григорьев Болдырев Матафтин пожертвовал свою вотчину деревню Власово, выговорив себе право жить в ней до смерти 1007 . В 1522 (7030) году «Микифор да Захарья да Василей да Семен Ивановы дети Микифорова, поговоря с своею матерью с Ориною з Борисовою дочерью», дали пожню Толстик и «половину Попадинского наволока» (в Вашкее, у Копан речки) 1008 . 5 июля того-же года великий князь Василий Иванович пожаловал в Кириллов монастырь село Кобаново (в Углецком уезде в Городицком стану) с деревнями со всем, что сюда потягло 1009 по своем брате Углецком князе Дмитрие Ивановиче который завещал это село монастырю еще в 1509 году 1010 . В 152 2 / 3 (7031) году старцы Кириллова монастыря Иона и «Филемон» (??) купили за 12 рублей и пополнка вол у Константина и Власия Никитиных детей Власиева Фрязинова их вотчину пустошь Левушинскую 1011 . В 1524 году Юрий Григорьевич дал в Кириллов монастырь деревни на Вологде: дер. Перевоскую и с перевозом, дер. Кукшиново, дер. Шубино, пустошь Селезнево, дер. Карсаково, с четью перевоза, дер. Пудужскую, дер. Аникиево, 4 деревни Лумбужские 1012 и проч. В 1525 году (28 июня) старцы Иаков и Алексей выменили в Кириллов монастырь у Якова у Михайлова сына Батюшкова его пожню Толстовской покос, «за рекою за Волгушею, подле Костянтинова луга Михайлова сына Батюшкова и меж пожен Кириллова монастыря, променив ему пожню Микиткино Рублевик за рекою за Волгошею подле Яковлеву ж пожню Стрековку и межи Устиновской пожни и монастырьской Кириллова монастыря» 1013 . Таким образом в игуменство Алексия, продолжавшееся около 5 лет, монастырь получил уже шесть новых владений. При преемнике Алексия, игумене Феодосье, 18 июля 1525 года Агафья, Семенова дочь, а Захариина жена Кудесникова, пожертвовала в Кириллов монастырь двор в Каргополе, на посаде 1014 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В то время как ферапонтовские монахи хлопотали об имуществе Никона, сам владелец его жил в Кириллове в строгом заключении. Кириллов монастырь издавна служил местом ссылки для провинившихся пред правительством лиц. Успешно выдержав осаду со стороны литовских шаек, Кирилов монастырь получил в глазах московского правительства значение важного стратегического пункта на севере Руси. В царствование Алексея Михайловича правительство решило обнести Кириллов новой большой каменной стеной по образцу Сергиева монастыря 170 . В 1661 г. царь пожаловал из казны 45 000 рублей на тогдашние деньги на производство работ 171 , а в 1667 году прислал указ спешить городовым делом 172 . Таким образом ко времени перевода Никона в Кириллов монастырь постройка его стен была уже закончена, и Кирилова обитель стояла в полном величии своих грозных твердынь, на которые и теперь не без удивления смотрит заезжий путник. Колоссальная стена тянется вокруг монастыря на расстоянии 1 ½ верст и имеет три этажа. В нижнем этаже множество келий предназначавшихся, вероятно, для ратников, второй и третий ярусы представляют из себя длинные галереи с бойницами для пушек и пищалей. Галереи эти так широки, что по ним свободно можно было бы прокатиться на тройке лошадей. Помещаемый здесь вид одной из таких галерей с перспективой уходящих вдаль сводов и арок может дать читателю некоторое представление о величине Кирилловских твердынь. Новой крепости, стоившей больших издержек и монастырю, и правительству, не пришлось однако испытать вражеской осады. Она служила для правительства другую службу, являясь вполне безопасным и надежным местом для пребывания ссылаемых им лиц. Между прочим, дело патриарха Никона дало Кирилловским тюрьмам несколько ссыльных лиц. Так в 1663 году был сослан сюда из Москвы поп церкви Введения, что в Барашах, Иван Фокин и сидел «в цепи и железе» за то что по удалении Никона из Москвы в Воскресенский монастырь продолжал поминать его московским патриархом 173 . В то время, когда Никон жил в Ферапонтове, пристав Наумов часто отсылал в Кириллов разных оговоренных по розыску лиц на сбережение (иеродьякона Ферапонта, служку Михайлова и др.) 174 . Пришлось наконец и самому Никону, бывшему «собинному» другу царя и великому государю, увеличить собой длинный ряд кирилловских заточников, в разное время томившихся в крепких стенах обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

1676-1681 - пребывание опального патриарха Никона в заточении. 1722 - приезд Петра I. 1740 - монастырь является собственником 21 тысячи крестьян из 16 уездов. 1764 - указом Екатерины II " О штатах " монастырь лишается своих крестьян и угодий. 1776 - из подмонастырской слободы образуется город Кириллов. 1777 - в крепостной стене монастыря размещается городская и уездная тюрьма. 1924 - закрытие монастыря и открытие на его территории музея. Сейчас Кириллов - районный центр Вологодской области, в 129 км к северо-западу от Вологды. Расположен на озере Сиверское. История Кириллова начинается с основания Кирилло-Белозерского монастыря. 24 августа 1776 года указом Екатерины II Кириллов был провозглашен городом. Летом 1397 года на берегу Сиверского озера появились два инока Московского Симонова монастыря Кириллмиру Козьма) и Ферапонт. Конечное место путешествия было известно Кириллу (ученику Сергия Радонежского, в то время - настоятелю московского Симонова монастыря) заранее, оно явилось ему в видении в одну из ночей, когда молился старец Божией Матери. Во время чтения акафиста Пречистой, он услышал вдруг голос; " Кирилл уходи отсюда и иди на Белоозеро, ибо там приготовлено тебе место, где сможешь спастись " . Голос этот сопровождался ярким светом, проникавшим в окно кельи и заставившим Кирилла выглянуть. Увидел он, что сияние восходит тот северной стороны, где находилось Белоозеро. Великая радость охватила Кирилла, ибо понял, что услышала Пречистая молитвы его. Вскоре после этой ночи в Симонов монастырь вернулся монах Ферапонт, совершавший по указу архимандрита хозяйственную поездку на север. Ферапонт подтвердил, что мест, пригодных для пустынножительства там достаточно, и согласился сопутствовать Кириллу, поскольку давно имел желание уйти подальше от московской суеты. В дальнейшем Ферапонт, пожив год вместе с Кириллом, покинул его и основал в 1398 году еще один известный монастырь, расположенный всего в 20 километрах - Ферапонтов. Для поселения монахи избрали высокий холм на берегу Сиверского озера. Они водрузили крест, и начали копать земляную келью в крутом обвале горы со стороны озера (это место можно видеть в монастыре в наши дни). Известно, что основатель монастыря, Кирилл, был знатного рода и имел высокий религиозный чин архимандрита Симонова монастыря, что предполагало неплохую жизнь в столице. Однако Кирилл отказался от этого, с мотивировкой " поиск спокойствия " , что, однако, вместо спокойствия принесло ему одни неприятности. Новый архимандрит Сергий не питал к нему теплых чувств. В конечном итоге, в возрасте 60 лет (очень немалом по тем временам) Кирилл уходит в Белозерье.

http://sobory.ru/article/?object=00500

потребна истинная вера— а если её нет? Вспомним снова великую мысль Апостола: если Христос не воскрес, то вера тщетна. Достоевский именно на это указывает как на основу безверия Кириллова: «— Слушай,— остановился Кириллов, неподвижным, исступлённым взглядом смотря перед собой.— Слушай большую идею: был на земле один день, и в середине земли стояли три креста. Один на кресте до того веровал, что сказал другому: «Будешь сегодня со Мною в раю». Кончился день, оба померли, пошли и не нашли ни рая, ни воскресения. Не оправдывалось сказанное. Слушай: этот человек был высший на всей земле, составлял то, для чего ей жить. Вся планета, со всем, что на ней, без этого человека— одно сумасшествие. Не было ни прежде, ни после Ему такого же, и никогда, даже до чуда. В том и чудо, что не было и не будет такого же никогда. А если так, если законы природы не пожалели и Этого , даже и чудо своё же не пожалели, а заставили и Его жить среди лжи и умереть за ложь, то, стало быть, вся планета есть ложь и стоит на лжи и глупой насмешке. Стало быть, самые законы планеты ложь и диаволов водевиль. Для чего же жить, отвечай, если ты человек?» (10, 471). Если основная мысль («Бога нет») верна, то с этою логикой не поспоришь, и все отговорки окажутся лишь проявлениями заурядной трусости. « Сказал безумец в сердце своем: « нет Бога » . Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро » (Пс. 13, 1 ). В этих словах Псалмопевца— вся идея романа «Бесы». Кириллов же обнаруживает жестокий вопрос, обнажающий таящуюся в атеизме трагическую безысходность: «Я непонимаю, как мог до сих пор атеист знать, что нет Бога, и не убить себя тотчас же?» (10, 471). Здесь обнажается таящаяся во всяком безбожии тяга к небытию; и идея самоубийства как высшего проявления человекобожеского своеволия есть лишь банальное проявление именно такой тяги. Примечательно, что в той части своего лихорадочного рассуждения, где он касается Христа, отрицая Его Воскресение, Кириллов слишком близок Ипполиту (в «Идиоте»), передавшему в своей исповеди ужас от мысли, что Воскресение невозможно. Ипполит сочиняет исповедь также перед готовящимся самоубийством (что оно не состоялось— не существенно: намерение было как будто искренним), а тут уже проявляется своего рода закономерность неизбежного отчаяния, следующего за тщетою веры. Правда, Кириллов хитрит с самим собою, ибо и сам до конца не уверен в своём неверии— опять парадокс. Но всё же самоубийство своё он понимает как акт спасения человечества (ещё один лже-христос) и как начало перерождения, «преображения» мира, его «обожения» на новой, физической основе. «Будет новый человек, счастливый и гордый. Кому будет всё равно, жить или не жить, тот будет новый человек. Кто победит боль и страх, тот сам бог будет. ...Бог есть боль страха смерти. Кто победит боль и страх, тот сам станет бог. Тогда новая жизнь, тогда новый человек, тогда всё новое... Тогда историю

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010